Мир глазами ребенка: в воспитании детей мелочей не существует, а родители для него — это и есть целый мир. Классный час "мир глазами детей" Дети рисуют божий мир

КГКП «Детская школа искусств посёлка Усть-Таловка»

отдела образования акимата Шемонаихинского района

Мир глазами детей

Методическая разработка классного часа

Зиновьева Т.В.,

преподаватель теоретических дисциплин

Январь 2016 г

МИР ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ

Методическая разработка классного часа.

Зиновьева Татьяна Владимировна,

преподаватель теоретических дисциплин.

Актуальность мероприятия.

Не так давно весь мир отпраздновал великую дату - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сколько существует человечество – столько возникают военные конфликты. Велики потери и разрушения, причиненные войнами. Оценить ущерб, нанесенный ими, попросту невозможно. Сегодня мир в опасности, под угрозой само существование человечества, и поэтому на всей планете ширится борьба народов за мир.

Миру для жизни и процветания необходимы покой и умиротворенность. Тогда он будет ярким, радостным и светлым домом для всех. А найдется ли в нем место для человека - уже сегодня зависит только от нас.

Мир нужен не только взрослым, но и детям. Ведь они хотят расти и развиваться, создавать и открывать, жить в согласии и дружбе со всеми людьми планеты. А потому каждый из нас должен спросить себя: «А что я собственно сделал для великого дела борьбы за мир?

Мероприятие призвано способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за свою Родину, ответственного отношения к сохранению мира на Земле.

Цель мероприятия: Формирование понимания необходимости и важности мирной жизни на земле.

Задачи:

1. Развивать лучшие качества человечества: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру;

2. Формировать чувство личной ответственности и сопричастности к сохранению мира;

3. Развивать речь, логическое мышление, внимание, память.

Принципы воспитания:

Принцип единства;

Принцип развития творческой активности учащихся;

Принцип интеграции (беседы об искусстве + эстрадный ансамбль + музыкальный театр + изобразительное и декоративно-прикладное искусство)

Принцип связи с жизнью.

Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности;

Методы организации деятельности и формирования опыта;

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Форма проведения : классный час

Музыкальный материал:

«Родина моя» муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского

«Цветной мир» муз. и сл. О. Поляковой

«Здравствуй мир» муз. Л. Квинт, сл. В. Кострова

«Рэпка» муз. К. Костин, сл. К. Гулия

«Турецкое рондо» аранжировка Т. Тютюнникова

«Танец» Е. Андосов

Фонограммы:

«Аист на крыше» муз. Д. Тухманова, сл. А. Поперечный

«Мир – это главное» муз. и сл. В. Ударцев

«Шире круг» муз. и сл. О. Полякова

Оборудование : компьютер, мольберт, музыкальные шумовые инструменты.

Оформление: выставка детских рисунков, голубки с пожеланиями Мира, аппликация.

Ход мероприятия

Вход участников под фонограмму песни «Аист на крыше». Встают в 2 ряда. Все вместе поют припев.

Дети читают стихи:

Нам нужен мир – тебе, и мне, и всем на свете детям,

И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство,

Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.

Я буду рад, ты будешь рад, и все мы будем рады…

Когда исчезнут на земле все пули и снаряды!

Нет!” ( Вместе ) - заявляем мы войне, всем злым и черным силам…

Должна трава зеленой быть, а небо синим-синим

Ты слышишь, друг, звенят ручьи, поют на ветках птицы,

На замечательной земле нам повезло родиться.

Так пусть она цветет всегда, пускай шумит садами,

Пусть люди смотрят на нее влюбленными глазами!

Под музыку дети садятся на места

Преподаватель:

Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие, посвящённое миру на планете Земля. Наша главная задача – составить обращение к жителям планеты с просьбой прекратить теракты и войны, и жить в мире и согласии. А тема нашего классного часа звучит так: «Мир глазами детей», который проходит под девизом «Дети Мира, за руки возьмитесь!».

Беседа о значении слова «мир».

Преподаватель:

Ребята, как вы понимаете слово мир? (ребята высказываются).

Вот какое объяснение значения этому слову дает толковый словарь С.И. Ожегова:

1. МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара.

