Поклонение идолам. Идол, идолопоклонство, идолослужение (см

Выражение ‘’идолопоклонство’’, у большинства из нас ассоциируется с языческими культами поклонения. Однако в данной статье, мы сделаем акцент на идолопоклонстве ещё более опасном и распространённом. По этому поводу писал апостол Павел:

‘’ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть ИДОЛОСЛУЖИТЕЛЬ , не имеет наследия в Царстве Христа и Бога’’ (Еф.5:5. Колос.3:5.).

В данном контексте, идолопоклонство, это всё то, перед чем [или кем] мы добровольно впадаем в зависимость; и Писание гласит: ‘’…все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною’’ (1Кор.6:12).

Идолопоклонство в политике

В послании Павла к Римлянам, мы читаем:

‘’Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение’’ (Рим.13:1,2).

В данном случае, христианин должен отдавать себя в послушание по отношению к светским властям – но где та грань, когда преступая её, он становится идолопоклонником?

Нам многим должно быть известно высказывание Царя царей, Христа: ‘’отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу’’ (Матф.22:21). И само государственное устройство, служит для хотя бы относительного порядка, пока не настанет время правления Небесного Царства (Матф.6:10.). Апостол Павел продолжает: ‘’Ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые’’ (Рим.13:4,6). Эти подати [налоги] идут на образование, строительство социальных объектов, для охраны порядка и т.д. Например: бездействие полиции, может обходиться государству дорого. Так во время забастовки полицейских Бразилии в 2012-м году, в несколько раз возросло число грабежей и убийств. Тех, кто сопротивлялись – убивали; люди закрывались в домах, боясь выходить на улицу.

Но что означает отдавать ‘’Божие Богу’’?.. В то время, когда жил пророк Даниил, вышел такой указ: ‘’кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме царя, того бросить в львиный ров’’ (Дан.6:7). Пророк конечно же обязан был подчиняться царю, но вот молитвы и преклонения должны отдаваться исключительно Всевышнему Небесному Отцу – и никому другому (Матф.6:9. Иак.1:17.).

Чаще всего при тоталитарном режиме, отдельные личности становятся идолами.

Требуя бездумной преданности к себе, они не заботятся о мнении самого Бога.

Тот же пророк Даниил, предупреждая о последнем времени нечестивого мира, писал:

‘’И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех…
И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества…и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени’’ (Дан.11:37,36(б); 7:25.).

Становясь в аппозицию по отношении к Всевышнему, такие правители требуют того же от своих подчинённых. Беспрекословно подчиняясь их преступным желаниям, мы делаем их своими богами (Матф.6:24.). Когда перед апостолами встал вопрос выбора, они в ответ сказали: ‘’должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. … судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?’’ (Деян.5:29;4:19.).

Идолопоклонство по отношению к своему ‘’Я’’

Эгоизм, так же является важной основой идолопоклонства.

Вполне законно в том, чтобы заботится о себе, и без этого инстинкта мы [человечество] давно бы вымерли. Например: еда – необходимость, а вот объедение – идолопоклонство. И это не обязательно много нажираться; но если ваши мысли только и заняты тем, как бы поизысканнее поесть, и большая часть вашей жизни посвящена подобному ‘’хобби’’ – будьте уверены, это идолопоклонство во имя чрева. Это может касаться и многих других сфер нашей жизни: чрезмерное увлечение покупками всевозможных новшеств, безконтрольным удовлетворением инстинкта размножения, и т.д. (Кол.3:5.).

Человек никогда не сможет быть свободным, он обязательно должен платить частью своей жизни за что либо; вопрос лишь в том, во имя чего [или кого] мы добровольно тратим самих себя. Наш Господь Христос сказал:

‘’Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает’’ (Лук.11:23). И если не искать Небесного, тогда у нас есть огромный шанс поклоняться божеству под названием ‘’Я’’.

Праздники и идолопоклонство

Сегодня, далеко не каждый христианин станет напрямую совершать праздники какому - ни будь языческому божеству. Но как-то мне пришло в голову обратить внимание на то, как праздновали день рождения ребёнка. Приготовления шли несколько дней: шары, цветы, стол ломился от яств, гости издалека – и что?.. Не нужно быть бессердечной сволочью, можно порадоваться, благодаря Всевышнего за всё то хорошее что Он даёт - но во имя чего порой собираются люди, когда они не издают ни одного слова благодарности Небесному Отцу? Тогда это напоминает ситуацию из Писания:

‘’Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам… И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам’’ (Иер.7:18. Суд.3:7).

Мы не думаем, что например, израильский царь Ирод, который отмечал свой праздник дня рождения, делал это в честь еврейского Бога Яхве (Марк.6:21.). Цари того времени [как впрочем и всегда] желали воздавать славу самим себе (Деян.12:21-23.).

Мы привели лишь один пример, который обращает внимание на суть праздников; и вопрос заключается в том, во имя чего они совершаются? А вот соглашаться - или не соглашаться с этим, это уже решать вам друзья. Апостол Павел писал: ‘’ а если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая… итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию’’ (1Кор.11:16; 10:31.).

Идолослужение пьянству, курению и наркомании

Идолослужение пьянству, курению и наркомании, поначалу можно отнести к идолопоклонству по отношению к своему ‘’Я’’ - однако это только поначалу, пока вы ещё сами контролируете ситуацию. Затем, рано – или поздно, вы становитесь рабом, и вашим богом становится эта Потребность, которая требует вашего неустанного служения до смерти; потому что написано: ‘’ибо, кто кем побежден, тот тому и раб’’ (2Пет.2:19).

В Библии описывается употребление вина на свадьбе, и сам Господь сотворил с этим чудо; после чего распорядитель пира сказал жениху: ‘’всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе’’ (Иоан.2:10). Но одно дело, когда кто-то выпивал вино – другое дело пьянство [как например: еда – и объедение]. Так же, наркотические вещества, порой необходимы в медицинских целях - однако наркомания, это уже зависимость, рабство, и значит идолослужение ведущее к смерти.

Апостол Павел писал по этому поводу: ‘’… все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною’’ (1Кор.6:12).
‘’Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности? Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые’’
(Рим.6:16,19).

Так же, предостерегая против идолослужения, Господь сказал: ‘’да не будет у тебя других богов перед лицем Моим’’ (Втор.5:7). И эта заповедь так же насущна и сегодня для нас во всех сферах жизни, друзья. Мир вам, и ‘’храните себя от идолов’’ (1Иоан.5:21.). Аминь.

