Кто побывал на южном полюсе. Как человек впервые покорил южный полюс

Трагическое открытие Южного полюса

Норвежский полярный исследователь Руал Амундсен (1872–1928) прославился в 1906 году как первый путешественник, которому удалось пройти на небольшом судне из Атлантического океана в Тихий по так называемому Северо-западному проходу.

Осенью 1910 года Амундсен на корабле Нансена «Фрам» отправился к Северному полюсу. Однако в пути он получил известие о том, что там уже побывали Кук и Пири. Тогда Амундсен решил изменить маршрут экспедиции на прямо противоположный. Его целью стал Южный полюс.

Туда, как он знал (сам консультировал!), отплыла английская экспедиция, руководимая капитаном Королевского флота Робертом Скоттом (1868–1912). До этого он совершал маршруты в Антарктиде в начале XX века. В 1907 году Эрнест Шеклтон (прежде он был в группе Скотта) с четырьмя товарищами на пути к Южному полюсу прошли за 8 8 ° южной широты. И хотя до цели оставалось менее 200 км, они из-за страшной усталости и нехватки продовольствия вьшуждены были вернуться назад (более тысячи километров).

Р. Амундсен: «С детства я мечтал о Северном полюсе, а покорил… Южный»

Итак, взяв курс на Южное полушарие, Амундсен оповестил Скотта о своем намерении. Началось соревнование – наперегонки.

Надо отдать должное Скотту: его экспедиция преследовала в значительной мере научные цели, была оснащена разнообразными приборами, вела на маршруте регулярные наблюдения за погодой. Все это, безусловно, затрудняло продвижение.

Понадеялись на технику, взяв мотосани; но они быстро вышли из строя. По какому-то нелепому заблуждению (почему опытный Амундсен не разубедил?) использовали лошадей, пони, которые не смогли перенести страшную антарктическую стужу. Да и одежда полярников в те времена была громоздкой и недостаточно утепленной.

Всех этих промахов избежал Амундсен. Он избрал более короткий путь (почти на 100 км), взял мобильную группу, оснащенную в «эскимосском стиле», с собачьими упряжками. За время зимовки его люди на значительной части маршрута расставили промежуточные базы, склады продовольствия и горючего.

Его попытка выйти значительно раньше Скотта – в конце августа – не удалась: пришлось вернуться из-за сильных морозов. Суровая полярная весна еще не наступила. 15 октября они пошли на штурм Южного полюса.

Отряд Скотта выступил чуть позже из-за неполадок с техникой. Они также пересекали гигантский широкий шельфовый ледник Росса. У группы Амундсена было преимущество: путь до полярного круга у них был вдвое короче. Имея хорошо подобранные собачьи упряжки, его группа из пяти человек за четыре дня поднялась на ледник высотой около 3 км. Всего им предстояло пройти 2250 км.

С огромными усилиями, волоча за собой сани с вещами и провиантом, стараясь вести научные наблюдения, пробивались к полюсу Скотт и его спутники: Лоуренс Оутс, Эдвард Уилсон, Эдгар Эванс, Генри Бауэре.

Группа Амундсена, отправившаяся чуть позже них, двигалась быстрее и немного более простым путем, хотя и менее изученным, и первой достигла Южного полюса 14 декабря 1911 года. Они водрузили норвежский флаг, все вместе держась за древко.

Амундсен записал в дневнике: «Никто, вероятно, не был более далек от цели своей жизни, чем я в эту минуту. С детства я мечтал о Северном полюсе, а покорил… Южный».

Обратный путь они прошли быстро по знакомому маршруту от базы к базе, несмотря на сильный мороз. Они были отличными выносливыми лыжниками, привыкшими к Заполярью. 26 января 1912 года все они вернулись на побережье. Здесь их поджидал «Фрам», успевший совершить исследовательский поход.

К тому времени Скотт и его товарища уже достигли (17 января) заветной точки, от которой все пути ведут на север. Англичане издали увидели норвежский флаг, подошли к истоптанной площадке.

Это было страшным потрясением в жизни этих сильных людей. Они были истощены физически и опустошены морально.

«Все труды, все лишения и муки – к чему? Пустые мечты, которым теперь настал конец».

Обратный путь оказался мучительным и трагичным. Пронизывающий холод. Скотт и Эванс упали в глубокую трещину. Эванс серьезно пострадал, по-видимому, получил сотрясение мозга. Он стал быстро терять силы и 17 февраля скончался.

