Рождество пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы марии. Верующие отмечают рождество пресвятой богородицы День рождения богородицы 21

Дева Мария в свой День Рождения может творить настоящие чудеса, кардинально меняя жизни и показывая, какова на самом деле истинная любовь. Этот праздник окружен множеством традиций и примет, разрешений и запретов. , что можно, а что нельзя делать в Рождество Пресвятой Богородицы.

Смысл и традиции праздника Рождения Богородицы.

Само Рождение Богородицы настоящее чудо. Ее родители не имели детей и ежедневно молили Всевышнего, чтобы он послал им отраду. И именно по милости Божьей на свет появилась мать Спасителя нашего.

Святая Дева покровительствует семье, дарует счастье материнства и оберегает от зла. Ее любовь к людям безгранична, Заступница прощает нас, и исполняет наши просьбы.

Поэтому на День Рождения Богородицы пойдите в храм поставьте свечку, помолитесь и ощутите благодать. Попросите прощения за прегрешения, задайте вопрос и молите о помощи и поддержке.

Что по традиции делают в День Рождения Девы Марии.

1. На заре умываются проточной водой из колодца или реки, в крайнем случае, из-под крана. Это подарит здоровье и силу и убережет от болезней. Умывшись водой до восхода солнца, девушка в следующем году будет просватана, а женщина до самой старости сбережет молодость и красоту.

2. Начинают день с кусочка хлеба, предварительно перекрестив его три раза.

3. Признаются родным людям в любви, оставляя недомолвки и обиды в прошлом. Тогда Богородица благословит семью на долгую и счастливую супружескую жизнь. В праздник запрещается ругаться и проявлять злость.

4. Не отказывают просящим, иначе Заступница также оставит без внимания и наши просьбы.

5. Подают милостыню бездомным и кормят голодного, и Пресвятая Дева троекратно вознаграждает за доброту.

6. Целуют друг друга в обе щеки, нос или губы, чтобы поцелуй образовал своеобразный крест.

7. Молятся о здоровье и благополучии для своего ребенка.

8. Засылают сватов к девушкам. Также в этот день хорошо играть свадьбу и ходить семьями в гости.

Постарайтесь встретить этот светлый праздник с верой и надеждой в сердце. Мысленно обращайтесь к Богородице, просите о помощи. Говорите своими словами о том, что тревожит душу, и просите, о чем мечтаете. Любовь Заступницы безгранична, и она слышит каждого просящего, и тому, кто верует, откроется истинное чудо.

Чего нельзя делать в этот день.

В народе говорится, что если вы не успели собрать лекарственные растения, то уже и не должны этого делать, потому что они теряют свою целебную силу, если их собирают после дня Святой Марии.

Нельзя выполнять тяжелую работу, делать уборку в доме и сметать на пол хлебные крошки. Лучше отдать их птицам или животным.

21 сентября можно предсказать погоду. Если день ясный, то такая погода продлится до ноября. Туман предвещает скорые дожди. Утренний дождь предупреждает о длинной, холодной зиме. Яркое солнце предвещает малоснежную зиму. Если птицы летают низко, зима будет холодной.

Помните слова: «Кто уверует — тот спасется». А вы придерживаетесь этих правил?

Рождество Пресвятой Богородицы — полное название праздника, который Православная Церковь отмечает 21 сентября.

Как известно, этот праздник относится к числу двунадесятых (двенадцать важнейших после Пасхи праздников).

Рождество Пресвятой Богородицы означает торжество веры над недугами и неудачами, явление миру матери Иисуса, сына Господа, рождение самой великой женщины за всю историю, ибо ее появление было чудом, равно как и появление ее сына — Христа.

Этот день считают радостным событием, семьи вместе отправляются на церковные богослужения и не берутся за тяжелую работу. Предлагаем вам узнать о том, что можно делать в этот день и от чего все же стоит воздержаться.

История праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - важнейший церковный праздник, который в православии относится к числу двунадесятых. Праздник установлен Церковью в 4 веке. Напомним, что говорится в преданиях про божественный праздник 21 сентября.

В галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара - Иоаким и Анна. Они были очень благочестивы и праведны, но многие годы не могли завести детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять дары, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Бога. Узнав об этом, Анна заплакала. Увидев в саду гнездо, в котором пищали маленькие птенцы, она подумала: «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости». Тогда к ней явился ангел и сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария». С этой же вестью ангел явился и к Иоакиму. Через девять месяцев у Анны родилась Дочь. Рождение Пресвятой Богородицы мотивировало Иоакима принести Богу большие дары и жертвы. Он получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.

С тех пор праздник Рождества Богородицы 21 сентября всегда отмечается верующими с большим трепетом.

