Как создать домовой храм в высшем учебном заведении России? Домовая церковь: что это такое и чем она отличается от обычного храма? Домовый храм.

История больницы, располагающейся на Ленинском проспекте, 27 (бывшая Большая Калужская улица) и называющейся ныне Центральной клинической больницей Святителя Алексия Митрополита Московского, отсчитывается с 1900 года, когда Московская городская дума выделила участок земли на Калужской улице, напротив Нескучного сада, для постройки здесь комплекса зданий больницы и богадельни. Деньги на строительство больницы завещала известная благотворительница, купеческая вдова Александра Ксенофонтовна Медведникова. Иван Логинович и Александра Ксенофонтовна Медведниковы принадлежали к старинному иркутскому купеческому роду, но большую часть жизни прожили в Москве.

Согласно духовному завещанию А.К. Медведниковой, умершей в 1899 году, две трети ее капиталов передавались городу Москве на благотворительные цели. На эти средства было построено здание гимназии в Староконюшенном переулке, комплекс приюта для эпилептиков близ Канатчиковой дачи, но большая часть денег предназначалась для строительства комплекса больницы «для неизлечимых больных христианского вероисповедания, без различия званий, пола и возраста» и богадельни при ней.

Больничный комплекс был выстроен в 1902-1903 годах по проекту академика архитектуры Сергея Устиновича Соловьева. Вдоль Большой Калужской улицы разместились два больших корпуса: богаделенный — с церковью Тихвинской иконы Божьей Матери и больничный — с церковью Козельщанской иконы Божьей Матери (сейчас — Святителя Алексия). В глубине владения были построены корпуса с квартирами для врачей и персонала, хозяйственные строения, ледник и часовня. Все постройки были спроектированы в неорусском стиле. В архитектуре домовых церквей чувствуется влияние ростовского храмового зодчества XVII века. Внутренние росписи храмов были выполнены мастерской братьев Пашковых, мозаичные панно и изразцы, украшающие фасады зданий, изготовлены в мастерских Строгановского училища.

Комплекс благотворительных учреждений имени Ивана и Александры Медведниковых был торжественно открыт в декабре 1903 года в присутствии Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны. В 1908 году на средства, завещанные благотворительницей Александрой Карповной Рахмановой, была выстроена еще одна богадельня, с отдельным входом со стороны Калужской улицы. Автором этого проекта также был архитектор С.У. Соловьев.

В советские годы богадельни были упразднены, в бывшем корпусе богадельни разместили больных. Домовые храмы и часовня были закрыты вскоре после революции и приспособлены под больничные нужды. В 1924 году Медведниковская больница была переименована в 5-ю Градскую клиническую больницу. В 1992 году она получила название Центральная клиническая больница Святителя Алексия Митрополита Московского Русской Православной Церкви. Храмы были отреставрированы и возвращены верующим.

Мария Подъяпольская http://um.mos.ru/houses/

На самой длинной улице Москвы, к сожалению еще именуемой Ленинским проспектом, находится владение № 27. Этому красивейшему архитектурному ансамблю столицы, обращающему внимание всех проходящих и проезжающих, более 100 лет. Здания, похожие на дворец или солидный банк, когда-то были Медведниковской и Рахмановской богадельнями и больницей. После революции 1917 года весь комплекс стал Пятой Градской больницей, а с 1992 года - больницей, носящей имя святителя Алексия, митрополита Московского и недавно полностью переданной Русской Православной Церкви.

История создания Пятой Градской больницы относится к первой половине XIX столетия и начинается с богатых купцов Медведниковых, живших тогда в Иркутске. Представители этого известного сибирского купеческого рода вели оптовую торговлю с Китаем и Аляской. Они ввозили из «Поднебесной» чай и ткани, а на Аляске обменивали у индейцев-алеутов разные материалы на меха и золото. Медведниковы были известными благотворителями. В Иркутске ими были устроены Сиротопитательное заведение (приют) и банк, проценты из которого шли на поддержание этого детского приюта.

К 1850-м годам одни из представителей купеческой семьи Медведниковых - супруги Александра Ксенофонтовна и Иван Логгинович перебрались в Москву. Иван Медведников пользовался большим авторитетом как в Иркутске, где он исполнял должность Городского головы, так и в первопрестольной. По его кончине, последовавшей в 1884 году, вдова Александра Ксенофонтовна все средства стала употреблять на благие дела. В Иркутске была создана Образцовая больница. В Подмосковном селе Поречье, близ Звенигорода, был открыт приют для престарелого духовенства и церковь Казанской иконы Божией Матери. В этой церкви в 1899 году была похоронена сама благотворительница. По ее завещанию все состояние - более 5 миллионов рублей - должно было быть истрачено на благотворительность в Москве и в Иркутске. В годовщину со дня кончины Александры Ксенофонтовны в ее приходском храме Иоанна Предтечи в Староконюшенном была проведена заупокойная лития и панихида. Как отмечали газеты, «храм был переполнен почитателями и родными Медведниковой, представителями городского управления, гласными Городской думы, представителями учреждений, получившими денежные суммы». Присутствовал и Московский Городской голова кн. В.М. Голицын.

Примерно 2/3 капиталов отдавалось Москве, остальные отправлялись на родину, в Иркутск. Душеприказчик Медведниковых Н.А. Цветков выполнил волю завещательницы. В Москве в Староконюшенном переулке во владении Медведниковых и на их завещанные средства выстроили одну из лучших в городе гимназий, действующую и ныне. 300 тысяч отдавалась приюту в Поречье. Всем храмам Москвы и Иркутска единоразово выдавалось по 100 рублей, монастырям по 10 тысяч. Часть средств пускалось на создание церковно-приходских школ, раздачу милостыни беднякам. По завещанию супругов Медведниковых, около 1 миллиона рублей отпускалось на создание в Москве больницы и богадельни. Для них город в 1900 году купил землю на Б.Калужской улице, снес незначительные строения и приступил к строительству зданий Медведниковской больницы и богадельни. Больница и богадельня были предназначены для людей «христианского вероисповедания, без различия звания, пола, возраста».

Проектировать здания душеприказчики предложили талантливому архитектору, академику Сергею Устиновичу Соловьеву. Выпускник Императорской Академии художеств, член Московского Археологического общества, преподаватель Строгановского училища и Училища живописи, ваяния и зодчества, он прекрасно знал древнерусское искусство, участвовал в реставрации Успенского собора Кремля, собора Василия Блаженного. По его чертежам была изготовлена сень над мощами Василия Блаженного. Соловьев построил множество красивейших зданий в Москве: храмы Знамения в Кунцево и Романа Сладкопевца в Новоспасском монастыре, ансамбль Серпуховского монастыря в честь иконы «Отрада и Утешение», здания Третьяковской богадельни, здание Высших женских курсов, ныне Педагогического университета.