Оставшиеся четверо добрались до базового склада. Тут их ожидал новый удар: из баков при очень низких температурах вытек весь керосин. Они остались без топлива.

С каждым днем портилась погода. Температура опустилась ниже 40 °C. Заболевший Оутс, жертвуя жизнью, 16 марта ночью в пургу ушел из палатки и замерз. Скотт записывает через два дня: «Мы изнурены почти до предела… Моя правая нога пропала – отморожены почти все пальцы». Через 4 дня: «Метель не унимается… Топлива нет, пищи осталось на раз или два. Должно быть, конец близок».

Последние записи Скотта 29 марта: «Жаль, но я не думаю, чтобы я был в состоянии еще писать. Р. Скотт». Однако у него нашлись силы на последние слова: «Ради Бога, не оставьте наших близких».

Группа поиска через 8 месяцев обнаружила палатку. В ней лежали заледенелые тела трех путешественников. Скотт сидел, прислонившись к стойке, с записной книжкой под головой.

На памятнике, установленном на их могиле, надпись: «"Бороться, искать, найти и не сдаваться" – было девизом их жизни» (строка из поэмы Альфреда Тениссона).

Амундсен был потрясен известием о гибели своих «соперников». Он не без основания чувствовал в этом и немалую долю своей вины.

У него возникла честолюбивая мечта первым из землян побывать на обоих полюсах планеты. В 1918 и 1925 годах он пытался достичь Северного полюса на аэроплане и гидроплане, – неудачно. Третья попытка была предпринята на дирижабле «Норвегия», построенном по проекту инженера Нобиле в Италии на средства американца Элсуэрта. Они совершили в мае 1926 года трансарктический перелет из Шпицбергена до Аляски, сбросив над Северным полюсом норвежский, итальянский и американский флаги.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги О Великой Отечественной Войне Советского Союза автора Сталин Иосиф Виссарионович

ПРИКАЗ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГОПО ВОЙСКАМ ЮГО-ЗАПАДНОГО,ЮЖНОГО, ДОНСКОГО, СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО, ВОРОНЕЖСКОГО, КАЛИНИНСКОГО,ВОЛХОВСКОГО И ЛЕНИНГРАДСКОГОФРОНТОВ В результате двухмесячных наступательных боёв Красная Армия прорвала на широком фронте оборону

Из книги Элементы #9. Постмодерн автора Дугин Александр Гельевич

Алексей Цветков Штирнер - Прудон: два полюса анархии 1. Макс Штирнер - солипсизм против одержимостиМежду ними немного общего. Первая книга Штирнера попала на прилавки только благодаря тому, что саксонский цензурный комитет счел сочинение результатом расстроившегося

Из книги Как спасти заложника, или 25 знаменитых освобождений автора Черницкий Александр Михайлович

Очерк 17. ТРАГИЧЕСКОЕ ОПОЗДАНИЕ «ДЕЛЬТЫ» ОБОЛЬСТИТЕЛИ С «ПОДАРКАМИ» Служба безопасности израильской авиакомпании «Эль-Аль» обрушивает на каждого пассажира лавину вопросов: куда и с какой целью он летит, что находится в багаже, лично ли человек упаковывал чемоданы, не

Из книги Великая пирамида Гизы. Факты, гипотезы, открытия автора Бонвик Джеймс

Из книги Норманны [Покорители Северной Атлантики (litres)] автора Джонс Гвин

Открытие и заселение Начальная история Гренландии – это история жизни Эйрика Рыжего. Он первым исследовал остров и первым поселился на нем. Дал ему имя и вдохновил многих исландцев переселиться на эту землю. Он досконально описал западное побережье острова, невзирая на

Из книги «Наутилус» у Северного полюса автора Андерсон Уильям

У Северного полюса Пири описывал паковый лед вблизи Северного полюса как «непроходимый бесцветный хаос изломанного и нагроможденного льда». Росс говорил о нем: «Пусть они помнят, что морской лед - это камень, представляющий собой как бы подвижную плавающую скалу, мыс

Из книги Господин мой–время автора Цветаева Марина

Открытие музея Впервые - в журнале «Встречи» (Париж. 1934. № 2).С. 95….восемнадцатилетний зять моего отца… - Сергей Яковлевич Эфрон (1893–1941), муж Марины Цветаевой; оба вернулись из заграничного свадебного путешествия к открытию музея.С. 96….золотому… Пактолу. - Пактол, река

Из книги СССР – потерянный рай автора Мухин Юрий Игнатьевич

Открытие А началось все с того, что стало мне за державу обидно. Вообще-то мне и раньше за нее было обидно, но я просто не видел, как к этой обиде подступиться, поскольку не мог понять, в чем тут причина. Ну, сами посудите: страна огромная, из минеральных ресурсов есть если и не

Из книги Отечественные морские ледоколы. От «Ермака» до «50 лет победы» автора Кузнецов Никита Анатольевич

«Арктика» – покоритель Северного полюса Почтовая марка с изображением атомного ледокола «Арктика». Художник А. АксамитЛедокол «Арктика» стал первым в серии из шести атомных ледоколов проекта 10520 («Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»).

