Главные боги майя: существа, на которых держался мир. Пантеон ацтекских богов Языческие боги индейцев канады богиня хано

Верования индейцев Северной Америки настолько безграничны, что исследовать их можно десятилетиями. Совершенно точно известно, что одной из главных ценностей для североамериканских индейцев был так называемый Небесный Отец. Индейцы называли его ласково -- Великий Дух, и почитали все, что было с ним так или иначе связано. Земля, вода, огонь и воздух -- стихии, подвластные ему. Нашим современникам ничего не стоит плюнуть на землю или бросить окурок, где ни попадя или вывалить мусор из ведра чуть ли не у дверей своего дома. Для индейцев же подобное поведение было жестко табуировано. А за нарушение любого табу можно было лишиться скальпа или того хуже -- отправиться в страну предков... навсегда. Без должного уважения при погребении и без сопутствующих молитв.

"Закопаем топор войны и выкурим трубку Мира!". Понятно, что на самом деле в таких случаях ни одна из враждующих сторон не собиралась закапывать томагавк в землю. Просто фразой: "закопаем топор войны" сообщалось о краткосрочном или долговременном перемирии. Но одно только упоминание земли в данном контексте откровенно повествует о том, что окончание войны все без исключения индейцы связывали с почтенным Духом Земли и принесении ему в жертву оружия. Правда, и о начале войн они объявляли только после молитв духам. Особые ритуалы благодарения индейцы выполняли после рождения детей и во время похорон своих соплеменников, перед началом сбора урожая. Ну, а без молитвы, во имя души убитого животного, не проходила ни одна охота. Так что не нужно инсинуаций типа: индейцы жили одной лишь войной. Наиболее воинственным считались племена Ирокезов и Нез-Персе. Остальные же индейские племена вполне мирно сосуществовали друг с другом.
В каждом племени только старшие и наиболее опытные люди имели первое право голоса. Они могли сидеть на почетном месте у огня и закуривать трубку раньше остальных. Жилища -- типи или вигвамы -- разделялись на две половины. В одной крутились вокруг пищи женщины, в другой, колдуя над оружием, соответственно -- мужчины. Те и другие, в свою очередь, "варились" в обществе по так называемому закону старшинства. Все гордились своим народом, в подтверждении чего называли себя просто людьми. А ведь многие до сих пор считают, что индейцы называли друг друга индейцами, что, кстати, совершеннейшее заблуждение. Как и большинство народов земли, индейцы ожидали прихода помазанника божьего. То есть, мессии. Удивительно, но помазанник в понимании индейцев должен был явиться им в образе высокого белого человека. Именно поэтому аборигены приняли завоевателей за богов и позволили им жить на своих исконных землях. Индейцы говорили: "Земля общая, ее очень много. Хватит всем!..".
Мифология североамериканских индейцев сложна, многогранна и крайне необычна. Такая практика сложилась потому, что люди неустанно искали себе союзников. К этому их подталкивала сама жизнь и окружающая действительность. Проводниками же в сакральный мир считались шаманы, вожди и старейшины племен. Они были мудрее, опытнее и умели говорить с духами. Опытные мастера магических слов - шаманы молили духов о дожде или солнце, и силы природы подчинялись им. Пожившие долгие годы старейшины учили молодых индейцев всему, что умели сами - племя приумножалось и процветало. Сильные же и ловкие вожди, хорошо знающие военную тактику и знакомые с манерами речи, начинали или прекращали войны, то есть, делали практически все, чтобы племя продолжало жить дальше.

АТАЕНТСИК (АВЕНХАИ)
В племени ирокезов так величали прабабку всех сверхъестественных существ, упавшую буквально на голову индейцам из Верхнего Мира.

АТОТАРХО (ТОДОДАХО)
Это имя принадлежало одному из вождей лиги ирокезов, а так же хранителю священного огня.

АХАЙЮТА
В мифологии индейского племени Зуни -- дети воды и солнца, защищающие людей от невзгод и смерти.

АХСОННУТЛИ (ЭСТСАНАТЛЕИ)
В мифологии индейцев племени Навахо -- чаще бирюзовая, но иногда -- женщина всех племен. Индейцы представляли ее себе красивой молодой и пышущей жизнью женщиной. Считалась верховным божеством, олицетворяющим большие и малые изменения в природе и сотворившем небесный свод. Особенно почиталась за то, что подарила людям дневной свет.

ВЕРХНИЙ МИР
Недостижимое для людей священное обиталище самых первых животных. В их число входили:
бобры;
ондатры;
выдры;
черепахи;
По легенде ондатра выскочила из воды на панцирь большой черепахи и выплюнула на него изо рта ил, из которого впоследствии образовалась значительная часть суши.

ВИНДИГО
Индейцы племени Оджибва верили, что человек, хотя бы единожды вкусивший человеческого мяса, необратимо становится Виндиго, которого все люди этого племени представляли себе в образе грозного великана-людоеда.

ДСОНОКВА, КАЛИ-АХТ, ИШКУС
Имен у этого сверхъестественно существа несколько: у индейцев племени Квакиутль он, вернее, она - Дсоноква, у Сасквачеван - Кали-Ахт; а у Маках -Ишкус. Но, не смотря на различие имен, у всех этих мифологических персонажей единый образ. И Дсоноква, и Кали-Ахт, и Ишкус - одно и то же мифическое лицо - гигантская людоедка с крепкими когтями ярко-медного оттенка. Индейцы верили, что, как только сгущаются сумерки, она появляется из пепла и начинает бродить по лесам с большой корзиной за спиной - не позавидуешь путнику, по глупости заблудившемуся в лесу. Дсоноква таких ротозеев выслеживает, хватает, бросает в свою корзину и уносит в непроходимую чащу. Еще она может заманивать путников в болота. Дсоноква в таких случаях тихонько посвистывает, и человеку кажется, что он слышит никакой не свист, а пение девушки. Тут-то его и поджидает трясина. Но если это адское создание застать врасплох за поеданием человеческого мяса, то на нее упадет невидимая сеть. И как только это произойдет, человек должен немедленно поджечь Дснокву. Она превратиться в пепел и развеется по ветру тучей москитов. Смельчаки же могут попытаться выудить из Дсноквы тайны ее несметных богатств.

ЗЛЫЕ МАНИТУ
Представители индейского племени Навахо видели в этом сверхъестественном существе -- относится в пантеону старших богов -- гигантского водяного змея с короной из рогов на затылке. В отличие от большинства духов, Злые Маниту иногда проявляли значительную благосклонность к людям.

ИКТОМИ
Индейцы Северной Америки свято верили, что войны и раздоры случаются между людьми благодаря ненависти к ним сверхъестественного существа по имени Иктоми. Но с другой стороны, ежели бы в индейской мифологии не существовал этот дух, то люди вряд ли бы когда научились говорить. В этом кроется явная и, пожалуй, единственная заслуга злобного духа Иктоми перед индейцами.

