Информация о знаменитом человеке который занимался самообразованием. Самые знаменитые самоучки и дилетанты


Русский изобретатель-самоучка, создавший двухцилиндровую паровую машину. Далеко не у каждого научного открытия счастливая судьба: одни сразу же находят практическое применение, другие дожидаются своей очереди годами и даже целыми столетиями. Так случилось и с паросиловой машиной Ивана Ползунова: современники не оценили по достоинству ее значение.


Талантливый изобретатель, самородок из российской глубинки, Иван Иванович родился в семье солдата, и по окончании в 1742 году арифметической школы, основанной Василием Никитичем Татищевым, был определен «механическим» учеником к мастеру Никите Бахореву на один из уральских заводов. Когда горнозаводскому специалисту Ивану Ползунову исполнилось 20 лет, его перевели на Колывано-Воскресенские заводы Алтая, где добывались драгоценные металлы для царской казны: получив должность гиттеншрейбера, Иван Ползунов занимался подготовкой отчетов о ходе производства. Его конструкторская деятельность, по мнению историков-биографов, началась в 1754 году, когда для нужд завода Иван Иванович строил «вододействующую лесопилку». Любознательный, усердный, жадный до знаний, он самостоятельно изучал книги по металлургии и минералогии. Став одним из самых технически грамотных работников завода, он заботился о том, чтобы облегчить труд людей: предлагал множество остроумных новшеств в работе, однако проекты его пылились в архиве.


Существом почти равным Богу был для Ползунова Михаил Васильевич Ломоносов: Иван Иванович досконально изучил все труды великого ученого в области химии, физики, добычи и плавки руд. Ознакомился он также с работами известного российского химика Ивана Андреевича Шлаттера, в чьей книге «Обстоятельные наставления рудному делу» описывались английские и венгерские паровые машины, которые играли большую роль в промышленности этих европейских стран. В то время горнозаводские производственные процессы в России находились в полной зависимости от водяного колеса основного источника энергии: из оборудования были только воздуходувные мехи и молоты для ковки металла, приводимые в движение силой воды. Иван Ползунов задался целью «водяное руководство пресечь», и в апреле 1763 года представил начальнику завода Андрею Ивановичу Порошину проект «огненной машины».


От заграничных аналогов паровой двигатель Ползунова отличался, прежде всего, наличием двух цилиндров, вместо одного: такая усовершенствованная машина могла подавать «дутье» в печи и откачивать воду, в дальнейшем изобретатель планировал приспособить ее и для других нужд. Примечательны были слова современника Ивана Ивановича, ботаника и минералога Эрика Лаксмана: О проекте, представленном в царский Кабинет, доложили Екатерине II. Своим распоряжением она произвела Ивана Ползунова в «механикуса с чином и званием инженерного капитан-поручика», постановила выдать ему награду «в четыреста рублев» и, по возможности, направить на учебу в Академию наук. В 1764 году по разрешению Канцелярии Иван Ползунов приступил к строительству машины в 15 раз более мощной по сравнению с проектом: она одновременно должна была обслуживать дутьем 1012 печей.


За фантастически короткие сроки, 13 месяцев, Иван Ползунов собрал агрегат в так называемой «машинной хоромине» высотой в 18,5 метра, при этом некоторые детали двигателя весили до 2720 килограмм. Но для того, чтобы воплотить свою задумку Ивану Ползунову понадобилось изготовить еще и различные сопутствующие инструменты, в числе которых был токарный станок для обработки металла на «водяном ходу»... Такая грандиозная работа потребовала от изобретателя максимальной концентрации душевных и физических сил и ослабила его здоровье. Заболев чахоткой, Иван Иванович Ползунов не дожил до пробного запуска своего детища всего неделю.


7 августа машина подала первое дутье и работала с небольшими перерывами до ноября, за это время успела не только окупить все расходы на постройку, но и дать огромную прибыль. Когда у паровой машины прогорел котел, было решено, что «пущать ее в действо по изобилию в здешнем заводе воды, за нужно не признавается». Сломанный агрегат был разобран на части, а имя Ивана Ивановича Ползунова надолго забыто в алтайских краях. Опередивший свой век талантливый механик-самоучка «воскрес» только в памяти своих потомков, высоко оценивших его изобретательский дар. «Иван Ползунов муж, делающий истинную честь своему народу. Он строит теперь огненную машину, однако совсем отличную от тех, которые обычны в Англии и Венгрии. Эта машина должна приводить в действие без воды мехи при плавильных печах, которые обыкновенно приводятся в действие водой. Какое преимущество! В России смогут искусно строить плавильные печи на высоких горах и даже в шахтах».

