Всеволод юрьевич большое гнездо - самый многодетный князь руси. Всеволод Большое Гнездо Князь Всеволод, возвращение на Русь

А) актуальность выбранной темы

Время правления Всеволода III – безусловно важная веха в истории Русской земли, яркий момент, вспышка света в мрачных условиях раздробленности. Эта тема как тема власти, несомненно, очень актуальна была всегда и остается актуальной по сей день. Она интересна тем, что князь стоит у истоков формирования монархической идеи. Всеволод – один из первых властителей, который воплотил в себе черты самодержавного правителя. Хотя в отечественной литературе однозначное предпочтение отдается Андрею Боголюбскому, фигура брата закрывает Всеволода. Некоторые исследователи полагают, что князь ничего нового не сделал, что он только закрепил успехи брата, и даже наоборот, способствовал усилению и продолжению раздробленности (имея ввиду междоусобицу его сыновей после его смерти). Поэтому нам необходимо в этом, попытаться увидеть в князе черты самодержца, понять, что же на самом деле сделал Всеволод.

Б) цели и задачи исследования

Исходя из этой проблемы, целью работы будет показать формирование идеи самодержавного правителя, учитывая при этом, что Владимиро-Суздальское княжество – наследник Киевской Руси.

Для достижения поставленной цели необходимо выделить те черты Всеволода как правителя, которые были присущи киевской традиции, и выделить новации. Для этого нужно рассмотреть и проанализировать внутреннюю и внешнюю политику Всеволода. Здесь надо оговориться, что под «внутренней политикой» подразумеваются отношения с соседними княжествами, так как для Всеволода они оставались частичками одного государства, которые ему необходимо было собрать в одно целое. В этой политике самыми показательными являются отношения с Киевом (как с бывшим центром великого княжения) и с Новгородом (как с независимой республикой). А «внешняя политика» - это отношения с Волжской Болгарией и половецкой степью, так как источники не упоминают о других направлениях политики Всеволода. Последней задачей будет рассмотрение образа «идеального князя» в «Поучении Владимира Мономаха» и сопоставление этого образа с образом Всеволода III Большое Гнездо, для того чтобы проследить, как изменяется характер князя при усилении централизации, какие новые качества появляются и помогают этому процессу.

В) характеристика источников

Для работы над темой использовалось четыре источника. Первый и самый главный – Лаврентьевская летопись.

Лаврентьевская летопись – один из самых древних дошедших до нас летописных памятников – составляет часть Владимиро-Суздальского летописания и поэтому описываемому периоду там уделяется большое внимание. Памятник получил свое название по имени монаха Лаврентия, переписавшего летопись в 1377 году по заказу Суздальского и Нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Летопись начинается «Повестью временных лет» и заканчивается 1305 годом. Памятник был куплен в 1792 году собирателем древних рукописей графом Мусиным-Пушкиным. Сейчас рукопись хранится в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Первое издание было предпринято в 1804 году Обществом истории и древностей российских при Московском университете.

Источником, дополняющим первый, является Ипатьевская летопись. Она распадается на три главных части. Первая часть содержит «Повесть временных лет» третьей редакции. Вторая часть охватывает события 1118-1199 годов. Третья часть доводит свое повествование до 1292 года и представляет собой, в основном, Галицко-Волынскую летопись.

Основных списков летописи два: Ипатьевский и Хлебниковский. Оба этих списка восходят к южнорусскому летописному своду конца XIII века. Ипатьевский список начала XV века найден Карамзиным Н.М. Впервые был издан в 1842 году.

Третий источник – Новгородская I летопись – древнейшая летопись Новгородской феодальной республики. Она достаточно ясно освещает события, характеризующие отношения Новгорода и Владимира. Летопись известна в двух изводах. Старший извод представлен пергаменным Синодальным списком XIII – XV веков. Он доводит свое изложение до 1330-х годов и имеет приписки, доходящие до середины XIV века. Младший извод Новгородской летописи близок к Синодальному списку, но продолжает его до 40-х годов XV века. Известны два основных списка летописи младшего извода: Академический и Комиссионный. Другие списки Новгородской I летописи младшего извода представляют собой дальнейшее усложнение Комиссионного списка.

Четвертый источник – «Поучение Владимира Мономаха». Это произведение представляет собой прообраз тех домостроев, которые мы увидим в последующих веках. Кроме того, «Поучение» - единственный в древнерусской литературе пример наставления созданного не духовным лицом, а светским человеком, государственным деятелем. Структура произведения: Собственно поучение, послание к Олегу Святославичу (племяннику Мономаха), автобиография.

Полагают, что окончательно «Поучение» было завершено автором в 1117 году, когда он смог подвести итог своей жизни. Дошло до нас «Поучение» в единственном списке XIV века в составе Лаврентьевской летописи, где оно стоит под 1096 годом, причем, сам текст оказался без некоторых частей (в частности, нет начала поучения).

Г) обзор литературы

Время правления Всеволода III Большое Гнездо, как период в истории Владимиро-Суздальского княжества и Русской земли, изучался мало и практически не исследовался, особенно современными историками. Немного больше уделяли ему внимание советские авторы. Но основные труды – это труды дореволюционных ученых.

Из дореволюционных исследователей здесь использованы работы Мятлевой Т.П., Соловьева С.М., Ключевского В.О. и др. Все они высоко оценивают деятельность Всеволода и его личность.

Ключевский В.О. в «Курсе русской истории» указывает на жесткий характер Всеволода и говорит, что он «заставил» признать себя великим князем всей Русской земли.

Историк Иловайский Д.И. говорит, что князь – расчетливый, способный к жестокому образу действий, то есть обладает именно теми чертами, «на которых построилось государственное здание Великой России».

Карамзин Н.М. говорит, что князь Всеволод «княжил счастливо, благоразумно от самой юности и строго соблюдал правосудие. Не бедные, не слабые трепетали его, а вельможи корыстолюбивые…».

Мятлева Т.П. же считает Всеволода справедливым, но жестоким: «…тем не менее, воспитанный в Византии, он научился там жестокой мести, безжалостно проявляя ее порой на своих врагах».

Крупнейший историк XIX века С.М. Соловьев в «Истории отношений между русскими князьями Рюрикова дома» называет Всеволода III не просто великим князем, но сравнивает его с государем, называя «люимцем народа и победителем», и говорит: «Одним словом, он был рожден царствовать…».

Пресняков А.Е. в своем труде «Образование Великорусского государства» говорит, что успех князя – есть результат естественного для северорусских правителей стремления к подчинению себе других князей.

Другой советский историк Толочко А.П. совершенно необоснованно считает, что Всеволод не играл главной роли в политической истории страны, и говорит, что он находился под влиянием Византии.

Кучкин.В.А. останавливается только на территориальных успехах политики князя: «…при Всеволоде Большое Гнездо значительно расширилась территория области, усложнилась ее административная структура». Кривошеев Ю.В. говорит о приходе к власти Всеволода и считает, что он пришел к власти при помощи горожан, которые сразу нашли в князе «союзника, а не противника своих действий».

Однако все-таки со временем характеристики князя становятся более конкретными.

Свердлов М.Б. говорит о политическом первенстве и могуществе князя. А исследователь Перхавко В.Б. называет князя Всеволода государем «близким к идеалу» , то есть, в литературе все больше и больше утверждается мысль о том, что время правления Всеволода – это время расцвета всей Русской земли, это период временной централизации власти, временного увеличения роли великого князя до масштабов государя.

Глава I. Внутренняя политика Всеволода III

1.Отношения с Киевским княжеством

Всеволод III Большое Гнездо занял Владимирский престол в результате междоусобицы, длившейся более года. Время Всеволода-это время, когда реальная власть находилась не у киевского князя, а в руках князя Владимиро-Суздальского. Это эпоха расцвета Владимирского княжества. Ведь именно князь Всеволод впервые ввел в свой титул термин «великий» и оправдал его. Оценивая внутреннюю политику князя, его отношения с соседними княжествами, с соседними народами можно согласиться с этим титулом. Всеволод III заставил признать себя великим князем земли Русской.

Свое детство Всеволод провел сначала в Византии, куда его вместе с матерью сослал брат – Андрей Боголюбский, стремившийся избавиться от возможных соперников и претендентов на престол, а потом в Южной Руси, в частности, в Чернигове. Это очень помогло ему в будущем. Став князем, он увидел и понял различия между Северной и Южной Русью и, используя свои знания, сумел распределить свои силы и добиться желаемых результатов. Получалось, что все его вмешательства в дела киевские проходили без грандиозных затрат.