Ансамбль Медведниковских строений Сергей Соловьев спроектировал как образ древнего города. Три разновеликих 2-х и 3-х этажных корпуса с примыкающими к ним храмами и отдельно стоящей часовней смотрелись очень живописно. Архитектор придал фасадам декор псковских храмов и псковских Поганкиных палат. Очень оригинально была выполнена ограда: круглые щиты, над которыми высятся пики воинов, и шлемовидные навершия незримых воинов незримо «охраняют» территорию. Будучи прекрасным акварелистом, сам Соловьев создал эскизы для росписей храмов. По его эскизам были выполнены и мозаики, и фасадная керамика. Над всеми входами были укреплены мозаичные изображения св. Георгия Победоносца - покровителя Москвы. Мозаики выполнили ученики Строгановского училища. Они же изготовили резные металлические детали - флагодержатели, кронштейны водостоков и карнизов, кресты. Керамические плитки и диски для оформления стен были выполнены на знаменитом заводе Саввы Мамонтова «Абрамцево».

К росписи интерьеров храма архитектор привлек мастерскую «Наследники П.П. Пашкова». Расписан храмы был необычно. Иконостаса в обычном понимании не было, он был выполнен прямо на стене храма. Только в первом из трех его ярусов имелись деревянные иконы. Орнаменты и сюжеты во многом напоминали русские фрески XVI столетия. Строительство и общее обустройство зданий больницы и богадельни длилось с 1901 по 1903 год. Готовые учреждения были названы в честь супругов-благотворителей.

30 декабря 1903 года «С большим торжеством состоялось освящение 2-х зданий больницы для неизлечимо больных и богадельни им. И. и А. Медведниковых на Калужской улице, против Нескучного сада. На церемонии освящения, которое совершил Высокопреосвященный Владимир, митрополит Московский и Коломенский, присутствовали и. и. высочества В. кн. Сергей Александрович и В. кн. Елизавета Федоровна», отмечала газета «Московские ведомости». «Московские церковные ведомости» писали, что «в 1903 году состоялось освящение учреждений им. И.и А. Медведниковых - богадельни на 60 человек обоего пола и больных на 150 человек, в каждой из которых, согласно воле А.К. Медведниковой, своя церковь с небольшими куполами и звонницами». Дважды в день в храмах проходили короткие службы.

В 1904 году построенные храмы были освящены: при богадельне - во имя Тихвинской иконы, при больнице - во имя Козельщанской иконы Божией матери. Храмоиздателем обоих храмов стал душеприказчик А. Медведниковой - потомственный почетный гражданин Москвы Николай Алексеевич Цветков. Внук священника, он был известен промышленной Москве как великолепный финансист. Цветков был заместителем председателя Московского купеческого банка. Он пожертвовал храмам из личных средств серебряную утварь и дорогие облачения. Первым освятили больничный храм во имя Козельщанской иконы Богородицы - 20 июня 1904 года. Козельщанский храм был единственным в Московской губернии, посвященный этой иконе. 10 ноября того же 1904 года митрополит Московский и Коломенский Владимир освятил богадельный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

В октябре 1918 года персонал больницы организовал приходскую общину, поскольку оба храма отделили от больницы. Тогда же была произведена конфискация ценного церковного имущества. Не смотря на все старания прихожан, в апреле 1923 года храмы были опечатаны и вскоре разорены.

В 1908 году известная московская семья купцов Рахмановых выделила средства для строительства богадельни. Было решено пристроить богадельню к уже существующему богадельному корпусу Медведниковых. Было решено построить богадельню «для эпилептиков и идиотов», «к какому бы вероисповеданию они не принадлежали». Двухэтажное здание Богадельни им. А. и Э. Рахмановых было возведено также С. Соловьевым в 1908-1909 годах рядом с Медведниковской богадельней и имело отдельный вход. 4 января 1910 года было «совершено освящение больницы, рассчитанной на 60 человек больных и калек. Больница была построена на средства, завещанные Э.К. Рахмановой. При освящении присутствовали: городской голова Н.И.Гучков, сестра покойной жертвовательницы Агн.К. Рахманова, Н.А. Цветков, член Управы Н.Ф. Малинин, главные врачи городских больниц и директор Медведниковской богадельни С.Я. Попов», сообщала газета «Голос Москвы».

После Октябрьского переворота богадельни был ликвидированы, их помещения отданы под организуемую 5-ю градскую больницу. Часовня на углу с М.Калужской улицей (д. №14) была надстроена до 3-х этажей и обезображена. В Богадельном корпусе разместились 1-е хирургическое, 1-е терапевтическое отделения и лаборатория электрокардиограммы. В больничном корпусе были открыты терапевтические отделения. Могила И. Медведникова в Спас-Андронниковом монастыре была уничтожена, приют и храм в Поречье с могилой А. Медведниковой также исчезли с лица земли.

В 1992 году правительство Москвы передало комплекс 5-й Градской больницы Московской Патриархии. Ныне оба храма - Святителя Алексея и Тихвинской иконы действуют. Росписи храмов реставрируются.

http://testan.narod.ru/moscow/article/bolnica.htm

Доклад старшего преподавателя юридического факультета МГУ О.В.Васильева о правовом статусе домовых храмов вузов в Российской Федерации прозвучал на Первом фестивале православной студенческой молодежи России. Текст выступления построен как спор условных "противника" и "сторонника" создания домовых храмов, в котором последний на основе российского законодательства опровергает аргументы "противника" и юридически обосновывает законность создания домовых храмов при учебных заведениях.


Ваше Святейшество, досточтимые архипастыри, пастыри, братья и сестры - участники настоящего круглого стола!

Мне выпала высокая честь осветить правовые аспекты существования сегодня в нашем Отечестве вузовских домовых храмов. Что же показал правовой анализ действующих нормативных актов? Любой гражданин, знающий нашу историю двадцатого столетия без труда может предположить основной вывод - данный вопрос решается непросто. Попробуем же проанализировать, что дает нам сложившаяся правовая ситуация. Она полностью отвечает характеристике, данной закону народным правосознанием - "Закон, что дышло - куда повернешь, туда и вышло!" Посмотрим же куда можно повернуть наш закон применительно к домовым храмам высших учебных заведений! Для наглядности проведем некое подобие судебного процесса. Сначала выскажется противник домовых вузовских храмов (условно назовем его "Обвинитель"), а затем их сторонник (под условным названием "Защитник").

Итак, речь Обвинителя:

1) Ну, прежде всего, что говорит Основной закон - Конституция РФ? В ст.14 сказано, Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Это принципы, а принципы должны действовать во всех нормах и освещать их заданным цветом. Следовательно, если религиозные объединения отделены от государства, значит, мы принципиально можем сказать, что храмы должны быть отделены от государственных вузов.

2) Более специальный закон, который должен развить, т.е. конкретизировать указанные в Конституции принципы, был принят 26 сентября 1997 года. Речь идет о федеральном законе "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ" (далее - Закон "О свободе совести"). В ст.4 этого закона после повторения сказанного в Конституции говорится, "В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство помимо прочего, обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Отлично, государство обеспечивает светский характер образований в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а, значит, в стенах высших образовательных учреждений не должно быть никаких религиозных организаций. Это же подтверждает и ст.6 данного закона.

