Виды стрессов, основные теории. Адаптационная энергия

Позиции относительно того, как устроена организация, какие в ней протекают процессы отличаются у разных авторов. Но если придерживаться или , то предложенная Гансом Селье в начале прошлого века идея об адаптивной энергии может оказаться очень полезной. Интересно ее сравнить с популярной в организационном развитии . Но мы посмотрим, как адаптируются отдельные особи и их популяции, что можно взять за основу при анализе индивидуальных и организационных изменений.

Адаптация системы к меняющимся условиям входит в область интересов управления изменениями. Особенно актуальные данные вопросы в периоды кризисов, тем более, когда они глобальные. Важно разделить адаптацию (происходит на протяжении существования одного организма) от сукцессии (смена одного сообщества другим) и эволюции (процесс протекающий через множество поколений).

Приведенные ниже гипотезы и исследования рассматривают ситуацию, когда организмы и популяции находятся под действием ряда неблагоприятных факторов и для борьбы с ними имеют определенные ресурсы. Важно прояснить, как происходят процессы оптимального распределения этих ресурсов и адаптация.

Г. Селье исследовал инфекционные заболевания и заметил, что первоначальные проявления при различных болезнях у людей сходны. Ученый предположил, что у биологических существ в процессе эволюции сформировались адаптивные механизмы. В дальнейшем, рассуждая над данным вопросом, он выдвинул гипотезу об адаптационной энергии, которая дается человеку при рождении в ограниченном количестве и в дальнейшем израсходуется. Этим своим наблюдении он поделился в работе «Экспериментальные доказательства, подтверждающие концепцию адаптации энергии». Но дальнейшего развития концепция не получила, т.к. адаптационную энергию не представлялось возможным представить в физическом смысле, измерить, как параметр.

В последствии Б. Голдстоун (1952 г.), развивая идею адаптационной энергии, высказал мнение, что это не ограниченный ресурс, а восполняемый. Накапливать и восстанавливать его можно в результате определенных тренировок.

И вот в 2016 г. гипотеза получила научное подтверждение в виде математической модели, созданной группой ученых Сибирского федерального университета и университета Лестера во главе с А.Н.Горбанем. Его результаты изложены в статье “Evolution of adaptation mechanisms: Adaptation energy, stress, and oscillating death”.

При моделировании адаптивной динамики, ученые рассматривали адаптивную энергию в качестве “краеугольного камня” процессов приспосабливания. А.Горбань предлагает использовать данные закономерности не только в физиологии, но в экономике, социологии. Несмотря на то, что основные научные интересы ученого лежат в области математического моделирования, он имеет богатый практический опыт работы с социальными системами (в частности, проводил организационно-деятельностные игры). Анализируя зависимость факторов и их вариаций, Александр Николаевич приходит к выводу, что в стабильные периоды системы ведут себя одинаково, но в условиях кризиса их поведения отличается.

«Все хорошо приспособленные системы похожи, все неприспособленные системы не справляются с адаптацией каждая по-своему»

Такие понятия, сформулированные тысячелетия назад, как прана, энергия Ци близки к описанию адаптивной энергии. Но они скорее идеализация представлений о реальности. “Столь глобальное обобщение, выходящее за рамки любой науки, для нормального современного ученого немыслимо, но если сузить пределы до “всего лишь” единого универсального адаптационого ресурса, то появляется предмет для разговор”.

энергичный человек, психическая энергия , адаптационное напряжение и т.п. имеет весьма отдаленное отношение к энергии, рассматриваемой в физике

Для разных видов живых организмов можно выделить общий функционал адаптации, который будет ограничиваться особенностями конкретного организма. Тогда получается, что количество адаптационного ресурса, ограниченного рамками возможности организма и лежит в основе его адаптационной энергии.

Обратим внимание на три наиболее интересных явления.

Наблюдается следующий эффект: когда происходит адаптация – возникает напряжение и усиливаются функциональные взаимосвязи между частями, параметрами адаптируемой системы; когда адаптация протекает успешно корреляция уменьшается. Важно отметить разнонаправленное движение при возникновении адаптационного напряжения. С одной стороны оно приспосабливает систему к новым условиям, а с другой, отбирает ее ресурсы, что приближает систему к смерти.

Чем ближе система к границе смерти, тем больше адаптационное напряжение возникает у организмов. Но наблюдения за популяциями показывают, что с ними дело обстоит иначе. При приближении к критическому состоянию взаимодействие между частями популяционной системы уменьшается.

Так же интересно, что при определенных условиях возникает ситуация, когда система продолжительное время находится в граничном состоянии между жизнью и смертью. И причиной этого становится не изменившиеся внешние факторы, а присущий системе механизм адаптации.

Адапта́ция (лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Каждый из нас когда-нибудь загорал на пляже. Хотя причина такого длительного нахождения на солнце чисто косметическая, природа считает совсем иначе. Процесс загара - это пример адаптации, призванной защитить нас от вызванного ультрафиолетовыми лучами стресса, воздействующего на клетки кожи.

Процесс адаптации оборонительный по своей природе, и степень адаптации прямо пропорциональна интенсивности стрессового фактора. Вы когда-нибудь пробовали загорать посреди зимы? Можно часами лежать на солнце без каких-либо заметных изменений. Это становится возможным потому, что солнце невысоко, и ультрафиолетовые лучи не так интенсивны. Даже повторные продолжительные выходы на солнце мало к чему приведут.

