Усадьба брюса подземные ходы тайна. Загадочная усадьба брюса - глинки

ОБЪЕКТ: Усадьба «Глинки» - старейшая по времени постройки усадьба Подмосковья. Принадлежала Якову Виллимовичу Брюсу . Здесь он и умер. Усадьбу Якова Брюса местные жители откровенно побаивались. Ведь на фасадах основного здания есть демонические каменные маски. Одни улыбались, другие жутко кривлялись. Крестьяне называли их «добрые» и «злые» маски. Под усадьбой есть глубокие , где хранятся магические книги и сокровища загадочного генерал-фельдмаршала.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: При впадении реки Воря в Клязьму, на территории города Лосино-Петровский. Здания усадьбы занимает санаторий «Монино». Доехать с Ярославского вокзала до ст. Монино, далее автобус №32 до остановки «Санаторий». ©MoskvaX.ru

СМЕРТЬ 1 ВЛАДЕЛЬЦА: В марте 1710 Петр I жалует имение Глинково англичанину Андрею Стельсу. В 1708 году завод Стелса занял первое место в России в производстве пороха, а Петр I предоставляет Стельсу монополию на производство пороха. Недовольные владельцы других заводов скупают всю селитру и серу. В результате в 1711 завод Стелса остался без сырья и остановлен. Не пережив этого в январе 1712 года Стелс умер, и его родные продали имение Глинково князю Алексею Долгорукову.

2 ВЛАДЕЛЕЦ – СМЕРТЬ ЖЕНИХА: Долгорукий жил в усадьбе Горенки, а не в Глинково. Пиком успехов Долгоруких стала обручение Петра II с дочерью Долгорукого Екатериной в конце 1729. Церемония бракосочетания назначена на 19 января 1730. Но 6 января у императора обнаружилась оспа и в ночь на 19 января, день свадьбы, он скончался. Долгорукие становятся первыми вельможами России, и Алексея Долгорукий продает Глинки вышедшему в отставку генерал-фельдмаршалу графу Якову Вилимовичу Брюсу в 1726 г. (По другой версии село Глинково было пожаловано Брюсу по случаю подписания Ништадтского мира). ©MoskvaX.ru

ВЛАДЕЛЕЦ БРЮС: Брюс покинул обе столицы и уединился за оградой и караулом в своей подмосковной усадьбе, куда перевёз из Петербурга коллекцию астрономических инструментов и где предавался хозяйственным заботам. Поселившись в Глинкове, Брюс целиком отдается хозяйственным заботам и занятиям наукой. Именно Брюс в 1727 - 1735 гг. создает архитектурный ансамбль усадьбы, планировку главного дома Брюс подчиняет целям научных занятий, в частности – астрономии.

НАЙДЕННАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ: Обследовавшие главный дом в 1981 году архитекторы В.И. Якубени и М.Г. Карпова установили, что первоначально дом был одноэтажным, с возвышающимся над ним в центре большим залом с лоджиями южной и северной. Боковые крылья 2 этажа оставались открытыми площадками и использовались для работы с большими астрономическими приборами. Открытой оставалась и северная лоджия. ©MoskvaX.ru

ОПЫТЫ БРЮСА: Брюс по легенде золото из свинца делал, мертвых оживлял. В Глинках в разгар лета Брюс замораживал воду на одном из прудов, чтобы гости могли покататься на коньках. Круг научных интересов Якова Вилимовича не ограничивается астрономией; он разрабатывает проблемы практической оптики, работает над изготовлением телескопа и зрительных труб, занимается нахождением очищенных от вредных примесей оптимальных сплавов металла для изготовления металлических зеркал к телескопам, разрабатывает методику определения удельного веса металлов. Выведенные Брюсом значения удельного веса золота, серебра и меди почти не изменились до настоящего времени. Яков Вилимович ведет переписку с профессором Санкт-Петербургской Академии наук Иоганном Лейтманом и с профессором, будущим великим математиком, физиком и астрономом Леонардом Эйлером. В19 веке в Глинках бытовала история о том, как к Брюсу по ночам влетал в окно огнедышащий дракон.