ИТХАКВА
Наверняка многие видели фотоснимки, на которых запечатлены люди, замерзшие от холода. Ежели бы их удалось увидеть коренному жителю Северной Америки того времени, то он обязательно связал бы такие жуткие смерти с проделками злого демона Итхаква. Искаженное лицо, агония в глазах и иней на коже -- явный признак поцелуя этого сверхъестественного существа. Во многих легендах североамериканских индейцев есть масса описаний подобных смертей, и все они без исключения связаны с Итхаква. На общем фоне особенно выделяются племена:
Чукчей;
Юпик;
Эскимосов;
Инуитов;
Алеутов;
Ингалик;
Колиханчуков;
Коюконов;
Колчан;
Тонаина;
Ахтна;
Кутчинов;
Хайр;
Хан;
Индейский народный фольклор одарил демона Итхаква и другими, не менее звучными, именами. Итхаква, он же -- Бог Белого Забвения, Бог Белой Тишины и Бегущий Ветер. Но, вообще же, Итхаква -- грозный дух, поедающий людей. Индейцы верили, что этот демон управляет холодом и снежными бурями. Поэтому никто из них не рисковал выходить из вигвам, когда дул пронизывающий ветер и крепчал по-особенному жестоко мороз.

ЙЕЛЬ
Ворон Йель в индейской мифологии -- творец-зооморф. Очень популярный фольклорный персонаж. Имел ярко выраженные черты плута, с заключенными в них признаки комизма и демонизма, причем, одновременно. Йель в этом плане сильно напоминает скандинавского Локи.

КОКОПЕЛЛИ
В мифологии индейцев Северной Америки -- задиристое и шаловливое, хитрое и в то же время -- простодушное сверхъестественное существо. Индейцы верили, что с появлением Кокопелли всегда приходит весна.

МАНАБОЗО, МИЧАБО, НА-НА-БУШ, ГЛУСКЭП
Манабозо по легендам индейцев племени Алгонкинов - создатель всего сущего, то есть, Всего Мира. Носил, в зависимости от обстоятельств, несколько имен. Трикстер, непременно ассоциирующийся с духом Великого Зайца. Герой и создатель зачатков культуры в индейских племенах. По легенде его родила простая женщина-алгонкинка. Однажды она прогуливалась на берегу реки и почувствовала, как поднимается шквалистый ветер. Женщина уже, было, засобиралась бежать, но громкий голос сказал, обращаясь к ней: "Роди мне сына и ты останешься в живых!". Так от смертной женщины и ветра появился на свет дух, имеющий сразу несколько имен: Манабозо, Мичабо, На-На-Буш и Глускэп. Мальчик рос, постепенно мужал. А когда прошла его инициация, отправился он по свету в поисках приключений. Ходил долго, многое повидал и набрался ума-разума. Однажды судьба свела его в поединке с отцом -- Шквалистым Ветром. Манабозо был ранен, потерял много крови и едва выжил. Но отца своего все-таки умудрился победить -- время долгих странствий даром не прошло. А когда Вечный Кит решил убить всех людей и похитил у них солнце, то Манабозо убил и его. Хотя, сам-то едва не отправился к праотцам. Спасши людей от Вечной Темноты, Манабозо уберег их от Большого Потопа, который предсмертным заклинанием наслал на людей Вечный Кит, уже в тот момент, испускающий дух. После свершения подвигов Манабозо вернулся в свое племя и научил людей всяким ремеслам, письму, колдовству и доселе известному лишь богам знахарскому искусству. В конце жизни Манабозо поселился на небольшом островке посреди реки.

МАХЕО (СТАРИК, АСЕН, АВОНАВИЛОНА, ТАРОНХАЙАВАГОН, ЭСОГЕТУ ЭМИССИ)
В индейской мифологии -- верховное божество, носящее множество имен. Ежели абстрагироваться от того времени, то легко приравнять Махео к привычному нам Демиургу.

МАНИТУ
Маниту обычно -- духи-покровители людей и наделяющие последних магическими знаниями. Индейцы верили, что Маниту живут везде -- на, под и над землей. В них сосредоточена власть и магическая сила, благодаря которой можно изгонять прочь из этого мира даже саму смерть.

MACAУ-У
Масау-у в верованиях индейцев Северной Америки -- защитник и покровители людей. Масау-у приписывается создание так называемых "Путеводных табличек". Это существо однажды спустилось с небес на землю и подарило их старейшинам некоторых племен. На табличках, ежели верить в легенды, изображены четкие пути каждого индейского рода. Именно из-за сакрализма эти таблички Масау-у подарил только избранным, а не всем людям.

МАТЬ-КУКУРУЗА И ОТЕЦ-НЕБО
Мать-Кукурузу и Отца-Небо индейцы считали пращурами современных людей. Только благодаря таким родителям человек когда-то смог сделать свой первый шаг.

НЕСАРУ
Несару в верованиях индейцев Северной Америки -- Великий Небесный Дух, Великая Тайна и Владыка всего сущего. Когда-то Несару одним мановением руки создал двух братьев-близнецов. Первого нарек он именем Человека-Волка, второго же назвал просто -- Счастливый Человек. Когда братья подросли, то увидели на озере селезня. И повелели они ему поднять со дна озера немного ила. Утка нырнула и вскоре вынесла из глубин то, что просили братья. Человек-Волк взял часть ила и создал из него Великие Равнины. Брат его -- Счастливый
Человек из своей части ила возвел горы и холмы. Известно, что растения и животные на земле согласно индейским верованиям появились от совокупления подземных пауков. А научили их размножаться те же самые братья-близнецы. Но кроме флоры и фауны от пауков родились еще и злые великаны. Когда Несару прознал об их существовании, то немедленно обрушил на землю тонны священной воды -- Великий Потоп.

ОРЕНДА
Оренда в племени Ирокезов наиболее почитаемый дух. От одной из производных имени этого божества произошли сакральные слова, знакомые нам под видом колдовских заклинаний.

ПАУЧИХА
От этого сверхъестественного существа появились на свет: создатель скал -- Пакангхойя и прародитель музыки -- Пологнохойя.

ПОШЕЙАНКАЯ
Этому персонажу в мифологии североамериканских индейцев отведена роль спасителя первых людей. Именно он помог людям выбраться на поверхность из-под земли.

СОТУКНАНГ
Индейцы считали Сотункнанга первым товарищем и помощником бога Тайова. Он создал из трех стихий -- воды, земли и воздуха -- паучиху Кокъянгвиити.

ТАВИСКАРОН
В индейской мифологии существовало два великих творца природы. Первого звали Иоскеха, второго -- Тавискарон. Иоскеха управлял солнцем, теплом и всем тем, что ассоциировалось у индейцев с приходом весны. В противоположность Иоскеха, дух Тавискарон считался богом зимы, мрака и холода.

ТАЙОВА
Если верить индейцам, то мир, в котором мы с вами имеем счастье жить -- четвертый по-счету. Первый -- со своими сушей, океаном, живой и неживой природой, людьми -- назывался лаконичным словом -- Топеха. Этот мир за непослушание многие лета назад был уничтожен его же создателем -- Тайова. Два последующий так же были уничтожены. Наш, как упоминалось выше, -- уже четвертый...