«Южная политика» Всеволода - это отношения с Киевом и Русской землей (то есть землей вокруг Киева). Это одна из важнейших сторон политики княжества конца XII - начала XIV века. Эти отношения начались со столкновения киевского князя Святослава Всеволодовича с Всеволодом Юрьевичем: «Приде князь Всеволодичь Святослав с Новгородци, и с Половци погаными, и с Черниговци, на Всеволода Юргевича; Всеволод же поиде противу ему и усрете и на Влене, на реце, и стояша промежи собою две недели». Рассматривая политику Всеволода по отношению к Киеву, надо сначала сказать о внутреннем политическом положении княжества. В чем оно заключалось? Оно заключалось во взаимоотношениях князя и боярства, так как бояре всегда играли отнюдь не последнюю роль в княжестве и представляли собой довольно мощную силу. Всеволод III не вступал в открытую борьбу с боярством, наоборот, даже пользовался его советами: «Как скоро Суздальская земля успокоилась под твердым, умным правлением Всеволода III, северное боярство сделалось его усердным помощником». Однако иногда в источнике мы встречаем словосочетание «его бояре» , которое может свидетельствовать о том, что князь на самом деле подчинил себе владимирское боярство, сумел обуздать его, установив в своем княжестве единоличную власть. А вот народное собрание - вече - не всегда было довольно поступками князя. Впрочем, князь практически всегда уступал ему. «По мале же дний всташа опять людье вси и бояре, и придоша на княж двор, многое мьножество с оружьем, рекуще: чего их додержати? Хотим слепити и. Князю же Всеволоду печалну бывшю, не могшю удержати людий множьства ради их клича» ; «Он же послушавъ своих бояръ, оже молвяхуть ему: братъ твой шелъ Володимерю, а тобе выдалъ, - и отвори врата». Важным показателем соотношения сил Киевского и Владимирского княжеств является случай с поставлением епископа. Всеволод сам выбирает кандидата и не считается с мнением Киевского митрополита. Самое главное то, что Киев уступает Всеволоду: « Князь Всеволод посла к Кыеву к Святославу к Всеволодичю и к митрополиту Никифору, прося епископа, хотя поставити Луку…; митрополит же не хотяше поставити его, за не бе на мьзде поставил Николу Гречьна… Митрополит же Никифор повеле Николе Гречьну отписатися земле Ростовьской, и постави сего Луку епископом Ростову и Володимерю и Суждалю и всей земли Ростовьской».

Из летописей известно, что раньше таких случаев не было. Испокон веков киевский митрополит сам назначал епископов во все епархии (за иключением Новгорода; впрочем, Новгород всегда был исключением), как владыка, митрополия которого находилась в центре великого княжения, что немалова жно. Интересно, что если в первый раз митрополит колебался, то во второй – без возражений поставил епископом того, кого хотел Всеволод: « Посла благоверный христолюбивый великий князь Всеволод… к Кыеву Святославу ко Всеволодичю и к митрополиту Никифору отца своего духовнаго Иоанна на епископьство. Это напоминает именно независимый Новгород, в котором епископ выбирался без участия Киева и лишь затем в Киев посылалась просьба о его хиротонии. Отсюда можно сделать вывод, что власть Владимиро-Суздальского князя не слабела и даже не стояла на месте, а наоборот, усиливалась и крепла.

В киевской междоусобице при Рюрике Ростиславиче Всеволод внешне поддерживал Ростиславичей, однако, как только начиналась война, он сразу же принимал мирные предложения Ольговичей. Это потому, что ему нужна была вражда и бессилие князей Южной Руси. Он не обращал внимания на свои обязательства « Того же лета прислаша с молбою к великому князю Всеволоду митрополита Матфея Всеволодъ Чермный и вси Олговичи, прося мира и во всем покаряющеся; великый же князь видевъ покоренье ихъ к собе, не помяна злобы ихъ, целова к ним крестъ…» . И города Рюрика ему были нужны только для того, чтобы таким образом ослабить своих соперников. Всеволод наводил порядок в Русской земле не всегда достойными способами. Иногда, чтобы удержать власть, ему приходилось быть коварным. Известно, как ловко он поссорил, «стравил» Рюрика Ростиславича с Романом Волынским. Тем не менее, несмотря на способы достижения поставленной цели, задуманное ему удавалось: Рюрик даже не посмел вступить в свои права без воли на то Всеволода III, признавая тем самым его старшинство: «… преставися князь Кыевский Святослав… и посла великый князь Всеволодъ муже свое в Кыев, и посади в Кыеве Рюрика Ростиславича». Хотя некоторые исследователи, в частности, Толочко А. П. в своем труде « Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология» говорит, что власть Всеволода была небольшой, титул «великий» - почетным и не более. Как мы видим, после нашего небольшого исследования, это утверждение не устойчивое и ничем не обоснованное.

Любые действия князя всегда были ради достижения справедливых целей. Он хотел единства Руси и совсем не желал насилия как такового. Карамзин Н. М. говорит, что «он был рожден царствовать … хотя не мог называться самодержавным Государем России» . Проведя это небольшое исследование, мы видим, что благодаря деятельности Всеволода, фактически (неофициально) великокняжеский престол был перенесен во Владимир.

2. Отношения с Новгородом

Еще сложней и необычней складывались отношения Всеволода III и Новгорода. Новгородская феодальная республика – так называют эту политическую формацию многие исследователи. На протяжении практически всей истории существования этого княжества не находилось такого князя, которому хоть в какой-то степени удалось бы подчинить его. Это государственное образование все время было самостоятельным и независимым. Высшим органом власти в Новгороде в то время было вече, а не князь, как в Северо-Восточной Руси. Вече имело право пригласить понравившегося князя, а могло и изгнать его, если тот не устраивал по каким-то причинам. То есть, князь не имел там практически никакой власти. Он управлял только под руководством посадника.

И вот, князь Всеволод сделал то, что до него не удавалось сделать никому, даже мечтавшему об этом Андрею Боголюбскому. Он в какой-то мере подчинил себе на несколько лет Новгород: «Новгородци целовавшее ко Всеволоду Юргевичу крест…» .

Однако, конечно же, это подчинение не было полным. Новгородцы пытаются противостоять Всеволоду, нарушают крестоцелование. Старые традиции продолжают существовать, как бы послушна Новгородская земля не была. Уже после того, как новгородцы целовали крест, летопись говорит нам о призвании нового князя: « В се же лето выгнаша Новгородци Ярослава Володимерича, а Давыдовича Мстислава пояша к собе княжить Новугороду: так бо бе их обычай» . Это происходило потому, что свободолюбивым гражданам Новгорода, привыкшим к самостоятельности, в тягость было ощущать над собой могучую, властную руку Всеволода III или кого-нибудь другого. Однако Всеволод и не претендовал на полное владычество над Новгородом. Он пытался сохранить стабильность и относительное спокойствие в Русской земле. Как мудрый князь, Всеволод понимал, что для этого ему необходимо считаться с мнениями и желаниями новгородского боярства, которое «привыкло участвовать в общественных процессах». Однако спокойное подчинение тоже было не простым. Оно было корыстным со стороны новгородской знати. Скорее всего, тесная связь с великим князем была просто выгодна новгородцам в плане внутренней и внешней торговли.

И все-таки Всеволод привел новгородцев к тому, что они сами начали просить у него князей: « Тое же осени приидоша Новгородци, лепшие мужи, Мирошьчина гадь, к великому князю Всеволоду с поклоном с молбою всего Новгорода, рекуще: ты господин князь великый Всеволод Гюргевич, просим у тобе сына княжить Новугороду, зане тобе отчина и дедина Новгород». «Идоша людье с посадником и с Михалком к Всеволоду; и прия е с великою честью и вда им сын Святослав…» .

Таким образом, мы видим покорность новгородцев Всеволоду. Недаром они называют его «великим князем». Хотя окончательно Новгород был подчинен только в XV веке (время возвышения Московского княжества). И все же власть Всеволода III над Новгородом – явление исключительное. Он смог подчинить неподчинимое. Это говорит о действительном могуществе Владимиро-Суздальского княжества в то время, о мудрости, сильном и властном характере Всеволода Большое Гнездо. Князь оправдывает свое имя, которое на древнерусском языке означает «всем владеть».

Итак, Всеволод властно ведет себя по отношению к боярству; сам выбирает епископа; укрепляя личную власть, всячески поддерживает вражду князей в Южной Руси; как в былые времена, в Киевской Руси, Всеволод сажает своего князя в Новгород. То есть, мы видим, что в отношениях с другими землями Всеволод утверждал свое могущество и политическое первенство, причем средствами он пользуется взятыми из эпохи раздробленности (устраивая вражду между князьями).