УСАДЬБА ПОСЛЕ БРЮСА: После смерти Брюса владения унаследовал племянник, граф Александр Романович Брюс. В 1756 году при Александре Брюсе была возведена церковь Иоанна Богослова, к которой в 1883 году пристроили трапезную и колокольню. В 1930-х года колокольню снесли, а церковь основательно переделали, встроив в спальный корпус. Сейчас здание частично разрушено, хотя алтарная часть закрыта и утверждается, что проводятся службы. После смерти Александра Брюса усадьба Глинки переходит по наследству его сыну Якову. В отличие от своих знаменитых предков он особыми доблестями не отличался и известен в истории не по своим заслугам, а по похождениям жены – Парасковьи Александровны Брюс (Брюсши, как называли ее современники) – наперсницы императрицы Екатерины II. По характеристике современников, Парасковья Брюс «…была красива, образована, необыкновенно ловка и умна, но строгостью нравов не отличалась». Яков Александрович, благодаря близости ко двору и дружбе с Екатериной, успешно продвигался в карьере, дослужившись до звания генерал-лейтенанта. Был губернатором в ряде городов, а в 1784-86 годах - в Москве. Прослыл как человек жестокий, мстительный, большой формалист и служака, не гнушавшийся средствами для достижения своих корыстных целей. Будучи губернатором в Москве, он начал преследование группы московских просветителей во главе с Николаем Ивановичем Новиковым, законченное после его занимавшим после него эту должность Прозоровским полным разгромом этой группы и заключением Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. На почве любовного соперничества Екатерина поссорилась со своей любимицей и отдалила ее от двора, запретив проживание в Петербурге. Переехав в Москву, Брюсша большую часть времени проводит в Глинках, ведя затворнический образ жизни. Здесь она и умерла на 57 году жизни. Екатерина Яковлевна В 1791 году после смерти отца Александра Романовича Брюса единственной наследницей огромных брюсовских владений остается 15-летняя Екатерина. По завещанию отца, ее опекуном стал Валентин Платонович Мусин-Пушкин-Брюс, глава масонской ложи «Астрея». В 1793 году он женит своего сына Василия Валентиновича на Екатерине Яковлевне. Семейная жизнь супругов не удалась, детей не было. Муж – большой щеголь и мот, вел великосветский образ жизни, жил на широкую ногу, прожигая отцовское и женино наследство. Поняв, что она обобрана, а семейная жизнь не складывается, Екатерина Яковлевна уезжает за границу и возбуждает дело о разводе и возврате своих имений. Дело тянулось долго и, только при вступлении на престол Павла I , было решено в пользу потерпевшей, которая получила в свое владение всю движимую и недвижимую собственность, доставшуюся от отца. В 1815 году, по поручению хозяйки усадьбы, имение Глинки с принадлежавшими ему деревнями, было продано. Так закончился Брюсовский период усадьбы Глинки, а на Якове Александровиче Брюсе прекратился и род Брюсов в России по мужской линии. После обветшавшие Глинки часто меняли хозяев. ©MoskvaX.ru