Совсем другая реакция проявится летом, когда солнце находится прямо над головой. Она будет немедленной и мощной. Вначале кожа покраснеет и воспалится. Это, конечно же, соответствует стадии тревоги, согласно генеральному адаптационному синдрому Селье. Наш организм накапливает адаптивные силы в районе воздействия стресса. В случае с загаром это мобилизация меланина (кожного пигмента) для противодействия дальнейшему воздействию ультрафиолетового излучения солнца. Если воздействие продолжается, наступает вторая стадия - стадия сопротивления. Именно теперь происходит суперкомпенсация в виде потемнения кожи. Количество энергии, используемой во время адаптации, как считает Селье, ограничено. Если мы продолжим загорать на солнце, то закончится это переходом в третью стадию - стадию истощения.

На этом этапе местные адаптационные резервы энергии уже использованы, а резервов, залегающих глубже, может не хватить. Вместо суперкомпенсации в виде загара происходит декомпенсация и потеря тканей с появлением волдырей, затем ожог. Дальнейшее нахождение на солнце приведет к смерти. Подводя итог, можно сказать, что, подвергая себя стрессу в виде облучения ультрафиолетом солнца, мы получаем суперкомпенсацию в виде загара. Но если мы продолжаем находиться на солнце, то организм теряет эту способность и начинается обратный процесс - декомпенсация. Для того, чтобы запустить адаптивный механизм, стресс должен быть достаточно интенсивным, но коротким, и повторяться нечасто, чтобы не исчерпать резервы адаптационной энергии, которая обеспечивает суперкомпенсацию.

Концепция адаптационной энергии позволяет описывать индивидуальные адаптационные различия как различия в распределении адаптационной энергии по структурно-функциональной схеме системы адаптации (а также в количестве этой энергии). Сама эта схема может быть сложна, но едина внутри данного вида (для определенности, Селье рассматривает взрослых особей одного пола).

Г. Селье предложил различать "поверхностную" и "глубокую" адаптационную энергию. Первая доступна по первому требованию и восполнима за счет второй - "глубокой". Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Г. Селье. Однако тезис об абсолютной необратимости затрат гипотетической "адаптационной энергии" в настоящее время является скорее символическим, чем экспериментально обоснованным. При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявления "триады стресса" изменяются по интенсивности.

При кратковременных сильных экстремальных воздействиях ярко проявляются разные симптомы стресса. Кратковременный стресс - это как бы всестороннее проявление начала длительного стресса. При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно можно выдержать только сравнительно несильные нагрузки), начало развития стресса бывает стертым, с ограниченным числом заметных проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим бросающимся в глаза проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью). Кратковременный стресс - бурное расходование "поверхностных" адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации "глубоких". Если "поверхностных" резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации "глубоких" недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то особь может погибнуть при совершенно неизрасходованных "глубоких" адаптационных резервах.

Длительный стресс - постепенные мобилизация и расходование и "поверхностных", и "глубоких" адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т. е. отражаться, в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает, мобилизуя глубокие адаптационные резервы, "подстраиваться" к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас психических болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно "включаются" процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными. В целях совершенствования диагностики и прогноза течения стрессогенных состояний предложено рассматривать как самостоятельную группу состояния, вызванные длительными прерывистыми стрессорами.

В ряде конкретных физиологических экспериментов Селье показал, что перераспределение этого ресурса повышает сопротивляемость одним факторам и в то же время снижает сопротивляемость другим. Концепция адаптационной энергии приобрела «аксиоматическую» форму:

1. Адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

2.Существует верхнее ограничение на количество адаптационной энергии, которое может быть использовано индивидом в любой момент (дискретного) времени. Это количество может быть сконцентрировано на одном направлении или распределено между различными направлениями ответа на множественные вызовы окружающей среды.

3.Существует порог воздействия внешнего фактора, который должен быть перейден, чтобы вызвать адаптационный ответ.

4.Адаптационная энергия может быть активна при двух различных уровнях компетентности: первичный уровень, при котором порождение ответа происходит в ответ на высокий уровень фактора, с высокими затратами адаптационной энергии и вторичный уровень, на котором ответ порождается на низком уровне воздействия, при малых расходах адаптационной энергии.

В 1952 году Голдстоун предложил критику и развитие теории Селье. Он дополняет лабораторные эксперименты Селье описанием типичных клинических случаев, подтверждающих эту картину. Голдстоун утверждает, что такое описание адаптации с помощью адаптационной энергии чрезвычайно полезно. При этом он опровергает первую аксиому, согласно которой адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

Голдстоун предлагает концепцию постоянной продукции адаптационной энергии, которая может также накапливаться и храниться в ограниченном количестве, и демонстрирует что эта концепция даже лучше описывает эксперименты Селье, чем исходная идея постоянного адаптационного капитала. Он также использует работы Каррела, который изучал адаптацию к стимулам, лежащим ниже порога тревоги, и показал, что такие упражнения неспецифически усиливают («пробуждают») общую адаптационную реакцию, что противоречит чисто затратной концепции Селье, недостатки которой он впоследствии пытался преодолеть в своей концепции эустресса.

Голдстоун утверждает, что постоянно поступающие слабые негативные стимулы постоянно встречаются и преодолеваются непрерывно действующей адаптацией. Инициализирующий эффект стимулов состоит в пробуждении системы адаптации и в приведении ее в состояние готовности к более быстрому и эффективному ответу. Более сильные стимулы могут потребовать большего расхода адаптационной энергии, чем ее производится; тогда адаптационный резерв пускается в дело, а если он израсходуется, то наступает смерть. Существует максимально возможная скорость потребления адаптационной энергии, и на этом максимуме организм не может справиться ни с каким дополнительным стимулом. Описано, как один стимул может влиять на индивидуальную возможность адаптационного ответа на другие стимулы, исход зависит от конкретной ситуации:

Пациент, который не может справиться с болезнью, способен ее преодолеть после умеренного дополнительного стимула.

