Презентацию на тему расул гамзатов родной язык. Расул Гамзатов — завещание потомкам! А превратились в белых журавлей

Биография Расул Гамзатович Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района Дагестанской АССР, в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. Учился в Аранинской средней школе и в Аварском педучилище, после окончания которого работал учителем, помощником режиссера Аварского Государственного театра, заведующим отделом и собственным корреспондентом аварской газеты «Большевик гор», редактором аварских передач Дагестанского радиокомитета. В гг. Расул Гамзатов учился в Московском литературном институте имени М. Горького. После его окончания Расула Гамзатова в 1951 году избирают Председателем правления Союза писателей Дагестана, где он работал вплоть до своей кончины в ноябре 2003 года.


Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР. Его произведения были переведены на многие языки. На русский язык его произведения переводили его друзья-поэты: Наум Гребнев, Яков Козловский, Яков Хелемский, Владимир Солоухин, Елена Николаевская, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Юнна Мориц, Марина Ахмедова и другие. Сам Расул Гамзатов перевел на аварский язык классическую и современную русскую литературу, в том числе Пушкина и Лермонтова, Маяковского и Есенина. Многие стихи Расула Гамзатова стали песнями, например, «Журавли», «Исчезли солнечные дни». С ним тесно работали многие композиторы.


За выдающиеся достижения в области литературы Расул Гамзатов отмечен многими званиями и премиями Дагестана, России, Советского Союза и мира: народный поэт Дагестана, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, Лауреат Государственных премий РСФСР и СССР, лауреат международной премии «Лучший поэт 20 века», лауреат премии писателей Азии и Африки «Лотос», лауреат премий Джавахарлала Неру, Фирдоуси, Христо Ботева, а также премий имени Шолохова, Лермонтова, Фадеева, Батырая, Махмуда, С. Стальского и др. 8 сентября 2003 года в день 80-летия поэта за особые заслуги перед отечеством президент России Владимир Путин вручил ему высшую награду страны орден Святого апостола Андрея Первозванного.


Расул Гамзатов был во многих странах Европы, Азии, Африки, Америки. Он был в гостях у многих известных государственных деятелей, у королей и президентов, писателей и художников. Его дом в ауле Цада и Махачкале посетили много гостей мирового значения. По произведениям Расула Гамзатова были поставлены спектакли и сняты фильмы(«В горах мое сердце», «Кавказец родом из Цада», «Белые журавли», «Горянка», «Сказание о храбром Хочбаре»).


Жена Патимат, скончалась в 2000 году. У Расула Гамзатова три дочери и четверо внучек. Отец умер в 1951 году, а мать в 1965 г. Двое старших братьев пали в сражениях Великой Отечественной войны. В Махачкале живет его младший брат Гаджи Гамзатов академик Российской академии наук. 3 ноября 2003 года сердце поэта остановилось, похоронен он в Махачкале на кладбище у подножия горы Тарки-Тау, рядом с могилой жены Патимат.


Особенности лирики Родился я в горах, где по ущелью Летит река в стремительном броске, Где песни над моею колыбелью Мать пела на аварском языке......Другой язык. С ним шел я через горы, Чтоб родины величие постичь. То был язык могучий, на котором Писал и разговаривал Ильич. И сердцем всем, сын горца, я привык Считать родным великий тот язык.


Человеку с его неугасаемыми страстями, - любовью и ненавистью, посвящены стихи и проза Расула Гамзатова. Его герой, а следовательно и он сам, страстно любит свою Родину, с безграничной любовью относится к своей матери, беспамятно влюблен в прекрасных женщин, встречающихся на его пути. Но на первом месте для него всегда Дагестан. В этом понятии сосредотачиваются самые сокровенные мысли и чаяния поэтической души Расула Гамзатова. Все его творчество осенено Любовью. Он поэт и в жизни и в творчестве, они у него неразделимы. (отрывок из «проклятие») Мне все народы очень нравятся. И трижды будет проклят тот, Кто вздумает, кто попытается Чернить какой-нибудь народ.


Все в мире плохо и порядка нет! - Сказал поэт и белый свет покинул. Прекрасен мир, - сказал другой поэт И белый свет в расцвете лет покинул. Расстался третий с временем лихим, Прослыв великим, смерти не подвластным. Все то, что плохо, он назвал плохим, А что прекрасно, он назвал прекрасным.


Матери Мальчишка горский, я несносным Слыл неслухом в кругу семьи И отвергал с упрямством взрослым Все наставления твои. Но годы шли, и к ним причастный, Я не робел перед судьбой, Зато теперь робею часто, Как маленький, перед тобой. Вот мы одни сегодня в доме, Я боли в сердце не таю И на твои клоню ладони Седую голову свою. Мне горько, мама, грустно, мама,


Я – пленник глупой суеты, И от меня так в жизни мало Вниманья чувствовала ты. Кружусь на шумной карусели. Куда-то мчусь, но вдруг опять Сожмется сердце: «Неужели, Я начал маму забывать?» А ты с любовью, не с упреком, Взглянув тревожно на меня, Вздохнешь, как будто ненароком, Слезинку тайно оброня. Звезда, сверкнув на небосклоне, Летит в конечный свой полет. Тебе твой мальчик на ладони Седую голову кладет.



Слайд 2

Расул Гамзатович Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района Дагестанской АССР,

в семье народного поэта Дагестана, лауреата Госпремии СССР, Гамзата Цадасы. Учился в Аранинской средней школе и в Аварском педучилище, после окончания которого работал учителем, помощником режиссера Аварского Государственного театра, заведующим отделом и собственным корреспондентом аварской газеты «Большевик гор», редактором аварских передач Дагестанского радиокомитета.

Слайд 3

В 1945-1950 гг. Расул Гамзатов учился в Московском литературном институте имени М. Горького. После его окончания Расула Гамзатова в 1951 году избирают Председателем правления Союза писателей Дагестана, где он работал вплоть до своей кончины в ноябре 2003 года.

Слайд 4

Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор» Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР.

Слайд 5

Мы все умрем, людей бессмертных нет,И это все известно и не ново.Но мы живем, чтобы оставить след:Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Слайд 6

Слайд 7

С тех пор на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки поэтических, прозаических и публицистических книг, такие как «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Берегите друзей», «Журавли», «У очага», «Письмена», «Последняя цена», «Сказания», «Колесо жизни», «О бурных днях Кавказа», «В полдневный жар», «Мой Дагестан», «Две шали», «Суди меня по кодексу любви», «Сонеты» и многие другие, которые получили широкую популярность у любителей его поэзии.

