Что можно строить на садовом и дачном и огородном земельном участке. Как перевести садовый дачный дом в жилой? Дачный дом определение

Какой дачный дом годен для прописки?

Как построить дом, на дачном участке, чтобы он соответствовал всем нормативам? Можно ли прописать в нем свою семью? Ответы на эти и другие вопросы в этой области на страницах декабрьского выпуска журнала «Юрист спешит на помощь» дает председатель Союза Садоводов России Олег Валенчук.

В конце года Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающий россиянам регистрацию на даче. Разработанный Министерством регионального развития РФ, документ вносит изменения в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Таким образом, реализовано решение Конституционного Суда РФ, который признал не соответствующим Конституции ограничение на прописку, установленное федеральным законом (постановление от 14.04.2008 № 7-П). Возникло это решение, напомним, после обращения двух семей из Краснодарского края, которым запретили зарегистрироваться на своих дачах, несмотря на то что другого жилья у них не было. После серии мытарств по инстанциям, где им дружно отвечали отказом, краснодарцы и обратились в Конституционный Суд.

Регистрация в садовом доме сегодня необходима большому количеству россиян, которые живут в частных домах и не имеют другого места для прописки. Поэтому возможность зарегистрироваться в своем собственном доме снимает вопросы ограничения права на выбор места жительства, дает определенные социальные гарантии. От наличия прописки напрямую зависит получение пенсии. Без заветного штампика в паспорте трудно найти работу, прикрепиться к поликлинике, устроить ребенка в сад или в школу, да и просто получать почту.

Превращение жилого строения в дом. В чём суть изменений?

Дело, в первую очередь, в смене терминологии, касающейся понятия дома, пригодного для прописки. Сейчас дома на садовых и дачных участках не считаются жилыми помещениями, а относятся к жилым строениям. Что автоматически лишает их статуса пригодных для постоянного проживания. В законопроекте же к дачным домам, построенным по СНи-Пам, предлагается применять термин «индивидуальный жилой дом». Прописываться можно будет в доме на садовом или дачном участке не только в границах населенного пункта, но и на землях сельхозназначения. Гражданам будет предоставлено право переоформлять жилые строения, признанные пригодными для постоянного проживания, в качестве индивидуальных жилых домов. Здесь важно отметить, что, по замыслу авторов документа, регистрация в жилом доме не будет автоматически приводить сельские территории в статус населенного пунктов.

Возникает важный вопрос: а каковы основные признаки индивидуального жилого дома, по которым постройка обретает статус законного места для прописки?

Индивидуальный жилой дом должен стоять отдельно, иметь не больше трех этажей, быть пригодным для круглогодичного проживания и предназначаться для одной семьи. В соответствии с действующим законодательством под жилым домом понимается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Помещение обязательно должно соответствовать требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям законодательства. Так, требования пожарной безопасности определены приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», принятым в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 15 декабря 2000 г. Признание помещения жилым регламентировано, помимо этого, постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, утвердившим Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура признания строения на участке жилым домом на сегодня может быть осуществлена только в судебном порядке. Признать строение (садовый дом) жилым может только суд в результате проведения экспертизы на соответствие требованиям нормативов, предъявляемых к жилым помещениям. Не может быть признано жилым домом строение, в котором нет электричества и отопления, а также временные постройки, не имеющие фундамента. Обращаться в орган технической инвентаризации для замены технического паспорта, выданного на садовый/дачный дом без решения суда, не имеет смысла, так как у БТИ нет данных полномочий. Но уже на основании положительного решения суда следует переоформить технический (кадастровый) паспорт на дом и идти в органы регистрации.

Всё решает СНиП

Первое, что вы услышите при переоформлении дома под прописку, — соблюдай все СНиПы или — строительные нормы и правила. СНиПы для строительства одноквартирного жилого дома были введены в 2002 году постановлением Госстроя России от 22.03.2001 № 35. Особенно строгий контроль существует для исполнения СНиПов, касающихся котельных, требований правил эксплуатации установок и размещения помещений.
Помимо этого велика вероятность того, что придется соблюдать и ряд других требований. В доме должна быть возможность постоянного проживания. Ограждающие конструкции должны быть выполнены в соответствии со строительными нормами по теплопроводности, должно быть в наличие постоянное отопление, а также электро— и водоснабжение. Чаще всего дома, выполненные из камня, бетона, вполне соответствуют данным требованиям. При отсутствии централизованного газоснабжения для снабжения газом кухонных плит допускается применение газобаллонных установок, размещаемых вне дома. Внутри дома допускается установка баллона вместимостью не более 50 л. У дома должен быть определяемый почтовый адрес. Его могут дать только на те здания, которые находятся в черте населенного пункта. Земли сельскохозяйственного назначениятакой возможности не имеют, т.е. и прописка на них проблематична. Законопроект разрешает и эту ситуацию. Кроме того, почтовый адрес получается только на объект, строительство которого завершено. Соответственно, на участке без дома либо на строительном объекте регистрация невозможна.

Вы построили на своем участке хороший дом — вода, канализация, отопление и готовы идти в суд для признания строения жилым домом. Но теперь вас может подстеречь проблема — земельный участок, на котором стоит это строение, может не соответствовать требованиям строительства на нем жилого дома.

Как правило, дачи располагаются на садовых, дачных участках или участках для огородничества. А для каждого из таких участков свои правила застройки, которые установил Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Так вот на землях, предназначенных для огородничества, строительство капитальных сооружений запрещено. Соответственно и прописаться на огородных земельных участках не удастся. Возможность прописаться будет только у владельцев садовых и дачных участков, расположенных на землях сельхозназначения и землях поселений, но никак не на огородных земельных участках. И еще очень важный момент — на земельный участок должно быть оформлено право собственности, и он должен состоять на кадастровом учёте.

Индивидуальный жилой дом должен стоять отдельно, иметь не больше трех этажей, быть пригодным для круглогодичного проживания и предназначаться для одной семьи.

Типовой дачный домик на шести сотках
Из постановления Госстроя России от 22 марта 2001 г. ¹ 35 «О принятии и введении в действие СНиП «Дома жилые одноквартирные».

