Недовязанный кудровский узел. Дали зеленый свет

Ленинградская область

12:10, 21.02.2017

Градсовет Ленобласти поручил доработать проект транспортно-пересадочного узла «Кудрово»

Начало строительства запланировали на 2021 год.

Проект планировки транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Кудрово» отправили на доработку по решению градостроительного совета Ленобласти. Правительству не понравилось, что на плане не видно, как именно пассажиры будут пользоваться узлом. Об этом журналистам рассказал зампред администрации региона Михаил Москвин. Проект разрабатывает «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти».

Проект ТПУ реализуют в несколько этапов. На первом необходимо четко обозначить автовокзал, будущую станцию метро и железнодорожную станцию. Однако связей между ними авторы проекта не указали, заявил Москвин.

О сроках и инвесторах строительства автовокзала в правительстве заявят после утверждения проекта ТПУ. Михаил Москвин предположил, что профинансировать возведение могут будущие перевозчики. Метро и ж/д станцию будут строить вместе с Санкт-Петербургом и РЖД.

Власти региона рассматривают вариант строительства линии трамвая от метро «Улица Дыбенко» до деревни Новосаратовка. Его можно организовать во время первого этапа строительства ТПУ. Для запуска трамвая необходимо реконструировать существующий перекресток проспекта Солидарности и улицы Дыбенко.

Ранее сообщалось, что строительство ТПУ «Кудрово» оценили в семь млрд рублей. Узел расположат на площади более 52 га на границе Кудрово и Свердловского городского поселения, на границе с магистралью «Кола» и гипермаркетом «Мега-Дыбенко».

В состав узла войдут вестибюль метро, остановка и парковка для маршруток, автовокзал на 400 пассажиров с 15 перронами, перехватывающие парковки на 2,2 тыс. машиномест, три открытых автостоянки на 340 машиномест. Финансируют проект за счет инвесторов. Начало строительства запланировано на 2021 год.

15 февраля стало известно, что IKEA проект новой развязки в Кудрово к 1 июня 2017 года. Магистраль должна улучшить дорожную обстановку в деревне и упростить связь Кудрово с Мурманским шоссе и КАД. Компания готова вложить в строительство 700 млн рублей. Зампред правительства Ленобласти Михаил Москвин поручил компании посчитать конечную стоимость дороги. После этого регион начнет поиск инвесторов. Москвин отметил, что администрация Ленобласти планирует привлечь к стройке девелоперов, которые возводят свои дома в Кудрово.

18:34 — REGNUM В многоэтажной деревне Кудрово во Всеволожском районе Ленинградской области на месте гаражного кооператива создадут транспортно-пересадочный узел (ТПУ). Сначала будет построен автовокзал, а в перспективе появится станция метро и пройдут железнодорожные и трамвайные пути. Соответствующий эскиз планировки территории сегодня, 9 февраля, был рассмотрен на заседании градостроительного совета Ленобласти, но отправлен на доработку, передает корреспондент ИА REGNUM .

Как обещали ранее власти Ленобласти, в ближайшем будущем активно застраиваемый населенный пункт Кудрово получит статус города.

«Реализуется город на 80 тысяч жителей, где сегодня зарегистрировано 12 тысяч, а фактически проживает 40 тысяч. Проблема серьезная. Посчитана ли транспортная нагрузка на дороги? Я не понимаю, как подойдут пешеходы, как подъедет маршрутка», — вопрошал разработчиков главный архитектор Ленобласти Евгений Домрачев , комментируя недочеты эскиза.

Эскиз планировки территории ТПУ «Кудрово» не одобрили, поскольку члены градсовета, «не увидели пешеходные связи жителей Кудрово с ТПУ» и «взаимоувязки с объектами городской дорожной сети, железной дороги».

ТПУ Кудрово будет располагаться в границах муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского района, примыкая к автодороге М-18 «Кола» и гипермаркету «Мега-Икеа» и займет, ориентировочно, площадь 8 га на месте гаражного кооператива. Как посетовали разработчики эскиза планировки ООО «Студия 38», это единственный свободный и удобный участок для размещения ТПУ, поскольку остальные территории уже заняты жилищным строительством.

