Конспект урока на тему «Когда наступит лето? «Когда наступит лето?» план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему Как мы узнаем что наступило лето.

Тема. Когда наступит лето?
Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах их последовательности.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.
Учить выделять характерные признаки времен года.
Развивающие задачи урока:
Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.
Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
Воспитательные задачи урока:
Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научиться узнавать времена года по характерным признакам.
Ход урока.
Адаптационный этап урока
Организация начала урока
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Много нового узнать.
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все видят и замечают.
- Ушки ваши пусть не просто слушают, а все слышат.
- И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперед ума.
- А теперь закроем глазки и проговорим: «Я готов к уроку!»
Выявление предварительных знаний и определение их границ
Кто приходит к нам в гости на урок окружающего мира и говорит нам что мы узнаем и чему научимся? (муравей)
Он путешествует вмести с нами во времени
Перед вами на столах лежат листы. Найдите там табличку. Вам предстоит расставить цифры от 1 до 7 в порядке следования дней недели.
Какой первый день недели? Поставьте там цифру 1.
Среда Пятница Понедельник Четверг Вторник Воскресенье Суббота
Подскажите-ка нам звери,
Как запомнить дни недели?
Первый понедельник,
Зайка – рукодельник.
А за ним приходит вторник,
Соловей – задорник.
После вторника – среда, лисичкина еда.
За средой – четверг,
Волк глазами сверк!
За четверг к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей – суббота,
Баня у енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье!
С вашей помощью Муравьишка запомнил дни недели. Узнал Муравьишка, когда придет суббота, но вдруг он подумал: «А когда же наступит лето? Ведь у ребят каникулы». Но теперь его интересует другой вопрос.
Постановка проблемного вопроса. Сообщение темы и задач урока.
Побежал он к Мудрой Черепахе, а она встречает его новой загадкой.
Четыре ковра рукодельницы ткут
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ здесь мудреный, его нашел ты? (времена года)
- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Какое время года вы любите?
Давайте вспомним, какие есть времена года, поработав в группе.
Соберите пазл, и скажите какое время года изображено на вашей картинке.
(собранные картинки вывешиваются на доску)
А Муравьишка торопится узнать: Когда наступит лето? Кто-нибудь сможет ответить на этот вопрос уже сейчас? А можно сделать так, чтобы лето пришло уже сейчас?
Посмотрите отрывок из мультфильма «12 месяцев» и скажите, почему сейчас не может прийти лето? (мультфильм 12.40 – 14.00)
- Не может прийти лето, потому что это закон природы, все месяцы следуют друг за другом в определенном порядке.
2. Основной этап урока.
У каждого из вас на парте «волшебные годовые круги». Положите перед собой круг. Это волшебный круг, а его хозяин старик – годовик. Послушайте сказку о нем.
Первичное чтение сказки «Старик – годовик»
– Понравилось ли вам произведение? Чем? Кто герой? (Старик-годовик.)
Послушайте еще раз первый абзац. Что поняли? (Каждая птица - это один из зимних месяцев.)
- Назовите зимние месяцы по порядку. (повторяем хором, повторяет 2 – 3 ученика)
- Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз».)
- Какие еще признаки зимы вам известны?
- закрасьте в годовом круге зимние месяцы синим цветом.
Немного отдохнем, выполнив зимнюю зарядку.
Мы погреемся немножко,
И похлопаем в ладошки.
Ножки тоже мы погреем
И попрыгаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы в снежки играем смело,
Ах, какое это дело!
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились!
- Послушайте вторую загадку (второй абзац). О чем она? (О весенних месяцах.)
- Назовите из текста признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы».)
- Какие еще вы знаете признаки весны?
- Перечислите названия весенних месяцев. Закрасьте в годовом круге весенние месяцы розовым цветом.