Глава II. Внешняя политика Всеволода

1. Отношения с Волжской Болгарией

Внешняя политика Владимиро-Суздальского князя – это отношения с половцами и Волжской Болгарией. Вообще, особой динамичностью в эти века внешняя политика не отличалась. Вот, например, отношений с Византией источники не касаются. Возможно потому, что на этом направлении было спокойно и никаких важных действий ни с одной, ни с другой стороны не происходило.

В целом, восточная (по отношению к Волжской Болгарии) политика – это не завоевания. Она связана с задачами владимирской торговли.

Первый поход 1184 года – грандиозный по размерам. Болгар разгромили в двух сражениях, как, впрочем, и в последующем походе 1185 года: «И поможе Бог Руси, и победиша я, избиша ихъ полътретьи тысяче, а прочии пойдоша к лодьям, не ведущее бывшаго, оже лодьиници до нихъ победиле полкъ Болгарьский…» . Участие в этом походе свидетельствует об огромном значении для Владимиро-Суздальской земли «волжского пути вниз от Ярославля к Городцу Радилову». То есть, эти отношения хоть и были важны, но имели чисто торговый характер. И завоевания были только с этой целью. Ничего нового мы в этой политике Всеволода не видим.

Можно сказать, что эти завоевания приносили немалые успехи, так как территория княжества активно расширялась на восток.

Однако для нас важным в этом походе является состав войска, так как он показывает нам сферу влияния владимирского князя. Каков он? Это был объединенный поход нескольких русских князей под командованием Всеволода III, в числе которых муромо-рязанские и смоленские князья: « Пошел князь Всеволод на болгары с Изяславом Глебовичем, племянником своим, и с Владимиром с Святославичем, и с Мстиславом Давыдовичем, и с Глебовичами рязанскими: с Романом, и с Игорем, и с Всеволодом, и со Володимером, и с Муромским Володимером; и пришли в землю Болгарску». То есть, опять мы видим стремление к подчинению себе других князей. Ведь скорее всего – это не добровольные действия; вероятней всего князья служат Всеволоду по принуждению, посылают свои полки по его приказу. А если он подчинил себе рязанских князей, значит, полновластно распоряжался их территориями, соответственно, брал на себя оборону муромо-рязанских пределов.

Кроме того, здесь можно говорить об умении Всеволода объединяться с другими князьями против общего врага, преследуя при этом общие интересы в плане торговли, что напоминает отдаленно борьбу с половцами Владимира Мономаха.

2. Всеволод и половцы

Походы на половцев Всеволода III Большое Гнездо имели уже совсем другое значение и для него, и для Русской земли, в отличие от походов на Волжскую Болгарию.

На протяжении уже нескольких веков половцы своими набегами беспокоили границы Руси. Многие киевские князья, в том числе Владимир Мономах, защищали свои земли от этих опасных соседей.

Несмотря на то, что половцы служили Всеволоду (например, они участвовали в походе на болгар 1184 года), они периодически волновали южные границы его владений. В том числе, в целях обороны муромо-рязанских земель князь Всеволод организовал в 1199 году поход на половцев: «… ходи благоверный и христлюбивый князь великий Всеволодъ Гюргевичь, внукъ Володимерь Мономаха, на Половци, с сыном своим Костянтиномъ; Половци же слышавшее походъ его, бежаша и с вежами к морю…». «Как великий князь, принимая к сердцу обиды всей русской земли…он хотел защитить от половецких набегов пределы рязанской области». Поход снова был проведен объединенными силами князей владимирских, суздальских и рязанских.

Кроме того, этот поход был проведен с целью обеспечения мира, примирения с черниговским князем. Таким образом, обнаруживается стремление Всеволода решать споры миром, то есть, предпочтение им военных, но непрямых действий. Желая объединения всей Русской земли под своим началом, он понимает, что лишнее кровопролитие здесь ни к чему и старается искать альтернативу военным, междоусобным действиям.

Оценивая внешнюю политику Всеволода, можно понять каким незаурядным военачальником и просто правителем он был. Он сумел собрать огромные военные ресурсы и направить их в нужное русло. В результате: «Только от имени его трепеташа страны все, и по всей земле слухъ о нем пройде… и Богъ покорялъ ему под ноги враговъ его».

Итак, внешняя политика Всеволода – это политика не менее целенаправленная, чем внутренняя, всегда активная, энергичная. По своему характеру она отвечала интересам Владимирцев, так как имела в основном экономическое значение. Подчас она становилась жестокой, но именно такая политика как нельзя лучше характеризует Всеволода, как великого князя, «великого» во всех смыслах этого слова.

Мы видим, что Всеволод в походах объединяется с другими князьями, то есть он ставит перед собой в некотором смысле общерусские задачи. Он тем и отличается от обычного удельного князя, что имеет интересы, которые не ограничены его собственным двором и собственным благополучием. Он как настоящий политик смотрит вокруг себя и вдаль.

Глава III. Всеволод III и « Поучение» Владимира Мономаха

1. Образ «идеального князя» в «Поучении» Владимира Мономаха

«Страхъ имейте Божий в серци своемь, и милостыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру».

В своем произведении Владимир Мономах охватывает широкий круг проблем, жизненных ситуаций, дает ответы на вопросы политической, нравственной и социальной жизни своего времени.

Итак, каким должен быть идеальный князь по мнению Владимира Мономаха?

Через все « Поучение» проходит призыв заботиться о Русской земле. Немалое место занимает мысль о сочувствии и помощи слабым и угнетенным. Он говорит: « … убогыхъ не забывайте, но елико могущее по силе кормите, и придавайте сироте, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте сильным погубити человека». Этот призыв он подкрепляет собственным примером: « … тоже и худаго смерда и убогые вдовице не далъ есмъ силнымъ обидети…».

Мономах призывает своих читателей быть храбрыми и в то же время неприхотливыми воинами: « На войну вышедъ, не ленитеся. Не зрите на воеводы; ни питию, ни еденью не лагодите, ни спанью; и стороже сами наряживайте, и ночь, отвсюду нарядивше около вои, тоже лязите, а рано встанете…». Говорит о необходимости постоянного труда и опять ссылается на свой опыт: « Еже было творити отроку моему,то самъ есмь створилъ, дела на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя…». Кроме того, идеальный князь должен проявлять воинскую доблесть, быть решительным в бою. При этом, не полагаться только на самого себя, но проявлять уважение к дружине, советоваться с ней.

Каждый князь должен быть богобоязненным, человеколюбивым, должен почитать старших, заботиться о младших: «старыя чти как отца, а молодыя яко братью». Очень важное качество князя – справедливость: « Ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убити его; аще будетъ повиненъ смерти,а душа не погубляйте никакояже хрестьяны».

Князь не должен быть клятвопреступником – от этого как благополучие княжества, так и состояние самого князя, ведь крестоцелование – это единственный способ удержать мир феодальной « братии» в равновесии.

В произведении господствует та мысль, что человек (князь) никогда не должен совращаться с правого пути и во всех случаях должен полагаться на Бога: «… похвалите Бога, давшаго намъ милость свою, и се от худаго моего безумья наказанье…»

Основным пороком, причиной всех зол Владимир Мономах считает лень: «Леность бо всему мати: еже уметь, то забудеть, а егоже не умееть, а тому ся не учить…»

Заканчивает свое поучение Мономах призывом не страшиться смерти ни в бою, ни на охоте, доблестно исполняя свое дело. То есть, смелость, отвага, самоотверженность и т.д. – вот те черты, которыми должен обладать идеальный князь, истинный попечитель о своем отечестве.

2. Сравнение князя Всеволода с образом «идеального князя»

В предыдущем параграфе мы рассмотрели представления об идеальном князе времен Киевской Руси. Всеволод – представитель новой эпохи, но идеал князя остался тем же, ведь страна по-прежнему христианская, по-прежнему действуют те же нравственные законы и нормы. Поэтому, сопоставлять надо, постоянно обращаясь к киевскому прошлому. Идеальные князья в нем это – Ярослав Мудрый, сам Владимир Мономах и др. Итак, что характерно для этих князей и что характерно для князя Всеволода III?

Начнем по порядку. Внутренняя политика Всеволода: самый яркий в ней момент – покорение Новгорода. Новгород всегда, начиная с Рюрика, находился в зоне влияния киевских князей. Поэтому подчинение Новгорода соответствовало образу идеального князя Киевской Руси.