Обычаи праздника Рождества Пресвятой Богородицы, - что можно и стоит делать в этот день

Христиане издавна обращались к Богородице, которая стала объединяющим началом между Богом и человеческим родом, и просили у нее защиты и благословения.

Богородичные праздники пышно отмечаются в местах, где освящались церкви в ее честь. Храмовые (престольные) праздники обычно проходят с богослужением и следующей за ним трапезой. Обязательно устраиваются обеды, где все родственники собираются за круглым столом.

  1. Этот праздник также традиционно считается и женским праздником, когда женщину принадлежит почитать как продолжательницу рода. Он, очевидно, наследует древний арийский праздник Рожениц, когда наши предки выражали благодарность опекунам полей и урожаю, дедам-ладам.
  2. Женщины, у которых нет детей, устраивают обед и приглашают бедных - «чтобы молилась Богородица за их детей». Женщины также заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашают людей к себе на обед. Говорят, что молитвы к Пресвятой Богородице будущих матерей о здоровье и счастье детей, на которых они ждут, в этот день имеют особую силу.
  3. Рождество Пресвятой Богородицы отмечается как праздник настоящей радости. Поэтому в эти дни не работали, не постились, а после молитвы в храме, собирали веселые застолья.
  4. Также на праздник издавна приходится последний срок заготовки «волшебного» зелья. Считалось, что собранные между Первым (Успения Пресвятой Богоролици - 28 августа) и Вторым Пречистыми праздниками приворотные травы имели особое свойство привлекать парня к девушке (мужчину к женщине) и наоборот.
  5. Со дня праздника Рождества Пресвятой Богородицы можно было засылать сватов к девушкам. Также в этот день хорошо делать свадьбу и ходить семьями в гости на застолье.
  6. С древних времен также в Рождество Пресвятой Богородицы женщины рано утром пытались пойти на водоем. Считалось, что если женщина в этот день умоется водой до восхода солнца, то красота ее сохранится до самой старости. А для крепкого здоровья детей обливали на пороге водой.
  7. Также в этот день начиналась луковая неделя - хозяйки с грядок убирали этот овощ. А к Рождеству Пресвятой Богородицы хозяева пытались собрать весь урожай, пчеловоды в это время начинали готовить пчел к зимовке - убирать ульи.
  8. Во это время обычно холодает, поэтому до Второй Пречистой следовало полностью выкопать картошку и засеять землю рожью.

Что нельзя делать на Рождество Пресвятой Богородицы

Не занимайтесь тяжелым физическим трудом: оставьте на потом работу по дому, в саду и огороде;

Когда вы сядете всей семьей за стол, на пол нельзя сметать крошки. Если после еды оставался хлеб, его давали домашним животным.

Нельзя также ссориться с близкими и конфликтовать с окружающими (если ситуация близка к критической, попытайтесь решить любые спорные моменты мирным путем);

В день Рождества Пресвятой Богородицы у вас должны быть чистые помыслы. Не повышайте голос на близких людей — это грех. Также нельзя желать другому зла или думать о ком-то плохо.

В этот день соблюдается пост: не разрешено употреблять мясо и алкоголь.

Приметы и пословицы праздника Рождества Пресвятой Богородицы:

Пришла Первая Пречистая - одела природа ожерелье, пришла Вторая Пречистая - взяла комара нечистая, пришла Третья Пречистая - стала дубрава безлистной.

Пришла Пречистая - на дереве чисто, а придет Покрова - на дереве голо.

Пречистая - картофель чистая.

Пришла Пречистая - принесла сватов нечистая.

Успение рожь засевает, а вторая - дождем поливает.

Если на Рождество Богородицы погода будет солнечной, то и осень ждет теплая и ясная, без обильных дождей. Если небо будет хмурым в этот день, то и осенние холода придут с дождями.

Если девушка умоется к востоку солнца, то ее обязательно посватают в этом году.

Чтобы избежать «злых глаз», клеветы и болезней, в Рождество Пресвятой Богородицы сжечь старую одежду и обувь.

Как отмечают праздник Рождество Богородицы

Начиная с шестого века, Рождество Богородицы стали отмечать, как великий праздник. В этот день верующие в праздничных одеждах приходят в храмы, где совершаются торжественные службы. Все верующие славят прекрасный день, когда Господь даровал людям надежду на приход в мир Спасителя. Также на праздник пекли специальные хлебцы с буквами «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы». Праздничные хлебцы раздавали всем членам семьи, клали под иконы, где хранили до Рождества Иисуса Христа. Считалось, что хлебцы могут помочь больному человеку, поэтому их давали всем, кого настигла хворь.