3) Согласно же ст.6 этого закона, "создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается". Согласно же ст.8 Закона РФ от 22 августа 1996 года "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ" (далее - "Закон о высшем образовании"), вуз является учреждением, а вузы, согласно ст.10 этого закона, могут быть государственными и муниципальными. А согласно ст.6 Закона "О свободе совести", религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Следовательно, создание религиозного объединения в форме такой организации как домовый храм в государственном учреждении, т.е. в вузе запрещено.

4) А в ст.16 этого закона говорится, что, "религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно - профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах - интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций". Следовательно, если в основных средствах вуза не значится храм (а их, как известно, в свое время все ликвидировали) и иные места, специально предназначенные для богослужений и т.п., и вуз не является, очевидно, ни местом паломничества, ни учреждением и предприятием религиозных организаций, ни кладбищем и ни крематорием, ни жилым помещением, ни лечебно-профилактическим и больничным учреждением, ни детским домам, ни домом-интернатом для престарелых и инвалидов, ни учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, то и богослужение с обрядами отправлять нельзя. Если хотят студенты и преподаватели поучаствовать в богослужениях и обрядах при своем вузе, пусть собираются как на шествие или демонстрацию.

5) В ст.2 Закона "О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ" также сказано, что "государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании", а также на других принципах, в которых по нашему вопросу ничего не сказано. Однако, согласно ст.1 Закона РФ от 10 июля 1992 года "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" в последней редакции от 30.12.2001), сказано "в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются".

Как видим, прямым текстом сказано, что храмы, как организационная структура религиозной организации, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях запрещены.

6) К тому же в Классификаторе Отраслей народного хозяйства, утвержденном Госкомстатом СССР, Госплановым комитетом СССР и Госкомстандартом СССР 1 января 1976 года за номером 175018 (в редакции последних изменений от 15.02.2000), под кодом № 98700 значатся следующие религиозные организации -- управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), объединения религиозных организаций. Никаких домовых храмов нет, а, значит, и создавать их нельзя. А те, которые созданы, противоречат действующему законодательству, а потому незаконны и подлежат немедленной ликвидации.

Вывод обвинителя - Господа судьи, обвиняемый виновен в нарушении действующего законодательства и подлежит немедленной ликвидации.

После такой обвинительной речи берет оторопь - вдруг ее сейчас услышал недоброжелатель и тут же поспешит воспользоваться услышанным. Однако, как говорил известный персонаж в известном фильме: "Торопиться не надо". С места поднимается адвокат и вот уже звучат аргументы "за".

Речь "Адвоката":

Прежде нейтрализуем высказанные шесть аргументов Обвинителя. Я прошу прощения, что уже проанализированные нормы мне их придется воспроизводить вкратце вновь, но это необходимо, чтобы прочувствовать убедительность контраргументов.

1) Итак, прежде всего, ст.14 Конституции. Напомню, Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Однако создание домового храма при вузе никоим образом не нарушает принципа светскости государства, т.е. оно не меняет своих конституционных основ государственного управления и строя. Россия не становится ни Кипром, ни Грецией, ни Ватиканом. Государственная власть остается совершенно независимой в организации и деятельности от власти духовной. Именно вторая норма раскрывает смысл первой. Та религия, которую исповедает домовый храм вуза, не становится от этого государственной или обязательно для тех же студентов и преподавателей, которые могут также свободно посещать или не посещать богослужения в этом храме, как пользоваться услугами домбытовского комплекса МГУ им.М.В.Ломоносова или искать ходы в домбытовский комплекс "Газпрома".

Не нарушает создание домового храма при вузе и третьей нормы - религиозное объединение - Русская Православная Церковь остается отделенной от государства, но, конечно, в смысле управления им. А может ли домовый храм управлять университетом или как-то влиять на его управление? Довольно сомнительно. Более того, множество коммерческих негосударственных организаций чувствуют себя вполне уютно в любом вузе (например, издательство или кафе, арендующее помещение) на совершенно законных основаниях, но при этом ни о какой сращиваемости вуза и коммерческой организации нет и речи. Вот если бы декан юридического факультета издал бы приказ покупать юридическую литературу исключительно в ООО "Под лестницей" - это уже криминал. Да и перед законом в этом случае РПЦ не имеет никаких преимуществ перед другими религиозными организациями, ну, что поделаешь, коли Ректорат университета выбрал ее, а не Церковь Адвентистов седьмого дня - закон предоставил равные возможности, а уже граждане выбирают.

2) Эти же нормы, повторенные в Законе "О свободе совести", разбирать не будем, но они дополнены еще одной нормой - "в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство помимо названных там положений, обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях". Самое интересное, что создание при вузе домового храма характер образования не изменяет - оно не становится религиозным, но остается совершенно светским, поскольку программа обучения в вузе не меняется, преподаваемые дисциплины остаются прежними. Ведь никто же не додумается сказать, что высшее образование у нас становится коммерческим из-за того, что при вузе открыто множество коммерческих организаций - например, цветочная лавочка и турфирма в Главном здании МГУ, или что образование стало драматическим, поскольку при МГУ имеется свой театр. Церковь через свой храм не участвует в преподавании специальных дисциплин, а в образовательном процессе принимает участие не более чем любой православный храм, прихожанами которого являются студенты и преподаватели.

3) Третьим аргументом была ст.6 Закона "О свободе совести", согласно которой "создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается". Однако здесь мы используем правила юридического толкования - а именно, смысловое толкование. Проанализируем порядок расположения объектов, в которых запрещается создание религиозных объединений - сначала "органы гос.власти", затем "другие гос.органы", затем "гос.учреждения" и "органы местного самоуправления". Согласно ст.3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Значит, органы местного самоуправления есть тоже органы власти, хотя и негосударственные. Таким образом, смысловой ряд до гос.учреждений начался с органов власти и продолжился органами власти. Согласно ст.120 ГК РФ, учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Отсюда приходим к выводу, что в этом смысловом ряду имеются в виду именно учреждения, созданные для осуществления исключительно управленческих функций в государстве. А вузы такими функциями не обладают. Второй элемент в смысловом ряду - гос.органы. Но ведь существует множество государственных органов, хотя и не относящимся к органам гос.власти, но являются вспомогательными по отношению к ним, и для этого наделены управленческими функциями - например, администрация Президента или Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, являющийся федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов и т.п. Поэтому государственные вузы в этом случае не имелись законодателем в виду, что и подтверждает практика регистрации органами юстиции домовых храмов при вузах.

К сожалению, ссылка для аргументации этого тезиса на автономию вузов может произвести лишь эффект холостого выстрела. Обратимся к ст.3 Закона "О высшем образовании" Статья 3. Автономия высших учебных заведений и академические свободы

1. Под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово - хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.

2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель (учредители) высшего учебного заведения и государственный орган управления образованием, выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности (далее - лицензия).