Слайд 8

Не все пересыхают ручейки,Не все напевы время уничтожит,И ручейки умножат мощь реки,И нашу славу песня приумножит.

Слайд 9

Ты, время, как палач, в урочный час, Не оглашая приговоров длинных, Торжественно лишаешь жизни нас - Всех равно: и виновных и невинных.

Слайд 10

ПАМЯТНИК Я памятник себе воздвиг из песен –Он не высок тот камень на плато,Но если горный край мой не исчезнет,То не разрушит памятник никто.Ни ветер, что в горах по-волчьи воет,Ни дождь, ни снег, ни августовский зной.При жизни горы были мне судьбою,Когда умру, я стану их судьбой.

Слайд 11

Стихи и поэмы Расула Гамзатова переводили на русский язык такие мастера пера, как Илья Сельвинский и Сергей Городецкий, Семен Липкин и Юлия Нейман. Особенно плодотворно работали с ним его друзья-поэты: Наум Гребнев, Яков Козловский, Яков Хелемский, Владимир Солоухин, Елена Николаевская, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Юнна Мориц, Марина Ахмедова и другие. Сам Расул Гамзатов перевел на аварский язык стихи и поэмы Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко, Блока, Маяковского, Есенина, стихи поэтов Пушкинской плеяды, арабского поэта Абдул Азиз Ходжи и многих других.

Слайд 12

Слайд 13

Многие стихи Расула Гамзатова стали песнями. Они привлекли внимание многих композиторов Дагестана, Кавказа, России и других республик.

Издательство «Мелодия» неоднократно выпускало пластинки и диски с песнями на стихи поэта.

Тесно работали с Гамзатовым широко известные в стране композиторы: Ян Френкель, Оскар Фельцман, Полад Бюль-Бюль-оглы, Раймонд Паулс, Юрий Антонов, Александра Пахмутова, Готфрид Гасанов, Сергей Агабабов, Мурад Кажлаев, Ширвани Чалаев и многие другие.

Слайд 14

Исполнителями этих песен стали известные певцы и артисты:

Анна Герман, Галина Вишневская, Муслим Магомаев, Марк Бернес, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Сергей Захаров, София Ротару, Рашид Бейбутов, Вахтанг Кикабидзе,

Дмитрий Гнатюк, Муи Гасанова, Магомед Омаров и другие. Стихи декламировали такие известные артисты, как Михаил Ульянов, Александр Завадский, Яков Смоленский, Александр Лазарев и другие.

Слайд 15

Но был закон на свете с давних пор, Чтоб спрашивал последнее желанье У тех, над кем свершилось наказанье, Палач, пред тем как занести топор.

Слайд 16

Спасибо любви, что стихами меня одарила,Спасибо стихам, что меня научили любить.И все мне казалось, как ангел, любовь белокрыла,Меж ним и тобою мной песен протянута нить.

Слайд 17

Слайд 18

Если б Ева, приобщаясь к сраму,Не дала в раю, как говорят,Яблока запретного Адаму,Не было б на свете Патимат.

Слайд 19

Слайд 20

Его семья:

жена Патимат, скончалась в 2000 году, три дочери и четверо внучек.

Отец умер в 1951 году, а мать - в 1965 г. Двое старших братьев пали в сражениях Великой Отечественной войны.

В Махачкале живет его младший брат Гаджи Гамзатов - академик Российской академии наук.

3 ноября 2003 года сердце поэта остановилось, похоронен он в Махачкале на кладбище у подножия горы Тарки-Тау, рядом с могилой жены Патимат.

Слайд 21

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,Не молиться,Тебя ль не любить,Мне ль в станице твоей журавлинойОтколовшейся птицею быть?Дагестан, все, что люди мне дали,Я по чести с тобой разделю,Я свои ордена и медалиНа вершины твои приколю.Посвящу тебе звонкие гимныИ слова, превращенные в стих,Только бурку лесов подари мнеИ папаху вершин снеговых!

Слайд 22

За выдающиеся достижения в области литературы

Расул Гамзатов отмечен многими званиями и премиями Дагестана, России, Советского Союза и мира: народный поэт Дагестана, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, Лауреат Государственных премий РСФСР и СССР, лауреат международной премии «Лучший поэт 20 века»,

лауреат премии писателей Азии и Африки «Лотос», лауреат премий Джавахарлала Неру, Фирдоуси, Христо Ботева, а также премий имени Шолохова, Лермонтова, Фадеева, Батырая, Махмуда, С. Стальского, Г. Цадасы и др.

Слайд 23

Имел ряд государственных наград: четыре ордена Ленина, орден Октябрьской революции, три ордена Трудового Красного знамени, орден Дружбы народов, орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени, орден Петра Великого, болгарский орден Кирилла и Мефодия, многие медали СССР и России. 8 сентября 2003 года в день 80-летия поэта за особые заслуги перед отечеством президент России Владимир Путин вручил ему высшую награду страны - орден Святого апостола Андрея Первозванного.

Слайд 24

Чего ж возжажду я всего сильней? Я жизнь прожил, чего ж хотеть мне боле? Стремление к любви - вот что моей И первой было и последней волей. И пусть в свой час подводит жизнь итог, Я все сказал и сделал все, что мог.

Слайд 25

Использованные источники:Официальный сайт народного поэта Дагестана Расула Гамзатова