В этот светлый праздник православные люди спешат в храмы, чтобы помолиться Богородице. Поэтому главное, что непременно следует сделать — это пойти в церковь в Рождество Пресвятой Богородицы.

Также Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября 2017 года — это прекрасный шанс попросить прощения у своих родителей. Обязательно нужно в этот праздник помолиться за их здоровье.

В каждой семье в честь этого праздника принято накрывать большой стол. Наши предки считали, что чем богаче хозяйка подготовится к Рождеству Пресвятой Богородицы, тем щедрее будет урожай на следующий год. Поэтому не забудьте отдать дань природе, положив на стол корзинку с яблоками, грушами, сливами и виноградом. Если урожай был большим, этот праздник раньше отмечали целых две недели.

Рождество Пресвятой Богородицы Владычицы нашей Марии празднуется ежегодно 21 сентября (нов. ст.) и имеет 1 день предпразднования и 4 дня после празднования. Знать и помнить о данной дате, о названном празднике важно для всякого православного христианина, кто верит сердцем, уважает традиции и отдаёт должным образом дань истории христианства. Один из центральных праздников христианства празднуется во всем мире и обладает своими характерными историей и традициями.

История светлого Праздника пресвятой Богородицы

Из года в год Рождество пресвятой Богородицы отмечается именно 21 сентября, эта дата закреплённая, и 2018 год не стал исключением. Потому у каждого есть возможность заранее подготовиться к празднику и походу в церковь. Отпустить обиды, раскаяться в злых мыслях, открыть своё сердце и душу духовному очищению и наполнению Божественной радостью и умиротворением - это необходимо постараться сделать всякому верующему во истину.

История праздника начинает свой ход со времён, когда Дева Мария появилась на свет. Согласно преданию родителями Девы Марии были Анна и Иоаким, жившие в те времена в Назарете. Анна и Иоаким были редкой доброты люди, наделённые глубоким осознанием необходимости чувства милосердия и смиренности, искренних желаний помогать ближним своим делом, или словом.

Не смотря на бесчисленные деяния Анны и Иоакима, они все чаще становились объектами осуждения и в какой-то степени злорадства, потому что не даровал Господь Анне и Иоакиму дитя. В то время считалось, что в таком случае Анне и Иоакиму не будет даровано царствие небесное. Долгое время они молились о милости Божией, просили о ребёнке, но продолжали творить добрые дела, помогая тем, кто в том нуждался.

В достаточно преклонном возрасте Иоаким хотел предаться жертвоприношению, но тому воспротивился священник, указывая на отступите ребёнка. Тогда огорчившись, Иоаким удалился в пустыню. Там он беспрестанно молился, каялся в прегрешениях, и просил Бога о ниспослании дитя. Его жена Анна также предавалась постоянным молитвам и просьбам о помиловании её души и даровании ребёнка. По истечении длительного промежутка времени ангелы спустившиеся с небес принесли весть о скором появлении на свет первенца. Тогда умиротворенный наполненный счастьем Иоаким вернулся домой.

В молитвах к Богу Иоаким обещал отдать рождённое дитя в услужение отцу небесному. Иоаким сдержал слово, малютка в раннем возрасте была отдано на служение в храм. Имя девочке выбрали ангелы - Мария с иврита переводиться как «спасительница».

Девочка необычно быстро росла и в скором времени расцвела кроткой девушкой, скромной и смирённой. Мария любила вышивать и молиться Богу о спасении души и даровании царствия небесного, чему её научили в храме.

Примечателен тот факт, что точная дата появления на свет Девы Марии осталась покрытой тайной, которые не разгаданы и на сегодняшний момент. 21 сентября выбрали как дату, когда ночь равна дню.

Став юной девушкой Мария столкнулась с выбором - выходить замуж, или оставаться одинокой. Она избрала второе, но одинокой Мария никогда не была, она была с Богом. Она дала отцу небесному обет хранить невинность. Потому через некоторое время её мужем стал преклонных лет мужчина, который веровал в Бога и хранил Марию от земных напастей. А позже Господь избрал Марию, дабы она стала матерью сына Божьего Иисуса Христа.

Дата 21 сентября закреплена согласно новому стилю. С 1245 года дата остаётся неизменной. Однако католики отмечают праздник 8 сентября.

Значение святого дня Рождество пресвятой Богородицы

Святая Дева Мария почитается основоположницей христианской веры и символом спасения всего мира. Священные писания описывают Марию как очень скромную, милосердную и сострадательную девушку, потому соблюдение обычаев и обрядов особенно важны в день появления Марии на свет.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2018 года обязательно принесёт сердцу каждого верующего радость и гармонию. В этот день могут исполниться заветные желания, которые являются для нас сродни чуду. Но в этот день каждый может дождаться исполнения этого чуда, как когда-то дождались своего чуда Иоаким и Анна.