Общие положения
4.3. Состав помещений дома, их размеры и функциональная взаимосвязь, а также состав инженерного оборудования определяются застройщиком. В доме должны быть созданы условия для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, а также для другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище.
4.4. Дом должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая(ые) комната(ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, уборная, кладовая или встроенные шкафы; при отсутствии централизованного теплоснабжения — помещение для теплового агрегата.
В доме должно быть предусмотрено отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение и радиовещание.
Площади помещений дома определяются с учетом расстановки необходимого набора мебели и оборудования и должны быть не менее: общей жилой комнаты — 12 м2; спальни — 8 м2 (при размещении ее в мансарде — 7 м2); кухни — 6 м2.
Ширина помещений должна быть не менее: кухни и кухонной зоны в кухне-столовой — 1,7 м, передней — 1,4 м, внутриквар-тирных коридоров — 0,85 м, ванной — 1,5 м, уборной — 0,8 м. Глубина уборной должна быть не менее 1,2 м при открывании двери наружу и не менее 1,5 м при открывании двери внутрь.
4.5. Высота (от пола до потолка) жилых комнат и кухни в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IIА (по СНиП 23-01) должна быть не менее 2,7 м, в остальных — не менее 2,5 м. Высоту жилых комнат, кухни и других помещений, расположенных в мансарде, и при необходимости в других случаях, определяемых застройщиком, допускается принимать не менее 2,3 м. В коридорах и при устройстве антресолей высота помещений может приниматься не менее 2,1 м.
4.6. При проектировании и строительстве дома должны быть обеспечены условия для маломобильных жителей, а при необходимости — также для инвалидов, пользующихся креслами-колясками. С этой целью должны быть предусмотрены необходимых габаритов дорожки на участке и пандусы, а также соответствующие размеры дверей, тамбуров, коридоров и кухонь, уборных и ванных комнат.
4.7. По требованию застройщика в составе документации на дом должны представляться теплоэнергетический паспорт и инструкция по эксплуатации дома.
Теплоэнергетический паспорт предназначен для установления теплоэнергетических характеристик теплозащиты дома и его энергопотребления. Он составляется в порядке и по форме, установленным в действующих нормативных документах, с учетом положений раздела 9 настоящих норм и правил. В паспорте указывается категория энергетической эффективности дома. Теплоэнергетический паспорт не предназначен для расчетов за коммунальные и другие услуги, оказываемые владельцу дома.
Инструкция по эксплуатации дома должна содержать данные, необходимые владельцу дома для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, в том числе сведения об основных конструкциях и инженерных системах, схемы расположения скрытых элементов каркаса, скрытых проводок и инженерных сетей, а также предельные значения нагрузок на элементы конструкций дома и на его электросеть. Эти данные могут быть представлены в виде копий исполнительной документации.
4.8. Правила подсчета площадей помещений, определения объема и этажности дома принимают по СНиП 2.08.01.

Пожарная безопасность

6.1. Одноквартирные жилые дома относятся к классу Ф 1.4 функциональной пожарной опасности по СНиП 21-01. В связи с этим при проектировании и строительстве домов должны быть предусмотрены установленные настоящими нормами меры по предупреждению возникновения пожара, обеспечению возможности своевременной эвакуации людей из дома на прилегающую к нему территорию, нераспространению огня на соседние строения и жилые блоки, а также обеспечению доступа личного состава пожарных подразделений к дому для проведения мероприятий по тушению пожара и спасению людей. При этом учитывается возможность возникновения огня внутри любого помещения и выхода его на поверхность дома.
6.2. Противопожарные расстояния между домами, а также другими сооружениями должны соответствовать требованиям СНиП 2.07.01.
Смежные жилые блоки следует разделять глухими противопожарными стенами с пределом огнестойкости не менее REI 45 и класса пожарной опасности не ниже К1. Блокированные дома классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3 дополнительно должны быть разделены глухими противопожарными стенами 1-го типа по СНиП 21-01 с пределом огнестойкости не менее REI 150 и класса пожарной опасности не ниже К0 на пожарные отсеки площадью этажа не более 600 м2, включающие один или несколько жилых блоков.
6.3. К домам высотой до двух этажей включительно требования по степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности не предъявляются.
Отопление и газ
6.15. Теплогенераторы, в том числе печи и камины на твердом топливе, варочные плиты и дымоходы должны быть выполнены с осуществлением конструктивных мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность дома в соответствии с требованиями СНиП 41-01. Кладовую твердого топлива допускается располагать в первом, цокольном этаже или в подвале дома.
6.16. Газовые камины должны быть заводского изготовления. Отвод продуктов горения должен быть предусмотрен в дымоход.

Вода и канализация

8.11. Снабжение дома питьевой водой должно быть предусмотрено от централизованной сети водоснабжения населенного пункта.
Допускается предусматривать индивидуальные и коллективные источники водоснабжения из подземных водоносных горизонтов или из водоемов из расчета суточного расхода хозяйственно-питьевой воды не менее 60 л на человека. В районах с ограниченными водными ресурсами расчетный суточный расход воды допускается уменьшать по согласованию с местными органами Минздрава России. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам, утвержденным Минздравом России.
8.12. Для удаления сточных вод должна быть предусмотрена система канализации — централизованная, локальная или индивидуальная, в том числе выгребная, поглощающая или с санитарной индивидуальной биообработкой.
Сбор и удаление твердых бытовых отходов и отходов от эксплуатации помещений общественного назначения должны быть организованы в соответствии с правилами эксплуатации жилищного фонда, принятыми местными органами власти.
Сточные воды и твердые отходы должны удаляться без загрязнения территории и водоносных горизонтов.

15 октября 2013 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 313087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ " " . Речь идет о предоставлении россиянам возможности зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, принадлежащем им на праве собственности и расположенном на садовом, дачном земельном участке или земле сельскохозяйственного назначения .

Текущая ситуация

На данный момент регистрация по месту проживания в жилом строении, расположенном на садовом или дачном земельном участке, прямо запрещена (ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ " ").

Но поскольку многие дачники фактически постоянно проживают на значительном удалении от места своей регистрации, то реализовывать некоторые гражданские права и обязанности им весьма затруднительно. Например, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ " " право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления принадлежит гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования и достигшему на день выборов 18 лет.

Кроме того существует часть населения, для которой садовый или дачный дом является и вовсе единственным жильем, поэтому вопрос регистрации по месту жительства для таких людей стоит особенно остро.

Тем не менее число желающих зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, не так уж высоко – всего 29%.