В процессе адаптации к этому новому стимулу он может приобрести способность реагировать более интенсивно на все стимулы.

В результате воздействия сильного стимула пациент может быть не в состоянии адаптироваться к дополнительному сильному стимулу.

Если он успешно адаптируется к болезни, то эта адаптация может быть разрушена воздействием второго сильного стимула.

Для некоторых заболеваний (в частности, заболеваний адаптации) воздействие свежего сильного стимула может победить заболевание. Это воздействие всегда связано с риском, но оно также может нормализовать работу системы адаптации.

Аксиома Голдстоуна. Адаптационная энергия может производиться, хотя ее производство снижается в старости, она также может сохраняться в форме адаптационного капитала, хотя емкость для этого капитала ограничена. Если индивид тратит свою адаптационную энергию быстрее, чем производит, то он расходует свой адаптационный капитал и умирает при его полном истощении.

Современные модели адаптации и адаптационной энергии базируются на идее лимитирующих факторов (впервые предложенной в 1828 г. К. Шпенглером и получившей известность в приложении к агроценозам после работ фон Либиха, 1840) и эволюционных принципах оптимальности, ведущих начало от работ Дж. Б. С. Холдейна. Адаптация представлена как эволюционно оптимальная система распределения адаптационной энергии на нейтрализацию наиболее вредных факторов.

Стресс

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Перейти к: навигация , поиск

Стресс (от англ. stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз , а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине , физиологии , психологии выделяют положительную (эустресс ) и отрицательную (дистресс ) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

История термина

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon ) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight - or - flight response ) .

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому , но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

Физиология стресса

Общий адаптационный синдром (ОАС)

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее.

"Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса

Ганс Селье, "Стресс жизни"

Еще в 1920е годы, во время обучения в Пражском университете , Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство - универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями была обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» - уменьшение тимуса , увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта - позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

    реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей - возможности эти ограничены)

    стадия сопротивляемости

    стадия истощения

Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Ганс Селье, "Стресс жизни"

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс ), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс .

Адаптационная энергия

Развивая концепцию стресса, Г. Селье в 1938 г. предложил концепцию краткосрочной и среднесрочной адаптации (адаптации взрослых особей на временах, заметно меньших времени жизни), основанную на понятии адаптационной энергии.

Концепция адаптационной энергии позволяет описывать индивидуальные адаптационные различия как различия в распределении адаптационной энергии по структурно-функциональной схеме системы адаптации (а также в количестве этой энергии). Сама эта схема может быть сложна, но едина внутри данного вида (для определенности, Селье рассматривает взрослых особей одного пола). В ряде конкретных физиологических экспериментов Селье показал, что перераспределение этого ресурса повышает сопротивляемость одним факторам и в то же время снижает сопротивляемость другим. Концепция адаптационной энергии приобрела «аксиоматическую» форму (кавычки означают, что эти аксиомы не дают истинной аксиоматики в математическом смысле):

    Адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

    Существует верхнее ограничение на количество адаптационной энергии, которое может быть использовано индивидом в любой момент (дискретного) времени. Это количество может быть сконцентрировано на одном направлении или распределено между различными направлениями ответа на множественные вызовы окружающей среды.

    Существует порог воздействия внешнего фактора, который должен быть перейден, чтобы вызвать адаптационный ответ.

    Адаптационная энергия может быть активна при двух различных уровнях компетентности: первичный уровень, при котором порождение ответа происходит в ответ на высокий уровень фактора, с высокими затратами адаптационной энергии и вторичный уровень, на котором ответ порождается на низком уровне воздействия, при малых расходах адаптационной энергии.

В 1952 году Голдстоун предложил критику и развитие теории Селье. Он дополняет лабораторные эксперименты Селье описанием типичных клинических случаев, подтверждающих эту картину. Голдстоун утверждает, что такое описание адаптации с помощью адаптационной энергии чрезвычайно полезно. При этом он опровергает первую аксиому, согласно которой адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

Голдстоун предлагает концепцию постоянной продукции адаптационной энергии, которая может также накапливаться и храниться в ограниченном количестве, и демонстрирует что эта концепция даже лучше описывает эксперименты Селье, чем исходная идея постоянного адаптационного капитала. Он также использует работы Каррела , который изучал адаптацию к стимулам, лежащим ниже порога тревоги, и показал, что такие упражнения неспецифически усиливают («пробуждают») общую адаптационную реакцию, что противоречит чисто затратной концепции Селье, недостатки которой он впоследствии пытался преодолеть в своей концепции эустресса.

Голдстоун утверждает, что постоянно поступающие слабые негативные стимулы постоянно встречаются и преодолеваются непрерывно действующей адаптацией. Инициализирующий эффект стимулов состоит в пробуждении системы адаптации и в приведении ее в состояние готовности к более быстрому и эффективному ответу. Более сильные стимулы могут потребовать большего расхода адаптационной энергии, чем ее производится; тогда адаптационный резерв пускается в дело, а если он израсходуется, то наступает смерть. Существует максимально возможная скорость потребления адаптационной энергии, и на этом максимуме организм не может справиться ни с каким дополнительным стимулом. Описано, как один стимул может влиять на индивидуальную возможность адаптационного ответа на другие стимулы; исход зависит от конкретной ситуации:

    Пациент, который не может справиться с болезнью, способен ее преодолеть после умеренного дополнительного стимула.