«Яко вcи бози язык бесове» (Пс. 95; 5)

Слышите, братие, что говорит царь Давид? Говорит, что у язычников боги были бесы, что язычники служили и поклонялись бесам,

духам нечистым, вообще - диаволу. Правда, грубые язычники почитали богами идолов, служили и поклонялись идолам, бездушным истуканам - как богам. Но богодухновенный Царь показывает, какою мыслью руководились те люди, которые решились понаставить идолов для почета и поклонения. Эти люди бесов признали за богов. Идол, - говорит апостол Павел, - ничтоже есть в мире (1 Кор. 8; 4). Истукан - просто изделие человеческое. «Идоли язык, - говорит тот же Давид, - сребро и злато, дела рук человеческих» (Пс. 134; 15). Кому же тут служить и кланяться? Ничему и некому, если бы к тому не присоединялась вера, что действовавшие чрез идолов духи или бесы - суть боги. Идолы языческие были только видимым представлением бесов. Настоящий бог язычников и вообще грешных людей есть диавол. Диавол, отпадши от Бога и Творца и сделавшись противником Ему, захотел сам быть богом и начал от всех требовать себе божеского поклонения. Он обещал достоинство божеское нашим праотцам и, очевидно, хотел их отвратить от Бога, и взять под свою власть, чтобы господствовать над ними и быть их богом. Это же показывает его искушение, с каким дерзнул он приступить к Самому Спасителю нашему Иисусу Христу, нагло требуя от Него себе поклонения. «Сия, - говорил он, - вся (указывая на царство и славу мира сего) Тебе дам, аще пад поклонишимися» (Мф. 4; 9). Вот этому богу, именно - диаволу с его клевретами, главным образом, и служили язычники, исполняли злую волю его, приносили ему жертву по роду страстей своих, над коими властвуют демоны. А как человек есть существо не просто духовное, но вместе и телесное, то диавол захотел, чтобы человек и наружно, телесно служил ему как богу, и вот внушил язычникам наставить видимых, вещественных изображений богов - идолов, и им служить и покланяться, как богам. Таким образом, язычники, поклоняясь и принося жертвы идолам, поклонялись и служили на самом деле злым и нечистым духам, как сказано и о евреях, когда они «поработаша истуканным» (Пс. 105; 36), «пожроша бесовом, а не Богу» (Втор. 32; 17). Значит, бози язычников, действительно, были бесове.

Времена язычества кончились, но кончилось ли идолопоклонство? Свободны ли от идолослужения мы, принявшие закон Христов? - Нет. Кончилось поклонение истуканам, вещественным идолам, но не кончилось поклонение духовным идолам, служение диаволу. Духовные идолы - это страсти греховные. Кто служит, угождает им, тот служит диаволу. Три таких главных идола, которым, к несчастию, и мы, христиане, нередко поклоняемся и служим, - это наше, честолюбие, миролюбие и плотоугодие. «Все, еже в мире, - говорит святой апостол Иоанн, - похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская» (1 Ин. 2; 16). Первый духовный идол есть честолюбие и гордость. Еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16; 15), - говорит Господь. И этому идолу, диаволом измышленному, первым поклонником и служителем сделался сам же диавол, когда отрекся от повиновения Творцу и возмечтал быть богом. Этому идолу по обольщению диавола поклонялись и прародители наши, когда возмечтали быть яко бози. Этому идолу поклоняются и служат все, кто мечтает о своих достоинствах, кто любит честь и славу, кто ищет отличий и преимуществ пред другими. И чего они не приносят в жертву этому идолу! Вот один добивается высокого звания и места, чтобы величаться пред другими и любоваться мыслию: «несмь, якоже прочии человецы» (Лк. 18; 11). Такое гордое расположение есть служение духу гордыни. Другой служит для почестей и наград, несет труды и подвиги, не щадя ни времени, ни сил, ни здоровья своего - для чего? Чтобы получить то или другое отличие. Такое честолюбивое служение есть жертва бесу тщеславия. Третий благотворит, жертвует на богоугодные заведения, строит или украшает даже храмы Божии - да для чего? Для славы своей, для получения похвалы от общества и от начальства. Что же это, как не жертва бесу славолюбия? Иной роскошествует, ведет знакомство с большими и знатными людьми - и все для чего? Для своего тщеславия... Такая тщеславная расточительность своего достояния есть жертва бесу самоугодия. Все эти и подобные им жертвы со стороны человека суть именно жертвы идольские. Ведь рассудите сами, кому в таких случаях служит человек, для кого трудится, кому делает угождение и честь? Богу ли? Нет, своим порочным желаниям и страстям. Стало быть, и служит им, а чрез них - начальнику пороков и страстей диаволу с его клевретами.

Второй идол духовный есть миролюбие. Этому идолу поклоняются и служат преимущественно любостяжатели и сребролюбцы. Апостол Павел любостяжание именно называет идолослужением (Кол. 3; 5). Любостяжатели, как известно, все внимание, все заботы, все труды обращают на то, чтобы приобресть земные сокровища, а приобретенные умножать всякими, какими возможно, способами; сребролюбцы берегут свои сокровища, считая их дороже своей души, и ежели когда одолжают других, то только для своей корысти, чтобы потом взять свое с лихвой. Скажите же, кому они посвящают свои труды и свою жизнь, ежели не имеют в виду ни Бога, ни души своей, ежели только насыщают свою страсть к земным сокровищам и благам? Кому? - Мамоне. Тому же идолу поклоняются и служат и любители щегольства и нарядов, которые приносят этой безумной страсти непрестанные, бесчисленные и самые ценные жертвы. И уж именно служат, как рабы своему господину, как твари своему богу! И»мже бо кто побежден бывает, сему и работен есть», - говорит апостол Петр (2 Пет. 2; 19).

Третий духовный идол есть плотоугодие. Святой апостол Павел служение плоти и чреву считает именно идослужением и говорит, что чрево для чревоугодников есть бог. «Таковии бо, - говорит он, - Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву» (Рим. 16; 18), «имже бог чрево» (Флп. 3; 19). О, какой, в самом деле, великий бог у нас - чрево! Целую жизнь мы служим ему, все достояние свое отдаем в жертву ему, все труды несем, все заботы употребляем, все неприятности переносим для него, как бы только угодить ему. Мало того, что непрестанно заботимся о том, что «яды, или что пием» (Мф. 6; 31), - но еще стараемся наслаждаться пищей, «хотим ясти, пити и веселитися» (Лук. 12; 19). Как же поэтому не бог - чрево наше, ежели мы так усердно служим ему, так заботливо угождаем ему и так много жертвуем ему? Немало и других похотей плоти и даже страстей бесчестия (Рим. 1; 26), которым иные из носящих имя христиан не отказываются служить и жертвовать всем, не оставляя ничего для пользы души, как будто жизнь их только и есть, что на земле...