3. Педагогическим работникам из числа профессорско - преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.

Как видим, ни слова к нашему спору - вся автономия в рамках законодательства, в том числе анализируемого.

Кроме того, мы видим, что есть четкий запрет создавать храм в учреждении, но нет запрета создавать его при вузе или, что тоже самое, на его территории. Уточняю мысль - храм в вузе является его структурным подразделением, как, допустим, кафедра, бухгалтерия, лаборатория, столовая и т.п., но храм при вузе - это отдельные организации. Так, создание вузом коммерческого ресторана - это одно, а допуск ресторана на территорию вуза на договорных отношениях - это другое.

4) В качестве четвертого аргумента противников домовых вузовских храмов фигурировала ст.16 Закона "О свободе совести", но для контраргументации в данном случае вполне достаточно ее буквального толкования - ведь в ней говорится, что, "религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества)". Значит, никто не вправе запретить религиозной организации основать и содержать храм, а ведь его можно создать и на территории вуза, если пожелает последний. Здесь, как видим, все просто.

5) Теперь вспомним пятый аргумент -- В ст.2 Закона "О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ" сказано, что "государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании", а также на принципах, в которых по нашему вопросу ничего не сказано. Однако, согласно ст.1 Закона РФ от 10 июля 1992 года "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" в последней редакции от 30.12.2001), говорится, что "в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются". Но, во-первых, домовый храм не является в буквальном юридическом смысле организационной структурой другой организации - она самостоятельное юридическое лицо, а не структурное подразделением, что законодательство четко разделяет. А во-вторых, ведь ст.1 Закона РФ "Об образовании" называется не "Принципы", а "Государственная политика в области образования", о принципах же говорится в ст.2 "Принципы государственной политики в области образования", в которой ничего не говорится о таком запрете, кроме как о светскости образования, что нами уже было опровергнуто. Таким образом, буквальное толкование позволяет исключить норму ст.1, которая действию в отношении высшего образования не подлежит, поскольку действует правовой технический принцип - действие закона последующего отменяет действие закона предыдущего (если они регулируют одинаковые правоотношения), и более того, действие закона специального в случае противоречия отменяет действие закона общего (для высшего образования, специальным является закон о "Высшем образовании", а не закон "Об образовании". Отметим, что ст.1 Закона "Об образовании" по существу не менялась с 1992 года, а государственная политика в данной области поменялась. Ведь, если Закон РСФСР от 25 октября 1990 года "О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ" (в последней редакции от 27.01.95 N 10-ФЗ), т.е. современник Закона "Об образовании" в ст.9 провозглашал, что "Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии", то в Законе РФ от 26 сентября 1997 года "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ", отменивший Закон "О свободе вероисповеданий", уже не содержал указание на светский характер системы государственного воспитания, осталось лишь светскость образования. Значит, закон разрешил религиозное воспитание в вузах.

6) Аргумент же об отсутствии в Классификаторе Отраслей народного хозяйства такой религиозной организации, как домовый храм, не выдерживает никакой критики. Ведь Классификатор, во-первых, еще советский, во-вторых, прекращает свое действие с 01.01.2003 года, (согласно новому стандарту, где вообще религиозные организации не подразделяются на виды), а, в-третьих, домовый храм, как юридическое лицо, можно было бы назвать и центром, и религиозным братством студентов и преподавателей МГУ, и миссией. В четвертых, Приказом Минюста РФ от 30 ноября 1994 г. N 19-01-159-94 были утверждены Правила регистрации уставов (положений) религиозных объединений, которые Приказом Минюста РФ от 16 февраля 1998 г. N 19 признаны утратившими силу, но действовавшими все это время. И в них говорится о Видах религиозных объединений -- Религиозное общество (община, приход, поместная церковь и др. Перечень не закрытый); Монастырь (лавра, пустынь, скит, дацан); Братство (сестричество). Именно им, а не классификатором, пользовались регистрационные органы.

Это то, что касается нейтрализации аргументов противников. А теперь плюс к этому:

1. Согласно ст.28 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Таким образом, если студенты вуза и преподаватели решат исповедовать вместе православную религию, то это их полное конституционное право. Согласно же ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Более того, согласно ст.18 Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

То есть все сомнения при применении законов должны толковаться в пользу конституционных прав граждан.

2. Толкуемый на разные лады Закон РФ "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ" в ст.3 говорит: "В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом." Исключительно в этом свете должны толковаться все противоречивые нормы данного закона.

3. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. N 490 "О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ НАХОДЯЩЕГОСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИМУЩЕСТВА РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ", утверждено соответствующее Положение "О ПЕРЕДАЧЕ РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ НАХОДЯЩЕГОСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИМУЩЕСТВА РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ". Значит, если при вузе когда-то был православный храм, и он сохранился внешне, его должны передать РПЦ.

4. Создать домовый храм в негосударственных и муниципальных учреждениях не составляет никакого труда, поскольку спорные нормы касаются лишь государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Адвокат садится, и мы с облегчением глядим на судью, ожидая от него решения. Однако, во-первых, судьи бывают разные (не только по профессиональному уровню, но и по отношению к Православию), а ведь позиция противников основана на толковании действующего законодательства, что позволяет судье, соблюдя формальные требования, принять решение в пользу противников домовых храмов. Во-вторых, законодательство легко подправить и, тогда количество аргументов "против", а также их сила могут увеличиться. Поэтому сегодня правовая ситуация вокруг домовых вузовских храмов далеко неоднозначная, но, тем не менее, как мы видели, небезнадежная.

Теперь давайте определим возможные пути наших действий в сложившейся правовой ситуации. Возможно несколько путей.

Первый путь - пытаться изменить законодательство. Это можно делать либо через судебные органы, либо через законодательные органы. Через судебные органы это возможно посредством обращения в Конституционный суд РФ с просьбой признать неконституционными конкретные нормы (например, закона "Об Образовании", закона "О высшем образовании, закона "О свободе совести"). Через законодателя это сделать можно посредством выхода с подобной просьбой в органы, имеющие право законодательной инициативы - прямое разрешение создание домовых храмов при вузах России. Причем это право надо ограничить только православными храмами, за исключением, может быть, субъектов РФ, где традиционно исповедуется мусульманство и буддизм. Тем более прошла информация, что сейчас депутаты-патриоты предлагают уже который раз проект закона "О социальном партнерстве государства и религиозных организациях".

Однако судебный путь будет полностью зависеть от религиозных симпатий судей - это наиглавнейший фактор в данном деле, но важен и политический фактор, а законодательный путь - это сплошь политика. Наверняка возбуждение данного вопроса поднимет бурю вокруг домовых храмов на государственном уровне - закричат всякого рода правозаступники. Достаточно вспомнить споры по поводу преамбулы к Закону "О свободе совести".