2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны; тишина, покой; соглашение о прекращении войны. А вот так о мире пишут дети.

Читают дети: Я рисую слово МИР Над землёю солнце светит, На траве играют дети, Речка синяя, а вот - Пароход по ней плывёт. Вот дома - до неба прямо! Вот цветы, а это - мама, Рядом с ней сестра моя... Слово "мир" рисую я.

Преподаватель:

Ребята, а давайте все вместе сейчас попробуем составить аппликацию на тему - мир. (Лист А3 и вырезанные фигуры: солнце, трава, речка, лес, дом)

А как вы думаете, какие цвета мы будем с вами использовать. (Яркие: жёлтый, красный, голубой, зелёный). И первое что мы с вами поместим на нашей картине это… – послушайте загадку и попробуйте отгадать:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все…(хором "солнцем").

(Прикрепить солнышко на лист).

Итак, солнышко осветило нас ярким светом и согрело. Что же прикрепляем дальше?

(Дети) Речку, лес.

Хорошо.

(Прикрепить лес, речку, траву).

Читают дети:

Родина наша - это страна,

Очень и очень большая она.

Родина наша - это наш дом,

Где мы все вместе дружно живём.

(Прикрепить нарисованный дом)

Давайте посмотрим ребята, что у нас с вами получилось.

Мне кажется, что на рисунке кого-то не хватает? (Ответы детей. Прикрепляем человечков)

Что же у нас получилось? Замечательная аппликация.

Преподаватель:

Мы за то, чтоб солнце в небе ласково светило,

Чтобы в каждом доме радость и добро царило,

Чтоб все беды и ненастья были разрешимы,

К обстоятельствам друг друга были мы терпимы.

Песня «Родина моя»

Работа в группах с пословицами о мире. Учащиеся разбиваются на группы.

Преподаватель:

Много пословиц о мире сочинил народ. А какие? Вы узнаете, выполняя задание: собери пословицу.

Разбиться на группы и под музыку собирают пословицы. После выполнения задания зачитать оригиналы пословиц.

Пословицы: Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Мир на планете – счастливы дети.

Мир да лад, войне не бывать.

Худой мир лучше любой ссоры.

Преподаватель:

Молодцы, ребята! Вы неплохо справились с заданием.

Дети читают стихи: МИР как многогранно это слово. Мир - это слово означает, нет войны! Мир – это покой и процветание! Мир - это целая Вселенная и наша хрупкая планета Земля! Мир - это внутренний и духовный мир человека!

Преподаватель Ученики

Для того чтоб вам играть - Нам нужен мир!

Для того чтоб всё узнать - Нам нужен мир!

Для того чтоб подрасти - Нам нужен мир!

Для того чтоб в мир войти - Нам нужен мир!

Оркестр «Турецкое рондо»

Преподаватель:

Ребята, назовите противоположное по значению слово к слову МИР. (Ответы детей)

Октябрь, ноябрь 2015 год. Телевидение, сеть Интернет приносят тревожные новости. Авиакатастрофа в Египте, теракты во Франции. Гибнут сотни людей. Почему так происходит? Что мешает людям мирно жить? (Ответы детей)

Какие же люди начинают войны? (Ответы детей)

А можно ли избежать военных действий? Как? (Ответы детей)

Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий.

Уважаемые гости, сегодня наши дети приготовили для вас выставку и сочинения на тему «Нам нужен мир!» Посмотрите, какая замечательная выставка плакатов у нас получилась.

Каждый из Вас вложил в изображение кусочек своей души.

Зачитываются сочинения детей.

Песня «Цветной мир»

Проверка домашнего задания

Преподаватель: Дорогие ребята! За три год, что мы проучились в школе искусств, мы стали одной семьей, одной маленькой страной. Давайте постараемся все вместе сделать всё возможное, чтобы в нашем коллективе было больше успехов и радостей, чем огорчений. Мы должны заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение. Жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей. От нашей дружбы многое зависит. Даже, в какой-то степени, и мир на нашей планете.

Дети зачитывают свои мирилки

Музыкальный номер «Танец»

Музыкальный театр «Рэпка»

Изготовление голубя.