Так вот видите, братие, - и христиане не все свободны от идолослужения. Значит, и мы должны чаще напоминать себе заповедь Божию: не сотвори себе кумира. А таких духовных кумиров много, так много, что едва не равняется числу бесов, лукавых и нечистых духов. Святой Ефрем Сирин в молитве своей показал, конечно, только часть наших страстей, когда упомянул о духах праздности, уныния, любоначалия и празднословия. И ежели какая страсть, великая ли или малая, для человека есть идол, которому он поклоняется и служит, то какое же должно быть множество этих идолов и у христиан, как скоро они живут в пороках и страстях? Ах, братие! Страшно и подумать о таком идолослужении! А оно, действительно, есть. Действительно, многие, очень многие и христиане боготворят свои страсти, а чрез то совершают духовное идолослужение. И какое богопротивное, душепагубное идолослужение! Ведь христиане вступили в завет с Богом, отреклись сатаны и всех дел его, и сочетались Христу; ведь они должны служить и поклоняться единому Богу, а не врагам своим, исполнять волю Творца своего, а не волю лукавых демонов, ведь душа христианская должна быть храмом Божиим, а не вместилищем страстей.

О, возлюбленные! Позаботимся внести свет христианства в наши умы и сердца, в наши дела и поступки, во всю жизнь нашу. Как отвергнуты нами все кумиры вещественные, идолы языческие, так отвергнем и все плотские и душевные страсти, поставим в душах наших на место их христианские, божественные образы: смирение, веру, повиновение Богу, любовь, благотворение ближнему, воздержание от страстей греховных с соблюдением себя а чистоте души и тела. Так будем служить Богу живу и истинну (Евр. 9; 14), и поклоняться Ему духом и истиною (Ин. 4; 23), и тогда, только тогда мы будем истинными христианами, людьми действительно призванными из тьмы... в чудный Божий свет (1 Пет. 2; 9), и наследницы будем по упованию жизни вечныя (Тит. 3; 7). Боже наш, слава Тебе!

(Из книги "Сеятель благочестия" протоиерея В. Нордова)

Иерей Андрей Сикоев , клирик храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Берлине (РПЦЗ):

– Сегодня мы видим в мире немало соблазнов, и тут надо понимать, говорим ли мы о людях православных, которые живут церковной жизнью, или о тех, кто церковной жизнью не живет. Между тем идолы нынешние такие же, как и в прежние времена. Сам Господь говорит: не можете служить и Богу, и маммоне. Соответственно, маммона, или имущество, деньги, бытовое благополучие, очень соблазняет людей. Здесь также есть искушение идолов для верующего – он же находится среди окружающих его людей, в обществе, которое большей частью не живет духовной жизнью.

В этом и состоит наша борьба: вновь и вновь осознавать, где пролегает путь надежды и любви, где заложена истина, и находить спасение. Поистине великое утешение и счастье – быть православным и жить в Православной Церкви.

Второй, практически вездесущий, идол нашего времени для многих людей, в том числе для детей и молодежи – это телевизор и Интернет, которые обрушивают буквально вал информации и дезинформации. Пользование ими при неправильном отношении может стать настоящим идолослужением. За примером далеко ходить не надо: посчитайте, сколько времени проводят дети перед «ящиком», засоряя, мягко говоря, мусором свои мозги и сердца!

Третий идол, с которым надо ежедневно бороться, – это все виды удовольствия, все те увлечения, что связаны с самоутверждением материальных благ. Нередко в комнатах подростков и молодых людей можно видеть фотографии и плакаты «звезд» телеэкрана, шоу-бизнеса. Наши дети поклоняются этим лжекумирам, носят их изображения на своей одежде, бездумно растрачивают себя и свое время на их концертах. А что они получают взамен? Лишь душевную пустоту. Если человек пытается найти свое счастье вне Бога, то это не что иное, как идолослужение.

Да, сегодняшний мир насыщен явлениями, связанными с угрозами идолопоклонства. Но в то же время я хочу выразить надежду и радость в связи с тем, что народ православный, наша паства уже начинает это осознавать, проявляя все большее внимание к наставлениям Церкви в данной сфере, ища путь праведный. Особенно молодежь. Еще одним свидетельством тому стал проходивший у нас в этом году Православный молодежный съезд приходов Берлина.

Как только мы находим с молодыми людьми общий тон беседы, они с доверием и открытостью подходят к пониманию проблемы современного идолопоклонства, точно чувствуют, где истина. Ведь стоит только возбудить совесть – и, с помощью Божьей, уже можно начинать новую жизнь – без идолов, заключающих в себе опасность саморазрушения.

Священник Андрей Давыдов , настоятель Христорождественского и Никольского храмов города Суздаля, иконописец:

– Задача любого идола от начала рода человеческого – подменить реальность на что-то такое, чего нет. Единственная реальная жизнь, которая у нас есть, – это та самая минута, которую мы сейчас проживаем. Нам очень непросто это осознать, но на самом деле только это и есть реальность. Однако наше сознание все время пытается куда-нибудь улететь и увлечься чем-то, чего нет.

Истинная реальность проста. Это наша жизнь, это то, что перед нами. Самый важный человек – тот, который стоит прямо перед тобой; самое важное дело – то, которое непосредственно сейчас тебе нужно выполнять. Жизнь дарована нам Господом, и мы должны проживать каждую минуту как можно более полноценно, тогда как идол отвлекает нас на несуществующие реальности.

Такой несуществующей реальностью может быть, например, обладание богатством, которое само по себе не делает человека счастливым или лучшим, но ради которого он растрачивает драгоценные минуты своего существования. Такой несуществующей реальностью может быть власть. Один из появившихся в последнее время идолов – это виртуальная реальность. Интернет – идол в предельно откровенном виде, потому что этой реальности не существует. Тем не менее, мы вовлекаемся в нее и начинаем жить несуществующей жизнью по несуществующим законам, и эта виртуальная жизнь начинает в конце концов обладать нами.