КУПЦЫ: Еще в 1791 году калужский купец Тихон Усачев приобрел у Якова Александровича Брюса участок земли на реке Воре под селом Глинково. Отремонировав оставшиеся от кожевенной фабрики Афанасия Гребенщикова помещения, Усачев в 1796 году оборудовал в них писчебумажную фабрику. Глинковская фабрика считалась одной из лучших в Московской губернии. На первой российской выставке мануфактурных изделий в 1829 году лучшим сортам ее бумаги присуждена большая серебряная медаль. На последующих выставках глинковская бумага отмечена золотой медалью. В 1839 году Усачев был произведен в мануфактур-советники, а в 1840 году ему присвоено звание «Почетный гражданин города Москвы». Когда в 1815 году Екатерина Яковлевна Брюс объявляет о продаже имения (за 450 тысяч рублей), то желание Ивана Усачева (сына Тихона Усачева) заполучить его вполне естественно. Однако он не был настолько богат, чтобы позволить себе такие огромные затраты. Тем временем объявился второй покупатель – соседний помещик Федор Петрович Ершов. По взаимной договоренности они поделили имение на две части: усадебные постройки и 8577 десятин земли за 300 тысяч рублей приобрел Усачев, оставшиеся 1500 десятин земли, деревни Вачутино, Мишуково, Кабаново, Громково, Мизиново и Новую вместе с 650 душами крепостных «мужеска пола» – Федор Петрович Ершов. Деньги на покупку Усачев взял в кредит у московского банкира Охотникова сроком на десять лет. Время показало, насколько рискованной была для Усачева эта покупка. В 1822 году банкир умер. Вдова требует уплаты долгов, угрожая продажей имения с торгов. Усачев просит у казны ссуду в 250 тысяч рублей под залог фабрики. Выехавшей на место оценочной комиссией фабрика была оценена в 424961 рубль. Но в ссуде Усачеву отказано, предоставлена лишь отсрочка платежей. Дело это растянулось на несколько лет. Фабрике угрожало банкротство. В это время приходят на помощь родственники. В октябре 1838 года брат Ивана - Василий Усачев оформляет на свое имя покупку фабрики, спасая ее от банкротства и выручив брата из должников. Вероятно, покупка была оформлена для проформы, так как на фабрике продолжал хозяйничать Иван Усачев. Однако возникли новые проблемы: писчебумажная фабрика исчерпала свои резервы, производство из года в год падает; все труднее становится обеспечивать производство сырьем. Усачев упорно ищет выход из создавшегося положения. В начале XIX века Россия не имела своих прядильных фабрик, и пряжу для ткацких фабрик закупали за границей. Стремясь избавиться от импорта пряжи, государство начинает поощрять заведение отечественных прядильных фабрик. Посчитав это дело более прибыльным, Усачев в 1846 году начинает переоборудование писчебумажной фабрики в хлопкопрядильную. Из-за недостатка средств эта работа затянулась на десять лет, в течение которых писчебумажное производство постепенно сокращалось, а прядильное наращивало темпы.

БОЯЗНЬ КОЛДОВСТВА: С 1853 года владельцами фабрики становятся братья Алексеевы, в 1854 их сменили малолетние наследники, а фабрика переходит в ведение Богородской земской управы. В 1862 фабрику вместе с усадьбой приобретает компания Колесовых. В усадьбе Колесовы не жили, считая ее колдовской. Их «хозяйствование» нанесло ей непоправимый ущерб. Парк усадьбы был украшен скульптурами, вывезенными Я.В.Брюсом из-за границы во время поездок по заданиям Петра I . Купчиха Глафира Колесова усмотрела в обнаженных фигурах кощунство и приказала разбить скульптуры и побросать в Ворю. Странно: в 1879 году Колесовы продают ее вместе с усадьбой купцу Якову Лопатину за 200 тысяч рублей – баснословно низкую цену. Ведь в 1822 году только фабрика оценена в 425 тысяч рублей, а тут еще и усадьба и 348 десятин земли с лесом. ©MoskvaX.ru

НЕСЧАСТЬЯ СЛЕДУЮЩЕГО ХОЗЯИНА: Лопатин принимает меры к приведению фабрики в порядок. Но в 1899 году от прямого попадания молнии сгорел главный усадебный дом вместе со всеми запасами хлопка, находившимися в нем. Надо было восстановить перекрытия и кровлю, отремонтировать стены и разобрать завалы. После ремонта дом так и остался под складом, только хлопок заменили пряжей. Не успел Лопатин оправиться 7 сентября 1902 сгорела фабрика вместе со всем содержимым. Восстановить фабрику было невозможно, ее надо строить заново. Лопатину это не под силу, и фабрика прекратила существование.

СМЕРТЬ ПОСЛЕДНЕГО ХОЗЯИНА: В 1914 Лопатин продает усадьбу Глинки с 348-ю десятинами земли купцу Малинину. Тот создал в деревне Кабаново лесопильный завод, передав усадьбу и завод сыну, который торговал лесоматериалами, рубя доставшийся лес. В 1918 году усадьба была национализирована. Не пережив потери, сын Малинина, по воспоминаниям старожилов, покончил с собой. ©MoskvaX.ru

А ТЕПЕРЬ ТУТ САНАТОРИЙ: Санаторий «Монино». В 1930 Наркомат пищевой промышленности взял усадебный комплекс в аренду для устройства дома отдыха. Впервые был проведен капитальный ремонт всего здания, приведен в порядок парк, очищены пруды. Церковь была превращена в спальный корпус. Во время войны в усадьбе был госпиталь. С 1948 здесь дом отдыха Монинского камвольного комбината. В 1962 при бурении скважины обнаружена целебная минеральная вода, и санаторий «Монино» стал специализироваться на лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта.