Послушайте третий абзац и разгадайте его секрет. (Говорится о летних месяцах.)
- Назовите по порядку летние месяцы. Докажите словами текста, что это говорится о летних месяцах.
– Что происходит в эти месяцы? («Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь».)– Что означают слова «жарко», «душно», «знойно»?
Жарко – жаркая, горячая (погода).
Душно – жаркий воздух, стесняющий дыхание.
Знойно – сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень).
– Как называются такие слова? Слова – приятели или слова – неприятели.
- какие еще признаки лета вы знаете?
– Закрасьте летние месяцы в годовом круге зеленым цветом
– Как вы думаете, почему автор использует все три слова? (Чтобы показать оттенки жаркой погоды летом.)
- Послушайте четвертый абзац. Про что эта часть сказки? Назовите признаки осени. Перечислите по порядку осенние месяцы.
- Закрасьте часть годового круга оранжевым цветом, где написаны осенние месяцы
Выполним осеннюю зарядку
Ветер сильно вдруг подул,
Листья с дерева смахнул
Закружились листья все,
Прилетели все к земле.
– Итак, скажите, наконец: что это за тройки? (Это месяцы времен года.)
– Назовите все времена года по порядку. (Зима, весна, лето, осень.)
– Сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик? Что это за птицы? (Двенадцать месяцев.)
- Послушайте последний абзац.
– Что это за четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели в месяце.)
– Почему в каждом крыле (неделе) по семь перьев? (Семь дней в неделе.)
– Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (День и ночь – сутки.)
– Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?
– А что же в этом произведении сказочного? (Сам герой - старик-годовик.)
– кто такой Старик-годовик? (Это год.)
– В чем состоит волшебство этого произведения? Почему автор назвал его сказкой? (В жизни не бывает на самом деле такого старика.)
– В чем главная идея сказки? (автор хотел показать, что природе подвластно все, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна... Наступает день, ночь...)Совмещаем на доске картинки-пазлы в одну круговую картинку, и делаем вывод, что времена года сменяются друг за другом, по кругу.
Практический этап урока.
Первичное закрепление ЗУН
Практическая работа в тетради.
Задание 1
- какое сейчас время года? Когда наступит лето? Какое время года должно пройти после зимы, чтобы наступило лето? Чтобы лучше запомнить последовательность времен года и месяцев предлагаю вам составить ленту времени.
(Дети вырезают из приложения рабочей тетради картинки с изображением времен года и наклеивают их в рабочей тетради (с. 9, №1).Задание 2
Отгадайте загадку
Двенадцать братьев разно называются
И разными делами занимаются.
– Месяцы
Воспользуйтесь рисунком – схемой в учебнике (с.10), пронумеруйте названия месяцев в правильной последовательности (тетрадь, с.10 №4). Подчеркните красным цветом первый месяц в году, синим – последний, месяц вашего рождения подчеркните желтым цветом. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работы друг друга.
Повышение уровня знаний на основе творческих заданий.
Задание 3
Класс делится на четыре группы. Каждая группа придумывает значок для времени года, зарисовывает, представляет его классу. (Четыре значка вывешиваются на доске)
Задание 4.
Определение времени года по одежде Муравьишки (тетрадь, с.9). Беседа о сохранности здоровья в различные времена года.
Как нужно одеваться, чтобы не заболеть? (по погодным условиям, не переохлаждаться и не одеваться сильно тепло в жаркий день)
Летом обязательно нужно надевать панамку или кепку, чтобы от палящего жаркого солнца не болела голова. Весной во время оттепели нужно обувать резиновые сапоги, чтобы не промокали ноги. Зимой надеваем теплую шапку и рукавицы, обязательно утепляем горлышко шарфом. Осенью защищайся от холодных ветров и дождей плащом с капюшоном, ходи под зонтом, когда идет дождь. Нарисуйте по одному предмету своей одежды, подходящее для каждого времени года.
Работа по учебнику (с.11)
Муравьишка очень любит рисовать. Для вас он сделал четыре рисунка. Каждый рисунок посвящен какому-то времени года. Но Муравей торопился и на его рисунках есть неточности. Попробуйте найти ошибки нашего Муравья.
Итог урока.
Давайте прочитаем вывод всего нашего урока (с.11 учебник).
Что мы узнали сегодня на уроке?
Было ли нам сложно выполнять задания?
Ответим на главный вопрос нашего урока, когда же наступит лето?
За ваши старания на уроке и ответы, вручаю вам значки с вашим временем года, приклейте к себе в тетрадь.

Тема. Когда наступит лето?

Цель: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:наглядный материал,конверт с загадками,таблички с названиями времён года,дней недели,картинка Муравьишки,Мудрой Черепахи,снеговик,картинки времен года.

Тип: изучение нового материала.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Здравствуйте дети. Меня зовут Юлия Игоревна, и сегодня я проведу у вас урок Окружающий мир.

    Давайте проверим, все ли необходимое у вас есть на партах. Тетрадь, книга, ручки …

    Минутка синоптика

Ребята, а сейчас давайте представим, что мы с вами синоптики. А вы знаете, кто это такие?