Если заглянуть в Интернет, то 99,99 % его – это абсолютная чушь. Вся система построена на том, что предлагается неважная информация, которая мгновенно вылетает из головы, чтобы ты вложил свои драгоценные силы и энергию во что-то, чего на самом деле нет. Тот же YouTube, который сейчас стремительно развивается, мгновенные sms, Twitter – что-то совершенно иллюзорное…

Виртуальное существование – один из наиболее привлекательных идолов, которые предлагает нам современность. Виртуальное существование в открытом виде – это когда человек начинает проживать не свою жизнь. В результате, подчиняясь сегодняшним идолам, человек становится управляем. Он живет не своей жизнью, в то время как реальная жизнь проходит мимо – в ней он оказывается совершенным ребенком, не способным решить самые простые и насущные вопросы, которые стоят перед нами, – отношения с близкими, коллегами…

В результате современный человек находится в мире каких-то игр и иллюзий, подсунутой ему надуманной информации, а вот духовный мир остается от него в стороне.

Священник Димитрий Березин , настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери с. Молоково (Московская епархия), руководитель журнала для настоящих пап «Батя»:

– Пророк Илия боролся с идолопоклонничеством среди израильского народа, среди народа, забывшего свою историю и забывшего Бога. Поклонение идолам нарушило ту связь, которую люди имели с Богом, и как следствие – между собой. Если корабль следует ошибочным ориентирам, это ведет его к гибели, корабль ли это государства или лодочка души человеческой.

Наше время тоже славится идолопоклонничеством, но это идолопоклонничество гораздо тоньше описываемого в 3-й Книге Царств.

Первый идол – деньги

Незаметно для нас, мы стали жить в обществе потребления, где человек как пылесос всасывает всех и вся. Все стало возможно купить, в том числе и улыбки и уважительное отношение «обслуживающего персонала», независимо оттого, что ты из себя представляешь, – «клиент всегда прав». Когда все покупается и продается, мы чувствуем зависимость только от одного – от денег, которые создают для нас этот земной рай. Поэтому приносим в жертву деньгам все свое время, свой сон, свои увлечения, свои отношения с семьей и друзьями, свое здоровье, - все начинаем измерять в деньгах. И незаметно продаем свою любовь, честность, совесть, мудрость и веру.

Одна страна даже написала на своих банкнотах: In God we trust (англ. Мы верим в Бога).

Если пару десятков лет назад дети мечтали стать космонавтами, учителями, водителями, то сейчас детская мечта звучит примерно так: «Я хочу заработать много денег, купить крутой джип, яхту». Заработать, чтобы купить, а не трудиться, чтобы создавать, исследовать, помогать.

Но ведь деньги – это всего лишь миф, предмет соглашения в обществе. Они имеют очень опосредованное отношение к реальности. Помните пачки «керенок», которыми даже печи топили в деревнях, - ведь тоже деньги когда-то были.

Второй идол – это «Я». Наша гордыня

«Я» - это самое главное, центр мироздания. «Я» всегда прав, «Мое» мнение очень важное, все для «Меня», все «Мои» желания надо исполнять. На человека «Я» смотрит сквозь призму того, выгоден ли он «Мне» или нет, делает «Мне» приятно или нет, поступает ли так, как «Я» хочу, или нет.

Этот идол всеяден.

Третий идол – блуд

Причем не только в телесных, но у духовных проявлениях. О том, что блуд телесный стал считаться чуть ли не подвигом, сказано уже много. И жертв у этих «подвигов» уже предостаточно – в России в жертву этому идолу приносятся каждый день более 4000 младенцев.

На этих трех идолах стоит современный мiр (именно так в церковнославянском пишется слово, означающее мир сей – вы не от м iра сего – Ин. 15:19). И так или иначе они вторгаются в жизнь каждого христианина. Важно осознавать это и стараться, живя в мiре, не увлекаться служением этим идолам и сокрушать их, прежде всего, своим личным примером.

Священник Владимир Воронцов , клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы села Сарымолдаево, Чимкентская епархия (Казахстан):

– Апостол Павел спрашивает: «Какое согласие между Христом и Велиаром?.. Какая совместность храма Божия с идолами?» (2Кор.6,15-16). Идолопоклонство – это прямое противление Истинному Богу, нарушение Его заповеди. Кто будет спорить, что невозможно одновременно прославлять Бога и, вместе с тем, поклоняться и служить идолам. Идолопоклонник отворачивается от Господа и противится Его Святой Воле. В годы пророка Илии идолопоклонство насаждалось нечестивыми правителями по всей земле. Изображениям Валов и Астарт приносились жертвы, им поклонялись и служили люди. Современному христианину сложно порой увидеть, что его окружают идолы.

В современном мире вряд ли мы увидим идола в классическом виде. Враг рода человеческого хитер и лукав. Он всячески пытается замаскировать свою ложь и коварство. Никто теперь не поклоняется истуканам. В качестве идолов выступают такие вещи, которые на первый взгляд могут показаться благими, необходимыми и даже незаменимыми: красота, комфорт, богатство, удовольствие, собственное достоинство… Три причины заставляют человека служить этим идолам: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2,16). Указывая на эти причины, преподобный авва Дорофей пишет: «Всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия» («Душеполезные поучения», поучение 9).

Внешняя красота без заботы о состоянии души совсем не является красотой. Красота – это гармония, соразмерность всех частей целого. Когда понятие о человеке подменяется лишь представлением о его внешности – это уродство. Украсили плоть дорогим костюмом и косметикой, а душа в грязи, увы. Ф.М. Достоевский писал о красоте, что «что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским». Такая «красота» есть ничто иное, как «похоть очей», она сопряжена с «похотью плоти» – стремлением к комфорту и удовольствию.

Вместо стремления принести пользу предлагается «принцип удовольствия». В Евангелии Господь говорит, что «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф.6,24). Служение этим идолам губительно. Оно отвращает человека от Бога. Без Бога человек обесчеловечивается, становится неуравновешенным, растерянным. Выбрал «красоту», а за ней скрывается «идеал содомский». Выбрал удовольствие и комфорт и уподобился блудному сыну, который и хотел бы насытиться кормом, предназначенным для свиней, но не мог. Похоть, страсть, по учению святых отцов насыщает бесов, а человека опустошает.

Особенно страшен идол богатства, сребролюбия. Священное Писание прямо говорит о любостяжании, что оно «есть идолослужение» (Кол.3,5). Служение этому идолу делает бессмысленным для человека такие понятия как любовь, милосердие, сострадание. Все покупается и все продается. Общество, отказавшееся от Бога ради идола денег, обречено на погибель, ибо ценности в таком обществе подменены бумагой. Дела заменены стоимостью, сам человек заменен его средствами и его положением в обществе. В таком обществе нет места для Бога, для вечности – только бесчувствие, бессердечие, смерть… О поклонниках этого идола Писание говорит, что «их бог – чрево» (Фил.3,19).

