Учимся применять правило: - онок- или -ёнок. Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок У наречий суффикс онок

Предмет : русский язык Класс : 2

Тема : Правописание суффиксов -ЁНОК -, - ОНОК -. Программа «Начальная школа 21 века»

Время реализации занятия : 45 мин.

Цели:

  • Ознакомить с правописанием суффиксов -онок-, -енок-; учить образовывать новые слова с помощью суффиксов и правильно их писать.
  • Развивать речь, внимание, мышление.
  • Вызывать интерес к русскому языку.

Задачи урока:

  • формирование умения у обучающихся грамотно писать суффиксы -онок-, -енок- .
  • способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах.
  • способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Проблемный вопрос: Разбирая написание слов «бельчонок, перед детьми встает проблема, когда пишется суффикс -онок-, а когда -енок- . В результате работы, им предстоит разрешить эту проблему.

Тип урока : урок ознакомления с новым материалом;

Форма урока: урок-исследование;

Формы обучения:

самостоятельная работа

парная работа

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Методы:

Частично - поисковые

Проблемно - сообщающие

План урока:

Этапы занятия

Временная реализация

Организационный момент.

Чистописание.

Стадия вызова. Приём «Кластер».

Идет составление кластера (корзины идей) при ответе на вопрос: «Что вы знаете о суффиксе?».

Стадия осмысления. Прием «Лови ошибку».

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Задание содержит в себе ошибки 2 уровней:

А - явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из полученных раннее знаний;

Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Решение проблемного вопроса.

Прием «Мозговой штурм». Парная работа.

Физминутка.

Составление алгоритма.

Закрепление изложенного материала

Физминутка. Зарядка для глаз.

Самостоятельная работа.

Итог урока. Рефлексия.

На данном этапе используются такой прием, как синквейн - творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях.

Домашнее задание.

ХОД УРОКА :

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

У . Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2. Минута чистописания . (Слайды №3,4)

Снова к нам Смешарики вернулись,

С ними будем тему изучать.

Чтобы на уроке не заснули-

Упражненья будем выполнять!

У. - Посмотрите на первые три пары букв, какую закономерность вы видите?

У. - Посмотрите на группы букв, догадайтесь, какой буквы не хватает? Почему?

Что про эту букву можете рассказать? Пропишите показ.

На слайде

У. - Какой один и тот же звук мы встречаем в каждом слове?

Какой буквой на письме мы обозначаем этот звук?

Какое слово лишнее?

У. - Каким способом образованы новые слова?

Д. - Слова образованы суффиксальным способом.

У. - Какой суффикс помог образовать новые слова?

Д. - Суффикс - к-.

У. - На что он указывает?

Д. - Суффикс -к- придает слову уменьшительно-ласкательное значение.

У. - Пропишите слова, обратите внимание на соединение.

Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.

Стадия вызова. (слайд № 5)

У. - О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

Д. - О суффиксе.

У. - Давайте вспомним все об этой части слова.

Стадия осмысления.

Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.

Прием «Лови ошибку»

(Слайды №6-9)

Леонидавна или Леонидовна

Ильинична или «Ильинишна»,

Д. - Суффикс -ичн- образует отчества. Говорим «Ильинишна», а пишем «Ильинична»

Людочка или Людачка

Д. - Пишем суффикс -очк-, нет суффикса -ачк-.

Бельчонок или бельченок

Разбирая слова перед детьми встает проблема.

Д. - Здесь суффикс -онок- .

Д. - А может -ёнок-? При произношении слышу гласную ё.

Д. - А [ч] всегда мягкая, может ей не надо показатель мягкости?

Д. - может есть и суффикс -онок-, и суффикс -ёнок-?

У. - А, по-моему, мы ответить на этот вопрос не можем. Может это новая тема урока?

У. - Определите тему нашего урока .

Д. - Мы знакомимся с новыми суффиксами.

У. - Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Д. - Узнать, есть ли суффикс -онок-, и суффикс -ёнок-, или только один суффикс. Научиться писать слова с новыми суффиксами.