(Посмотрите, что написал в своем заключении на закон "О свободе совести" уполномоченный по правам человека г-н Миронов - "ряд положений Закона вступает в противоречие с принципами, установленными международно-правовыми документами, и, соответственно, может быть опротестован гражданами при подаче жалоб в Европейский Суд по правам человека. По сути дела эти нормы и не могут действовать на территории Российской Федерации, исходя из примата над внутренним законодательством правил, установленных международными договорами, что предусмотрено Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15). По сравнению с общим международно-правовым принципом равенства всех религий, зафиксированным в Конституции Российской Федерации (согласно ч. 1 ст. 14 "никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной", а согласно ч. 2 этой же статьи "религиозные объединения... равны перед законом"), в Законе о свободе совести по сути закрепляется привилегированное положение отдельных религий. В преамбуле Закона (п. 4 - 5) делается ссылка на "особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры" и на уважение "христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия России". Возникает два вопроса. Во-первых, какие религии подпадают под определение "других" - католицизм, униатство, или же, скажем, пятидесятники и молокане, которые также могут рассматриваться как часть исторического наследия России. Во-вторых, означает ли это неуважение к другим религиям, не поименованным в Законе, - конфуцианству, индуизму и т.п. - не являющимся частью этого наследия. При нынешних формулировках преамбулы строгого юридического ответа на эти вопросы не существует ("Российская газета", N 77, 22.04.99 по поводу соответствия стандартам Европы закона РФ "О свободе совести").

Второй же вариант поведения - использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу без особого шума, выжидая, быть может, более подходящую ситуацию. То есть, не меняя законодательство, создавать домовые вузовские храмы, во-первых, либо пользуясь лояльностью гос.органов и должностных лиц, либо их правовой безграмотностью, либо приведенной контраргументацией против юридически подкованных чиновников, причем в последнем случае возможен выигрыш и в судебном разбирательстве. Этот вариант поведения кажется наиболее разумным в наших условиях и при той правовой ситуации, которая была описана выше.

Создание же ассоциации домовых храмов вузов России является первым и наиважнейшим шагом на этом пути. Если на нашей конференции будет принято решение о создании такой ассоциации, то в ее Уставе, исполняя общие требования, установленные в ст.10 Закона "О свободе совести", необходимо конкретизироваться на следующих вопросах:

1. Юридический статус самой ассоциации.

Его основные признаки определяем следующим образом:

Это юридическое лицо, т.е. обладает самостоятельностью, имеет свою печать, свой расчетный счет;

Это некоммерческая организация (ассоциация);

Это православная религиозная организация;

2. Учредители:

Это домовые храмы вузов России (конкретные наименования учредителей);

Учреждается в рамках Всероссийского православного молодежного движения (если оно юридическое лицо, то может участвовать в качестве соучредителя);

3.Основные уставные цели:

Это руководство домовыми храмами вузов России и координация их деятельности;

Это увеличение числа домовых храмов вузов России;

Это защита интересов и прав домовых храмов вузов России.

4. Понятие и статус домового храма вуза.

Прямо такая организационная форма как "домовый храм" в законодательстве не указана. Однако ее можно попытаться определить так - это (ст.50 ГК РФ) юридическое лицо, еще точнее -- некоммерческая организация, еще точнее -- религиозное православное объединение, еще точнее (ст.6 Закона "О свободе совести", религиозная православная организация, а совсем конкретно -- религиозная организация, созданная централизованной религиозной организацией. Это юридический аспект, содержательный же аспект определения должен заключаться в понятии домовости храма. Ведь какие критерии отличали домовый храм раньше - особый состав прихожан (студенты и преподаватели), остальные были приписаны к другим храмам); священнослужители храма преподавали в вузе (катехизис или богословие); особая образованность священнослужителей; материальное содержание храма на средства вуза. Это лишь ограниченно возможно сегодня (например, состав прихожан складывается по обычаю, а не по обязанности - пускаем всех, кто захочет; содержание попечениями как вуза, так и храма; богословия нет, а катехизис - возможен факультативно). Однако все это необходимо разработать и включить в определение домового храма.

Здесь очень четко необходимо определить взаимоотношения храма с вузом - они могут быть исключительно договорными. Так, обычным в данных условиях может являться не известный действующему гражданскому праву договор о взаимном сотрудничестве. Очень он похож на договор простого товарищества (совместной деятельности), но многие существенные признаки этого договора отсутствуют (например, обособленный баланс, совместные вклады участников в имущество, цель, которая должна быть достигнута). Однако он и не противоречит гражданскому законодательству (так, согласно ст.421 ГК РФ, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами). А вот сами условия договора - это вопрос кропотливо-юридически - кстати сказать, можно Ассоциации разработать примерный (т.е. рекомендуемый) договор. Именно в нем расписываются взаимные обязательства сторон, имущественные отношения и т.п.

В этом пункте требуется определить и основные моменты создания домовых храмов вузом -- а именно, когда и по чьей инициативе может он создаваться. Здесь очень хорошо использовать исторический опыт. Вспомним, кратко, как создавался Университетский храм.

Татьянинская церковь императорского московского университета. В июне 1757г. директор Московского университета И.И.Мелиссино представил проект создания домового храма московской Святейшего Синода, конторе, управлявшей московской епархией в междуархиерейство после преосвященного Платона I до митрополита Тимофея (1754-1757).

Контора Святейшего Синода 4 июля того 1757 года объявила директору согласие на определенных условиях.

В 1784г. директор Московского университета П.И.Фон-Визин, отношением от 3 октября объяснял предложение преосвященному Платону. Митрополит потребовал мнения консистории. Консистория определила разрешить. Митрополит Платон утвердил определение консистории.

18 апреля 1817 года попечитель Московского университета, князь А.П.Оболенский, сообщил преосвященному Августину, управлявшему Московской епархиею, что государю угодно было повелеть возобновить здания Императорского Московского университета. Священник Георгиевский, на Красной Горке, церкви, Захарий Яковлев, который был катехизатором в университете, на предложение университетского начальства изъявил, вместе с причтом, согласие; равно прихожане отозвались, что они желают остаться при ней прихожанами, по усердию и по близкому местоположению своих домов к сей церкви. По сему консистория определила, а преосвященный Августин, 18 сентября, того 1817г. утвердил.

Именно так же был воссоздан Татьянинский храм при МГУ им. М.В.Ломоносова, а именно Приказом Ректора МГУ В.А.Садовничего №109 от 17 марта 1994 года на основании Решения Ученого Совета МГУ от 20.12.1993 года о воссоздании домовой церкви МГУ и Указом Патриарха Московского и Всея Руси 27 апреля 1994 года.

На сем приятном моменте позвольте доклад закончить. Сердечно благодарю за внимание.

Освященное помещение в жилище частного лица (в узком смысле слова) или учреждении (в широком смысле слова). Иногда - отдельная, на том же участке стоящая, освященная постройка. Имеет собственный антиминс , используется для совершения богослужения . Особым видом домовой церкви является крестовая церковь в архиерейских домах или резиденциях епископов .

Домовая церковь в широком смысле слова может быть расположена в больнице, доме престарелых, детском доме, приюте, ином социальном (благотворительном) учреждении, а также учебном заведении и предназначена для участия в богослужении лиц, постоянно или временно пребывающих или обучающихся в этих учреждениях .