Не менее опасен идол славолюбия – тщеславия, собственное достоинство, самолюбование, гордыня. Апостол пишет: «вы храм Бога живаго» (2Кор.6,16). Служащий идолу собственного достоинства становится храмом мертвого бога. Я САМ живет в его сердце. «Я сам» не пустит ничто благое в сердце и душу. Все, что он будет делать, направлено ни на пользу душе, ни на пользу людям, а к славе человеческой. Пусть даже никто и не узнает (а при удобном случае «я сам» обязательно расскажет всем) о совершенных делах, достаточно «мне самому» гордиться собой и быть довольным собой.

Для поклонника идола славолюбия – «себя самого» важно не то, что необходимо и не то, что полезно и спасительно, а то что я хочу, что мне нравится. «Я хочу служить Богу», – увы, для скольких христиан важна первая часть фразы – «я хочу». Разве спасительно такое служение? Авва Дорофей учит: «тогда только человек видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю» («Душеполезные поучения», поучение 5). Отречение от своей воли есть первое условие следования за Христом: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16,24).

Как часто бывает, что христианин приходит на исповедь, чтобы «промыть перекисью водорода ранки», а в глубине души кроется гной и требуется «серьезная операция», «скальпель». Горько, когда тщеславие не дает человеку покаяться. Тщетными становятся молитвы, посты и подвиги.

Всякий идол рано или поздно будет разрушен. Какой прок в идолопоклонстве? Какая радость служить трухе? Святой Пророк Илия обратил Народ Божий от идолослужения к Истинному Богу. Будем молиться угоднику Божию, да его молитвами Господь вразумит нас узреть идолы, окружающие нас. И отвратит каждого христианина от поклонения истуканам, пускай внешне и привлекательным, но полным скверны.

Святый пророче Божий, моли Бога о нас!

Диакон Сергий Плотницкий , руководитель социального отдела Пинской епархии Белорусского Экзархата:

– Увы, идолопоклонство начинается у нас с детства, когда родители, да и общество в целом, культивируют у своих чад потребительское отношение ко всему окружающему. И потом мы видим горькие плоды, когда молодые ребята, а затем и люди среднего возраста попадают в плен, прежде всего, такого идола, как деньги. Все материальные ценности, которые их окружают: машины, шмотки, дома, становятся самоцелью, превращаясь по сути в тех же истуканов, которые были у язычников. Выйти на улицы и посмотреть вокруг – истуканы заполонили нашу жизнь, мы ходим буквально по языческим капищам…

Современный идолопоклонник постоянно хочет, чтобы сегодня у него было лучше, или, на его языке, «круче», чем вчера, и в этой гонке он забывает о самом главном – о том, что он должен думать о спасении своей души.

И слава Богу, что Господь дал нам такие испытания, как болезни. Это, пожалуй, единственный миг, когда человек может остановиться в той пагубной гонке и задуматься. Наверное, самое страшное – когда заболевает ребенок, потому что мы стали сейчас такие «железобетонные», что порой лишь детские страдания способны привести нас в чувство. Не секрет, что многие люди, особенно в крупных городах, приходят в храм, когда кто-то в семье заболевает, умирает и уже никакие врачи и целители не могут помочь. И вот только тогда, когда нас окружают такие скорби, мы можем посмотреть на свою жизнь здоровыми глазами. И выход здесь один – через Церковь, через осознание пути спасения.

Взять, например, наш небольшой город Пинск – 140 тысяч человек населения. Не потому ли, что столь мощно давит пресс современных идолов и увлечений, размыты духовные связи людей, оскудевают их души? Что уж тут говорить об огромных мегаполисах! И уж если люди вспоминают о Боге лишь когда у них беда, то, несомненно, очень важно, чтобы приходящие в храм люди оставались в нем. И мы должны приложить для этого все усилия, то есть духовно обогреть человека. Если он этого не ощутит, то отправится дальше, в какую-ту секту, где ему всегда «рады».

Могу сказать, что для меня, как священнослужителя, неимоверное счастье – нахождение возле Престола Божиего. С этим не сравнятся никакие материальные блага! Это радость, которая никогда не заканчивается, в отличие от материальных ценностей. Она постоянно наполняет твою душу. Поистине, сад, когда за ним ухаживают, становится прекрасным, благоухает и приносит замечательные плоды.

6 августа в Столенском благочинии Пинской епархии открывается молодежный епархиальный слет. В его насыщенной программе – обмен опытом работы среди делегатов от каждого благочиния, включая приходскую православную молодежь, а также вполне конкретные послушания. Так, ребята, во-первых, будут помогать врачам, медсестрам и санитарам больницы в деревне Бережное, ухаживая за престарелыми и больными людьми. Во-вторых, они займутся восстановлением реабилитационных мастерских для инвалидов в городе Столине. Пройдет также обучение по написанию грантов, связанных с социальной тематикой, – ребятам будет предложено самим написать проект гранта для своего прихода.

Наконец, в ходе слета мы организуем ряд встреч, весьма полезных для молодежи. Так, акушер-гинеколог города Столина расскажет о недопустимости абортов и их разрушительных последствиях как для матерей, так и для семей. А врач-педиатр посвятит свое выступление заботе о здоровье детей, тем более что Столин и Пинск – те города, которые больше всего пострадали во время Чернобыльской аварии, и сегодня там наибольшая распространенность онкологических заболеваний среди детей. Еще будет очень важная встреча делегатов слета с руководителем миссионерского отдела Пинской епархии отцом Иоанном Горбуновым, который раскроет секреты сектантских общин, вербующих в свои ряды молодежь, и расскажет, как с ними бороться. Кстати, мы также планируем пройти крестным ходом через три деревни, где наиболее мощное влияние сект.

Словом, как видите, наш православный молодежный слет – это тоже своего рода инструмент противодействия современным идолам. И глубоко символично, что он пройдет вскоре после празднования памяти пророка Божия Илии, который ревностно сокрушал идолов и был в огненной колеснице .

Исход 32 глава

Стоит отметить, что, очевидно, задержка Моисея стала поводом к отступлению среди народа Божия (см. Иез.12:21-28; Авв.2:2-4; Мф.25:1-13). Аналогично, некоторые не будут готовы ко встрече Господа, когда Он явится во «второй раз» (см. Евр.9:28). Многие скажут в тот день, «Не скоро прийдет господин мой», и предадутся злу (Мф.24:45-51; Лк.12:37-48; 2Петра 3:3–18).