    В процессе адаптации к этому новому стимулу он может приобрести способность реагировать более интенсивно на все стимулы.

    В результаты воздействия сильного стимула пациент может быть не в состоянии адаптироваться к дополнительному сильному стимулу.

    Если он успешно адаптируется к болезни, то эта адаптация может быть разрушена воздействием второго сильного стимула.

    Для некоторых заболеваний (в частности, заболеваний адаптации) воздействие свежего сильного стимула может победить заболевание. Это воздействие всегда связано с риском, но оно также может нормализовать работу системы адаптации.

Аксиома Голдстоуна. Адаптационная энергия может производиться, хотя ее производство снижается в старости, она также может сохраняться в форме адаптационного капитала, хотя емкость для этого капитала ограничена. Если индивид тратит свою адаптационную энергию быстрее, чем производит, то он расходует свой адаптационный капитал и умирает при его полном истощении.

Эустресс

Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

От стресса страдает иммунная система . В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции , поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Стресс и фармакология

Для терапии истощения нервной системы (которое возникает вследствие длительного (хронического) и/или интенсивного стресса) используют ноотропные лекарственные средства . Для симптоматического снижения выраженности стресса применяются анксиолитики , транквилизаторы .

Дальнейшее развитие теории стресса

Показано, что стресс (как классическая неспецифическая реакция в описании Г. Селье) - всего лишь одна из реакций, составляющих общую систему неспецифических адаптационных реакций организма , поскольку организм, как более чувствительная система, чем составляющие его подсистемы, реагирует на разные по силе и качеству раздражители, вызывающие колебания гомеостаза в пределах, в первую очередь, нормальных показателей, а стресс - это реакция на сильные раздражители.

Описан эффект группового стресса , проявляющийся в группах и популяциях , находящихся в тяжелых условиях существования: в типичной ситуации при увеличении адаптационной нагрузки уровень корреляций повышается, а в результате успешной адаптации - снижается. Наибольшую информацию о степени адаптированности популяции к экстремальным или просто изменившимся условиям несут корреляции между физиологическими параметрами. На основе эффекта создан метод корреляционной адаптометрии . Метод систематически используется в задачах мониторинга .

Применение метода множественной регрессии доказало возможность прогнозирования уровня стресса задолго до его наступления с целью выявления отдельных лиц (или групп лиц), особо подверженных стрессу. Данный метод позволяет не только заранее выявлять уровень стрессоустойчивости человека, но и с высокой точностью прогнозировать показатели уровня психического и соматического напряжения людей при стрессе

Использование стресса для раскрытия истины или психологической манипуляции

Детектор лжи - устройство для проверки истинности слов человека. В программе вопросов для испытания широко используются методы, повышающие напряжение у опрашиваемого, для того, чтобы он потерял контроль над своим поведением или ответами.

«Интервью стресса», в кадровой работе - способ опроса, при котором интервьюер намеренно создает обстановку нервозности и смущает поступающего на работу неожиданными вопросами.

Эти методы хорошо описываются понятием «Провокация ».

Распространенные заблуждения

В современной массовой культуре под стрессом понимается вовсе не физиологическая реакция организма на внешние факторы. В связи с этим возникло понятие психологический стресс , которое является компилятивным собранием симптомов и состояний которые в быту называют стрессом.

Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс - это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс - это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

Литература

    Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медгиз, 1960. - 255 с.

    Селье Г. Профилактика некрозов сердца химическими средствами. - М: Медгиз, 1961. - 207 с.

    Селье Г. На уровне целого организма. - М: Наука, 1972. - 122 с.

    Селье Г. Стресс без дистресса. - М: Прогресс, 1979. - 123 с.

    Щербатых Ю. В. Психология стресса - М.: Эксмо, 2008. - 304 с.

    Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2007. - 256 с.

