Подтверждение ставки 0 при экспорте. О подтверждении нулевой ставки ндс при экспорте

Декларация по НДС за 1 кв. 2018 г. (ч.2.)

Каковы особенности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров?

При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение НДС производится по ставке 0% (п. 1 ст. 164 НК РФ). Нулевая ставка НДС при экспорте применяется при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ . На сбор пакета документов дается 180 календарных дней, начиная с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (абз. 1 п. 9 ст. 165 НК РФ). Порядок действий экспортера такой:

  1. При отгрузке товаров на экспорт продавец должен выписать счет-фактуру с 0 ставкой НДС при экспорте в обычном порядке, но регистрировать этот счет-фактуру в книге продаж пока не нужно. Налоговая база по НДС возникает на последний день квартала, в котором собраны документы, подтверждающие право на нулевую ставку (п.9 ст.167 НК РФ). Поэтому «нулевой» счет-фактура будет зарегистрирован в книге продаж того квартала, в котором продавец соберет документы для подтверждения нулевой ставки НДС.
  2. Если документы удалось собрать до истечения 180 дней , то, как уже говорилось, счет-фактуру с нулевой ставкой НДС нужно зарегистрировать в книге продаж и соответственно отразить в Разделе 9 декларации по НДС того квартала, в котором собраны документы. Исчисление НДС по таким операциям отражается в Разделе 4 декларации по НДС. Одновременно с представлением декларации в налоговый орган должен быть представлен и пакет документов (п.9 и п.10 ст.165 НК РФ).

Если по истечении 180 календарных дней собрать пакет документов не удалось, реализация товаров облагается НДС по ставкам 10% или 18% (п. п. 2, 3 ст. 164, абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ). Причем налог необходимо рассчитать за тот квартал, в котором состоялась отгрузка товаров на экспорт (п.9 ст.167 НК РФ).

Для этого налогоплательщику необходимо составить новый счет-фактуру в одном экземпляре, исчислив по отгруженным товарам НДС по ставке 10% или 18% и зарегистрировать его в дополнительном листе книги продаж того квартала, в котором произошла отгрузка экспортных товаров (п. 22(1) Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Кроме того, необходимо представить уточненную декларацию по НДС , отразив операции с неподтвержденной нулевой ставкой в Разделе 6 декларации, предварительно уплатив недоимку и соответствующие пени (ст. 81, абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ).

НДС, исчисленный к уплате при не подтверждении экспорта можно будет принять к вычету, если впоследствии налогоплательщику все-таки удастся собрать пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС (п. 9 ст. 165, п. 3 ст. 172 НК РФ).

Если налогоплательщик не собирается подтверждать ставку 0% в будущем, то на основании п.п.1 п.1 ст.264 НК РФ НДС, исчисленный по ставке 18% или 10% можно учесть в составе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Датой признания таких расходов является 181-й день с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (Письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-03-06/1/42961, Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15047/12, Письмо ФНС РФ от 24.12.2013 N СА-4-7/23263).

Обратите внимание, при расчетах в иностранной валюте налоговая база по НДС при экспорте товаров в любом случае определяется по курсу ЦБ РФ, действующему на дату отгрузки товаров (п.3 ст.153 НК РФ), даже если от покупателя была получена предоплата. Поэтому при получении аванса в счет экспортной поставки, налоговые базы по НДС и налогу на прибыль будут различны.

Также отметим, что при применении нулевой ставки НДС в некоторых случаях вычет НДС, относящегося к таким операциям, производится в особом порядке.

Чем отличается НДС при экспорте товаров в Белоруссию и другие страны ЕАЭС от НДС при экспорте товаров в «страны дальнего зарубежья»?

При экспорте (вывозе) товаров в страны ЕАЭС (Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению) также применяется нулевая ставка НДС. Но порядок подтверждения нулевой ставки установлен Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее Протокол). Перечень документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, приведен в п.4 Протокола (это договор, транспортные и товаросопроводительные документы и др.).

В отличие от «обычного» экспорта для подтверждения нулевой ставки НДС вместо таможенной декларации необходимо представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме , предусмотренной отдельным международным межведомственным договором. Такое заявление с отметкой своего налогового органа российскому продавцу должен передать иностранный покупатель.