Мы задали вопрос посетителям сайта , готовы ли они зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, если такая возможность будет предоставлена? Опрос показал следующие результаты:

29% респондентов готовы зарегистрироваться в любом случае . Среди аргументов прозвучали такие как: "Выписавшись из квартиры и прописавшись в своем доме, сократятся расходы по ЖКХ", "Не буду зависеть от общих коммуникаций" и др.

Некоторые респонденты, признались, что дом является дли них единственным жильем и вопрос регистрации для них стоит особенно остро: "Я живу в дачном доме пять лет, другого жилья у меня нет, и я не могу в нем прописаться ", "Очень многие семьи приобретают дачи в черте города для постоянного проживания так как на квартиру заработать очень сложно. Мы с маленькой дочкой жили на даче шесть лет, была бы возможность прописаться жили бы до сих пор, но без прописки возникли трудности со школой ".

22% опрошенных отметили, что не имеют недвижимость за городом.

18% респондентов готовы зарегистрироваться в доме, расположенном на садовом или дачном участке, только если коммунальная, транспортная и другие инфраструктуры будут благоустроены: "Освещение, дорога, коммуникации ". Некоторые участники опроса обращают внимание на завышенные тарифы энергоресурсы: "Электричество очень дорогое ".

17% не видят в этом необходимости, аргументируя это тем, что большинство все же используют садовые и дачные участки для летнего времяпровождения, и не готовы нести дополнительные расходы по содержанию дома в зимний период: "У нас климат холодный и зимой я все равно буду жить в квартире ", "Это повлечет за собой новые расходы и затраты на содержание дома зимой ".

10% пользователей ответили на вопрос, что в принципе готовы, но боятся выписываться из квартиры. Вместе с тем, один из участников опроса высказал боязнь того, что если он зарегистрируется в дачном доме, то "его квартиру могут отнять".

На данный момент порядок регистрации граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства регулируется Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I " " и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. ).

Дачный дом – жилое строение, расположенное на дачном земельном участке.

Садовый дом – жилое строение, расположенное на садовом земельном участке.

Принятый в первом чтении рассматриваемый законопроект предполагает заменить существующее в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ " " понятие "жилое строение" на "индивидуальный жилой дом", что в свою очередь будет соответствовать уже используемым терминам в законодательстве, в частности в и кодексах РФ, а также снимет вопрос статуса жилого строения, возводимого на садовом или дачном участке.

Требования к жилому помещению и порядок признания его жилым утверждены постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 " " (далее – Положение).

Для того чтобы дачный или садовый дом был признан жилым помещением, необходимо оценить его соответствие установленным требованиям .

Для инициирования процедуры оценки жилого строения на пригодность для постоянного проживания собственнику необходимо обратиться в межведомственную комиссию по месту нахождения объекта.

Комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в зависимости от подведомственности местонахождения жилого строения.

В состав комиссии включаются представители органов исполнительной власти, а также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.

Также к работе в комиссии подключается сам собственник жилого строения или его уполномоченное лицо, с правом совещательного голоса, а в случае необходимости – квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций, с правом решающего голоса ().

В течение 30 дней с момента обращения собственника жилого строения и на основании оценки соответствия жилого строения установленным требованиям , межведомственной комиссией принимается в виде заключения одно из следующих решений:

  • о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  • о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
  • о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

Только после того как жилое строение, расположенное на дачном или садовом земельном участке будет признано жилым помещением, в нем можно будет зарегистрироваться по месту проживания.

Подводные камни "дачной прописки"

Несмотря на то, что регистрация носит уведомительный характер, а отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных и законами РФ, на практике россиянам приходится сталкиваться с рядом проблем, возникающих из-за отсутствия регистрации, например, при оформлении водительского удостоверения, загранпаспорта, записи детей в школу, получении пенсий и т. д.

Несомненно, обсуждаемый законопроект, в случае одобрения, позволит в дальнейшем гражданам реализовать в полном объеме свое конституционное право выбора места жительства. Однако следует обратить внимание на ряд возможных проблем, с которыми может столкнуться лицо, решившее зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке. Рассмотрим их более подробно.

Самостоятельная организация и обслуживание территориальной инфраструктуры. Первое, на что стоит обратить внимание, это тот факт, что территории садовых и дачных земельных участков, на которых расположены жилые дома, не будут автоматически причислены к землям поселений в случае регистрации на них граждан по месту жительства. Для перевода земельных участков из одной категории в другую предусмотрен специальный порядок, регулируемый Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ " ".

Ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. На практике процедура перевода представляет собой довольно сложное мероприятие и может растянуться надолго – от одного года и более.

Соответственно, у органов местного самоуправления близлежащих населенных пунктов не возникнет обязательств по организации и поддержке в должном состоянии инженерно-транспортной инфраструктуры, необходимой для осуществления нормальной жизнедеятельности жителей, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ " ". Поэтому постоянно проживающим в садовых и дачных домах необходимо будет самостоятельно решать организационные вопросы, связанные, например, с ремонтом и чисткой дорог зимой, подключением к сетям связи, подключением электричества, водоснабжения и т. п.

Для рассмотрения вопроса о пригодности помещения для постоянного проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

  • заявление о признании помещения жилым;
  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением – проект реконструкции нежилого помещения;
  • заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

Потеря социальных доплат, льгот и субсидий. Также следует учитывать, что при смене регистрации по месту жительства гражданин может потерять некоторые социальные льготы, субсидии либо доплаты, предусмотренные на уровне субъекта (речь идет о случаях, если будущее место жительства будет находиться в другом регионе). Например, в соответствии с подп. "е" п. 33 постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП " " в случае снятия пенсионера с регистрационного учета по месту жительства в Москве право на получение региональной социальной доплаты утрачивается. Так, например, по состоянию на 15 ноября 2013 года доплата для неработающих пенсионеров, зарегистрированных по месту жительства в столице, установлена до уровня регионального социального стандарта в размере 12 000 рублей (п. 3 постановления Правительства Москвы от 1 ноября 2011 г. № 514-ПП " ").

Увеличение размера налогов на недвижимое имущество. Еще один момент, который следует учесть, это возможное увеличение рыночной стоимости жилого строения после приобретения им статуса индивидуального жилого дома и возможности зарегистрироваться в нем по месту жительства. Несомненно, с одной стороны это является приятным плюсом, но с другой – увеличивается и размер налогов, которые должен будет уплачивать собственник такого дома. Особенно это станет ощутимо после вступления в действие готовящихся изменений во и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации . Речь идет о введении единого налога на недвижимость, размер которого будет рассчитываться исходя из кадастровой (максимально приближенной к рыночной), а не инвентаризационной стоимости объекта недвижимости , как это происходит сейчас.