Серьезным самостоятельным вопросом методологического и содержательного характера является вопрос о видах, формах адаптации. В литературе отсутствует единство в его трактовке.
Так, согласно С.В. Штак, при всем многообразии классификационных моделей адаптации условно можно выделить три формы адаптации человека к изменяющимся условиям среды: биологическую, социальную и психологическую .
А.Г. Маклаков говорит о сложных механизмах физиологической, психической и социальной адаптации. Он рассматривает их и как уровни единой адаптации, и как отдельные виды адаптации. Одновременно он подчеркивает: существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях . Три уровня адаптации взаимосвязаны между собой, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика представляет собой весьма динамичное образование, которое принято называть функциональным состоянием организма.
Подчеркивая, что человек есть «не просто живой организм, а прежде всего, сложнейшая биосоциальная система», настаивает на необходимости при рассмотрении проблем адаптации человека выделения трех функциональных уровней: физиологического, психического и социального А.В. Морозов . Далее он говорит о психической, психофизиологической адаптации как об отдельных видах. В структуре адаптации принято также выделение следующих уровней (видов): психофизиологическая адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация, при этом специально подчеркивается, что все они одновременно участвуют в процессах регулирования.
Д.Н. Дубровин изучает психологическую адаптацию, полагая при этом, что «психологическая адаптация < ... > представляет собой единство и взаимодействие социальной и личностной адаптации к современной жизни» .
М.Е. Сандомирский называет выделенные К.К. Платоновым следующие взаимосвязанные виды психической адаптации человека, рассматриваемые как составляющие ее компоненты:
1) (психо) физиологическая адаптация, или свойство организма целесообразно перестраивать физиологические функции в соответствии с требованиями среды. Сюда относятся такие адаптивные процессы, нарушение которых приводит к отклоняющемуся поведению и как следствие - собственно психологической дезадаптации, а также физиологические проявления стресса;
2) собственно психологическая адаптация (и уточняет в собственном примечании: или психическая), нарушения которой связаны с напряженностью, психологическим стрессом;
3) психосоциальная адаптация, или адаптация личности к общению с новым коллективом .
Традиционно отдельно, как самостоятельные виды адаптации, исследуются психическая и социальная адаптация. Несмотря на то, что связь их обычно констатируется, особенно в начале изучения каждой разновидности, но затем для облегчения анализа исследователь, как правило, абстрагируется от этой связи. Или возможен вариант, когда социальная адаптация трактуется как социально-психологическая. Так, А.А. Реан выделяет 3 направления в исследовании социальной адаптации:
1) связанное с психоаналитическими концепциями взаимодействия личности и социальной среды;
2) второе направление исследований связано с гуманистической психологией;
3) третье направление - с когнитивной социальной психологией.
А. Налчаджян исследует социально-психическую адаптацию человека .
Чаще всего предметом исследований становится социально-психологическая адаптация, которая представляется сложным многоуровневым и многокритериальным процессом, подлежащим изучению с разных точек зрения (с позиций разных подходов и направлений) и с помощью множества методик.
И.А. Милославова считает социально-психологическую адаптацию стороной адаптации социальной (профессиональной). Она поставила вопрос о методологии исследования процесса адаптации как системного социо-психо-биологического явления.
А.А. Реан рассматривает социально-психологическую адаптацию как активное самоизменение личности в соответствии с требованиями ситуации .
Важнейшая роль психической адаптации в системе адаптационных механизмов человека подчеркивается всеми исследователями. И чаще всего - обратим на это специальное внимание - они говорят именно о психической (а не психологической) адаптации, включая в нее социально-психологические показатели . Отметим далее, что в психологической литературе чаще всего анализируется личностная адаптация к среде и постулируется, что осуществляется она в процессе сознательной деятельности. Не зря исследователи включают в перечень наук, ее изучающих, лишь психологию личности, педагогическую психологию, юридическую психологию, медицинскую психологию, акмеологию . Как подчеркивает В.М. Воловик , психическая адаптация - это активная личностная функция, обеспечивающая согласование актуальных потребностей индивида с требованиями окружения и динамическими изменениями условий жизни. А.В. Сухарев понимает психическую адаптацию человека как адаптацию системы его отношений к собственной внешней и внутренней среде .
Назначение психической адаптации, по Ф.Б. Березину, состоит в том, чтобы наряду поддержанием собственно психического гомеостаза обеспечивать оптимизацию постоянного взаимодействия человека с окружением и установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками, выражающегося в формировании определенных и относительно стабильных психофизиологических (психовегетативных, психогуморальных и психомоторных) соотношений. В силу этого исследователь предпочитает говорить о психофизиологической адаптации. Ф.Б. Березин, используя структурно-уровневый подход, выделяет следующие уровни психической адаптации: психофизиологический, психологический и социально-психологический .
По мнению М.Е. Сандомирского, психическая адаптация включает в себя психологическую: «Психическая адаптация рассматривается как комплексный феномен, который не сводится только к адаптации психологической (в англоязычной литературе термин «психологическая адаптация» - psychological adaptation - используется как синоним психической адаптации) и требует для своего изучения учета как психологических, так и физиологических параметров» .
Коцюбинский, Н.С. Шейнина также полагают, что психическая адаптация включает в себя психологическую и в целом состоит из 3 блоков: биологического, психологического и социального, соответствующих принятым представлениям о трех уровнях психической регуляции - биологическом, индивидуально-личностном и личностно-средовом. При этом каждый блок психической адаптации, в свою очередь, имеет собственную сложную структуру. Так, собственно психическая адаптация включает в себя познавательные, эмоционально-волевые, мотивационные и практические аспекты .
Понимая под психической адаптацией приспособление на уровне психических функций в их интегральной связи, Ц.П. Короленко называет ее наиболее высоким уровнем адаптации. Выделение психофизиологической адаптации, включающей процессы не только на уровне психической сферы, но и связанных с нею физиологических функций, он считает условным.
У В.В. Романова [По 65] встречаем следующее утверждение: в основе социальной адаптивности лежит психологическая адаптация человека.
По мнению многих , именно психическая адаптация обеспечивает наиболее важные связи между человеком и средой. Исключительно высокая значимость психической адаптации отличает приспособительные процессы человека от таких же процессов у животных. Эффективность психической адаптации оценивается с учетом ее психофизиологической и социально-психологической стоимости, которая определяется, по мнению Р.М. Баевского , энергетическими и информационными затратами.
Как считает Ю.А. Александровский , ведущее положение в иерархии звеньев психической адаптации принадлежит подсистемам, обеспечивающим поиск, восприятие и переработку информации; эмоциональное реагирование, создающее, в частности, «личностное» отношение к получаемой информации и являющееся наиболее интегрированной формой активности; социально-психологические контакты. Совокупная деятельность этих подсистем создает и поддерживает состояние психической адаптации. Добавим в этой связи, что при особых вариантах адаптации (в условиях длительного воздействия на человека экологически неблагополучной среды) именно в этих подсистемах следует ожидать изменений.
А.В. Сухарев выделяет когнитивную, эмоциональную и моторно-поведенческую стороны процесса психической адаптации, подчеркивая, что в норме различные стороны этого процесса недизъюнктивны, т.е. неразрывны между собой . Им выделяются различные степени психической адаптации человека: от высшей степени проявления творческой активности, до крайних проявлений психической дезадаптации психотических расстройств и пр.
Ф.Б. Березин отмечает, что при нарушении психической адаптации увеличивается «физиологическая цена», которую платит организм, уменьшается стабильность вегетативно-гуморального регулирования и адекватность активационных сдвигов .
Нарушение сбалансированности в системе «человек - среда» влечет за собой напряжение адаптивных систем человека, возникновение тревоги, ослабление эмоциональной устойчивости, изменение характеристик межличностных отношений и микросоциального взаимодействия. Ф.Б. Березин обозначил три комплекса показателей, существенных для психической адаптации человека. Это выраженность эмоциональной напряженности и устойчивость к эмоциональному стрессу; особенности микросоциального взаимодействия; способность к логической оценке ситуации и энергетический потенциал, необходимый для реализации адаптивного поведения. Автор уверен в том, что без исследований психической и психофизиологической адаптации будет неполным любое рассмотрение проблемы экологического соответствия (применительно и к индивидуумам, и к популяциям).
Исследователь дифференцирует индивидуальную и популяционную психическую адаптацию, констатируя, что разделение между ними достаточно условно, и понимая под последней адаптацию социальную.
Существует мнение, что психологическая адаптация - это не видовая адаптация, а индивидуальная, и поэтому определяется психологией личности и ее особенностями.
Наиболее близкая к нашему пониманию концепция психологической адаптации разработана Е.К. Завьяловой . По мнению автора, системный подход позволил преодолеть свойственное прежнему времени искусственное разделение видов и уровней адаптации и высказать предположение о механизмах их взаимодействия, предложить комплексные критерии адаптированности, уточнить понятие адаптации. Обобщая основные положения, высказанные в трудах В.С. Аршавского, Ф.Б. Березина, Г.М. Зараковского, Л.А. Китаева-Смык, В.Н. Крутько, Е.Ю. Коржовой, В.И. Медведева, В.В. Ротенберга , Е.К. Завьялова заключает, что:

    Адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой. Выделение различных видов и уровней адаптации в достаточной мере искусственно и служит целям научного анализа и описания этого явления;

    Механизмом, определяющим уровень развития процесса адаптации, является диалектическое противоречие между интересами различных уровней иерархии: индивида и вида, особи и популяции, человека и общества, этноса и человечества, биологическими и социальными потребностями личности;

    Системообразующим фактором, регулирующим и организующим процесс адаптации, является цель, связанная с ведущей потребностью;

    Особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, в том числе уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности;

    Критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения;

    Процесс адаптации человека в новых условиях существования имеет временную динамику, этапы которой связаны с определенными психологическими изменениями, проявляющимися как на уровне состояния, так и на уровне личностных свойств.

Все приведенные выше положения концепции Е.К. Завьяловой не вызывают сомнений, их следует принять. Но далее исследовательница предлагает следующее, наиболее, по ее мнению, современное, определение понятия психической адаптации, принадлежащее Ф.Б. Березину: «Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды» . И получается, что психическая адаптация - это, прежде всего, личностный процесс. С этим вряд ли можно безоговорочно согласиться, имея в виду, что личностные свойства нельзя отождествлять со всей психикой, они составляют хотя и важнейшую, но часть психики.
О психической адаптации личности говорят А.А. Алдашева , Т.Ю. Артюхова . Вслед за Ю.А. Александровским Т.Ю. Артюхова предлагает к употреблению еще одно важное понятие - адаптивный порог. Адаптивный порог - это наименьшая возможная величина, минимальная граница «накопления» (проявления) свойств (качеств, ресурсов), необходимых для успешной адаптации субъекта. Понятие адаптивного порога содержит в себе как объективные, так и субъективные моменты. С одной стороны, его задает среда: какого рода (и глубины) изменения произошли в среде, такого рода требования к наличию и интенсивности проявления необходимых для успешной адаптации качеств и предъявляются субъекту. С другой стороны, носителем этих качеств выступает субъект, которому и предстоит, вооружившись ими, ответить на вызов.
Подытожим вопрос о видах и формах адаптации, представив информацию в табл. 1.1.