Правильно, это те люди которые наблюдают за погодой.

Какая погода обычно стоит зимой?

Ребята,а какая температура была сегодня с утра?

В каком состоянии находится небо?

Выпадают ли сейчас какие-нибудь осадки?

Ребята, уже зима заканчивается и происходят изменения в живой природе.

Что относиться к живой природе?

В каком состоянии деревья и кустарники?

А каких птиц мы можем сейчас увидеть?

Как мы помогаем птицам зимой?

А вы знаете, какие звери сейчас спят?

А какие звери бодрствуют? (лиса, волк)

А почему? (они ищут пищу)

Чем занимаются люди в это время?

Ребята, а что нужно делать при холодной погоде, чтобы не заболеть?

Молодцы! Все изменения в природе взаимосвязаны: изменения в неживой природе приводят к изменениям в живой.

    Проверка домашнего задания.

    Ребята, а давайте вспомним то что вы изучали на прошлом уроке.

    (Ответы детей)

Сейчас, я вам загадаю загадку от Муравьишки, а вы должны отгадать:
Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний. (Дни недели)

Сейчас мы с вами сыграем в 2 игры.

Давайте вспомним и повторим дни недели. В руках у меня игрушка. Кому я передаю игрушку, тот должен назвать 1 день недели. Затем этот человек передаёт игрушку любому человеку из класса, и тот называет 2 день недели.

Игра «Неделька, стройся»:

Сейчас я вызову к доске 7 человек, и каждому дам по табличке. По команде «Неделька, стройся!» вы должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня который я назову.

    VI. Актуализация опорных знаний.

    Ребята, к нам сегодня пришел снеговик.

Ребята, а как вы думаете, зачем он пришёл сюда. Что он хотел бы у вас узнать. (Дети предлагают разные вопросы).

Ребята, а как вы думаете, что больше всего боятся снеговики? (Растаять).

А что же должно случиться, чтобы снеговики начали таять? (должно потеплеть)

А когда же потеплеет (весной).

Кто же мне ответит, зачем пришёл снеговик? Что именно он хочет от нас узнать? (Когда наступит лето?)

VII. Сообщение тем ы и цели урока.

Молодцы! Как вы думаете, а для чего ему это нужно? (Чтобы он успел улететь туда, где холодно.)

Мы забыли с вами сказать, какие есть ещё времена года.

Ребята, посмотрите на цифры, указанные на доске.

Расположите буквы в правильном порядке. Как только выполните это задание, мы узнаем, о каких временах года мы забыли сказать.

(3 человека выходят к доске и располагают карточки в правильном порядке.)

Назовите эти времена года ещё раз.

Ребята, а что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 10.

И послушайте ещё раз тему нашего сегодняшнего урока. (Когда наступит лето?)

VI . Изучение нового материала.

Оказывается, не только снеговику интересна наша тема. Нашему Муравью вопросику тоже стало интересно: когда наступит лето?

А как вы думаете, к кому он обратится за ответом? (К Мудрой черепахе).

Учитель вывешивает на доске изображение Мудрой черепахи.

А черепаха, на то и мудрая, что задала нашему муравью загадку. Поможем её разгадать?

Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зелёный, пёстрый, жёлтый.

Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты?

Ребята, кто догадался, о чём загадка? (о временах года).

А какое сейчас время года? (Зима)

Ребята,посмотрите в учебник на страницу 10 и рассмотрите рисунок-схему. Найдите на этой схеме названия времён года. Сколько их? Назовите (Зима, весна, лето, осень)

Мудрая Черепаха приготовила конверты с загадками о временах года. Есть желающие отгадать их?

Ребята, схема в учебнике называется «годовой круг». Кто догадался, почему эта схема называется годовым кругом? (Времена идут друг за другом так, что получается круглый год).

Скажите ещё раз, какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было до него? (Осень). А какое будет после? (Весна)

    Назовите основные признаки каждого времени года.

    Дни становятся длиннее, чаще светит солнышко, капель, ледоход, распускаются почки, проявляются листочки, прилетают птицы.(Весна)

    Летом тепло, можно купаться, цветут цветы, в лесу появляются ягоды и грибы и т.д. (Лето)

    Осенью собирают урожай овощей и фруктов, поспели шишки.(Осень)

Ребята, вспомните, что хотел узнать от нас снеговик? (Когда наступит лето?)