Согласно предложениям, ТПУ будет включать: вестибюль станции метрополитена «Юго-Восточная» («Кудрово»), автобусный вокзал, платформы железной дороги, остановки пассажирского транспорта общественного пользования, коммерческие помещения, перехватывающие парковки автомобильного транспорта и открытые автостоянки.

По словам зампреда правительства по строительству Михаила Москвина , реализовываться проект ТПУ будет поэтапно. «Сначала будет построен автовокзал. Перевозчики сами готовы выступить инвесторами в его строительстве», — отметил он. Остальные этапы, в части строительства метрополитена, железной дороги и трамвайных путей, будут, по словам чиновника, зависеть от взаимодействия с Петербургом.

«Мы не можем сказать, будет ли там метро или нет — это решение зависит от Санкт-Петербурга. Но, в любом случае, закладываем возможность строительства там станции метрополитена. Но раз сделан подземный ход, рано или поздно метро появится», — уверен Москвин.

«Октябрьская железная дорога, «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» говорит о том, что здесь возможно организовать движение до железнодорожной станции «Ладожская», до метро «Ладожская». Мы стремимся, чтобы это было», — добавил он.

Также власти Петербурга и Ленобласти рассматривают возможность строительства в рамках ТПУ линии трамвая от станции метро «Улица Дыбенко» до деревни Новосаратовка. Реализация проекта предусматривает реконструкцию существующего перекрестка проспекта Солидарности и улицы Дыбенко с учетом строительства трамвайного путепровода через железнодорожные пути в створе улицы Дыбенко.

«Больной темой» будет, по мнению Москвина, земельный вопрос, поскольку, как уже говорилось, ТПУ предполагают разместить на участке, находящемся в собственности гаражного кооператива. «Скорее всего, основные гаражники — это жители Санкт-Петербурга. Но для этого есть законные процедуры. Основанием будет являться утвержденный проект планировки. На земельные участки будет наложено обременение по виду использования. Если участки находятся в частной собственности, идет процедура выкупа», — сказал Москвин.

Как сообщало ИА REGNUM , деревня Кудрово, расположенная на юго-восточной границе Петербурга и Ленобласти, за восемь лет активной застройки фактически превратилась в продолжение Северной столицы.

Проведенный в рамках предпроектных проработок анализ существующей транспортной инфраструктуры в район Кудрово показал, что на данный момент въезд на его территорию осуществляется либо по переезду через железнодорожные пути Октябрьской железной дороги, расположенному с северо-западной стороны района в створе улицы Дыбенко, либо по территории ТРК «МЕГА Дыбенко» через существующую развязку с федеральной автомобильной дорогой Р-21 «Кола», что уже создает серьезные проблемы как для движения транспорта, направляющегося в жилые кварталы, так и для транзитного транспорта, следующего по федеральной автомобильной дороге «Кола».

«Не понравилось, что не видны пешеходные связи для проживающих в Кудрово. Не ясно, как именно пешеходы будут подходить к этому транспортно-пересадочному узлу», — пояснил Москвин основную причину, по которой эскиз планировки территории ТПУ был отправлен на доработку.

Читайте ранее в этом сюжете:

Напомним также, власти региона и компания IKEA Centres Russia пришли к соглашению о модернизации существующего путепровода в сторону Кудрово с поэтапным подключением к улично-дорожной сети Кудрово. Проект развязки возле ТЦ «МЕГА Дыбенко» в Кудрово будет разработан уже до 1 июня 2017 года.

«ИКЕА готова сделать проект планировки линейной части развязки и проинвестировать часть средств. Есть промышленные и торговые предприятия, которые тоже нуждаются в развязке. Уверен, что нам удастся создать пул застройщиков, которые проинвестируют строительство», — добавил Москвин сегодня.

История вопроса

Дороги прочно вошли в фольклор населения, в качестве одной из бед России. Система российских автодорог включает в себя дороги общего пользования федерального, регионального и местного значения, и её деятельность контролируется органами власти того или иного уровня, в соответствии с законодательством. Протяженность дорог за последние десять лет практически удвоилась, однако критики заявляют, что рост проиошел в основном за счет включения в статистику дорог во дворах. Между тем, транспортной стратегией России до 2030 года общая протяжённость дорожной сети автодорог страны при инновационном развитии экономики должна увеличиться в полтора раза и достигнуть 1,7 млн км.