ТАЙ-МЕ
Этим словом называется особого рода фетиш, почитаемый во всех племенах.

ТОПЕЛА
Первый мир, созданный и впоследствии разрушенный, богом Тайова.

ТСООНА
В индейском фольклоре человек, ставший -- за науку о возведении домов -- еще при жизни святым.

ТУВАГАЧИ
Индейцы верили, что если земля перестанет существовать, то Тайова воссоздаст его из пепла и назовет миром Тувагачи.

УАЛАМ-ОЛУМ, ВАЛАМ-ОЛУМ
На языке племени делаваров так звучит название эпоса "Красная зарубка" . Создан он был приблизительно в XVII веке, а исполнен на древесной коре.

ХАДУИГОНА
Согласно ирокезской мифологии -- злобный горбатый великан, покровительствующий неизлечимым болезням и смерти. Когда-то сражался с божеством по имени Таронхайавагон и проиграл ему. По поверьям ирокезов, человек, надевший маску Хадуигона, при определенных обстоятельствах может обмануть смерть.

В мифологии индейцев Центральной Америки божество, вобравшее в себя черты многих древнейших богов; в историческое время - главный бог племён науа и майя.
Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов; его эпитеты: "враг", "капризный владыка", "сердце гор", "сеятель разногласий" и др.

В ипостаси Иоалла-Ээкатль Тецкатлипока странствует ночью по улицам, разыскивая преступников, как Ицтли - олицетворяет жертвенный нож, как Чальчиутотолин - кровь жертвы, в ипостаси Иицтлаколиуки Тецкатлипока - звёздный бог холода, льда и наказаний, как Несауалпилли - покровитель банкетов, как Тельпочтли - повелитель школ мальчиков, как Некокиаотль - бог-воин, в последней ипостаси Тецкатлипока первым прибывал на праздники, когда боги собирались на земле.
Знаком его прибытия на праздник считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма. Самой древней ипостасью Тецкатлипоки был Тепейолотль ("сердце гор") - ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо.

В ацтекских мифахТецкатлипока часто выступает как противник или соперник Кецалькоатля и как двойник и сотоварищ Уитцилопочтли в их деяниях. По представлениям ацтеков, Тецкатлипока олицетворял зиму, север, ночное небо, покрытое звёздами, поэтому он изображался с чёрным лицом, покрытым жёлтыми поперечными полосами, или в виде своего духа-двойника ягуара (уподобление пятнистого меха звёздному небу).

По некоторым мифам, Тецкатлипока превращается в Полярную звезду, чтобы добыть огонь; он становится созвездием Большой Медведицы. В тропиках это созвездие стоит в зените, поэтому жители Мезоамерики воспринимали его как изображение одноногого человека и часто изображали с оторванной ногой.

Сопутствующим опознавательным символом Тецкатлипоки является зеркало с отходящим от него завитком дыма (отсюда его имя), укреплённое или на виске или на обрубке ноги; в нём он мог видеть всё, что происходит на свете. Этому же служит и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, которую он держит в руках, через неё Тецкатлипока видит всё сокрытое и тайное.

Другим отличительным признаком Тецкатлипоки является круглое кожаное кольцо (символ вечности), висящее на жёлтой ленте на груди. Такое же кольцо есть и у трёх его братьев: Кетцалькоатля, Уитцилопочтли и Шипе-Тотека. У ацтеков возник и светлый двойник Тецкатлипоки - красный Тецкатлипока (синкретизация с богом Шипе-Тотеком).

Тецкатлипока считался как благодетельным, так и зловредным божеством: он был богом - творцом мира и его разрушителем, глазом, видящем всё в ночи, судьёй и мстителем за всё злое, всезнающим и вездесущим, беспощадным, полным неожиданностей.
Его эпитеты: "тот, кто распоряжается по своему усмотрению", "тот, рабами которого мы все являемся". Он мог дать счастливую жизнь и благополучие, но часто обижался и становился злым разрушителем. Так, например, он поступил с тольтеками.

Чтобы испытать мужество молодых воинов, Тецкатлипока принимал ночью причудливый облик и вызывал их на бой. Воин, победивший Тецкатлипоку, получал в качестве выкупа несколько шипов агавы, предвещавших количество пленников, которых он захватит в ближайшей битве. Особо страшным обликом Тецкатлипоки считалось тело без головы, с двумя дверцами в груди, которые то открывались, то закрывались, издавая звук, похожий на стук топора по дереву. Фигурки Тецкатлипоки в этом облике были найдены в Теотиуакане.

Тецкатлипока, вероятно, в основе был хтоническим богом подземных сил, вулканов и обсидиана. С появлением племён науа он сливается с божеством звёздного неба, севера и холода, отсюда он - старое солнце первой эры. Тецкатлипока вместе с Кетцалькоатлем разделяет Сипактли на небо и землю и становится богом-творцом.

Тецкатлипока широко почитался, ему приносилось много жертв. У ацтеков каждый год избирался имперсонатор Тецкатлипоки - красивый юноша, не имевший физических недостатков. С имперсонатором обращались как с божеством, удовлетворяя любые его желания, по прошествии года его торжественно приносили в жертву.

Кецалькоатль.

Мифология Месоамерики, в том виде, в каком она сложилась к XVI в. (когда сюда прибыли европейцы), явилась результатом сложного синтеза нескольких, последовательно сменявших друг друга индейских культур. Первой высокоразвитой цивилизацией Центральной Америки считается цивилизация ольмеков, существовавшая в долине Мехико в XV-IV вв. до Р.Х. Все основные божества у них имели ягуароподобный облик, и именно ольмеки положили начало необычайно широкому распространению у индейцев Месоамерики культа ягуара. Тогда же сложились представления о некоторых других важных божествах, игравших огромную роль в позднейшие времена. Так ольмеки почитали Кецалькоатля (первые изображения этого популярного бога относятся к VIII в. до Р.Х.) и верили, что именно он принес им культуру маиса.

Во II в. до Р.Х. ольмеков сменяют сапотеки. Расцвет их цивилизации падает на первые века новой эры. Согласно мифам сапотеков, начало всем вещам дала универсальная божественная пара Косаана и Уичаана. При этом Косаана соотносилась с солнцем и небом, а Уичаана - с землей и водой. Большим почитание пользовался бог дождя и молнии Косихо-Питао (ему приносили человеческие жертвы, чаще детей, а изображали в уродливой маске, с широким ртом и раздвоенным языком). Также почитались бог кукурузы Питао-Кособи. (божество с хоботообразным носом; его символом служил початок кукурузы) и бог земледелия Питао-Шоо (его представляли в виде атланта, который держит на плечах небо).

В тоже время на территорию Месоамерики с севера проникли кочевые племена науа. Главным их центром был город Теотиукан, основанный в конце I в. нашей эры. (В годы расцвета число его жителей достигало 200 тыс. чел.; не позднее II в. здесь был сооружен гигантский храм-пирамида Солнца с длиной основания 210 м и высотой около 70 м; в VII в. город погиб, разрушенный завоевателями-тольтеками). Науа принесли в Центральную Америку культ божественного гермафродита Ометеотля и культ бога дождя Тлалока, о которых будет рассказано дальше.