Можем ли мы ответить на его вопрос?

Когда наступит лето? (После весны)

А скажите, пожалуйста, могут ли времена года нарушить свой порядок?

Вспомните, в какой сказке это произошло? «Двенадцать месяцев».

(Вывешивать картинку сказки «12 Месяцев»)

Кто вспомнит сказку и расскажет, почему месяцам пришлось поменяться местами? (Ответы детей)

Отгадайте загадку:

12 братьев

Разно называются

И разными делами

Занимаются. (месяцы).

Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12)

Давайте мы с вами вместе прочитаем их названия по цепочке.

А сколько месяцев в каждом времени года? (три)

Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние.

2.Физкультминутка

А теперь давайте поиграем и немного отдохнём.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.(ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.(присесть на корточки)
А потом мы дружно встали –
Великанами все стали.(потянуться на носочках)

    Закрепление и осмысление .

    1.Работа по учебнику.

Расскажите о своём любимом времени года. Почему оно любимое? (работа в парах).

Ребята, Муравей нарисовал картинки в учебнике (с. 11).Он очень старался, а Мудрая Черепаха сказала, что он что-то напутал. Помогите ему.

Обсудите с соседом по парте, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки?

1-я ошибка – зимой не цветут цветы.

2-я ошибка – весной не растут яблоки.

3-я ошибка – летом не катаются на коньках.

4-я ошибка – осенью птицы не выводят птенцов.

Молодцы!

2..Работа по тетради.

Отложите учебник в сторону и откройте рабочие тетради.

Посмотрите задание №1. стр. 9.

Сейчас вы в каждом пустом окошке должны нарисовать времена года в правильной последовательности,начиная с весны.

Выполните задание. Поменяйтесь тетрадями и проверьте.

Задание №2.

Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?

Вам нужно нарисовать по одному предмету своей одежды,подходящему для каждого времени года.

Посмотрите задание №3

К каким временам года относятся эти месяцы?

(Выполнение задания)

Выполнение задания № 4.

Сейчас мы сыграем с вами в игру:

Игра «Бывает – не бывает»

Хлопайте, если бывает. Топайте, если не бывает.

Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга.

Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад.

Летом: гроза, радуга, вьюга, жара.

Осенью: листопад, дождь, иней, капель.(Когда капает с крыш)

Хитрые вопросы:

Что дольше длиться? 12 мес. или один год?

7 дней или неделя?

Посмотрите на доску и продолжите цепочки:

(На доске запись, которую учитель готовит заранее)

Дни недели: понедельник,…

Времена года: весна,….

Весенние месяцы: март,…

Летние месяцы: июнь,…

Осенние месяцы: сентябрь,…

Зимние месяцы: декабрь,…

IX. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что вам больше понравилось на уроке?

Что запомнилось больше?

Вот и подошел наш урок к концу,спасибо вам за урок,мне было приятно с вами провести время. До новых встреч.

Самусева Александра Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Новоенисейская ООШ"
Населённый пункт: Республика Хакасия, Бейский район, село Новоенисейка
Наименование материала: Современный урок окружающего мира
Тема: Конспект урока окружающего миры "Когда наступит лето?"
Дата публикации: 24.10.2018
Раздел: начальное образование

«Современный урок окружающего мира в

начальной школе»

Тема. Когда наступит лето?

Разработала: Самусева Александра Геннадьевна

Место работы: МБОУ «Новоенисейская ООШ»

Должность: учитель начальных классов

Цели

деятельности

учителя: определять

характерные

признаки

соотношение временных промежутков.

Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их

последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года.

Тип урока: решение частных задач.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и коллективная.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

представление

временах

последовательности.

Учить выделять характерные признаки времён года.

Развивающие задачи урока:

Развивать

познавательный

учащихся,

творческие

способности.

Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные задачи урока:

Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.

Универсальные учебные действия

(УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в

устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года; логические –

осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из

собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют

учебную задачу;оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня

усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о

причинах

неуспеха

связывая

усилиями,

трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера

коммуникации

согласовывать

действия

партнером;

вступать

коллективное

сотрудничество,

принимая

понятные речевые высказывания.

Планируемые достижения учащихся: обучающиеся усвоят в какой последовательности

сменяются

научатся

узнавать

характерным

признакам.

Оборудование и средства обучения:

Окружающий мир. 1 класс. Уч. 2 часть. А. А.Плешаков. М. Просвещение. 2014г.