Посмотреть все слайды

Гамзатов Расул Гамзатович Гамзатов Расул Гамзатович - аварский народный поэт Дагестана (1959). Родился в семье народного поэта Гамзата Цадасы. Был учителем. В 1945–50 учился в Литературном институте им. М. Горького в Москве. Печататься начал в 1937. Гамзатов Расул Гамзатович Родился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района Дагестанской АССР, в семье народного поэта Дагестана, лауреата Госпремии СССР, Гамзата Цадасы. Учился в Аранинской средней школе и в Аварском педучилище, после окончания которого работал учителем, помощником режиссера Аварского Государственного театра, заведующим отделом и собственным корреспондентом аварской газеты «Большевик гор», редактором аварских передач Дагестанского радиокомитета. В 1945 - 1950 гг. Расул Гамзатов учился в Московском литературном институте имени М. Горького, после окончания которого (в 1951 году), был избран Председателем правления Союза писателей Дагестана, где проработал вплоть до своей кончины в ноябре 2003 года. Гамзатов Расул Гамзатович Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор» Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР. С тех пор на аварском и русском, а также на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки его поэтических, прозаических и публицистических книг, таких как «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Берегите друзей», «Журавли», «У очага», «Письмена», «Последняя цена», «Сказания», «Колесо жизни», «О бурных днях Кавказа», «В полдневный жар», «Мой Дагестан», «Две шали», «Суди меня по кодексу любви», «Сонеты» и многие другие, которые получили широкую популярность у любителей его творчества. Гамзатов Расул Гамзатович Стихи и поэмы Расула Гамзатова переводили на русский язык такие мастера пера, как Илья Сельвинский и Сергей Городецкий, Семен Липкин и Юлия Нейман. Особенно плодотворно работали с ним его друзьяпоэты: Наум Гребнев, Яков Козловский, Яков Хелемский, Владимир Солоухин, Елена Николаевская, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Юнна Мориц, Марина Ахмедова и другие. Сам Расул Гамзатов перевел на аварский язык стихи и поэмы Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко, Блока, Маяковского, Есенина, стихи поэтов Пушкинской плеяды, арабского поэта Абдул Азиз Ходжи и многих других. Гамзатов Расул Гамзатович Многие стихи Расула Гамзатова стали песнями. Они привлекли внимание многих композиторов Дагестана, Кавказа, России и других республик. Издательство «Мелодия» неоднократно выпускало пластинки и диски с песнями на стихи поэта. Тесно работали с Гамзатовым широко известные в стране композиторы: Ян Френкель, Оскар Фельцман, Полад Бюль-Бюль-оглы, Раймонд Паулс, Юрий Антонов, Александра Пахмутова, Готфрид Гасанов, Сергей Агабабов, Мурад Кажлаев, Ширвани Чалаев и многие другие. Исполнителями этих песен стали известные певцы и артисты: Анна Герман, Галина Вишневская, Муслим Магомаев, Марк Бернес, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Сергей Захаров, София Ротару, Рашид Бейбутов, Вахтанг Кикабидзе, Дмитрий Гнатюк, Муи Гасанова, Магомед Омаров и другие. Стихи декламировали такие известные артисты, как Михаил Ульянов, Александр Завадский, Яков Смоленский, Александр Лазарев и другие. Гамзатов Расул Гамзатович За выдающиеся достижения в области литературы Расул Гамзатов отмечен многими званиями и премиями Дагестана, России, Советского Союза и мира: народный поэт Дагестана, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, Лауреат Государственных премий РСФСР и СССР, лауреат международной премии «Лучший поэт ХХ века», лауреат премии писателей Азии и Африки «Лотос», лауреат премий Джавахарлала Неру, Фирдоуси, Христо Ботева, а также премий имени Шолохова, Лермонтова, Фадеева, Батырая, Махмуда, С. Стальского, Г. Цадасы и др. Гамзатов Расул Гамзатович Имел ряд государственных наград: четыре ордена Ленина, орден Октябрьской революции, три ордена Трудового Красного знамени, орден Дружбы народов, орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени, орден Петра Великого, болгарский орден Кирилла и Мефодия, многие медали СССР и России. 8 сентября 2003 года в день 80-летия поэта за особые заслуги перед отечеством президент России Владимир Путин вручил ему высшую награду страны – орден Святого апостола Андрея Первозванного. Семья Расула Гамзатова Его семья: жена Патимат, скончалась в 2000 году, три дочери и четверо внучек. Отец умер в 1951 году, а мать - в 1965 г. Двое старших братьев пали в сражениях Великой Отечественной войны. В Махачкале живет его младший брат Гаджи Гамзатов - академик Российской академии наук. Память. 3 ноября 2003 года сердце поэта остановилось, похоронен он в Махачкале на кладбище у подножия горы Тарки-Тау, рядом с могилой жены Патимат. Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса? Сегодня, предвечернею порою, Я вижу, как в тумане журавли Летят своим определенным строем, Как по полям людьми они брели. Они летят, свершают путь свой длинный И выкликают чьи-то имена. Не потому ли с кличем журавлиным От века речь аварская сходна? Летит, летит по небу клин усталый – Летит в тумане на исходе дня, И в том строю есть промежуток малый – Быть может, это место для меня! Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле, Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле. Расул Гамзатов «ЖУРАВЛИ» Восьмистишия. Я вновь пришел сюда и сам не верю. Вот класс, где я учился первый год. Сейчас решусь, сейчас открою двери. Захватит дух и сердце упадет. И босоногий мальчик, мне знакомый, Встав со скамьи, стоявшей в том углу, Навстречу побежит ко мне, седому. И этой встречи я боюсь и жду. Восьмистишия. Опять за спиною родная земля, И снова чужая земля за рекою. Граница отчизны - не лес, не поля. Граница отчизны - граница покоя. Но вновь возвращаюсь я издалека, Друзьям пожимая горячие руки. Граница отчизны - не мост, не река. Граница отчизны - граница разлуки. О моей Родине Я видел мир. И спросят если, Меня наивностью дивя, Скажи: "А родственники есть ли В иных державах у тебя?" – И я не скрою, я не скрою, Что, воевавшую в маки, Могу назвать своей сестрою Всей родословной вопреки. Я с крыши горского аула, Сквозь даль, которой нет конца, Увижу турка из Стамбула, Похожего на моего отца. Не зря к родне своей я рвался, Одолевал девятый вал. Я первым обнял африканца, Что цепи рабства разорвал. Где бедной улицы теснина Утихла на закате дня, Он, повстречавшись, как на сына, Взглянул с надеждой на меня. За то, что счесть родни не в силе, Благодарю свою страну. И если бы меня спросили: "Ответь, ты не был ли в плену?" – Умеют маленькие капли Большое солнце отражать, Я помню женщину на Капри, Что на мою похожа мать. Скажу: "Не чаяли души мы В народах родственных сторон. И чехи дружбой нерушимой Меня сумели взять в полон. Она на берегу стояла И вслед рукой махала нам, Когда мы утром от причала Навстречу двинулись волнам. Солдата русского могила Красна от казанлыкских роз, – Меня Болгария пленила Любовью искренней до слёз. Мне стал Париж родней и ближе, Когда осеннего числа Гвоздики алые в Париже Мне девушка преподнесла. Земля как будто стала шире. И тем горжусь, что в наши дни Всё больше в неспокойном мире Моей становится родни". Творчество Расула Гамзатова Творчество Расула Гамзатова является сконцентрированным выражением потенциала духовно-нравственной и художественно-эстетической культуры народов Дагестана. Оно не только вывело поэзию народов Страны гор на новые, более высокие позиции, не только подняло ее на уровень лучших мировых образцов художественной литературы, но и оказало сильное и благотворное влияние на все сферы искусства, в частности, изобразительного искусства. Современник Р. Гамзатова, русский поэт Роберт Рождественский так охарактеризовал его: Современник Р. Гамзатова, русский поэт Роберт Рождественский так охарактеризовал его: «Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, щедрое, живое. Я видел его во многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом, шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их мудростью. Поэт он не только дагестанский, но и русский поэт. Его всегда называют в числе любимых поэтов». Эти слова наиболее полно описывают значение личности и творчества Гамзатова в культуре второй половины ХХ века.