Разрешительный порядок переустройства и перепланировки жилого помещения. После того как жилое строение будет признано жилым помещением, все планируемые переустройства и перепланировки такого помещения могут быть осуществлены только после получения соответствующего разрешения ( и п. 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. ) .

Фиктивная регистрация. Следует также обратить внимание на вероятность "фиктивной" регистрации по месту жительства в жилом доме расположенном на дачном участке, как злоупотребление своим правом некоторых недобросовестных граждан. Человек, который зарегистрируется по основному месту своего жительства, фактически может и не появляться там на протяжении всего времени. Это действие повлечет за собой отсутствие возможности оперативно разыскать человека при необходимости, что в свою очередь создаст помехи государственным органам в привлечении к ответственности вышеупомянутого лица, в случае совершения им противоправного деяния. Либо затруднит заинтересованным лицам действия по возмещению вреда, причиненного им таким гражданином.

В качестве примера можно привести ситуацию со штрафами за нарушение правил , которые автоматически присылаются на адрес регистрации по месту жительства гражданина.

Подводя итог, можно сказать, что, несомненно, обсуждаемые изменения законодательств внесут ясность в определение правового статуса жилого строения, расположенного на дачном или садовом земельном участке. В свою очередь, это позволит гражданам в дальнейшем избегать сложностей, возникающих на практике из-за отсутствия регистрации по месту жительства и полноценно реализовать конституционное право на свободный выбор места жительства.

Однако следует помнить, что, помимо положительных моментов, регистрация по месту жительства в жилых домах, расположенных на дачных или садовых участках, влечет за собой и ряд неудобств, рассмотренных в нашем материале.

Противоречивость современного Российского законодательства с очевидной наглядностью отразилась в правовом статусе «жилых строений».

Термин «жилые строения» введен в оборот Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66–ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Статьей первой этого закона гражданам разрешено возводить жилые строения на садовых и дачных земельных участках без права регистрации проживания в них, а также, возводить вспомогательные хозяйственные строения и сооружения, обеспечивающие режим эксплуатации таких жилых строений. Обращает на себя внимание тот факт, что приведенный термин - «жилые строения», не упомянут в Жилищном кодексе РФ и поэтому указанные объекты являются самостоятельным видом объектов, не отнесенных законодателем числу объектов жилищных прав.

Жилищный кодекс РФ оперирует родовым понятием «жилое помещение», в состав которого входят следующие виды объектов: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ч.1 ст.16 ЖК РФ). Перечисленные виды жилых помещений являются объектами жилищных прав и предназначены для постоянного проживания граждан. Приведенный перечень жилых помещений является закрытым. Следует отметить, что жилые дома, возводимые на дачных земельных участках (с правом регистрации проживания), полностью соответствуют признакам объекта жилищных прав.

В отличие от «жилых помещений» жилые строения имеют самостоятельную правовую природу и основанный на специальном законе правовой режим (Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ).

Итак, какова же правовая природа объектов, обозначенных законодателем как «жилые строения». Следует сразу подчеркнуть, что правовой режим (целевое назначение) любого объекта капитального строительства изначально предопределено назначением земельного участка, на котором он расположен. Любое иное соотношение правовых режимов является исключением. Земельное и градостроительное законодательство исходит из приоритетности целевого назначения земельных участков, при определении вида использования объектов капитального строительства, возводимых на этих участках (ст.1 п.5; ст. 85 п.3 Земельного кодекса РФ, ст.1 п.9; ст. 36 п.1; ст. 51 п.1 Градостроительного кодекса РФ). Иными словами, назначение постройки зависит от назначения земли. Прежде чем возводить, что либо, на земельном участке, – застройщик должен убедиться, соответствует ли задуманное правовому статусу участка и, если нет, то, возможно ли изменить этот земельно-правовой статус.

Правовой режим садоводческих и дачных земельных участков предусматривает их использование для выращивания плодовых и огороднических культур, в сочетании с отдыхом. В силу этого, эксплуатация возводимых на этих участках жилых строений ограничена целями обеспечения процесса выращивания садово-огороднических культур и проведением отдыха. Само употребление в словосочетании «жилое строение» термина «строение» характеризует временный, сезонный, неосновательный характер постройки, подчеркивает непостоянство пользования этих строений людьми. Если для владельцев дачных земельных участков Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ предусмотрел правовую альтернативу – возводить «жилое строение» или «жилой дом с правом регистрации проживания», то для садовых земельных участков закон такой альтернативы не предоставил.

Вместе с тем, существующая реальность такова, что вне зависимости от правового режима садового земельного участка, зачастую на землях садоводческих товариществ возводятся комфортабельные жилые дома, которые вряд ли можно назвать «строениями». По техническим нормативам и строительным характеристикам (фактически) эти объекты являются жилыми домами, по правовому режиму (виртуально) – жилыми строениями. В данном случае предназначение коренным образом отличается от реального использования. Граждане, озабоченные жилищной проблемой давно нашли практическое её разрешение в возведении жилищ на садовых землях. Отсутствие необходимости готовить и согласовывать проектную документацию для застройки садовых и дачных земельных участков, позволяет их владельцам создавать пригодные для постоянного проживания жилые объекты. Единственными правовыми документами, ограничивающим владельцев в их строительном порыве остаются правила землепользования и застройки – на территориях, входящих в черту населенных пунктов и проекты планировки территории некоммерческого товарищества – на землях сельскохозяйственного назначения. В таких условиях застройщики земель садоводческих товариществ ограничены только в параметрах – высотой не более трех наземных этажей, площадью – не более 1500 кв.м., отступ от границ участка – на величину, предусмотренную правилами застройки или проектом планировки. Кто, в таком случае, откажет себе в удовольствии построить жилой дом на садовом участке. Только тот, кто ограничен в средствах либо в фантазии.

