Согласование сказуемого со словами ряд большинство. Согласование сказуемого и подлежащего

1) При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.

Единственное число употребляется в том случае, если:

– существительное обозначает неодушевлённые предметы (Ряд столов стоял... );

– не подчёркивается активность действующих лиц (Большинство учеников отсутствовало ).

Множественное число употребляется для подчёркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены ).

2) При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек … ), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

Формой множественного числа подчёркивается активность действующих лиц.

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных (А. С. Пушкин).

Форма единственного числа сказуемого употребляется:

– при подчёркивании пассивности действующих лиц:

Двадцать человек стояло в стороне.

– если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевлённый предмет или животное:

Прошло сто лет.

3) Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.

Уже много учеников посетило эту выставку.

4) Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчёркивает равноправность, активность действующих лиц.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести её хотят

(А. С. Пушкин).

Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо – главное.

Жил старик со своею старухой (А. С. Пушкин).

практика

Словарь

Упражнение 4. Проанализируйте формы согласования сказуемого с подлежащим. Объясните, какими соображениями вызван выбор той или иной формы.

1) Уже много карет проехало по этой дороге. 2) Большинство людей молчало. 3) Большинство людей хотели что-нибудь сделать. 4) Большинство серьёзно, даже мрачно смотрели на это. 5) Множество мельчайших морских обитателей живут один год и к зиме умирают. 6) Ребят удивляла и радовала эта замечательная поездка через всю страну. Большинство из них никогда не было дальше своей округи. 7) Между нашими странами был заключён ряд взаимовыгодных торговых соглашений и договоров. 8) Множество людей любовались этим ярким созвездием южного чёрного неба.

Упражнение 5. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим.

1) На конгрессе присутствовал… 117 делегатов, причём большинство из них был… представителями стран-участниц. 2) Некоторая часть наших работников ещё нужда…тся в переподготовке. 3) Большинство спортсменов, не- смотря на усталость, был… готов… к новым играм. 4) Большинство предметов, лежавших на столе, был… покрыт… пылью. 5) Большинство представленных на конференции стран ещё недавно был… колониями. 6) Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно.

Упражнение 6. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием.

1) В современном здании Дома быта труд..тся более 80 портных, парикмахеров, фотографов, других мастеров сервиса. 2) В работе семинара активно участвовал… 20 человек. 3) Все пять студентов пришл… вовремя. 4) В результате смелой операции патриотов был… убит… 9 солдат противника. 5) В стране работа…т более двух тысяч специалистов по реставрации музейных ценностей.

Упражнение 7. Укажите, правильно ли согласовано сказуемое с подлежащим типа брат с сестрой, возможны ли варианты. При необходимости сделайте исправления.

1) После случившегося отец с ребёнком решили перебраться в другой город. 2) Я с моими сыновьями уеду раньше, а затем ты с девочками отправляйтесь. 3) Писатель со своей семьёй провели лето в деревне. 4) Мать с дочерью долго не могла уснуть от волнения.

▲теория

Информация 3

Согласование определения с определяемым словом

1. Определение при существительном общего рода ставится в форму женского или мужского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено существительным.

Маша – большая сластёна.

Миша – большой сластёна.

2. Очень часто возникает вопрос, в какую форму поставить определение, если при существительном есть числительные два, три, четыре. Как правильно: Два новых дома или Два новые дома?

Если определение стоит после числительных два, три, четыре и относятся к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форме родительного падежа множественного числа.

Четыре новых автомобиля сошли с конвейера.

Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа.

Три углублённые в земле

И мхом поросшие ступени

Гласят о шведском короле (А. С. Пушкин).

практика

Словарь

Упражнение 8. Поставьте определение при существительных общего рода в нужной форме рода.

1) Мой брат – больш… сладкоежка! 2) Ну как… же она неряха!
3) Иванов был… кругл… сирота. 4) Мой друг неисправим… недотёпа. 5) Этот… забияка Андрей опять подрался.

Упражнение 9. Выберите нужную форму, объясните свой выбор.

1) Два (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город. 2) За три (последние, последних) месяца в городе побывали многие артисты. 3) Поступили в продажу две (новые, новых) модели автомобиля. 4) (Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену. 5) Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнования.

▲теория

Информация 3

Стилистические ошибки, связанные с нарушением синтаксической конструкции сложного предложения

1. Сочетание одного из членов предложения и придаточной части. В один ряд нельзя ставить, например, дополнение и придаточное предложение: Надо выяснить причины происшедшего и какие следует сделать выводы. Неправомерно и соединение причастного оборота и придаточного определительного: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки.

2. Употребление рядом двух однозначных союзов: Ваши рекомендации заслуживают внимания, но, однако реализовать этот проект пока невозможно. Он утверждает, что будто бы самолёт был неисправен.

3. Неправильный выбор союза: Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет доказана вина этого человека (вместо если нужен союз когда ).

4. Неуместно повторение частицы бы в придаточной части (Если бы эти меры были бы приняты, всё закончилось бы благополучно ).

5. Повторение союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточных: Вдали виднелись вершины гор, которые были покрыты снегом, который сверкал на солнце. Сравните: Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце.

6. Отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении: Самое трагичное (то), что выхода из создавшегося положения нет.

7. Контаминация (смешение) прямой и косвенной речи: Сосед по парте спросил, кто пойдёт со мной в кино. Нельзя забывать, что при преобразовании прямой речи в косвенную меняется форма местоимения: Сосед по парте спросил, кто пойдёт с ним в кино.

практика

Словарь

Упражнение 10. Определите характер ошибки в структуре сложных предложений. Исправьте эти ошибки.

1) Дума обвиняет его во многих процессах, то, что происходит в стране. 2) До сих пор среди персонала больницы, что располагается ныне в стенах этого дома, живёт эта легенда. 3) Самое неприятное, что иногда я начинаю думать, что она права, что вопрос этот совершенно неразрешим. 4) А значит, исчезнет та самая доброжелательная атмосфера, за которой и отдают детей в частные школы.

Упражнение 11. Из двух простых предложений составьте сложные предложения.

1) Ехать надо было через Томск. Поезд приходил в Томск в полдень. 2) Лес был совсем редкий. Он начинался сразу за селом. 3) Около станции нас догнал старик. Мы узнали в нём вчерашнего нашего знакомого. 4) Тишина была над полями. Ни одним звуком не нарушалась торжественность этой тишины. 5) На нашем пути попалось небольшое озеро. Вода в нём была мутная и невкусная. 6) Женщина резко повернулась. Гневом пылало её лицо.

Упражнение 12. Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях; внесите стилистическую правку.