Если говорить о внешней политике, то здесь важно отметить, что борьба с кочевниками-половцами была традиционна для киевских князей, это одна из главных их заслуг. Поэтому и здесь личность Всеволода в глазах летописцев пересекается с князьями киевскими, возможно именно с Владимиром Мономахом, как с человеком, много сделавшим для Руси на этом поприще. Ведь скорее всего северо-восточный летописец писал характеристику Всеволода Большое Гнездо, имея перед глазами летописную характеристику Мономаха и отчасти дословно списывая с нее: Всеволод судил « злыя казня, а добросмысленыя милуя: князь бо не туне мечь носить в месть злодеем, а в похвалу добро творящимъ…» Почти то же самое говорит Владимир Мономах.

Еще один показательный случай – самостоятельное поставление Всеволодом епископа Луки. Можно провести параллель с тем, что именно при идеальном киевском князе Ярославе Мудром был поставлен первый русский (не греческий!) митрополит Илларион в 1051 году.

Все эти сравнения позволяют нам назвать Всеволода Большое Гнездо идеальным князем с политической точки зрения. Однако ему как правителю присущи те черты, которых киевские князья не знали. До сих пор князь был по преимуществу предводитель дружины. При встрече с врагом он всегда был впереди войска, то есть до сих пор от князя требовалась личная храбрость, отважность, о чем и говорит Владимир Мономах в своем « Поучении». Но Всеволод отличается совсем другим характером. Теперь он на рожон не лезет. То есть «…Всеволод – первый, кто перестал полагаться на битвы только как на суд Божий…» Он, в отличие от киевских князей, первый стал предпочитать осторожность в боях присущей им решительности.

Эта его черта важна, но существует еще одна, которая существенно отличает Всеволода от киевских князей. Это характерный для него деспотизм, присущее ему сильно выраженное стремление к централизации власти.

Одним словом, Всеволод – совсем не продолжатель дела киевских князей. Он представляет собой образец князя нового, именно северорусского, деятельного, расчетливого, способного к неуклонному преследованию своей цели. То есть, имеет те черты, «… на которых построилось здание Великой России…»

Заключение

Итак, закончив работу, приходим к выводу, что Всеволода III Большое гнездо нельзя ставить на один уровень с киевскими князьями. Это другая эпоха, другие идеалы. Но даже в своей эпохе Всеволод – личность уникальная. И недооценивать этого князя никак нельзя. Ведь его целью не было подражать князьям Киевской Руси или вернуть киевскую традицию. Он создал новый образ князя с сильным характером, истинного самодержца. Мы увидели, что он почувствовал себя полновластным хозяином всей Русской земли. И не только почувствовал, но и своими действиями доказал это всем русским князьям, которые признали его старшим. Он подчинил себе Новгород, начав давать ему князей, он изменил свое отношение к боярству, став более властным. Он сам выбирал себе епископа. Он, не мучаясь от угрызений совести, сеял вражду между удельными князьями для укрепления собственной власти. Он стал называться «великим князем» не покидая при этом владимирский престол, он поражал всех своей строгой и нетерпящей возражений внешней политикой, которая одновременно свидетельствовала о его заботе о всей русской земле, а не только о собственном княжестве. То есть, Всеволод обладал огромной властью.

Кроме того, так как Всеволод – продолжатель дела отца (Юрия Долгорукого) и брата, так как он пошел по пути, указанному Андреем Боголюбским, его по праву можно считать основоположником формирования монархической идеи, идеи самодержавия на Руси. Он заложил основу того княжения, в результате которого из сильного Владимирского княжества впоследствии возросло новое Московское княжество и возникло Московское государство.

Политическая ситуация Руси должна была в конечном счете сформировать новый образ правителя, политика, озабоченного далеко идущими целями, человека, который думает и видит на два шага вперед. Переход в новую политическую фазу характеризуется некими переходными периодами, в которых закладываются семена, впоследствии дающие всходы. Всеволод был той личностью, которая сумела почувствовать новую эпоху и дать своего рода ответ на ее вызов.

Библиография

Список источников

1. Ипатьевская летопись. Рязань, 2001.

2. Лаврентьевская летопись. Рязань, 2001.

3. Новгородская I летопись. Рязань, 2001.

4. «Поучение Владимира Мономаха». // Лаврентьевская летопись. Рязань, 2001.

Список литературы

1. Глухов А. Мудрые книжники Древней Руси. М., 1997.

2. Иловайский Д. И. Становление Руси. М., 1996.

3. Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1998.

4. Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1996.

5. Кривошеев Ю. В. Русь и монголы. Исследование по истории Северо-Восточной Руси. СПб., 2003.

6. Кучкин В. А. Формирование государственной территории в Северо-Восточной Руси в X – XIV веках. М., 1984.

7. Лимонов Ю. Владимиро-Суздальская Русь. Л., 1987.

8. Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М., 1947.

9. Мятлева Т. П. Владимиро-Суздальский край и начало Московской Руси. М., 1913.

10. Орлов А. С. Владимир Мономах. М., 1946.

11. Перхавко В. Б. Князья и княжны Русской земли. М., 2002.

12. Пресняков А. Е. Образование Великорусского государства. Пг., 1918.

13. Пчелов Е. В. Рюриковичи: история династии. М., 2003.

14. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII веков. М., 1982.

15. Толочко А. П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. Киев, 1992.

16. Соловьев С. М. История отношений между русскими князьями Рюрикова дома. М., 2003.

17. Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. СПб., 2003.

18. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987.

Всеволод Большое Гнездо

После смерти Андрея Юрьевича Боголюбского место правителя самого сильного русского княжества осталось вакантным. Кому его занять? решало вече представителей Ростова, Суздаля, Переяславля, которое собралось во Владимире. Обратим внимание, что не было даже попытки разрешить этот вопрос на основе предварительно определенных правовых принципов.

Как и в прежние времена, в борьбу вступили представители младших и старших линий. Племянники стали бороться со своими родными дядями.

Как показали исследования Ю.А. Лимонова, на первом этапе оказалось трое претендентов: племянники Андрея, братья Ярополк и Мстислав Ростиславичи, и брат Андрея Боголюбского, Михаил Юрьевич. После попытки разрешить спор силой оружия Михаил был вынужден выехать из Владимира, жители которого поддержали сначала его.

Однако братья Ростиславичи «думали о корысти гораздо более», присваивая себе государственные ценности и стремясь обогатить себя и своего родственника, Глеба Рязанского. Корыстолюбивые Ростиславичи были изгнаны, и 15 июня 1175 года Михаил «с торжеством въехал в город». Имеются противоречивые сведения о том, наказал ли он убийц Андрея Боголюбского, своего брата. Если даже это и случилось, то возмездие к ним пришло только через год (!) после преступления.

Привычно считать князей виновниками междоусобных войн. Однако смена князей на владимирском столе после смерти Андрея Боголюбского показывает, что дело было не только в воинственной завистливости потомков Рюрика. Боярская верхушка городов была не менее алчной и властолюбивой. Часто именно бояре диктовали князьям, как поступать.

Города Северо-Восточной Руси разделились в своих мнениях относительно претендентов на великое княжение. Ростов отдал предпочтение Ярополку Ростиславичу, пригласив его из Чернигова. Владимир? Михаилу Юрьевичу. Семь недель войско, собранное ростовскими боярами (а не черниговские дружинники Ярополка!), осаждало Владимир. В конце концов гордящийся своей древностью Ростов принудил «каменщиков» (так ростовцы презрительно называли жителей Владимира) покориться.

Через несколько месяцев ситуация повторилась с точностью до наоборот. Насмотревшись на жадных до наживы Ростиславичей, владимирцы послали посольство к Михаилу: «Иди на престол Боголюбского; а ежели Ростов и Суздаль не захотят тебя, мы на все готовы и, с Божией помощию, никому не уступим».

На этот раз спесивые ростовские и суздальские бояре покорились владимирским «каменщикам» и все княжество объединилось под властью Михаила.

В 1176 году Михаил Юрьевич умер. Опять начались распри между двумя линиями наследования: старшей и младшей. Старшую линию представлял Всеволод Юрьевич, брат покойных Андрея и Михаила, княживших ранее во Владимире. Младшая линия? это те же Ярополк и Мстислав Ростиславичи, которые уже ранее пытались сесть на столе.

Ростовцы отдали предпочтению Мстиславу Ростиславичу. Жители Владимира призвали к себе Всеволода Юрьевича. Первая схватка окончилась в пользу Всеволода.