Преподаватель: Ребята, а что является символом мира?

Загадка: Это птичка-невеличка, В городах живет. Крошек ей насыплешь- Воркует и клюет. (Голубь)

Под музыку делают голубей.

Преподаватель:

А теперь, ребята, давайте на крылышке голубя каждый из вас напишет пожелание о мире. И наших голубей с пожеланиями мы символически отправим во все уголки мира.

Под музыку прикалываем голубей.

Преподаватель:

Сегодня жизнь на планете бьётся тревожным пульсом. Миллионы людей во всех уголках земного шара задают один и тот же вопрос: «Как сохранить мир?» Но задавать вопрос, мало. Необходимо каждому приложить максимум усилий, сделать всё от него зависящее, чтобы сохранить свой дом, землю, детей от подобных взрывов и ядерных катастроф. Мир на планете – это дружба между народами и людьми, это согласие интересов, основанных на любви к человечеству. Мы должны бороться против террора, чтобы дети всей планеты могли учиться, жить, работать, мечтать о будущем.

Дети читают стихи: 1. Нам нужен мир! Тебе, и мне,

И всем на свете детям! И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим. 2. Нам нужен мир! Трава в росе, Улыбчивое детство! Нам нужен мир! Прекрасный мир, Полученный в наследство! 3. Нам нужен разноцветный луг, И радуга над лугом! Нам нужно бегать, Прыгать, петь И говорить друг с другом!

Танец дружбы

Дети читают стихи

1. Мамы, папы, Все взрослые люди! Слушайте голос своих детей: Ядерных взрывов вовек пусть не будет, Путь войне преградите скорей! 2. Нам нужен мир на голубой планете, Его хотят и взрослые, и дети. Им хочется, проснувшись на рассвете, Не вспоминать, не думать о войне. 3. Нам нужен мир, чтоб строить города, Сажать деревья и работать в поле. Его хотят все люди доброй воли. Нам нужен мир навеки! Навсегда! 4. Для дружбы, для улыбок и для встреч В наследство получили мы планету. Нам этот мир завещано беречь И землю удивительную эту.

5. Завещано беречь нам этот мир- Такой неповторимый на рассвете, Он с детства очень дорог нам и мил, За будущее мира мы в ответе. 6. Мы не дадим стать пеплом и золой Тому, что красотой земной зовется. Пусть будет мирным небо над Землей, Пусть вечно детство звонкое смеется!

Песня «Здравствуй мир»

Преподаватель:

В заключение нашего мероприятия обращаюсь к вам ребята, молодому поколению. Мир - это то, что нас окружает. Трава, солнце, небо, деревья, птицы, жучки, паучки. Он так прекрасен этот мир: живой и неживой природы. Будьте внимательны и вы откроете удивительный, загадочный, волшебный мир, который окружает нас каждый день. Учитесь радоваться первым лучам солнца, пению птиц, бабочкам, цветам, удивительным звукам природы. Уважайте и цените друг друга!

А теперь давайте ребята все вместе встанем в круг, и гости возьмитесь, пожалуйста, за руки. И громко произнесём слова:

Все вместе

Оглянитесь все вокруг, за руки возьмитесь

И врагам от всей души просто улыбнитесь,

Пусть растет ваш дружный круг и на всей планете

Мирным воздухом всегда дышат наши дети.

Слово родителям (пожелание)

Хотим, чтоб на нашей планете

Никогда не печалились дети.

Чтоб не плакал никто, не болел,

Только б хор ваш ребячий звенел.

Чтоб навек все сердцами сроднились.

Доброте чтобы все научились.

Чтоб забыла планета Земля,

Что такое вражда и война.

И в завершении нашего мероприятия мы дарим вам на память вот такие буклеты.

/

http://nsportal.ru/

http://ped-kopilka.ru/

Я рада снова приветствовать вас на страничках своего блога Саши Богдановой!

Сегодня я хочу затронуть один из самых прекрасных, запоминающихся и, как же без этого, важных периодов в жизни человека – детство. Каков же на самом деле мир глазами ребенка?