Интересно было бы узнать, как много среди моих читателей тех, кто хотел попробовать писать и всерьез заняться живописью, но остановился не из-за нехватки времени или нехватки фантазии, а из-за распространенного стереотипа о том, что достичь успеха в живописи можно лишь после долгих лет художественого образования?

Многие полагают, что художники-самоучки могут писать лишь в качестве хобби, но на успех, признание и богатство им рассчитывать не приходится.

Общаясь с многими людьми, я слышу это мнение в самых разных формах. Знаю даже многих художников, которые пишут, увлеченно и очень хорошо, но считают свои картины просто забавой лишь потому, что сами они не получили художественного образования.

Они почему-то полагают, что художник - это профессия, которая непременно должна быть подтверждена дипломом и оценками. И пока диплома нет, художником стать нельзя, хорошие картины писать нельзя, а даже если и написать работу «для себя», то уж о продаже её или выставлении на суд публики запрещено даже и думать.

Якобы, картины художников-самоучек сразу распознаются специалистами, как непрофессиональные, и вызовут только критику и насмешки.

Смело скажу - это все чепуха! Не потому, что я одна так считаю. А потому, что история знает десятки успешных художников-самоучек, чьи картины заняли достойное место в истории живописи!

Более того, некоторые из этих художников успели прославиться при жизни, а их творчество повлияло на всю мировую живопись. Причем есть среди них как художники прошлых веков, так и современные художники-самоучки.

Для примера расскажу вам только про некоторых из таких автодидактов.

1. Поль Гоген / Eugène Henri Paul Gauguin

Пожалуй, один из величайших художников-самоучек. Путь его в мир живописи начался с того, что он, работая брокером и зарабатывая хорошие деньги, начал приобретать картины художников-современников.

Это хобби увлекло его, он научился хорошо разбираться в живописи и в какой-то момент начал пробовать писать сам. Искусство увлекло его настолько, что он стал всё меньше времени уделять работе и все больше писать.

Картина «Шьющая женщина» написана Гогеном ещё в бытность его биржевым брокером

В какой-то момент Гоген принимает решение полностью посвятить себя творчеству , бросает семью и уезжает во Францию общаться с единомышленниками и работать. Здесь он начал писать действительно значимые полотна, но здесь же начались и его финансовые проблемы.

Общение с художественной элитой и работа совместно с другими художниками стали его единственной школой.

Наконец, Гоген решает полностью порвать с цивилизацией и слиться с природой, чтобы творить в райских, как он считал, условиях. Для этого он уплывает на острова Тихого Океана, сначала на Таити, затем на Маркизские острова.

Здесь он разочаровывается в простоте и дикости «тропического рая», постепенно сходит с ума и… пишет свои лучшие картины.

Картины Поля Гогена

Увы, но признание к Гогену пришло уже после его смерти. Через три года после его кончины, в 1906 году, в Париже была организована выставка его картин, которые были раскуплены полностью и позже вошли в самые дорогие коллекции мира. Его работа «Когда свадьба?» входит в рейтинг самых дорогих картин мира.

2. Джек Веттриано / Jack Vettriano (он же Джек Хогган)

История этого мастера - в некотором смысле противоположность предыдущей. Если Гоген умер в нищете, писав свои картины под гнетом непризнанности, то Хогган ещё при жизни успел заработать миллионы и превратиться в мецената только за счет своих картин.

При этом начал писать он в 21 год, когда подруга подарила ему набор акварельных красок. Новое дело так увлекло его, что он начал пробовать копировать работы известных мастеров в музеях . А затем начал писать картины на собственные сюжеты.

В итоге на первой его выставке все картины были раскуплены, а позднее его работа «Поющий дворецкий» стала сенсацией в мире искусства: её купили за $1,3 млн. Картины Хоггана покупают голливудские звезды и российские олигархи, хотя большинство художественных критиков считают их полной безвкусицей.

Картина Джека Веттриано

Большие доходы позволяют Джеку выплачивать стипендии для малообеспеченных одаренных студентов и заниматься благотворительностью. И все это - без академического образования - в 16 лет молодой Хогган начал работать шахтером, после чего нигде официально не учился.

3. Анри Руссо / Henri Julien Félix Rousseau

Один из самых известных представителей примитивизма в живописи, Руссо родился в семье сантехника, по окончании школы служил в армии, затем работал на таможне.

В это время он и начал писать, причем именно отсутствие образования позволило ему сформировать собственную технику, в которой богатство красок, яркие сюжеты и насыщенность полотна сочетаются с простотой и примитивностью самого изображения.