Д. - Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами -онок-и -ёнок-.

У. - Как мы можем узнать об этом?

У. - Какой путь вы выбираете?

Д. - Вывести самим.

У. - Как нужно работать, чтобы понять тему урока?

Д. - Внимательно, усердно, сосредоточенно.

Решение проблемного вопроса (слайд № 10-11)

Прием «Мозговой штурм». Парная работа

У. - Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс -онок-, а когда суффикс -ёнок-.

(Ребята работают в парах.

Сравни пары слов и обрати внимание на звуки перед суффиксами. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -онок- , а когда суффикс -ёнок-.

лосёнок бельчонок

тигрёнок волчонок

гусёнок мышонок

львёнок скворчонок

После работы дети представляют свои выводы. Они доказывают, что есть два суффикса -онок-и -ёнок и рассказывают об их написании.

У. - Обратимся к научному источнику. Откройте тайны языка на странице 110. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали?

У. - Давайте вернёмся к вопросу, с которого мы начали открытие этой темы. Так какое же написание будет верным?

Д. - бельчонок-онок-, потому что корень заканчивается на «ч». А после «ч» пишется суффикс -онок -.

5. Физминутка.

6. Составление алгоритма. (слайд № 12)

У. - Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

(Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)

У. - Какие этапы работы вы предлагаете?

Д. - Сначала мы должны выделить корень.

Если это будет твердый согласный или шипящие ш, ж, ч, то будем писать суффикс -онок-, а если мягкие согласные, кроме ч, будем писать суффикс -ёнок-.

Д. - Мы сделали алгоритм проще в последней части.

Если это будет твердый согласный или шипящие ш, ж, ч, то будем писать суффикс

Онок-, в остальных случаях пишется суффикс -ёнок-.

У. - Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд №9)

Что заметили?

Д. - На слайде порядок действия описан тот же, что мы предлагали.

У. - Давайте разберем вариант, который предлагают создатели учебника. (стр. 110)

7. Закрепление. (слайд № 13-14)

Выполнение учащимися различных заданий.

8. Физминутка.

Зарядка для глаз. (Слайд №15-16)

9. Самостоятельная работа. (Слайд №17)

10. Закрепление темы (слайд № 18-19)

11. Итог урока. Рефлексия.

Какова была тема урока? А проблема?

Что нового вы сегодня узнали?

Для чего мы учимся правильно писать суффиксы -онок-,-ёнок-?

Давайте вернемся к нашему кластеру. Какое высказывание мы добавим?

Прием «Написание синквейна»

У. - А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн. (Слайд №20)

Напоминаю:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

На доске во время проверки дописываются придуманные детьми слова, выражения.

Написание синквейна детьми.

1. Суффикс.

2. Маленький, ласковый.

3. Запомнить, выучить, понять.

4. После твердых согласных или шипящих пишется суффикс -онок-.

5. Добренький.

12. Домашнее задание. Оценки за урок.

Дополнительно к уроку можно распечатать раскраску Смешарика или показать мультфильм.

http://LearningApps.org/388874 можно использовать электронный тренажер

  • звёзд-очк(а) образовано от звезд(а) , суффикс -очк- придает уменьшительно ласкательное значение. Проверка: ламп-очк(а), кофт-очк(а), лент-очк(а) — суффикс -очк- с уменьшительно-ласкательным значением.
  • булоч-к(а) — родственные слова: булк(а),(нет) булок(),булоч-н(ая) — здесь чередование к/ч в корне и беглая о, слов с корнем бул- нет, следовательно выделяем корень булоч-, окончание (а), остается суффикс -к- (-оч- — часть корня).
    Проверка существования такой морфемы: слова руч-к(а),нож-к(а)- суффикс -к- с уменьшительным значением.
    Аналогично: лавоч-к(а) (лавк(а)), тарелоч-к(а) (тарелк(а)), маеч-к(а) (майк(а)) .
  • дыр-оч-к(а) — родственные слова: дыр(а), дыр-к(а), вспоминаем про чередование к/ч в корне и беглую о и выделяем суффикс -оч-, суффикс — к- придает уменьшительное значение,т.е. дырочка — это маленькая дырка. Аналогично: чаш-еч-к(а) (чаш(а)-чаш-к(а)),труб-оч-к(а) (труб(а)-труб-ка)), тетрад-оч-к(а) (тетрадь()- тетрад-к(а)) .
  • ёл-оч-к(а) — родственные слова ель, ёл-к(а), ёл-оч-н(ый), следовательно выделяем корень ел’, суффиксы -оч- и -к-;
  • ласточк(а), сорочк(а) — очк — часть корня.