Дневники исследователе

Карточки с названиями дней недели

Картинка снеговика, тучка, солнышко, облачко

Прищепки с именами детей

Мелодия скрипа снега под ногами

Мелодия для физкультминутки

Презентация к уроку «Когда наступит лето?»

Жетоны –солнышки

Наклейки для победителей

Карточки для физкультминутки

Белый халат

Картинки – дождин, снежинки, росинки

Ход урока:

Ι. Эмоциональный настрой

1 Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Ребята, сегодня у нас не простой урок. Сегодня мы на уроке будем исследователями –

синоптиками. А чем занимаются синоптики? (отвечают на вопрос)

исследования

проводить

исследователи-

снежинки,

вторая группа исследователи – дождинки и третья группа исследователи-

росинки. И я ваш научный наставник Александра Геннадьевна.

Работать мы с вами будем в дневниках исследователей.

За правильно выполненное

задание вы будите получать солнышки, чья группа наберет больше солнышек, получит

главные приз от научного наставника.

ΙΙ. Актуализация знаний

А начнём мы исследование с загадки.

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний. (Дни недели)

Игра:

На ваших партах лежат карточки с названием дней недели. Вы должны вместе, группой

разложить названия дней недели по порядку. (раскладывают название дней недели по

(проверяем задание, кто быстрее и правильно выполнил – получает жетон)

ΙΙΙ. Самоопределение к деятельности.

Прислушайтесь, ребята, кажется, кто- то сюда идёт.(Проигрывается мелодия скрип

Что вы слышите, ребята? (скрип снега под ногами).

А теперь закройте глазки и подумайте, кто бы мог к нам прийти сегодня в гости?

(Дети закрывают глаза, учитель вывешивает картинку снеговика)

Откройте, пожалуйста, глаза. Кто пришёл к вам в гости? (снеговик)

Ребята, а как вы думаете, зачем он пришёл сюда. Что он хотел бы у вас узнать. (Дети

предлагают разные вопросы).

Ребята, чего больше всего боятся снеговики? (Растаять).

А что же должно случиться, чтобы снеговики начали таять? (должно потеплеть)

А когда же потеплеет (весной, летом).

Кто же мне ответит, зачем пришёл снеговик? Что именно он хочет от нас узнать? (Когда

наступит лето?)

Молодцы! Как вы думаете, а для чего ему это нужно? (Чтобы он успел улететь туда, где

холодно.)

Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем исследовать, на какой вопрос искать ответ?

(когда наступит лето?)

Вот, ребята, это и будет тема нашего исследования.

Уважаемые исследователи нам нужно узнать, какие есть ещё времена года.

На партах у вас лежат дневники исследователей. Вам нужно выполнить первое задание.

Расставив

буквы по порядку,

вы получите название других времен года. (Работают

коллективно в дневниках исследователей)

Назовите, какие время года у вас получились. (осень, зима, весна, лето)

выполнившая задание верно получает жетон)

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 10.

Прочитайте ещё раз тему нашего сегодняшнего исследования. (Когда наступит лето?)

Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

ΙV. Применение нового знания

Оказывается, не только снеговику интересна наша тема. Нашему Муравью вопросику

тоже стало интересно: когда наступит лето?

Рассмотрите рисунок-схему на стр. 10. Найдите на этой схеме названия времён года.

Назовите (Зима, весна, лето, осень) Сколько их?(4)

Ребята, схема в учебнике называется «годовой круг». Кто догадался, почему эта схема

называется годовым кругом? (Времена идут друг за другом так, что получается круглый

Скажите ещё раз, какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге. Посмотрите и

скажите, какое время года было до него? (Осень).

А какое будет после? (Весна)

А сейчас, уважаемые исследователи, мы определи основные признаки каждого времени

года. (На слайдах время года, дети называют времена года и их признаки)

Уважаемые исследователи, отгадайте загадку:

12 братьев

Разно называются

И разными делами

Занимаются. (месяцы).

Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12)

Прочитайте их названия по цепочке.

А сколько месяцев в каждом времени года? (три)

Назовите и запомните осенние, зимние месяцы, весенние, летние.

Сейчас один из наших научных сотрудников расскажет нам свой доклад про времена года

(ученик читает про времена года)

В году 12 месяцев, каждое время года состоит из 3 месяцев. Зимой день короткий.

Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю

одежду. Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег

деревьях

появляются

Начинает

Расцветают

Прилетают

перелетные

светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды.