Из книги Британская империя автора Беспалова Наталья Юрьевна

Из книги Дневники полярного капитана автора Скотт Роберт Фолкон

Э. К. Пименова. Герои Южного полюса. РОБЕРТ СКОТТ

Из книги В сердце Антарктики автора Шеклтон Эрнест Генри

Глава XIX. Возвращение с полюса Тяжкое время. – Первые признаки изнурения. – Трудно не терять оставленных следов. – Призрак голода. – Частые несчастные случаи. – Случай с самим Скоттом. – Конец похода по вершинам. – Отрадное чувство при вступлении на твердую почву. –

Из книги В поисках Эльдорадо автора Медведев Иван Анатольевич

Э. К. Пименова. ГЕРОИ ЮЖНОГО ПОЛЮСА. ЭРНСТ ШЕКЛТОН Глава I Снаряжение экспедиции Шеклтона. – Отплытие из Литлтона. – Полярный путешественник в летнем костюме. – Запоздавший профессор и непредвиденное препятствие. – Плавание «Нимрода». – Великий ледяной барьер. –

Из книги автора

От Литтелтона до Южного полярного круга Наконец настало и 1 января 1908 года! Наше последнее утро в пределах цивилизованного мира было теплым, ясным и солнечным. Для меня этот день был связан с некоторым чувством освобождения и облегчения от той тяжелой и напряженной

Из книги автора

Поход для устройства южного склада К середине сентября на мыс Хат был уже перевезен достаточный запас провизии, керосина и снаряжения. Туда доставили все требовавшееся для путешествия к Южному полюсу, чтобы мы могли выступить в путь с базы, расположенной возможно южнее.

Из книги автора

Претендент на корону полюса Эрнст Генри Шеклтон родился 15 февраля 1874 года в Ирландии. Карьеру на английском флоте начал юнгой. Впервые уходя в море, он составил для себя памятку, где под первым пунктом записал: «Сверкающая звезда светит тем, чья жизнь наполнена великим

Раз человек сумел покорить Северный полюс, рано или поздно он должен был достичь и Южного, расположенного в центре ледяного материка Антарктиды.
Здесь ещё холоднее, чем в Арктике. Вдобавок почти никогда не утихают свирепые ураганные ветры… Но Южный полюс тоже сдался, причём история покорения двух крайних точек Земли любопытным образом связалась воедино. Дело в том, что в 1909 году на завоевание Северного полюса, как и Пири, намеревался выступить знаменитый полярный исследователь Руал Амундсен — тот самый, что за несколько лет до этого сумел провести свой корабль из Атлантического океана в Тихий северо-западным морским путём. Узнав же, что Пири добился-таки успеха первым, честолюбивый Амундсен, не колеблясь, направил своё экспедиционное судно «Фрам» к берегам Антарктиды. Он решил, что будет первым на Южном полюсе!
Добраться до самой южной точки Земли пытались и прежде. В 1902 году капитан английского королевского военно-морского флота Роберт Скотт вместе с двумя спутниками сумел достичь 82 градусов 17 минут южной широты. Но затем пришлось отступить. Потеряв всех ездовых собак, с которыми они начали путешествие, трое смельчаков едва смогли вернуться к берегу Антарктиды, где стояло экспедиционное судно «Дискавери».

В 1908 году новую попытку предпринял другой англичанин — Эрнст Шеклтон. И вновь неудача: несмотря на то, что до цели оставалось всего лишь 179 километров, Шеклтон повернул назад, не выдержав тягот пути. Амундсен же и в самом деле добился успеха с первого раза, продумав буквально каждую мелочь.
Его путешествие к полюсу было разыграно, как по нотам. Между 80-м и 85-м градусами южной широты через каждый градус норвежцы заранее устроили склады с продовольствием и топливом. В путь Амундсен отправился 20 октября 1911 года, с ним были четверо спутников-норвежцев: Хансен, Вистинг, Хассель, Бьоланд. Путешественники двигались на санях, которые тащили ездовые собаки.