История

Богослужение в домовых церквях посещали иногда и посторонние лица по так называемым «билетам» . Внешне домовая церковь, расположенная в здании, выделялась небольшой главкой либо просто крестом над кровлей .

В 1918-1919 годах в России распоряжениями местных властей были упразднены все домовые церкви (как в широком, так и в узком смысле слова) .

Домовые церкви в настоящее время

В настоящее время традиция создания домовых церквей при учреждениях возобновлена.

В большинстве случаев домовая церковь приписана к приходу , на территории которого находится, и принадлежит этому приходу, иногда - приписана к иному приходу или представляет собой самостоятельное церковное учреждение. Если домовая церковь не приписана к приходу, ею управляют иначе, чем приходскими церквами: ни приходского собрания, ни приходского совета при ней не образуется. В Москве подобные церкви могут, например, иметь статус

ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ

Ректорат Государственного университета по землеустройству, одного из старейших учебных заведений России, которому в мае 1999 года исполнилось 220 лет со дня основания. Восстанавливая исторические и духовные традиции межевых инженеров, Ученый Совет университета принял решение о воссоздании домовой церкви Константиновского межевого института, которая существовала с 1869 г. и в начале 1918 года была уничтожена. Домовая церковь была освящена во имя Святых Равноапостольных царя Константина и матери его Елены, а Святой Константин стал небесным покровителем межевых инженеров. Работы по воссозданию этого памятника истории, русской культуры и архитектуры были проведены в течение 2000 г. с Высочайшего благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Настоятеля Богоявленского кафедрального собора Протопресвитера отца Матфея. 6 июня 2001 года в главном здании университета прошло торжественное освящение восстановленной Домовой церкви Государственного университета по землеустройству Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси АЛЕКСИЕМ II

В храме слово Божие читается, молитвы возносятся, Святые Тайны совершаются (свт. Тихон Задонский, 4:395)

Со дня воссоздания Домового храма, он является духовным сердцем Университета и играет большую роль в духовном-нравственном воспитании студентов.

Стали традиционными архиерейские службы на престольный праздник святых равноапостольных Константина и Елены и на другие значимые события в Университете. В 2006 году в связи с 5-летним юбилеем возрождения Домового храма Университета, праздничное богослужение возглавил высокопреосвященнейший Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии. 25 мая 2009 года торжественное богослужение на празднование 230-летней годовщины со дня основания Вуза, по благословению святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, возглавил преосвященнейший Игнатий, епископ Выборгский и Приозерский, председатель Синодального отдела по делам молодежи, член Высшего Церковного Совета. 3 июня 2011 г. Праздничное богослужение в честь святых равноапостольных Константина и Елены возглавил владыка Меркурий, епископ Зарайский, ныне митрополит Ростовский и Новочеркасский. 5 июня 2012 г торжественное богослужение по случаю престольного праздника храма, святых равноапостольных Константина и Елены, возглавил преосвященнейший Савва, епископ Воскресенский, викарий Московской епархии.


Владыка Савва на праздничном богослужении в Домовом храме Университета.

3 июня 2013 г. в в честь престольного праздника храма Святых равноапостольных Константина и Елены праздничную Литургию возглавил преосвященнейший Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.


Преосвященнейший Феофилакт, епископ Дмитровский в Домовом храме Университета.


Ректор Университета преподносит преосвященнейшему Феофилакту иконы и книги.

235 -я годовщина со дня основания Университета приходится на год 700-летнего юбилея преподобного Сергия Радонежского, славного святого, определившего на века духовную и государственную мощь нашего Отечества. Не случайно, нынешние Рождественские образовательные чтения, посвященные юбилею святого преподобного Сергия, были открыты именно в нашем Университете,19 ноября 2013 г.

Торжественные мероприятия начались с Божественной Литургии в Домовом храме Университета, которую возглавил высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Истринский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

После торжественного богослужения в актовом зале Университета состоялись сами чтения, на которых были заслушаны доклады, посвященные жизни преподобного Сергия, его чудесам и заступничеству за русскую землю в годы лихолетия и нашествия иноплеменников. Возглавил заседание и обратился к собравшимся с приветственным словом высокопреосвященнейший Арсений. Владыка еще раз подчеркнул неоценимую роль Домового храма как в воспитании молодежи, так и в подготовке будущих ученых, любящих и заботящихся о земле, на которой мы живем. Также было сказано о значении чтений для нашего образования и размышления. Наибольшее впечатление Рождественские чтения произвели на молодежь, студентов Университета. В их памяти надолго останется торжественная и радостная атмосфера праздника, интересные исторические доклады.


Высокопреосвященнейший Арсений благословляет молящихся в Домовом храме Университета.


Торжественное заседание в актовом зале Университета в день открытия Рождественских образовательных чтений. честь преподобного Сергия.

Праздник преподобного Сергия Радонежского для нашего храма особо значим, и каждый год в этот день совершается праздничное богослужение.

Интересно, что имя преподобного носил первый директор нашего института Сергей Тимофеевич Аксаков, и носит нынешний ректор Университета Сергей Николаевич Волков. Именно он является инициатором восстановления в стенах Университета Домового храма святых равноапостольных Константина и Елены, который вдохнул новую жизнь в наш Вуз.

В нашем Университете праздник преподобного Сергия еще особенно почитается потому, что ему молятся ему о помощи в учении. И часто студенты ставят свечу с молитвою перед его иконой.


Икона святого преподобного Сергия Радонежского в праздник в честь святого.

Кроме архиереев, студенты и сотрудники видят в храме многих замечательных клириков: это настоятели Богоявленского кафедрального собора протопресвитер о. Матфей Стаднюк и пртоиерей о.Александр Агейкин, о. Николай Степанюк, настоятель храма Иконы Божией Матери Знамение в Переяславской слободе протоиерей о. Феодор Рожик, Архимандрит о. Дионисий Шишигин, благочинный, настоятель храма Святителя Николая в Покровском, протоиерей о. Алексий Ладыгин, настоятель храма Святой Ефросинии Московской, священник о. Константин Корнеев, и протоиерей о. Сергий Точеный, заместитель благочинного, настоятель храма Апостола Иакова Заведеева, протодиакон Новоспасского монастыря о.Геннадий Кузнецов, протодиаконы Богоявленского собора о.Сергий Сапронов и о. Михаил Гречишкин, видный бас протодиакон о. Николай Платонов и многие другие. Заметный вклад для храма внес о. Константин Корнеев, выпускник нашего Вуза, он своими руками обновлял потускневшее золотое убранство храма. Трудно переоценить и вклад настоятеля храма Иконы Божией Матери Знамение в Переяславской слободе протоиерея о. Феодора Рожика, постоянно приносящего в дар храму восковые свечи, лампадное масло, колокола и многое др.


Настоятель Богоявленского собора о.Александр Агейкин


Ключарь Богоявленского собора о. Николай Степанюк.