купаться

природных

водоемах

загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей

и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет

После осени вновь приходит зима.

Физкультминутка

А сейчас мы поиграем и немного отдохнём.

Итак, каждой группе исследователей я дам задание на карточках. Вы, прочитав эти

карточки, должны показать один из видов детских игр и забав. А остальные ребята

стараются угадать, о какой забаве идёт речь.

(Зима-катание на коньках

Лето-купание в речке

Осень- бег по лужам.)

группами

демонстрируют

(лучшая команда получает жетон)

Уважаемые исследователи, муравей в учебнике нарисовал для вас картинки (с. 11). Мне,

кажется, он что-то напутал. Давайте разберемся в этом.

Обсудите в группах, какие ошибки допустил муравей?

1-я ошибка – зимой не цветут цветы.

2-я ошибка – весной не растут яблоки.

3-я ошибка – летом не катаются на коньках.

4-я ошибка – осенью птицы не выводят птенцов.

Молодцы! Отложите учебник в сторону, продолжим работу в дневниках исследователей.

Посмотрите задание №2

Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются? Дорисуйте по

одному своему предмету одежды к каждому времени года.

Посмотрите задание №3

Месяца разбиты на времена года. Вам нужно для каждого времени года нарисовать значок.

К примеру, какой знак можно нарисовать к лету (солнце, цветок)

Посмотрите задание №4

Прочитайте названия месяцев. Что вы заметили?

С какого месяца начинается год? (С января)

Поставьте в кружок рядом с январём цифру 1. Аналогично расставляем цифры

Над остальными месяцами.

V. Итог урока

Игра «Бывает – не бывает»

Хлопайте, если бывает. Топайте, если не бывает.

Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга.

Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад.

Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара.

Осенью: листопад, дождь, иней, капель.

Хитрые вопросы:

Что дольше длиться? 12 мес. или один год?

7 дней или неделя?

Каждая группа исследователь должна продолжить цепочку моих слов.

Дни недели: понедельник,…

Времена года: весна,….

Весенние месяцы: март,…

Летние месяцы: июнь,…

Осенние месяцы: сентябрь,…

Зимние месяцы: декабрь,…

Ребята, вспомните, что хотел узнать от нас снеговик? (Когда наступит лето?)

Можем ли мы ответить на его вопрос?

Когда наступит лето? (После весны)

А кто назовет последний месяц весны? (май)

Значит, до мая снеговику точно нужно улететь. Скажите, куда может улететь снеговик,

где всегда холодно?

А скажите, пожалуйста, могут ли времена года нарушить свой порядок? (нет)

Вспомните, в какой сказке это произошло? («Двенадцать месяцев».)

Рефлексия

Уважаемые исследователи, мы ответили на вопрос нашего исследования? (да)

А теперь нас ждет прогноз погоды.

У вас на столах лежат прищепки с вашими именами.

Если вы считаете, что вы активно принимали участие в исследование и работали хорошо,

тогда прицепите свою прищепку где солнышко, если работали хорошо, но можете еще

лучше – где облачко, а если работали плохо – тогда где тучка. (цепляют прищепки)

А теперь уважаемые исследователи давайте посчитаем ваши жетоны!

Для тех, кто активно работал на уроке и помог снеговику, он приготовил для вас наклейки

солнышки и передает вам огромное спасибо.

Спасибо за урок, ребята!

Тема . Когда наступит лето?

Цель урока : сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах их последовательности.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

    Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

    Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.

    Учить выделять характерные признаки времен года.

Развивающие задачи урока:

    Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.

    Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

    Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

Воспитательные задачи урока:

    Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научиться узнавать времена года по характерным признакам.

Ход урока.

    Адаптационный этап урока

Организация начала урока

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Много нового узнать.

Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все видят и замечают.

Ушки ваши пусть не просто слушают, а все слышат.

И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперед ума.

А теперь закроем глазки и проговорим: «Я готов к уроку!»

Выявление предварительных знаний и определение их границ

Кто приходит к нам в гости на урок окружающего мира и говорит нам что мы узнаем и чему научимся? (муравей)

Он путешествует вмести с нами во времени

Перед вами на столах лежат листы. Найдите там табличку. Вам предстоит расставить цифры от 1 до 7 в порядке следования дней недели.

Какой первый день недели? Поставьте там цифру 1.

Подскажите-ка нам звери,

Как запомнить дни недели?