Обязательно ли применять нулевую ставку НДС?

До 2018 года применение нулевой ставки НДС было обязательно. Ведь ставка налога - это не льгота, и нормы НК РФ не предусматривают выбор ставки налогообложения (Определении ВС РФ от 20.02.2015 г. N 302-КГ14-8990 (См. Письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@).

Но с 1 января 2018 г. налогоплательщики получили возможность отказаться от применения нулевой ставки НДС , правда лишь в некоторых случаях и при определенных условиях. Отказаться от ставки 0% можно только при экспорте товаров, а также по работам и услугам, связанным с экспортом и указанным в пп. 2.1 - 2.5, 2.7 и 2.8 п.1 ст. 164 НК РФ, например, по международным перевозкам экспортируемых товаров (п.7 ст.164 НК РФ). Но все не так просто.

Отказаться применять нулевую ставку можно только в отношении всех операций, по которым такой отказ предусмотрен п.7 ст.164 НК РФ и только по ним.

Например, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС в соответствии с п.7 ст.164 НК РФ, он автоматически отказался от нулевой ставки и при экспорте товаров и при международной перевозке экспортируемых товаров, но он обязан применять нулевую ставку НДС, если будет оказывать услуги перевозки импортируемых товаров, поскольку отказ от ставки 0% по таким услугам не предусмотрен.

Также обратите внимание, что нельзя отказаться от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию , т.к. при экспорте товаров в страны ЕАЭС действует международное соглашение (ст.7 НК РФ), устанавливающее обязательное применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС (п.1 ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе и п. 3 Протокола).

Поэтому, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, экспорт товаров в страны ЕАЭС все равно должен облагаться по нулевой ставке.

Как отказаться от применения ставки 0%?

Чтобы не применять нулевую ставку НДС необходимо представить соответствующее заявление в налоговую инспекцию, причем сделать это нужно заранее - не позднее 1-го числа квартала с которого налогоплательщик хочет отказаться (п.7 ст.164 НК РФ). Т.е. если у налогоплательщика «случайно» возникла разовая экспортная операция, а он заранее не отказался от применения нулевой ставки НДС, ему придется применять ставку 0 %.

Отказаться от применения нулевой ставки можно не менее чем на 12 месяцев .

Какие последствия ждут продавца и покупателя, если вместо нулевой ставки НДС продавец сразу предъявит налог по ставке 18%?

Самые существенные налоговые риски у российских покупателей услуг и работ, облагаемых по нулевой ставке НДС . Т.е. если, например, по услугам международной перевозки товаров (в т.ч. по транспортно-экспедиционным услугам) заказчик получит счет-фактуру со ставкой НДС 18%, и примет к вычету эту сумму налога, налоговый орган откажет в вычете НДС. Причем судебная практика в таких ситуациях не на стороне налогоплательщиков (Определение ВС РФ от 03.09.2014 N 307-ЭС14-314, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.11.2014 по делу N А33-3050/2013; Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 N 302-КГ14-8990). Кроме того, неправомерно предъявленный НДС покупатель не может учесть в расходах , уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п.2 ст.170, п.19 ст.270 НК РФ).

У экспортеров-продавцов есть риск, что покупатель взыщет с него незаконно предъявленные 18% НДС как неосновательное обогащение (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16627/11 по делу N А40-127287/10-89-913, Постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу N А19-10351/2011, от 20.12.2010 по делу N А33-437/2010, ФАС МО от 08.02.2012 по делу N А40-8404/07-37-86, от 25.01.2012 по делу N А40-7806/11-22-60).

Кроме того, если на экспорт отгружались сырьевые товары или налогоплательщик неправомерно предъявил 18% НДС по работам или услугам, облагаемым по ставке 0%, есть риск «доначисления входного НДС». Т.е. налоговые органы уберут вычеты, произведенные до определения налоговой базы и (или) на дату отгрузки товаров (работ, услуг) восстановят суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким операциям. Это связано с тем, что при применении нулевой ставки НДС по вышеперечисленным операциям действует особый порядок вычетов (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Как принимать к вычету НДС при экспорте товаров?

Ответ на данный вопрос зависит от того какой товар отгружается на экспорт, а также когда товары (работы, услуги), задействованные в экспортных операциях были приняты к учету.

С 1 июля 2016 года налоговый вычет по НДС при экспорте товаров, не относящихся к сырьевым, производится в обычном порядке после отражения приобретений в учете (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Если же на экспорт отгружаются товары, относящиеся к сырьевым или в экспортных операциях задействованы «старые» приобретения (т.е. товары, работы, услуги, принятые к учету до 01.07.2016), то входной НДС по ним подлежит вычету в особом порядке. Такие вычеты производятся на момент определения налоговой базы по НДС, т.е. в квартале, в котором подтверждена нулевая ставка НДС. А если в течение 180 дней собрать пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС не удастся, то вычеты НДС будут произведены на дату отгрузки товаров (в уточненной декларации).

Соответственно вычеты НДС, относящиеся к экспорту сырьевых товаров или по «старым» приобретениям отражаются в книге покупок только при определении налоговой базы по экспорту, а в декларации по НДС суммы таких вычетов отражаются в «экспортных» разделах: в Разделе 4 (если ставка 0% подтверждена) или в Разделе 6 (если в течение 180 дней собрать пакет документов не удалось).

Нужно ли восстанавливать НДС при экспортной отгрузке товаров?

Если на экспорт отгружаются несырьевые товары, принятые к учету с 01.07.2016 г. и позднее , то восстанавливать НДС или каким-либо образом вести раздельный учет входного НДС не нужно. Минфин РФ также разъясняет, что суммы входного НДС по «новым» товарам (работам, услугам), принятым к вычету на момент их приобретения, восстановлению в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортируемым несырьевым товарам, не подлежат (Письмо Минфина России от 12.12.2016 N 03-07-08/73930).

При экспорте сырьевых товаров или по «старым» приобретениям, относящимся к экспорту несырьевых товаров, как уже говорилось, налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС, т.е. такие вычеты производятся только на момент определения налоговой базы по НДС. Поэтому в случае, когда налогоплательщик не предполагал использовать такие товары в экспортных операциях и принял к вычету НДС, НДС, ранее принятый к вычету, придется восстановить при отгрузке товаров на экспорт. Принять его к вычету можно будет только при определении налоговой базы (п.3 ст.172 НК РФ).

Пример:
В 1-м квартале 2018 года налогоплательщик отгрузил на экспорт несырьевые товары. Причем часть отгруженных товаров была приобретена им еще в мае 2016 года, а часть в 2017 году. НДС по ним был принят к вычету. В этом случае при отгрузке товаров на экспорт в 1-м квартале 2018 налогоплательщик должен восстановить НДС по части экспортированных товаров, которые были приняты им к учету в мае 2016 года. А по экспортированным товарам, которые были приобретены в 2017 году восстанавливать НДС ненужно. Если, например, продавец соберет пакет документов во 2-м квартале 2018 года, налог, восстановленный в 1-м квартале, продавец заявит к вычету, отразив его сумму в Разделе 4 декларации по НДС.

Нужно ли восстановление НДС по экспортной отгрузке товаров в Белоруссию или Казахстан?

При экспорте товаров в страны ЕАЭС вычеты производятся в порядке, установленном нормами НК РФ (п. 5 Протокола). Поэтому обязанность по ведению раздельного учета входного НДС и соответственно по восстановлению НДС возникает в тех же случаях, что и при экспорте товаров в страны «дальнего зарубежья» , т.е. при экспорте сырьевых товаров или по товарам (работам, услугам), относящимся к экспортным операциям, если эти приобретения были отражены в учете до 01.07.2016 г.

Какие товары относятся к сырьевым?

В целях главы 21 «НДС» НК РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (п.10 ст.165 НК РФ). Коды видов таких сырьевых товаров, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством Российской Федерации. Но до сих пор данный Перечень не утвержден.

Если налогоплательщики не готовы к спорам с налоговыми органами, им следует самостоятельно сориентироваться с определением кодов сырьевых товаров . Так, наименования разделов V , VI , I X , XIV , XV и группы 44 ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 полностью повторяют формулировки наименований товаров, указанных в п.10 ст.165 НК РФ и относимых к сырьевым. Поэтому, если коды ТН ВЭД ЕАЭС товаров, реализуемых налогоплательщиком на экспорт, названы в вышеуказанных разделах ТН ВЭД ЕАЭС и группе 44 ТН ВЭД ЕАЭС, то товары следует считать сырьевыми. Соответственно при экспорте таких товаров следует принимать к вычету НДС в особом порядке, предусмотренном п.3 ст.172 НК РФ.

НДС (налог на добавочную стоимость) является одним из главных отчислений, которые пополняют бюджет страны. Он применяется наряду с уплатами за прибыль. Ему уделяется повышенное внимание аналитиков и финансистов, ведь любые изменения в этой области могут сказаться на состоянии госбюджета. 2016 год не является исключением в этом плане.

Многих интересует, какие изменения вступили в силу в этом году, а особенно они касаются подтверждения ставки НДС 0%, действующей при экспорте. Стоит сказать, что для остальных сфер налог останется без изменений. Никаких радикальных перемен в законодательстве нет. Размер ставки по всей стране касательно НДС на все товары и услуги составляет 18%. Это не касается некоторых видов детской, медицинской и лекарственной продукции, печатных изданий (образцового значения), некоторых продовольственных товаров. Для отдельных категорий предусмотрен размер ставки в 10%.

Однако в некоторых случаях он может достигать и 0%. Такое положение действует при экспорте и продаже товаров, которые имеют отношение к международной перевозке, драгоценным металлам, космическим аппаратам. Сюда же входят и транспортные услуги. Для всех этих категорий действует 0-ая ставка.

Подтверждение ставки 0%: порядок и общие положения

В самом Налоговом кодексе нет определения экспорта, поэтому многим физическим и юридическим лицам сложно понять об основных тонкостях начислений. А ведь это крайне важно для 0-й ставки по НДС. Под экспортом понимают таможенные отношения и процедуры, при которых определенную продукцию вывозят за пределы страны для реализации и постоянного нахождения в других странах. Речь идет о вывозе товаров из Российской Федерации за пределы ЕАЭС, даже если маршрут проходит через территорию стран-участниц. Что такое ЕАЭС? Это объединение, созданное еще в 2010 году, которое является бестаможенной зоной для нескольких стран, куда входит:

  1. Россия.
  2. Казахстан.
  3. Кыргызстан.
  4. Беларусь.
  5. Армения.

В пределах этих государств вообще не нужно оформлять никаких налоговых и таможенных документов на вывоз и реализацию продукции.

Применение ставки 0% по НДС при экспорте

Стоит понимать, что существуют такие лица, к которым, в принципе, неприменим порядок оплаты налогов и не действует необходимость выплачивать НДС. Также в отличие от большинства налоговых взносов 0-ая ставка по НДС не носит заявительный характер. При экспорте она предоставляется при наличии определенных разрешающих документов. Подтверждение здесь происходит на основании:

  • таможенного оформления продукции;
  • перемещения по территории и за территорию стран-участниц ЕАЭС.

Для партии товара проводится проверка, в ходе которой налоговые органы сверяют информацию и бумаги с таможенными организациями. Можно сказать, что при экспорте продукции практически всегда актуально применение 0-й ставки НДС. Но при таком действии начинается срок проверки, в ходе которой сверяются все разрешительные документы.

Документы, необходимые при осуществлении экспорта с 0 ставкой НДС

Подтверждение ставки 0%, согласно Налоговому кодексу, происходит при наличии всех необходимых документов. Стоит сразу сказать, что этот список довольно велик, и в ходе сбора бумаг у предпринимателей и юридических лиц могут возникнуть определенные трудности. Несколько легче обстоят дела, если продукцию будут перевозить обычным транспортом, а не при помощи трубопровода. Также процедура упрощается, если товары не относятся к категории припасов государственного значения. В таком случае перечень документации для подтверждения 0 ставки НДС следующий:

  • контракт налогоплательщика и компании или доверенного лица о торговле за пределами России;
  • таможенная декларация, в которой отмечено, что товар выпущен при экспорте и проверке, отметка о фактическом пересечение границы на контрольном пункте (например, в аэропорту);
  • транспортные и сопроводительные документы на определенный товар с отметками таможенных органов;
  • контракт, оформляемый на посредника, если реализация продукции происходит через агента или доверенное лицо.

Стоит добавить к первому пункту, что применение ставки 0% при экспорте будет осуществляться, если в договоре стоят подписи обеих сторон. Также с 2017 года нужно еще представлять бумаги и справки, которые подтверждают, что стороны пришли к согласию относительно всех вопросов сделки: цены, реализации, других нюансов. Также должны быть указаны все лица, участвующие в сделке, необходимо четкое описание продукции, ее количество или вес, размеры и так далее.

Порядок представления документации для 0-й ставки при экспорте

Все документы должны подаваться в течение определенного времени. Не получится выехать, если вовремя не подать все бумаги, а тем более получить 0-ую ставку НДС. При экспорте ответственное лицо должно представить все бумаги в течение 180 дней с даты оформления таможенной декларации. Все документы отправляются в налоговый орган по месту регистрации.

Налоговая служба проводит проверку, которая должна занимать не более трех месяцев с даты принятия бумаг. Во время нее сотрудники проверяют правдивость информации, сверяют ее с той, что находится в таможенных органах. Если в ходе будут выявлены ошибки и несоответствия, придется представлять подтверждающие документы. В противном случае налоговая вообще признает, что 0-ая ставка не может быть применена. Более того, не всегда проверка ограничивается тем списком документации, который представлен выше. Опытные экспортеры знают, что налоговая служба проверяет такие моменты:

  • проверяется налоговая декларация не только для получения 0-й ставки, но и за весь период деятельности лица (другими словами, исправно ли он выплачивал налоги);
  • проверяется даже поставщик экспортируемого товара и его налоговая история;
  • проверяется возможность лица совершить транспортировку.

Под последним пунктом имеют в виду наличие транспорта, документов на него, работников, складских помещений и так далее. Особое внимание служба уделит тем компаниям и предпринимателям, которые начали свою деятельность за полгода до необходимости организовать экспорт.

Ответственность за отсутствие документов

Многие задаются вопросом «Можно ли будет получить 0-ую ставку, если не успеть подать бумаги или сделать это не в полном объеме?», ведь порой бывает сложно уложиться в сроки с такой серьезной документацией. Стоит рассмотреть ситуацию, когда бумаги для 0-й ставки были поданы не в течение 180 дней, а позже:

  • возможно начисление налоговой ответственности с 10% или 18% (в зависимости от типа продукции);
  • за период просрочки насчитывается пеня;
  • уплаченный налог возвращается.

Однако последний пункт осуществляется не так уж и быстро. Налогоплательщик может ждать свои средства обратно полгода. Также многие предприниматели часто понимают в ходе оформления экспорта, что собрать все документы у них не получится. Могут ли они рассчитывать на 0-ую ставку? Тут важно разобраться в законодательной базе.

Может показаться, что если ставка составляет 0%, то она считается своего рода льготой. Однако в Налоговом кодексе четко указано, что именно ставка, а не льгота. Поэтому тут неприменимо деление на льготные категории, для которых может существовать какой-то иной сценарий проверки документации. НДС по нулевой ставке все равно имеет базу – это стоимость товара, которая в каждом случае меняется. Для каждого экспортера она рассчитывается отдельно. Любые поправки в нулевой ставке возможны, только если по каким-то причинам экспортер вообще освобождается от НДС.

В первом чтении был принят законопроект «О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость)», в соответствии с которым предлагается предоставить фирмам право не применять ставку налога в размере 0 процентов при экспорте. НДС добавляется к цене продукции или услуги по всей цепочке продаж, каждый следующий продавец платит в бюджет только разницу между налогом, полученным при реализации товара, и уплаченным при покупке, например, сырья или материалов. При экспорте действует ставка 0 процентов. Казалось бы, кто же добровольно откажется от подобной льготы? Но насколько выгодно налогообложение по нулевой ставке при том, что можно вычитать

Пересечение границы

Экспортные операции, подпадающие под нулевую ставку НДС, перечислены в пункте 1 статьи 164 НК РФ. Право на такую ставку имеют экспортеры, подтверждающие факт пересечения их товаром российской границы, а также оплату сделки иностранным покупателем. Помимо поставки продукции в другие страны можно применять при реализации товаров резидентам свободных таможенных зон (но это условие применяется только в случае, если продукция размещается и используется в самой СТЗ). Во всех остальных ситуациях применения нулевой ставки обязательным условием является подтверждение российским поставщиком оплаты полученного для реализации товара для получения То есть для применения нулевой ставки необходимо документально подтвердить факт экспорта в течение 180 календарных дней с даты отгрузки продукции, предоставив в ФНС пакет документов вместе с налоговой декларацией. Перечень необходимых бумаг содержится в пункте 1 статьи 165 НК РФ.

Таможенный союз

Для подтверждения нулевой ставки НДС покупатель-импортер должен также предоставить экспортеру экземпляр заявления с отметкой своего налогового инспектора о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Если же зарубежный покупатель не оплатил налог и не предоставил в ФНС заявление, то поставщик-экспортер уже не сможет применить нулевую ставку. Но часто проблема даже не в пакете бумаг, практика в сфере налогового консалтинга показывает, что российские экспортеры до сих пор сталкиваются с обоснованными или необоснованными отказами в возмещении налога. Принимая пакет документов, подтверждающий по ставке 0 процентов, ревизоры ищут любую возможность для отказа. Например, не учитывается как факт оплаты поступление средств от третьих лиц. Очень много споров по НДС у перевозчиков, зачастую по-разному трактующих, что считать международной транспортировкой товара. При этом если фискалы отказали в возмещении НДС, а компания, ориентируясь на экспорт, покупала товар у фирм, ЕНВД или работающих по УСНО, то они будут вынуждены платить НДС за всю цепочку по ставке 18 процентов, что влечет серьезные налоговые риски.

Риски возникают и в период высокой волатильности валютного курса, когда фискальные органы через полгода после сделки осуществляют перерасчет НДС по текущему курсу, что оказывается крайне невыгодным Проблемы случаются и у предприятий, реализующих товары на экспорт небольшими партиями, когда нужно подтверждать право на применение НДС по ставке 0 процентов для каждой партии товара, что приводит к необходимости собирать большой пакет бумаг.

Сложность процедур

Теперь, после принятия законопроекта, фирмы, занимающиеся экспортом нерегулярно, реализующие на экспорт небольшие партии товаров, смогут отказаться от нулевой ставки, чтобы освободить себя от необходимости следовать достаточно громоздким процедурам по при экспорте. Они смогут уплачивать налог по ставке 10 и 18 процентов, как по операциям реализации товаров в России. При этом не будет допускаться выборочное применение ставки 0 процентов, отказаться будет возможно лишь на срок не менее года. Хотя, по нашим оценкам, число отказов от применения нулевой ставки не будет значительным, ведь для большинства хозяйствующих субъектов использование такой льготы является чрезвычайно выгодным.

Кроме того, при экспорте товаров из России в страны – члены Таможенного союза в обязательном порядке применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость (в соответствии со ст. 164 НК РФ), что определено Соглашением «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 25 января 2008 года и Протоколом «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» от 11 декабря 2009 года. Та же проблема и в отношении экспорта Поэтому освобождение от применения нулевой ставки касается лишь экспорта в другие страны, не входящие в Таможенный союз или ЕАЭС. Законодатели пока не предусмотрели варианта действий, когда налогоплательщик, изъявивший желание уплачивать НДС по экспортным операциям по общеустановленным и 18 процентов, осуществляет экспорт товаров и в страны, с которыми соглашениями определено применение «нулевой» ставки.

Сетевые продажи

Наиболее серьезным преимуществом, которое обеспечивает принимаемый законопроект, является введение поправок в НК РФ для российских В соответствии с законопроектом для подтверждения применения НДС по нулевой ставке для них будет достаточно документов, подтверждающих факт оплаты покупателем реализованных товаров, и копии таможенной декларации по форме CN 23, которая принята Всемирным почтовым союзом при сопровождении международных почтовых отправлений. Это делает возможным применение нулевой ставки НДС даже при реализации за рубеж товаров мелкими партиями или в розницу. Однако если товар передается иностранному покупателю не почтовым отправлением, а через службу доставки, то процедура применения нулевой ставки опять усложняется. Поэтому законодателям следует доработать проект закона, чтобы учесть все возможные нюансы отправлений.

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Специально для компании «Такском»

С 4 квартала 2015 для документального подтверждения применения нулевой ставки НДС и получения налоговых вычетов налогоплательщики могут предоставлять свои сведения в виде реестров документов.

Реестры предоставляются по целому ряду операций, в частности:

  • реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
  • осуществление услуг международной перевозки товаров;
  • выполнение определенных видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
  • по иным основаниям. Полный перечень операций установлен в ст.165 и ст.164 НК РФ.

Реестры соответствующих документов могут представляться экспортерами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота вместо бумажных копий соответствующих документов, предусмотренных в положениях ст.165 НК РФ для каждой конкретной операции.
С развитием электронного документооборота налогоплательщики предпочитают дистанционные способы общения с органами власти, ведь это экономит не только время, но и ресурсы компании. Подтверждение права на нулевую ставку по НДС в виде реестров сведений через оператора электронного документооборота по ТКС также дает налогоплательщику уверенность в правильности применяемого формата документа, исключая наличие технических ошибок при передаче.

Какие документы можно представить в виде реестра

В соответствии с п. 15 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, экспортер может представить в налоговый орган в электронной форме реестр соответствующих сведений в зависимости от вида совершаемых экспортных операций в отношении:

  • таможенных деклараций с указанием регистрационных номеров этих деклараций,
  • транспортных, перевозочных, товаросопроводительных и других документов,
  • документов, подтверждающих факт оказания отдельных услуг.

Есть несколько основных видов реестров, предоставляемых в налоговую инспекцию в электронном виде:

  • Реестр №1. Вместо копий таможенных деклараций, предусмотренных пп. 3 и 5 п. 1 ст. 165 НК РФ, представляется реестр этих деклараций, с указанием в нем их регистрационных номеров.
  • Реестр №5. Вместо копий таможенных деклараций, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных пп. 3 и 4 п. 1 (за исключением вывоза с территории РФ припасов) ст. 165 НК РФ, представляется реестр указанных документов.
  • Нас же интересует Реестр №6. Вместо копий таможенных деклараций, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных абзацем пятым пп. 3 и абзацем восьмым пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ (при вывозе с территории РФ припасов) представляется реестр указанных документов.

Налогоплательщик самостоятельно выбирает способ подтверждения применения им нулевой ставки НДС в отношении экспортируемых товаров (за исключением реализации товаров с участием посредника и реализации, производимой в счет погашения задолженности Российской Федерации и бывшего СССР или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам, (п. п. 2, 3 ст. 165 НК РФ)).
Таких способов несколько:

  • в виде реестра таможенных деклараций, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, в электронной форме, + копия контракта с иностранным лицом на бумажном носителе;
  • в виде реестра таможенных деклараций в электронной форме + копии контракта, транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории, на бумажном носителе;
  • все подтверждающие документы представляются в налоговый орган на бумажном носителе «по старинке».

Таким образом, получается, что единственный документ, который еще не включен в электронные реестры, это контракт с иностранной компанией на поставку товара.
При этом контракт или контракты могут быть представлены налогоплательщиком в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонам. Или и в виде комплекта документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем условиям сделки и содержащих необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения. Данное положение теперь закреплено в п.19 ст.165 НК РФ Федеральным законом от 23.11.2015г. №323-ФЗ.

Формат и порядок представления реестра в электронной форме

Форма и порядок заполнения реестров, а также формат и порядок представления их в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 30.09.2015 №ММВ-7-15/427 "Об утверждении форм и порядка заполнения реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а также форматов и порядка представления реестров в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.11.2015, регистрационный N 39598).

Ознакомиться с формами реестров можно на официальном сайте ФНС России

В общем случае транспортные, товаросопроводительные и (или) иные документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы РФ по соответствующей операции по реализации товаров (работ, услуг) содержат:

  • номер документа (указываются по графе 6 реестра). В случае отсутствия номера на документе, вне зависимости от вида транспорта в реестре указывается значение "б/н".
  • дату документа (указывается по графе 7 реестра).

При составлении международной товарно-транспортной накладной (CMR) номер CMR может быть указан в правом верхнем углу, а дата ее заполнения и наименование населенного пункта, где составлялась CMR, - в графе «21» «Составлен в/дата». Это связано с тем, что в соответствии со статьей 6 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в г. Женеве 19.05.1956) международная товарно-транспортная накладная должна содержать место и дату ее составления (но не номер документа).

При составлении реестра по транспортной железнодорожной накладной следует указать номер отправки, а также одну из следующих дат:

  • дату документального оформления приема груза к перевозке,
  • дату заключения договора перевозки.

В накладной и дорожной ведомости, а также в дорожной ведомости и квитанции о приеме груза графе "Календарные штемпеля, документальное оформление приема груза к перевозке" проставляется календарный штемпель с указанием даты документального оформления приема груза к перевозке.
Кроме всего прочего накладная должна содержать номер отправки и дату заключения договора перевозки (в соответствии со статьей 15 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от 1 ноября 1951 года (с изменениями и дополнениями на 01.07.2015))
При этом указывается номер отправки, присвоенный перевозчиком в графе "Накладная №" в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №39.

В целях обеспечения возможности направления налогоплательщиками документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в налоговые органы в соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ приказом ФНС России от 29.06.2012 №ММВ-7-6/465@ (в ред. Приказов ФНС России от 31.08.2012 №ММВ-7-6/587@,от 17.03.2015 №ММВ-7-6/113@, от 28.11.2016 №ММВ-7-6/643@) утвержден формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В утвержденном формате предусмотрена возможность представления 11 видов документов в виде сканированных образов. Речь идет о тех документах, которые изначально были составлены на бумажном носителе (или в электронном виде в произвольном формате), и могут быть переданы в налоговый орган по ТКС в форматах jpg или tif.

  • счет-фактура (скан счета-фактуры можно передать в инспекцию лишь в случае, если она изначально была составлена в бумажном виде; составить электронный счет-фактуру в произвольном формате нельзя);
  • корректировочный счет-фактура;
  • товарно-транспортная накладная;
  •  акт приемки-сдачи работ (услуг);
  • грузовая таможенная декларация/транзитная декларация;
  • добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации;
  • спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости);
  • товарная накладная (ТОРГ-12);
  • договор и дополнительные соглашения (в т.ч. контракт (и дополнения к нему) с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза).

Тут нужно отметить, что ФНС России 18.01.2017г. издало Приказ № ММВ-7-6/16@ «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (документ вступил в силу 30.05.2017г.). В рамках данного Приказа будет организован прием любых документов налогоплательщика в виде сканированных образов без ограничений по их видам.

Порядок истребования документов при предоставлении реестров

Представление реестров в электронном виде не дает налогоплательщику стопроцентной гарантии, что соответствующие документы не нужно будет представлять в налоговый орган на бумажном носителе. В пункте 15 статьи 165 НК РФ установлен ряд случаев, когда у налогоплательщика могут быть запрошены документы, сведения из которых включены в представленные реестры.
Если налогоплательщик принял решение представлять реестры сведений вместо копий документов, то в ходе камеральной проверки могут запрашиваться в рамках ст.93 НК РФ только те документы, которые были указаны в представленных реестрах, с учетом особенностей отдельных положений п.15 ст.165 НК РФ.

Кроме того, налоговый орган вправе запросить отдельные документы у налогоплательщика при выявлении несоответствия сведений об экспортных операциях, полученных от таможенных органов, данным, содержащимся в представленных реестрах налогоплательщика.
Срок предоставления документов, установленный п.15 ст.165 НК РФ, равен 20 календарным дням с даты получения налогоплательщиком соответствующего требования. И, если запрошенные документы не будут представлены в установленный срок, право на применение ставки 0% будет считаться неподтвержденным.