«Вельможи ростовские... сказали Мстиславу... мы оружием управимся с чернию владимирскою». Речь, конечно, шла не о ремесленниках Владимира. Просто загордившаяся ростовская знать не могла признать себе ровней владимирских бояр. Получилось, однако, не так, как рассчитывала ростовская верхушка. После сражения 27 июня 1176 года у реки Кзы в свой родной город «владимирцы вели связанных вельмож ростовских, виновников междоусобия... Суздаль, Ростов покорились Владимиру». Силой оружия боролись за первенство не князья, а города, используя в своих спорах князей в качестве военачальников.

Соперничество между дядей и племянниками, между Всеволодом Юрьевичем и Ярополком и Мстиславом Ростиславичами, продолжилось далее.

Племянник бежал в Новгород, владимирская дружина в ответ осадила Торжок. Жители Торжка хотели дать выкуп, князь Всеволод склонялся к заключению мира, но дружина потребовала от князя решительных действий. Город был взят штурмом и сожжен, имущество разграблено, жители захвачены в плен.

Пленников тогда продавали в рабство. Невыносимо долгая дорога на восточные невольничьи рынки завершалась столь же невыносимо долгим бесправным существованием на чужой земле.

Обстановка того времени была такой, что слова поэта о княжеских дружинниках: «скачут, как серые волки в поле» ? выглядят не образным эпитетом, не метафорой, а точной и беспощадной характеристикой.

В борьбе против дяди Мстислав заключил союз с рязанским князем Глебом Владимировичем. В итоге оба союзника оказались во Владимире, только не на княжеском престоле, а в темнице. Вскоре к ним был привезен и второй племянник Всеволода, Ярополк Ростиславич.

Все претенденты собрались в одном городе, только в разном качестве: дядя? на троне, племянники? в заточении. Такое положение длилось около года. Встал вопрос, как обеспечить спокойствие в высших сферах власти.

Принятое решение историки излагают по-разному. Ясно одно, что ему предшествовали ожесточенные споры между Всеволодом и боярской верхушкой Владимира. Бояре требовали казни Ростиславичей или хотя бы ослепления. Всеволод сопротивлялся.

В.М. Коган и В.И. Домбровский-Шалагин считают, что оба племянника были ослеплены. Об этом же нам говорит и прозвище Мстислава, под которым тот остался в летописях? Безокий, то есть «без очей», «без глаз».

В то же время имеются сообщения, что братья потом чудесным образом прозрели в смоленском храме Бориса и Глеба. К.В. Рыжов приводит мнение В.Н. Татищева, что Всеволод распорядился, чтобы палач лишь надрезал кожу на веках, чтобы тем самым успокоить владимирских горожан, жаждущих казни его племянников. Такого же мнения придерживается и ряд других историков. В пользу такого предположения говорит то, что оба брата впоследствии княжили в Новгороде и Торжке.

Как бы там ни было, с 1178 года положению Всеволода на владимирском троне уже никто не угрожал. Он правил до самой смерти в 1212 году. О его могуществе восторженно написал поэт: «Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать». У владимирского князя было 12 детей, за что современники и назвали его Всеволод Большое Гнездо.

Женой князя была «яска» ? осетинка, как и последняя жена Андрея Боголюбского.

Всеволод много и успешно воевал, заставив считаться с собой всех остальных князей во всех русских землях, от Новгорода до Галича. Велось интенсивное каменное строительство во Владимире, Переяславле-Залесском, Суздале. Поражающий нас и сегодня своим величием и изящной каменной резьбой Дмитриевский собор был построен во Владимире всего за четыре года и окончен в 1197 году. Назван он в честь небесного покровителя Всеволода, имевшего христианское имя Дмитрий.

В свое время Всеволод был изгнан своим братом, Андреем Боголюбским, из Ростово-Суздальской земли в 1162 году. Он вынужден был уехать в Константинополь, к императору Мануилу, где пробыл до 1169 года.

Теперь судьбу изгнанника предстояло испытать сыну Андрея Боголюбского, Юрию, который был новгородским князем. Он был вынужден покинуть Русь под давлением своего дяди Всеволода, ставшего великим князем. Их современником был великий Шота Руставели, посвятивший царице Тамар свою поэму «Витязь в тигровой шкуре».

Юрий Андреевич под именем грузинского царя Георгия, таким образом, оказался первым русским князем, правившим на Кавказе. Он был одним из руководителей грузино-армянского войска, освобождавшего Кавказ от турок. Правда, в качестве мужа прославленной грузинской царицы Тамар его через два с половиной года сменил осетинский принц Давид Сослани. Против князя, который приобрел у грузин слишком уж большую популярность своими воинскими подвигами, царица Тамар составила заговор. После ареста последовали развод и высылка из страны. Попытка Юрия Андреевича в 1191 году вернуть себе утраченную власть, поначалу было успешная, закончилась впоследствии неудачей. Довольно прозрачные намеки на эти события, предполагают Валерий и Светлана Рыжовы, содержатся в поэме Руставели, что и привело к гонениям на поэта со стороны той, которую он называл «беспощадной тигрицей»:

Историки предполагают, что поэму с призывом объединения русских князей написал человек, близкий к «власть имущим» в Киеве. Называют даже наиболее вероятные имена. С другой стороны, Русудан, тетка царицы Тамар, была замужем за киевским князем Изяславом Мстиславичем, пришедшим на киевский престол из Владимира-Волынского. Брак, правда, длился всего несколько месяцев. В 1154 году сестра грузинского царя Георгия стала вдовой и вернулась на родину. В Киеве она и будущий автор «Слова...» могли видеть друг друга. Очень вероятно также, что и с сыном Андрея Боголюбского, будущим князем новгородским, будущим мужем царицы Тамар и в этом качестве грузинским царем Георгием, автор «Слова...» также встречался.

Если говорить о творческих личностях того времени, то надо обязательно упомянуть исландского воина и скальда Снорри Стурлуссона (годы жизни 1179–1241). Викинг был одарен литературным талантом. Уединясь в 1220–1230 гг. в своем замке с многозначительным названием «Валгалла», он составил свод скандинавских саг под названием «Круг земной», который является одним из основных источников для литературоведов и историков, изучающих эпоху викингов. Кроме этого, он написал правила стихосложения для скальдов.

Примерно к этому же времени относят создание германской «Песни о нибелунгах» (около 1200 года). Несколько ранее (в середине XII века) появилось самое значительное произведение испанского эпоса? «Песнь о Сиде Кампеадоре». Не только героические сюжеты волновали поэтов. С середины XII века в Бретани появляются многочисленные варианты романа о неземной любви Тристана и Изольды.

Случайно ли появление примерно в одно время на Руси и в Европе литературных произведений, которые пережили века?

Во времена правления Всеволода, в 1187 году, Салах-ад-Дин(или, как его называли европейцы, Саладин) отвоевал у крестоносцев Иерусалим, захваченный ими почти 100 лет назад. В ответ европейские монархи, германский император Фридрих Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце организовали самый грандиозный из всех крестовых походов. Однако Иерусалим так и не был возвращен христианам. Барбаросса не добрался до Палестины, утонув при переправе через одну из многочисленных горных рек. Король Франции счел за благо вернуться на родину. Наиболее настойчивым оказался герой рыцарских баллад Ричард Львиное Сердце.

Однако его бывший союзник, король Франции Филипп Август, не зря в своем письме к брату английского короля назвал своенравного и необузданного Ричарда дьяволом. Особую пикантность этому обстоятельству придает тот факт, что в молодости, когда Ричард гостил у Филиппа в Париже, по свидетельству хрониста, они «ели за одним столом и спали в одной постели».

Можно привести пример, как христианская мораль может сочетаться с варварской жестокостью.

Ричард сумел провести через совет предводителей крестоносцев решение о казни пленных, захваченных при штурме Акры. Около трех тысяч сдавшихся на милость победителя жителей города было зарублено в 1191 году.

Впрочем, аналогичный пример европейского милосердия и выполнения своих обещаний по отношению к военнопленным есть и в более цивилизованной эпохе. Наполеон в 1799 году приказал расстрелять 4000 турецких солдат, которые сдались французам после того, как им была обещана жизнь. Это, кстати, произошло под Яффой, недалеко от уже упомянутой Акры.

Нарушение западными пришельцами всех принятых в то время правил ведения войны и рыцарского кодекса чести убедило арабских правителей других государств в необходимости совместных действий против крестоносцев. Салах-ад-Дин получил наконец подкрепление людьми и деньгами. Иерусалим остался в руках мусульман. С тех лет до наших дней осталась традиция, согласно которой ключи от храма Гроба Господня в Иерусалиме находятся в одной мусульманской семье. В ней должность привратника и хранителя ключей храма передается по наследству.