В этот день православные верующие молятся святой Богородице и благодарят за все, что с ними происходило хорошего и плохого за минувший год, воздают молитвы о прощении прегрешений и дарования возможности жить по образу и подобию Богородицы. В этот день у человека действительно может произойти духовное перерождение. Для этого нужно подготовиться к празднику - отпустить все обиды, раскаяться в прегрешениях, злых мыслях, попросить Господа очистить душу и сердце от всякой скверны и открыть духовное начало для перерождения.

Обряды ко дню Рождества пресвятой Богородицы

Идя в церковь 21 сентября нужно поставить свечку Богородице во благодарение за её добрые дела и да спасение своей души, после нужно прочитать молитвы за близких и родных. Свечу можно зажечь и дома, что будет знаменовать появление радости и счастья.

Многие в этот день отправляются на кладбище, тогда с собой стоит взять что-либо для всех нуждающихся. Так заповедовал Господь наш отец небесный - не жалея себя помогать всем страждущим, тогда в ответ и Бог поможет. Считалось, что у добрых людей всегда лучше созревал урожай, ну а сегодня, вероятно, у тех, кто искренне помогает нуждающимся лучше складываются любые дела. В особенности важно помогать нищим женщинам, дабы не остаться бесплодными. Но в последнем важнее не сам факт помощи, а скорее намерение искренние и доброе.

На праздничный стол 21 сентября 2018 года нужно приготовить овсяное печенье. Также можно приготовить пироги с грибной или рыбной начинки. Этот день припадает на пост, но рыбу кушать разрешается. Рекомендуется воздержаться от жирной, молочной и белковой пищи, отдав предпочтение простым скромным кушаньям.

Во время праздника можно ходить в гости, беря с собой угощений. Вместе с близкими и родными молитва святой Деве Марии возымеет ещё большее воздействие.

До наступления праздника необходимо навести порядок в доме. Произвести генеральную уборку, постирать и выгладить все белье. Чтобы ваше жилище к Рождеству также очистилось от всего накопившегося за год негатива. В день праздника дома можно поставить обует осенних цветов.

В давнишние времена люди пекли специальные хлебцы, которых в день Праздника было бы достаточно всей семье. Обязательно часть хлебцев нужно было отдать нуждающимся. А один кусочек нужно было положить под икону Святой Богородицы до следующего Рождества.

Народные приметы на день Рождества пресвятой Девы Марии

В этот день 21 сентября молодые девушки вставали раньше, чтобы застать расчёт близко у воды, что должно было ускорить замужество. А уже замужние женщины также ранним утром умывались водой из реки, что согласно обычаю, могло продлить их красоту.

В тот день обычно наблюдали за птицами, и если последние витали низко над землёй, значит зимы обещали быть суровыми и холодными. А вот если высоко, то наоборот - весь год будет тёплым.

Если 21 сентября пойдёт дождь, значит мокрая погода протянется ещё долгое время. А появление утренней росы предвещает похолодания. После праздника погода становится стабильно пасмурной и холодной.

Сегодня в какой-то степени народные поверья теряют актуальность, поскольку современность отдаёт предпочтение синоптикам из гугла. Но все же 21 сентября 2018 года близится и все приметы можно проверить.

Начиная с вечера 20 сентября 2018 года, в храмах начнутся службы, посвящённые Богородице и продолжатся весь следующий день 21 сентября. Чтобы получить защиту и покровительство пресвятой Богородицы, нужно следовать заповедям Божьим, быть чистым душой и добрым по сердцу, проявлять милосердие и сострадание. Каждый год по церковному календарю начинается Рождеством и заканчивается Успением. 21 сентября 2018 года - время, когда нужно начинать новую духовную жизнь.

Тропарь Рождества Богородицы, глас 4

Кондак Рождества Богородицы, глас 4

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

«Услышана молитва твоя!.. У тебя родится дочь!» Рождество Пресвятой Богородицы

Наталия Сухинина

Родилась в семье девочка… Обычная фраза о житейском событии. Но какими мелкими, какими невыразительными кажутся слова сии, если отнести их к событию двухтысячелетней давности, когда в праведной семье Иоакима и Анны родилась долгожданная, вымоленная в слезных молитвах дочь. Это теперь мы говорим — Пресвятая Богородица, Приснодева Мария, Матерь Божия… А тогда – с виду обычный ребенок, чистый, трепетный, – доверчиво вглядывался в подаренный родителями мир, а немолодые родители радовались, глядя на Нее, и благодарили Господа за посланное к старости утешение. Родилась в семье девочка… Но день рождения Ее отмечается теперь как Рождество.