В VII в. в долину Мехико переселились тольтеки. Их столицей стал город Толлан. Религиозные представления тольтеков послужили основой для всех позднейших мифологических систем. Верховным богом тольтеки признавали Тонакатекутли. Он и его жена Тонакасиуатль считались творцами мира. Они создали четырех сыновей: красного Тескатлипоку, черного Тескатлипоку, Кацалькоатля и Уицилопочтли. Кецалькоатль и Тескатлипока доставили с небес богиню земли Тлальтекутли, полную «во всех своих суставах головами и ртами, которыми она кусалась как дикий зверь, и прежде чем они спустились, уже была создана вода, которую неизвестно кто создал». Из тела богини братья сделали землю, из ее волос – деревья, цветы и травы, из глаз – колодцы, из рта – реки, из носа – долины гор, из плеч – горы. Затем был создан огонь и половина солнца. Наконец Кецалькоатль и Уицилопочтли сотворили человеческую пару, приказав мужчине пахать, а женщине – прясть и ткать. А когда боги увидели, что половины солнца недостаточно для освещения земли, тогда Тескатлипока сам стал солнцем, которое являлось солнцем первого мирового периода.

КЕЦАЛЬКОАТЛЬ. Самое популярное и знаменитое божество индейцев Центральной Америки. Первые его изображения датируются серединой I тыс. до Р.Х. В древности Кецалькоатль почитался ольмеками, затем играл видную роль в мифологии тольтеков, миштеков и ацтеков. Майя почитали его под именем Кукулькана. Имя Кецалькоатля переводят по-разному: «Пернатый змей», «Змей, покрытый зелеными перьями», «Птицезмей». (Слово «коатль» двусложное: «ко» означает змею, «атль» – воду; аллегорически имя бога должно провозглашать единство воздуха, земли и воды). В мифологии тольтеков Кецалькоатль - бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, покровитель жречества и науки, правитель чудесного города Толлана. Его эпитетами были Эекатль (бог ветра), Шолотль (божество близнецов и чудовищ), Тлауискальпантекутли (божество Утренней звезды, то есть Венеры). Обычно Кецалькоатля изображали в виде бородатого человека в маске с огромными губами, или в виде змеи, покрытой перьями.
Особое значение в религии тольтеков играл культ Кецалькоатля, заимствованный ими у древних обитателей Месоамерики. В немалой степени его популярности способствовал один из верховных жрецов, живший где-то в IX в. и принявший имя бога. Предполагается, что жрец Кецалькоатль был незаурядным мыслителем и постарался создать более или менее завершенную религиозную систему единобожия. Суть ее очерчена в одном из тольтекских гимнов:
У них был лишь один бог,
И они считали его единственным,
Они взывали к нему,
Они молили его;
Его имя было Кецалькоатль.
Верховный хранитель их бога,
Его жрец –
Его имя тоже было Кецалькоатль…
Он говорил им, он проповедовал им:
«Один этот бог,
Его имя – Кецалькоатль.
Ничего не требует он,
Кроме змей, кроме бабочек,
Чтобы ты приносил ему,
Чтобы ты жертвовал ему».
Из последних строчек видно, что в новом культе от реальных человеческих жертв предполагалось перейти к символическим. В период правления этого верховного духовного и светского владыки тольтеки процветали, богатства их преумножались, росли их города, храмы. Продукты питания покупались за бесценок. Согласно легенде, так продолжалось до тех пор, пока жрец Кецалькоатль не стал старым и немощным. Тогда к нему явились колдуны, требуя возродить ритуальные жертвоприношения людей. Он отказался. Чтобы принудить его, колдуны обратили свои злые чары на его подданных. Тольтеки начали болеть и умирать. А верховному жрецу они дали выпить дурманящее зелье, от которого он стал совершать глупые и грешные поступки…
Эти события нашли свое отражение в мифах. Они повествуют, что добрый бог Кецалькоатль правил чудесным городом Толланом, который изображается как место изобилия и красоты: там росли самые огромные початки маиса, цветной хлопок и другие диковинные растения, стояли дворцы из бирюзы, нефрита и перьев кецаля. Но однажды в Толлан явился соперник Кецалькоатля – его брат Тескатлипока. Он убедил Кецалькоатля отведать октли – опьяняющий напиток из сока агавы. Пьяный Кецалькоатль совершил грех со своей сестрой. Протрезвившись, он понял, что потерял чистоту, и ушел в добровольное изгнание в страну Востока, где его тело было сожжено. А Тескатлипока наслал на Толлан многочисленные бедствия. Существовал и другой миф, согласно которому Кецалькоатль не умер, а удалился на плоте из змей в восточную заморскую страну Тлилан-Тлапаллан, обещав через некоторое время вернуться из-за океана.

Мифологическая история в данном случае оказалась удивительным образом переплетенной с реальной. В Х в. город Толлан (не небесный, а земной) был опустошен чумой и голодом. Большая часть тольтеков после этого переселилась на полуостров Юкатан, в земли майя. На их место пришли племена миштеков, также создавших высокую культуру. В XIII в. с севера вторглись ацтеки. (Их столицей стал, основанный в 1325 г. город Теночтитлан). В первой половине XV в., после упорных войн, ацтеки завоевали всю долину Мехико. Победители усвоили мифологию своих предшественников, и в том числе переняли их миф о Кецалькоатле. Когда в начале XVI в. с востока приплыли суда испанских конкистадоров, ацтеки, сохранившие древнюю веру, приняли их предводителя - бородатого Кортеса – за возвратившегося Кецалькоатля. Вследствие этого захватчикам поначалу не было оказано никакого сопротивления. Но, увы, - вместо ожидавшегося возрождения и процветания империю ацтеков ждало разорение и разрушение, а ее жителям довелось испытать болезни, массовые убийства, вымирание и упадок культуры.

Долина Мехико была не единственным очагом цивилизации в Месоамерике. Другим важным центром культуры стал полуостров Юкатан, заселенный в конце IV в. до Р.Х. племенами майя. Еще до новой эры на юге полуострова возникли богатые и многолюдные города. Самый знаменитый из них – Паленке, расцвет которого пришелся на VII – VIII вв. (В то время здесь было построено несколько замечательных храмов, отличавшихся особым изяществом и совершенством). Божественный пантеон майя был очень обилен и сложен. Большую роль в нем по традиции играли боги-ягуары, а главным небесным божеством считался владыка мира Ицамна.

ИЦАМНА. Очень древнее и глубоко почитаемое божество в мифологии майя. Его символом служила игуана. Считалось, что голова Ицамны образует землю, а туловище – небесный свод. Часто его изображали в виде небесного дракона, соединяющего в себе черты рептилии, птицы и ягуара. В человеческом облике его представляли в образе старика с беззубым ртом и морщинистым лицом. Ицамна олицетворял собой полезные и вредные дожди, а также почвенное плодородие. Его считали творцом мира, создателем письменности и основателем жречества. Изображениями Ицамны пронизано все искусство майя I –XIII вв.