В каждом случае необходимо определять лексическое значение слова (смысл), часть речи, найти однокоренные слова.
При выделении суффиксов в слове трудно определить их количество и границы.

Алгоритм выделения суффикса

    На примере слова дневник
  • Выделить корень, окончание: дн-евник () — от день-дн(я)-дн(и) (др- — корень).
  • Перебрать родственные слова, которые имеют в своем составе оставшуюся часть слова —евник : дн-евн (ой) . Следовательно выделяем суффикс -евн- .
  • Ищем родственные слова с оствщейся частью -ик- в составе. Такого слова нет. Следовательно, -ик- составляет один суффикс.
  • Ответ: дн-евн-ик() — суффиксы -евн, -ик.

Проверить морфемный разбор можно с помощью Яндекс-словарей по русскому языку — Морфемно-орфографический словарь.

После выделения суффикса (приставки) необходимо проверить существование такой морфемы. Здесь пригодятся списки суффиксов на сайте (суффиксы и приставки надо «знать в лицо») и подбор слов с этой морфемой с тем же значением.

Суффиксы "онок" и "ёнок" - как применять правильно правило?

    Чередующийся суффикс онок и нок лгок в определении, поскольку для его написания важно проанализировать слово и всего лишь определить свойство впереди стоящей буквы, то есть буквы которая расположена перед данным суффиксом.

    В русском языке суффикс существительных -онок пишется под ударением после шипящих ж, ш, ч, щ :

    галч онок, волч онок, боч онок, еж онок, уж онок, индюш онок, ерш онок, мыш онок, пастуш онок.

    Суффикс -нок после шипящих не пишется.

    А в остальных случаях после согласных пишется суффикс -нок , например:

    жеребнок , телнок , лиснок , котнок , ребнок .

    Вот собственно и все правило.

    Нужно запомнить, что:

    суффикс нок пишется:

    • после мягких согласных (исключение: буква ч). Например, Нахаленок, олененок, опенок.

    Суффикс онок:

    • после твердых и ч.

    В качестве примера можно привести следующие слова: бочонок, верблюжонок, лягушонок.

    То есть, для правильного написания первое, что необходимо сделать - выделить корень и определить суффикс. Кроме того, нужно иметь в ввиду, что основное предназначение данных суффиксов - образование уменьшительно-ласкательных форм (реже - пренебрежительных). У Михаила Шолохова в повести Нахаленок главного героя деревенские ребята дразнили - коммуненок).

    Применение суффикса онок или нок напрямую зависит от того какая перед ним идт буква, вернее от е мягкости и тврдости.

    Если имеем дело с тврдой согласной, а также ч, то смело пиши окон. Во всех остальных случаях следует писать нок.

    Суффикс онок пишется в том случае если до него стоят согласные - щ, ч, ж, ш. Волчоно к примеру.

    Суффикс нок пишется в остальных случаях. Пример: теленок, котенок и другие.

    Нужно всего лишь запомнить правило.

    Такие суффиксы как онок и нок нужны в русском языке для определения детнышей различных животных и человека. Есть несколько правил где и как применять тот или иной суффикс:

    Ну во-первых не все детныши имеют такие суффиксы, например у улитки детныш будет - ребнок улитки.

    Во-вторых есть детныши, у которых нет этих суффиксов, так например у собаки - щенОК.

    Да и не у всех детнышей совпадают корни с родителями, так например поросНОК это ребнок свиньи.

    При помощи данных суффиксов в русском языке чаще всего образуются названия детенышей животных, птиц: оленнок, галчонок, лягушонок и т.д.