— Рождество Христово знаете? – Еще бы не знать нам Христово Рождество! – А ведь еще одно Рождество есть, в середине сентября, в дни последнего летнего тепла и первых робких весточек приближающейся стужи…

Нет рождественских морозов, но есть Рождество. Нет гирляндами увешанных елок, но есть Рождество. И открытки рождественские с щедрыми пожеланиями не летают почтовыми голубями по матушке-России, но есть Рождество. Тихо на земле, светло и спокойно. И тропарь рождественский тихонечко поем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной». Родилась в семье девочка, Своим рождением – Рождеством уже научившая нас тишине души и скромности помыслов.

Нередки сетования на дефицит положительных примеров для наших детей. Нет учителей, нет личностей, готовых повести за собой, научить добру и укрепить нетвердые детские души. А Иоаким и Анна?! Энциклопедия семейной жизни, в которой что ни поступок, то наука. Смиряться. Любить. Надеяться. Верить. Их презирали за бездетность, а они не роптали. Их звали праведными, а они почитали себя «грешнее всех в мире». Года серебрили их головы, а они не теряли надежды. Смиренное сердце – подарок Господу, и Он поспешает к смиренным с подарком: «Анна! Услышана молитва твоя!.. У тебя родится дочь» – возвестил благую весть Ангел. Радость великая. И тут же – поспешающая благодарность Господу: обещание посвятить Ему дочь! Какое удивительное, какое смиренное и кроткое материнское сердце. Богородица Дева унаследовала его от матери, и ни разу, даже когда по человеческим меркам было невозможно терпеть и смиряться, – не изменила щедрому родительскому наследству. И почему мы так редко молимся праведным родителям Пресвятой Богородицы? Почему не взыскуем их богатейшего опыта семейной жизни? Почему не плачем перед святой их иконой, не просим вразумления и помощи? Уж они-то в праведности своей для нас те самые образчики золотые, которых мы так жаждем и которых днем с огнем ищем в современных учебниках по педагогике и лекциях о семье и браке.

Рождество Пресвятой Богородицы лучом благодати озарило греховный земной мир. Мир затих в ожидании Спасения. Пройдет время, и маленькие ножки Марии Девы легко и ловко преодолеют высокие ступени Иерусалимского храма. А пока – пока счастливые родители склонились над дорогим чадом. Пятьдесят лет они вымаливали себе дитя. А мы… Мы быстро устаем от молитвы, нам надо сразу, нам надо сейчас, нам надо быстро. А не дается быстро, – значит без толку, сколько можно расшибать лоб о церковные настилы, сколько свечей теплить, сколько серебра изводить. Заполошные, спешащие, маловерные, нетерпеливые, обидчивые, – каких Господних подарков ждем мы, на какие щедроты надеемся?

Матерь Бога нашего празднует ныне Свое Рождество. Праздником этим Пречистая будит наши заскорузлые души от спячки и маловерия. Сегодня Рождество… Сегодня светлый день светлой славы Матери Света. Почтим Ее песнями, почтим рождественским тропарем, почтим нашей недостойной молитвой. Лишь бы только сердце не впитало в себя дыхание первых, еще осторожных осенних непогод.

Рождество Пресвятой Богородицы – не давнее событие, а чудо вечности

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Несколько дней тому назад мы с вами по милости Божией вступили в новый церковный год, а ныне празднуем первый великий праздник годового богослужебного круга – .

Для того чтобы понять смысл этого праздника, а вместе с ним и других праздников церковных, нам нужно прежде всего вспомнить, что церковная жизнь есть тайна, непостижимая для тех, кто находится вне Церкви.

Не случайно ведь самое важное в жизни Святой Церкви – ее средоточие, через которое мы становимся причастниками благодати Божией, мы называем ТАИНСТВАМИ .

Сами мы, своим тварным умом не могли бы постигнуть этой тайны церковной. Но Господь по Своей милости постепенно открывает ее тем, кто живет в Таинствах, кто припадает к этому источнику благодати и пьет его живую воду.

В жизни церковной есть много тайн, но одна из них постоянно открывается верующим. Мы входим в общение с ней не только тогда, когда получаем благодатные дары через Таинства, но всякий раз, когда бываем в храме и участвуем в богослужении.

Впрочем, для многих из нас, верующих, тайна эта продолжает оставаться сокрытой. Для того чтобы по-настоящему соприкоснуться с ней, нам нужно быть не простыми слушателями и зрителями того, что совершается в храме, но войти в опыт тех, кто были творцами богослужения и запечатлели его в составленных ими молитвах и песнопениях, начиная со времен апостольских, через мучеников и преподобных и кончая подвижниками нашего времени.