ИШ-ЧЕЛЬ.В мифологии майя богиня Луны. Считалась женой Ицамны. Покровительствовала ткачеству, медицине и деторождению. В жертву ей приносили самых красивых девушек.

К сожалению, расцвет культуры майя оказался непродолжительным. В Х в. их страна подверглась нападению пришедших с севера тольтеков, во главе с энергичным предводителем Топильцином Кецалькоатлем. Под ударами тольтеков один за другим пали некогда цветущие города Копан, Ушмаль, Паленке, Тикаль. Бывшие хозяева этой земли, майя, частью покинули ее и ушли в иные места, частью попали в подчинение к завоевателям. Многие города опустели и заросли джунглями. В X –XIII в. центром страны майя сделался город Чичен-Ица, где утвердилась правящая династия тольтеков. Завоеватели принесли на Юкатан культ Кецалькоатля. На языке майя имя этого бога стало звучать как Кукулькан. Ему был посвящен главный и самый величественный храм Чичен-Ицы.

КУКУЛЬКАН. Один из самых сложных мифологических образов в пантеоне майя. К XVI в. в нем слились легенды об историческом лице – предводителе тольтеков (вторгшихся в Х в. на Юкатан), который считал себя имперсонатором Кецалькоатля, и тольтекские представления об этом божестве. Кукулькан почитался как бог ветра, податель дождей, бог планеты Венера. Изображался в виде змея с человеческой головой.

Впрочем, владычество тольтеков на Юкатане оказалось непродолжительным. В 1194 г. правитель города Майяпана по имени Хунак Кеель нанес тольтекам поражение и подверг Чичен-Ицу жестокому разгрому. Вскоре возникла новая централизованная держава с центром в Майяпане, просуществовавшая около двухсот лет. В 1441 г. она развалилась, а в 1485 г. Майяпан был заброшен жителями. К моменту прихода испанцев цивилизация майя находилась уже в глубоком упадке.

Окончательное оформление и завершение религиозные представления индейцев Центральной Америки нашли в мифологии ацтеков. Основной ее мотив – это вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти). Мир, считали ацтеки, находится в состоянии неустойчивого равновесия, и для того, что бы космический порядок не нарушился, люди должны постоянно поддерживать божества и питать их человеческой кровью. Иначе – боги погибнут, а смерть богов означает всемирную катастрофу. И прежде в американских культах практиковались человеческие жертвоприношения (особенно у тольтеков), но у ацтеков они приняли необычайно широкие масштабы. Храмы их были поистине залиты человеческой кровью. Например, женщинам отсекали головы в осенние праздники, посвященные богине-Матери. Детей приносили в жертву богу дождя и плодородия Тлалоку. Мужчин убивали особенно часто. Ради богов жрецы истязали ее только обреченных на жертву, но и самих себя.

Ацтеки поклонялись огромному количеству богов, и пантеон их был очень обширен. Его возглавляли бог-творец Ометекутли, а также Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль, которые были его воплощениями.

ОМЕТЕКУТЛИ. Один из наиболее великих, древних и загадочных богов. У племен науа он почитался под именем бога-гермафродита Ометеотля. В гимне, посвященном ему, сказано:
Мать богов, отец богов, старый бог,
Распростертый в центре земли,
Заключенный в бирюзовую темницу.
Тот, который находился в водах цвета голубой птицы,
Тот, который скрыт облаками.
Старый бог, который живет среди теней из мира мертвых,
Господин огня и года.

В другом тексте содержится намек на то, что учение об этом боге разрабатывалось жрецом Кецалькоатлем:

И рассказывают, и говорят,
Что Кецалькоатль, взывая, делал своим богом
Нечто в глубине неба.
К той, у которой юбка из звезд, к тому,
Кто заставляет светиться вещи.
Госпожа нашей плоти, Господин нашей плоти;
Та, которая одета в черное,
Тот, который одет в красное;
Та, которая поддерживает землю,
Тот, который покрывает ее хлопком.
И туда обращал он свои призывы, как было известно,
По направлению к месту дуальности, месту
Девяти перекладин, из которых состоит небо…

Двойственная основа мира, соединение в верховном боге и женского, и мужского начала, позволяют предполагать дальнейшее порождение новых сущностей, новых богов. В данном тексте говорится о девяти небесах, но чаще всего их насчитывалось тринадцать, и на последнем находился владыка мира Ометекутли. У ацтеков главным его воплощением считались Тонакатекутли («Владыка нашего существования»), имевший жену Тонакасиуатль, которые являлись и творцами мира и первопредками людей.

Но главную роль играли не они, а четыре их сына: Уицилопочтли, Тескатлипока, Кецалькоатль и Шипе-Тотек. Согласно мифам ацтеков, Вселенная была создана Тескатлипокой на пару с Кецалькоатлем и прошла через четыре эпохи развития. Первая эра («Четыре ягуар»), в которой верховным божеством в образе солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре («Четыре ветер») солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим солнцем стал бог небесных стихий Тлалок, и его эра («Четыре дождь») закончилась всемирным пожаром. В четвертой эре («Четыре вода») солнцем была богиня Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра («Четыре землетрясение») с богом солнца Тонатиу также должна закончиться страшными катаклизмами.

О происхождении солнца у ацтеков имелось много мифов, наиболее распространенным был следующий. В начале настоящей пятой эры боги собрались, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костер, куда должен был броситься избранный, но все боялись страшного жара. Наконец Нанауатль, страдавший от страшной болезни, кинулся в пламя, где начал «потрескивать, как жарящееся на угольях мясо». За ним последовал Теккистекатль, трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костер, но отступавший от невыносимого жара. Нанауатль стал солнцем – богом Тонатиу, Теккистекатль – луной – богом Мецтли. Первое время луна светила так же ярко, как солнце, пока один из раздраженных этим богов не бросил в нее кроликом.

ТЕСКАТЛИПОКА. В переводе имя этого бога означает «Дымящееся зеркало». Его атрибутами были зеркало, в котором он мог наблюдать все, что происходит на свете, и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, через которое он мог видеть все сокрытое и тайное. Тескатлипока считался как благодетельным, так и зловредным божеством: он был одновременно и творцом мира и его разрушителем, глазом, видящим все в ночи, судией и мстителем за все злое, всезнающим и вездесущим, беспощадным и полным неожиданностей. Полагают, что первоначально Тескатлипока почитался как божество подземной стихии, вулканов и землетрясений, а также вулканического стекла (обсидиана), из которого изготовлялись ритуальные ножи для заклания жертв (ими производился глубокий разрез на груди обреченного, после чего жрец вынимал пульсирующее сердце, подносил его к своим губам и показывал Солнцу). Позже Тескатлипока выступает как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов и жрецов. Он также олицетворял зиму и север, ночное небо. Его изображали с черным лицом, покрытым желтыми поперечными полосами и называли «врагом», «капризным владыкой», «сеятелем разногласий». В мифах тольтеков и ацтеков Тескатлипока часто выступает противником или соперником Кецалькоатля и сотоварищем Уицилопочтли. Олицетворением бога становился наиболее совершенный, красивый юноша, который в течение года считался воплощением Тескатлипоки, но потом торжественно приносился в жертву.