    Если возникает затруднение в написании этих суффиксов, то необходимо посмотреть, какой согласный находится перед суффиксом и применить такое правило:

    В суффиксах и окончаниях после шипящих действует такое правило:

    если гласная под ударением, то пишем О. Например, волчонок, медвежонок.

    если гласная не под ударением, то пишем Е. Например: чайничек.

    Если суффикс идет не после шипящих, то употребляем. Например: тигрнок, телнок.

    Всегда вызывает затруднение написание указанных суффиксов.

    Для того, чтобы их правильно писать стоит запомнить несложное правило.

    Суффикс онок всегда пиши после ж, ч, щ, ш.

    Например, зайчонок, медвежонок.

    В остальных случаях смело пиши суффикс енок.

    Тигренок, котенок.

    Согласно правил русского языка, мы будем писать суффикс онок после шипящих букв щ, ч, ж, ш. Например: медвежонок, волчонок, зайчонок.

    Во всех остальных случаях под ударением пишем суффикс нок.

    Например: котнок, тигрнок, орлнок.

    Это правило очень легко запоминается.

Согласно обучающим школьным программам, период, когда дети изучают слова с суффиксом -енок, - 3 класс. Слова с данным суффиксом нередко вызывают затруднения в аспекте словообразования и написания.

Данные затруднения связаны, прежде всего, с фонетикой, а именно - при звучании буква -е- дает звук [о]. Например, слово "лисенок", содержащее в суффиксе букву -е-, в транскрипции будет выглядеть так: [л`ис`онок]. Таким образом, буква -е- при звучании после мягкого согласного [с`] трансформируется в звук [о].

Поэтому важно при изучении данной темы уделить особое внимание вопросу образования новых слов с использованием указанных суффиксов, а также правильному выбору -о- и -е- в их написании.

Кроме четких правил, регламентирующих выбор суффикса в той или иной словообразовательной ситуации, существуют некоторые аспекты, определяющие употребление данного аффикса в плане смысловой нагрузки, которую он придает исходному слову. На это следует обратить особое внимание.

Новообразованные формы употребляются в зависимости от и смыслового значения, которым наделяется образуемое слово.

Слова с суффиксом -онок/-енок: примеры

Примеры слов с суффиксом -онок:

  • галчонок;
  • медвежонок;
  • сычонок;
  • лягушонок;
  • бочонок;
  • курчонок;
  • турчонок;
  • зайчонок;
  • бельчонок;
  • крольчонок;
  • собачонок;
  • кукушонок;
  • стрижонок;
  • скворчонок;
  • черепашонок;
  • паучонок;
  • мышонок;
  • рачонок;
  • ежонок;
  • моржонок;
  • внучонок;
  • барсучонок;
  • казачонок;
  • верблюжонок;
  • мальчонок;
  • дьячонок;
  • индюшонок;
  • волчонок;
  • грачонок;
  • пастушонок;
  • китайчонок.

Примеры слов с суффиксом -енок:

  • утенок;
  • котенок;
  • зверенок;
  • совенок;
  • дьяволенок;
  • бесенок;
  • масленок;
  • опенок;
  • лисенок;
  • поросенок;
  • львенок;
  • гусенок;
  • козленок;
  • вороненок;
  • журавленок;
  • орленок;
  • слоненок;
  • лосенок;
  • кукленок;
  • цыпленок;
  • поваренок;
  • козленок;
  • кенгуренок;
  • аистенок;
  • крысенок;
  • олененок;
  • постреленок;
  • теленок;
  • тигренок.

Употребление

Словообразовательные суффиксы -онок/-енок в большинстве случаев употребляются для создания слов мужского рода, обозначающих названия детенышей животных.

Данные аффиксы выполняют словообразовательную функцию и служат для создания новых слов с определенным лексическим значением.