Священник о. Константин Корнеев на проповеди.


Настоятель Знаменского храма в Переяславской слободе протоиерей Феодор Рожик

В нашем Домовом храме совершаются службы на все основные праздники, читаются акафисты в дни празднования икон Пресвятой Богородицы и святых, все имеют возможность исповедаться, причаститься Святых Христовых Таин, просто зайти в храм и помолиться. Также все значимые события жизни Университета неразрывно связаны с молитвой и службами в Домовом храме. Учебный год по обыкновению начинается с молебна перед началом учебного года.


Храм перед началом молебна.

В такой праздничный день на молебен обычно приходят очень многие студенты, их родители и преподаватели. Служба транслируется и на большой экран вестибюля, чтобы те, кто по причине большого числа молящихся не смогли зайти в храм, имели возможность видеть молебен с экрана и присоединиться к общей молитве. На молебне возносятся молитвы и о всех учащих, и об учащихся, об их благополучии, долгоденствии, и прилежном обучении.


О.Николай благословляет крестом и окропляет святой водой после молебна перед началом учебного года.


Преподаватели во главе с ректором Университета С.Н.Волковым и студенты на молебне перед началом учебного года.

После очень праздничной службы, в преддверии обучения, новых впечатлений и новой студенческой жизни, глаза всех первокурсников, и не только, светятся воодушевлением и радостью. А их родители в очередной раз радуются тому, что прежде всего обучение их детей началось с благословения в храме!

Еще до начала обучения, многие родители абитуриентов и будущих студентов, в первую очередь заходили в храм, восхищались им и возможностью их детей приобщаться к духовности.

"Мы очень хотим, чтобы наши дети поступили к вам в Университет" - первые слова родителей. Все без исключения отмечают наличие храма как важный аргумент в выборе места обучения детей, все родители хотят видеть своих чад под духовным началом храма. Весь учебный год студенты имеют возможность бывать в храме, слушать проповеди и получать благословение наших дорогих батюшек. И весь учебный год храм открыт не только во время службы, но и просто для всех желающих зайти и помолиться, и для кого-то возможно это будет первое знакомство с храмом и первый шаг на пути нравственного возрастания и спасения.


В Домовом храме Университета.


Студенты подходят к кресту после благодарственного молебна по окончании учебного года,и окропляются водой.


Вручение дипломов в актовом зале.


Настоятель Богоявленского кафедрального собора о. Александр Агейкин поздравляет выпускников с вручением диплома. Актовый зал Вуза.



Студенты в Домовом храме Университета.


Студенты на акафисте.

Гости Университета тоже в первую очередь заходят в наш чудесный храм.

27 июня 2013 года Государственный университет по землеустройству посетил Министр сельского хозяйства Российской Федерации Н.В. Федоров.

В торжественной атмосфере Министром сельского хозяйства была вручена путевка первому сводному Всероссийскому студенческому землеустроительному отряду.

Во время знакомства Николая Васильевича Федорова с Университетом, он посетил и наш Домовый храм, с радостью отметил его благолепие и помолился перед иконой святителя Николая.


Министр сельского хозяйства Н В.Федоров в Домовом храме Университета.

3 июня 2013 г. наш домовый храм посетил посол Республики Бенин Анисеет Габриель Кочофа, приехавший в Университет с дружественным визитом.


Посол Республики Бенин Анисеет Габриель Кочофа и его помощник в домовом храме.

Посол и его помощник с удовольствием побывали в храме, поставили свечи к иконе святых равноапостольных Константина и Елены, покровителей нашего Университета, праздник которых совершался в этот день. Также гости послушали об истории храма, о его значимости, о студентах, принимавших участие в восстановлении храма, и о престольном празднике.

В честь праздника им были преподнесены в дар иконы святых равноапостольных Константина и Елены, которые они приняли с радостью и благодарением.

Храм играет огромную роль не только в жизни Вуза в целом, но и в жизни многих сотрудников и студентов. И студенты, и преподаватели, и даже гости Университета с удовольствием принимают участие в его благоукрашении.

Нельзя не отметить наших постоянных благодетелей храма. В праздник святого апостола Андрея Первозванного они все отмечают свой День Ангела.


Благодетели Домового храма Университета А.Л. Ликефет, А.С.Смирнов, А.А.Шимкевич, А.Е.Гуськов.

Студенты также с первых дней восстановления храма принимают участие в его благоукрашении.

15 ноября 2013 г,перед Рождественскими образовательными чтения центрального Викариатства города Москвы, проходившими в нашем Университете, студенты архитектурного факультета помогали восстанавливать роспись в Домовом храме. Желающих поучаствовать в этом прекрасном и интересном деле было очень много, собрались и первокурсники, студенты второго и третьего и даже пятого курсов.


Начало работы. Подборка цвета.

Работалось очень легко, приятно, радостно было что-то сделать для храма, да еще в своем Университете. И с самой работой справились неожиданно быстро. Теперь ребята, когда приходят в храм помолиться или на службу, наверняка чувствуют, что храм стал им еще ближе!


Зюзин Владислав, Лавров Роман.


Кочеткова Полина.

Очень красивая фотография, на которой преподобный Сергий Радонежский как-будто благословляет и студентов, украшающих святой храм.

Заметным событием в жизни студентов архитектурного факультета бывает летняя практика. По желанию, некоторые из ребят проходят ее в монастырях, где используют полученные во время обучения знания для помощи обители.

По установившейся традиции часть студентов архитектурного факультета проходят строительную практику в Свято-Благовещенском монастыре города Киржач Владимирской области. Прежде всего ребята участвовали в строительных и архитектурно-планировочных работах по восстановлению монастырского храма Всех Святых. Кроме того студенты работали над внутренней отделкой иконописной мастерской, а так же выполняли работы по озеленению и благоустройству территории, применив свои знания по ландшафтному дизайну.


Эскиз храма всех Святых


Озеленение территории

Наиглавнейшей же особенностью практики было приобщение ребят к духовной жизни монастыря. Благодаря вниманию насельниц обители для студентов провели экскурсию по монастырю и храму, желающие всегда могли побывать на любой службе. На подворье монастыря был организован костер и беседа с о.Александром.


Беседа с батюшкой у костра


Ребята внимательно слушают о. Александра


Насельницы монастыря. Игуменья Феодора с сестрами

Необыкновенное сочетание полезных для будущих архитекторов работ, прекрасного отдыха, и атмосферы чистоты и нравственности обители произвели особое впечатление на ребят. Многие выразили желание приезжать в монастырь на службы или снова поработать в летние каникулы. Слава Богу, что у студентов нашего Университета есть замечательная возможность оказать посильную помощь в восстановлении монастыря и прикоснуться к истокам духовности. Начало же такому духовно-нравственному воспитанию положил храм нашего Университета.

Летом 2012г. студенты архитектурного факультета нашего Университета прошли практику в деревне Набережная Слобода. Ребята помогали в проектировании реставрационных работ храма Успения Пресвятой Богородицы, построенной в начале 18 века. Двухэтажная одноглавая церковь, выстроенная на средства Шуваловых в духе позднего барокко, в начале 19 века была заброшена, и восстанавливаться начала лишь с 2002г.