Картины Анри Руссо

Ещё при жизни художника его картины высоко оценили , Гийом Апполинер и Гертруда Штейн.

4. Морис Утрилло / Maurice Utrillo

Ещё один француский художник-автодидакт, без художественного образования сумевший стать знаменитостью мирового масштаба. Его мать была натурщицей в художественных мастерских, она же подсказала ему основные принципы живописи.

Позже все его уроки заключались в наблюдении за тем, как пишут великие художники на Монмартре. Долгое время его картины не признавались серьезными критиками и он перебивался лишь случайными продажами своих работ простой публике.

Картина Мориса Утрилло

Но уже к 30 годам его работы стали замечать, в возрасте сорока лет он становится знаменитым, а в 42 получает Орден Почетного Легиона за вклад в искусство во Франции . После этого ещё 26 лет он творил и нисколько не беспокоился об отсутствии диплома о художественном образовании.

5. Морис де Вламинк / Maurice de Vlaminck

Французский художник-самоучка, все официальное образование которого закончилось в музыкальной школе - родители хотели видеть его виолончелистом. В подростковом возрасте начал писать картины, в 17 лет занимался самообразованием вместе с другом Анри Ригалоном, а в 30 продал свои первые картины.

Картина Мориса де Вламинка

До этого времени он умудрялся кормить себя и свою жену уроками игры на виолончели и выступлениями с музыкальными коллективами в различных ресторанах. С приходом славы полностью отдался живописи, а его картины, в стиле фовизм, в будущем серьезно повлияли на творчество импрессионистов XX века.

6. Аймо Катаяйнен /Aim o Katajainen

Финский современный художник, работы которого относят к жанру «наивного искусства». В картинах присутствует много синего цвета- ультрамарина, что в свою очередь очень успокаивает… Сюжеты картин спокойные и умиротворящие.

Картины Аймо Катаяйнен

Прежде чем стать художником, изучал финансовое дело, работал в клинике для реабилитации алкоголиков, но все это время писал в качестве хобби, пока его картины не начали продаваться и приносить хороший доход, достаточный для жизни.

7. Иван Генералич / Ivan Generalić

Хорватский художник-примитивист, сделавший имя картинами с сельским бытом. Стал знаменитым случайно, когда его картины заметил один из студентов Загребской академии и предложил ему провести выставку.

Картина Ивана Генералича

После того, как его персональные выставки прошли в Софии, Париже, Баден-Бадене, Сан-Пауло и Брюсселе, он стал одним из самых известных хорватских представителей примитивизма.

8. Анна Мозес / Anna Mary Robertson Moses (она же Бабушка Мозес)

Известная американская художница, начавшая писать в 67 лет после смерти мужа, уже страдая артритом. Никакого художественного образования не имела, но её картину случайно заметил нью-йоркский коллекционер в окне дома.

Картина Анны Мозес

Он и предложил провести выставку её работ. Картины Бабушки Мозес быстро стали настолько популярными, что её выставки были проведены во многих европейских странах, а затем в Японии. В возрасте 89 лет Бабушка получила премию от президента США Гарри Трумена . Примечательно, что прожила художница 101 год!

9. Екатерина Медведева

Самый известный в России представитель современного наивного искусства, Екатерина Медведева не получила художественного образования, а писать начала, когда работала на полставки на почте. Сегодня она вошла в рейтинг 10000 лучших художников мира с 18 века.

Картина Екатерины Медведевой

10. Кирон Уильямс / Kieron Williamson

Английский вундеркинд-автодидакт, который начал писать в стиле импрессионизм в 5 лет , а в 8 впервые выставил свои картины на аукцион. В 13 лет он за полчаса продал на аукционе 33 свои картины за $235 тыс, а сегодня (ему уже 18) он — долларовый миллионер.

Картины Кирона Уильямса

Кирон пишет по 6 картин в неделю, а за его работами постоянно выстроена очередь. На образование у него просто не остаётся времени.

11. Пол Ледент / Pol Ledent

Бельгийский художник самоучка и творческая личность. Увлекся изобразительным искусством ближе к 40 годам. Судя по картинам, много экспериментирует. Изучал живопись самостоятельно …и сразу применял знания на практике.

Хоть Пол и брал несколько уроков по живописи, большую часть своего увлечения изучал сам. Учавствовал в выставках, пишет картины на заказ.