Однако обозначение названий - не единственная функция, которую выполняют данные морфемы. Слова с суффиксами -енок и -онок имеют уменьшительно-ласкательное, либо пренебрежительное значение, и указывают на детскость, невзрослость обозначаемых понятий. Поэтому, прежде чем использовать слово с данным суффиксом, важно не только владеть правилами его написания, но и определить контекст речевой ситуации, в которой оно будет употреблено.

Например.

Исходное слово

Слова с суффиксом -енок - примеры слов

Лексическое значение нового слова

детеныш кота

детеныш лисы

зайчонок

детеныш зайца

бельчонок

детеныш белки

пастушонок

представитель профессии «пастух» детского возраста

батрачонок

представитель профессии «батрак» детского возраста либо в пренебрежительном значении

китайчонок

ребенок, имеющий национальную принадлежность «китаец»

емкость, имеющая меньший размер в отношении к исходному понятию

Названия животных с употреблением другой парадигмы слова

Словообразовательный суффикс -онок/-енок может употребляться для образования не всех названий детенышей животных. Например, существуют названия животных, для обозначения названий которых используется другая парадигма слова.

Например.

Примеры названий животных, для образования которых нельзя использовать суффиксы -онок/-енок

Существуют названия животных, для обозначения детенышей которых нельзя использовать суффиксальный

Например:

жираф - детеныш жирафа, бегемот - детеныш бегемота.

Не существует четкого правила, регламентирующего употребление или неупотребление данных суффиксов с конкретным словом. Основная причина здесь историческая. Поэтому такие слова следует просто запомнить, чтобы не допускать в дальнейшем ошибки в словообразовании.

Правила образования слов при помощи суффикса -е (о)нок

Чтобы определить, какое слово с суффиксом -енок или с суффиксом -онок следует написать в том или ином случае, необходимо руководствоваться следующими правилами.

Слова с суффиксом -онок- пишутся:

В словах-названиях животных, основа которых заканчивается на шипящий, под ударением:

медведь - медвеж´онок

мышь - мыш´онок

еж - еж´онок

лягушка - лягуш´онок

Слова с суффиксом -енок пишутся:

В словах с основой на мягкий согласный (за исключением [ч`]):

Образование слов с суффиксами -онок/-енок

Чтобы составить слова с суффиксом -енок, необходимо отделить основу слова и, руководствуясь правилами образования новых слов, присоединить к ней нужный суффикс. Таким образом, схема образования новой словоформы выглядит так:

основа слова + суффикс -е (о) нок + окончание (при необходимости)

Исходное слово

Словообразовательная основа

Конечное слово

Выбор суффикса

Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [в`] - словообразовательный суффикс -енок.

Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [с`] - словообразовательный суффикс -енок.

Основа оканчивается на шипящий [ш] - словообразовательный суффикс -онок.

батрачонок

Основа оканчивается на шипящий [ч] - словообразовательный суффикс -онок.

Особое внимание при образовании новых слов следует обратить на чередование согласных букв в исходном и конечном слове.

Слова с суффиксом -енок: примеры слов с чередованием согласных в основе

Следует обратить внимание, что в некоторых случаях при образовании слов с данными аффиксами происходит чередование согласных звуков на морфемном шве. Так, чередуются:

1) Заднеязычные/шипящие: кролик - крольчонок, волк - волчонок.

2) Д/ж, д’/ж: медведь - медвежонок.

3) Парные мягкие: лиса - лис`енок, кот - кот`енок.

Алгоритм образования новых слов при помощи суффиксов -енок/-онок

Таким образом, для правильного написания слова, необходимо соблюдать следующую последовательность:

1) Выделяем основу исходного слова.

2) Определяем, на что оканчивается основа (какой согласный звук стоит перед суффиксом):

  • на шипящий - пишем суффикс -онок;
  • на мягкий не шипящий или [ч`] - пишем суффикс -енок.

Использование суффиксов -онок/-енок для образования слов, не обозначающих названия детенышей животных

В некоторых случаях данные суффиксы используются для образования слов, не обозначающих название детеныша животного.

В таких ситуациях данный суффикс может указывать на представителя определенной нации, социальной прослойки, профессиональну. принадлежность.