Творцы богослужения, в полном согласии со всеми отцами и учителями Церкви, говорят нам о том, что человек создан для Вечной жизни, что подлинной стихией, в которой только и может жить его душа, является вечность.

Когда мы погребаем наших усопших и молимся об упокоении их душ, мы просим, чтобы Господь сотворил им вечную память. Но эта молитва может относиться и к нам, живущим еще на земле, потому что и мы нуждаемся в том, чтобы Господь имел нас в Своей Вечной Памяти: ведь цель нашей жизни и есть приобщение к вечности. Поэтому самое лучшее и ценное пожелание церковное есть пожелание вечной памяти.

А мы постоянно забываем об этом. Отягощенные заботами житейскими и омраченные временными обстоятельствами нашей жизни, мы забываем о том, для чего мы созданы, забываем о вечности, в которой живет лишь то, что сотворено Господом, – ДОБРОДЕТЕЛЬ.

Все же остальное отметается и бросается в огонь – во тьму внешнюю. Нам только кажется, что оно существует, а на самом деле, как говорит один святой отец: «В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых и для них оно вовсе не существует»(1).

Воистину существует только жизнь в Боге и то, что идет по пути стяжания Царства Божия в нас.

Святые отцы говорят нам, что человек создан по образу и подобию Божию, что он есть венец природы и царь всей видимой твари и вместе с тем сотаинник Божией благодати. Они учат, что телом своим человек связан со всей земной тварью, потому что тело это Господь создал, персть взем от земли (Быт. 2,7), а своей душой он соединен с Горним ангельским миром. Человек стоит на грани двух миров – земного и Небесного. «В творении его, – говорит Григорий Богослов, – художническое слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа; созидает, из сотворенного уже вещества взяв тело и от Себя вложив жизнь, поставляет на землю иного Ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцательной»(2).

Но созданный по образу Божию и поставленный Господом на грани двух миров, человек не выполнил своего предназначения: он согрешил, отпав от Бога, а через него и весь видимый мир, венцом которого он является, стал отходить от Господа. Тогда на землю явился Сын Божий, Который Своею смертью упразднил смерть и Своим Воскресением открыл нам путь к Вечной жизни. Он даровал и нам вечную память, и не только нам – верящим в Него, но и всей видимой твари.

Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, очищая от греха свою душу, поднять и одухотворить также и вещество, из которого создано его тело, сделав его достойной обителью бессмертной души. Святые отцы говорят, что в день последнего воскресения предстанут пред Господом не только наши души, но вместе с ними и наши воскресшие тела. И в этой земной жизни, в своем восхождении к Богу человек может идти только путем, который указан ему Господом, поставившим его на грани двух миров. Только в общении с этими обоими мирами и вместе с ними может человек здесь, на земле, служить Богу. Об этом нам постоянно напоминает Святая Церковь в своем богослужении.

Недавно мы с вами совершали новогоднюю службу. Мы приносили в этот день хвалу Господу не только от себя, но и от всего мира видимого и невидимого, с которым мы соединены по телу и по душе.

Об этом ясно говорится в каноне этого дня: Вся дела Твоя, Господи, небеса, земля, свет и море, воды и вси источницы, солнце же, луна и тьма, звезды, огнь, человецы и скоти, со ангелы восхваляют Тя . (3)

Тот, кто верит, что слова эти соответствуют действительности и что в богослужении мы воистину соединяемся с обоими мирами, тот понимает, какая великая тайна заключена в православном богослужении.

Тайна эта состоит не только в том, что здесь уничтожается грань между человеком и всею тварью – небесною и земною, грань, которую мы так ясно ощущаем, живя в этом привременном мире, но также и в том, что через богослужение мы преодолеваем и самые границы времени текущего естества и входим в мир вечности. Стало быть, в богослужении нет ничего временного, но все живет в вечности.

Обычно смысл празднования того или иного события из жизни Иисуса Христа или Божией Матери мы видим в том, чтобы пойти в храм, прослушать там Евангелие и песнопения, рассказывающие о событиях, совершившихся когда-то очень давно, вспомнить об этих событиях. Так можем мы отнестись и к сегодняшнему празднику, церковное предание говорит нам о том, что около 2000 лет тому назад Пресвятая Дева родилась в галилейском городе Назарете от престарелых родителей – праведных Иоакима и Анны. Оно повествует, что Своим рождением Дева Мария разрешила узы их неплодства и доставила им великую радость. Об этом рассказывают нам песнопения сегодняшнего дня, и, по-видимому, весь смысл праздника сводится к тому, чтобы вспомнить об этих событиях.