В понедельник градостроительный совет Ленобласти рассмотрит эскиз планировки транспортно-пересадочного узла (ТПУ) "Кудрово" на юге Всеволожского района. Узел будет включать вестибюль одноимённой станции метро, остановочный пункт и парковку для маршруток, перехватывающую парковку, автовокзал на 400 пассажиров с 15 перронами, открытые автостоянки и помещения для коммерции.

ТПУ будет располагаться на площади более 52 га на границе деревни Кудрово и Свердловского городского поселения, примыкая к автодороге М-18 "Кола" и гипермаркету "Мега-Икеа". Строительство всех объектов узла обойдётся в 7,6 млрд рублей, подсчитали разработчики проекта. Чиновники надеются, что возвести их поможет частный инвестор. Реализовать проект планируется в 2021–2025 годах.

В деревне Кудрово, которой чиновники рисуют светлые транспортные перспективы, сегодня проживает, по неофициальным данным, свыше 60 тысяч человек.

Гигантский спальный район на окраине Петербурга уже претендует на статус города. Вот только транспортные вопросы здесь решаются далеко не с такой скоростью, с какой застройщики возводят высотки одну за другой.

По мнению специалистов, самым важным звеном в схеме ТПУ для такой территории будет метро. Оно здесь необходимо, как воздух, убеждён эксперт межрегионального общественного движения "Город и транспорт" Владимир Валдин.

Транспортно-пересадочный узел в Кудрово будет полезен, если в его составе будет метро. Иначе никакого улучшения транспортной ситуации не будет. Без метро это будет не ТПУ, а большой ларёк

эксперт движения "Город и транспорт" Владимир Валдин

Загвоздка в том, что призрак метро давно маячит над Кудрово, но планы никак не станут реальностью. Строительство четвёртой линии метрополитена после станции "Улица Дыбенко" было заморожено в 90-е годы: остался лишь законсервированный тоннель длиной 1,5 км в сторону Кудрово. Пять лет назад власти наконец пообещали, что пригород Петербурга получит подземку к чемпионату мира по футболу 2018 года. В 2013 году объявили конкурс на проектирование станций "Кудрово" и "Юго-Восточная" (в Новосаратовке) со строительством депо, но вскоре его отменили из-за нерешённых финансовых вопросов.

Вслед за этим планы по строительству метро в районе Кудрово были сдвинуты на "после 2025 год". А в новой концепции развития транспортной системы Петербурга станции "Кудрово" и "Юго-Восточная" уже отмечены в числе тех, что будут построены с 2028 по 2038 год.

По мнению Владимира Валдина, альтернативные варианты транспортного обслуживания областных спальных районов - от электричек до метро "Ладожская" до трамваев по выделенке к центру - выглядят ещё более сказочно, чем метро.

Метро - это наиболее реальный вариант, под него есть шанс получить финансирование. Тем более, что задел уже есть, - убеждён эксперт.

К слову, власти Ленобласти сейчас рассматривают вопрос "подключения" района Кудрово к будущей трассе Восточного скоростного диаметра. По планам дорога пройдёт через Новосергиевку и Мяглово, а из Кудрово к ней планируется подключение Ленинградской улицы.

Градсовет Ленобласти забраковал представленный «Студией 38» эскиз проекта планировки транспортно-пересадочного узла Кудрово, услугами которого предстоит пользоваться 80 тысячам жителей микрорайона. Несмотря на то что для ТПУ уже есть конкретные инвесторы, власти Ленобласти не считают необходимым форсировать события. По мнению чиновников, предложения проектировщиков не учитывают перспективы жилищной застройки на территории.

Документацию по планировке территории под перспективное размещение транспортно-пересадочного узла (ТПУ) Кудрово представила на заседании Градсовета Ленинградской области ООО «Студия 38» Константина Щербина. Заказчиком работ выступило АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти».

Согласно проекту, в единый узел проектировщики связали перспективный вестибюль станции метро «Юго-Восточная» (Кудрово), автовокзал, разворотные кольца и остановки общественного транспорта, перехватывающие парковки, а также перспективное примыкание двух перронов Октябрьской железной дороги (остановка «Заневский пост»).