А вы помните свои детские годы? Это беззаботное время, когда все вокруг кажется таким большим и неизведанным, а все проблемы столь мелочны, что забываются сразу же, стоит только маме поцеловать нас в сопливый носик)

Именно в детстве у ребенка закладываются семена тех качеств, что он разовьет уже во взрослой жизни.

То, как воспитывался человек в детстве – какая обстановка была в семье, какое воспитание ему дали родители – определяет, в большей степени, то, каким образом он будет растить собственных детей.

Все мы знаем, что семья – это ячейка общества и бла-бла-бла, но… что она для наших карапузов?

Им явно нет дела до демографической ситуации в стране и политики государства в отношении молодых семей, например. Для них мама и папа – уже целый мир!

А потому уже при рождении малыша стоит задуматься, каким этот мир будет для него.

То, какие мы — можно увидеть, посмотрев на наших детей. При рождении малыши, словно чистый лист бумаги – у них нет понимания, что есть добро и зло, хорошо и плохо, и уж тем более они не в курсе этой вашей морали, принципов и прочих высоконравственных постулатов.

Детишки, в первую очередь, будут брать примеры с ближних – а это родители. Именно поведение мамы и папы малыш будет копировать изначально.

А потому, если вы, конечно, не планируете вырастить нового Гитлера, и примеры своему ребенку нужно подавать соответствующие.

Во-первых, в воспитании детей мелочей не существует! Любое ваше слово, любое ваше действие имеет огромное значение в развитии ребенка и формировании его личности. Положительным это значение будет или отрицательным (прям учитель математики 😀) – всецело зависит от вас!

Даже брошенный в порыве гнева укор, который вы уже через полчаса забудете, может на всю жизнь закрепиться в памяти малыша и сильно повлияет на его самооценку. Что в дальнейшем скажется на психике ребенка.

А откуда вы думаете берутся нервные и агрессивные дети(?) не рождаются же они такими! Да, это мы — взрослые делаем их такими, а потом не знаем .

Подобные примеры можно приводить очень долго, но я хочу сказать, что ребенок должен расти в максимально «прозрачной» обстановке полной любви, ласки, заботы и внимания.

  • Не пропускайте мимо ушей просьбы ребенка
  • Не закрывайте глаза на его желания и предрасположенности
  • Развивайте его сильные стороны и таланты

Во-вторых, малыш должен видеть, что его родители любят друг друга и его. Показывайте насколько он дорог и важен для вас, тогда ваше чадо переймет эти чувства, и вы узнаете какое это счастье, когда вы для ребенка – целый мир.

Интересно, что в благополучных и счастливых семьях детишки реже болеют и быстрее усваивают новое.

Если ребенок ощущает любовь и поддержку родителей, то его внутренний мир намного гармоничнее, нежели у сверстников, которые живут в неблагополучных семьях.

Темные потемки на повестке дня: как не стоит вести себя с малышней?

Чем же чреват негатив в воспитании ребенка? Не всегда только физическое насилие причиняет малышу боль. «Ударить» ребенка можно и словом – не думайте, что он забудет вашу ругань, например, за разбитую вазу лет 15-20 назад.

Вазу вы купите новую, случай забудете, а вот ребенок, возможно, и нет… Он запомнит все, что вы ему тогда высказали, а потому – не удивляйтесь, когда он будет равнодушно воспринимать ваши слова «любви». Всю свою любовь вы ему уже тогда «раскрыли».

Не лишним будет подумать (а лучше и не раз) прежде, чем накричать на ребенка или наказать его. Помните, что объяснить ребенку его неправоту можно и без ругани – можно , не прибегая к ругани, наказаниям и оскорблениям.

И уж тем более не стоит вымещать свою злобу на ребенке. Он не понимает, что у вас плохое настроение и он просто попался под горячую руку – в его глазах он не прав постоянно, что бы не сделал (а, ведь, именно так мы делаем, когда срываемся на близких – виноватых ищем везде и во всем).

В чем сила, брат или как обеспечить ребенку правильное мировоззрение?

Фильм, конечно, хороший, но сейчас я немного увильну от него в сторону. Хотя и про правду тут тоже пойдет речь.