Но если мы обратимся к тексту самих песнопений и постараемся вникнуть в смысл того, что говорят их творцы, то убедимся, что такое отношение к празднику свойственно только людям внешним, не понимающим тайн церковной жизни. В действительности песнопения праздника говорят совсем иное. В стихирах сегодняшней вечерни мы слышали: Днесь неплодная врата отверзаются и дверь девическая Божественная предгрядет… Днесь всемирных радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство, и наконец: Днесь неплодная Анна рождает Богоотроковицу (4). Что же означает это днесь ? (днесь разрешается неплодство, днесь Анна раждает Богоотроковицу). Есть ли это только приемы образной, поэтической речи или в этих словах заключается какой-то иной смысл?

Если рассуждать с точки зрения мудрости века сего, то утверждение реального смысла этих слов является безумием. Ведь все это совершилось когда-то очень давно. Но для тех, кто мудрствует духовная (см.: Рим. 8, 5), все, что совершилось нас ради человек и нашего ради спасения, не только произошло во времени, но и в вечности пребывает.

Поэтому, когда мы слышим сегодня, что ныне Дева Чистая от Анны происходит (5), – нам открываются врата вечности.

Богослужение сегодняшнего дня говорит нам о том, что рождение Пресвятой Девы было радостью не только для Ее родителей и родственников, живших в Назарете, но стало всемирною радостью, что оно разрешило неплодство не только святых праведных Иоакима и Анны, но в нем естества нашего разрешается неплодство и рождается плод живоносен миру (6).

Богослужение открывает нам, что Рождество Богородицы имело значение не только для живших в те дни в Назарете, но совершилось нас ради человек и нашего ради спасения, что с рождением Ее жизни рождается днесь мост (7), вводящий нас в вечность.

Прославляя Господа, мы каждое славословие заканчиваем словами: . Этими словами Святая Церковь говорит нам о том, что богослужение, которое мы совершаем ныне, будет совершаться и присно и во веки веков, потому что уже и сейчас оно совершается в вечности и приобщает нас к Вечной жизни.

В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам Святая Церковь.

Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах ныне и присно и во веки веков , и для нас закроется текущий в нем источник Вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника Вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности.

И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения.

А для этого, пока еще вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, – все, что совершается, поется, читается за богослужением.

И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ.

И по мере вхождения в него нам будет все больше открываться великая тайна вечности.

Святая Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа Ангельские Силы и вся Небесная Церковь. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, – воспеваем мы Великим постом на Преждеосвященных литургиях.

И не только в эти великие дни, но и во все дни церковного года, за каждой Литургией, перед малым входом, священник молится: Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость. Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность.

Поэтому во время Божественной литургии священник после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, то есть приобщил их к Вечной Своей Памяти, которая и есть Царство Божие.

Из этого нам должно быть ясно, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть не что иное, как последовательное раскрытие во времени тайн вечности. А для каждого из нас, верующих, оно есть путь, ведущий нас к вечной жизни.

Поэтому и праздники церковные представляют собою не случайное собрание памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг друга в определенной последовательности, они связаны друг с другом, как ступени единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой ступени. Вот и сегодня – чтение канона сопровождается пением Воздвиженской катавасии Крест начертав Моисей. Казалось бы, она не имеет отношения к сегодняшнему дню, но на самом деле это не так. Она говорит нам о неразрывной духовной связи следующих друг за другом церковных праздников.

Это свет Воздвижения, который озаряет нас издалека, так что уже сегодня мы начинаем входить в него.

Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви. Сами мы не можем сразу постигнуть ее. Но мы знаем, что она была открыта великим и величайшим из угодников Божиих. Поэтому, входя в их опыт через те молитвы и песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи и молитв за нас грешных, можем и мы постепенно начать прикасаться к этой великой тайне.

И по мере того как через это будут в нас рождаться и возрастать элементы вечности, мы по-иному, чем теперь, будем относиться и к нашей временной жизни. Мы поймем тогда, что она есть только путь, ведущий нас от дольнего к горнему, от временного к вечному.

И тогда, уходя из этой жизни, мы, может быть, сподобимся Вечного Царства, уготованного Господом для тех, кто уже здесь, на земле, начал входить в Его Вечную Память, которая есть величайшее достижение для человека, идущего от дольнего к горнему.

(1) Святитель Афанасий Великий. Слово на язычников 2 // Творения. Ч. 1. С. 127.
(2) Святитель Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или Рождество Спасителя // Творения. Ч. III. С. 9-200.
(3) Служба 1 сентября. Канон индикту. Песнь 9-я.
(4) Служба Рождества Пресвятой Богородицы: на Господи, воззвах стихиры 4,5,6-я.
(5) Там же. Канон 2. Песнь 4-я, 2-й тропарь.
(6) Там же. Икос.
(7) Там же. Канон 1. Песнь 1-я, 3-й тропарь.