В субботу, 8 сентября, в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 95-летию со дня рождения народного поэта Дагестана Расула Гамзатова, врио Главы РД Владимир Васильев посетил могилу великого дагестанца.

Именно с возложения цветов традиционно каждый год начинается Международный Гамзатовский литературный фестиваль «Дни Белых журавлей», который проходит под эгидой ЮНЕСКО.

Врио Главы республики Владимир Васильев, заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ Ильяс Умаханов, Председатель Народного Собрания РД Хизри Шихсаидов, Председатель Правительства РД Артём Здунов, Руководитель Администрации Главы и Правительства РД Владимир Иванов, Первый заместитель Председателя Правительства РД Анатолий Карибов, заместитель Председателя Народного Собрания РД Елена Ельникова вместе с родственниками, друзьями и коллегами Расула Гамзатова вспоминали поэта.

«К сожалению, я не имел такой возможности, как многие присутствующие здесь, жить и общаться с этим великим человеком. Но на меня, как и на всех, оказало огромное влияние его творчество. Особенно сегодня, работая в Дагестане, я понимаю величие этого человека: еще при жизни он как гениальный философ, политик, будучи при этом поэтом, предвидел все, что нас ждет, и пытался уберечь людей от тех испытаний, которые пришлось пройти поколениям Дагестана, – отмечает врио Главы республики. - Я встретил в его книге комментарий к одной известной притче о молодом дагестанце, которому была предоставлена возможность выбрать все, что он хочет. Он выбрал красивого коня, оружие, одежду, но не взял книгу. Обращаясь ко всем, поэт говорит: в погоне за ярким, за богатством, престижем нельзя забывать о главном – для чего мы живем – о народе Дагестана. Расул Гамзатов продемонстрировал этот принцип всей своей жизнью и творчеством. Его «Журавли» никого не оставили равнодушными. Наш поэт, певший о своем маленьком родном селе Цада, известен всему миру. Акция «Белые журавли», как крылья поэта, простирающиеся по всему миру, живет уже многие годы», - констатировал Владимир Васильев.

Продолжая, руководитель региона поблагодарил родных и близких Гамзатова за то, что они оберегают и сохраняют наследие великого поэта: «Огромное спасибо Расулу Гамзатовичу, всем, кто был с ним рядом и помогал ему, ведь благодаря этому в самую трудную минуту каждый из нас может взять томик произведений поэта и найти ответ на все вопросы. Расул Гамзатов, как и другие великие сыны и дочери Дагестана, создал то, что принесло известность во всем мире и чем гордится страна. И сегодня мы все должны задаться вопросом: что мы можем сделать, чтобы те прекрасные мысли, чувства, идеи, ценности, которые проповедовал великий Гамзатов, жили и приумножались, особенно в наших детях», – подчеркнул врио Главы республики.

Дочь поэта Салихат Гамзатова выразила слова благодарности всем за память об отце: «Уже 15 лет, как его нет с нами, но в этот день всегда собираются люди, чтобы вспомнить папу - это и дагестанцы, и приезжие. Место его захоронения стало своеобразным местом паломничества для тех, кто вспоминает папу как дорогого и близкого человека. Спасибо всем за это. Я рада и горда тем, что папа прожил такую жизнь и оставил о себе память, благодаря которой к его личности, к его поэзии хочется обращаться вновь и вновь».

В рамках Гамзатовских дней прошли и другие мероприятия – торжественный митинг у памятника Воину-освободителю в парке им. Ленинского комсомола Махачкалы, посещение дома поэта, гамзатовские чтения и круглый стол в Союзе писателей РД на тему «Поэзия, объединяющая народы». Заключительным стал вечер российской поэзии, посвященный Расулу Гамзатову, который состоялся в Театре поэзии.

Помимо основных мероприятий в Махачкале, Дербенте, селах Гуниб и Хунзах, в рамках Гамзатовских дней по всей республике прошли круглые столы, тематические выставки, встречи, концерты. Юбилей дагестанского поэта отмечают и за пределами республики и страны.

Спевший бессмертную песню о Дагестане и России

Из выступления Председателя НС РД Х. Шихсаидова на торжественном вечере, посвященном 95-летию со дня рождения народного поэта Дагестана Расула Гамзатова (7 сентября 2018 года):

– Фестиваль «Белые журавли» вот уже более трех десятков лет объединяет народы и культуры, наполняя Дагестан поэтическим творчеством. Ежегодно мероприятия, посвященные Расулу Гамзатову, проходят во многих регионах России, но главные запланированы, конечно же, на родине поэта – в Дагестане. Со всех уголков страны, из ближнего и дальнего зарубежья друзья Расула Гамзатовича приезжают отдать дань уважения его таланту и мудрости, труду и творчеству, смелой жизненной позиции.

Сам народный поэт утверждал, что «Журавли» – это не столько литературное явление, сколько жизненное. Но когда Расул Гамзатов вместе с Яном Френкелем в 1986 году открывали первый в Дагестане памятник «Белым журавлям», посвященный павшим солдатам, думал ли он, что его инициатива найдет такой отклик у людей, получит всероссийскую, всемирную географию.

Со временем «Белые журавли» стали символом укрепления мира во всем мире, мероприятие расширилось и стало Гамзатовскими днями. Песня «Журавли» теперь звучит на многих языках народов мира.

Есть люди, жизненный путь которых учит нас простым и всем без исключения понятным общечеловеческим ценностям – добру и любви, совести и верности, дружбе и чести.



У него есть хорошие строки:

Веками учил ты и всех, и меня

Трудиться и жить не шумливо, но смело,

Учил ты, что слово дороже коня,

А горцы коней не седлают без дела.