1) В субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, состоялась лекция. 2) Докладчик обратил внимание на вопрос, что нередко поднимается на подобных совещаниях. 3) Желательно бы, чтобы на страницах нашей газеты выступили экономисты. 4) Эти товары трудно было представить, как они будут реализованы. 5) Журналист, который сообщил эти данные и оказавшийся настоящим патриотом, привёл интересное сравнение. 6) Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их.

Упражнение 13. Из данных простых предложений составьте возможные сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

1) Леса окружали плотным кольцом деревушку. Малины и грибов всегда было много. 2) У нас глубокая ночь. На другом континенте, в Америке, сейчас в разгаре рабочий день. 3) На зарплату старшего научного сотрудника нельзя содержать семью. Сохранить научные кадры в России – большая проблема. 4) Я люблю свою родину. Мне придётся прожить остаток жизни вдали от России. 5) С трудом мы отыскали в горах эту хижину. В ней уже никого не было. 6) Утро вечера мудренее. Оставим этот разговор на завтра.


приложение

Контрольные задания на зачет

Задание 1. Найдите в каждом предложении слово, выбор которого является ошибочным.

1) Но во всём этом существует грандиозная опасность. 2) От этой ситуации голова встаёт дыбом. 3) Это так идёт к твоей белокурой причёске. 4) Нам выдавали такие замечания. 5) Не люблю давать комплименты. 6) Чаще всего при этом я испытываю совсем другие мысли.
7) Устал ты или нет, какое у тебя настроение – всё играет огромное значение.

Задание 2. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Отметьте явления контаминации. Сделайте стилистическую правку.

1) Эти слова не играли никакого значения перед выборами.
2) Мы сделали самые низкие цены. 3) Наша партия не умеет, как вести предвыборную компанию в таких условиях. 4) Житель Пекина покорил в этот раз все рекорды. 5) Бизнес-партнёры высоко отзывались о ней. 6) Наша работа носит различные направления. 7) Он выдвинул нам благодарность.

Задание 3. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Сделайте стилистическую правку.

1) Иногда мы начинаем время от времени ощущать боли в животе, потерю аппетита, похудание. 2) Во всех сказках принцессы обычно требуют от своих избранников выполнить подвиг. 3) Мне жутко нравятся родинки, особенно на шее. 4) Гастрольная поездка артистов обречена на успех. 5) Всё это было чудовищно весело. 6) Я верил в неминуемую удачу, и она мне улыбнулась. 7) Академик совершил блестящую научную карьеру. 8) Предвыборная программа кандидата здесь не играла решающего значения.

Задание 4. Найдите случаи лексической недостаточности и избыточности. Сделайте стилистическую правку.

1) Этот футболист забил в сотый раз. 2) Эта комичная ситуация всем показалась смешной. 3) Ученики занимались много и трудолюбиво.
4) Нам дорога каждая минута времени. 5) Это очень музыкальная музыка. 6) Купленные покупки не принимаются обратно. 7) Она была его законной супругой. 8) Ну, давайте, рассказывайте мне ваши рассказы. 9) Я бы не хотела начинать жить сначала. 10) Он немного приоткрыл окно. 11) В кинотеатре идёт весёлая комедия. 12) Они просто коллеги по работе.

Задание 5. Найдите стилистическую ошибку, сделайте правку.

1) Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей не так велико. 2) Хотелось бы поближе ознакомиться с представителями этого нового движения. 3) Леонардо Дикаприо сыграл заглавную роль в фильме «Титаник». 4) Итак, одевайте наушники! 5) Он пытается пояснить содержимое рукописи. 6) Эти деньги можно было затратить и по-другому. 7) Бальзам для натирания в кожу. 8) Между нами есть глубинная разница. 9) Он встаёт, одевает на себя шубу, шапку, ботинки и как ни в чём не бывало выходит на улицу.

Задание 6. Вместо точек вставьте один из паронимов; мотивируйте свой выбор.

1) У билетной кассы все предъявляли свои … (командировочные – командированные ) удостоверения. 2) Мне кажется, что я припоминаю … (лицо – личность ) этого человека. 3) Молодой актёр играет … (главную – заглавную ) роль в спектакле «Волки и овцы» А. Н. Островского. 4) Группа школьников … (пришла – зашла ) в музей на лекцию.
5) (Эффективное – эффектное )управление экономикой имеет огромное значение.

Задание 7. Вместо точек допишите необходимые буквы. Объясните, чем вы руководствовались, выбирая соответствующую форму.

1) «Юманите» обратил..сь с призывом принять активное участие в выборах. 2) Перу был… одной из первых жертв испанских завоевателей. 3) Газеты сообщают о падении цен на чёрн… кофе. 4) В качестве вспомогательного языка эсперанто был… создан… доктором Л. Заменгофом. 5) Сочи расположен… на побережье Чёрного моря, южнее его находится солнечн… Сухуми.

Задание 8. Выберите форму родительного падежа множественного числа имени существительных.

1) Ни один новогодний стол не обходится без (мандарины). 2) В итальянской кухне используется очень много разных сортов (макароны). 3) В Испании в этом году из-за резкой смены погоды снизился урожай (лимоны). 4) На рынке часто попадались пирамидки из красивых, блестящих (баклажаны). 5) К столу подали несколько очищенных (апельсины).

Задание 9. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.

1) Большинство произведений этого писателя (заканчивается, заканчиваются) трагично. 2) Ровно в шесть часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов. 3) В этом году в столице (открылось, открылись) десять новых школ. 4) Для них несколько столичных фабрик (шьёт, шьют) костюмы. 5) Большинство произведений поэта (посвящено, посвящены) теме любви. 6) Три скамейки (стояло, стояли) у стены.

Задание 10.

1) (Произошло, произошли) два (удивительных, удивительные) события. 2) Тогда (погибло, погибли) несколько рабочих. 3) За это решение (проголосовало, проголосовали) 238 депутатов. 4) Большинство людей (ответило, ответили) на вопрос «да». 5) Большинство сотрудников (было, были) отличными специалистами.

Задание 11. Выберите правильную форму сказуемого. Обоснуйте свой выбор.

1) Ряд новых законов (отклонено, отклонены) Думой на этой неделе. 2) Много людей (прошло, прошли) мимо памятника. 3) Несколько тысяч жителей города (живут, живет) в опасной зоне. 4) Часть жильцов (переехали, переехало) к родственникам.

Задание 12. Из приведенных в скобках форм сказуемого выберете нужную.

1) Множество людей (пришло, пришли) на встречу с писателем. 2) Ряд сторонников силового решения конфликта (высказали, высказал) мнение о продолжении боевых действий в Чечне. 3) Большинство избирателей (не пришло, не пришли) на избирательные участки. 4) Ряд деятелей культуры (оказал, оказали) поддержку нынешнему президенту. 5) Множество примет (указывает, указывают) на изменение погоды.