Первый понедельник ,

Зайка – рукодельник.

А за ним приходит вторник ,

Соловей – задорник.

После вторника – среда , лисичкина еда.

За средой – четверг ,

Волк глазами сверк!

За четверг к нам пятница

Колобком прикатится.

За пятницей – суббота ,

Баня у енота.

За субботой – воскресенье ,

Целый день у нас веселье!

С вашей помощью Муравьишка запомнил дни недели. Узнал Муравьишка, когда придет суббота, но вдруг он подумал: «А когда же наступит лето? Ведь у ребят каникулы». Но теперь его интересует другой вопрос.

Постановка проблемного вопроса. Сообщение темы и задач урока.

Побежал он к Мудрой Черепахе, а она встречает его новой загадкой.

Четыре ковра рукодельницы ткут

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зеленый, пестрый, желтый.

Ответ здесь мудреный, его нашел ты? (времена года)

О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Какое время года вы любите?

Давайте вспомним, какие есть времена года, поработав в группе .

Соберите пазл, и скажите какое время года изображено на вашей картинке.

(собранные картинки вывешиваются на доску)

А Муравьишка торопится узнать: Когда наступит лето? Кто-нибудь сможет ответить на этот вопрос уже сейчас? А можно сделать так, чтобы лето пришло уже сейчас?

Посмотрите отрывок из мультфильма «12 месяцев» и скажите, почему сейчас не может прийти лето? (мультфильм 12.40 – 14.00)

Не может прийти лето, потому что это закон природы, все месяцы следуют друг за другом в определенном порядке.

2. Основной этап урока.

У каждого из вас на парте «волшебные годовые круги». Положите перед собой круг. Это волшебный круг, а его хозяин старик – годовик. Послушайте сказку о нем.

Первичное чтение сказки «Старик – годовик»

Понравилось ли вам произведение? Чем? Кто герой? (Старик-годовик.)

Послушайте еще раз первый абзац . Что поняли? (Каждая птица - это один из зимних месяцев.)

- Назовите зимние месяцы по порядку. (повторяем хором, повторяет 2 – 3 ученика)

Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз».)

- Какие еще признаки зимы вам известны?

- закрасьте в годовом круге зимние месяцы синим цветом.

Немного отдохнем, выполнив зимнюю зарядку.

Мы погреемся немножко,

И похлопаем в ладошки.

Ножки тоже мы погреем

И попрыгаем скорее.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Мы в снежки играем смело,

Ах, какое это дело!

Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились!

- Послушайте вторую загадку ( второй абзац ). О чем она? (О весенних месяцах.)

- Назовите из текст а признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы».)

- Какие еще вы знаете признаки весны?

- Перечислите названия весенних месяцев. Закрасьте в годовом круге весенние месяцы розовым цветом.

- Послушайте третий абзац и разгадайте его секрет. (Говорится о летних месяцах.)

Назовите по порядку летние месяцы. Докажите словами текста, что это говорится о летних месяцах.

Что происходит в эти месяцы? («Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь».)

Что означают слова «жарко», «душно», «знойно»?

Жарко жаркая, горячая (погода).

Душно жаркий воздух, стесняющий дыхание.

Знойно сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень).

Как называются такие слова? Слова – приятели или слова – неприятели.

Какие еще признаки лета вы знаете?

Закрасьте летние месяцы в годовом круге зеленым цветом

- Послушайте четвертый абзац . Про что эта часть сказки? Назовите признаки осени. Перечислите по порядку осенние месяцы.

Закрасьте часть годового круга оранжевым цветом, где написаны осенние месяцы

Выполним осеннюю зарядку

Ветер сильно вдруг подул,

Листья с дерева смахнул

Закружились листья все,

Прилетели все к земле.

Итак, скажите, наконец: что это за тройки? (Это месяцы времен года.)

Назовите все времена года по порядку . (Зима, весна, лето, осень.)

Сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик? Что это за птицы? (Двенадцать месяцев.)

- Послушайте последний абзац.

Что это за четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели в месяце.)

Почему в каждом крыле (неделе) по семь перьев? (Семь дней в неделе.)

Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (День и ночь сутки.)

Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?

А что же в этом произведении сказочного? (Сам герой - старик-годовик.)

кто такой Старик-годовик? (Это год.)

В чем состоит волшебство этого произведения? Почему автор назвал его сказкой? (В жизни не бывает на самом деле такого старика.)