Для тех, с кем Расул Гамзатов работал и сотрудничал, – поэтов, писателей, переводчиков, композиторов, исполнителей песен, издателей (всех не перечислить) – он был не просто близким коллегой, но и настоящим другом. Не на словах, а на деле пронес он через свою жизнь то, чем живет наш народ.

Он как никто другой чувствовал дух времени, благодаря своей необыкновенной мудрости и остроумию, масштабу и глубине мышления всегда попадал в «болевые точки». Народный поэт Дагестана, не боясь, говорил о существующих проблемах, но делал это со свойственным ему юмором.

Поэт аула, поэт планеты. Такое звание прочно закрепилось за Расулом Гамзатовым. Его творчество знают миллионы людей вне зависимости от наций, религий и поколений. Прославляя в песнях гор простые человеческие ценности, он прославил на весь мир свой аул, свой Дагестан, свою Россию.

Расул Гамзатович особенно переживал за будущее родной земли, призывал не слушать тех людей, которые стараются рассорить, разделить народы. Он крепко верил в дружбу и братство, мир во всем мире – ведь все споры и войны заканчиваются миром, никогда не отступал от принципов гуманизма. Расул Гамзатов любил говорить: «Для меня дагестанец тот, кто любит Дагестан, на каком бы языке он ни говорил».

Последние годы Расула Гамзатовича были полны нелегких раздумий о будущем родной страны. Он задавался непростыми вопросами о том, куда идет Россия и вместе с ней Дагестан.

Его взгляды, нетерпимость ко лжи, честность и справедливость были созвучны процессам, происходящим сегодня в республике, обновлению общественно-политического и нравственного климата в Дагестане.

Стихи Расула Гамзатова являются для нас своего рода памятниками мудрости и чести, нравственным ориентиром для наших решений и поступков. Он подчеркивал, что его завещание – в написанных им книгах.

В его произведениях всегда звучал голос самой жизни. Поэт каким-то особым чутьем чувствовал изменчивый пульс времени. А главное, любил людей, любил Родину.

Расул Гамзатович спел бессмертную песню о Дагестане и России.

Мы должны быть достойны его светлой памяти!

Наш корр.

Сергей Наровчатов

Расул Гамзатович Гамзатов — великий поэт. Своими стихами он прославил на весь мир Дагестан, аварский язык и конечно же горы. Его книги выходили миллионными тиражами, а творческие вечера собирали огромнейшие залы страны — «Лужники» (Москва 1983 г.) и кино-концертный зал «Россия» (Москва 2003 г.). Песни на его стихи становились хитами. Чего только стоят «Журавли» — бессмертный гимн солдатам во всем мире. Говорят, что сам Леонид Ильич Брежнев не мог сдержать слёзы, когда слушал «Журавлей».

Его стихи современны и любимы, пронизаны подлинной человечностью и житейской мудростью. Высшая из ценностей на земле для поэта — всегда был человек!

Итак, Расул Гамзатов — завещание потомкам!

«Оправдания»

Когда я был московским студентом, отец прислал мне денег на зимнее пальто. Получилось так, что деньги я истратил, а пальто не купил. На зимние каникулы в Дагестан пришлось ехать в том же, в чем уехал летом в Москву.

Дома я стал оправдываться перед отцом, на ходу сочиняя всякие небылицы, одну нелепее и беспомощнее другой. Когда я окончательно запутался, отец перебил меня, сказав:

— Остановись, Расул. Я хочу задать тебе два вопроса.
— Задавай.
— Пальто купил?
— Не купил.
— Деньги истратил?
— Истратил.
— Ну вот, теперь все понятно. Зачем же ты наговорил столько бесполезных слов, зачем сочинил такое длинное предисловие, если суть выражается в двух словах?

Так учил меня мой отец.

О снах

Когда проснешься,
не вскакивай с постели,
словно ужаленный,
Сначала подумай над тем,
что тебе приснилось.

О маме

Годы, вы над женщиной не властны
- и, конечно, это не секрет.
Для детей все МАТЕРИ ПРЕКРАСНЫ
- значит, некрасивых женщин нет!!!

«Мать уйдет, в душе оставив рану.
Мать умрет, и боли не унять…
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать!»

Напишите на своем кинжале ИМЕНА ДЕТЕЙ, чтоб каждый раз вспыльчивые люди вспоминали то, что забывается подчас.

На ружейном вырежьте прикладе ЛИЦА МАТЕРЕЙ, чтоб каждый раз с осужденьем иль мольбой во взгляде матери смотрели бы на вас!

«Чей я посланец?»

Расул по-арабски означает «посланец», или, еще точнее, «представитель». Так чей же я посланец, чей представитель?

Из записной книжки. Бельгия.

Я - участник встречи поэтов мира, на которую собрались представители разных наций и стран. Каждый выходил и говорил о своем народе, его культуре, его поэзии, его судьбе. Были и такие представители: венгр из Лондона, эстонец из Парижа, поляк из Сан-Франциско… Что поделаешь, судьба разбросала их по разным странам, за моря и за горы, далеко от родной земли.

Всех больше меня удивил поэт, который провозгласил:

Господа, вы собрались сюда из разных стран. Вы являетесь представителями разных народов. Только я не представляю здесь ни одного народа, ни одной страны. Я представитель всех наций, всех стран, я представитель поэзии. Да, я - поэзия. Я - солнце, которое светит всей планете, я - дождь, который поливает землю, не задумываясь о своей национальности, я дерево, которое одинаково цветет во всех уголках земного шара.

Так он сказал и пошел с трибуны. Многие аплодировали А я думал: он прав, конечно, - мы, поэты, ответственны за весь мир, - но тот, кто не привязан к своим горам, не может представлять всю планету. Для меня он похож на человека, который уехал из родных мест, женился там и тещу стал называть мамой. Я не против тещ, но нет мамы, кроме мамы.

Когда у тебя спрашивают, кто ты такой, можно предъявить документы, паспорт, в котором содержатся все основные данные.

Если же у народа спросить, кто он такой, то народ, как документ, предъявляет своего ученого, писателя, художника, композитора, политического деятеля, полководца.

Каждый человек смолоду должен понимать, что он пришел на землю для того, чтобы стать представителем своего народа, и должен быть готовым принять на себя эту роль.

Человеку дают имя, папаху и оружие, человека с колыбели учат родным песням.

В какие бы края ни забросила меня судьба, я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня. Я везде считаю себя специальным корреспондентом моего Дагестана. Но в свой Дагестан я возвращаюсь как специальный корреспондент общечеловеческой культуры, как представитель всей нашей страны и даже всего мира.