Задание 13. Из приведенных ниже форм сказуемого выберите нужную.

1) В зал (вошло, вошли) семь человек. 2) Этим летом на гастроли в наш город (приезжало, приезжали) два театра. 3) У него (было, были) две семьи – одна законная, другая тайная. 4) На книгу (получено, получены) 25 отзывов. 5) Ежедневно (издается, издаются) только пять газет. 6) В доме (жило, жили) три семьи.

Задание 14. Из приведенных в скобках форм определений выберете нужную.

1) В подарок было преподнесено две (старинные, старинных) вазы. 2) Два (последующие, последующих) месяца мы провели на море. 3) Аэрофлот приобрел двадцать два (новые, новых) самолета. 4) Его сопровождали две (близких, близкие) знакомые. 5) Наследство между родственниками поделено на три (неравные, неравных) части. 6) Этот человек был (ужасный, ужасная) обжора.

Задание 15. Укажите недочёты, стилистические ошибки в построении сложных предложений, отредактируйте их.

1) Если бы эти мероприятия были бы проведены, эпидемия бы не разразилась. 2) Иванов вошёл в офис с видом такого сотрудника, полностью выполнившего все поручения. 3) Необходимо, чтобы знания и навыки, которые приобретают учащиеся в средней школе, могли бы быть впоследствии применены ими в жизни. 4) Многие считают, что будто завод не в состоянии выполнить заказ.

1. При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого, при обратном порядке (сказуемое предшествует подлежащим) - форма единственного числа. Например:

а) Жара и засуха стояли более трех недель (Л. Толстой);

б) До Райского и Марфиньки долетел грубый говор , грубый смех, смешанные голоса, внезапно притихшие… (Гончаров); Появилась ломота во всех членах и мучительная головная боль (Ту ргенев); Несся тяжелый топот кованых сапог и крикливые бабьи взвизги… (Серафимович); По земле, истомленной в зное, разливалась свежесть , прохлада и неизъяснимая легкость… (В. Солоухин).

Указанные положения не носят категорического характера, постпозитивное сказуемое может стоять в форме единственного, а препозитивное - в форме множественного числа (особенно часто в технической литературе).

Форма множественного числа препозитивного сказуемого подчеркивает множественность предметов, например: Слышатся кашель и стук (Чехов); Снаружи были слышны визг, лай и вой (Арсеньев). Обычно такая форма согласования бывает, когда подлежащие обозначают лиц, например:Арестованы Букин, Самойлов, Сомов и еще пятеро (Горький). Но если сказуемое выражено глаголом бытия или состояния, то оно может ставиться в форме единственного числа, например: Кроме нее, в комнате находился ее муж да еще некто Увар Иванович Стахов (Тургенев) (влияет присоединительный характер второго подлежащего).

2. Согласование сказуемого зависит от формы связи между однородными подлежащими.

Если однородные подлежащие связаны соединительными союзами и, да или только интонацией, то действуют правила, указанные выше, п. 1. При повторяющемся союзе сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, например: И тот и другой способны на это .

При наличии союза ни возможна двоякая форма согласования, например:

1) Ни он, ни она слова не промолвили (Тургенев) (принадлежность подлежащих к различному грамматическому роду); ни он, ни я не искали этой встречи (Б. Полевой) (влияет значение лица);

2) Ни сжатие, ни охлаждение не помогло ; Ни отсутствие одних, ни присутствие других не изменило хода дела (подлежащие выражены отвлеченными существительными); И никакой ни черт ни дьявол не имеет права учить меня… (Чехов) (смысловая близость подлежащих и влияние слова никакой ).

Если между однородными подлежащими стоят разделительные союзы, то возможна двоякая форма согласования:

1) сказуемое ставится в единственном числе, если не возникает необходимость согласования в роде или если подлежащие относятся к одному грамматическому роду, например: В нем слышится то Дант, то Шекспир (Гончаров): Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным (Фурманов); Не то туман , не то дым окутывал всю рощу (Пришвин);

2) сказуемое ставится во множественном числе, если возникает необходимость согласования в роде и подлежащие принадлежат к разному грамматическому роду, например:…Ни одно государство или группа государств не должны получить военное преимущество; Действие или признак субъекта (подлежащего) выражены сказуемым; Статья в целом или отрывок из нее представили бы интерес для читателей сборника.

Если между однородными подлежащими стоят противительные союзы , возможна двоякая форма согласования:

1) постпозитивное сказуемое согласуется с подлежащим, обозначающим реальный (не отрицаемый) предмет, например: Не ты, но судьба виновата (Лермонтов); Роман , а не повесть будет опубликован в журнале ; Не роман, а повесть будет опубликована в журнале;

2) препозитивное сказуемое согласуется с ближайшим подлежащим (независимо от того, является ли оно утверждаемым или отрицательным), например: Меня угнетала не боль , а тяжелое, тупое недоумение (Горький); Опубликован роман , а не повесть, Опубликован не роман , а повесть; Это была не разведка , а настоящее сражение.

Если между однородными подлежащими стоят сопоставительные союзы, то в зависимости от их типа возможна двоякая форма согласования:

1) при союзе как… так и (близком по значению к повторяющемуся союзу и… и ) сказуемое ставится в форме множественного числа, например: Как наука, так и искусство в своем развитии отражают развитие общества;

2) при союзах не только… но и, не столько… сколько и др. (содержащих оттенок противопоставления) сказуемое обычно согласуется с ближайшим из однородных подлежащих, например:

В окружающей нас действительности не только большое, но и малое должно интересовать наблюдательного писателя.

Если между однородными подлежащими стоит присоединительный союз, то сказуемое согласуется с ближайшим подлежащим, например: В Бельгию экспортирован лен , а также лесные товары.

3. Форма единственного числа сказуемою предпочитается при смысловой близости однородных подлежащих, например:

1) сказуемое предшествует подлежащим: На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка (Пушкин); В нем [Пушкине], как будто в лексиконе , заключалось все богатство, сила и гибкость нашего языка (Гоголь); Главной заботой была кухня и обед (Гончаров); И с берега, сквозь шум машины, неслось рокотание и гул (Короленко). Однако в деловой речи предпочитается форма множественного числа, например: На пушной аукцион были выставлены каракуль и лисьи шкурки ;…Строятся завод, электростанция и несколько комплексов ;

2) сказуемое следует за подлежащим: С зимой холодной нужда, голод настает (Крылов); Неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей (Чернышевский); Эта простота и ясность мышления заключает в себе задатки новой жизни… (Добролюбов); Никто и ничто не нарушало тишины.