Трехлетняя эпопея этого похода, прославив имя английского короля-воина, не дала ему никаких политических и финансовых выгод. Более того, узнав ближе его необузданный нрав, почти все европейские правители ненавидели Ричарда. Возвращаться домой он решил в сопровождении двух (или даже одного, как указывают некоторые историки) спутников, замаскировавшись под странствующего рыцаря-паломника. Как показало дальнейшее, Ричард знал, чего страшиться. В Австрии его инкогнито было раскрыто, и он на два года оказался в заточении? сначала в австрийской тюрьме, затем в крепости германского императора Генриха VI, сына Барбароссы. Только огромный выкуп в 150 тысяч марок серебра (30 тонн!) дал ему вновь свободу.

В период правления Всеволода Юрьевича состоялся и четвертый крестовый поход (1202–1204 гг.), который выпукло показал грабительскую сущность этих предприятий европейцев. Крестоносцы и не планировали освобождать Гроб Господень, направившись против христианской Византии. Константинополь был разграблен. Вот всего один пример понимания европейцами в то время, что такое честь и достоинство. Украшавшая константинопольский ипподром многофигурная конная скульптурная композиция, созданная, как полагают, в IV веке до н.э., была вывезена в Венецию. Украденная квадрига (четверка лошадей) стала символом города Святого Марка (так часто называют Венецию). Джордж Байрон посвятил им строчки:

Пусть кони Марка сбруей золотой

И бронзой блещут в ясную погоду...

В 1797 году Наполеон распорядился это произведение античного искусства отправить в Париж, где квадрига была установлена на Триумфальной арке. Но в 1815 году дважды украденную скульптуру венецианцы все же смогли вернуть себе.

Незамеченным на Руси произошло революционное событие в математике. Впрочем, его значение не сразу оценили и в Европе. Помощник своего отца в торговых делах Леонардо Фибоначчи (Леонардо Пизанский), находясь в Северной Африке примерно в 1200 году, узнал от арабов их форму записи чисел. Он понял, что ими пользоваться гораздо удобнее, чем римскими цифрами. К счастью, у Леонардо была склонность к написанию трактатов. Его «Книга абака» (Liber abaci) об арабских цифрах вышла в 1202 году. Преимущество арабских цифр по сравнению с римскими не в написании. Гениальность изобретения индийцев (у которых арабы взяли эту систему) заключается в позиционной системе счисления. Значение цифры в записи числа определяется ее положением. Одна и та же цифра может означать единицы, десятки, сотни и т.д. Введение в счисление нуля? это еще одна революция в математике. Появилась возможность оперировать с числами от бесконечно малых (0,000...) до бесконечно больших (1000...). Впоследствии нуль позволил использовать двоичную систему счисления, являющуюся основой работы компьютеров и развития информационных технологий. На Русь арабские цифры пришли в XVII веке. Интересно, что современное начертание арабских цифр не соответствует ни арабскому варианту, ни индийскому оригиналу.

Через 10 лет после того, как брат Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо стал великим князем владимирским, в далекой монгольской степи в долине реки Онон произошло событие, в значительной степени определившее судьбу многих народов евро-азиатского материка.

На общем собрании представителей монгольских племен (курултае) в 1206 году один из вождей по имени Темучин (Тэмуджин) был выбран великим ханом. В историю он вошел под своим титулом как Чингисхан. К его смерти в 1227 году под властью монголов оказались громадные территории от Охотского моря до Каспийского. Поставляли солдат в армию Чингисхана и дань ему платили Северный Китай, государства Средней Азии и Закавказья. Это был только первый этап монгольских завоеваний. Монголам впоследствии удастся создать самую большую империю во всей мировой истории.

Из книги История Российского государства в стихах автора Куковякин Юрий Алексеевич

Глава XII Всеволод III «Большое Гнездо» Еще не осушили владимирцы все слезы, Как пред Златыми Вратами к присяге привели. Уж нового всем Князя, что не нарушил грезы. Им Всеволода III-его тогда на трон ввели. Был рода «Мономаха» и братом Михаила, Исполненного волей Георгия -

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Всеволод Большое Гнездо и его потомки Десятый сын Юрия Долгорукого, Всеволод (во крещении Дмитрий; 1154–1212), получил прозвище Большое Гнездо за то, что имел восьмерых сыновей и четырех дочерей. Странное прозвище - ведь у его отца детей было еще больше, а Юрия Долгорукого

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Всеволод Большое Гнездо (1176–1212 годы) и всеволодичи Всеволод правил своим Суздальским княжеством до 1212 года, одновременно ему удалось воссесть и в Киеве, хотя там он в качестве князя и не присутствовал, предпочитая держать в южной столице своего наместника. Выбранный им в

автора

Из книги От Киева до Москвы: история княжеской Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

35. Всеволод Большое Гнездо и склеивание осколков Андрей Боголюбский и Всеволод III собирали, созидали, связывали. Но на Руси уже возобладали совсем иные настроения - разделять, разрушать, растаскивать. Единство удавалось поддерживать только силой. Даже разгромленное

Из книги От Киева до Москвы: история княжеской Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

36. Всеволод Большое Гнездо и падение Константинополя В христианской Европе XII в. все еще сохранялся мощный эпицентр язычества. Он протянулся обширной областью вдоль южных и восточных берегов Балтийского моря. Это была самая древняя Русь - княжества ободритов, русов,

Из книги От Киева до Москвы: история княжеской Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

37. Всеволод Большое Гнездо и наступление католиков В средневековой Европе ни один народ не осознавал себя единым. Во Франции жители Нормандии, Бретани, Прованса, Иль-де-Франс подчинялись разным монархам. В Германии баварцы и франконцы схлестывались в безжалостных боях. В

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Всеволод Большое Гнездо После смерти Андрея Юрьевича Боголюбского место правителя самого сильного русского княжества осталось вакантным. Кому его занять? решало вече представителей Ростова, Суздаля, Переяславля, которое собралось во Владимире. Обратим внимание, что не

Из книги Может ли произведение изящной словесности быть историческим источником? автора Гумилев Лев Николаевич

Всеволод Большое Гнездо и князь Игорь Б. А. Рыбаков спрашивает: «Откуда Л. Н. Гумилеву известно, что в 1185 году Всеволод Юрьевич был враждебен к Святославу Киевскому и Игорю Северскому? Ведь надо же знать, что после битвы на Влене враги помирились, что «Всеволод же

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.1.9. Всеволод III и его «Большое Гнездо» Родился Всеволод во время сбора полюдья его отцом князем Юрием Долгоруким на р. Яхрома, в честь чего был заложен г. Дмитров (1154). Вместе с братом Михалко (Михаилом) Всеволод получил города Ростов и Суздаль, но был изгнан братом Андреем

автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

34. Всеволод III Большое Гнездо Боярский мятеж подавили, агрессивного соседа сломили… Вроде бы, Владимирское княжество могло спокойно жить да радоваться. Не тут-то было! Спасенные Мстислав и Ярополк Ростиславичи мудростью не отличались, и с чувством благодарности у них

Из книги История княжеской Руси. От Киева до Москвы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

35. Всеволод Большое Гнездо и склеивание осколков Андрей Боголюбский и Всеволод III собирали, созидали, связывали. Но на Руси уже возобладали совсем иные настроения – разделять, разрушать, растаскивать. Единство удавалось поддерживать только силой. Даже разгромленное

Из книги История княжеской Руси. От Киева до Москвы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

36. Всеволод Большое Гнездо и крушение Константинополя В христианской Европе XII в. все еще сохранялся мощный эпицентр язычества. Он протянулся обширной областью вдоль южных и восточных берегов Балтийского моря. Это была самая древняя Русь – княжества ободритов, русов,

Из книги История княжеской Руси. От Киева до Москвы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

37. Всеволод Большое Гнездо и наступление католиков В средневековой Европе ни один народ не осознавал себя единым. Во Франции жители Нормандии, Бретани, Прованса, Иль-де-Франс подчинялись разным монархам. В Германии баварцы и франконцы схлестывались в безжалостных боях.