Картины Пола Ледента

По моим наблюдениям, пишут интересно и свободно именно творчески думающие люди, у которых незабита голова академическими художественными знаниями. И кстати, добиваются определенного успеха в арт нише не меньше художников-профессионалов. Просто такие люди не боятся смотреть на обычные вещи чуть-чуть шире.

12. Хорхе Масьел / JORGE MACIEL

Бразильский автодидакт, современный талантливый художник- самоучка. У него получаются чудесные цветы и красочные натюрморты.

Картины Хорхе Масьел

Этот список художников самоучек можно продолжать очень долго. Можно сказать, что Ван Гог, один из влиятельнейших художников мира, не получил официального образования, учился эпизодически у разных мастеров и так и не научился писать человеческую фигуру (что, кстати, и сформировало его стиль).

Можно вспомнить Филиппа Малявина, Нико Пиросмани, Билла Трейлора и множество других имен: многие известные художники были самоучками, то есть, учились Самостоятельно!

Все они - подтверждение того факта, что для успеха в живописи специальное художественное образование иметь необязательно.

Да, с ним легче, но можно стать хорошим художником и без него. Ведь самообразование никто не отменял… Равно как и без таланта - об этом мы уже говорили .. Главное, иметь жгучее желание учиться самостоятельно и открывать все яркие грани живописи в практике.

Районный конкурс творческих работ

«Меня оценят в 21 веке», посвященный курским изобретателям

Ф. А. Семенову и А. Г. Уфимцеву

Номинация

«Физика, астрономия, космонавтика»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Фёдор Алексеевич Семёнов - русский ученый-самоучка,

астроном, механик, метеоролог»

Выполнила: обучающаяся 11 класса

Мокрушанской СОШ

Заречная Лина

Руководитель: учитель истории Заречная Е. В.

Фёдор Алексеевич Семёнов - русский ученый-самоучка,

астроном, механик, метеоролог

Хроника жизни Ф.А.Семенова

1794 г.

В семье купца Алексея Никоновича и Екатерины Семеновны Семеновых родился сын Федор.

1800-е гг.

Отец занимался торговлей и приобщал к этому занятию сына. Весной под присмотром приказчиком отправлял его на ярмарки для покупки скота, осенью вместе с работниками – на бойню. К занятию этому Федор был равнодушен, за что не раз слышал насмешки в свой адрес. Обучение грамоте. Его тянуло к естественным познаниям, к изучению небесных явлений.

1806 г.

Познакомился с фатежским мещанином Федором Чернышевым и выменял у него «Месяцеслов» издания С.-Петербургской Академии Наук, из которого узнал о возможности предсказать затмения Солнца и Луны, перемену погоды.

1807 г.

Впервые наблюдал появление кометы вместе с семьей в маленькую театральную трубочку, которую привез им родственник Иван Иванович Филипцов.

1808 г.

Приобрел первую книгу по естественным наукам и натуральной истории «Начертание Естественной истории».

1810–1812гг.

Из купленных на Коренной ярмарке изданий книги «Телескоп астрономический» узнал о величине Солнца, Луны и прочих планет, стал вести наблюдение звездного неба и увлекся астрономией.

1813–1816 гг.

Совершенствовал свои научные познания. Приобрел важные для себя книги: «Новое всеобщее землеописание» Адама Христиана Гаспара, «Сокращение Астрономии» Лаланда, «Месяцеслов на 1813 г.», «Плоскую тригонометрию» Аничкова, «Арифметику» Меморского, «Сферическую Тригонометрию», «Математику» Безу, «Физику» Нолета.

1815 г.

Женился на Анне Ветровой из Ямской слободы.

1816 г.

Познакомился с Николаем Полевым, управляющим конторой курского купца А.П. Баушева.

1816–1820 гг.

Сделал токарный станок для вытачивания деталей к своим приборам, научился отливать медные детали, сделал электрические машины и лампады, электрофоры, электрометры, барометры, производил электрические и магнитные опыты. Приобрел «Химию» Гизе. Устроил маленькую химическую лабораторию, производил опыты.

1817 г.

Умер отец. Только в 1821 г. после судебных тяжб он смог выкупить землю, принадлежавшую отцу в селе Гнездилово и деревне Потапово. Участок сперва отдавал в аренду, а затем в 1825-1826 гг. завел свой хутор, вместе с работниками посадил плодовый сад, часть земли стал засевать хлебом.

1820 г.

Встреча с приехавшими в Курск К.И. Верманом, занимающимся астрономией и магнетизмом, Н.А. Полевым и Розановым, впоследствии опубликовавшим в «Отечественных записках» биографию курского астронома.

1823 г.