Ср. также: выписка и выдача документов производится (общая операция) - прием и выдача книг производятся (разные операции). На согласование сказуемого может оказать влияние наличие среди подлежащих формы множественного числа: В постель ее уложили ревность и слезы (Чехов). Но и в этом случае возможна форма единственного числа сказуемого: Несся тяжелый топот кованых сапог и крикливые бабьи взвизги (Серафимович).

4. Сказуемое обычно согласуется с ближайшим подлежащим при градации (расположении слов с нарастанием их значения ); нередко в этих случаях однородным подлежащим предшествуют повторяющиеся слова каждый, всякий, любой, никакой, ни один и др. Например: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света (Л. Толстой); Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него [Гоголя] мысль… (Белинский);…Каждая встреча, каждая беседа вносила все большее отчуждение и глухую неприязнь в их отношения (Н. Островский);…Отобрать наиболее значительное, чтобы каждый эпизод, каждая деталь несла свою нагрузку (Шолохов); Никакое убеждение, никакая угроза на него не действует ; Ни одна описка, ни одна ошибка не должна оставаться незамеченной, но, к сожалению, остается.

5. Сказуемое ставится в форме множественного числа, независимо от своего местоположения, если оно обозначает действие, совершаемое несколькими субъектами, например: А вечером ко мне по-нагрянули и Черемницкий , и новый городничий Порохонцев (Лесков);

В душе его боролись желание забыть теперь о несчастном брате и сознание того, что это будет дурно (Л. Толстой).

Ср. в деловой речи: на заседании присутствовали…; на слет съехались…; в состязаниях участвовали…; в президиум избраны…; плату внесли… и т. п.

6. Если среди однородных подлежащих имеются личные местоимения, то при согласовании в лице первому лицу отдается предпочтение перед вторым и третьим, а второму лицу - перед третьим, например: Потом, с позволения Мими, я или Володя отправляемся в карету… (Л. Толстой); И я и ты добьемся своего; И ты и он можете приступить к работе завтра.


| |

Главной нормой согласования в русском языке является согласование подлежащего со сказуемом в предложении (Солнце встало. Запели петухи .), а также согласование определяемого с главным словом в словосочетании (красное яблоко, деревянный стол ). Но русский язык очень многогранен, поэтому иногда бывает довольно сложно определить зависимую форму. Для этого необходимо знать о некоторых правилах .

1. В официальной речи считается некорректной смысловая замена согласования в тех случаях, когда существительное мужского рода, обозначающее профессию или род деятельности, согласуется с глаголом в женском роде (если лицо, которое называет существительное, является лицом женского рода):

Врач зашла в палату (некорр.). - Врач Тихонова вошла в палату (корр.).

Как видим, только при наличии имени собственного, указывающего на принадлежность к женскому роду, сказуемое согласуется с именем собственном в женском роде. То же самое происходит при наличии обособленного приложения, которое выражается именем нарицательным:

Алёна , мой куратор, сегодня не смогла прийти на занятия.

2. При этом, в остальных словосочетаниях типа «нарицательное + собственное» (название городов, рек, стран, имена животных и др.) сказуемое согласуется с именем нарицательным:

Город-герой Москва в эти дни выглядел довольно хмуро. Кошечка Черри имела белый нос и забавные кисточки на ушах.

3. Словосочетания с собирательными существительными требуют согласования в единственном числе, без каких-либо исключений. Смысловое согласование в этом случае является случаем просторечия и категорически не допускается.

Толпа людей шумели и волновались (некорр.). - Толпа людей шумела и волновалась (корр.).

Родня невесты не очень любили жениха (некорр.) - Родня невесты не очень любила жениха (корр.).

Согласование с местоимением «кто», «что».

Местоимения «кто» («кто-то») и «что» («что-то») по умолчанию требуют согласования в единственном числе: кто - мужского рода, что - среднего.

Кто бы ни заходил в комнату, все хвалили новый ремонт.

Что-то светлое и яркое поселилось в её душе.

Согласование со словами в другом роде и числе возможно только в том случае, если употребляется с уточняющим местоимением «тот» (та, то, те):

Те, кто пришли на встречу, получили массу приятных впечатлений.

Та, что была мною, давно изменилась и стала другой.

Согласование существительных, связанных с числительными «два», «три», «четыре», с определениями.

1. Существительные мужского и среднего рода в таких словосочетаниях согласуются с определением в родительном падеже множественного числа. При этом, существительное в таком словосочетании будет стоять в форме родительного падежа: два распахнутых окна, четыре небольших огурца.

2. Существительные женского рода в этом случае приобретают форму именительного падежа множественного числа, и согласуются с определением в такой же форме: три зелёные берёзки, две огромные посылки. Если существительное приобретает форму множественного числа родительного падежа, то определение также может приобретать форму родительного падежа:

С пригорка было видно две заснеженных вершины.

Как можно было заметить, в каждом из этих случаев числительное находится в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже стоят другие части словосочетания.

Согласование между сказуемым и подлежащим, представляющим собой собирательное количество («большинство», «половина», «ряд», «часть»).

  1. Если управляемое слово стоит во множественном числе, то собирательное существительное вступает в согласование со сказуемым, в результате чего сказуемое употребляется в форме единственного лица: Большинство сотрудников поддержало реформу.
  2. Если существительное не имеет управляемых слов или имеющееся управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое также употребляется в форме единственного лица: Ряд симптомов указывал на пневмонию. Большинство поддерживало отмену санкций.

Из этого правила есть несколько исключений , когда сказуемое может употребляться во множественном числе:

  • Если при существительном имеется сразу несколько управляемых слов в форме множественного числа: Большинство девочек, девушек и женщин обожают сладости.
  • Если в предложении между подлежащим и сказуемым имеются другие члены предложения, придаточное предложение с союзом в форме множественного числа или причастный оборот: Часть посетителей, просмотревших премьеру, остались откровенно недовольными. Большинство посетителей, которые посмотрели премьеру, остались откровенно недовольными.
  • Если в предложение имеется составное именное сказуемое, именная часть которого выражена причастиями и прилагательными : Часть деревьев в этом лесу были хвойными.
  • Если наряду с подлежащим имеются однородные сказуемые: Ряд симптомов обострились и стали гораздо острее.

Такие же правила распространяются на предложения со словами «много», «мало», «сколько», «несколько», «столько», «немало» в роли подлежащего и согласования с ним сказуемого.

1. Согласование подлежащего и сказуемого

При согласовании сказуемого с подлежащим затруднения возникают в том случае, если подлежащее выражено словосочетанием.

1.1. Сказуемое при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное

При подлежащем, которое имеет в своем составе собирательное существительное (большинство , меньшинство , ряд , часть , половина ), сказуемое может стоять в единственном числе (грамматическое согласование) и во множественном числе (согласование по смыслу).