В последние десятилетия территории садоводческих товариществ превратились в жилые поселки малоэтажной застройки. Вполне очевидно желание граждан устранить правовые различия в условиях отсутствия различий фактических. Такие попытки предпринимались и ранее, в начале 1990-х годов, на законодательном уровне. Федеральным законом № 4218-1 от 24 декабря 1992 года «Об основах федеральной жилищной политики» гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, было предоставлено право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, в порядке, установленном законодательством (часть 3 статьи 9 упомянутого Закона). Неизвестно какая часть граждан успела воспользоваться предоставленной возможностью, так как с введением в действие нового Жилищного Кодекса РФ, с 1 марта 2005 года Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу.

Правовая возможность отнесения пригодных для постоянного проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках к жилищному фонду была восстановлена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 №7-П. Судом было рассмотрено заявление семей военнослужащих из Краснодарского края, обжаловавших положения абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», запрещающего регистрацию по месту жительства в жилых строениях, возведенных на землях в составе садоводческого товарищества. По результатам рассмотрения суд признал не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельные положения упомянутой статьи. Статья 1 Федерального от 15.04.1998 № 66-ФЗ признана неконституционной в части ограничения прав граждан быть зарегистрированными «по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов». Как видим, формулировка снятия ограничений сопровождается судом (оговорена) определенными условиями. Регистрация (прописка) в жилом строении возможна, при условии: 1) если это строение «пригодно для постоянного проживания» (читай круглогодичного), 2) если садовый земельный участок входит в черту населенного пункта. Таким образом, постановлением Конституционного суда не был изменен правовой статус «жилых строений» на садовых участках. Их назначение, связанное с садоводством, осталось прежним. Более того, правовые различия между объектами, расположенными на дачных участках и объектами в составе садоводческих товариществ оставлены в силе. Для части садовых жилых строений (не для всех), суд определил возможность, посредством комиссионной процедуры быть отнесенными к жилищному фонду. Иными словами, при определенных условиях, объекты, не предназначенные для постоянного проживания, но пригодные для этой цели, могут использоваться как жилые. Это касается только садовых жилых строений, расположенных на землях поселений. Следовательно, правовой режим садоводческих земельных участков при определенных условиях расширяется. В том случае, если садоводческое товарищество расположено на землях сельскохозяйственного назначения – факт пригодности строения для целей постоянного проживания не снимает ограничений в регистрации (прописки) по месту жительства.

Конституционный Суд РФ указал, что поскольку жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания.

Безусловно и очевидно, что процедура признания жилого строения пригодным для постоянного проживания, по сложности, сопоставима с получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В Краснодарском крае, в рамках реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П, главой администрации (губернатором) Краснодарского края принято постановление от 29 декабря 2009 года № 1185 подробно регламентирующее процедуру и порядок комиссионного признания жилых строений пригодными для постоянного проживания.

Предоставленная Конституционным Судом органам власти субъектов Федерации возможность правового регулирования вопроса отнесения к жилищному фонду объектов садовых жилых строений, расположенных в границах населенных пунктов, повлекла в свою очередь изменения в процедуру упрощенной регистрации прав на такие объекты. Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 №447 была утверждена новая форма декларации об объекте недвижимого имущества предназначенная для регистрации прав на объекты, не требующие получения разрешения на строительство. Новая форма декларации вступила в силу 26 января 2010 года. Главным отличием новой формы декларации стало исключение из перечня видов объектов недвижимости термина «жилое строение». Это оправдано. Термин «жилое строение» употребляемый в сочетании с обозначением «назначение – нежилое» для большинства неспециалистов звучит некорректно. Теперь, заполняющий декларацию вправе самостоятельно обозначить таким наименованием принадлежащий ему объект, в строке, заполняемой вручную. Разработчики попытались объединить под одним видовым понятием «дом» объекты, расположенные как на дачных, так и на садовых участках. Поскольку законодательного определения «садовый дом», «дачный дом» не существует, разработчики воспользовались определением «дом», содержащимся в приказе Росстата от 13.04.2009 № 61 «Об утверждении переписных документов Всероссийской переписи населения 2010 года». Согласно терминологии названного приказа: «Дом – здание, предназначенное для постоянного проживания, или временного пребывания людей в зависимости от функционального назначения и для выполнения различного вида производственных процессов». Как видим, под такое определение подпадают и «дом» на дачном участке и «жилое строение» – на садовом участке. Главное отличие первого дома («дачного») от другого («садового»), в назначении – «жилое» или «нежилое». Логика разработки новой формы декларации – упростить классификацию видов объектов не всеми была правильно понята. У части граждан новая форма декларации породила ошибочные представления о том, что простым заполнением декларации (проставлением отметки в клеточке) можно узаконить возведенный на садовом участке жилой дом. Процедура признания жилого строения пригодным для постоянного проживания находится в ведении органов власти субъектов Федерации. Органы Росреестра в процессе государственной регистрации прав по упрощенной процедуре на основе представляемых деклараций в обязательном порядке должны проверять соответствие заявленных объектов целевому назначению земельного участка.

Государственный регистратор С.А. Ковалев

Для того чтобы узнать, как можно перевести нежилой дом в СНТ в жилой в 2019 году, нужно обратить внимание на то, что после покупки недвижимого имущества в дачном поселке со временем у вас возникает возможность перевести его в статус жилого помещения. Вам потребуется узнать, каким способом эта процедура проводится, и какими должны быть действия, если вам отказали в ее проведении.

Какими свойствами должна обладать дача

Перевести дачу в жилое помещение можно при наличии определенных условий. Они касаются земельного надела и дачного дома. В частности, требования, которые предъявляются к земельному наделу, связаны с тем, к какой категории относится участок. Обязательно, чтобы это были земли, относящиеся к населенным пунктам. В том случае, если нежилое помещение расположено на участке, который отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, то, перед тем как переоформить дачу в жилой дом, потребуется заняться переводом земли из одной категории в другую. Земля в садоводческих товариществах должна располагаться в зоне, где возводятся постройки, имеющие жилое назначение. Обратите внимание на то, что разрешены только несколько видов использования, к ним относят:

  • дачи и садовые домики;
  • подсобное хозяйство, которое ведется лично собственником;
  • оптимальным вариантом является то, если земля отведена под индивидуальное жилищное строительство.

Учтите, не все участки, которые находятся в садовом или дачном товариществе, а также фермерстве и огородничестве, имеют возможность изменить назначение на индивидуальное строительство. Это может быть связано с тем, что правом собственности, относительно недвижимости, обладают органы муниципалитета.