Однако, употребляя слово с данным аффиксом в конкретной речевой ситуации, следует помнить о некотором пренебрежительном значении, которое придает данная морфема.

Например:

  • пастух - пастушонок;
  • человек - ребенок;
  • повар - поваренок;
  • цыган - цыганенок;
  • зверь - зверенок;
  • китаец - китайчонок.

При выборе написания -е- или -о- в суффиксе для данного типа слов используется то же правило.

Склонение существительных с суффиксами -онок/-енок

Образуя от исходного слова при помощи присоединения к основе данного аффикса, мы получаем слово с суффиксом -енок и либо ту же словоформу с суффиксом -онок.

Например:

  • слон - слоненок □;
  • кот - котенок □;
  • галка - галчонок □;
  • батрак - батрачонок □.

При склонении имен существительных, образованных при помощи данных суффиксов, происходит выпадение гласной «о».

Например:

бельчонок - бельчонка, ежонок - ежонка, дьяволенок - дьяволенка.

Иногда при образовании существительных происходит и выпадение корневой гласной, таким образом мы получаем слово, отличное по звуковом составу основы от исходного слова.

Например:

  • лев, но: львенок;
  • орел, но: орленок.

Образование множественного числа существительных с суффиксами -енок/-онок

При образовании множественного числа существительных, данный аффикс во множественном числе заменяется на -ат/-ят.

Например:

  • лев - львенок - Но: львята, львят;
  • мамонт - мамонтенок - Но: мамонтята, мамонтят;
  • еж - ежонок - Но: ежата, ежат;
  • кролик - крольчонок - Но: крольчата, крольчат.

При склонении слов во множественном числе после -ат/-ят употребляется окончание соответствующего падежа.

Например:

Данное правило применяется только к словам, обозначающим названия детенышей, а также к словам опенок (опята, опят) и масленок (маслята, маслят). На другие слова с данным суффиксом это правило не распространяется.

Сравните:

бочка - бочонок - Но: бочонки, бочонков.

Таким образом, правило употребления суффиксов -онок/-енок несложны. Единственная проблема может возникнуть с запоминанием слов, неподдающихся словообразовательным правилам.

Правило правописания суффикса ОНОК и ЁНОК.
1) Выделить корень.
2) Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
3) Если это твердый согласный или шипящие, то пишем суффикс -онок-, если нет, то пишем суффикс -ёнок-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка во 2 классе.

УМК «Начальная школа ХХI век» под редакцией Н. Виноградовой

Тема урока: «Правописание суффиксов – онок и – ёнок»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока : создание условий для выведения детьми правила, когда в слове пишется суффикс -онок, а когда - ёнок

Задачи: содействовать развитию познавательных способностей и познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия.

Воспитывать интерес к предмету.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

- Сегодня у нас ответственный урок. К нам пришли гости. И, как гостеприимные хозяева, подарим свои добрые улыбки и порадуем хорошей работой. А нас с Вами согреет наше солнышко.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Русский язык у нас сейчас.

Ребята,открываем тетради: записываем число, классная работа.

2. Минутка чистописания.

Нн

Народ,новости, новоселье.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Не бросай слова на ветер?(Объяснение пословиц.)

Ребята,давайте вспомним, что такое суффикс?

Какое значение имеют суффиксы –ёк,-ок,-ик,чик?

Молодцы!

Ребята,а сейчас мы поиграем в игру «Мама-папа-я». Вам необходимо собрать цепочку из семьи. Записываем себе в тетрадь. Выделяем корень, окончание.

Все ли справились с заданием. Ребята я вас попрошу в слове, которое указывает детеныша поставить букву –ё или –о карандашом. Проверка по цепочке.

3.Работа над новым материалом. Сообщение темы урока.

Ребята, давайте поиграем в игру?

Игра с суффиксами «Мамы и их малыши».

Работа с карточками.

Лиса-лисёнок

Коза-козлёнок

Зайчиха-зайчонок

Мышь-мышонок

Медведица-медвежонок

Кенгуру-кенгурёнок

Слониха-слонёнок

У. – Каким способом образованы новые слова?

Д. – Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.