АНОМАЛИИ: На территории усадьбы «специалисты по биолокации зафиксировали немало интересных аномалий , свидетельствующих о том, что под толщей земли существуют подземные тоннели и комнаты. Иногда рамка начинает вращаться, констатируя редкие аномальные отклонения. Это не что иное, как мощные энергетические заслоны, воздействие которых, не ослабевающее на протяжении столетий крайне опасно для здоровья операторов и разведчиков.

03.02.15 (+обновления)

© MoskvaX.ru
© сайт



. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.

Главная достопримечательность Лосино-Петровского - это, конечно же, усадьба Якова Брюса "Глинки". Яков Виллимович Брюс - сподвижник Петра Первого, "отец русской артиллерии", фельдмаршал, шотландец по происхождению. Село Глинково было пожаловано ему после заключения Ништадтского мира в 1921 году. Брюс подписал мирный договор от России. Договор был очень выгоден для России, оттого и такой подарок. По другой версии Брюс приобрёл усадьбу в 1727-м году у А.Г. Долгорукого. В 1726-м Брюс вышел в отставку и уединился в своём имении, где и жил в своё удовольствие. Там же он и умер в 1735-м году. После Якова усадьбой владел его племянник Александр Брюс, потом его сын Яков, затем граф и масон Мусин-Пушкин-Брюс. После него усадьба "пошла по рукам", часто меняя владельцев, среди которых были в основном купцы, привыкшие из всего извлекать прибыль. Похоже, что традиция эта продолжается и сейчас.

Недавно в усадьбе располагался гастроэнтерологический санаторий "Монино". Недалеко от санатория был открыт источник минеральной воды, помогающей при желудочных заболеваниях. Были построены новые корпуса.
Сейчас вроде усадьбой владеет какой-то частник, санаторием там и не пахнет.
2. Подъезжая к усадьбе со стороны города, упираешься в соединённые между собой два заросших пруда.


3. Северный пруд был устроен уже в 20-м веке, в 30-е годы.


Усадьба со всех сторон обнесена забором. Но наличие заборов в нашей стране компенсируется наличием в них дыр. Вот в такую дыру я и прошёл. Поскольку находился я там на нелегальном положении, в полной мере отснять удалось не всё, но большинство.
Главный дом усадьбы - на заглавном фото. Фактически, это самая старая усадьба в Подмосковье.
4. На территории есть ещё один пруд.


Есть легенда, что за зиму на этом пруду намораживали толстый слой льда, весной укрывали соломой. Граф любил козырнуть перед гостями, пригласив их среди лета покататься на коньках. Сейчас на берегу пруда стоят две палатки, похоже, что бомжики поселились. Вдоль дорожек стояли скульптуры, которые целомудренная купчиха Колесова велела побросать в пруд. Оставшиеся следующий владелец употребил в качестве материала для строительства плотины.
5. Ещё раз главный дом.


6. Наверху башенка, с которой Брюс проводил свои астрономические наблюдения.


При купце Лопатине, устроившем в доме склад хлопка, в здание попала молния, вызвавшая пожар. Суеверный купец дом восстановил и башенку тоже. Так что, башенка не оригинальная. Но этим Лопатину отмазаться не удалось.
7. Вскоре сгорела его фабрика на берегу Вори. Дух Брюса мстил за поруганное имение.


Внутреннее убранство стараниями купцов и небесных сил не сохранилось.
8.


9. Ещё одно интересное здание - флигель "кладовая Брюса" построено в 1727-1735 годах.


10. Первый этаж был жилой, кладовая находилась в подвале.

Там Брюс ставил свои опыты, приводящие в трепет современников.
11. До недавнего времени в этом здании был пусть и скромный, но всё же музей Брюса.

Аркада была построена уже позже, в конце 18-го века. В 19-м веке перестраивалась.
Здесь я был облаян местным кобельком. Но с собаками договариваться проще, чем с людьми, и после пары минут общения он уже бегал за мной по усадьбе, виляя хвостом.
12. Кордегардия (домик охраны).


Здание построено в числе первых, но в 19-м веке был надстроен второй этаж.
13. Восточный флигель усадьбы. Сбоку к нему была пристроена конюшня.


14.


15. Ещё один служебный флигель.