Сам хаб будет напомнить крест. В его южной части расположится наземный вестибюль метро. С запада на восток «креста» будет организован сквозной проход, который приведет пользователей сооружения прямо до гипермаркета «Мега-Дыбенко». В северо-западной части расположится автовокзал для международных рейсов, а стоянки транспорта общественного транспорта и региональных маршруток разместят на юго-западе. В центре «креста» будет располагаться высотка бизнес-центра. Всего до 2021 года в реализацию этого масштабного проекта предполагается вложить свыше 7 млрд рублей денег инвесторов.

Как рассказал господин Щербин, под ТПУ отведен практически единственный свободный участок земли в микрорайоне. Площадь проектирования составляет 52 га. Сам узел займет 8 га, или 3 надела.

По словам Константина Щербина, сейчас на этой территории размещается сразу несколько гаражных кооперативов. Однако вся земля под ними находится в госсобственности. Поэтому власти могут в любой момент ее изъять. Заместитель председателя правительства 47-го региона Михаил Москвин затруднился уточнить статус земель, а также перспективы предоставления гражданам компенсации за государственный счет. Вместе с тем чиновник заявил, что по проекту ТПУ уже на первом этапе есть огромное количество замечаний. В том числе от комитета природных ресурсов Ленобласти, от экологического надзора, МЧС и энергетиков, а также управления по транспорту.

Дело в том, что сам узел проектировщики предложили разместить на участке, ограниченном автодорогой «Кола» с юга, гипермакетом «Мега-Дыбенко» с востока и железной дорогой на границе с Петербургом на западе. Как пояснил господин Москвин, при таком расположении объекта остается непонятным, как 80% жителей Кудрово смогут воспользоваться ТПУ, не добираясь до него на личном автотранспорте. Как выяснилось из объяснений проектировщиков, для этого «безлошадным» гражданам придется переходить улицу Центральную, по которой уже сейчас движется до 70% автопотока из Кудрово.

Вторая претензия оказалась более существенной. Как отметил глава комитета по архитектуре и градостроительству Евгений Домрачев, проект не предусматривает четкого разделения по стадиям, срокам реализации и по площадям. «Мы знаем, что метро в Кудрово придет. Для этого от метро “Дыбенко” уже пройден тоннель, но, когда именно это случится, никто не в курсе. Как мы собираемся представлять такой проект инвестору? Надо помнить, что только метрополитен требует зарезервировать под свои нужды как минимум 2-3 га. Кроме того, до сих пор нет четких планов от ОЖД», - подчеркнул чиновник. Как добавил первый заместитель генерального директора АНО Михаил Громов, накануне с ОЖД были проведены очередные переговоры, но окончательное решение относительно местоположения платформ в этой зоне до сих пор не найдено.

В правительстве Ленобласти заверяют, что метро в Кудрово все-таки придет, хотя чиновники готовы признать: перспективы завершения наклонного хода и обустройства вестибюля зависят исключительно от темпов развития петербургской подземки.

Вместе с тем, в отличие от печального опыта Петербурга, к ТПУ Кудрово уже проявляют интерес инвесторы. В частности, по словам чиновников, сейчас переговоры об участии в возведении объекта уже ведутся с рядом крупных промышленных и торговых компаний.

«Например, с теми, кто намерен совместно с IKEА инвестировать средства в развязку на Мурманском шоссе», - поясняет господин Москвин.

По мнению чиновника, эти же компании могут поучаствовать и в строительстве ТПУ. А в возведении автовокзала, с которого и начнется реализация всего проекта, готовы вложиться региональные и международные автоперевозчики. Наконец, РЖД свои платформы традиционно строят сами в рамках инвестпрограмм.

Тем не менее проект, рассмотрение которого на Градсовете еще совсем недавно с победными реляциями анонсировали чиновники 47-го региона, был отклонен и направлен на доработку. Как сообщили сами проектировщики, по контракту согласовать все проектные решения необходимо до 1 июня 2017 года.

При этом перспективы строительства развязки на Мурманском шоссе с участием инвесторов тоже пока неясны.