Собрал станок для точения, шлифования и изготовления оптических стекол.
Приглашен на вакантное место лаборанта химической лаборатории Петербургской медико-хирургической академии, но не желая прервать свои астрономические исследования, отказался от лестного предложения.

1825 г.

Изготовил из картона телескоп, имеющий в длину 3,5 метра, позже взятый в деревянную оправу и увеличивающий в 40 раз.

1825 г.

Избран от Курского мещанского общества старшиной.

1827 г.

Наблюдал в телескоп кольцеобразное солнечное затмение и подробно описал его.

1828 г.

Вместе с курским купцом А.В. Щедриным совершил поездку в г. Москву. Н.А. Полевой устроил для Семенова посещение Московского университета. М.П. Погодин познакомил его с профессорами С.Н. Глинкой, М.А. Максимовичем, И.М. Снегиревым, с астрономом Д.М. Перевощиковым, физиком М.Г. Павловым, писателем С.Т. Аксаковым, актером М.С. Щепкиным.

1829 г.

1830 г.

Трижды выезжал в Москву, что дало много полезного для развития его как ученого. Отставив другие науки, Федор Алексеевич стал серьезно заниматься наблюдениями и точными астрономическими выкладками.

1832 г.

Публикация в журнале «Московский телеграф» «Теории лунных затмений» с авторскими рисунками, описание большого метеоритного дождя Леонид, прошедшего в ночь на 1 ноября 1832 г. По инициативе курского дворянства был составлен проект организации судоходства по главной реке Курской губернии Сейм, создан особый комитет для осуществления проекта этого торгового водного пути, названного впоследствии Александринским водным сообщением. Семенов принял участие в работе этого комитета.

1833-1834 гг.

Напечатан портрет, написанный И.И. Стефановым и гравированный на средства знакомого Семенову офицера Д.И. Князева.
Встреча с генералом А.Н. Саблуковым и курским военным губернатором М.Н. Муравьевым, который рекомендовал знакомство с ним местным дворянам и купцам.

1836 г.

Составлены «Таблицы для затмения Солнца и Луны». Представлен чиновнику по особым поручениям Министерства внутренних дел Е.В. Пассеку, командированному для составления статистики по Курской губернии.

1837 г.

Представлен наследнику престола (впоследствии императору Александру II) и великой княгине Елене Павловне при проезде их через Курск, которая обещала принять на воспитание двух его сыновей на свои средства.
Воспитатель наследника В.А. Жуковский посетил дом Семенова.
Избран членом-корреспондентом Вольного Экономического Общества и за успехи в садоводстве награжден медалью.

1838 г.

По предложению губернатора М.Н. Муравьева в «Курских губернских ведомостях» начал печатать свои метеорологические наблюдения.

1839 г.

Впервые побывал в Петербурге. Привез сыновей на учебу. Один из них был принят в Технологический Институт, а другой – в училище Гражданских землемеров. Оба учились на личные средства великой княгини Елены Павловны.
Посетил Академию Наук и передал метеорологические наблюдения. Академия сочла их ценными и выслала ему в Курск барометр, термометр, психрометр и дождемер. Таким образом было положено начало Курской метеорологической станции.

1840 г.

Систематические астрономические и метеорологические наблюдения, работа над газетными и журнальными статьями, занятия земледелием и садоводством.
Первый в России Семенов заявил в «Курских губернских ведомостях» о предстоящих 26 июня 1842 г. и 16 июля 1851г. Полных солнечных затмениях.

1842 г.

Д.М. Перевощиков специально приехал в Курск, чтобы вместе с Семеновым наблюдать солнечное затмение.

1846-1847гг.

Написал работы «О солнечном затмении, которое последует 1847 года, 27 дня.», «Краткую записку пасеки, находящейся в хуторе Курского уезда при селе Гнездилово» и «Опыт плодоводства».

1850 г.

В «Географических известиях» и в журнале «Москвитянин» помещена «Карта полного солнечного затмения, которое видимо будет в Европе 16 июля 1851 г.», опубликованы отзыв Д.М. Перевощикова об этой работе с портретом Ф.А. Семенова и Указ императора о возведении его в потомственные почетные граждане.
Русское Географическое Общество наградило Семенова золотой медалью «За особо ученые труды и обширные знания по части астрономии».

1851 г.

Участие в астрономической экспедиции для наблюдения солнечного затмения в г. Бобринец Херсонской губернии под руководством профессора Петербургского университета А.Н. Савича.

1853 г.

Вручены астрономические инструменты, купленные на средства курского общества.

1856 г.