Мне не удалось заснять только хозяйственный корпус и садовый павильон. Я понял, что дальнейшее нахождение на территории чревато разборками с охраной и направился к выходной дырке. Уже там меня догнал охранник, который знал только три слова "Нельзя" и "Частная собственность". Но поскольку он был раза в два мельче меня, мои слова о том, что это объект объект культурного наследия федерального значения, и что к нему должен быть обеспечен доступ независимо от формы собственности убедили его вернуться в свою будку.
А снаружи ограды тоже есть что посмотреть.
16. Развалины церкви Иоанна Богослова, построенной при Брюсе.


17. Церковь была очень сильно перестроена в бытность свою санаторным корпусом.


18. Были сделаны балконы, на которых уже растёт лес.


19. Здесь, видимо, была алтарная часть.

Внутри уже выросли деревья ростом с само здание. Признать в этой руине церковь достаточно сложно. Носит статус выявленного объекта культурного наследия. Честно говоря, сомневаюсь, что его смогут восстановить.
20. А рядом построили скромную деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

12 апреля, Щелковский район

Яков Вилимович Брюс (1670-1735) - генерал-фельдцейхместер, впоследствии граф и генерал-фельдмаршал, неразлучный спутник Петра в его походах, и в некоторых путешествиях, поселился в Глинках в 1726 году, где жил до конца своей жизни, изредка наезжая в Москву и предаваясь исключительно научным занятиям.

Брюс получил прекрасное домашнее образование и особенно пристрастился к наукам математическим и естественным. Яков Вилимович Брюс был, бесспорно, просвещеннейшим из всех сподвижников Петра. Занимаясь составлением и переводом сочинений, Брюс надзирал за ходом всего типографского дела в России, но больше всего имя его известно, как автора календаря, который в первый раз появился в печати в 1709 году "изобретением" Василия Киприянова, и "под надзором" Якова Вилимовича. Хотя он впоследствии сам не издавал календарей, тем не менее справедливо может считаться основателем календарного дела на Руси, так как принимал главное участие в составлении их, подражая преимущественно немецким календарям. От него остались, как памятник его занятий, библиотека и кабинет разных "куриозных вещей", который в то время почитался единственным в России. Перед смертью он завещал их в кунст-камеру Академии Наук. Состав того и другого самый разнообразный: тут и книги, и карты, числом около 735, и рукописи, и инструменты, и всевозможные редкие предметы (около 100).


Глинки - самая древняя каменная дворянская усадьба Подмосковья. Архитектурный ансамбль Глинок начал формироваться в 1727 - 1735 гг., когда Брюс вышел в отставку и переехал в Глинки, пожалованные ему в 1721 году за Аландский мир со Швецией.

Усадьба строилась в 20-е годы XVIII века мастером, к сожалению нам неизвестным, в стиле дворцово-парковой архитектуры, с чертами европейского барокко. Усадьба представляет собой симметрично распланированный жилой комплекс с хозяйственным двором, регулярным парком с прудами и садовым павильоном. Парадный двор, сохранившийся до нашего времени, - строго выдержанный прямоугольный ансамбль из построек, ориентированных по сторонам света, главного дома и трех флигелей. Не меньший интерес, чем архитектура, представляет парк в Глинках с его регулярными фигурными дорожками, в плане образующими интересные сложные фигуры, в которых можно усмотреть масонские знаки. Сейчас территорию усадьбы занимает санаторий "Монино". На территорию можно пройти совершенно свободно через центральный вход. Несколько лет назад в западном флигеле усилиями местных краеведов был открыт музей Брюса. К сожалению, музей сейчас переживает тяжелые времена, связанные с переделом собственности и не работает.

Главный усадебный дом. Великолепна лоджия в центральной части фасада, нижний ярус которой образован рустованной аркадой, а верхний - стройными спаренными колоннами. Центр постройки отмечает фонарь-башенка, где по всей видимости и находилась астрономическая обсерватория Брюса.

Окна нижнего этажа покоятся на полочках, поддерживаемых кронштейнами, и обведены с двух сторон и поверху рустованным камнем с выступающим вверху треугольничками.

Наличники окон первого этажа наделены эффектными маскаронами. По легенде в масках представлены карикатурные образы вельмож того времени, настроенных против Брюса.