Постановление, принятое Правительством в 2006 году под номером 47, содержит в себе требования к постройкам жилого назначения. Строение, которое может получить статус жилого, должно обладать такими признаками, как: в помещении обязательно должны быть расположены ванная, туалет, кухня и жилая комната. В каждом субъекте нашей страны устанавливаются минимальные размеры для указанных помещений. К примеру, комната, которая отнесена к жилому назначению, должна быть не меньше 12-ти квадратных метров, а кухня – не менее 6. Потолки должны возвышаться, минимум, на 2,5 метра. Кроме этого, важным моментом является то, что переоформление требует наличия у дачных домов систем коммуникаций – сюда относят водоснабжение, электроэнергию, отопительную систему, также нужно сделать вентиляционную и канализационную системы. Строение должно обладать характеристиками, которые отвечают требованиям пожарной безопасности, также строительным, экологическим, санитарным и прочим нормам.

Важно! У переводимого дома должна быть документация, предоставленная организацией, проводящей техническую инвентаризацию, достаточно будет предоставить технический паспорт. Иногда требуется проведение экспертизы строительно-технического значения.

Имеет немаловажное значение и то, если дача – это единственное место жительства для человека. В том случае, когда гражданину больше негде проживать, а на даче есть возможность прописаться, то следует провести процедуру регистрации права собственности, касаемо дачи, и переоформить ее в жилой дом.

Документация

Для претворения в жизнь процедуры по переоформлению дачи в жилой дом потребуется собрать определенный пакет документов. К ним относят бумаги, имеющие техническое назначение. Они представляются в отношении земельного надела, строений, расположенных на нем, и дачного дома. Документация, носящая правоустанавливающий характер. Требуется получить разрешение на проведение переоформления. Это требуется в случае, когда у дачного дома несколько собственников. Согласие необходимо выразить посредством письменного документа. Вы должны будете представить бумагу, полученную в органе муниципалитета, которая подтверждает факт осуществления перевода земли из одной категории в другую, при этом новая категория должна позволять возведение построек жилого назначения. Вам потребуется обратиться в жилищную комиссию и получить отчет, в котором имеется подтверждение того, что постройка может быть переведена в разряд ИЖС.

В случае если в доме проводилась перепланировка, то нужно будет представить проектную документацию. Лицо, которое совершает обращение, должно будет написать заявление, содержащее в себе цель. В частности, можете указать, что вам необходимо перевести дачный дом в разряд жилого помещения по той причине, что вы желаете проживать в нем на постоянной основе и оформляете там прописку. Она обязательно должна быть постоянной. Также понадобится откопировать документ, посредством которого удостоверяется ваша личность. К указанным бумагам еще может быть добавлена квитанция, свидетельствующая об оплате государственной пошлины.

Инструкция

Стоит отметить, что переоформление дачного дома может быть выполнено посредством двух способов. В частности, можно подать обращение в судебную инстанцию. Изначально потребуется подготовить все необходимые бумаги, если какие-то отсутствуют, то нужно будет получить их в уполномоченном органе. Далее составьте иск, для этого вы можете обратиться к профессиональному юристу, который поможет вам. Учтите, что требуется указать третьи лица, коими выступают организации, имеющие заинтересованность в решении этого вопроса. Подайте иск вместе с приложенными к нему документами в судебный орган, который расположен по месту вашего проживания. Затем начнется стадия судебного процесса, в которой нужно будет участвовать. Заранее определите, какие доказательства будете использовать. После получения положительного решения судьи нужно обратиться за документами технического и кадастрового назначения. В заключение требуется провести процедуру регистрации прав и получить соответствующее свидетельство.

Известное Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г., признавшее неконституционным запрет регистрации по месту жительства в садовых и дачных домах, пригодных для постоянного проживания

Многим показалось решением наболевших проблем. Так ли это? Ответ на этот и другие насущные вопросы подготовила аспирантка Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Возникновение в России новых политических и социально-экономических условий привело к изменению жизни граждан по многим аспектам.· Кардинальные перемены произошли с введением частной собственности на землю и жилище, в результате чего обострились уже существующие, а также возникли новые проблемы, связанные с жилищным строительством. Неуклонное удорожание жилищного фонда, недостаточное количество земель поселений для возведения жилья обусловливают перераспределение земель сельскохозяйственного назначения с целью использования последних для малоэтажного жилищного строительства. В условиях проблем деурбанизации, особенно характерной для крупных городов, вопрос о соотношении садово-дачной застройки и индивидуального жилищного строительства является весьма актуальным. В настоящее время как в средствах массовой информации, так и в специализированной литературе встречается достаточное количество публикаций, касающихся малоэтажного строительства, но большинство из них освещает какую-либо одну сторону проблемы: либо правовую, либо социально-экономическую. Тогда как данный вопрос требует совокупного освещения правовых, социально-экономических, архитектурных и даже исторических аспектов.