Из книги Сумасшедшая хронология автора Муравьёв Максим

Всеволод Большое Гнездо – это Рюрик Ростиславич Рюрик Ростиславич умирает в 1211, 1212 или в 1215 г. Всеволод Большое Гнездо умирает в 1212 или в 1213 г… Рюрик скончался 19 апреля, а Всеволод – 14 апреля. Рядом. Оба на великом княжении были 37 лет. Один в Киеве, другой

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

ВСЕВОЛОД ЮРЬЕВИЧ БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО (р. 1154 - ум. 1212)Великий князь владимирский (1176–1212), сын Юрия Долгорукого. Прозвище получил за многодетность (8 сыновей, 4 дочери). В 1162 г. вместе с матерью и братом был изгнан братом Андреем Боголюбским и уехал в Константинополь к императору

С пра-вящим классом — крупной земельной аристократией и предводите-лями городских общин. Благодаря их поддержке ему удалось стать сильнейшим правителем Руси. Владимирскому «самовластцу» бес-прекословно подчинялись воинственные соседи — рязанские кня-зья. Опираясь на свои наследственные владения, он всегда мог ска-зать решающее слово в спорах о власти в Южной Руси. Материал с сайта

Однако и всего могущества Всеволода не хватило для того, чтобы остановить колесо истории . В ту эпоху большие княжества повсюду распадались на части — уделы. Князь-отец считал своим долгом выделить каждому из сыновей отдельную область, где он мог чувствовать себя хозяином. К тому же аристократия повсюду хотела иметь собственного предводителя, защитника и устроите-ля края. В 1206 г. ростовская знать уговорила Всеволода ещё при жизни выделить Ростов в удел старшему сыну Константину . Боя-ре надеялись, что, став великим князем, Константин перенесёт свой престол в Ростов. Однако этим планам решительно воспротивились владимирцы. По их настоянию Всеволод завещал великое княжение не Константину, а следующему по старшинству брату — Юрию. Та-кое решение, естественно, вызвало междоусобную войну, в которой приняли участие шесть сыновей Всеволода — Константин, Юрий, Ярослав , Владимир , Иван и Святослав . И каждый из них звал на помощь своих друзей и союзников. В итоге Северо-Восточная Русь в течение нескольких лет оставалась ареной ожесточённых сражений. Самое страшное из них произошло в апреле 1216 г. на берегах реки Липицы близ Юрьева-Польского. Князь Константин Всеволодович и его союзники-новгородцы разгромили дружины Юрия и Ярослава.

Кровавая усобица окончательно за-вершилась лишь с кончиной Константи-на в 1218 г.

Внешняя политика Всеволода Большое Гнездо

Следуя по стопам отца и брата, Всеволод совершил несколько походов на Волжскую Булгарию. Свои победы он отмечал построй-кой великолепных белокаменных храмов.

Всеволод Юрьевич стал великим князем в 1176 году и правил почти 37 лет. За эти годы его Владимирское княжество достигло пика могущества. Под знаменами Всеволода сражалась такая огромная армия, что автор «Слова о полку Игореве» написал, что она может «веслами Волгу разбрызгать, а Дон шеломами вычерпать». Прозвище же свое – Большое Гнездо – Всеволод получил за многочисленное потомство: у него было двенадцать детей.

Город на именины

Выполненная на заказ для Всеволода икона его покровителя Димитрия Солунского. Есть версия, что святому придали портретное сходство с самим князем

Хотя у Всеволода и была большая семья, все же ему не удалось превзойти в этом своего отца Юрия Долгорукого. Согласно сохранившимся источникам, тот имел четырнадцать детей. Всеволод был младшим из них. О рождении будущего правителя Руси летописцы рассказывают следующее. В 1154 году князь Юрий Долгорукий отправился на охоту к реке Яхроме и взял с собой беременную жену. Там у княгини начались схватки, и она родила сына. Долгорукий так обрадовался его рождению, что выстроил на том месте город Дмитров (при крещении Всеволоду дали имя Дмитрий).

Когда Юрий Долгорукий умер, правителем Ростово-Суздальского (а впоследствии Владимирского) княжества стал его сын Андрей Боголюбский. Всеволоду на тот момент исполнилось всего лишь три года. Несмотря на малый возраст, он также получил кое-какие владения, ведь все Юрьевичи «по завету отцову имели свои грады к содержанию в Белой Руси». Это не понравилось Боголюбскому, который жаждал самостоятельно владеть всем княжеством, потому в 1162 году решил изгнать всех родичей из Владимирской земли. Обиженные братом Мстислав и Василько Юрьевичи отправились в Византию, а заодно взяли с собой и Всеволода с матерью.

Молодой боец

На страницах летописей имя князя снова упоминается при описании похода Андрея Боголюбского на Киев в 1169 году. Видимо, к тому времени пятнадцатилетний Всеволод уже помирился с братом и даже принял активное участие в разграблении и сожжении Андреем бывшей столицы Руси. В начале 1170-х Всеволод вместе с братом Михаилом одержал крупную победу над половцами. Те вторглись в киевские земли: пожгли села, разграбили дворы и увели с собой множество пленных. Правитель Киева Глеб Юрьевич был тяжело болен и не мог лично поквитаться с кочевниками, потому поручил это братьям. Михаил с Всеволодом нагнали половцев. Как пишут летописцы, силы были не равны: «Враги превосходствовали числом, а наши мужеством: на всякое копье русское было десять половецких». И все же братья, внезапно атаковав, разбили кочевников и, освободив пленных, «сами с малым уроном своих благополучно возвратились».

Случилась в жизни молодого Всеволода и неудача. В 1172 году Андрей Боголюбский назначил Михаила правителем Киева. Однако тот, поскольку город был в центре княжеской междоусобицы, сам не рискнул туда ехать, а отправил вместо себя младшего брата. Опасения Михаила оказались не напрасными. Всеволод пробыл в Киеве всего «пять седмиц» (недель), когда туда вторглись враги. Молодой князь даже не имел возможности обороняться – неприятель вошел в город тайно под покровом ночи и застал Всеволода и его дружину врасплох. Князь попал в плен, но спустя какое-то время был вызволен оттуда все тем же Михаилом.

Предательство Ростиславичей

Изображение великого князя в «Царском титулярнике». 1672 год

В 1174 году великий князь Андрей Боголюбский пал от рук убийц. Престол по праву должен был перейти к его братьям. Первым претендентом являлся Михаил, вторым – Всеволод. Однако знать Ростово-Суздальского княжества, опасаясь, что те отомстят за убийство брата, призвала на княжение их племянников – Мстислава и Ярополка Ростиславичей (подробнее читайте об этом в №50 за 2012 год). Последние сначала решили поступить по справедливости и предложили дядьям править вместе с ними. Правда, вскоре передумали, поддавшись уговорам ростовчан, и изгнали Юрьевичей из княжества.

Дети Долгорукого не стерпели обиды и уже в 1175 году вернулись с войском. В июне вблизи Владимира состоялось сражение, в котором Михаил с Всеволодом одержали славную победу, разбив армию племянников. Ростиславичи были вынуждены бежать: Мстислав – в Новгород, Ярополк – в Рязань. Русский престол, как и надлежало по закону, принял Михаил.

На великом княжении

Однако Михаилу довелось княжить всего год – уже в 1176 году он умер. Владимирцы сразу же присягнули на верность Всеволоду. Однако ростовская знать все еще надеялась, что правителями княжества станут Ростиславичи, и отправила гонца в Новгород к укрывшемуся там Мстиславу. Тот сразу же выдвинулся в поход. Всеволод попытался решить вопрос миром, отправив племяннику гонца со словами: «Поскольку тебя ростовцы призвали к себе на княжение, и так как отец твой владел этим городом, пусть тебе Ростов и остается. Меня призвали владимирцы и переяславльцы – я останусь у них. Суздальцы же кого из нас захотят, тот им и будет князем».

Мстислав, быть может, и согласился бы на такое заманчивое предложение, да только ростовцы ему твердо заявили:

– Даже если ты мир со Всеволодом учинишь, мы ему мира не дадим!

Пришлось дяде и племяннику все-таки сойтись в битве. Их войска встретились в июне 1176 года на поле вблизи города Юрьева у рек Гза и Липица. Дружины Всеволода одолели Ростиславича и, обратив в бегство его армию, «гоня, многих побили». Великий князь не забыл, по чьему наставлению племянник пошел на него войной. Сразу же после победы он отправился с войском к Ростову, где «разорил уезд весь» и наказал противившуюся ему знать.

Остальные ростовцы были вынуждены признать Всеволода своим правителем.

Сожженная Москва

Сохранившийся до наших дней придворный храм князя Всеволода

Между тем уцелевший в сражении Мстислав снова сбежал в Новгород. Да только на этот раз горожане отказались его принять, сказав:

– Ты обругал Новгород, уехал, прельстясь на зов ростовцев. Так что теперь тебе сюда идти непристойно! – после чего выгнали его вместе с сыном.