О женщине

Мерилом человеческого достоинства для мужчины является его отношение к женщине. Мужчина имеет право драться только в двух случаях - за родную землю и за прекрасных женщин. В остальных случаях дерутся только петухи.

Дом без жены - мельница без воды.
Мир без женщин - песчаная пустыня.

Красота женщины может скрыть семь ее недостатков.

О Родине

…Нет несчастья большего, чем потерять Родину. Родина, как и мать, дается только однажды, и их мы не выбираем, а вырастаем из них…

Прожитое и пережитое убедили меня в том, что чувство Родины - емче, богаче, притягательнее идеологических, профессиональных, мировоззренческих пристрастий и интересов. Чувство Родины и национальное чувство не соперничают друг с другом, а соединены органически, взаимно обогащая и укрепляя друг друга…

О правде и лжи

Ложь есть ложь, а правда есть правда. Они не могут быть ни большими, ни маленькими. Есть жизнь и есть смерть. Когда наступает смерть - нет жизни, и, наоборот, пока теплится жизнь, смерть еще не пришла. Они не могут сосуществовать. Одна исключает другую. Так и ложь с правдой. Ложь - это позор, грязь, помойка. Правда - это красота, белизна, чистое небо. Ложь - трусость, правда - мужество. Есть либо то, либо это, а середины здесь быть не может.

О хороших книгах

Я думаю, что сам аллах, прежде чем рассказать своим приближенным какую-нибудь забавную историю или высказать очередное нравоучение, тоже сначала закурит, неторопливо затянется и подумает.

Самолет, прежде чем взлететь, долго шумит, потом его везут через весь аэродром на взлетную дорожку, потом он шумит еще сильнее, потом разбегается и, только проделав все это, взлетает в воздух.

Вертолету не нужно разбегаться, но и он долго шумит, грохочет, дрожит мелкой, напряженной дрожью, прежде чем оторваться от земли.
Лишь горный орел взмывает со скалы сразу в синее небо и легко парит, подымаясь все выше, превращаясь в незаметную точку.

У всякой хорошей книги должно быть такое вот начало, без длинных оговорок, без скучного предисловия. Ведь если быка, пробегающего мимо, не успеешь схватить за рога и удержать, то за хвост его уже не удержишь.

О языке

Некоторые говорят не потому, что в голове теснятся важные мысли, но потому, что чешется кончик языка. Спрашивается, для чего даны человеку глаза, уши, язык? И почему глаз у человека два, уха два, а язык только один? Дело в том, что, прежде чем один язык выпустит в мир со своего кончика какое-нибудь слово, два глаза должны увидеть, а два уха услышать.

Слово, сорвавшееся с языка, - все равно что конь, спустившийся с крутой и узкой горной тропы на привольное ровное место. Спрашивается, можно ли выпустить в мир слово, если оно не побывало в сердце?

Нет просто слова. Оно либо проклятье, либо поздравленье, либо красота, либо боль, либо грязь, либо цветок, либо ложь, либо правда, либо свет, либо тьма.

Мой родной аварский язык! Ты мое богатство, сокровище, хранящееся про черный день, лекарство от всех недугов. Если человек родился с сердцем певца, но немым, то лучше бы ему не родиться. У меня в сердце много песен, у меня есть голос. Этот голос - ты, мой родной аварский язык. Ты за руку, как мальчика, вывел меня из аула в большой мир, к людям, и я рассказываю им о своей земле. Ты подвел меня к великану, имя которому - великий русский язык. Он тоже стал для меня родным, он, взяв за другую руку, повел меня во все страны мира, и я благодарен ему, как благодарен и своей кормилице - женщине из аула Арадерих. Но все-таки я хорошо знаю, что у меня есть родная мать… Языки у людей могут быть разные, были бы едины сердца.

О правде и мужестве

Однажды в детстве отец сильно наказал меня. Побои я давно забыл, но причину побоев до сих пор помню крепко.

Утром я вышел из дома как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок, а потом в другой и до школы в этот день не дошел. С уличными мальчишками я до вечера играл в стукалку.

Отец дал мне немного денег, чтобы купить книг, на эти-то деньги я и резался, позабыв все на свете. Деньги, конечно, вскоре кончились, я стал думать, где бы достать еще. Когда играешь в азартную игру и когда отдаешь последнюю копейку, кажется, найдись еще пятачок, и все отыграешь, все вернешь, да еще и выиграешь. Мне тоже казалось, что если я раздобуду немного мелочи, то я отыграюсь.

Я стал просить взаймы у мальчишек, с которыми играл. Но никто не захотел мне дать. Ведь есть примета: если во время игры дашь взаймы проигравшемуся игроку, проиграешь и сам. Тогда я придумал выход. Я стал обходить все дома в ауле. Я говорил, что завтра приезжают пехлеваны и вот мне поручили собирать для них деньги.

Что зарабатывает бродячая голодная собака, бегая от ворот до ворот? Одно из двух - либо кость, либо палку. И мне тоже - одни отказывали, другие давали. Вероятно, давали мне из уважения к имени моего отца.

Обойдя аул, я подсчитал выручку и понял, что можно продолжать игру. Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. За целый день мои штаны продрались насквозь, а колени исцарапались.

Между тем дома меня хватились. Старшие братья пошли искать меня по всему аулу. Жители аула, которым я наплел насчет приезда пехлеванов, приходили один за другим к нам в дом узнать поподробней насчет их приезда. Одним словом, в то время, когда меня за ухо вели домой, о моих похождениях было известно все.

И вот я предстал перед судом отца. Больше всего на свете я боялся этого суда. Отец оглядел меня с головы до ног. Мои голые, припухшие, красные колени торчали из прорех, как торчат пуховые подушки, когда ими затыкают оконца сакли.

Что это? - спросил отец как будто спокойно.
- Это колени, - отвечал я, стараясь загородить прорехи руками.
- Колени-то колени, но почему они на виду? Расскажи-ка, где ты порвал штаны.

Я начал разглядывать свои штаны, как будто только сейчас заметил в них изъян. Странная психология лгуна и трусишки: и понимаешь, что взрослые все знают и что бесполезно и смешно отпираться, а все-таки до последнего стараешься увиливать от прямых, правдивых ответов и сочиняешь бог знает что.