Израильтяне боялись, что их лидер, от которого они зависели, оставил их. Пока Моисей был с ними, чтобы поощрять их, увещевать и поддерживать их своим примером, им удавалось поддерживать на более высоком уровне духовную жизнь, «идти верой, а не видением» (2Кор.5:7). Когда его присутствие было удалено от них, началась обратная реакция, и «плоть» одержала победу над «духом». Хотя облако густого мрака, в которое вошел Моисей, когда поднимался на гору с Иисусом Навином, было видно с равнины, вершина горы время от времени освещалась молниями от Божественного присутствия, и многим в лагере казалось, что Моисей покинул их или был поглощен пожирающим огнем. Почва для печального проявления идолопоклонства.
Этот опыт представляет другие, поразительно противоположные примеры, столь характерные для Библии, как, например, Христос во славе на горе Преображения и Его ученики в долине ниже, находящиеся в огорчении и поражении (Мф.17:1-18). Здесь, в то время как Моисей был на горе, получая скрижали закона и инструкции относительно истинного поклонения и высокого и святого служения первосвященника, народ внизу вопиющим образом отвернулся от Господа. Как это ни парадоксально, их вел к идолопоклонству тот самый человек, который был призван служить Господу.

К Аарону. Если бы брат Моисея был тверд в вере и характере, этого несчастного случая в истории Израиля можно было бы избежать. Слабость характера Аарона и дух компромисса не только сделали его духовное руководство неэффективным, но и поместили его в положение лидера восставших.
Сделай нам бога. Поскольку их пребывание в Египте приучило евреев к материальным формам божества, для них было трудно доверять невидимому Богу. Несмотря на то, что здесь слово «бог» по еврейски - ХElohim, множественная форма слова, некоторые исследователи Библии утверждают, что «боги» здесь и в ст. 4, 8, и 31 должны быть переведены «бог», полагая, что множественное число используется, чтобы подчеркнуть факт, что золотой телец был ложным богом в отличие от Господа, истинного Бога.
Шел бы перед нами. Утомившись так долго ждать на Синае и стремясь продолжить их путешествие в Землю Обетованную, люди требовали видимого бога впереди себя, чтобы он внушал им уверенность и храбрость (см. 1Цар.4:3-8). Как хорошо было бы, если бы они провели это время ожидания в размышлениях о законе Божием, и тем самым подготовили бы свои сердца, чтобы получить дальнейшие откровения от Него. Если бы они это сделали, то были бы в состоянии противостоять этому искушению.
В значительной степени дух отступления был порожден «множеством иноплеменников», которые присоединились к израильтянам, чтобы избежать язв Египетских. Они были постоянной помехой и ловушкой для Израиля (Исх.12:38; Числ.11:4). Они сравнимы с «негодными людьми» из ДА.17:5.
2. Встревоженный безрассудной глупостью и угрожающим отношением людей, опасаясь за свою безопасность, Аарон сдался требованиям толпы вместо того, чтобы благородно и смело отстаивать честь Бога (см. Исх.23:2). Надеясь, что они не откажутся от своего имущества, он потребовал коллекцию «золотых сережек». Но он ошибся в своей надежде. Сделав первый шаг на пути компромисса, он уже не мог отступить.

4. Вот бог твой. «Телец» кажется естественным израильтянам, потому что они были свидетелями поклонения быку Апису в Египте. Но золотой телец был, по-видимому, материальным представлением истинного Бога, а не какого-то языческого божества (см. ст. 5).
5. Провозгласил. Ощущая одобрение народа, Аарон пошел далее, объявив о «банкете». Как ни странно, это должен был быть «праздник Господу». Этот дух компромисса, стремление согласовать поклонение Господу с идолослужением, проявлялось Израилем не только в этом случае; это также мотивировало большую часть идолопоклонства, которое мешало им в будущем
(3Цар.12:26-33; 4Цар.17:32-33; Соф.1:5).
6. Встали рано. Люди были настолько возбуждены и воодушевлены к их новооткрытой религии, что они не могли подняться достаточно рано, чтобы начать служение.
Сели, чтобы есть. Только определенные части жертвенных животных обычно сжигались, остальные съедались поклоняющимися.
Встал играть. Это было чувственным действием. Языческие жертвенные пиры превращались в расточительные оргии (Числ.25:1-9; 1Кор.10:7-8). Этот эпизод иллюстрирует войну между плотью и Духом, которая постоянно продолжается в человеческой природе (Рим.7:23; 8:1–13). С того времени, как израильтяне ушли из Египта, они вели духовную жизнь, полагаясь на невидимого Бога и покоясь под Его защитой. В конце концов, однако, когда сдерживающее влияние примера и руководство Моисея было удалено, зло восторжествовало. Они вернулись к идолопоклонству и к распущенности, которая была неразрывно связана с языческим поклонением. Чувственное наслаждение маскировалось религией (2Тим.3:4-5). Такая религия так же приятна множеству людей сегодня, как это было в эпоху Израиля. И есть все еще уступчивые руководители, которые уступают желаниям неосвященных и поощряют их ко греху (ПП 317).
7. Народ твой. Бог отверг Израиль; Он больше не говорил о них как «мой народ» (Исх.3:10; и т.д.; cf. Мф.21:13; 23:28). Они нарушили свой завет с Ним и «отделили» себя от Его заботы и руководства (Ис.59:2). Отвращение греха присуще Божественному характеру. Бог любит грешника, но ненавидит грех. Моисей, находясь далеко от лагеря, не знал, что происходит внизу.