Каждый год христиане отмечают один из величайших церковных праздников - Рождество Пресвятой Богородицы. Православный мир неизменно соблюдает традиции этого дня, потому даже в современном сознании праздник Рождества Матери Божьей предстает знаковым и символичным.

Предание о рождении Девы Марии

Как гласит Предание, рождение Богородицы произошло в небольшом городе, который находился чуть севернее Иерусалима, — в Назарете. Назарет располагался на откосе одной из гор и был столь незначителен и незаметен, что никто и подумать не мог о грядущем великом чуде, которое возвысит это место. Между тем, именно в этом городе родилась женщина, которая подарила человечеству Спасителя.

В Назарете жила семья Иоакима и Анны, отличающаяся благочестивым поведением, праведностью и милосердием к людям. Прародителем Иоакима был царь Давид, Анна же происходила из рода священника. Семья считалась зажиточной — у Иоакима было большое поголовье скота — но материальные блага не повлияли на чистоту душ супругов. Жители города очень любили и уважали пожилую чету за богобоязненное поведение и готовность помочь ближнему. Единственная боль омрачала существование Иоакима и Анны: седина уже коснулась их волос, но Господь так и не послал им ребенка, невзирая на праведную жизнь и беспрестанные молитвы супругов. А ведь бездетность в то время считалась наказанием Божьим. Переломным моментом для Иоакима послужило событие, произошедшее во время обряда приношения Богу даров. Священник, увидев, что Иоаким желает поднести дар, отказал ему в этом праве, жестоко упрекнув его в том, что он бесплоден, а значит, недостоин участвовать в обряде. После этого скорбящий Иоаким удалился в пустыню, где претерпевал жестокие лишения, постился и возносил молитвы Господу. Анна осталась одна в великой печали. День и ночь она усердно молилась о том, чтобы Бог послал им дитя.

Господь услышал просьбы супругов. Когда они находились порознь, обоим было видение Ангела, который возвестил о том, что Бог подарит чете потомство, слава о котором разойдется по всему миру. Дочь велено было наречь Марией, что переводится как «надежда».
В доказательство верности этих слов Ангел обещал, что супруги увидятся возле Золотых ворот Иерусалима. И действительно — супруги встретились, и радость воцарилась в их сердцах. Анна зачала, и спустя 9 месяцев на свет появилась та, которой суждено было стать матерью Иисуса Христа.

Традиции празднования Рождества Пресвятой Богородицы

На Руси Богородица является одной из самых почитаемых святых, ведь она выступает заступницей рода человеческого перед Богом. Небесная Царица покровительствует матерям и младенцам, семейному очагу и плодородию. Не зря с празднованием Рождества Богородицы совпадает празднование Осенин , посвященное урожаю и семейному благополучию.

В день Рождества Девы Марии принято возносить ей благодарность за дары, которые принесла земля. Утром 21 сентября женщины по традиции выходили на берега водоемов с овсяным хлебом и киселем. Старшая из них обращалась к Богородице с благодарностью за ее милость и просьбой уберечь семьи от несчастья и болезней, наполнить дома гармонией, теплом и любовью.

Матери в этот день молились Небесной Царице, прося у нее покровительства и защиты для детей . Они молили Богоматерь уберечь младенцев от дурного глаза, болезни и житейских невзгод. Бездетные обращались к Богородице с мольбой о послании им ребенка. По древнему обычаю женщины, которые не могут зачать, в этот день должны накрыть стол и накормить обедом столько нищих, сколько способно за этот стол уместиться, попросив у них молиться за ее ребенка. Милосердие к ближнему и молитвы Пречистой Деве в этот день поспособствуют тому, что женщина станет матерью.

В этот светлый день принято устраивать семейные застолья, навещать близких и дорогих людей. Особая традиция — посещение молодоженов. Родственники приходят в гости с целью посмотреть на то, как новобрачные обустроили семейное гнездо. Невеста непременно должна накормить гостей сытным обедом и показать убранство дома, а хозяин — провести родственников по двору, показывая каждый закуток. Гости обязаны похвалить молодых и дать им полезные советы исходя из того, что увидели.

Богородица обязательно помогает тем, кто обращает к ней свои молитвы в этот день. Чтите традиции, заботьтесь о дорогих вам людях и не забывайте нажимать на кнопки и

21.09.2015 00:40

Успенский пост — две недели строгого телесного и душевного воздержания. Пост начинается 14 августа в день Медового Спаса и продолжается...