Мстислав отправился в Рязань, где княжил его зять Глеб, и они вместе решили поквитаться с Всеволодом. Глеб с войском сначала напал на Москву и сжег ее, затем, объединившись с половцами, отправился разорять Владимир: разграбил церкви, сжег деревни, а многих захваченных в плен отдал в рабство кочевникам. Узнав об этом, Всеволод начал готовиться к битве. Зная мощь рязанского воинства, он разослал гонцов в союзные земли, призывая князей присоединиться к походу. Помимо собственных войск Всеволода – суздальцев и владимирцев (ростовчан он не взял, опасаясь измены) – под его знамена встали черниговцы и переяславльцы. Глеба и Мстислава они настигли зимой 1176 года около Владимира на реке Колокше. Целый месяц противники стояли на разных берегах, не в силах атаковать из-за тонкого льда, лишь совершая небольшие набеги. Едва река окрепла, Всеволод перешел ее и разгромил вражескую армию. В итоге к нему в плен попали и Глеб с сыном, и Мстислав, а также «вельмож его, сколько при нем живых осталось, всех взяли». Всеволод понимал, что у него остается еще один серьезный противник – скрывшийся в Рязани брат Мстислава Ярополк. Великий князь отправил туда требование выдать Ростиславича, если не хотят разорения своих земель. Рязанцам пришлось согласиться. Они схватили Ярополка и привезли его во Владимир.

Ослепление и исцеление

После победы на Колокше перед Всеволодом встал вопрос: как поступить с захваченными князьями? Их родственники просили его помиловать пленников. Не желал крови и сам великий князь, которому, как уже было сказано, Ростиславичи приходились племянниками. Однако его подданные оказались иного мнения. Видя нерешительность князя в этом вопросе, народ взбунтовался.

– Мы за твою честь и здравие головы свои складываем и ничего не жалеем, – сказали люди князю. – Ты же наших злодеев, рязанских князей и их вельмож, плененных нашими руками, держишь на свободе, как гостей. Просим, чтоб оных рязанских пленников на страх другим казнить смертию или ослепить. Ежели же сам того учинить не хочешь, то отдай нам.

Пришлось Всеволоду подчиниться. Оба его племянника – Мстислав и Ярополк – были ослеплены, после чего отпущены. При этом сохранилось предание, что когда слепые Ростиславичи добрались до Смоленска, они невиданным образом прозрели.

Впрочем, чуда могло и не быть, а всему есть объяснение. Например, Иоакимовская летопись утверждает, что Всеволод не ослеплял племянников, а лишь повелел надрезать им кожу под бровями. Когда народ увидел Ростиславичей с окровавленными глазами, мятеж во Владимирском княжестве утих. Всеволод же посадил «ослепленных» племянников на телегу и отправил в Смоленск, где и случилось «чудесное прозрение». В темнице между тем еще оставались союзник Ростиславичей Глеб и его сын Роман. Так как народ не требовал над ними расправы, Всеволод решил их просто отпустить.

Правда, Глебу поставил условие: тот должен был отказаться от своих земель и навсегда уехать на юг Руси.
– Лучше здесь умереть, нежели принять позорные условия, – гордо ответил тот.

И Всеволод отпустил только его сына Романа, который согласился дать клятву никогда не идти против великого князя. Глеб же предпочел умереть в заточении.

После произошедших событий Всеволод Большое Гнездо княжил еще почти 36 лет, укрепляя и возвышая авторитет Владимирского княжества. Умер он своей смертью в апреле 1212 года на 58-м году жизни, даже не подозревая, что вскоре в споре за его наследство произойдет одно из самых кровопролитных междоусобных сражений в русской истории.


Подпишитесь на нас

Потомок византийских царей

О матери Всеволода Юрьевича мало что достоверно известно, поскольку в 1161 году пришедший к власти Андрей Боголюбский выгнал свою мачеху и ее детей из княжества. Считается, что она могла происходить из древнего царского византийского рода Комнинов, которые правили в то время. Считалось, что она могла быть просто родственницей византийского императора, однако Юрий Долгорукий выбрал бы жену только равную себе. Поэтому есть все основания полагать, что княгиня Ольга, как принято ее называть, была византийской принцессой. После изгнания она отправилась в Константинополь к императору Мануилу. Только в 15-летнем возрасте Всеволод вернулся на Русь и помирился с братом.

Рождение князя Всеволода, сына Юрия Долгорукого. Лицевой летописный свод

Большое гнездо

Свое прозвище Всеволод получил за плодовитость. От первой жены Марии Шварновны у него было 12 детей — 8 сыновей и 4 дочери. Детей назвали Сбыслава, Верхуслава (стала женой своего троюродного брата Ростислава), Константин (Новгородский князь), Всеслава, Борис, Глеб, Юрий (Владимирский князь), Елена, Ярослав (Переяславский князь), Владимир, Святослав (князь Владимирский и Новгородский) и Иван (Стародубский князь). После рождения младшего сына Мария заболела и дала обет воздвигнуть монастырь. В 1200 году во Владимире был заложен Успенский монастырь, который стали называть Княгининым. За 18 дней до смерти она приняла постриг, а в монастырь ее провожали Всеволод и дети. «Готовясь умереть, призвала сыновей и заклинала их жить в любви, напомнив им мудрые слова Великого Ярослава, что междоусобие губит Князей и отечество, возвеличенное трудами предков; советовала детям быть набожными, трезвыми, вообще приветливыми и в особенности уважать старцев». После ее смерти Всеволод женился на Любаве, дочери витебского князя Василька, но совместных детей у них не было.

Дон шлемами вычерпать

Правление Всеволода было ознаменовано подъемом и силойВладимиро-Суздальского княжества. О могуществе князя и его войска упоминается в «Слове о полку Игореве»: «Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать». В своем правлении он опирался на новые города, такие как Владимир и Переславль-Залесский, в которых было слабое боярство, и на дворян. Он даже пять недель княжил в Киеве, куда его и Ярополка Ростиславича посадил старший брат Михаил в 1173 году. Однако вскоре смоленские князья захватили город, а Всеволода захватили в плен. Пришлось Михаилу Юрьевичу выкупать брата.


Мстислав готовит войско на битву с суздальцами

После смерти Андрея Всеволод вступил в борьбу за власть во Владимиро-Суздальской земле со своими племянниками Мстиславом и Ярополком. При поддержке Михаила и черниговского князя он сумел одолеть противников. В 1176 году он разбил Мстислава у реки Липица, а вскоре победил Глеба рязанского и Ростиславичей. Кроме того, Всеволод имел интересы и на юге государства, что привело к новой междоусобной войне. Он добился признания себя старшим в роду Маномаховичей и потребовал себе земли зятя Рюрика на Киевщине. Правда после заключения мира с Ольговичами Всеволод лишился этих земель, зато в 1201 году ему удалось посадить в Киеве угодного себе Ингваря Ярославича. В 1205 году развязалась новая война из-за того, что сын Всеволода хотел занять Галич и поссорился из-за этого с Ольговичами. В ходе междоусобицы Всеволод пошел на Рязанское княжество, посадил там своего сына, а в ответ на восстание сжег Рязань. Вскоре Ольговичи предложили Всеволоду мир, поделили княжества, а в знак прочности союза выдали черниговскую княжну за Юрия Всеволодовича.

Жадный сын

Всеволод всегда стремился, чтобы в землях правили его сыновья и следовали заветам родителя. Отправляя старшего сына Константина в Новгород, он сказал: «сыну мой, Константине, на тобе Бог положил переже старейшиньство во всей братьи твоей, а Новгород Великий старейшинство имать княженью во всей Руськой земли». Но когда в 1211 году встал вопрос о престолонаследии, то старший сын, ослепленный жадностью, потребовал себе оба старших города — Владимир и Ростов, а Юрию предлагал отдать Суздаль. Тогда Всеволод призвал на помощь бояр, попов, купцов, дворян и людей из других своих земель, чтобы те помогли рассудить. На соборе подтвердили решение князя о лишении Константина права на великое княжение в пользу Юрия.


Великий князь Всеволод назначает наследником второго сына Юрия, 1212 год. Литография по рисункам Б. А.Чорикова

Юрий стал Владимирским князем, Константину же, несмотря на старшинство, достался Ростов. После смерти Всеволода Большое гнездо из-за этого разразиться новая междоусобица. Сыновья не смогут сохранить целостность и могущество Владимиро-Суздальской земли, она распадется на удельные княжества, а владимирские князья больше никогда не будут иметь влияния на южно русские дела.