В чем главная идея сказки? ( автор хотел показать, что природе подвластно все, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна... Наступает день, ночь...)

Совмещаем на доске картинки-пазлы в одну круговую картинку, и делаем вывод, что времена года сменяются друг за другом, по кругу.

    Практический этап урока.

    Первичное закрепление ЗУН

Практическая работа в тетради.

Задание 1

Какое сейчас время года? Когда наступит лето? Какое время года должно пройти после зимы, чтобы наступило лето? Чтобы лучше запомнить последовательность времен года и месяцев предлагаю вам составить ленту времени.

(Дети вырезают из приложения рабочей тетради картинки с изображением времен года и наклеивают их в рабочей тетради (с. 9, №1).

Задание 2

Отгадайте загадку

Двенадцать братьев разно называются

И разными делами занимаются.

Месяцы

Воспользуйтесь рисунком – схемой в учебнике (с.10), пронумеруйте названия месяцев в правильной последовательности (тетрадь, с.10 №4). Подчеркните красным цветом первый месяц в году, синим – последний, месяц вашего рождения подчеркните желтым цветом. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работы друг друга.

    Повышение уровня знаний на основе творческих заданий.

Задание 3

Класс делится на четыре группы. Каждая группа придумывает значок для времени года, зарисовывает, представляет его классу. (Четыре значка вывешиваются на доске)

Задание 4.

Определение времени года по одежде Муравьишки (тетрадь, с.9). Беседа о сохранности здоровья в различные времена года.

Как нужно одеваться, чтобы не заболеть? (по погодным условиям, не переохлаждаться и не одеваться сильно тепло в жаркий день)

Летом обязательно нужно надевать панамку или кепку, чтобы от палящего жаркого солнца не болела голова. Весной во время оттепели нужно обувать резиновые сапоги, чтобы не промокали ноги. Зимой надеваем теплую шапку и рукавицы, обязательно утепляем горлышко шарфом. Осенью защищайся от холодных ветров и дождей плащом с капюшоном, ходи под зонтом, когда идет дождь. Нарисуйте по одному предмету своей одежды, подходящее для каждого времени года.

Работа по учебнику (с.11)

Муравьишка очень любит рисовать. Для вас он сделал четыре рисунка. Каждый рисунок посвящен какому-то времени года. Но Муравей торопился и на его рисунках есть неточности. Попробуйте найти ошибки нашего Муравья.

    Итог урока.

Давайте прочитаем вывод всего нашего урока (с.11 учебник).

Что мы узнали сегодня на уроке?

Было ли нам сложно выполнять задания?

Ответим на главный вопрос нашего урока, когда же наступит лето?

За ваши старания на уроке и ответы, вручаю вам значки с вашим временем года, приклейте к себе в тетрадь.

Бабье лето наступает каждый год примерно в одно и то же время. Начинается 13-14 сентября и заканчивается 23-27 сентября. По данным синоптиков, в этом году бабье лето будет поделено на 2 части. Между ними будут похолодания и осадки в виде дождя, сообщает сайт Vsepirojki.ru

Основная суть – тёплая сухая солнечная погода. А почему она возникает? Вся причина в устойчивом антициклоне. В традициях восточных славян этот короткий период солнечной погоды неразрывно связан с уборкой урожая. Сюда же можно отнести обряды, связанные с проводами лета и встречей осени.

Приметы

Самая известная примета – эта летающая паутина («тенетник»). Если вам в лицо попала паутинка, или если вы ее замечаете в большом количестве на различных растениях, в лугах, на ветвях деревьев, значит, будет хорошее начало осени: тёплое и без дождей. Если же так получилось, что всё бабье лето ненастно, то последующая осень будет более сухой. И наоборот. «От выезда в Семён-день лошади смелеют, собаки добреют и не болеют». Чем больше летающей паутины, тем теплее и светлее окажется осень.

Почему оно так называется?

В старину женщинам приходилось очень туго. Тут и работы в поле, и сбор урожая, и заготовка продуктов на зимнее время, а еще и семейные хлопоты. Не будем упоминать и ужасный крепостной период…

Так вот, эти теплые сентябрьские денечки были коротким временем отдыха для всех женщин. Потом начинали стлать лён, рукодельничать, в общем, шли новые работы. Другая версия касается той самой летающей в полях паутинки. Паутина чем-то похожа на длинный седой женский волос. В это время на небе можно разглядеть созвездие Плеяд. В народе же его называли кратко – Бабой.