Ну, так как же ты порвал свои штаны?
- В школе… зацепил за гвоздь.
- Как, как, повтори…
- За гвоздь.
- Где?
- В школе.
- Когда?
- Сегодня.
Отец наотмашь ударил меня ладонью по щеке.
- Скажи теперь, как ты порвал свои штаны?
Я молчал. Отец ударил меня второй раз, по другой щеке.
- Скажи теперь.
Я заплакал.
- Замолчи! - приказал отец и потянулся за плетью.
Я перестал плакать. Отец замахнулся.
- Если сейчас же не расскажешь все, как было, ударю плетью.
Я знал, что такое эта плеть с окаменевшим узелком на конце. Страх перед плетью оказался сильнее страха перед правдой, и я рассказал свои злоключения по порядку, начиная с утра.

Суд окончился. Три дня я ходил сам не свой. Жизнь в сакле и в школе шла как будто бы своим чередом. Но душа была не на месте. Я чувствовал, что еще предстоит разговаривать с отцом. Больше того, где-то в глубине души я теперь сам желал и даже жаждал этого разговора.

Самым мучительным для меня в эти дни было то, что отец не хочет со мной говорить.

На третий день мне сказали, что отец зовет. Он усадил меня рядом, погладил по голове, расспросил, что проходим сейчас в школе, какие у меня отметки. Потом неожиданно спросил.
- Ты знаешь, за что я тебя побил?
- Знаю.
- За что же, по-твоему?
- За то, что играл на деньги.
- Нет, не за это. Кто из нас не играл на деньги в детстве? И я играл, и твои старшие братья играли.
- За то, что порвал штаны.
- Нет, и не за штаны. Кто из нас не рвал в детстве своих штанов или рубашек? Хорошо, что уцелели наши головы. Ты ведь не девчонка, чтобы ходить все время по тропочке.
- За то, что не пошел в школу.
- Конечно, это большая твоя ошибка: с нее начались все твои несчастья в этот день. За это следовало бы тебя поругать, так же, как за штаны и за игру на деньги. Ну, в крайнем случае я накрутил бы тебе уши. Побил же я тебя, мой сын, за твою ложь.

Ложь - это не ошибка, не случайность, это черта характера, которая может укорениться. Это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполнит поле так, что негде будет прорасти доброму семени. На свете нет ничего страшнее лжи. Ее нельзя прогнать и побить.

Если ты мне солжешь еще раз, я тебя убью. С этого часа ты будешь говорить только правду. Кривую подкову ты будешь называть кривой подковой, кривую ручку кувшина - кривой ручкой кувшина, кривое дерево - кривым деревом. Ты понял это?
- Понял.
- Тогда иди.
Я пошел, мысленно дав себе клятву никогда не лгать. Кроме того, я знал, что отец в случае чего сдержит свое слово и убьет меня, как бы он мной ни дорожил.

Много лет спустя я рассказал эту историю своему другу.

Как? - воскликнул друг. - Ты до сих пор не забыл эту свою маленькую, эту ничтожную ложь?!

Я ответил:

Ложь есть ложь, а правда есть правда. Они не могут быть ни большими, ни маленькими. Есть жизнь и есть смерть. Когда наступает смерть - нет жизни, и, наоборот, пока теплится жизнь, смерть еще не пришла. Они не могут сосуществовать. Одна исключает другую. Так и ложь с правдой.

Ложь - это позор, грязь, помойка. Правда - это красота, белизна, чистое небо. Ложь - трусость, правда - мужество. Есть либо то, либо это, а середины здесь быть не может.

Теперь, когда мне приходится иногда читать лживые произведения лживых писателей, я всегда вспоминаю отцов-скую плеть. Как она была бы нужна! Как был бы нужен строгий, справедливый отец, который мог бы пригрозить в нужную минуту: «Если солжешь - убью».

Да если бы только ложь оставалась безнаказанной! Разве не случалось, что наказывали за правду? Разве мало в истории примеров, когда именно за истину страдали люди, именно за истину поднималась над ними бичующая плеть?!

Мне в детстве понадобилось немало мужества, чтобы от слов лжи перейти к словам правды. Но я почувствовал облегчение.

Еще большее мужество требуется для того, чтобы не отказаться от слов истины. Ибо, если откажешься от них, то почувствуешь не облегчение, но самые страшные муки - муки совести.

Мужественные не меняют своих убеждений. Они знают, что Земля вращается. Они знают, что не Солнце кружится вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Они знают, что на смену ночи обязательно приходит утро, а потом и день, на смену дню - опять ночь… На смену зиме идет весна, а потом и красное лето…

И получается так, что в конце концов плеть совести, плеть чести, плеть истины поражает лжецов и лицемеров и никогда в конце концов ложь не победит правды.

О таланте

Неизвестно, откуда берется в человеке талант. Неизвестно, земля или небо его дают. Или, может быть, он сын земли и неба? Неизвестно также, где он помещается в человеке: в сердце, в крови, в мозгу? С самого рождения он уже гнездится в маленьком человеческом сердце или человек находит его потом, совершая свой нелегкий путь по земле? Что больше питает его: любовь или ненависть, радость или печаль, смех или слезы?

Или нужно все это - и одно, и другое, и третье, - чтобы талант рос и креп? Передается ли он по наследству или человек накапливает его в себе в результате всего, что он увидел, услышал, прочитал, пережил, познал?

Результат труда или игра природы? Цвет глаз, с которыми человек родился, или мускулы, которые он нарастил себе ежедневной тренировкой? Яблоня, взращенная кропотливыми усилиями садовода, или яблоко, упавшее с дерева прямо в ладони мальчика?

Талант - нечто настолько таинственное, что когда все будут знать про Землю, про ее прошлое и будущее, когда все будут знать про Солнце и звезды, про огонь и цветы, когда все будут знать даже про человека, - в последнюю очередь все-таки узнают, что такое талант, откуда он берется, где помещается и почему он достается этому человеку, а не тому.

Таланты двух талантливых людей не похожи друг на друга, ибо похожие таланты - это уже не таланты. Тем более талант не зависит от внешнего сходства людей, его носящих. Я встречал много лиц, похожих на лицо моего отца, но отцов-ский талант я не встречал нигде.

Талант не передается по наследству, иначе в искусстве царили бы династии. Нередко от мудреца родится глупец, а сын глупца вырастает мудрым человеком.

Талант, вселяясь в человека, не спрашивает ни о величии государства, в котором человек живет, ни о численности народа. Приход его всегда редок, неожидан и поэтому удивителен, как блеск молнии, как радуга в небе или как дождь в омертвевшей от зноя и уже не ждущей дождя пустыне.