Костюмы для участников похода были сшиты… из старых одеял. Идея Амундсена, неожиданная на первый взгляд, полностью себя оправдала — костюмы были легки и вместе с тем очень теплы. Но трудностей немало выпало и на долю норвежцев. Удары пурги до крови иссекли лица Хансена, Вистинга и самого Амундсена; эти раны долго потом не заживали. Но закалённые, мужественные люди не обращали внимания на такие мелочи.
14 декабря 1911 года в 3 часа дня норвежцы достигли Южного полюса.
Они пробыли здесь три дня, проводя астрономические определения точного местоположения, чтобы исключить малейшую возможность ошибки. В самой южной точке Земли был установлен высокий шест с норвежским флагом и вымпелом «Фрама». На доске, прибитой к шесту, все пятеро оставили свои имена.
Обратный путь занял у норвежцев 40 дней. Не произошло ничего непредвиденного. И рано утром 26 января 1912 года Амундсен вместе со своими спутниками вернулся на берег ледяного материка, где в Китовой бухте его поджидало экспедиционное судно «Фрам».

Увы, победа Амундсена была омрачена трагедией другой экспедиции. В том же 1911 году новую попытку достичь Южного полюса предпринял Роберт Скотт. На этот раз она была успешной. Но 18 января 1912 года Скотт и четверо его спутников нашли на Южном полюсе норвежский флаг, оставленный Амундсеном ещё в декабре. Разочарование англичан, пришедших к цели лишь вторыми, оказалось столь великим, что выдержать обратный путь у них уже не было сил.
Несколько месяцев спустя поисковые отряды англичан, обеспокоенных долгим отсутствием Скотта, разыскали в антарктических льдах палатку с замёрзшими телами капитана и его спутников. Кроме жалких крох еды, в ней обнаружили 16 килограммов редких геологических образцов Антарктиды, собранных во время путешествия на полюс. Как оказалось, до спасительного лагеря, где запасено было продовольствие, от этой палатки оставалось всего двадцать километров…

Мифически недоступное место планеты, на которое нога человека ступила всего каких-нибудь сто лет назад, Южный полюс - пункт притяжения для увлечённых туристов-экстремалов и самое дорогое туристическое направление Земли. В год на его ледяной шапке имеют возможность постоять не более сотни путешественников - те, кого не испугаешь трудными климатическими условиями и высотой в 2800 метров над уровнем моря, равно как и более чем солидной стоимостью тура - от 45 тысяч USD. Путешествия сюда проводятся лишь пару месяцев в году - в разгар антарктического лета, приходящийся на декабрь - январь. Сделать автопортрет-отражение в зеркальном шаре, обозначающем Южный полюс, удостовериться, что компас всё же продолжает показывать на юг, и прогуляться пешком от нижнего «пупа» Земли до американской станции «Амундсен - Скотт» - вот лишь неполный список развлечений, доступных туристам на Южном полюсе.

Немного географии

Южный полюс - точка, через которую проходит воображаемая ось вращения Земли, диаметрально противоположная Северному полюсу . Располагается она практически в центре материка Антарктида ближе к его тихоокеанскому побережью. Ближайший географический район Антарктиды - знаменитый и исключительно живописный шельфовый ледник Росса, именуемый первыми исследователями континента не иначе как непреодолимой границей к его внутренним территориям.

Подобно тому, как Северный полюс имеет координаты 90° северной широты, Южный с точностью до наоборот может похвастать лишь широтой, так как меридианы здесь сходятся в одну точку, и долгота отсутствует. Так что его точные координаты - 90° южной широты. По этой же причине отсюда во все стороны - только север, что подтверждает курьёзный указатель на Южном полюсе с четырьмя N во все стороны света.

Толщина льда в районе Южного полюса - более 2800 метров, под которыми расположен собственно материк Антарктида.

И истории

Честь покорения Южного полюса принадлежит норвежцу Руалю Амундсену. Знаменательное событие произошло 14 декабря 1911 года, когда исследователю в компании пяти соратников удалось достичь крайней южной точки Земли и зафиксировать своё точное положение приборами (из которых у экспедиции был только секстант). Попытавшийся повторить подвиг Амундсена англичанин Роберт Скотт хоть и достиг Южного полюса 33 днями позже, однако вернуться к «цивилизации» не смог: все члены экспедиции погибли на обратном пути. Следующие люди на полюсе появились лишь через 44 года - в 1956 году, когда здесь совершил посадку американский самолёт и была основана полярная база «Амундсен - Скотт». Сегодня именно сюда прибывает большая часть туристов, собирающихся покорить Южный полюс, который, к слову, расположен всего в 100 метрах от станции.