Садовая сторона дома была распланирована в общих чертах аналогично дворовой. Колонны верхней лоджии обрушились, и вместо нее получилась открытая терасса.

Архитектурный стиль дома продолжают другие здания усадьбы.

В этом флигеле располагается музей Брюса, сейчас закрытый.

Вход в усадьбу

"Лаборатория Брюса" или "Петровский домик" - одноэтажный парковый павильон, типичный образец петровской эпохи.

Пилястры с коринфскими капителями

Полукруглые арочные ниши с раковинами на фасаде, где ранее помещались статуи

Флигеля и кордегардия

Второй этаж надстроен

Аллея парка

Усадебный пруд. По одной из легенд летом на малом пруду Брюс замораживал воду и катался на коньках, а зимой, наоборот, плавал на лодке.

Вдалеке просматривается разрушенное здание одного из бывших корпусов санатория. Трудно представить, что это церковь Иоанна Богослова середины XVIII века. О ней будет отдельный пост.

Проезд: с Ярославского вокзала до ст. Монино, далее автобус №32 или маршрутка до ост. "Санаторий Монино" - 15 минут.

«Глинки» — старейшая по времени постройки усадьба Подмосковья, принадлежавшая «отцу русской артиллерии» Якову Виллимовичу Брюсу (1670—1735), который здесь же и умер. Расположена при впадении реки Воря в Клязьму, на территории современного города Лосино-Петровский, неподалёку от станции Монино. Здания усадьбы занимал санаторий «Монино».

Архитектурный ансамбль Глинок начал формироваться в 1727 - 1735 гг., когда Брюс вышел в отставку и переехал в Глинки.

Усадьба «Глинки» — исключительно редкий для Центральной России пример гражданской архитектуры петровского барокко .

Село Глинково было пожаловано графу Брюсу по случаю подписания Ништадтского мира. После выхода в отставку в 1726 г. Брюс покинул обе столицы и уединился от мира за оградой и надёжным караулом в своей подмосковной усадьбе, куда перевёз из Петербурга коллекцию астрономических инструментов и где предавался хозяйственным заботам.

Ещё в XIX веке в Глинках бытовала история о том, как к Брюсу, имевшему репутацию мага и чернокнижника, по ночам влетал в окно огнедышащий дракон, а также поверье, что будто бы «в жаркий июльский день он к удовольствию гостей обратил пруд в парке в каток и предложил кататься на коньках». В 1735 году петровский сподвижник умер в своём имении Глинки и был похоронен в Немецкой слободе.

Вслед за тем владения фельдмаршала унаследовал племянник, граф А. Р. Брюс, затем его сын Яков, умерший в 1791 году. В начале XIX века усадьбой владел его зять, граф Мусин-Пушкин-Брюс, глава масонской ложи «Астрея». Он находился в непростом финансовом положении и усадьбой занимался мало. После его смерти обветшавшие Глинки часто меняли хозяев. Как правило, это были купцы, стремившиеся выжать из дома Брюса побольше прибыли. Как повествует в книге «Венок усадьбам» Алексей Греч,

« Сначала это купец Усачёв, потом какая-то помещица Колесова, велевшая скромности ради побросать в пруд всех обнаженных Бахусов и Венусов, украшавших дорожки сада. После Колесовой усадьба переходит в руки купца Лопатина, построившего здесь громадную фабрику. Сообщают, что оставшиеся мраморные фигуры были при нем употреблены в плотину в качестве бута. Удар молнии в дом, который Лопатин превратил в склад хлопка, произвел в нем опустошительный пожар; и вот, подчиняясь суеверным, Лопатин не только отремонтировал его весь — правда, снова в качестве склада, но даже восстановил в нем, как сумел, вышку с часами, конечно, нелепую на «сарае». Вскоре сгорела и лопатинская фабрика, зияющая сейчас на берегу Вори разломанными стенами своих корпусов. Дух Брюса точно витал над усадьбой, карая отношение владельцев к её старине. »

Диковинная архитектура дома Брюса, вероятно, отражает его научные интересы. С севера имеется открытая лоджия со спаренными колоннами коринфского ордера, которая, как предполагают, давала возможность хозяину заниматься наблюдениями за небесными светилами при помощи длинных зрительных труб. Той же цели служили аналогичная лоджия с южной стороны (верхние колонны обрушились) и открытые площадки в крыльях второго этажа, ныне заложенные.