8. Скоро отклонились. Несколько недель ранее люди вступили в торжественный завет с Богом и обещали повиноваться Ему (Исх.19:8; 24:3). Теперь этот завет был нарушен (ПП 320). Не имея «корня» в искушении люди быстро впали в грех (см. Мф.13:20-21). Многие, особенно из «множества иноплеменников», не могли сопротивляться своим старым идолопоклонническим привычкам (см. 2Петр.2:22). Слово «жестоковыйные» передает идею порочности, как с лошадью, которая отказывается идти нужным путем и упирается, когда возница тянет узды вправо или влево.
10. Оставь Меня. Бог проверял Моисея и готовил его к тому, что ждало его впереди (см. Быт.18:23-32; 32:26–28). Это было не последний случай, когда он переживал такой опыт (Числ.16:21, 45). Моисей чувствовал, что решение Бога не было окончательным, и продолжал ходатайствовать о его народе.
Произведу от тебя. Господь дал Моисею возможность выбрать между своей собственной славой, честью Бога и благополучием тех, кто находился под его ответственностью (см. Мф.4:8-10). Он поступил благородно и таким образом доказал свою преданность Богу и задачам возложенным на него.
11. Моисей стал умолять. Моисей возражает, что Израиль - все еще Божий народ - а не его (см. ст. 7). Бог сделал для них так много; конечно, Он и теперь не отвергнет их, тем самым призная неудачу своего собственного плана. Бог не мог позволить себе это сделать ради Его собственного имени - было первой просьбой Моисея. Моисей не мог извинить грех своих людей, но он мог ходатайствовать об их прощении (см. Иов 42:10; Иер.14:19-21; Иез.14:14, 20; Дан.9:4-11).
12. Окружающие страны узнали о чудесном избавлении евреев из Египта, и в результате они боялись того, что Господь еще мог сделать для Израиля. Поэтому, если бы Израиль был уничтожен, то язычники радовался бы, и Бог был бы опозорен. Обвинения египтян подтвердились бы, что вместо того, чтобы вывести народ в пустыню для жертвовоприношения (Исх.5:1-3), Он привел их туда, чтобы быть принести их в жертву (Исх.10:10). Не дать язычникам торжествовать над Израилем было второй просьбой Моисея.

Вспомни Авраама. Третья просьба состояла из напоминания Богу Его обещаний Аврааму (Быт.15:5; 17:2–8), Исааку (Быт.26:4), и Иакову (Быт.28:14; 35:11). Эти обещания к тому времени были выполнены лишь частично и конечно, Бог исполнит Свое слово.

Господь раскаивался. Господь был тронут искренней, самоотверженной молитвой Его верного слуги. Бог не мог отказаться от молитвы того, кто думал больше о его людях, чем о своем собственном возвеличивании и чести. Был открыт характер Моисея, было откровение Божественной любви (Ин.3:16; Фил.2:5-8).

Слова «Господь раскаивался» слабая попытка выразить Божественное желание на человеческом языке. Строго говоря, Бог не может изменить Свои планы, поскольку Он знает «конец от начала» (1Цар.15:29; Ис.46:9-10; 55:11). Однако, когда грешники оставляют свой грех и обращаются к Нему, когда Его дети умоляют Его о милосердии и прощении, тогда Он действительно «раскаивается». Он меняет гнев на милость, осуждение на милостивое прощение (Пс.105:44-45; Иер.18:5-10; 26:3; Иоиля 2:12–14; Иона 3:9-10; 4:2).

В его руке. То есть в руках (Втор.9:15).

Когда Иисус Навин услышал. Спускаясь, Моисей встретил Иисуса Навина, который оставался там, где Моисей оставил его шестью неделями ранее (см. Исх.24:12-18). Вместе они спустились к лагерю. Будучи воином, Иисус Навин подумал, что звук, доносящийся из лагеря, был военным, но Моисей, предупрежденный Господом, подозревал истинный характер шума. Последняя часть спуска с горы Синай не позволяет видеть равнину внизу, так что любой звук с равнины был слышен прежде, чем ее источник можно было увидеть. Возможно, холмы у подножия горы создавали препятствие для прямой видимости (см. на Исх.19:1).

Он приблизился. Религиозные обряды большинства древних народов включали танцы. У евреев это происходило иногда торжественно и достойно, как в случае с Давидом (2Цар.6:14), иногда празднично и радостно (см. на Исх.15:20). Среди язычников, однако, и особенно среди народов Востока, такие танцы имели свободный и похотливый характер. Египетские танцовщицы были профессионалами в плохом смысле, и их танец был чувственным и неприличным. В Сирии, Малой Азии и Вавилоне танцы были дикой оргией. Именно такой танец позволили себе израильтяне, что вызвало горячий гнев Моисея. Это было идолопоклонство в худшем виде. Не удивительно, что он в гневе бросил эти две скрижали на землю, и «разбил их». Этим он показал, что поскольку они нарушили завет с Богом, то и Бог разрушил Свой завет с ними (Втор.9:17; ПП 320).

Он взял тельца. Сравните это с действием Иосии (2Цар.23:1-27).

Рассыпал. Так как эта «вода» была «ручьем», который спускался с горы (Втор.9:21), и был единственной доступной водой, когда израильтяне пили ее, они глотали частицы золота. Таким образом стало так, что предмет их греха стал инструментом их наказания. (Пс.7:15-16; 9:16; Пр.1:31-32; 5:22). В полном уничтожении золотого тельца Моисей показал народу тщетность и ничтожность их кумира (1Кор.8:4). Если телец не мог спасти себя, он, конечно, не мог спасти и своих поклонников (Пс.115:3-9; Ис.46:5-7).

К Аарону. Уничтожив идола, Моисей естественно повернулся к тому, кого оставил ответственным за народ, кто должен был сопротивляться злу и остановить это отступление (Исх.24:14). Моисей не подразумевал, что люди сделали что-либо Аарону; вопрос был задан с упреком. Если бы Аарон занял твердую позицию, это отступление, возможно, не произошло бы (ПП 316, 317).

Ты знаешь. Вместо того, чтобы кротко взять на себя ответственность за идолопоклонство, Аарон оправдывал себя, возлагая вину на людей. При этом он показал себя истинным потомком Адама и Евы (Быт.3:12-13). Какой контраст с духом Моисея (см. на Исх.32:10-14, 32).

Вышел. Чтобы далее оправдать свое поведение, Аарон подразумевал, что произошло чудо, что сверхъестественная сила преобразовала золотые слитки «в огне» в «этого тельца». Завораживающая власть греха заставляет здравомыслящих людей придавать рациональный смысл их действиям. Аарон был бы уничтожен за свой грех, если бы не серьезное заступничество Моисея (Втор.9:20). Из-за его пложения как лидера, в отсутствие Моисея, грех Аарона был еще более предосудительным. Кому много вверено, с того больше взыщут (Лк.12:48).

Необузданный. Или возможно, «вырвавшийся на свободу». Таким образом, люди давали волю своим диким страстям. Моральная сдержанность была полностью оставлена. Люди были практически в состоянии бунта, доводя себя до безумия. Они стали дикой толпой, и Аарон был ответственен за эту оргию, поскольку он сделал тельца и объявил праздник.

Их посрамление. Возможно, некоторые Амаликитяне (см. Исх.17:8-16), были все еще поблизости, чтобы видеть это буйство и его распутные непристойности.