ШИПЕ-ТОТЕК. Древнее божество Месоамерики. У тольтеков он считался красной ипостасью Тескатлипоки. Был связан с весенним обновлением природы, праздником урожая и дурманящем напитком октли. Кроме того почитался как покровитель золотых дел мастеров. Чаще всего Шипе-Тотека изображали в куртке из содранной человеческой кожи, зашнурованной на спине. На тожествах в честь него жрецы облачались в кожи, содранных с принесенных в жертву людей и торжественно танцевали вместе с воинами, захватившими пленных.

УИЦИЛОПОЧТЛИ. Древнее божество Месоамерики. Считался олицетворением голубого ясного неба, но иногда выступал как солнечное божество. В честь него ацтеки два раза в год устраивали пышные празднества, на которых приносили человеческие жертвы и после религиозных церемоний съедали огромное изображение Уицилопочтли, изготовленное из теста с медом.

ТЛАЛОК. В мифологии ацтеков бог небесных стихий, дождя, грома и молнии, который одновременно повелевал всеми съедобными растениями. Помимо главного небесного божества предполагалось множество других – мелких, местных тлалоков. Обиталищем Тлалока были горные вершины и небо над Мексиканским заливом – то пространство, где рождаются облака. Считалось, что в четырех углах его жилища находятся огромные кувшины, в которых он держит благодатные дожди, губительные ливни, засуху и болезни растений. Хотя по природе Тлалок был благодетельным божеством, в его власти находились наводнения, заморозки, засухи, удары молний. Обычно его изображали с глазами совы и клыками ягуара. Атрибутом Тлалока служил змееподобный посох, усеянный зубами – символ молнии. Возможно, одной из главных резиденций этого бога была гора близ города Теночтитлана, носившая его имя. Там была воздвигнута большая статуя Тлалока с углублением в голове, куда в процессе ритуальных церемоний складывали семена всех съедобных растений. Обряды в его честь совершались на глубоких омутах озера Тескоко. Поскольку культ Тлалока был необычайно популярен, сохранилось множество его изображений.

ЧАЛЬЧИУТЛИКУЭ.В мифологии ацтеков богиня пресной воды, озер, морей и рек, жена Тлалока, мать звезд. Изображалась в виде молодой женщины, сидящей среди водного потока, в головном уборе из синих и белых лент. Ее считали покровительницей путешествующих по воде.

ТОНАТИУ. В мифологии ацтеков бог солнца. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета, пламенными волосами и с солнечным диском за спиной. Считалось, что для поддержания своих сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождается душами принесенных в жертву воинов. Символом Тонатиу служил орел. Его культ был одним из самых важных в ацтекском обществе.

Для того, чтобы создать современных людей Кецалькоатль спустился в девятую преисподнюю за костями умерших в прежние эпохи. Зная, что бог мертвых Миктлантекутли недоверчив и склонен к обману, Кецалькоатль, получив просимое, бросился бежать. Впопыхах он споткнулся, упал на кости, переломал их и с трудом ускользнул из Преисподней. Окропив кости своей кровью, Кецалькоатль создал людей, но так как сломанные кости были разных размеров, то мужчины и женщины различаются по росту. Он же, обернувшись черным муравьем, достал зерно кукурузы, благодаря которой люди могли питаться, расти и набираться сил.

МИКТЛАНТЕКУТЛИ. В мифологии ацтеков бог подземного мира и преисподней. Изображался в виде скелета или человеком с черепом вместо головы. Его спутниками считались летучая мышь, паук и сова.

ШИЧИКЕЦАЛЬ. В мифологии ацтеков богиня любви, плодородия, цветов, беременности, домашних дел. Обычно изображалась в виде молодой женщины с двумя косами или двумя пучками перьев. Ее считали женой многих богов, в том числе Тлалока.

ТЛАСОЛЬТЕОТЛЬ. Очень древнее и глубоко почитаемое божество. Имя этой богини переводится как «Пожирательница нечистот». В мифах ацтеков она выступает в разных ипостасях: богини земли и плодородия, сексуальных грехов и покаяния, владычицы ночи и прародительницы. Считалось, что, пожирая грязь, Тласольтеотль освобождает человечество от прегрешений. Ее символами служили метла или человек, поглощающий экскременты. На празднестве в честь Тласольтеотль убивали девушку, из ее кожи изготавливали накидку, которую набрасывал на себя жрец. Затем следовало символическое соединение богини с Уицилопочтли, выступавшем в этом ритуале как олицетворением Солнца

Древняя исчезнувшая цивилизация майя оставила потомкам большое количество загадок и тайн. Эти племена, имевшие обширные познания в астрономии, математике и космологии, относились к наиболее развитым на всем южноамериканском континенте. Но при этом они активно практиковали человеческие жертвоприношения, а боги майя до сих представляются ученым чрезвычайно запутанной системой верований и представлений о мироздании. К сожалению, многие письменные источники того времени были безжалостно уничтожены конкистадорами. Поэтому имена богов майя дошли до исследователей в неполном варианте, многие из них за долгие десятилетия подверглись серьезным изменениям со стороны католических священников. А другие канули в Лету, так и не раскрыв ученым своего секрета. Несмотря на это боги ацтеков и майя, а также культы их восхваления продолжают тщательно изучаться и удивляют исследователей своей многогранностью.

Мир в представлении южноамериканских индейцев

Прежде чем перейти к рассмотрению пантеона этих народов, необходимо понять, каким образом складывались их представления об окружающем мире. Ведь боги ацтеков и майя явились прямым следствием космологии индейцев.

Большой трудностью для ученых, которые изучают жизнь майя, является огромное количество богов и их взаимосвязь с себе подобными и обычными людьми. Майя наделяли божественной силой не только природные явления, но и небесные светила, различные сельскохозяйственные культуры и животных.

Южноамериканские индейцы представляли мир как четырехугольную плоскость, по краям которой стояли деревья, символизирующие стороны света. Каждое из них имело свой собственный цвет, а в центре находилось самое главное дерево зеленого цвета. Оно проникало во все миры и связывало их между собой. Майя утверждали, что небеса состоят из тринадцати различных миров, каждый из которых населен своими божествами и имеет верховного бога. Подземные сферы тоже, по мнению представителей древней цивилизации, имели несколько уровней. В девяти мирах обитали которые устраивали душам умерших самые страшные испытания. Пройти их могли далеко не все души, в самом печальном случае они навечно оставались в царстве темноты и печали.

Интересно, что происхождение мира, как и его устройство, у майя имело несколько интерпретаций. Например, одни народы считали, что по углам мира находятся не деревья, а бакабы - четыре божества, держащие на своих плечах небесные миры. Они тоже имели разную окраску. К примеру, бакаба на востоке был окрашен в красный оттенок, а на юге - в желтый. Центру земли всегда соответствовал зеленый цвет.