В «Записках Географического Общества» издал свой главный труд «Таблицы показания времени лунных и солнечных затмений с 1840-2001 гг. на Московском меридиане, по старому стилю, вычисленные и составленные Федором Семеновым». Кроме таблиц был изложен общедоступный графический способ предвычисления затмений при помощи циркуля и линейки.

1858 г.

Награжден золотой медалью Географического Общества.

1860 г.

Умер от рака печени на 66 году жизни. Тысячи жителей Курска собрались у дома Семеновых проводить его в последний путь. Гроб на руках был перенесен в церковь Фрола и Лавра, после отпевания – на Московское (Никитское) кладбище, где состоялись гражданская панихида и похороны.

В каждой стране есть свои великие изобретатели - Архимед в Древней Греции, Александр Попов в России, Томас Эдисон в США… Есть свои пока еще не совсем признанные изобретатели и в Китае, и сегодня мы поговорим именно о них. Конечно, их изобретения не сравнятся, скажем, с радио или телефоном, но, тем не менее, они стоят того, чтобы на них взглянуть. Хотя бы потому, что все эти механизмы были собраны китайскими умельцами в домашних условиях - на задних дворах и в гаражах.

(Всего 31 фото)

Спонсор поста: Казачий хор : "Московский Казачий Хор" - это уникальный живой коллектив, несущий в себе энергию и дух славного казачества!
Источник: businessinsider.com

1. Десять лет понадобилось Хе Ляну на то, чтобы модифицировать этот… чемодан, сделав из него транспортное средство. Оно достигает скорости более 19 км/ч и может преодолеть 48-64 км на одной подзарядке.

2. Тао Сянли - изобретатель-самоучка - собрал этого робота на дистанционном управлении из металлолома и электропроводов, которые он купил с рук, потратив в общей сложности 49 037 долларов. Правда, Тао столкнулся с проблемой, когда понял, что робот слишком большой, чтобы выйти из его комнаты.

3. Этот самодельный мотоцикл высотой 2,38 м стоил своему создателю Абулажону 1300 долларов. Он весит 2702 кг и может достигать скорости в 40 км/ч.

4. На создание этой подлодки у китайского крестьянина ушло пять месяцев. Подлодка успешно опустилась на глубину 9 м в озере рядом с его домом в местечке Данцзянкоу, провинция Хубэй.

5. Этот импровизированный трактор оснащен 12 вращающимися щетками, которыми их создатель подметает улицы в городе Мохэ, провинция Хэйлунцзян.

6. Лю Ваньюн создал этот импровизированный велосипед, который держится на плаву благодаря пластиковым трубам.

7. Этот фермер, он же китайский военный в отставке, потратил 6450 долларов на создание этой копии танка.

8. Лю Фулун самостоятельно построил деревянный электромобиль. Машина может разгоняться до 32 км/ч, а это достаточно высокая скорость для самодельного транспортного средства.

9. Чжан Уи со своим изобретением - новой подводной лодкой для отлова морских огурцов (голотурий).

10. Китайский изобретатель Ян Цзунфу радуется успешно пройденным испытаниям своего шаровидного контейнера весом в 5443 кг, который он назвал Ноев Ковчег. Сосуд был создан, чтобы защитить людей, которые находятся внутри, от огня, воды и прочих внешних воздействий.

11. Это колесо создал изобретатель Ли Юнли. Он назвал его «транспортным средством номер один в мире».

12. Чжан Сюэлинь внутри своего самодельного самолета.

13. 55-летний кузнец Тянь Шэнин (справа) поправляет лопасть своего самодельного вертолета.

14. Сунь Цзифа переносит камень во время строительства своего нового дома. Китайский крестьянин Сунь, который частично потерял обе руки в результате несчастного случая на рыбалке 32 года назад, все это время не мог позволить себе покупку протезов. Он потратил два года на то, чтобы его племянники под его руководством создали ему протезы из металлолома, пластика и резины.

15. 49-летний механик Ву соединяет вместе детали своего нового робота в мастерской.

16. 63-летний изобретатель Хань Юйцзы держит одно из своих творений - расческу, которая также служит музыкальным инструментом.

17. Ли Цзинчунь (наверху) - 58-летний фермер - и его самодельный самолет на крыше дома.

18. 49-летний Чжан Яли испытывает созданный им и его друзьями огромный велосипед.

19. Фермер Шу Маньшэн завис над землей в своем самодельном летающем устройстве во время его тестирования во дворе дома.

20. Автомеханик Дин Шилу проводит испытания своего самодельного летательного аппарата на замерзшем водоеме.