У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?

Д. – Суффиксы –онок– , -ёнок-. .

У. – На что он указывает?

Д. – На названия детенышей..

Сформулируёте тему и цели урока. (Правописание суффиксов –онок-,-ёнок-).

4 . Работа в группах .

Проведём исследование, работая в группах.

Какие правила работы в группе помните?

Правила работы в группе:

  1. работаем дружно,
  2. говорим по очереди, не перебивая друг друга
  3. внимательно слушаем,
  4. уважаем мнение собеседника,
  5. не отвлекаемся на посторонние дела,
  6. не мешаем друг другу, вовремя помогаем,
  7. выполняем указания старшего.

Разбейтесь на группы, выберите руководителя, контролера.

Руководители, возьмите план работы и задание.

Задание. Олениха- оленёнок, корова –телёнок, тигрица-тигрёнок,медведица-медвежонок, овца-ягнёнок,собака-собачонок,лебедь-лебедёнок,утка-утёнок,белка-бельчонок, гусь-гусёнок,кабан-кабанёнок.

Разделите слова на 2 столбика.

Читаем план работы.

План.

1.Прочитайте слова, выделите корни.

2. Подчеркните согласную перед суффиксом -онок, ёнок:

3. Понаблюдайте: какая гласная стоит после мягкого согласного, а какая- после твёрдого?

4. Найдите исключение из правила: после какого мягкого согласного все- равно пишется суффикс –онок-?

5. Сделайте ВЫВОД

(Дети работают в группах- 5-6минут.)

Кто готов представить результат работы группы?

Защита:

ВЫВОД 1:

Мы считаем, что суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме звука (ч),суффикс –онок- пишется после твёрдых согласных и (ч).

ВЫВОД 2:

Правило можно сформулировать по- другому.

Суффикс – онок- пишется после шипящих согласных, а в остальных случаях- ёнок.

Кого похвалишь из своей группы?

Можно ли утверждать, что мнения групп одинаковые?

Обобщение работы в группах.

Работа с учебником стр. 120-121.

Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило. Расскажите его по схеме: когда же мы пишем –ёнок-? –онок-?

(Учитель вывешивает СХЕМУ:М,СОГЛ.,кроме (ч)- - ЁНОК-

ТВ. СОГЛ. и (ч) - -ОНОК-

Проверим правильность наших выводов по учебнику. .

5. Физкультминутка.

6. Работа над правилом в учебнике стр. 120-121. (чтение вслух.)

Совпало правило с нашим? Значит, мы вывели правило верно.

УСВОЕНИЕ:

Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется –енок- ?(нет)

Какое уточнение мы сделали к правилу, которого нет в учебнике? (ТАБЛ,№2)

Теперь, зная правило, что мы можем делать? (писать слова)

Но прежде,чем писать слова,нужно составить алгоритм применения правила

7. Составим алгоритм.

Кто знает что такое алгоритм?

Что надо сделать сначала? (выделить корень)

На что обратим внимание потом? (определим, какой звук перед суффиксом)

(Учитель выставляет этапы алгоритма на доске)

1. Выделить корень.

2.Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.

3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-,

4. После мягких согласных пишем –ёнок-.

8. Закрепление.

Упражнение № 1. Запиши буквами.

Работа в тетради «Пишем грамотно» на стр. 50 № 1.. Самостоятельная работа.

9. Итог урока.

Как звучала тема урока?

Какие цели мы сегодня ставили?

Мы достигли цели?

Какое же правило мы вывели? (таблица)

Каков алгоритм применения правила?(таблица)

Какое затруднение у нас возникло? Почему?

Теперь мы можем объяснить, какой суффикс надо писать? (объясняют).

Вспомните, какие вы ставили цели и достигли ли вы своих целей?

«Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, окрашенными каждый в свой цвет. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то что вы все поняли, а «грустное личико» в тот, который символизирует, что вам ничего не понятно. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика.

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ

10 . Домашнее задание: выучить правило на стр.120-121, выполнить задания в тетради на печатной основе стр. 50 №2.

Урок окончен.