Обобщенный материал, представленный в таблице, позволяет сделать следующие выводы:
1. Понимание исследователями сути и структуры адаптации, в том числе ее психологических аспектов, существенно отличается.
2. Изучается преимущественно адаптация психическая, с включением в нее психофизиологической и психологической составляющих или без этого.
3. Если в работе используется понятие «психологическая адаптация», то оно нередко отождествляется с понятием «психическая адаптация», то есть исследователи абстрагируются от специфики явлений, обозначаемых понятиями.
4. Социальная адаптация чаще всего анализируется отдельно от психической (психологической), иногда ее называют социально-психологической; в некоторых работах социальная адаптация включает в себя психическую (психологическую).
5. Несмотря на то, что ряд исследователей заявляет о системном подходе к изучению психологических аспектов адаптации, условном выделении ее уровней, компонентов, в реальной работе они анализируют отдельные виды (формы, уровни) адаптации (см. п.п. 2, 3), то есть реализуют локальные варианты подходов к ее исследованию.
6. В психологии изучается преимущественно индивидуальная адаптация (адаптация субъекта, личности).
Таким образом, в психологии, говоря о человеке, по-разному рассматривают сущность и структуру адаптации в целом, по-разному трактуют психологическую и психическую адаптацию. С одной стороны, рассматривают психическую и психологическую адаптацию как разные виды адаптации, с другой стороны, не всегда проводят грань между адаптацией на психофизиологическом, психическом и психологическом уровнях. В этом есть своя логика единства и целостности психической деятельности человека. Но в, то, же время отсутствие дифференцировки приводит к недооценке специфичности психических и социально-психологических характеристик адаптации. Именно индивидуальная адаптация является основным предметом исследования в отечественной психологии. Существующие теории адаптации созданы на основе и для исследования индивидуальной адаптации.
Когда речь идет об анализе психологической адаптации человека к комплексу условий жизненной среды региона экологического неблагополучия, то обнаруживается, что методологические и теоретические основы существующих в психологической науке подходов к изучению адаптации недостаточны. Существующие модели адаптации не покрывают проблемное поле приспособления человека к деформированной природной среде, абстрагируются от фактической целостности (хотя и неоднородности) психологической адаптации к реальным условиям жизнедеятельности.
Возникает необходимость теоретического обоснования и эмпирического изучения целостной психологической адаптации населения, длительное время проживающего в экологически неблагополучном регионе.
Работ с такой постановкой проблемы в отечественной экологической психологии не проводилось. Соответственно недостаточно разработано необходимое для решения проблемы научное обеспечение - адекватный исследовательский подход, понятийный аппарат, метод анализа данных. Требуется задать новый теоретико-методологический формат исследования
Литература
1. Авцын А.П. Введение в географическую патологию. М.: Медицина, 1972. 328 с.
2. Агаджанян Н.А. Адаптация человека к условиям Крайнего Севера: эколого-физиологические механизмы. М.: КРУК, 1998. 240 с.
3. Агаджанян Н.А., Труханов А.И., Шендеров Б.А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. М.: Изд-во «Сирин», 2002. 156 с.
4. Алдашева А.А. Особенности личностной адаптации в изолированных коллективах: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1984. 19 с.
5. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. 272 с.
6. Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах земли (биологические аспекты): курс лекций. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 280 с.
7. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем // Избранные труды. М., 1978. 400 с.
8. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002, 176 с.
9. Артюхова Т.Ю. Психологические основы адаптационных возможностей человека // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сентября 2004 г. Томск: Томский государственный университет, 2004. С. 513-518.
10. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. 270 с.
11. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. 298 с.
12. Бауэр Э.С. Теоретическая биология. М.-Л., 1935. 205 с.
13. Беребин М.А. К вопросу о терминах, связанных с феноменологией психической адаптации // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сентября 2004 г. Томск: Томский государственный университет, 2004. С. 341-345
14. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.
15. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным условиям: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб, 1994. 37 с.
16. Воловик В.М. Проблема ранней реабилитации психически больных и некоторые пути ее практического решения. Ранняя реабилитация психически больных. Л., 1984. С. 5-15
17. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983. 223 с.
18. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. М.: Медицина, 1987. 176 с.
19. Григорьев С.И. Демина Л.Д. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия. Барнаул, 1995. 288 с.
20. Давыдовский И.В. Приспособительные процессы в патологии // Вестник АМН СССР, 1962. № 4. С. 27-37.
21. Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: автореф. дисс. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18403.php (дата обращения: 17.09.10.).
22. Завьялова Е.К. Психологический механизмы социальной адаптации человека // Вестник Балтийской педагогической академии. СПб, 2001. Вып.40. С. 55-60.
23. Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект): автореф. дисс. ... докт. психол. наук. СПб., 1998. 38 с.
24. Занько Н.Г., Ретнев В.М. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: лабораторный практикум. М.: Академия, 2005
25. Зараковский Г.М., Степанова Г.Б. Популяционный психологический потенциал: развитие концепции // Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / под ред. И.Т. Фролова. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 73-97.
26. Зинченко В.П. Мунипов В.М. Введение в эргономику. М., 1979. 344 с.
27. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
28. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука, 1986. 148 с.
29. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический проект, 2009. 943 с.
30. Комплексная оценка функциональных резервов организма / А.А Айдаралиев, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева [и др.]. Фрунзе, 1988. 195 с.
31. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности. СПб, 1997. С.75-88.
32. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978. 271 с.
33. Коцюбинский А.П., Шейнина Н.С. Уточнение основных понятий концепции адаптации психически больных // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / под общ. ред. И.И. Кутько, П.Т. Петрюка. Харьков, 1996. Т. 3. С. 233-235. URL: http://www.psychiatry.ua/books/saburka/paper108.htm (дата обращения: 17.09.10.).
34. Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991, 75 с.
35. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 303 с.
36. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.
37. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. С. 437-454.
38. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л., 1984. С. 3-16.
39. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л., 1982. 103 с.
40. Медведев В.И., Зараковский Г.М. Психофизиологический потенциал как фактор устойчивости популяции в условиях глобальных изменений природной среды и климата. // Физиология человека, 1994. Т. 20, № 6. С. 5-15.
41. Меерсон Ф.3. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. 278 с.
42. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Л., 1974. 24 с.
43. Мозговая А.В. Риск и качество жизни // Риск в социальном пространстве. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2001. С. 221-233.
44. Морозов А.В. Проблемы социально-психологической адаптации. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-283.html (дата обращения: 29.07.10.).
45. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. 112 с.
46. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. 263 с.
47. Патологическая физиология: учебник / под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. М.: Триада Х, 2000. 574 с.
48. Петров И.Р., Лемус В.Б. Общее учение о болезни // Многотомное руководство по патологической физиологии. М.: Медицина, 1966. Т. 1. 460 с.
49. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: дисс. ... докт. психол. наук СПб., 2001. 393 с.
50. Психология адаптации и социальная среда: Современные подходы, проблемы, перспективы / под ред. Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2007. 624 с.
51. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 479 с.
52. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984. 190 с.
53. Сандомирский М.Е. Состояние психической адаптации в условиях хронического психоэмоционального стресса в связи с личностно-типологическими характеристиками: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Оренбург, 2001. 28 с. 
54. Сандомирский М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных. Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2001. 88 с. URL: http://marks.on.ufanet.ru/PSY/PSYADA1.HTM (дата обращения: 9.09.10.).
55. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. 254 с.
56. Сеченов И.М. Избранные произведения. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1958. 413 с.
57. Слоним А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведения. Л., 1976. 212 с.
58. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: методическое руководство. М., 1990. 75 с.
59. Сухарев А.В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М.: Психологический институт РАО, 1999.
60. Тимофеев-Ресовский Н.В. О возможном действии повышенного фона ионизирующих излучений на генетический состав популяций челове-
ка // Труды: сб. работ лаборатории биофизики. 4. / АН СССР. Урал. фил. ин-та биологии. 1962. Вып. 22: С. 77-94.
61. Ухтомский А.А.. Письма // Пути в незнаемое: Писатели рассказывают о науке. М., 1973. 435 с.
62. Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г.И Царегородцева. М.: Мысль, 1975. 277 с.
63. Хармз В.А. Медико-психологические аспекты нарушения психической адаптации эмигрантов. На материале изучения эмигрантов из Ирака в Швецию: дис. канд. психол. наук. СПб, 2000. 188 с.
64. Штак С.В. Анализ проблемы социально-психологической адаптации в условиях трансформации Российского общества // Сибирская психология сегодня. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С 267-273.
65. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 84 с.
66. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. Oct. Vol. 63. № 2. Р. 265-274.