1. Сказуемое ставится в единственном числе:

1) если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов: Большинство голосовало за предложенную резолюцию ;

2) если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа: Подавляющее большинство населения уже проголосовало ;

3) если подлежащее обозначает неодушевленный предмет: Ряд столов находился посередине большой комнаты ;

4) если в состав сказуемого входит страдательное причастие: Ряд работников, допустивших невнимательное отношение к нуждам пассажиров, привлечен к ответственности .

2. Постановка сказуемого во множественном числе предпочтительна при наличии следующих условий:

1) если главные члены предложения оторваны друг от друга: Ряд делегатов от разных организаций участвовали в работе комиссии ;

2) если в составе подлежащего есть однородные конструкции в форме родительного падежа множественного числа: Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы ;

3) если перечисляются однородные сказуемые: Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы ;

4) если в предложении имеются другие грамматические конструкции, указывающие на множественность производителя действия (причастные обороты или придаточные предложения с союзным словом который во множественном числе): Большинство студентов первого курса, поступивших в вузы непосредственно по окончании средней школы (которые поступили), успешно сдали зимнюю экзаменационную сессию ;

5) если нужно подчеркнуть активность и раздельность действий каждого лица: Большинство участников заседания уже высказались ;

6) если сказуемое именное, оно может быть выражено только формой множественного числа: Большинство приехавших были студенты .

3. Сказуемое ставится как в форме единственного, так и в форме множественного числа, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже множественного числа: Множество людей вышло на улицу ; Ряд рабочих завода заявили о начале забастовки .

1.2. Сказуемое при подлежащем – количественно-именном сочетании

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (счетным оборотом), сказуемое может ставиться как в единственном, так и во множественном числе.

1. Единственное число сказуемого употребляется в следующих случаях:

1) если подразумевается совместное выполнение действия: Пять солдат отправилось в разведку (группой);

2) при подлежащем, обозначающем большое число предметов и воспринимаемом как одно целое: Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось (но: Пять студентов нашей группы приняли участие в кроссе – при подлежащем, обозначающем немного лиц, роль каждого больше выделяется, поэтому сказуемое употребляется во множественном числе). При наличии в составе подлежащего слов всего , только , лишь (со значением ограничения) сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: В соревновании участвовало всего десять команд ;

3) при подлежащем, обозначающем меру веса, пространства, времени и т. д.: До конца пути оставалось пятнадцать километров ; На ремонт ушло семь банок краски ; На выполнение всей работы понадобится шесть месяцев. Следует отметить, что иногда сказывается влияние слов два , три , четыре , вследствие чего сказуемое ставится в форме множественного числа, например: Так прошли четыре дня ;

4) если в состав количественно-именного сочетания входят слова лет , месяцев , дней , часов , а сказуемое-глагол имеет значение протекания времени: Прошло сто лет . При другом лексическом значении глагола возможна форма множественного числа: Пятнадцать лет реформ изменили население страны ;

5) если сказуемое выражено глаголом со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве, действия, направленного на неодушевленный предмет, пассивного состояния лица и т. д. В этом случае сказуемое употребляется в форме единственного числа и при числительных два , три , четыре , двое , трое , четверо : На столе было три телефона ; У него было два сына ;

6) при составных числительных, оканчивающихся на один : Двадцать один человек подтвердил это . Если в состав подлежащего входит слово все , сказуемое употребляется в форме множественного числа: Все двадцать один человек подтвердили это ; форма множественного числа сказуемого употребляется также, если в предложении есть придаточная часть с союзным словом который во множественном числе: Двадцать один ящик с посудой, которые были доставлены на базу, попали туда по ошибке ;

7) при словах тысяча , миллион , миллиард : Тысяча книг поступила в школьную библиотеку . Возможно также употребление сказуемого в форме множественного числа: Тысяча солдат бросились на правый фланг ;

8) при наличии в составе подлежащего имени существительного со значением определенного количества (тройка , сотня , пара и т. д.): Сотня ребят разбежалась во все стороны ;

9) при существительных со значением неопределенного количества (масса , уйма , бездна , пропасть ). При этом возможны варианты согласования в роде: Народу сбежалось бездна (Л. Н. Толстой); Дел у него была бездна (Н. Г. Чернышевский);

10) при подлежащем, выраженном сложным существительным, первую часть которого образует числительное пол- (полчаса , полгода ): Полчаса пройдет незаметно . В прошедшем времени сказуемое употребляется в среднем роде: Полгорода участвовало в демонстрации . Однако, если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, сказуемое ставится во множественном числе: Остальные полдома уцелели от пожара ;

11) при наличии в составе подлежащего слов много , мало , немного , немало , сколько , столько : Много интересных встреч было намечено на завтра (однако в последнее время, в связи с общей тенденцией к согласованию по смыслу, употребляется и форма множественного числа).

2. Форма множественного числа сказуемого предпочтительнее в следующих случаях:

1) если подчеркивается раздельное совершение действия: Пять бойцов отправились в разведку (каждый с самостоятельным заданием); Десять студентов окончили институт с отличием ;

2) если сказуемое обозначает активное действие лица или предмета: Три телефона зазвонили одновременно ;

3) если речь идет об известном, определенном субъекте: Наконец -то ожидаемые семнадцать всадников прискакали ; Сорок минут , о которых вы просили , истекли ;

4) если при счетном обороте имеются слова все , эти или другие в роли определения: Все (эти) десять книг куплены недавно . Положение распространяется и на составные числительные, оканчивающиеся на один : Все двадцать один студент участвовали в состязании ;

5) при числительных два , три , четыре , двое , трое , четверо (кроме глаголов со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве): Три дома на вечер зовут (А. С. Пушкин); Лаборанту помогали три студента .

3. Как единственное, так и множественное число сказуемого может употребляться:

1) при обозначении приблизительного количества (в последнее время чаще употребляется множественное число): Сидит нас человек двадцать ; От двух до трех миллионов человек посещают московский зоопарк ежегодно ;

2) при наличии в количественно-именном сочетании слова несколько (в зависимости от того, обозначает сказуемое активное действие или пассивное состояние, совместное или раздельное действие): За сараем стояло несколько саней – подлежащее обозначает неодушевленный предмет; Заговорили сначала несколько человек туманно и нетвердо... (А. А. Фадеев) – активное действие лиц.

1.3. Сказуемое при однородных подлежащих

Колебания в форме числа сказуемого возникают и при однородных подлежащих.