Туристические экспедиции на Южный полюс проводятся в декабре - январе, когда столбик термометра показывает порядка -22...-26 °С.

Климат Южного полюса

Южный полюс - крайне холодное и мало приспособленное для жизни место планеты. В отличие от побережья Антарктиды, где годовая температура колеблется в пределах 0...-35 °С, на полюсе значительно холоднее. Туристические экспедиции проводятся сюда в декабре - январе, когда столбик термометра показывает порядка -22...-26 °С.

Впрочем, путешественников размещают в палаточном лагере станций «Юнион Глейшер» или «Новолазаревская», где климат более благоприятный: порядка -5...-10 °С снаружи и до +15 °C в палатке, которую отлично прогревает незаходящее солнце.

Полярный день на Южном полюсе длится с 23 сентября по 21 марта, а с середины мая до конца июля здесь царит полная и непроглядная полярная ночь, лишь изредка озаряемая северным (вернее, южным) сиянием. И даже в пик полярного дня солнце не поднимается выше 23° над горизонтом - примерно как в Москве в феврале.

Точка Южного полюса обозначена зеркальным шаром около 30 см в диаметре, установленном на красно-белом полосатом столбе, и флагами стран-освоительниц Антарктиды вокруг.

Как посетить Южный полюс

В отличие от Северного полюса, вариантов покорения которого - вагон и маленькая тележка: хочешь, на борту круизного судна, хочешь, на вертолёте, хочешь, на лыжах или собаках, на Южный полюс можно прибыть исключительно по воздуху.

В настоящее время последователей Амундсена и Скотта доставляют на южный «пуп» две компании: первая работает с американским лагерем «Юнион Глейшер», куда приземляются рейсы из Пунта-Аренаса , вторая - с русской базой «Новолазаревская», принимающей борта из Кейптауна . Выгадать в цене не получится: учитывая то, что туристы не бедные, компании согласованно работают по принципу «у нас не каждый день бывают Рокфеллеры».

С «Юнион Глейшер» и с «Новолазаревской» на полюс путешественников доставляют на американских самолётах DC-3 или BT-67 - с виду, обычных «кукурузниках» с внешними винтами, однако идеально подходящих для сложных антарктических условий. Они приземляются на аэродроме американской базы «Амундсен - Скотт» в буквальном смысле слова в шаговой доступности от Южного полюса. Церемония «покорения» крайней южной точки Земли, обязательная фотосессия, «звонок маме» с Южного полюса по спутниковому телефону и экскурсия по базе - и на крайнюю нижнюю точку карты мира можно смело втыкать кнопку.

Что посмотреть на Южном полюсе

Южный полюс - место ради места, а не ради достопримечательностей. Здесь одновременно мало и много того, на чём можно задержать взгляд. С одной стороны, однообразные снежные ландшафты, перемежаемые невысокими горами, уходящие за горизонт. Ни животных, ни птиц, не говоря уже о лютиках-цветочках. Даже собственно точка Южного полюса ничего выдающегося из себя не представляет: зеркальный шар около 30 см в диаметре, установленный на красно-белом полосатом столбе, и флаги стран-освоительниц Антарктиды вокруг. С другой стороны, вокруг Южного полюса есть масса всего необычного и интересного. Хотя бы удивительный быт антарктической станции «Амундсен - Скотт»: растапливание снега, снегомобили на гусеничном и колёсном ходу, взлётно-посадочная полоса на идеально ровной ледяной поверхности... наконец, довольно комичные правила пользования туалетом с поправкой на суровые условия Антарктики. Да и само путешествие до Чили или ЮАР (где до или после экспедиции можно задержаться на пару-тройку дней) способно подарить массу незабываемых впечатлений.

Экспедиция Р. Амундсена

Северный полюс планеты покорен, значит должен быть покорен и Южный полюс. В Антарктиде намного холоднее, чем в Арктике, где свирепые ураганные ветры практически не утихают, но воля человека оказалась намного сильнее. Южный полюс тоже сдался.

Определение 1

Южный полюс – это точка пересечения земной оси вращения с её поверхностью в Южном полушарии.

Находится Южный полюс на высоте $ 2800$ м в пределах Полярного плато Антарктиды. Покорение двух крайних точек планеты можно связать воедино. Еще в $1909$ г. на покорение Северного полюса хотел выступить знаменитый полярный исследователь Руал Амундсен, но его опередил Р. Пири, добившийся успеха первым. Не колеблясь, честолюбивый Амундсен свое экспедиционное судно «Фрам» направил к берегам Антарктиды, решив, что на Южном полюсе он будет первым. До Амундсена подобную попытку предпринимали многие исследователи, но безуспешно. Амундсен продумал все мелочи своего мероприятия. Через каждый градус широты норвежцы устраивали склады с продовольствием и топливом, чтобы использовать их на обратном пути. В путь экспедиция, состоящая из $4$-х человек, отправилась $20$ октября $1911$ г. Двигались на санях, которые тащили ездовые собаки. В отношении костюмов участников похода идея Амундсена полностью себя оправдала – костюмы, сшитые из старых одеял, были легкими и теплыми, но трудностей это не убавило. Почти одновременно с норвежской экспедицией к Южному полюсу устремилась экспедиция британская, во главе которой стоял капитан $I$ ранга, кавалер ордена Виктории Роберт Фолкон Скотт. За $85$ параллелью норвежцев ждал тяжелый подъем с шельфового ледника Росса на хребет, который впоследствии был назван в честь норвежской королевы (хребет Куин-Мод). Заканчивающийся провиант пополняли собаки, взятые специально с этой целью. Лишних собак убивали, чтобы кормить их мясом остальных животных и людей. Норвежская экспедиция $15$ декабря $1911$ г. достигла Южного полюса. Здесь, на высоте $ 2800$ м, была разбита палатка и поднят норвежский флаг. Южный полюс покорился людям. На доске, прибитой к шесту, все участники экспедиции оставили свои имена. Через два дня они повернули обратно, их путь лежал на север. На обратном пути, который занял $40$ дней, не произошло ничего непредвиденного. Каждые три дня приходилось убивать одну собаку, чтобы люди и животные питались свежим мясом, пока не подойдут к $85$ параллели – где находился первый из оставленных ими складов.

В тех событиях участие принимали и представители России. На «Фраме» молодой и талантливый океанограф А. Кучин проводил свои многочисленные исследования, а среди зимовщиков-англичан были Д. Гирев и конюх А. Омельченко. В Китовую бухту, где исследователей поджидало экспедиционное судно «Фрам», Амундсен вернулся $26$ января $1912$ г, пройдя в оба конца $2800$ км за $99$ суток. Победа норвежской экспедиции была омрачена страшной трагедией другой экспедиции к Южному полюсу.

Экспедиция Р. Скотта

Попытку достичь Южного полюса в том же году предпринял второй исследователь англичанин Роберт Скотт. На своем веку, успев покомандовать крейсерами и линкорами, Скотт был морским офицером. Два года он провел на антарктическом берегу, будучи руководителем исследовательской зимовки. Отряд, которым он руководил, за три месяца продвинулся по направлению к полюсу на тысячу миль. Вернувшись на родину, Скотт начал подготовку к следующей экспедиции. На пути к Антарктиде они узнали, что в том же направлении на Южный полюс движется экспедиция Амундсена. Основным транспортным средством Скотт выбрал низкорослых и очень выносливых маньчжурских пони. Кроме этих лошадок в путь были взяты собаки и моторные сани, которые в то время являлись новинкой. Путь до полюса был сложным – $800$ миль по страшным трещинам ледников и обратное возвращение в сорокаградусные морозы при свирепой пурге с полной потерей видимости. На пути к полюсу люди получили сильные травмы, обморожения, вышли из строя моторные сани, погибли все лошади. Оставалось только упорство и сила духа. Участники группы сопровождения, не дойдя до цели $150$ миль, повернули назад, а оставшиеся пятеро англичан, впрягшись в тяжелые сани, вышли на финишную линию. Эта линия не была прямой, она петляла среди трещин и ледяного хаоса антарктического высокогорья.

В математическую точку Южного полюса Р. Скотт с участниками похода подошли $17$ января $1912$ г. Их взору открылись остатки чужого лагеря, следы собачьих лап и палатка с норвежским флагом. Все было понятно – полюса достигли соперники ровно за месяц до их прихода. Немного отдохнув и отдав салют, отряд англичан двинулся в обратный путь. Они тоже передвигались от одного промежуточного склада до другого. В условиях страшной непогоды силы молодых и выносливых людей таяли. Умирает самый молодой и крепкий Эдгар Эванс. Лоуренс Отс, капитан драгунского полка, отморозил ноги и руки, передвигаться стало невыносимо больно. На одной из ночевок Отс покидает палатку, чтобы не быть обузой для товарищей. Все поняли, он добровольно пошел навстречу смерти. В живых оставалось $3$ человека, но жестокие метели не давали продвигаться вперед, к складу с пищей и теплом. Оставалось $11$ миль, всего $11$ из тех $1600$ уже пройденных, но мартовская пурга остановила их навечно.

Спустя $7$ месяцев тела лейтенанта Г. Бауэрса, доктора Э. Уилсона и Р. Скотта обнаружила спасательная группа, вышедшая на их поиски. Спасатели рядом с телом Скотта нашли сумку с дневниками и прощальными письмами. В сумке было найдено $35$ фунтов геологических образцов, которые были собраны во время пути. Глядя в глаза смерти люди, продолжали тащить эти камни до последнего своего дыхания.

Замечание 1

В последние минуты своей жизни этот отважный исследователь тщательно разобрал причины катастрофы, сумел дать самую высокую нравственную оценку каждому из своих спутников. Последней записью в его дневниках была фраза, облетевшая весь мир: «Ради Бога, не оставьте наших близких».

Обращаясь к своей жене, Роберт Скотт просил её о том, чтобы его сын, повзрослев, занялся естественной историей и продолжил дело своего отца. Доктор Питер Скотт, скончавшийся в $90$-е годы, по желанию отца стал выдающимся биологом и экологом. Он был одним из руководителей Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

Современные исследования Антарктиды

Целый ряд государств – США, Великобритания, Норвегия, Австралийский Союз – в первой половине $XX $века организовали специальные экспедиции, чтобы продолжить изучение этого сурового белого континента. Проводившиеся исследования касались только побережья материка, внутренние области которого оставались совсем неизвестными. Только Международный геофизический год, прошедший в $1957$-$1958$ гг., положил начало совместному изучению Антарктиды. Свои усилия в решении этого вопроса объединили $12$ государств мира и одно из ведущих мест в этой работе заняли советские исследователи. Для проведения экспедиций, которые организовывались на высоком научном и техническом уровне, использовался богатый практический опыт освоения Арктики.

Замечание 2

Во главе первой советской антарктической экспедиции стоял опытный полярник и крупнейший ученый – Михаил Михайлович Сомов, во главе второй экспедиции был Алексей Федорович Трешников. В сложнейших климатических условиях советские исследователи продвигались вглубь континента и за короткий период времени построили несколько научных станций – Мирный, Пионерская, Восток. Советские научные станции стояли не только на побережье материка, но и во внутренних и очень труднодоступных частях Антарктиды. Станция Полюс Недоступности была построена в прямом смысле там, где ещё не ступала нога человека.

В наше время самой крупной и основной станцией является станция Молодежная, где расположен аэрометеорологический центр Антарктики. Антарктида не имеет постоянного населения и никому не принадлежит. В суровых природных условиях работать на материке продолжительное время невозможно, максимальное время пребывания там ученых ограничивается годом. Это континент мира и науки, на котором по международному соглашению запрещено проведение любых испытаний оружия и ядерных взрывов. К сегодняшнему дню существует много научных трудов по Антарктиде, создан первый отечественный атлас материка, содержащий сведения обо всех компонентах её природы. На карте Антарктиды увековечены сотни имен русских исследователей.

К началу ХХ столетия эпоха географических открытий на Земле практически закончилась. На карту были нанесены все тропические острова, неутомимые исследователи прошли вдоль и поперек Африку и Южную Америку.


Оставались только две непокоренные людьми точки – Северный и Южный полюса, достичь которых было сложно из-за окружающей их бесплодной ледяной пустыни. Но в 1908-09 годах состоялись две американские экспедиции (Ф. Кука и Р. Пири) к Северному полюсу. После них единственной достойной целью оставался Южный полюс, расположенный на территории покрытого вечными льдами материка – Антарктиды.

История исследований Антарктиды

Побывать в самой южной точке земного шара стремились многие исследователи. Начало было положено знаменитым Америго Веспуччи, корабли которого в 1501 году добрались до пятидесятых широт, но вынуждены были повернуть из-за льдов. Более успешной была попытка Дж. Кука, в 1772-75 годах достигнувшего 72-го градуса южной широты. Он тоже вынужден был повернуть назад, не достигнув полюса, из-за могучих льдов и айсбергов, грозивших раздавить хрупкое деревянное судно.

Честь открытия Антарктиды принадлежит русским морякам Ф. Беллинсгаузену и М. Лазареву. В 1820 году два парусных шлюпа подошли вплотную к берегу и зафиксировали наличие неизвестного ранее материка. Спустя 20 лет экспедиция Дж.К. Росса обошла Антарктиду по окружности и нанесла на карту ее береговую линию, но на сушу все же не высадилась.


Первым человеком, ступившим на самый южный материк, стал австралийский исследователь Г. Буль в 1895 году. С этого времени достижение Южного полюса стало вопросом времени и подготовленности экспедиции.

Покорение Южного полюса

Первая попытка достижения Южного полюса состоялась в 1909 году и была неудачной. Английский исследователь Э.Шеклтон не дошел до него около ста миль и вынужден был повернуть назад, так как у него закончились продукты. Полярной весной 1911 года к Южному полюсу отправились сразу две экспедиции – английская под руководством Р. Скотта и норвежская во главе с Р. Амундсеном.

В течение нескольких последующих месяцев вечные льды Антарктики стали свидетелями грандиозного триумфа одной из них и не менее грандиозной трагедии другой.

Трагическая судьба экспедиции Р.Скотта

Британский морской офицер Роберт Скотт был опытным полярником. За несколько лет до этого он уже высаживался на берег Антарктиды и провел здесь около трех месяцев, пройдя по ледяной пустыне около тысячи миль. В этот раз он был полон решимости дойти до полюса и водрузить в этой точке британский флаг. Его экспедиция была отлично подготовлена: в качестве основной тягловой силы были выбраны привычные к холоду маньчжурские лошадки, имелось и несколько собачьих упряжек и даже техническая новинка – моторные сани.

Экспедиции Р. Скотта предстояло пройти около 800 миль, чтобы достигнуть Южного полюса. Это был страшный маршрут, изобиловавший ледяными торосами и глубокими трещинами. Температура воздуха практически все время не превышала 40 градусов мороза, нередким явлением была снежная пурга, во время которой видимость не превышала 10-15 метров.


На пути к полюсу от обморожения погибли все лошади, затем сломались аэросани. Не дойдя до завершающей точки около 150 км, экспедиция разделилась: дальше пошли только пять человек, впрягшись в груженые поклажей нарты, остальные повернули назад.

Преодолев немыслимые трудности, пятерка исследователей достигла Южного полюса – и тут Скотта с его спутниками постигло ужасающее разочарование. На самой южной точке планеты уже стояла палатка, на верхушке которой развевался флаг Норвегии. Англичане опоздали – Амундсен опередил их на целый месяц.

Обратный путь им не было суждено преодолеть. Один из английских исследователей умер от болезни, второй обморозил руки и предпочел сам уйти, затерявшись во льдах, чтобы не стать обузой для остальных. Трое оставшихся, в том числе и сам Р. Скотт, замерзли в снегах, не дойдя всего одиннадцати миль до последнего из промежуточных складов с продуктами, который они оставляли по пути следования к полюсу. Через год их тела были обнаружены высланной за ними спасательной экспедицией.

Руаль Амундсен – первооткрыватель Южного полюса

Мечтой норвежского путешественника Руаля Амундсена долгие годы был Северный полюс. Экспедиции Кука и Пири были достаточно сомнительными с точки зрения результативности – ни тот, ни другой не смогли достоверно подтвердить, что достигли самой северной точки планеты.

Амундсен долго готовился к экспедиции, подбирал необходимое снаряжение и припасы. Он сразу решил, что в северных широтах нет ничего лучше собачьих упряжек по выносливости и скорости передвижения. Уже выйдя в плавание, он узнал об экспедиции Скотта, отправившейся покорять Южный полюс, и принял решение тоже идти на юг.

Экспедиция Амундсена выбрала для высадки на материк удачное место, которое было на сто миль ближе к полюсу, чем стартовая точка экспедиции Скотта. Четыре собачьих упряжки, состоявшие из 52 лаек, тащили нарты со всем необходимым. Помимо Амундсена, в экспедиции участвовали еще четыре норвежца, каждый из которых был опытным картографом и путешественником.

Весь путь туда и обратно занял 99 дней. Ни один исследователь не погиб, все благополучно достигли в декабре 1911 года Южного полюса и вернулись домой, покрыв себя славой первооткрывателей самой южной точки планеты Земля.