Развивая концепцию стресса, Г. Селье в 1938 г. предложил концепцию краткосрочной и среднесрочной адаптации (адаптации взрослых особей на временах, заметно меньших времени жизни), основанную на понятии адаптационной энергии.

Концепция адаптационной энергии позволяет описывать индивидуальные адаптационные различия как различия в распределении адаптационной энергии по структурно-функциональной схеме системы адаптации (а также в количестве этой энергии). Сама эта схема может быть сложна, но едина внутри данного вида (для определенности, Селье рассматривает взрослых особей одного пола). В ряде конкретных физиологических экспериментов Селье показал, что перераспределение этого ресурса повышает сопротивляемость одним факторам и в то же время снижает сопротивляемость другим. Салье сформулировал следующие утверждение:

Адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

Из этого утверждения он также вывел логические выводы:

1. Существует верхнее ограничение на количество адаптационной энергии, которое может быть использовано индивидом в любой момент (дискретного) времени. Это количество может быть сконцентрировано на одном направлении или распределено между различными направлениями ответа на множественные вызовы окружающей среды.

2. Существует порог воздействия внешнего фактора, который должен быть перейден, чтобы вызвать адаптационный ответ.

3. Адаптационная энергия может быть активна при двух различных уровнях компетентности: первичный уровень, при котором порождение ответа происходит в ответ на высокий уровень фактора, с высокими затратами адаптационной энергии и вторичный уровень, на котором ответ порождается на низком уровне воздействия, при малых расходах адаптационной энергии.

Следует отметить что у Ганса Салье были последователи и в какой то степени критики.

В 1952 году Голдстоун лабораторные эксперименты Селье описанием типичных клинических случаев, подтверждающих эту картину. Голдстоун утверждает, что такое описание адаптации с помощью адаптационной энергии чрезвычайно полезно. При этом он опровергает утверждение Салье, согласно которой адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

Голдстоун предлагает концепцию постоянной продукции адаптационной энергии, которая может также накапливаться и храниться в ограниченном количестве, и демонстрирует что эта концепция даже лучше описывает эксперименты Селье, чем исходная идея постоянного адаптационного капитала.

Голдстоун утверждает, что постоянно поступающие слабые негативные стимулы постоянно встречаются и преодолеваются непрерывно действующей адаптацией. Инициализирующий эффект стимулов состоит в пробуждении системы адаптации и в приведении ее в состояние готовности к более быстрому и эффективному ответу. Более сильные стимулы могут потребовать большего расхода адаптационной энергии, чем ее производится; тогда адаптационный резерв пускается в дело, а если он израсходуется, то наступает смерть. Существует максимально возможная скорость потребления адаптационной энергии, и на этом максимуме организм не может справиться ни с каким дополнительным стимулом. Описано, как один стимул может влиять на индивидуальную возможность адаптационного ответа на другие стимулы; исход зависит от конкретной ситуации:

1. Пациент, который не может справиться с болезнью, способен ее преодолеть после умеренного дополнительного стимула.

2. В процессе адаптации к этому новому стимулу он может приобрести способность реагировать более интенсивно на все стимулы.

3. В результаты воздействия сильного стимула пациент может быть не в состоянии адаптироваться к дополнительному сильному стимулу.

4. Если он успешно адаптируется к болезни, то эта адаптация может быть разрушена воздействием второго сильного стимула.

5. Для некоторых заболеваний (в частности, заболеваний адаптации) воздействие свежего сильного стимула может победить заболевание. Это воздействие всегда связано с риском, но оно также может нормализовать работу системы адаптации.

Аксиома Голдстоуна. Адаптационная энергия может производиться, хотя ее производство снижается в старости, она также может сохраняться в форме адаптационного капитала, хотя емкость для этого капитала ограничена. Если индивид тратит свою адаптационную энергию быстрее, чем производит, то он расходует свой адаптационный капитал и умирает при его полном истощении.