1. При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа: Катя и Таня всю дорогу разговаривали . При обратной последовательности – форма единственного числа: Из района приехал следователь и врач (основной носитель действия – следователь). Эти рекомендации не носят категорического характера: постпозитивное сказуемое может стоять в форме единственного числа, а препозитивное – в форме множественного.

2. Сказуемое ставится в единственном числе, если при подлежащих есть слова каждый , всякий , любой : Каждый альпинист и каждый спортсмен знает, как опасен камнепад в горах . При градации сказуемое согласовывается с ближайшим к нему подлежащим: Вся Европа, вся Америка, весь мир смотрел эту русскую передачу . Последнее подлежащее как бы вбирает в себя смысл всех других.

3. Если однородные подлежащие связаны разделительными союзами и надо подчеркнуть, что действие совершает попеременно то одно, то другое лицо (или из нескольких возможных субъектов действие выполняет кто-то один), сказуемое употребляется в форме единственного числа: То ли чурка, то ли бочка проплывает по реке (А. Т. Твардовский); Московский или Петербургский университет проведет эту конференцию . Но если подлежащие разного рода или стоят в разных числах, а сказуемое постпозитивно, оно принимает форму множественного числа: То ли куст, то ли кочка виднелись вдали (… то ли кочки виднелись) .

4. Сказуемое ставится во множественном числе и при употреблении сопоставительного союза как, так и , который подчеркивает идею множественности: Как тяжелая, так и легкая промышленность наращивают темпы производства .

5. Если подлежащие связаны противительными союзами а , но , да , то препозитивное сказуемое согласуется с первым подлежащим: Опубликована поэма, а не стихотворение . Форма постпозитивного сказуемого зависит от того подлежащего, с которым оно связано по смыслу: Стихотворение, а не поэма опубликовано в журнале .

1.4. Сказуемое при подлежащем, выраженном местоимением

1. При местоимениях никто , некто , кто-то сказуемое употребляется в форме единственного числа мужского рода, независимо от того, что местоимения указывают на женщин или на множество людей: Никто, даже лучшие спринтеры, не мог улучшить поставленный рекорд .

2. Если подлежащее выражено вопросительным местоимением кто , сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – в мужском роде, независимо от числа производителей действия и их принадлежности к мужскому или женскому полу: Кто присутствовал на последнем занятии? Кто из сотрудниц нашего отдела записался в кружок кройки и шитья?

3. Если подлежащее выражено относительным местоимением кто (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое употребляется в форме единственного числа: Все, кто пришел на занятие, разобрались в этом сложном вопросе .

Открытый урок русского языка в 11- А классе.

Тема урока : Согласование сказуемого с подлежащим

Тип урока: объяснение нового материала

Цели урока

Обучающие:

  • *обучение новым правилам согласования сказуемого с подлежащим: закрепление основных лингвистических понятий: собирательное существительное, дистанционное расположение главных членов, прямой и обратный порядок слов;
  • подготовиться к редактированию текста; к заданиям по грамматике в ЕГЭ;
  • отрабатывать умение находить предложения с грамматической ошибкой и редактировать;

Воспитательные:

  • формировать умение работать и мыслить самостоятельно;
  • вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;
  • воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.

Развивающие:

  • развивать способность анализировать предложение;
  • работать над умением устно формулировать новое правило и анализировать примеры, иллюстрирующие его.

Оформление урока:

  • Раздаточный материал: опорный конспект «Согласование сказуемого с подлежащим»;
  • Практикум по теме;
  • Тест по теме.

Ход урока.

1. Проблемный вопрос:

  • Какое окончание подходит для глагола – сказуемого?
  • Сколько учеников присутству…т сегодня на уроке?
  • Большинство учеников нашего класса хорошо подготовил…сь к ЕГЭ.
  • Прошл… две недели.
  • Вот над этой темой мы сегодня и будем работать (объявление темы урока)

2.Целеполагание.

Сообщение темы урока;

Определение целей (записано на доске):

  • самостоятельно изучить новое правило;
  • проанализировать примеры, иллюстрирующие правило;
  • выполнить практикум по теме;
  • результат урока – тестирование по теме

Домашнее задание:

  • По книге Цыбулько:всем выполнить тестовые задания по теме №_251-254-выписать предложение с грамматической ошибкой, отредактировав его.
  • По книге Александрова .ЕГЭ стр.189 –задание№3

2. Орфоэпическая пятиминутка:

  • хоровое проговаривание блоков №5,6,7,8,9,10.

№5

Съешь–ка ещё кусочек торта. Куда ни посмотришь – всюду торты, торты, торты.

Ты добрался до аэропорта?

Где взять банты на праздник? Что ты, сейчас никто не ходит в бантах.

Купи бронированный автомобиль.

Когда же ты наконец включишься в работу?

Вы созвонитесь и дайте нам ответ.

Создан (прецендент,прецедент.)

№6

Они балуют своих детей, а потом удивляются, что дети получаются избалованными.

Она покупает шарфы каждый сезон.

Нельзя ли забронировать билет?

У каждой двери свой секрет.

Владелец бутиков.

Ваше ходатайство отклонено.

Обратитесь в совет директоров.

Отчет за первый квартал.

Вот почему нам никто не звонит, сейчас же выйди из сети.

№7

Договоры не подписаны до сих пор.

Он получает (дивиденды, дивиденты).

Уставный капитал.

Здесь необходимо экспертное заключение.

Созвонимся на будущей неделе.

(Представьте, предоставьте) отчёт за истекший месяц.

Заводу требуются (токаря, токари) и (слесари, слесаря).

Сотрудника решили премировать – и премировали.

№8

Автомобили мы бронируем, а билеты бронируем.

Можешь проверить по словарю Ожегова.

О договоре с этим фондом и речи нет.

Рана всё ещё кровоточит.

Мечтал о призе целый год.

Как ты можешь работать за такую мизерную зарплату?

Хочешь жизнь себе облегчить?

Сколько ты брала взаймы у Марьи Фоминичны?

О торте гости и не вспомнили.

Это вещь продана.

№9

Снег валит с самого утра.

Закрой жалюзи поплотнее.

Когда освободится, он сам позвонит.

Позвонят ли они – это ещё вопрос.

Сослаться на(прецедент, прецендент).

Вы претендуете на должность заведующего (отдела, отделом)

Лекция вот-вот должна начаться. Простите, она уже началась.

На машинах бывает броня, на билеты – броня.

№10

Какого вы вероисповедания?

Иконопись Третьяковской галереи.

Религиозная община.

Мой духовник.

Догмат веры.

Знамение времени.

Христианин по убеждению

Еретик и послушник- церковные слова.

Сколько (время, времени)? Кто (последний, крайний)? Куда (положить, ложить, класть)?.

3. Объяснение нового материала с самостоятельным анализом примеров:

СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.