Как установили в 1981 г. В. Якубени и М. Карпова, первоначально дом был одноэтажным, с просторным залом в самом центре. В таком случае деревянная башенка, надстроенная над домом, не могла при Брюсе служить обсерваторией. На втором этаже имелся кабинет для естественнонаучных опытов, снабжённый большим очагом. Замковые камни выполнены в виде демонических масок с высунутыми языками. Старые интерьеры погибли во время пожара 1889 года.


Планировка усадьбы нового для Подмосковья дворцового пошиба отличается симметрией. Автор проекта неизвестен. В центре расположен уютный господский дом относительно небольшого размера. Парадный двор перед ним образуют три флигеля, один из которых в обиходе называют кладовой, а другой — лабораторией Брюса. В одном из флигелей помещается скромная музейная экспозиция.

Второстепенные объекты были выдержаны в том же стиле, что и главный дом. Свой первоначальный вид они не сохранили: кордегардия времён первого владельца надстроена, оранжерея приспособлена под жильё, трёхэтажный служебный корпус обезличен перестройками, конюшни екатерининского времени восстановлены в советский период.




В 1756 г. при усадьбе была выстроена церковь Иоанна Богослова, которая была перестроена в один из корпусов бывшего санатория. В настоящее время корпус разрушен. Церковь пока не восстановлена. Жемчужиной этого храма было фигурное надгробие работы И. П. Мартоса над могилой графини Прасковьи Брюс; в 1934 г. оно было перевезено в Донской монастырь. Мраморное надгробие «Брюсши» было украшено эпитафией:

Растите завсегда на гробе сем цветы.
В нем разум погребен, в нем скрылись красоты.
На месте сем лежат остатки бренна тела,
Но Брюсовой душа на небеса взлетела

Здесь стояла церковь Иоанна Богослова, перестроена.

Пруды Брюса

В Московской области, в районе Монино, у развилки рек Вори и Клязьмы расположена усадьба Глинки. Эти места буквально притягивают туристов своими легендами. Связаны они с бывшим владельцем усадьбы Яковом Вильмовичем Брюсом.

Всё началось в 1727 г. когда он в чине генерал-фельдмаршала ушёл в отставку, и купил себе небольшой участок земли возле села Глинково в Подмосковье. Яков Брюс назвал свою резиденцию Глинки. Она ничем не отличалась от усадеб того времени: основное здание дворца и парадный вход с флигелями, французский парк с живописными прудами и музыкальная беседка. Но были в усадьбе особые помещения, куда никто кроме хозяина попасть не мог: астрономическая обсерватория, хранилище археологических находок, химическая лаборатория, научная библиотека и собрание курьёзных вещей. Яков Брюс проводил здесь большую часть своего времени. Он занимался математикой и астрономией, историей и химией. Жители ближайших сёл считали отставного генерала чародеем и чернокнижником.

Усадьба Глинки

Усадьбу Якова Брюса местные жители откровенно побаивались. Ещё бы! Ведь на фасадах основного здания красовались демонические каменные маски. Одни улыбались, другие жутко кривлялись. Крестьяне называли их «добрые» и «злые» маски. О резиденции Брюса рассказывали всякие небылицы. Мол, под усадьбой есть глубокие подземелья и тайные ходы, где хранятся магические книги и сокровища загадочного генерал-фельдмаршала.

После смерти Брюса в 1735 г. Глинки переходила из рук в руки. В разные годы здесь находились бумажная фабрика, приют, склад хлопка, школа. В годы Великой Отечественной Войны в Глинках размещался военный госпиталь. В 20 в. обсерватория и библиотека бесследно исчезли. Была утрачена и семейная усыпальница Брюсов. Но на стенах старой усадьбы остались маски и девиз на родовом гербе Брюса – FUIMUS, что означает «Мы были».

Сегодня в усадьбе Глинки открыт дом музея Якова Брюса. Вырезанные из камня маски по-прежнему усмехаются и гримасничают. Историки утверждают, что одна из них является портретом самого хозяина усадьбы. Будто бы Яков Брюс лично охраняет свои тайны. Усадьбу посещают сотни туристов и искателей приключений. Они мечтают найти знаменитые подземелья и сокровища Якова Брюса – его колдовскую библиотеку.