Однажды, когда я сидел за своим столом, к моему дому подъехал молодой всадник.

Салам алейкум!
- Ваалейкум салам!
- Я приехал к тебе, Расул, с одной небольшой просьбой.
- Заходи в дом, клади просьбу на стол.

Молодой человек вынул из кармана и действительно положил на стол несколько бумажек. Первая из них оказалась письмом большого отцовского кунака, да и моего частого гостя. Друг нашего дома и нашей семьи писал: «Дорогой Расул, этот парень - наш близкий родственник и хороший человек. Помоги ему стать таким же известным поэтом, как ты сам».

Остальные бумажки оказались: справкой из сельсовета, справкой из колхоза, справкой от парторганизации и характеристикой. В справке из сельсовета говорилось, что такой-то действительно является племянником знаменитого поэта Махмуда из Кахаб-Росо и что сельсовет считает его достойной кандидатурой в известные дагестанские поэты.

В других справках указывалось, что племяннику Махмуда исполнилось двадцать пять лет, что он окончил девять классов и что он совершенно здоров.

Ну, прекрасно, - сказал я. - Давай посмотрим твои произведения, может быть, ты действительно талантлив и станешь со временем известным поэтом. Я был бы рад помочь тебе, чем смогу, и тем самым выполнить просьбу нашего общего друга.
- Как! Но меня и послали к тебе, чтобы ты научил меня писать стихи. Я еще никогда не пробовал.
- А что ты делаешь?
- Работаю в колхозе. Но толку от этой работы мало. Пишут трудодни, а потом на них ничего не дают. А семья у нас большая. Вот надумали послать меня в поэты. Я знаю, что мой дядя Махмуд зарабатывал немало, больше, чем я в колхозе. Да и ты, Расул, говорят, получаешь большие деньги.
- Боюсь, что при всем моем желании я не смогу сделать из тебя поэта.
- Как? Я же племянник Махмуда! В справке все сказано. И сельсовет выдвигает, и парторганизация.
- Будь ты даже сыном Махмуда. Как известно, у самого Махмуда отец был обжигателем древесного угля, а вовсе не поэтом.
- Но где же справедливость? Здесь, в Махачкале, вы, поэты и писатели, делите между собой жирную тушу литературы, неужели мне не достанется хотя бы немного потрохов? Я согласен на потроха. Что же мне теперь делать? Помоги мне устроиться куда-нибудь. Справки у меня в порядке.

Как племяннику Махмуда мы выдали ему из Литфонда небольшое денежное пособие, а затем по моей просьбе его взял на работу директор завода Дагэлектромаш. Но, как оказалось, претендент в популярные поэты остался недоволен своей судьбой. Вскоре его отец, наш кунак, прислал мне рассерженное письмо:

«Все мои просьбы твой отец Гамзат всегда выполнял. Никогда он мне ни в чем не отказывал. А ты, сын Гамзата, отказался выполнить такую маленькую просьбу - устроить моего сына в поэты. Видно, зазнался ты, Расул, не в отца пошел. Никогда я не менял своих кунаков, а теперь вот приходится. Прощай».

Таким-то вот образом из-за таланта, вернее, из-за отсутствия его, я потерял хорошего кунака. Кунак мой и правда был хорошим человеком, он только не понимал, что никто - ни председатель Союза писателей, ни секретарь парторганизации, ни глава правительства - не может раздавать таланты, как куски баранины, когда горцы усядутся вокруг стола, а курящаяся горячим паром баранья туша уже взгромождена на стол.

Или видишь, когда идешь по дорогам Дагестана, как в гору поднимается нагруженная арба. Один человек помогает тянуть ее вверх, другой толкает сзади; или видишь, как большой грузовик тросом вытягивает из снежного заноса маленький «Москвич»; или видишь, как быстроходной легковой машине не дает ехать вперед тихоходный громоздкий самосвал - горная дорога узка, и никак легковой машине не обогнать тихоход.

Талант не арба, которую можно толкать или тянуть вдвоем; талант не «Москвич», который нужно вытаскивать тросом; талант не машина, которая не может обогнать и вырваться вперед. Талант не нужно подталкивать сзади и не нужно тянуть за руку. Он сам находит себе дорогу и сам оказывается впереди всех.

А ведь много еще людей, которые надеются, что их либо подтолкнут, либо подтянут.

И напоследок — одно из самых любимых стихотворений Расула Гамзатова

Берегите детей

Ничего нет печальней июня того,
Что сгорел, как дрова в очаге…
Не забуду, как руку отца моего
Я сжимал на прощанье в руке.

Перед тем, как навеки закрылись глаза,
Что полны были смертной тоски,
Он привстал на мгновенье и тихо сказал
Напоследок: «Детей береги!»

Восходящее солнце и в небе звезда,
И могучий поток и ручей,
Повторяли, как эхо, за ним сквозь года
Каждый день: «Берегите детей!»

Когда мамы не стало, я был далеко,
В круговерти событий и дел.
Но стоит у меня до сих пор в горле ком,
Что проститься я с ней не успел.

И когда я склоняюсь над скорбной плитой,
Слезы горя смахнув со щеки,
Мне как будто бы чудится голос родной:
«Мой сыночек, детей береги!»

В грохотании грома я слышу его,
В суматохе стремительных дней…
Для меня нет важней завещанья того –
Тихих слов: «Берегите детей!»

Написал бы их на колыбелях земных,
Их на ножках бы я начертал…
Чтоб с зари до заката читали вы их,
Отложив смертоносный кинжал.

Много песен на свете, но только одна
Повторяется в жизни моей.
Не смолкает на горском пандуре струна
Каждый час: «Берегите детей!»

Видел я, как орел беззащитных птенцов
Учит крылья свои расправлять.
Если б он научил нерадивых отцов
Так с потомством своим поступать.

Этот мир, как открытая рана в груди,
Не зажить никогда уже ей.
Но твержу я, как будто молитву в пути,
Каждый миг: «Берегите детей!»

Всех, творящих намазы, прошу об одном,
Прихожан всех на свете церквей:
«Позабудьте про распри, храните свой дом
И своих беззащитных детей!»

От болезней, от мести, от страшной войны,
От пустых, сумасбродных идей.
И кричать мы всем миром сегодня должны
Лишь одно: «Берегите детей!»

Расул Гамзатович Гамзатов — аварский поэт, писатель, публицист, переводчик, (8 сентября 1923 - 3 ноября 2003)