Прежде всего необходимо точное юридическое определение объектов, удовлетворяющих жилищные потребности людей. Действующее российское законодательство не дает определений большей части видов жилых и нежилых помещений. Кроме того, не только в обиходе, но и в сообщениях средств массовой информации, в изданиях правового характера происходит смешение, а часто и отождествление понятий "садовый дом", "дачный дом" и "индивидуальное жилищное строительство", что, на наш взгляд, является недопустимым. Наряду с вышеперечисленными используют и такие термины, как "коттедж", "таунхаус" , хотя легального определения они не имеют.
Корни данной терминологической проблемы можно найти в советской юридической литературе 1950 - 1960 годов. Например, И.Л. Брауде отмечал: "Земельный участок отводится под строительство жилого дома, а также под зеленые насаждения". В постановлениях Правительства СССР по индивидуальному жилищному строительству в городах и рабочих поселках имелись указания на отвод таких участков с учетом организации садового хозяйства. Так, в Постановлении СНК СССР от 29 мая 1944 г. "О мероприятиях по восстановлению индивидуального жилищного строительства в городах и рабочих поселках СССР" указывалось на необходимость при установлении размера усадебных участков учитывать возведение хозяйственных построек и организацию садово-огородного хозяйства. Таким образом, можно отметить не только смешение понятий "сад" и "огород", но и общую размытость категориального аппарата в отношении садов, огородов, дач и индивидуального жилищного строительства.
Анализ советского законодательства и теоретических исследований показывает, что индивидуальное жилищное строительство представляло собой одну из форм удовлетворения материальных и культурных потребностей граждан. Советы депутатов трудящихся обязаны были отводить гражданам земельные участки для индивидуального жилищного строительства как из числа городских земель, так и из земель поселений. В городах земельные участки предоставлялись на так называемых селитебных территориях, которые, в свою очередь, подлежали делению на зоны малоэтажной застройки (до трех этажей включительно) и зону усадебной застройки (дома в один-два этажа). В научной литературе советского периода отмечалась условность терминологического различия усадебных (селитебных) и приусадебных участков, поскольку жилищное строительство осуществлялось как на усадебных, так и на приусадебных участках, зеленые насаждения (фруктовые деревья, ягодники, цветники) имелись и на тех и на других. Посевы некоторых огородных культур могли быть не только на приусадебных, но и на усадебных участках. Отмечалось, что от отвода земельного участка под индивидуальное жилищное строительство необходимо отличать отвод участка под индивидуальное садоводство без права возводить на садовом участке жилые или иные строения. То есть уже здесь можно отметить отсутствие разницы между индивидуальным жилищным строительством и, например, предоставлением земельного участка для ведения садоводства с правом возведения жилого строения. Разница виделась лишь в порядке отвода земельного участка для нужд садоводства или индивидуального жилищного строительства.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: современные проблемы разграничения между садовыми и дачными постройками, а также их отграничение от индивидуальной жилищной застройки являются порождением советского законодательства. Данная проблема еще более обострилась ввиду удорожания рынка жилья и в связи с ограниченностью земель поселений. Как следствие - современный законодатель пошел по пути еще большего смешения садового, дачного и индивидуального жилищного строительства.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в указанной сфере, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Строительные нормы и правила.
Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции нормы Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", которые запрещали регистрацию граждан в жилом строении, возведенном на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства. В его Постановлении от 14 апреля 2008 г. этот запрет признан неконституционным "в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов". В данной формулировке содержится несколько правовых категорий, нуждающихся в подробном исследовании ввиду их неоднозначности и отсутствия у большинства из них легальных определений. В первую очередь это "жилое строение" и его составляющие ("жилое" и "строение"). Требует уточнения, какие установленные законом признаки указывают на пригодность для постоянного проживания; как соотносится целевое назначение земельного участка и строения, отвечающего всем признакам жилого строения, с возможностью регистрации по месту жительства.
Для унификации законодательства и предупреждения возможных правовых коллизий на практике видится целесообразным внесение изменений в ст. 1 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в части замены термина "жилое строение" на "жилое помещение", поскольку эти термины не тождественны в силу нижеизложенного.
Итак, ст. 1 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. оперируют таким понятием, как "жилое строение". Следует отметить, что действующее законодательство (Конституция РФ, ЖК РФ, ГК РФ) использует термин "жилое помещение", а также "жилище" и "помещение", тогда как "жилое строение" содержится только в вышеуказанных Законе и Постановлении Конституционного Суда.
Термин "жилище", несмотря на его употребление в Конституции РФ и в ЖК РФ, определения в данных нормативных правовых актах не получил. Легальное определение жилища есть лишь в ст. 139 Уголовного кодекса РФ (хотя оно предназначено сугубо для целей УК РФ; на наш взгляд, в данной ситуации аналогия закона вполне допустима): под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания. Легального определения понятия "помещение" также нет.
ЖК РФ в ч. 2 ст. 15 дает следующее определение жилого помещения: жилым признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). То есть для того, чтобы строение на садовом участке из числа земель поселений было признано жилым, оно должно, согласно вышеназванному определению, отвечать следующим признакам.
1. Являться изолированным. Следует отметить, что понятие "изолированное помещение" не раскрывается ни ГК РФ, ни в ЖК РФ, поэтому на практике исходят из общеупотребительного значения термина "изолированный" - отдельный, обособленный от других объектов.
2. Являться недвижимым имуществом, а именно иметь прочную связь с землей. Прочная связь с землей в ситуации с признанием жилыми садовых строений подразумевает наличие фундамента. То есть сборные дома, так называемые срубы или облегченные конструкции признаваться жилыми не могут.
3. Быть пригодным для постоянного проживания граждан. Как отмечает С.П. Гришаев, "именно пригодность к проживанию в течение всех сезонов, а не только в летнее время отличает жилое помещение, скажем, от дачного" . К жилому дому предъявляются санитарные и технические требования. Логически садовый дом для признания его пригодным для постоянного проживания должен обладать системой центрального либо автономного отопления, водоснабжения, а также электроэнергией и газоснабжением. Однако не во всех (особенно в отдаленных) регионах нашей страны объекты, включенные в жилой фонд, отвечают этим параметрам. Поэтому, говоря о признаке постоянной пригодности к проживанию садового дома, необходимо отталкиваться от условий населенного пункта, в котором данный дом расположен, хотя в ЖК РФ подобной оговорки не содержится. К компетенции же органов субъектов Федерации и муниципальных образований отнесена возможность установления минимальных стандартов, которым должно отвечать пригодное для постоянного проживания помещение. Так, Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 (в ред. от 18 июня 2008 г.) "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в Перечне стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в г. Москве, указывает, что благоустроенные жилые помещения в г. Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен. Существуют также критерии Госстроя, среди которых немаловажное место занимает транспортная доступность и наличие инфраструктуры. Вопрос с транспортной доступностью и инфраструктурой в большинстве садоводческих и дачных объединений остается открытым.