У майя было весьма своеобразное отношение к смерти. Она считалась естественным продолжением жизни и очень подробно рассматривалась во всех своих ипостасях. Удивительно, но то, куда человек попадет после окончания земного пути, напрямую зависело от того, как он умрет. Например, женщины, умершие в родах, и воины всегда попадали в некое подобие рая. А вот естественная смерть от старости обрекала душу на скитания в царстве тьмы. Там ее ждали большие испытания, после которых она могла вовеки остаться в пределах мрачных богов смерти. Самоубийство не считалось у южноамериканских индейцев слабостью и чем-то запретным. Скорее наоборот - тот, кто сам наложил на себя в руки, попадал к богам Солнца, и вечно радовался своей новой загробной жизни.

Особенности майянского пантеона богов

Боги майя поражают ученых своей многочисленностью. По некоторым данным, их более двух сотен. Причем каждый из них имеет несколько воплощений и может представать как минимум в четырех различных ипостасях. Многие из них имеют жену, которая тоже является одним из воплощений. Этот дуализм прослеживается и среди богов индуизма и буддизма. Неизвестно, какая из религий была первичной и оказала влияние на другую, но ученым известно, что часть своих богов майя взяли из еще более древней культуры, о которой почти ничего не известно сегодня.

Удивляет при первом знакомстве с пантеоном божеств и тот факт, что большинство из них являются смертными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней истории и изображения божеств. Довольно распространенным было изображать их в разные периоды зрелости, причем старость символизировала не дряхлость и немощь, а мудрость. Питать богов необходимо было жертвоприношениями, ведь кровь жертв дарила им долголетие и энергию.

Боги небесных светил умирали чаще других, и перед новым появлением на небе они должны были в своем новом воплощении бродить по царству мертвых. Затем они вновь возвращали себе свой прежний внешний вид и возвращались на предназначенное им место.

Боги народов майя, изображенные на барельефах храмов и пирамид, при первом рассмотрении пугали ученых своим внешним видом и сложностью восприятия. Дело в том, что в культуре южноамериканских индейцев был принят символизм, и в каждое изображение вкладывался особый смысл. Часто боги выглядели как существа со звериными когтями, свернутыми клубками змей вместо глаз и продолговатыми черепами. Но их внешний вид не пугал майя, они видели в этом особый смысл, и каждый предмет в руках божества или на его костюме был призван закрепить его власть над людьми.

Календарь майя

Почти каждому современному человеку известен календарь майя, предрекающий конец света в 2012 году. Он вызывал массу научных споров и гипотез, но на самом деле являлся всего лишь очередным вариантом летоисчисления, которому майя, как рассказано в легендах, научились у богов. Боги племени майя научили их исчислять эпохи как временной промежуток, равный приблизительно пяти тысячам двумстам годам. Причем представители загадочной цивилизации были уверены, что мир уже жил и умирал ранее. Боги майя поведали жрецам, что сейчас мир переживает свое четвертое воплощение. Ранее он уже создавался и погибал. В первый раз человеческая цивилизация погибла от солнца, второй и третий раз - от ветра и воды. В четвертый раз погибель грозит миру от бога Ягуара, который вырвется из царства мертвых и уничтожит все живое на планете. Но на месте разрушенного возродится новый мир, отринувший все злое и меркантильное. Майя считали такой порядок вещей естественным и даже не думали о том, чтобы предотвратить гибель человечества.

Жертвоприношения в честь богов

Боги древних майя требовали постоянных жертвоприношений, причем довольно часто они были человеческими. Историки считают, что практически каждое служение божеству сопровождалось морем крови. В зависимости от ее количества божества благословляли или наказывали народ. Причем ритуалы жертвоприношения были отработаны жрецами до автоматизма, порой они отличались крайней жестокостью и могли поразить европейца.

Самые красивые молодые девушки каждый год назначались невестами бога плодородия - Юм-Каша. После определенного ритуала их живыми скидывали в глубокий каменный колодец вместе с золотом и нефритом, где они долго и мучительно умирали.

Согласно другому ритуалу, человека привязывали к скульптуре божества, а жрец вспарывал ему живот специальным ножом. Весь идол покрывался кровью, а затем тело жертвы окрашивалось в ярко-синий цвет. Белила наносили на область сердца, куда члены племени стреляли из лука. Не менее кровавым является и обряд вырывания сердца из еще живого человека. На вершине пирамиды жрец привязывал жертву на алтарь и вводил ее в состояние транса. Одним ловким движением жрец вспарывал грудную клетку и руками вырывал еще бьющееся сердце из тела. Затем тело скидывалось вниз, к ревущей в экстазе толпе.

Еще одним способом почтить богов была ритуальная игра в мяч. В конце игры боги майя обязательно получали свою долгожданную жертву. Обычно площадки, где сражались две команды, располагались в закрытом со всех сторон четырехугольнике. Стенами являлись стороны храмовых пирамид. Всем членам проигравшей команды отрубали головы и насаживали их на копья на специальной площадке Черепов.

Чтобы подпитывать своих богов между крупными ритуальными жертвоприношениями, жрецы майя постоянно пускали себе кровь, орошая ею алтарь. По нескольку раз в день они прокалывали себе уши, языки и другие части тела. Такое уважение к богам должно было расположить последних к племени и даровать им благополучие.

Главный бог майя, создатель всего живого

Бог Ицамна являлся самым важным божеством в майянском пантеоне. Обычно он изображался как старик с крупным носом и одним зубом во рту. Он ассоциировался с ящерицей или игуаной и часто изображался в окружении этих существ.

Культ Ицамна относится к самым древним, скорее всего, он появился тогда, когда майя еще почитали тотемных животных. Ящерицы в культуре южноамериканских индейцев считались священными созданиями, которые еще до появления богов держали своими хвостами небо. Майя утверждали, что Ицамна создал землю, людей, богов и все миры. Он научил народ считать, возделывать землю и показал важные звезды на ночном небе. Практически все, что умели делать люди, принес им главный бог индейцев майя. Он одновременно являлся божеством дождя, урожая и земли.

Спутница Ицамны

Не менее почитаема у майя была жена Ицамны - богиня Иш-Чел. Она одновременно являлась богиней луны, радуги и матерью всех остальных божеств майянского пантеона. Считается, что все боги произошли от этой четы, поэтому Иш-Чел одновременно покровительствует женщинам, девушкам, детям и будущим матерям. Она может оказать помощь при родах, но иногда и забирает в жертву новорожденных младенцев. У майя существовал такой обычай, согласно которому впервые беременные девушки отправлялись в одиночку на остров Космель. Там они должны были задобрить богиню различными жертвами, чтобы роды прошли благополучно, а малыш появился на свет здоровым и крепким.

Существуют легенды о том, что на острове довольно часто приносили в жертву юных девственниц и младенцев. Удивительно, но даже покровительница женщин, которая должна была быть трепетной и нежной, признавала человеческие жертвоприношения и питалась свежей кровью, как и все остальные божества майя.