Ребята нашего Университета приняли участие в обмерных работах. кроме того выполняли чертежи церкви и рисунки фасадов акварелью.


Евелиович Вера и Вертянкина Настя за работой над чертежами.


Александр Константинович Сикстель и о.Михаил на обмерных работах.

Настоятель храма иерей о. Михаил Геронимус выразил большую благодарность ректору Университета С.Н.Волкову за неоценимую помощь восстанавливаемому храму, оказанную студентами архитектурного факультета Университета, а также ребятам, приехавшим потрудиться для храма.

Со 2 по 16 июля 2013г. несколько студентов 3 курса архитектурного факультета нашего Университета проходили практику в Николо-Сольбинском женском монастыре в Ярославской области.

Наши девочки студентки, Бакулина Екатерина, Конюхова Наталья, и Пономарева Анастасия внесли свою лепту в восстановление обители.

Игумения Еротиида, настоятельница монастыря, с радостью приняла помошниц из нашего Университета,а девочки не только помогли монастырю, но и закрепили свои знания, как будущих архитекторов, и частично применили их на практике.

В июле 2013 г. вновь некоторые из студентов архитектурного факультета прошли практику в Свято-Благовещенском монастыре, где их всегда ждут и с радостью встречают. И как обычно, ребята оказали неоценимую помощь монастырю и его подворью. Были проведены обмеры келейного корпуса, его главного фасада. а также надкладезной часовни, которые потом были сверены со строительными чертежами. На основании этих данных были выполнены чертежи.


Выполнение чертежей по результатам обмеров


Студенты на практике в Свято- Благовещенском Киржачском монастыре.

Итак, каждый год и каждый день, наличие храма в Университете являет бесценное сокровище архиерейских служб и архиерейской проповеди, духовных конференций и добрых дел, восстановления храмов и многое другое, что открывает студентам новый мир и делает их лучше.


Домовых храм Университета.

Православный храм - это необязательно отдельное самостоятельное сооружение. Храм может располагаться внутри здания, которое даже и близко не имеет отношение к религии. Например, в корпусе воинской части или в госпитале. Своя домовая церковь есть даже у Счетной палаты Российской Федерации.

Домовый храм - чем он отличается от обычного храма?

По сути, смысл того, что такое домовая церковь, заключается в самом ее названии - это храм, который располагается в доме. Причем, доме, как в широком смысле (любое здание, постройка), так и в узком - личный особняк или частные хоромы.

Зачем строятся домовые церкви (или как правильнее говорить: домовые храмы)? Они устраиваются в тех случаях, когда есть желание или нужда иметь храм, но нет возможности или необходимости воздвигать его в виде отдельной постройки.

Как и в случае с часовнями, домовая церковь создается, чтобы помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Но в отличие от часовни, в храме есть алтарь, а потому в нем может совершаться Таинство Литургии и Причастия. Поэтому один из смыслов домовых церквей - устраивать их там, где есть люди, у которых по тем или иным причинам нет возможности добраться до соседних храмов: например, в больницах или воинских частях.

Необычный пример домовой церкви. Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при плехановском университете. Со стороны - полноценный храм, но по сути он - лишь, часть дома, который еще больше, и именно поэтому храм считается домовым. Фото: patriarchia.ru

Домовые церкви: где они могут располагаться

  • В больницах и госпиталях. Конечно, на территории некоторых больниц есть полноценные маленькие церкви. Но там, где нет возможности или целей возводить отдельную постройку, строят домовые храмы. Они устраиваются в первую очередь для пациентов и персонала.
  • В воинских частях. Для военнослужащих.
  • В учебных заведениях. Сейчас - в основном, при духовных академиях. Но не только. Например, большой домовый храм есть, при МГУ на Воздвиженке. Домовые церкви при институтах - это старая традиция, которая несет в себе идею духовного воспитания студентов.
  • В монастырях домовые церкви могут устраиваться в каких-либо вспомогательных или служебных корпусах. Они, как правило, играют роль «малых» церквей, в которых богослужения совершаются «по случаю» (например, в дни больших Праздников или памяти святых, в честь которых освящен храм).
  • В частных домах. Сейчас, наверное, так не делают, но до революции очень богатый помещик мог разместить домовый храм в одном из своих особняков.
  • В казенных государственных помещениях. Например, домовый храм есть в здании Счетной палаты Российской Федерации в Москве.

Патриаршее богослужение в домовом Трехсвятительном храме в Париже. Фото: patriarchia.ru

Домовые церкви: какие бывают?

Если кто-то скажет, что домовая церковь каким-то образом «хуже» обычных храмов, то это неправда. Все храмы равны, в каждом служится Святая Литургия.

Другое дело, что как правило, домовые храмы бывают небольшими и менее роскошны по архитектурным формам или убранству (хотя, бывают и исключения). Но это всё - человеческие обстоятельства, которые ни на глубину духовной жизни, ни на суть Таинств никак не влияют. Святые и первые христиане, порой, причащались в обычных пещерах.

Домовые храмы в Москве (фото)

Вот, посмотрите, примеры домовых церквей в Москве. Фото взяты с официальных сайтов этих церквей, ссылки в подписи.

Домовый храм великомученика и целителя Пантелеимона при Российском научном центре хирургии им. Б. В. Петровского РАМН. Он располагается в этом здании:

и выглядит вот так:

Домовый храм при счетной палате РФ. Вот, само здание:

А вот и сам храм: (по сути: единственный алтарь)

Домовый храм святой мученицы Татианы при МГУ им М.В.Ломоносова. Пример домовой церкви, которая по размерам и убранству ни в чем не уступает крупным приходским церквям.

Домовый храм всех Святителей Московских при Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он тоже достаточно крупный: два алтаря.

А это: особняк, в котором храм располагается. Дом именуется Митрополичьими палатами. Перед революцией это была резиденция патриарха Тихона.

Домовая церковь пророка Божия Илии на Воронцовом поле. Пример храма, который располагается, в самом что ни на есть простом доме:

Но внутри, благодаря планировке, он достаточно большой:

Это тоже он. Даже, и не скажешь, что это жилой куб:

Домовые церкви: что надо о них знать

Итак, если кратко подвести итоги вышесказанному:

  • Домовые церкви - это абсолютно полноценные храмы .
  • И их единственная особенность в том, что они построены не отдельным зданием, а устроены внутри «обычного» дома.
  • Домовые храмы устраиваются в тех случаях , когда храм нужен, но построить отдельную церковь нет нужды или возможности. Например, в больницах, учебных заведениях, воинских частях. Реже - в частных домах.
  • Домовые церкви не обязательно маленькие и похожие на комнаты. Некоторые по убранству и размерам не уступают церквям.

Трехсвятительный храм в Париже. Фото: patriarchia.ru

Этот и другие посты читайте в нашей группе во