Проанализировав действующее законодательство, можно отметить, что созданы предпосылки для формирования нового объекта жилого фонда - садовых строений и изменения правового режима земельных участков садоводческих некоммерческих объединений, предоставленных из числа земель поселений. Безусловно, Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. не является новеллой в полном смысле этого слова, поскольку ранее действовавший Закон РФ от 24 декабря 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики" в ст. 9 "Изменение отношений собственности" указывал, что граждане, имеющие в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, вправе переоформлять их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством. Однако на практике перевод таких помещений в жилые в силу неурегулированности вопроса почти не осуществлялся. В настоящий момент ситуация изменилась, хотя и не сказать, что коренным образом. Изменения в Закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" пока не внесены. Возможность регламентировать данный вопрос предоставлена в порядке опережающего правового регулирования органам власти субъектов Федерации (правовые системы до настоящего времени информацией о правотворчестве субъектов в этой области не располагают).
Таким образом, на основании вышеприведенной информации можно обозначить следующие способы признания садового дома жилым помещением.
1. Судебный . Данный порядок будет основан на нормах гражданско-процессуального законодательства. Для реализации этого способа регистрации необходимо обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением об установлении юридического факта пригодности для постоянного проживания жилого строения, расположенного на земельном участке. Данный способ, на наш взгляд, является, с одной стороны, достаточно затратным. Затраты будут складываться из оплаты труда адвоката за составление искового заявления, оплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде. Кроме того, в суде единственным доказательством пригодности жилого строения для постоянного проживания является строительно-техническая экспертиза, которая также стоит денег и потребует определенного времени (два-три месяца). С другой стороны, на наш взгляд, данная процедура является наиболее приемлемой, поскольку механизм проведения строительно-технических экспертиз в рамках судебного разбирательства является хорошо отработанным, впрочем, как и вся процедура установления юридических фактов. Помимо этого, нет необходимости ожидать внесения изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", а также принятия каких-либо нормативных правовых актов на уровне субъектов.
2. Административный . Данный порядок в полной мере начнет работать только после определения порядка субъектами Федерации признания пригодными для постоянного проживания жилых строений на садовых земельных участках. Следует отметить, что признание помещения жилым, пригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, которая должна действовать с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, а также в соответствии с гл. 3 ЖК РФ, в которых установлено, что перевод нежилого помещения в жилое не допускается, если помещение не соответствует установленным требованиям и обеспечить его соответствие не представляется возможным либо если право собственности на него обременено правами третьих лиц.
Для перевода нежилого помещения в жилое собственник или уполномоченное им лицо (заявитель) представляет в орган, осуществляющий перевод помещений (местная администрация), по месту нахождения переводимого помещения:
- заявление о переводе помещения;
- правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- план переводимого помещения с его техническим описанием (декларация).
В течение 45 дней должно быть принято решение о переводе либо об отказе. После принятия решения, но не позднее чем через три рабочих дня орган, осуществляющий перевод помещений, выдает заявителю соответствующий документ, подтверждающий принятие решения о переводе или об отказе в переводе нежилого помещения в жилое.
Несовершенство данной процедуры состоит в том, что далеко не во многих муниципальных образованиях действуют на постоянной основе межведомственные комиссии, в число которых должны входить представители различных полномочных органов (пожарных, санитарно-эпидемиологических и т.п.). В связи с этим данный метод не получил развития и в период действия указанной выше ч. 3 ст. 9 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики". Следовательно, будущее именно за судебным способом признания садового дома пригодным для постоянного проживания.
Постановление Конституционного Суда от 14 апреля 2008 г. в аспекте признания садового дома пригодным для постоянного проживания затронуло немаловажный вопрос о целевом назначении земельного участка, на котором расположен садовый дом, указав на то, что зарегистрироваться можно только в доме, который расположен на землях поселений. В Постановлении указано, что "возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные дома". Таким образом, в этом Постановлении впервые за многие десятилетия существования садовой, дачной и индивидуальной застройки произошло первое легальное отождествление данных понятий. Однако такое отождествление закономерно поставлено в зависимость от правового режима земельного участка, предоставленного для вышеозначенных нужд. Но в настоящее время существует возможность практического решения данного вопроса и в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Так, если целевое назначение земельного участка обозначено как земля сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование - сельскохозяйственное, то существует несложный механизм изменения разрешенного использования - на дачное строительство. Последнее, в свою очередь, позволяет построить жилой дом с правом зарегистрироваться в нем.
Возможен и другой способ, но более трудоемкий. В случае если в собственности гражданина находится участок из земель сельскохозяйственного назначения, границы которого примыкают к населенному пункту, данный земельный участок возможно перевести в категорию земель поселений. Статья 4.1 Вводного закона ГК РФ предусматривает возможность до 1 января 2010 г. включить земельный участок в границы населенного пункта в целях жилищного строительства в муниципальных образованиях, в которых отсутствуют утвержденные генеральные планы. При этом включение осуществляется на основании решения исполнительного органа власти субъекта Федерации с одновременным изменением вида разрешенного использования. Публичные слушания по данному вопросу не проводятся.
Безусловно, постепенное стирание правовых границ между садовой, дачной и индивидуальной жилой застройками неминуемо приведет к различным социально-экономическим и правовым последствиям. Необходимо распространить на эти строения правовое регулирование отношений собственности на жилые помещения, которое более детализировано в сравнении с правовым регулированием отношений собственности на дачи и садовые домики.
Встречаются мнения, что дачная недвижимость - это самый настоящий рудимент того времени, когда все было общее и недвижимость невозможно было приобрести в собственность. Дачная недвижимость в определенной степени была исключением - дача подлежала покупке, продаже, но все равно эти сделки носили бутафорский характер, так как приватизировать дачный участок было невозможно. По всей видимости, проводимые реформы призваны решить две задачи для "полярных" слоев населения.
1. Обеспечение доступным жильем малообеспеченных граждан, для которых садовый дом подчас является единственным местом жительства, что позволит им реализовывать их социальные права на медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, образование.
2. Легализация элитной дачной и садовой недвижимости для обеспеченных слоев населения, тем более что предельных строительных нормативов ни по этажности, ни по площади действующие СНиПы не содержат.
В связи с этим интересна экономическая сторона проводимых реформ. По мнению риелторов, дачная и садовая недвижимость в Подмосковье, скорее всего, пойдет по пути превращения в комплексы апартаментов или жилые курорты. Однако, учитывая насыщение рынка, рост цен на малоэтажное жилье все равно будет значительно ниже, чем на многоэтажное. Высказанная позиция подтверждает возможность решения жилищной проблемы в России путем легализации регистрации в садовых домах.
Кроме того, на основе проводимых реформ появилась возможность преобразовать садоводческие и дачные объединения в поселения. Сторонники этой позиции (Союз садоводов России и Фонд развития садоводческого движения России) готовят новый закон о садоводстве в соответствии с данной тенденцией. Безусловно, необходимо отметить положительный аспект решения жилищной проблемы за счет садовых домов, однако каждое решение, принимаемое в связи с этим, должно предусматривать отдаленные последствия и дополнительно изучаться с учетом мнения населения, поскольку это потребует дорогостоящего социального обеспечения граждан, предусмотренного Конституцией РФ, именно по месту нахождения поселения.