МН.Ч.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

  • неодушевлённое сущ.;
  • собирательное сущ. народ,молодёжь,студенчество,крестьянство);
  • обозначает животное;
  • местоимение: КТО,НИКТО,

КТО-ТО.

Несколько лампочек то гасл.., то тускло разгорал..сь.

Молодёжь охотно участву..т в движении Гринпис».

Никто, даже специалисты, не мог.. поставить диагноз.

Прилетел.. несколько голубей..

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

  • одушевлённое сущ.;
  • неодушевлённое сущ. – сказуемое -АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:

Большинство учащихся хорошо отвечал.. на уроке.

Восемь самолётов взлетел.. попарно.

Большинство учащихся работал.. летом.(НО: Большинство работало летом)

ПОДЛЕЖАЩЕЕ СО СЛОВАМИ:

Абсолютное большинство +сущ.;

Подавляющее большинство +сущ.;

Огромное большинство +сущ.;

Только, лишь, всего,

Едва, часть, каждый,

Всякий, любой,

Много, немного,мало, немало, сколько, столько.

Абсолютное большинство учащихся школы принял.. участие в концерте.

Только человек шесть справил..сь с заданием.

Пришл.. лишь пять человек.

Дистанционное расположение главных членов:

Большинство учащихся, успешно закончив школу, поступа..т в вузы.

Ряд специалистов, окончивших вузы, направля..тся в село.

СКАЗУЕМОЕ – КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ:

Несколько человек ранен.. .

Большинство писем доставлен.. .

ОДНОРОДНЫЕ подлежащие или сказуемые. ПРЯМОЙ ПОРЯДОК СЛОВ:

Большинство детей и подростков занима..тся в спортивных секциях школы.

ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ (сказуемое перед подлежащим), предл. имеет значение бытия, наличия, существования. ПАССИВНОЕ СКАЗУЕМОЕ:

В начале улицы появил..сь несколько теней.

В комнате был.. два окна.

В санях сидел.. три мужика.

Подлежащее –ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО чего-либо (ВСЕГО,

ОКОЛО,БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, СВЫШЕ):

Около двадцати человек провожал.. его.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

  • мера, вес, время (лет, месяцев, недель, дней, часов)
  • сущ: пара, тройка, десяток, дюжина, сотня, масса, уйма, бездна, тысяча, миллион, миллиард и т.п.

До конца уроков оставал..сь 5 минут

Публики сегодня был.. целая сотня.

Тысяча книг уж просмотрен...

СИС- именная часть которого –ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МН.Ч.:

Большая часть домов этом районе камен… .

Большинство девушек были приезж… .

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – составное числительное на «ОДИН», сущ. –«лет», «часов» и т д.:

Прошл.. 100 лет.

В соревнованиях участвовал.. 21 представитель школ района.

Числительное 2,3,4 входит в состав подлежащего:

Три заявления лежал.. на столе.

ДВОЯКАЯ ФОРМА

Подлежащее

  • оба лица равноправны в действиях- Мн. Ч.,
  • если одно лицо – основное ,другое сопутствующее-ЕД.Ч.

Брат с сестрой приехали (=приехал ) в деревню.

Жена с мужем приглашены (=приглашена )в гости.

Сказуемое

  • ЕД.Ч.- показывает действие как одно целое.
  • МН. Ч. –показывает раздельные действия.

Пять солдат отправилось в разведку (одной группой)

Пять солдат отправились в разведку.(каждый со своим заданием)

Сказуемое согласуется с именем СОБСТВЕННЫМ.

Редактор Павлова исправила рукопись.

Врач Иванова сегодня не принимала .

4. Практикум по теме:

  • Задание: поставить сказуемое в нужной форме.

1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать ) докладчика.

ПОДДЕРЖАЛИ

2. Большинство учителей школы (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться ) глубоких знаний у учащихся.

ПРЕДЪЯВЛЯЮТ И ДОБИВАЮТСЯ

  • Подлежащее- существительное одушевлённое.
  • Прямой порядок слов.

3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода (высказаться) против кандидата.

ВЫСКАЗАЛИСЬ

  • Подлежащее- существительное одушевлённое.
  • Однородные подлежащие

4. На берегу (стоять) несколько верб.

СТОЯЛО

  • Обратный порядок слов.
  • Пассивное сказуемое.

5. Часть учеников (уехать) на соревнования.

УЕХАЛА

  • Подлежащее со словом ЧАСТЬ

6. Большинство ребят, живущих в нашем дворе, уже (отправиться) в поход

ОТПРАВИЛИСЬ

  • Подлежащее- существительное одушевлённое.
  • Дистанционное расположение главных членов предложения .

7. За коляской (бежать) четыре пса.

БЕЖАЛИ

  • Подлежащее- существительное одушевлённое.
  • Числительное 4 входит в состав подлежащего

8. Над головой (просвистать) две пули.

ПРОСВИСТЕЛИ

  • Подлежащее- существительное неодушевлённое, но сказуемое –«АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ»
  • Числительное 2 входит в состав подлежащего.

9. Немало детей ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах

ОТДЫХАЕТ

  • Подлежащее- существительное со словом

НЕМАЛО

  • Задание: редактирование.
  1. Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма.

ВОЗНИКЛО

  • Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом НЕМАЛО
  1. В центральном универмаге продаются много товаров.

ПРОДАЁТСЯ

  • Обратный порядок слов.
  1. Папа с маленькой дочкой ходили на концерт.

ХОДИЛ

  • Одно лицо совершает основное действие, другое- сопутствующее.
  1. В шкафу лежат много интересных книг.

ЛЕЖИТ

  • Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом МНОГО.
  • Обратный порядок слов.
  • Сказуемое – «ПАССИВНОЕ»
  1. На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения.

БОРОЛОСЬ

  • Подлежащее- существительное СОБИРАТЕЛЬНОЕ.

6.Детство и юность её прошло в купеческой семье

ПРОШЛИ

  • Подлежащее-ОДНОРОДНЫЕ существительные.

7.В деревне послышались топот и крики.

ПОСЛЫШАЛСЯ

  • Подлежащее- существительное неодушевлённое.
  • Обратный порядок слов
  • Сказуемое согласуется с близстоящим словом.

8.Большинство дверей было низко для его роста.

БЫЛИ НИЗКИ (БЫЛИ НИЗКИЕ)

  • СИС - именная часть прилагательное

9. В кружке занимается пять учеников.

ЗАНИМАЕТСЯ-ЗАНИМАЮТСЯ

(двоякая форма)

10. Большинство названных книг изданы недавно.

ИЗДАНО

  • Подлежащее- существительное неодушевлённое.
  • Сказуемое – краткое причастие.