Тогда Моисей стал. Будучи не в состоянии остановить эти ужасные действия и понимая, что что-то должно быть сделано, Моисей стал у «ворот лагеря» и призвал присоединиться к нему в подавлении восстания. В войне между добром и злом нет нейтральной стороны. Мы или на стороне Бога, или на стороне сатаны. Нет середины (И.Нав.24:14-15; 1Цар.18:21; Мф.6:24). Окончательной проверкой того, что мы находимся на стороне Господа будет наша верность, когда все вокруг отступают. (Мф.7:13-14). Решительное благочестие проявляет себя в способности сопротивляться влиянию множества. Требуется мужество, чтобы сохранить индивидуальность (см. Дан.3:14-18). Только одни среди всех братьев «сыновья Левия» сплотились на «стороне Господа». Они не участвовали в этом идолопоклонническом служении.

Каждый свой меч. Везде, где Левиты встречали все еще участвующих в распущенных обрядах, они должны были «убить» их мечом, игнорируя отношения семьи и дружбы (Втор.33:8-9; Иез.9:6). Решительные действия были необходимы, чтобы подавить восстание. Иисус однозначно дал понять, что никаким земным связям нельзя позволить стоять между нами и нашим долгом по отношению к Нему (Мф.8:21-22; 10:37). Произошло так, что место празднества стало местом смерти. Эта быстрая казнь тех, кто ввел в идолопоклонство людей, была необходима, чтобы показать окружающим народам определенное неудовольствие Бога против языческого поклонения. Что касается его собственного народа, Господь должен был убедить их в том, что беззаконие, такое как это, не будет допускаться. Если бы Бог разрешил этому нарушению остаться без сурового наказания, в будущем евреи могли бы более охотно уступить соблазнам идолопоклонства. Как любящий защитник Израиля, Бог удалил от них тех, кто был полон решимости идти своим собственным путем непослушания, чтобы они не вели других к гибели. В это время Бог в Своем милосердии позволил некоторым погибнуть, чтобы спасти многих. Кроме того, если бы грех сохранялся, Бог больше не мог бы защитить их, и они пали бы беззащитными перед своими врагами.

Посвятите себя. Моисей объявляет милость Небес Левитам, которые так усердно присоединились к нему в наказании идолопоклонников. Еврейское слово «освящение» несет в себе мысль быть назначенным на святое служение. Здесь это подразумевает, также, специальное Божье «благословение» данное Левитам, чтобы быть избранными на служение во святилище (Числ.3:5-9; 18:1–7; Втор.10:8).

На следующий день. Это предполагает, что люди наконец осознали свою большую вину и были напуганы тем, что каждый отступник будет убит. Любовь Моисея и жалость к его народу принудили его снова ходатайствовать перед Господом за них. Здесь есть глубокий урок в том, что служители евангелия должны хорошо обдумывать свои действия. Так же, как и пастухи стада, они должны любить своих членов церкви и делать их ближе к Богу, они должны указывать людям на их грехи (Ис.58:1). В то же время они должны искренне умолять Бога о прощении греха через милосердие Христа.

Народ сей. Моисей говорил с Богом об израильтянах, как о «Твоем народе» (ст. 11). Здесь, думая о тяжести греха, который сделал их недостойными называться народом Божьим, он обращается к ним как «этот народ».

Прости, а если нет. Так Моисей перешел в своем обращении к Богу, не закончив первую часть его. Это, могло бы быть «Тогда я буду довольствоваться», или «У меня больше не будет, чтобы сказать». Подобные обороты найдены в Лк.13:9; 19:42.

Изгладь меня. Столь большой была любовь Моисея к его согрешающим братьям, что, если бы он не мог предотвратить их гибель, он не хотел видеть это (см. Числ.11:15). Он был готов быть «изглаженным из книги Твоей» (см. Ис.4:3). Он был готов отдать свою собственную жизнь, если это поможет искупить их грех. Он был готов нести их вину, здесь и в будущей жизни, чтобы обеспечить им прощение. Павел проявил подобную бескорыстность к евреям в его дни (Рим.9:1-3). Моисей совершил много благородных поступков, но этот был самым благородным из всех. Нелегко оценить меру любви таких людей, как Моисей и Павел, нашим ограниченным возможностям не постичь этого, как маленький ребенок не в состоянии постичь храбрость героев. Моисей - прообраз Доброго Пастыря, который отдал жизнь Свою за овец (Ин.10:11, 15), кто был «отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего» (Ис.53:8; Дан.9:26; Ин.15:13).

Из книги Твоей. Это обращение к «книге жизни», в которой зарегистрированы имена всех тех, кто утверждал, что является детьми Бога (Пс.68:28; Дан.12:1; Фил.4:3; Откр.3:5; 13:8; 17:8; 20:12, 15; 21:27). Те, кто отпал от Бога, кто из-за своего нежелания оставить грех становится нечувствительным влиянию Святого Духа (Быт.6:3; Еф.4:30; Евр.10:29; 1Фес.5:19), будут вычеркнуты из книги жизни и уничтожены.

Кто согрешил. В целом Библия учит, что все должны понести свое наказание (Втор.24:16; 4Цар.14:6; Пс.48:7-8; Иер.31:29-30; Иез.18:20). Существует только одно заместительное искупление, которое Слово Божие принимает, это Искупление Иисуса Христа, Который, будучи без греха, может быть наказан за грехи других людей (Ис.53:5-6; Ин.1:29; 1Кор.15:3; Евр.9:28; 1Петр.2:24). В ходатайстве, которое он делал за Израиля, Моисей символизировал заступничество Христа за грешников. Но он не мог также, как и наш Господь, нести вину отступников.

В день посещения. Было высказано предположение, что это относится к заявлению, что ни один из тех, кто покинул Египет не войдет в Ханаан (Числ.14:26-35).

Поразил Господь. После поражения 3 000 (ст. 28) язва вспыхнула в лагере. Даже это было доказательствами Божественного милосердия, чтобы подчеркнуть опасность уступок греху. Хотя Бог был готов простить Его народ, но если бы прощение было получено очень легко, то они были бы ободрены совершить преступление вновь. Они должны быть увидеть злые последствия беззакония. Мягкость была отложена, чтобы убеждение могло произвести более глубокое впечатление.

Во всех отношениях Бога с нами сегодня мы должны учиться, чтобы понять Его божественную волю и извлечь уроки, Он показывает это для нашего наставления. Таким образом Он развивал бы и укреплял бы наш характер.

По материалам Библейского комментария АСД