Кукулькан, бог майя

Один из самых известных и почитаемых богов майя был Кукулькан. Его культ был широко распространен по всему Юкатану. Само имя бога переводится как "пернатый змей" и он часто представал перед своим народом в различных воплощениях. Чаще всего его изображали в виде существа, похожего на крылатого змея и с головой человека. На других барельефах он выглядел как бог с птичьей головой и телом змеи. Кукулькан управлял четырьмя стихиями и часто символизировал собой огонь.

На самом деле важнейший бог майя не был связан ни с одной из стихий, но он умело управлял ими, пользуясь как особым даром. Жрецы культа считались главными изъявителями воли Кукулькана, они могли напрямую общаться с богом и знали его волю. Тем более что он защищал царские династии и всегда выступал за их усиление.

В честь Кукулькана была построена самая величественная пирамида на Юкатане. Она выполнена настолько удивительно, что в день летнего солнцестояния тень от сооружения принимает форму крылатого змея. Это символизирует приход бога к своему народу. Многие отмечают, что в пирамиде совершенно особенная акустика - даже в полной тишине кажется, что где-то рядом кричат птицы.

Самый страшный из пантеона богов майя

Бог смерти майя, Ах-Пуч, был владыкой самого нижнего яруса подземного царства. Он придумывал для заблудших душ чудовищные кровавые испытания и часто любил наблюдать за ритуальной игрой в матч между душами индейцев и богами царства мертвых. Чаще всего он изображался в виде скелета либо существа, покрытого трупными черными пятнами.

Для того чтобы выйти из царства мертвых, необходимо было перехитрить божество, но майя утверждали, что за все время существования миров это удавалось всего лишь нескольким смельчакам.

Светлое божество небосвода

Майя были отличными астрономами, они много внимания уделяли Солнцу и Луне. От дневного светила зависело то, насколько урожайным будет год. А вот наблюдения за Луной и звездами позволяли индейцам вести календарь и отмечать дни ритуалов, жертвоприношений и посевных работ. Поэтому неудивительно, что боги этих небесных светил были одними из самых почитаемых.

Бог Солнца у майя носил имя Кинич Ахау. Он одновременно являлся и покровителем воинов, которые умирая, своей кровью питали бога. Майя считали, что Кинич Ахау в ночное время должен набираться сил, поэтому подпитывать его кровью необходимо ежедневно. В противном случае он не сможет подняться из тьмы и освещать новый день.

Чаще всего бог представал в виде молодого юноши с кожей красного цвета. Он изображался сидя с солнечным диском в руках. Согласно календарю майя, именно его эпоха началась после 2012 года. Ведь пятая эпоха целиком и полностью принадлежит Кинич Ахау.

Бог дождя Чак

Так как майя в основном занимались сельским хозяйством, то неудивительно, что боги солнца и дождя относились к верховному пантеону божеств. Бога Чака боялись и почитали. Ведь он мог даровать хороший и своевременный полив посевам, а мог и наказать засухой. В такие годы он получал жертвоприношения, исчисляемые сотнями человеческих жизней. Алтари не успевали просыхать от моря пролитой крови.

Чаще всего Чак изображался в ленивой полулежащей позе с большой жертвенной чашей на коленях. Иногда он выглядел как грозное существо с секирой, которой мог вызвать ливень и молнии, считающиеся спутниками хорошего урожая.

Бог плодородия

Юм-Каш являлся одновременно богом плодородия и кукурузы. Так как данная культура была основной в жизни индейцев, то от ее урожайности зависела судьба всего города. Бог всегда изображался юношей с вытянутой головой, которая переходила в початок. Иногда его головной убор напоминал кукурузу. По преданию, кукурузу подарили майя боги, они принесли с небес семена и научили возделывать Удивительно, но до сих пор ученые не нашли дикого предка кукурузы, от которого должны были произойти современные окультуренные сорта этого популярного и сегодня вида.

Как бы то ни было, но культура народа майя и его религиозные верования до сих пор до конца не изучены современными учеными. Они считают, что полученные с большим трудом знания о жизни южноамериканских индейцев являются всего лишь верхней частью айсберга, а вот настоящие достижения этой цивилизации, которые подведут к пониманию ее образа жизни, были безвозвратно уничтожены конкистадорами.

Бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы совы или каймана.

Кавиль - один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы и войны. Постоянный его атрибут — топор-кельт.

Камаштли - бог звёзд, полярной звезды, охоты, сражений, туч и судьбы. Творец огня, один из четырех богов, создавших мир.

Кецалькоатль - бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков — Толлана. Кецалькоатль — “змея, покpытая зелёными пеpьями”.

Кукулькан - бог четырех Святых Даров — огня, земли, воздуха и воды; и каждый элемент был связан с божественным животным или растением: Воздух — Орел, Земля — Кукуруза, Огонь — Ящерица, Вода — Рыба.

Мецтли - в мифологии ацтеков — бог Луны. Мецтли часто изображается в виде диска чёрного цвета или сосуда с водой, на котором находится кролик.

Миктлантекутли - владыка царства мёртвых. В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы; его постоянные спутники — летучая мышь, паук и сова.

Мишкоатль - «облачный змей». Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культом Уитцилопочтли и рассматривается как прародитель племён науа.

Синтеотль - бог кукурузы. Он считался покровителем земледельцев.

Тескатлипока - один из трех главных богов; покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно разрушитель мира.

Тлалок - бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; у майя — Чак, у тотонаков — Тахин, у миштеков — Цави, у сапотеков — Косихо-Питао.

Тонатиу - в мифологии ацтеков бог неба и солнца, бог воинов. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Тонатиу управляет 5-й, нынешней мировой эпохой. Изображался юношей с красным лицом и пламенными волосами.

Уицилопочтли - бог голубого ясного неба, молодого солнца, охоты, специальный покровитель молодежи ацтекской знати. В других мифах Уицилопочтли у ацтеков — бог войны, которому приносили самые зверские, кровавые человеческие жертвы.

Чак (Чаак) - бог дождя, грома и молний. Предполагается что, первоначально Чак, был богом очищения леса, позднее стал богом дождя и воды, и божеством агрокультуры.

Шипе Тотек - в мифологии ацтеков божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров. Мистический бог сельского хозяйства, весны и времён года.

Юм Кааш - «владыка лесов». В мифологии майя молодой бог кукурузы, известен также под именем Иум-Виила. Изображался в виде юноши или подростка с головой, переходящей в початок, или с волнистыми волосами, подобными листьям маиса.

Богини ацтеков и майя

Иштаб - в мифологии майя, богиня самоубийства и жена Ками. В традициях майя, самоубийство, особенно повешение, считали благородным способом смерти, сопоставимым человеческим жертвам жертвенного обряда и убитым воинам.

Ишчель - в мифологии майя богиня Луны, лунного света и радуги, покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения; считалась супругой Ицамны. В жертву ей приносили красивых девушек.

Коатликуэ - богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба. В ней одновременно заключено начало и конец жизни. Её изображали в одежде из змей. Одновременно Коатликуэ — богиня смерти, т.к. земля пожирает всё живущее.

Койольшауки - в мифологии ацтеков, богиня Луны. Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред.