Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация. Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация «Застой» в духовной сфере

В конце 50-х - начале 60-х годов падали темпы экономического развития. Для руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ. Преобразования коснулись сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. В реформу были вложены некоторые принципы рыночной экономики прибыль, хозрасчет. Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко. Для улучшения управления агросферой были созданы Государственный агропромышленный комитет, а на местах - районные агропромышленные объединения. Новые управленческие структуры не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве. Уменьшение рождаемости населения привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Резко упали цены на нефть - важнейший предмет советского экспорта. Успешнее других шло решение жилищных проблем. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры. В 70-х - начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно отставало от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями. Это время часто называют двадцатилетием упущенных возможностей, брежневской эпохой. Главенствующее место в новом руководстве страной в период с 1964 по 1982 гг. занимали три человека: 1. Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР;2. А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров СССР в октябре 1980 г. его сменил Н.А. Тихонов 3. М.А. Суслов, в ведении которого находилась идеологическая работа. Пришедшая к власти команда Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности- отказ от радикальных перемен прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, свертывание критики культа личности Сталина и пр. - укрепление существующей общественно-политической системы тоталитарного режима, обязательным элементом которого является культ личности вождя - в данном случае Брежнева - тихую реставрацию ряда элементов сталинизма практику политических процессов, преследование инакомыслящих, и пр.. Под родственников Брежнева и его окружения создавались не только посты, но и целые министерства. Протекционизм, кумовство, семейственность проникали в самые высокие инстанции. Естественными спутниками этих процессов явились: Невиданных размеров коррупция. Теневая экономика. Сращивание деятелей теневой экономики с представителями номенклатуры - формирование организованной преступности - мафии особенно в Средней Азии, Кавказе и Москве. Партийные, советские, хозяйственные руководители, пользуясь доверием Брежнева и его окружения, а так же практически отсутствием контроля снизу, чувствовали себя полновластными хозяевами своих республик, регионов, заводов и пр. Падение престижа власти.



Интриги, чинопочитание, угодничество. Зачастую решения высших партийных органов имели приоритет над законами. Таким образом, в обществе развитого социализма корпоративные интересы номенклатуры полностью возобладали над государственными и общественными интересами. Проблемы нарастали и усугублялись, но не было разработано конкретных и эффективных мер по их разрешению. На очередных съездах КПСС очень громко говорилось о мнимых успехах и достижениях СССР, создавался иллюзорный мир показательного благополучия. В октябре 1977 г. была принята новая, 4-ая по счету советская Конституция - Конституция развитого социализма. Был выдвинут тезис о полном и окончательном решении национального вопроса, о формировании новой исторической общности - советского народа. Тезис об общенародном государстве, конституционно оформленный в 1977 г. был не более чем декларацией. Попытка приостановить дальнейшее развитие негативных процессов в советском обществе была предпринята уже после смерти новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Андроповым, который руководил страной 15-ть месяцев ноябрь 1982 - февраль 1983. Как сторон Решительные меры Андропова перепугали старую политическую элиту, которая боялась потери руководящих постов, но встряхнули страну, вызвали симпатии к энергичному руководителю, породили в обществе надежды на перемены к лучшему. Однако скорая смерть Ю.В. Андропова в марте 1984 г., который не оставил политического завещания, вновь породила в стране острый кризис и породила в обществе апатию.ник укрепления системы Андропов приступил к ее модернизации с помощью чрезвычайных административных мер которые часто выходили за рамки конституционных мер.В феврале 1984 г.



Генеральным секретарем ЦК КПСС стал полностью недееспособный К.У. Черненко,возобновились практически все процессы, которые были характерны для периода правления Брежнева.

В конце 50-х – начале 60-х годов падали темпы экономического развития. Для руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ.

Преобразования коснулись сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование.

Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. В реформу были вложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. В процессе осуществления реформы развернулось слияние мелких предприятий с крупными.

Восьмая пятилетка (1966-1970) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. На рубеже 70-х начале 80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Реформы середины 60-х годов не остановили нарастания трудностей в развитии сельского хозяйства.

Периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко. Для улучшения управления агросферой были созданы Государственный агропромышленный комитет, а на местах – районные агропромышленные объединения. Новые управленческие структуры не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве. Объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался.

На рубеже 70-80-х годов значительно ухудшились условия народно-хозяйственного развития. Уменьшение рождаемости населения привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась на мировом рынке. Резко упали цены на нефть – важнейший предмет советского экспорта. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая экономика. Ее развитию сопутствовали беззакония и коррупция.

Успешнее других шло решение жилищных проблем. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры. В 70-х – начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Это тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставало от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями.

Это время часто называют «двадцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпохой». Главенствующее место в новом руководстве страной в период с 1964 по 1982 гг. занимали три человека:


1. Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР;

2. А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров СССР (в ок­тябре 1980 г. его сменил Н.А. Тихонов);

3. М.А. Суслов, в веде­нии которого находилась идеологическая работа.

Пришедшая к власти «команда» Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. После критики в адрес Хрущева на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. за непродуманные реформы, нарушение коллегиально­сти руководства, частую смену кадров с трибуны был выдви­нут лозунг «стабильности». Достаточно быстро стало ясно, что в политическом плане он означал:

Отказ от радикальных пере­мен (прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, свертывание критики «культа личности» Сталина и пр.);

Укрепление существующей общественно-политической системы (тоталитарного режима, обязательным элементом которого является культ личности вождя – в данном случае Брежнева);

- «тихую реставрацию» ряда элементов сталинизма (практику политических процессов, преследование инакомыслящих, и пр.).

При внешнем спокойствии и единодушии в руководстве шла борьба различных групп, представлявших интересы определенных структур. В этой ситуации Брежнев вплоть до тяжелой болезни (1976 г.) проявлял каче­ства лидера, будучи, по выражению одного из наблюдавших его журналистов, «беспощадным человеком со стальными ку­лаками, хотя и в бархатных перчатках». В результате тонкой закулисной борьбы Брежнева один за другим его соратники по смещению Хрущева без особого шума оказываются на пенсии или явно на второстепенных постах (Семичастный, Шелепин, Воронов, Подгорный, Шелест и др.). В начале 80-х гг. из тех, кто пришел с Брежневым к власти, на политической арене остались лишь Андропов и Устинов.

«Выбывших» заменили люди, лично близкие Брежневу и особенно знакомые ему по работе в Днепропетровске («днепропетровская мафия» - А. Кириленко и К. Черненко, ставшие секретарями ЦК и членами Политбюро; Н. Щелоков – министр МВД; Д. Кунаев – 1-й секретарь ЦК компартии Казахстана и др.). Реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. Узкая группа олигархов во главе с Брежневым решала все важнейшие вопросы. Под родственников Брежнева и его окружения создавались не только посты, но и целые министерства. Протекционизм, кумовство, семейственность проникали в самые высокие инстанции.

Естественными спутниками этих процессов явились:

Невиданных размеров коррупция.

Теневая экономика.

Сращивание деятелей теневой экономики с представителями номенклатуры – формирование организованной преступности – мафии (особенно в Средней Азии, Кавказе и Москве). Партийные, советские, хозяйственные руководители, пользуясь доверием Брежнева и его окружения, а так же практически отсутствием контроля «снизу», чувствовали себя полновластными хозяевами «своих» республик, регионов, заводов и пр.

Рост преступности (особенно взяточничества и хищения). Наиболее пораженными этими видами преступления оказались торговля, сфера услуг.

Превращение членства в партии в необходимое условие для служебного продвижения, приобщения к партийной номенклатуре.

Падение престижа власти.

Распространения пьянства.

Интриги, чинопочитание, угодничество.

Зачастую решения высших партийных органов имели приоритет над законами. Таким образом, в «обществе развитого социализма» корпоративные интересы номенклатуры полностью возобладали над государственными и общественными интересами.

В области идеологии началась тихая ревизия решений XX съезда партии и последующих либеральных тенденций в сфере теории. Проблемы нарастали и усугублялись, но не было разработано конкретных и эффективных мер по их разрешению. На очередных съездах КПСС очень громко говорилось о мнимых успехах и достижениях СССР, создавался иллюзорный мир показательного благо­получия. Выступавшие на съездах, соревновались в славословиях политике КПСС и ее руководству.

Особенно пышные эпитеты с начала 70-х гг. доста­вались Л.И. Брежневу. Происходило как бы во зрождение культа личности, но уже в виде фарса.

В октябре 1977 г. была принята новая, 4-ая по счету советская Конституция – «Конституция развитого социализма». 6-я статья Конституции юриди­чески оформила монопольное положение КПСС в советской политической системе, определив партию как «руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической систе­мы». КПСС в соответствии с решениями XXV съезда опреде­лялась теперь как партия всего народа, оставаясь по своей при­роде якобы партией рабочего класса. Был выдвинут тезис о полном и окончательном решении национального вопроса, о формировании «новой исторической общности - советского народа». Тезис об общенародном государстве, конституционно оформленный в 1977 г. был не более чем декларацией.

Попытка приостановить дальнейшее развитие негативных процессов в советском обществе была предпринята уже после смерти новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Андроповым, который руководил страной 15-ть месяцев (ноябрь 1982 – февраль 1983). Как сторон Решительные меры Андропова перепугали старую политическую элиту, которая боялась потери руководящих постов, но встряхнули страну, вызвали симпатии к энергичному руководителю, породили в обществе надежды на перемены к лучшему. Однако скорая смерть Ю.В. Андропова в марте 1984 г., который не оставил политического завещания, вновь породила в стране острый кризис и породила в обществе апатию.ник укрепления системы Андропов приступил к ее модернизации с помощью чрезвычайных административных мер (которые часто выходили за рамки конституционных мер).

В феврале 1984 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал полностью недееспособный К.У. Черненко, на избрании которого настояло консервативное большинство Политбюро во главе с маршалом Устиновым. Избрание прошло в жесткой борьбе с Горбачевым и поддерживавшими его Громыко, Воротниковым, Алиевым и Соломенцевым. При Черненко возобновились практически все процессы, которые были характерны для периода правления Брежнева.

1. Более чем двадцатилетие жизни советского общества - 1964 - 1985 гг. - приходится на эру «развитого социализма», в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, был достигнут наивысший в истории СССР уровень жизни большинства населения. (В годы горбачевской перестройки 1985 - 1991 гг. данно­му историческому периоду было дано не совсем справедливое и конъюнктурное наименование «годы застоя». Это имело своей целью представить негативно предшествующую эпоху и обосновать необходимость перестройки. Однако, на фоне краха перестройки и последующих кризисов, название «развитой социализм» (данное указанному периоду его современниками) выглядит более точным и уместным). В народе чаще всего этот период именуется брежневской эпохой - по имени Л.И. Брежнева — нового лидера СССР, сменившего Н.С. Хрущева. Брежневская эра, в свою очередь, была неоднозначна. Можно выделить ее следующие основные периоды:

— 1964 — 1968 гг. — ранняя;

— 1968 — 1977 гг. - средняя;

— 1977 — 1985 гг. - поздняя.

Если ранняя и средняя брежневская эра - 1964 - 1977 гг. - в целом была успешна для страны и оставила большой позитивный след в памяти народа, то период после 1977 г. вплоть до начала перестройки в 1985 г. был временем разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений. Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 — 1977 гг. были:

— попытки экономических реформ;

— укрепление новой системы власти;

— отход от критики сталинизма.

2. Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее прове­дения.

Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство «самоуправляемой советской экономики».

Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты - положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану - в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха.

Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.

3. Возвращение к жесткой административно-командной системе

к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 - 1975) стала самой успешной в экономике СССР. После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения - улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате:

— административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения;

— дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа.

Данная политика первоначально приносила успех - «нефте­доллары» помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глу­бокому кризису:

— в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива;

— цены на нефть и газ в мире резко упали;

— Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.;

— экономика привыкла к «нефтедолларам», которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было.

Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.

4. В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти:

— фактически в стране правило трио Брежнев - Подгорный - Косыгин;

— но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева;

— в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;

— тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение - группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом Л. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве - предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности).

Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева становятся:

— Ю.В. Андропов — в 1967 — 1982 гг. председатель КГБ СССР;

— В.В. Щербицкий - в 1972 - 1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины;

— Д.А. Кунаев - в 1964 — 1986 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана;

— В.В. Гришин - в 1967 - 1985 гг. первый секретарь Московского горкома партии;

— А А. Громыко - в 1957 - 1985 гг. министр иностранных дел СССР;

— Д.Ф. Устинов - в 1976 — 1984 гг. министр обороны СССР;

— К. У. Черненко -. секретарь ЦК КПСС;

— М.А. Суслов - секретарь ЦК КПСС;

Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей «вотчине» (например, Андропов - в делах КГБ; Устинов - в оборонных вопросах; Кунаев - в Казахстане и т. д.). Это выгодно отлича­ло его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л. И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г., начал рушиться триумвират Брежнев - Подгорный - Косыгин.

В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение - главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.

5. Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Данная Конституция:

— как документ была усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции 1936 г.;

— однако ее важнейшим достижением и отличием от всех прежних советских Конституций стал отказ от диктатуры пролетариата, которая была конституционно закреплена в 1918 - 1977 гг.;

— СССР конституционно объявлялся общенародным государством;

— в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.

6. В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:

— улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений;

— в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет - стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон»;

— августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.

СССР в гг.


СССР в гг. Л.И. Брежнев () Ю.В. Андропов () К.У. Черненко () М.С. Горбачев ()


14 октября 1964 года – смещение Н.С. Хрущева с постов первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров 1. Сосредоточение в руках Н.С. Хрущева всей полноты партийной и государственной власти. 2. Отход от коллективного руководства страной. 3. Усталость партаппарата от реформирования и нестабильности своего положения. 4. Стремление партаппарата прекратить процесс либерализации общества и восстановить контроль над всеми сторонами общественной жизни. 5. Наличие серьезных проблем в экономике и социальной сфере. 6. Приход к власти Л.И. Брежнева – противника реформ. Причины - ?


Л.И. Брежнев () 1.«Эпоха застоя», стагнация - период в истории СССР, характеризовавшийся замедлением темпов развития страны и неспособностью высшего руководства решать накопившиеся в советском обществе проблемы – время предкризисного состояния советской общественной системы. 2. «Эпоха развитого социализма» - историческая эпоха со зрелыми социалистическими отношениями и их постепенным перерастанием в коммунистические отношения в течение длительного периода (связана с кризисом коммунистической идеологии). 3. «Период двадцатилетней стабильности» - время политического руководства СССР Л.И. Брежневым с внутриполитической стабильностью и относительным материальным благополучием советских граждан.




Политические взгляды Брежнева 1. Приверженность коммунистическим идеям. 2. Установка на сохранение однопартийной системы и руководящей роли КПСС. 3. Установка на сохранение плановой экономики. 4. Забота о материальном благосостоянии народа. 5. Стремление обеспечить мирные условия развития страны и не допустить войны. 6. Приверженность к коллегиальному руководству и кадровой стабильности. 7. Несклонность к реформированию, консервативное мышление. 8. Бесконфликтное политическое поведение. 9. Положительное отношение к И.В. Сталину.


Руководство СССР е гг. Н.В. Подгорный – Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнев – Генеральный секретарь ЦК КПСС А.Н. Косыгин – Председатель Совета Министров СССР




Характерные черты политической жизни СССР в е гг. 1. Несменяемость руководящих кадров, старение руководства страны. 2. Коллегиальное руководство страной. 3. Повышение руководящей роли КПСС и ее контроля над всеми сферами общественной жизни. 4. Полное сращивание государственного и партийного аппарата. 5. Централизация управления. 6. Рост бюрократического аппарата. 7. Отказ от построения коммунизма в ближайшее время и провозглашение концепции развитого социализма. 8. Возрастание роли военных и госбезопасности в управлении страной. 9. Реабилитация И.В. Сталина - неосталинизм (десталинизация). 10. Идеологизация общественной жизни. 11. Отрыв правящей элиты от общества и превращение ее в закрытый привилегированный слой (партноменклатуру). 12. Расхождение между политическим курсом и реальным положением дел в стране. 13. Распространение диссидентского движения, оппозиционно настроенного по отношению к власти.


Март 1965 г. – пленум ЦК КПСС – объявлено о начале экономических реформ в предстоящей VIII пятилетке (). А.Н. Косыгин – председатель Совета министров СССР


Экономические реформы А.Н. Косыгина 1965 г. Задачи VIII пятилетки () в промышленности: 1. Ликвидированы совнархозы и восстановлены единые отрасли во главе с министерствами. 2. Выросли среднегодовые темпы экономического роста. 3. Построено около 2 тысяч промышленных предприятий, 4. Появились производственные и научно-производственные объединения (НПО). 5. Началось движение «бригадного подряда», которые стимулировали высокопроизводительный, высококачественный труд и повышали личную ответственность работников. Результаты VIII пятилетки: 1. Переход от административных к экономическим методам управления. 2. Сокращение числа директивных плановых показателей. 3. Укрепление хозрасчета предприятий. 4. Внедрения в производство достижений научно-технического прогресса.


Задачи, поставленные на МАРТОВСКОМ ПЛЕНУМЕ ЦК КПСС 1965 г. в сельском хозяйстве УЛУЧШЕНИЕ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: 1. ПЕРЕХОД К ТВЕРДЫМ ПЛАНАМ НА ГОДЫ; 2. СНИЖЕНИЕ ПЛАНОВ ОБЪЕМОВ ЗАКУПОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ; 3. ПОВЫШЕНИЕ ЗАКУПОЧНЫХ ЦЕН НА %; 4. СТИМУЛИРОВАНИЕ СВЕРХПЛАНОВОЙ ПРОДУКЦИИ 50% НАДБАВКОЙ ВВЕДЕНИЕ ГАРАНТИРОВАННОЙ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ДЛЯ КОЛХОЗНИКОВ, ПОДДЕРЖКА ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ. УСИЛЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ, ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ, ХИМИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, РАСШИРЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ. ПОВЫШЕНИЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: НА VIII ПЯТИЛЕТКУ (1966 – 1970 гг.) ПЛАНИРОВАЛОСЬ ВЛОЖИТЬ ПО ЛИНИИ ГОСУДАРСТВА И КОЛХОЗОВ 71 МЛРД. РУБЛЕЙ – СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО ЗА ВСЕ 19 ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ


СРЕДНИЕ ТЕМПЫ ПРИРОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СССР ПО ПЯТИЛЕТКАМ (в %) ПЯТИЛЕТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ VII 1961 – 1965 VIII 1966 – 1970 IX 1971 – 1975 X 1976 – 1980 XI 1981 – 1985 ПРОИЗВЕДЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД 6,5 7,8 5,44,33,6 ПРОДУКЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 8,6 8,5 7,44,43,7 ПРОДУКЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (СРЕДНЕГОДОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО) 2,3 3,9 2,51,71,1 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА 6,1 6,8 4,53,53,1 РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ 3,6 5,9 4,43,42,1 Преобразования VIII пятилетки дали лишь временный эффект. В е гг. темпы социально-экономического роста существенно ослабли:


1.«Пражская весна 1968 г.». 2. Реформы шли в рамках командно-административной системы. 3. Возросла численность управленческого персонала страны. 4. Система назначений кадров находилась под жестким контролем партийных органов. 5. Централизованная плановая экономика закрывала простор для самостоятельности и инициативы граждан. 6. Гонка вооружения. Рост расходов на ВПК (20 %) 7. СССР отставал от стран Запада микроэлектронике, информатике, робототехнике, биотехнологии и др. 8. Начало 1960-х гг. - открыты нефтегазовые месторождения в Западной Сибири. 1)За счет нефтедолларов решали продовольственную, космическую и другие проблемы. 2)Легкомысленное «проедание» природных запасов, бесхозяйственность и нерациональное расходование средств. 3)Начало 1980-х гг. - цены на нефть упали, - начались экономические проблемы. 9. Экономика страны носила автаркический (изоляционистский от мировой экономики) характер. 10. Формирование «теневой экономики». Развитие коррупции. Причины:


Достижения социальной политики СССР х гг.: 1. С 1965 до середины 1980-х гг. стали получать ежемесячную зарплату колхозники, 2. росли пенсии и стипендии, 3. существовала развитая система бесплатных социальных услуг (здравоохранение, образование, детские учреждения); 4. ощутимые льготы устанавливались для пенсионеров, инвалидов, участников ВОВ. 5. На рубеже х гг. началась «потребительская лихорадка» (земельные участки, автомобили, обустройство квартир и т.д.).


Противоречия социальной политики СССР х гг. : 1. Государство сдерживало цены и искусственно поднимало заработную плату за счет «нефтедолларов». 2.«Социалистическая» экономика не удовлетворяла нараставшие потребности населения. 3. Дефицит затронул практически всю сферу товаров и услуг (по уровню потребления на душу населения СССР занимал 77-е место в мире). 4. Отсутствие стимула к труду, уравниловка в зарплате пробуждали население к получению «левых» приработков в строительстве, ремонте жилья, автомашин, бытовых приборов и т. п. 5. Недовольство уравниловкой» проявлялось и в таких формах, как прогулы, опоздания, низкая производительность труда и пр. 6. Многочисленные трудовые почины и разные формы социалистическою соревнования превращались в кратковременные кампании и показуху.


Общественная жизнь страны 1. Новый всплеск народного энтузиазма: 1)Коммунистические субботники 2)Бригады «коммунистического труда» на предприятиях. 3)«Народные дружины» и помощь милиции. 2. Рост численности партии. Членство в партии - необходимое условие служебного роста. 3. Сохранение дефицита и уравнительной системы распределения. 4. Рост социальной апатии, моральное разложение общества. 5. Рост привилегий многочисленного партийно-государственного слоя «управляющих». 6. Усиление коррупции и казнокрадства.



Общественное движение в х гг. 1.«Сталинисты-консерваторы». Журналы – «Октябрь», «Огонек». Н.Грибачев, В.Кочетов, И.Шевцов, М.Бубеннов. 2.«Почвенники». Журнал – «Молодая гвардия». А.Никонов. Общество охраны памятников. С. Куняев, В. Кожинов, О. Михайлов. 3.«Шестидесятники». Журнал – «Юность». С Рассадин. 4. Диссиденты (лат. - несогласные или инакомыслящие): 1) Национальное движение, боровшееся за национально-государственную независимость отдельных народов. 2) Религиозное движение, выступавшее за свободу совести и вероисповедания. 3) Движение за возвращение на историческую родину (евреи, немцы). 4) Правозащитное движение, боровшееся за соблюдение прав человека.


Диссидентское движение Диссидент (лат. несогласный, инакомыслящий) – это гражданин, не разделяющий господствующую в обществе официальную идеологию. Диссидентство - это движение советских граждан, оппозиционно настроенных по отношению к политике властей и ставивших целью либерализацию политического режима в СССР.


Причины возникновения диссидентского движения Несоответствие провозглашенных в Конституции СССР прав и свобод граждан реальному положению дел в стране. Отход советского руководства от политики десталинизации (оттепели). Подписание Советским Союзом в 1975 году Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки, зафиксировавшего обязательства соблюдать права человека. Острая идеологическая борьба в условиях «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ».




Идейные направления диссидентского движения. 1. Рой А. Медве́дев (14 ноября 1925, Тифлис) советский и российский историк, политический деятель, один из представителей левого крыла диссидентского движения в СССР. Выступал за либерализацию советского общественного строя путем правительственных реформ за социализм с человеческим лицом.


2. Андрей Сахаров - «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе»: мирное сближение двух общественно-политических систем в единое плюралистичекое общество. Выступал за конвергенцию (сочетание) социализма и капитализма. Идейные направления диссидентского движения.


3. Александр Солженицын - «Открытое письмо вождям Советского Союза»: возвращение к национальным дореволюционным ценностям и нормам жизни. Выступал за установление сословной беспартийной монархии, возрождение православия, семьи и величия России. Идейные направления диссидентского движения.


Цели диссидентского движения Демократизация (либерализация) общественно-политической жизни в СССР. Предоставление населению реальных гражданских и политических прав и свобод (соблюдение прав и свобод гражданина и человека в СССР). Отмена цензуры и предоставление свободы творчества. Снятие «железного занавеса» и установление тесных контактов с Западом. Недопущение неосталинизма. Конвергенция социалистической и капиталистической общественных систем.


Методы борьбы диссидентов Направление писем и обращений к официальным властям. Издание и распространение рукописных и машинописных изданий самиздат. Публикация произведений за рубежом без разрешения советских властей тамиздат. Создание нелегальных организаций (групп). Организация открытых выступлений.


Основные события, связанные с диссидентским движением г. - суд над писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем, опубликовавшими свои произведения на Западе без разрешения властей.


2. 5 декабря 1966 г. – демонстрация в День Советской Конституции (5 декабря) на Пушкинской площади в Москве 200 человек под лозунгом «Уважайте Советскую Конституцию!» в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля, положившая начало правозащитному Движению в СССР.


3. В 1968 г. началось издание под редакцией Натальи Горбаневской машинописного бюллетеня «Хроника текущих событий», публиковавшего материалы о нарушении прав человека в СССР. «Хроника» выходила почти непрерывно с 1968 до 1983 гг. и была наиболее полным и точным сводом исторических сведений о диссидентской активности и политических преследованиях в СССР.


Г. - акция протеста на Красной Площади 8 человек против ввода советских войск в Чехословакию. Демонстрация была сидячей и происходила у Лобного места. Демонстранты Константин Бабицкий, Татьяна Баева, Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов и Виктор Файнберг ровно в 12 часов дня развернули плакаты с лозунгами «мы теряем лучших друзей», «At žije svobodné a nezávislé Československo!»,«Позор оккупантам!», «Руки прочь от ЧССР!», «За вашу и нашу свободу!», «Свободу Дубчеку!». В течение нескольких минут демонстранты были арестованы, патрулировавшими Красную площадь сотрудниками милиции и КГБ в штатском, избиты и доставлены в отделение милиции.


Г. - Александр Солженицын был выслан из СССР в ФРГ г. - создана первая правозащитная организация – «Комитет прав человека в СССР», в состав которого вошли Андрей Сахаров, Александр Солженицын, Александр Галич и др.


Г. - раскрыт и разгромлен – созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права», выступавший за демократизацию общества г. - капитан 3-го ранга, замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» В. Саблин арестовал командира и повел корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием. В нем говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь...». Поднятые в воздух военные самолеты остановили «Сторожевой». Саблин был отдан под трибунал и расстрелян.


Г. - создана правозащитная организация «Группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений» физиком Юрием Орловым Существует и по сей день под названием «Московская Хельсинкская группа». Ее уставная цель содействие практическому выполнению гуманитарных статей Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). МХГ член Международной Хельсинкской Федерации по правам человека.


Г. - академик А. Д. Сахаров сослан в г. Горький. 11. Начало 1980-х гг. - в результате массовых арестов диссидентов, диссидентское движение в СССР было ликвидировано. А. Сахаров и Е. Боннэр на кухне своей квартиры в Горьком, 1980-е гг.


Борьбой с диссидентским движением занималось созданное по инициативе Ю. В. Андропова 5-е управление Комитета государственной безопасности. Основными мерами подавления диссидентства были: 1)Уголовное преследование и заключение в места лишения свободы. 2) Запрет на творческую деятельность. З) Помещение в психиатрические лечебницы. 4) Высылка за границу. Борьба советских властей с диссидентским движением.


Укорененность в сознании народа советских реалий. Относительное материальное благополучие жизни советских граждан по сравнению с временем войны, голода и репрессий. Нелегальное положение диссидентов, отсутствие возможности открытого распространения своих идей. Наличие у государства мощного репрессивно- карательного и идеологического аппарата, направленного на подавление диссидентского движения. Идейная и организационная разобщенность диссидентов. Причины слабого распространения диссидентского движения в СССР.


1. Признавал необходимость модернизации экономической и политической системы «реального социализма», однако при сохранении и усилении контроля КПСС и КГБ над населением. 2. Началась борьба с «нетрудовыми доходами» и мелкой спекуляцией. 3. Развернулась кампания по укреплению трудовой дисциплины, как основное средство решения экономических проблем. 4. Предполагалось перейти к расширению самостоятельности предприятий, хозрасчету, кооперативам и т. д. Смерть Андропова в феврале 1984 г. и приход к власти тяжело больного К.У. Черненко, которому было уже 73 года, заморозило намечанные реформы гг. – правление Ю.В. Андропова
МЕРЫ,НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОДЪЕМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГЛАВНАЯ ИДЕЯ – ХОЗРАСЧЕТ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛИКВИДАЦИЯ СОВНАРХОЗОВ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВ СОЧЕТАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ИЗ ЦЕНТРА И НИЗОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СВЕРХУ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ – ОБЪЕМА РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ ВНЕДРЕНИЕ В ПЛАНОВО-ДИРЕКТИВНУЮ ЭКОНОМИКУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ: ЦЕНА, ПРИБЫЛЬ, КРЕДИТ, ПРЕМИИ РАЗРЕШИТЬ ЧАСТЬ ПРИБЫЛИ ОТЧИСЛЯТЬ В ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ СЕНТЯБРЬСКИЙ 1965 г. ПЛЕНУМ ЦК КПСС


ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СССР (КОНСТИТУЦИЯ 1977 года) КОМИТЕТ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ЦК КПСС СОВЕТ СОЮЗА КПСС КОМИТЕТ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ СССР ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР СССР ПРОКУРАТУРА СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК ПРОКУРАТУРА АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ СОВЕТ МИНИСТРОВ СССРВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК ВЕРХОВНЫЙ СУД СССР ВЕРХОВНЫЕ СОВЕТЫ АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК, КРАЕВ, ОБЛАСТНЫЕ СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ВЕРХОВНЫЕ СУДЫ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК ВЕРХОВНЫЕ СУДЫ АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, НАРОДНЫЕ СУДЫ МИНИСТЕРСТВА И ГОСКОМИТЕТЫ СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК СОВЕТЫ МИНИСТРОВ АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК, ИСПОЛКОМЫ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ КРАЕВЫЕ, ОБЛАСТНЫЕ ПАРТИЙНЫЕОРГАНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ПАРТИЙНЫЕОРГАНИЗАЦИИ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ЦК КПСС СЕКРЕТАРИАТ ЦК КПСС ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС ЦК КПСС


ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СССР(1977 – 1989 гг.) ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СОВЕТ СОЮЗА СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПОСЕЛКОВЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ


КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ В –е гг. ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ОТСУТСТВИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБ НОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОТСУТСТВИЕ У НАСЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТИМУЛОВ К ТРУДУ НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСПОДСТВО АДМИНИСТРАТИВНО- КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ НАМЕТИЛОСЬ ОТСТАВАНИЕ ВО ВСЕХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ НЕ ВЫПОЛНЯЛИСЬ ПЛАНЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВОЙ ТЕХНИКИ И РОСТУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА СНИЖАЛИСЬ ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УВЕЛИЧИВАЛОСЬ ЧИСЛО УБЫТОЧНЫХ ХОЗЯЙСТВ УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРОВ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ НЕ ПРИНОСИЛО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОБЪЕМ ВАЛОВОЙ ПРОДУКЦИИ СОКРАЩАЛСЯ. В гг. ОН СОСТАВЛЯЛ 13% СОВОКУПНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА, А В гг. – 6% В ПРОМЫШЛЕННОСТИВ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ П Р О Я В Л Е Н И Е


СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА В 70-е – НАЧАЛЕ 80-Х ГОДОВ ФИНАНСИРОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПО «ОСТАТОЧНОМУ» ПРИНЦИПУ МАССОВЫМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЖИЛЬЯ УВЕЛИЧЕНИЕМ РАЗМЕРОВ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРПЛАТЫ НИЗКООПЛАЧИВАЕМЫМ КАТЕГОРИЯМ РАБОТНИКОВ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ «НОМЕНКЛАТУРЫ» ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ ХАРАКТЕРИЗОВАЛАСЬ НЕОПРАВДАНЫМ СБЛИЖЕНИЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА ИНЖЕНЕРНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА И РАБОЧИХ РОСТОМ ЗАРПЛАТЫ БЕЗ УЧЕТА РЕАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ СЛЕДСТВИЕМ ПРОТИВОРЕЧИВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БЫЛО: РАСТУЩЕЕ НЕДОВОЛЬСТВО В СТРАНЕ ПАДЕНИЕ АВТОРИТЕТА КПСС РОСТ НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ (ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО, КОРРУПЦИЯ) РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В НАЧ. 80-х (ПО СРАВНЕНИЮ С гг.) УМЕНЬШИЛИСЬ 2,8 РАЗА


ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ П Р О Т И В О Р Е Ч И Я П О С Л Е Д С Т В И Я МЕЖДУ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ И БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТЬЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ С ЕЕ СТАРЫМИ ПОДХОДАМИ И НОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ МЕЖДУ ПРОВОЗГЛАШЕННЫМИ ИДЕАЛАМИ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА И РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ МЕЖДУ ТРИБУННЫМИ ЗАКЛИНАНИИ И НАРОДОВЛАСТИИ И ВОЛЮНТАРИЗМОМ И СУБЪЕКТИВИЗМОМ НА ПРАКТИКЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ РУКОВОДЯЩЕЙ РОЛИ ПАРТИИ УНИВЕРСАЛЬНЫМ СРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ВСЕХ ПРОБЛЕМ В СТРАНЕ И Т.Д. ВСЕ БОЛЬШЕЕ ЗАКОСНЕНИЕ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР ДОГМАТИЗМ В ИДЕЙНОЙ СФЕРЕ НАРАСТАНИЕ МАССОВОГО СКЕПТИЦИЗМА, ПОЛИТИЧЕСКОЙ АПАТИИ ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СЛАВОСЛОВИЕ ВОЗВЕЛИЧЕВАНИЕ РОЛИ Л.И. БРЕЖНЕВА


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР гг. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НОРМАЛИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ С ЗАПАДОМ УКРЕПЛЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА ПОДДЕРЖКА КОМУНИСТИЧЕСКИХ И НАЦИОНАЛЬНО- ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ август 1970 г. - подписан советско- западногерманский договор сентябрь 1971 г. - подписано соглашение между СССР, Англией и Францией по Западному Берлину 1971 г. принятие Программы мира 1972 г.- заключен договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ОСВ 1) август 1975 г. - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ 1971 г. - принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции проводилась «доктрина Брежнева» - ограниченного суверенитета по отношению к социалистическим странам 1968 г. - ввод советских войск в Чехословакию в конце 60-х гг. осложнение отношений с Китаем политическая поддержка, военная и экономическая помощь странам Азии и Африки участие в региональных конфликтах. В 1967 г. на стороне Египта и Сирии в арабо-израильском, в 1971 г. на стороне Индии в индо- пакистанском конфликтах. В 1974 г. - поддержка просоветского режима в Эфиопии г. - ввод советских войск в Афганистан


ФАКТОРЫ,ОПРЕДЕЛИВШИЕ СПОЛЗАНИЕ СССР К КРИЗИСУ(70-е – НАЧАЛО 80-х ГОДОВ) ЗАКОСТЕНЕЛЫЙ, АРХАИЧНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ; СТРАНА ПОВЕРНУЛА ОТ СТРАТЕГИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ К ВОЗРОЖДЕНИЮ УСТАНОВОК, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ «КАЗАРМЕННОГО СОЦИАЛИЗМА»; ПРИНИМАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ ОТЛИЧАЛИСЬ НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ И НЕ ПРИВОДИЛИ К ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ; УСЛИВАЛОСЬ ОТЧУЖДЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ ОТ СОБСТВЕННОСТИ, ОТСУТСТВОВАЛИ СТИМУЛЫ К ВЫСОКОЭФФЕКТИВНОМУ ТРУДУ; НЕПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ, ГОСПОДСТВО «ВАЛА», НЕРЕНТАБЕЛЬНОЕ, ЗАТРАТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО; НЕПОНИМАНИЕ РУКОВОДСТВОМ ТОГО, ЧТО КОМАНДНО- АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА ИСЧЕРПАЛА СВОЙ КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.

Целых 18 лет во главе Советского Союза находился Л.И. Брежнев. Его политическое время - эпоха медленной всеохватывающей эрозии, когда полным ходом шло разложение советского общества. В историке-политической литературе этот период характеризуют как застой, регресс.

Более того, на ряде участков общественно-политической жизни произошел настоящий откат. Как застой, так и откат проявили себя в деятельности верхов советской политической элиты, в теоретическом осмыслении действительности, в трактовке идейно-политического наследия прошлых лет. А мир стремительно менялся. Менялась и сама советская страна. Развивались наука, техника, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, жилищно-коммунальный сектор, школы, вузы, система здравоохранения и т. д.

Откат назад начался с восстановления должности Генерального секретаря ЦК КПСС на 23-м съезде партии в 1966 г. Сталинская концепция роли партии была законодательно закреплена в Конституции 1977 года, 6-я статья которой объявила КПСС руководящей и направляющей силой Советского общества.

Советская действительность демонстрировала откат и в силовом подавлении ина-комыслия: состоялся ряд политических процессов над участниками диссидентского движения: Буковским, Даниэлем и другими.

Определенной формой отката выступила практика прямого навязывания советского опьгга решения сложных проблем странам Восточной Европы, прежде всего Чехослова-кии, что проявилось в 1968 г. при вводе наших войск в эту страну с целью воспрепятство-вать утверждению у власти социал-демократических деятелей.

Леонид Брежнев - типичный представитель того слоя сталинской “кадровой рево-люции” 1937-1938 годов, который получил характеристику “третьего поколения”, (напом-ним: первое - поколение революционеров, второе - участники гражданской войны и люди “ленинского призыва” 1924-27 годов), чьей задачей была простая реализация партийных директив. Человек средних способностей, он с большим трудом воспринимал какие-либо теоретические выкладки.

Выдвижение Леонида Брежнева на пост Первого секретаря ЦК КПСС в октябре 1964 г. стало результатом сложного компромисса различных групп в верхних эшелонах власти.

Руководство СССР в лице Л. Брежнева и его окружения, ни характера эпохи, ни роли движущих сил не поняли, оставаясь в плену старых представлений эпохи “Краткого курса Истории ВКП(б)”. Исключение составляли всего три человека: А. Н. Косыгин, Ю.В. Андропов, Д.Ф. Устинов. Во многом благодаря их усилиям поддерживалось должное внимание к ряду направлений науки, образования. Были созданы мощные научные центры в Новосибирске, на Дальнем Востоке, на Урале, резко усилилось взаимодействие науки и ВПК, началось внедрение части рыночных механизмов в промышленности.

Но вскоре каток бюрократии задавил ростки нового.

Основные ошибки и упущения брежневского руководства:

Во-первых, оказалась не понята сущность эпохи, что привело к общей дезориентации в политике, разработке стратегии и тактике действий.

Во-вторых, не было понято то, что мир в целом вступил на путь, ведущий к построению постиндустриального общества и плавного перехода в стадию глобализации.

В-третьих, неверно были оценены движущие силы общественного прогресса.

В-четвертых, партийно-политическая элита, как порождение сталинской кадровой революции 1935-38 гг., имела ошибочное, искаженное представление об истинной сути социализма.

В-пятых, отказ от реформ и модернизации политической системы и экономики пришел в жесточайшее противоречие с требованиями времени и создал условия ускоренного разложения общества, “отторжения” большей части населения от партии и власти.

Пропаганда особой значимости интернационального долга: оказание финансово-экономической и военно-технической помощи народам Вьетнама, Египта, Кубы, Никара-гуа, Анголы, Южного Йемена, Эфиопии. Интернациональным долгом была объявлена совместная акция пяти стран Варшавского договора по вводу войск в Чехословакию в августе 1968 г. Статус интернационального долга приобрело советское участие в полити-ческой борьбе внутри Афганистана, продолжавшееся более 10 лет.

Жизнь разводила власть и общество в разные стороны по самым разным вопросам, и в итоге эпоха Брежнева стала для советского общества временем, когда партийно-политическая элита и народ оказались разделены всё расширявшейся полосой отчужде-ния, а интеллигенция, игнорируемая властью, превратилась в социальную базу дисси-дентства.

К чему это в итоге приводило?

1. Вызреванию всего того, что противоречило единству государства и общества.

2. Развитию процессов неконтролируемого расслоения общества, возникновению спайки криминала и теневых дельцов.

3. Упадку престижности науки, образования, культуры.

4. Девальвации идейно-нравственных ценностей, разрыву слова и дела.

5. Нарастанию социальных и межнациональных противоречий.

6. Резкому падению эффективности труда и трудовой дисциплины.

7. Глубокой и всесторонней эрозии советской политической системы.

Эпоха Л.И. Брежнева стала периодом стагнации и разложения советского общества. Оказались утрачены или основательно подорваны почти все морально-этические ценности, вызрели собственнические настроения и привычки. Страна проигрывала соревнование с Западом не только в области научно-технического прогресса, но и в деле повышения благосостояния народа, раскрытия потенциала личности, удовлетворения насущных потребностей человека. Тем самым подрывалась вера в будущее.

Включение советского государства в изматывающую гонку вооружений, непосильный груз “интернационального долга”, расширение масштабов политического и военно-политического противостояния стали непосильным бременем. Требовались продуманные, экстраординарные решения модернистского плана.

2. Юрий Андропов: заявка на поворот.

Чересчур краток был тот период, когда во главе нашей страны находился Ю. Андропов. Всего пятнадцать месяцев. Но начатая им серия перемен оказалась весьма значительной, объемной и главное - долгожданной. Она и сегодня, двадцать лет спустя, сохраняет в большинстве своём положительную оценку в различных по идейно-политическим взглядам кругах российской общественности.

Исторический “миг” Юрия Андропова характерен стремлением покончить с утвердившимся благодушием, анархо-трудовой распущенностью. Известно, что одно только наведение порядка на производстве дало в 1983 г. прирост производительности труда на 10 процентов.

Юрию Владимировичу пришлось демонстрировать жесткость по отношению к политике Запада в отношении СССР. Он действовал по принципу: око за око. На каждый американский “Першинг”, установленный в ФРГ и Бельгии, Советский Союз отвечал аналогичной ракетой на территории ГДР, Польши, Венгрии.

Началась борьба с коррупцией в МВД, на транспорте, в партийном и государственном аппарате. Чистка кадров обещала принять масштабный характер.

Не прибегая к громким фразам, Андропов применил в сельском хозяйстве практику хозрасчета, то есть принцип рыночной экономики. Мало кто помнит, что одно лишь повышение цен на закупки сельхозпродукции с 1 января 1983 г. обеспечило прирост производства в аграрном секторе на 5 %.

Менялась практика взаимоотношений в “верхах”, на номенклатурные данные уже не смотрели как на что - то священное. Оценку человеку стали давать по его делам. Прагматик Андропов действовал медленно, но целенаправленно. Однако отпущенный ему историей лимит времени оказался чересчур мал.

Историк не вправе делать выводы о том, как могли бы развиваться события, если бы врачи смогли спасти Андропова. То, что целостность страны была бы сохранена - несомненно. Юрий Владимирович не допустил бы падения Берлинской стены, развала Варшавского договора. Реформы всех структур общества и государства при нем, скорее всего, пошли бы по той схеме, как это имеет место в Китае. Но в случае с Андроповым медицина оказалась бессильна.


Похожая информация.