21. Лэй Чжицянь едет… точнее, плывет на велосипеде.

22. Гао Ханьцзе устанавливает лопасти на свой самодельный вертолет.

23. Рабочий полирует поверхность незаконченной миниатюрной подлодки в мастерской местного кустаря-изобретателя.

Паровоз Черепановых, трактор Блинова, станок Нартова, водоход Кулибина и прочие плоды пытливых умов

В России всегда не было недостатка в талантливых ученых и инженерах, которые двигали и продолжают двигать вперед науку и изобретают принципиально новые машины и приборы. Есть в этом кругу люди особые – изобретатели-самородки или, иными словами, самоучки. Не получив регулярного образования, они тем не менее умудрялись работать наравне с дипломированными специалистами, достигая высочайших результатов. Разумеется, в процессе работы эти люди занимались самообразованием, в свободные часы усваивая содержание как учебной литературы, так и фундаментальных научных трудов.

Андрей Константинович Нартов (1693 – 1756)

Изобретатель-самоучка родом из Москвы. В 17 лет начал работать токарем в Школе математических и навигационных наук. И за три года благодаря смекалке, пытливому уму и прилежанию сумел добиться такого авторитета, что о талантах Нартова узнал император Петр I. В результате Андрей Константинович был переведен в придворные мастерские для работ по металлу.

С этого момента начинается его изобретательская деятельность, способствовавшая восхождению по социальной лестнице. Став любимцем императора, Нартов на год был командирован в Европу для совершенствования в мастерстве и изучения «механической науки». По возвращении он был назначен заведующим токарней. И начал придумывать новые методы обработки металла.

Его главным изобретением стал первый в мире токарно-винторезный станок с суппортом и набором сменных зубчатых колес для изменения передачи. Увы, после смерти Петра I о станке, как и самом Нартове, забыли на долгие годы. О том, какой станок изобрел русский самородок, вспомнили лишь в конце XIX века, случайно обнаружив его чертежи и описание в государственном архиве.

На снимке: парадный копировально-токарный медальерный станок, выполненный по указу императора Петра 1 А.К. Нартовым в 1718-21 годах для изготовления Триумфального столпа во славу России/ Фото: Валентин Кузьмин/ ТАСС

Удаленный от дел, Андрей Константинович занялся составлением энциклопедии металлообработки и станкостроения, которую он назвал «Театрум махинариум, или Ясное зрелище махин». В ней он подробно описал 34 оригинальных токарных, токарно-копировальных, токарно-винторезных станков. Этот фундаментальный труд Нартов завершил незадолго до смерти. Сын Нартова передал рукопись в канцелярию Екатерины II. Этот бесценный труд долгие годы невостребованно пылился в придворной библиотеке.

Иван Петрович Кулибин (1735 – 1818)

Родился в купеческой семье, но регулярного образования не получил. В 32 года сделал уникальные по сложности часы, встроенные в яйцеобразный корпус. В этом замысловатом аппарате размещались механизм почасового боя, музыкальный автомат, настроенный на несколько мелодий, механический театр с выдвижными фигурками.

Слава о чудо-часах докатилась от Нижнего Новгорода до Петербурга, и механика призвали в столицу, где он сразу же стал заведовать механическими мастерскими при Академии наук. На этом посту он находился более тридцати лет.

Кулибин разработал несколько уникальных проектов, из которых была реализована лишь незначительная часть. Он предложил построить через Неву 300-метровый однопролетный арочный мост с деревянными фермами. 30-метровый макет выдержал испытания, однако дело не было доведено до конца из-за урезания бюджета. Прожектор, в котором одна лишь свеча давала мощный сноп света, был реализован в миниатюрном варианте для увеселения аристократии. Кулибину принадлежит авторство на судно «водоходного типа», которое движется против течения без какого бы то ни было двигателя – колеса с лопастями приводит в движение речное течение. Водоход должен был заместить труд бурлаков, однако правительство сочло это нецелесообразным.

Протез ноги, предложенный Кулибиным, одобрила Академия наук. Для Академии Иван Петрович создал множество полезных приборов. Однако при дворе ценились, прежде всего, его механические куклы, музыкальные шкатулки, фейерверки и прочий гламур.

Иван Иванович Ползунов (1728 – 1766)

Родился в Екатеринбурге в семье солдата. До 15 лет учился в школе при металлургическом заводе, после был взят в обученье главным механиком уральских заводов. С 1747 года Ползунов стремительно повышаясь по службе, решает широкий круг задач на уральских заводах – от устроения пилорамы с приводом от водяного колеса до модернизации сталеплавильного производства. При этом постоянно занимается самообразованием, просиживая все свободное время в заводских библиотеках.