5.Итоговое тестирование по теме:

СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО.

ТЕСТ

1.Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении :

а) Несколько учеников подошли к письменному столу.

б) Большинство домов обветшало.

в) В узы поступили сорок один человек.

г) Движущей силой истории является народ.

2. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) Молодёжь получают знания.

б) Он бал больной гриппом.

в) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.

г) Слово взяла профессор Сергеева.

3.Найдите предложение с грамматической ошибкой:

а) Свет и тепло исходили от костра.

б) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.

в) Часть станков была отправлена.

г) На столе стоит три подсвечника.

4.Найдите предложение без грамматической ошибки:

а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.

б) СМИ провело однодневную акцию протеста.

в) С тех пор миновало пять лет.

г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА № 5 Съешь–ка ещё кусочек торта. Куда ни посмотришь – всюду торты, торты, торты. Ты добрался до аэропорта? Где взять банты на праздник? Что ты, сейчас никто не ходит в бантах. Купи бронированный автомобиль. Когда же ты наконец включишься в работу? Вы созвонитесь и дайте нам ответ. Создан (прецендент,прецедент.)

№ 6 Они балуют своих детей, а потом удивляются, что дети получаются избалованными. Она покупает шарфы каждый сезон. Нельзя ли забронировать билет? У каждой двери свой секрет. Владелец бутиков. Ваше ходатайство отклонено. Обратитесь в совет директоров. Отчет за первый квартал. Вот почему нам никто не звонит, сейчас же выйди из сети.

№ 7 Договоры не подписаны до сих пор. Он получает (дивиденды, дивиденты). Уставный капитал. Здесь необходимо экспертное заключение. Созвонимся на будущей неделе. (Представьте, предоставьте) отчёт за истекший месяц. Заводу требуются (токаря, токари) и (слесари, слесаря). Сотрудника решили премировать – и премировали.

№ 8 Автомобили мы бронируем, а билеты бронируем. Можешь проверить по словарю Ожегова. О договоре с этим фондом и речи нет. Рана всё ещё кровоточит. Мечтал о призе целый год. Как ты можешь работать за такую мизерную зарплату? Хочешь жизнь себе облегчить? Сколько ты брала взаймы у Марьи Фоминичны? О торте гости и не вспомнили. Это вещь продана.

№ 9 Снег валит с самого утра. Закрой жалюзи поплотнее. Когда освободится, он сам позвонит. Позвонят ли они – это ещё вопрос. Сослаться на(прецедент, прецендент). Вы претендуете на должность заведующего (отдела, отделом) Лекция вот-вот должна начаться. Простите, она уже началась. На машинах бывает броня, на билеты – броня.

№ 10 Какого вы вероисповедания? Иконопись Третьяковской галереи. Религиозная община. Мой духовник. Догмат веры. Знамение времени. Христианин по убеждению Еретик и послушник- церковные слова. Сколько (время, времени)? Кто (последний, крайний)? Куда (положить, ложить, класть)?.

Какое окончание подходит для глагола – сказуемого? Сколько учеников присутству(е/ю)т сегодня на уроке? Абсолютное большинство учеников нашего класса хорошо подготовил (о/и)сь к ЕГЭ. Прошл (о/и) две недели.

1. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ неодушевлённое сущ.; собирательное сущ. народ,молодёжь,студенчество,крестьянство); обозначает животное; местоимение: КТО,НИКТО, КТО-ТО. Несколько лампочек то гасл.., то тускло разгорал..сь. Молодёжь охотно участву..т в движении «Гринпис». Никто, даже специалисты, не мог.. поставить диагноз. Прилетел.. несколько голубей

2. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ СО СЛОВАМИ: Абсолютное большинство +сущ.; Подавляющее большинство +сущ.; Огромное большинство +сущ.; Только, лишь, всего, Едва, часть, каждый, Всякий, любой, Много, немного, мало, немало, сколько, столько. Абсолютное большинство учащихся школы принял.. участие в концерте. Только человек шесть справил..сь с заданием. Пришл.. лишь пять человек.

3. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. СКАЗУЕМОЕ – КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ: Несколько человек ранен.. . Большинство писем доставлен.. .

4.СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ (сказуемое перед подлежащим), предл. имеет значение бытия, наличия, существования. ПАССИВНОЕ СКАЗУЕМОЕ: В начале улицы появил..сь несколько теней. В комнате был.. два окна. В санях сидел.. три мужика.

5. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ мера, вес, время (лет, месяцев, недель, дней, часов) сущ: пара, тройка, десяток, дюжина, сотня, масса, уйма, бездна, тысяча, миллион, миллиард и т.п. До конца уроков оставал..сь 5 минут Публики сегодня был.. целая сотня. Тысяча книг уж просмотрен...

6. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ Составное числительное на «ОДИН», сущ. –«лет», «часов» и т. д. Прошл.. 100 лет. В соревнованиях участвовал.. 21 представитель школ района.

1. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ одушевлённое сущ.; неодушевлённое сущ. – сказуемое -АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ: Большинство учащихся хорошо отвечал.. на уроке. Восемь самолётов взлетел.. попарно. Большинство учащихся работал.. летом.(НО: Большинство работало летом)

2. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. Дистанционное расположение главных членов: Большинство учащихся, успешно закончив школу, поступа..т в вузы. Ряд специалистов, окончивших вузы, направля..тся в село.

3. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. ОДНОРОДНЫЕ подлежащие или сказуемые. ПРЯМОЙ ПОРЯДОК СЛОВ: Большинство детей и подростков занима..тся в спортивных секциях школы.

4. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. Подлежащее –ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО чего-либо (ВСЕГО, ОКОЛО,БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, СВЫШЕ): Около двадцати человек провожал.. его.

5. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. СИС- именная часть которого –ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МН.Ч.: Большая часть домов этом районе камен… . Большинство девушек были приезж… .

6. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. Числительное 2,3,4 входит в состав подлежащего: Три заявления лежал.. на столе

1. ДВОЯКАЯ ФОРМА Подлежащее оба лица равноправны в действиях- Мн. Ч., если одно лицо – основное,другое сопутствующее-ЕД.Ч. Брат с сестрой приехали (=приехал) в деревню. Жена с мужем приглашены (=приглашена)в гости

2. ДВОЯКАЯ ФОРМА Сказуемое ЕД.Ч.- показывает действие как одно целое. МН. Ч. –показывает раздельные действия Пять солдат отправилось в разведку (одной группой) Пять солдат отправились в разведку.(каждый со своим заданием)

3. ДВОЯКАЯ ФОРМА Сказуемое согласуется с именем СОБСТВЕННЫМ. Редактор Павлова исправила рукопись. Врач Иванова сегодня не принимала.