В результате в 1763 году Ползунов создал паровую машину мощностью 1,8 л.с., которую начали применять на производстве. Распространено мнение, что Ползунов был в этом деле пионером. Однако это не вполне так. Различные проекты «атмосферных машин» начали возникать еще в XVII веке. Первый работоспособный образец паровика сделал и запатентовал в 1689 году английский инженер Томас Севери. Ползунов же сделал первую в мире двухцилиндровую машину, поршни которой работали на один вал. И лишь 20 лет спустя англичанин Джеймс Уатт предложил ряд конструкторских решений по повышению кпд машины.

А в 1966 году Иван Иванович создал машину с рекордной мощностью, равной 32 л.с. Год триумфа стал для Ползунова последним – он скоропостижно скончался от чахотки в возрасте 38 лет.

Ефим Алексеевич (1774 – 1842) и Мирон Ефимович (1803 – 1849) Черепановы

Отец и сын были крепостными заводчиков Демидовых. С 1822 года преуспевший в машиноведении отец служил главным механиком заводов Нижнего Тагила. Сын, пошедший по стопам отца, был его заместителем и соратником на поприще конструирования всяческих полезных машин. За свою карьеру они построили более 20 паровых машин, мощность которых лежала в пределах от 2 л.с. до 60 л.с.

Черепановы совершили несколько поездок в Швецию и Англию с целью изучения железнодорожного движения. На основании приобретенного опыта, а также природной смекалки в 1834 году они построили паровоз, который в силу низкой мощности паровой машины оказался экспериментальным. Год спустя появился уже вполне способный перевозить вагонетки с рудой паровоз. Для него протянули чугунную дорогу длиной в 854 метров от рудника до железоплавильного завода.

На снимке: паровоз Черепановых/ Фото: Олег Булдаков/ ТАСС

За громадный вклад в механизацию производственных процессов они немедленно получили вольную.

Однако их опыт на других российских предприятиях использован не был. А через некоторое время от паровой тяги отказались и на нижнетагильском заводе. Произошло это не из-за того, что паровоз был плох, а из-за отсутствия инфраструктуры, необходимой для нормальной работы железной дороги. Для эффективной работы паровой машины необходимо было наладить добычу угля. Но вместо него использовались дрова. Во-первых, на их заготовку тратилось много сил, приходилось вырубать большие лесные площади. Во-вторых, дрова менее эффективное топливо, чем уголь.

Федор Абрамович Блинов (1831 – 1902)

Из крепостных крестьян. Родился в Саратовской губернии. После отмены крепостного права, получив вольную, долго и мучительно продвигался к конструкторской деятельности. Вначале был бурлаком. Затем поступил на пароход кочегаром. Вырос до помощника машиниста, а через некоторое время стал машинистом.

Накопив денег, Блинов в 1877 году вернулся в родное село, намереваясь сказать свое слово в транспортном деле. Его первым изобретением, запатентованным в 1879 году, стал «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Роль бесконечных рельсов играли гусеницы, повышающие проходимость вагона. Первый вагон был на конной тяге.

В 1888 году изобретатель продемонстрировал новый вагон (по сути - трактор), который приводился в движение паровой машиной. Его скорость равнялась 3,5 км/час, а проходимость и грузоподъемность привели в восторг специалистов в области машиностроения.

Блинов немедленно стал знаменит. Его трактор с огромным успехом демонстрировался на крупных промышленных выставках. А изобретатель ушел в чистый бизнес. Открыв в родном селе завод по производству пожарных насосов, Блинов вскоре стал весьма состоятельным человеком.Дело Блинова продолжил его ученик Яков Васильевич Мамин (1875 – 1955), который в 1910 году создал трактор с дизельным двигателем, работающим на нефти.Владимир ТучковВ России всегда не было недостатка в талантливых ученых и инженерах, которые двигали и продолжают двигать вперед науку и изобретают принципиально новые машины и приборы. Есть в этом кругу люди особые – изобретатели-самородки или, иными словами, самоучки. Не получив регулярного образования, они тем не менее умудрялись работать наравне с дипломированными специалистами, достигая высочайших результатов. Разумеется, в процессе работы эти люди занимались самообразованием, в свободные часы усваивая содержание как учебной литературы, так и фундаментальных научных трудов.

01-05-2015, 17:05

😆Устали от серьезных статей? Поднимите себе настроение 😆 самыми лучшими анекдотами! 😆 , или оцените наш канал на ЯндексДзен