На самом деле, все очень просто: родители, каковыми бы они не были – изначально непререкаемый авторитет для ребенка. Они всегда правы, они знают и умеют все! Так не становитесь тиранами в отношении малышей, будьте их опорой, защитниками и просто любимыми родителями.

Своим отношением к детям мамы и папы закладывают некий «код» в развитие ребенка (хотя чаще всего это происходит неосознанно). Все ваши поступки оставляют свои отпечатки в подсознании малышей.

Окутайте их вниманием, не делайте так, чтобы они запирались в себе – не говорите им:

  • «не плачь»
  • «перестань дурачиться»
  • «веди себя спокойно»

Они – дети! Они познают мир, в них бурлит энергия! Что значит «веди себя спокойно» ?! Вот вы и ведите себя спокойно, а ребенку дайте выплеснуть свои эмоции наружу!

Им не интересно весь день валяться на диване, практическим способом разрабатывая новую разновидность складок на пятой точке. Дайте им возможность узнавать этот мир, помогите им в этом, потому как малыши очень нуждаются в ней.

Также они нуждаются и в вашей любви, в ваших улыбках, в вашей поддержке и помощи.

И еще одна большая ошибка взрослых – ложь. Дети каким-то непостижимым способом различают вранье взрослых, а потому не удивляйтесь, когда ребенок возьмет пример с вас и станет врать.

В любом случае, у вас будут возникать моменты, когда вы не знаете ответа на вопрос вашего чада. Не лгите ему, придумывая что-то на ходу, лучше скажите, как есть – что вы не знаете ответа, а затем вместе с ребенком найдите его.

Это будет лучшим примером для него, что все неизведанное всегда имеет пути для нахождения решений или ответов.

В первые годы жизни именно вы определяете, каким вырастет ваш малыш и чего он «впитает» от мамы и папы, потому пересмотрите свое поведение, привычки и отношения в семье.

На этом поставлю сегодня точку... Любите своих карапузов, будьте к ним внимательней, они в этом нуждаются.

До встречи, друзья!

Всегда с вами, Саша Богданова

Детская фантазия может творить удивительные вещи. Малыши еще не имеют жизненного опыта, на них еще не давит гранит науки, поэтому в своих фантазиях они взлетают очень высоко. Наш мир с этой высоты детям представляется совсем по другому, чем нам, взрослым. На что именно способно детское воображение изобразила художница Пьеретта Диаз. Она создала серию веселых иллюстраций о том, как видят наш мир дети.

Дети фантазируют на основе тех образов, которые они увидели в мультфильмах, услышали в сказках, или из ответов родителей на вечные «почему». Детям сложно различить свои фантазии и реальность. Поэтому часто они воспринимают мир вокруг именно так, как рисует им их воображение. Иллюстратор умело передала всю яркость, живость и наивность детских фантазий. Художница утверждает, что рисовала, вспоминая собственные детские фантазии.

Веселые иллюстрации возвращают в наше собственное детство, в те наивные картины, которые рисовало наше воображение. Они вызывают самые приятные чувства, заставляют улыбнуться и напоминают нам, что в нас самих живет частичка веселого, озорного ребенка.

Посмотрите сами на эти забавные картинки. Согласитесь, они замечательные! Возможно, кто-нибудь вспомнит себя в этих рисунках.

Самая важная книга для родителей (сборник) Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Глава первая Мир глазами ребенка

Глава первая

Мир глазами ребенка

«Глаза ребенка» – это особое видение мира. Дети удивляются вещам и событиям, мимо которых мы проходим не замечая; завораживаются цветами, звуками и словами, в которых мы не находим ничего особенного. У них другие масштабы, другие ценности, другое понимание того, что важно и неважно.

Многие воспоминания детства приоткрывают удивительное своеобразие и богатство внутреннего мира ребенка. Одновременно они показывают, с какой деликатностью взрослым следует обращаться с этим миром. Ведь ребенок живет в нем по-настоящему, всерьез. Через его призму он воспринимает внешний мир, других людей и самого себя. И если мы не всегда понимаем скрытую жизнь ребенка, то, во всяком случае, можем уважать и оберегать ее вместе с ее заветными «тайнами», фантазиями и мечтами.

Эта глава открывается выдержками из книги М. Осориной – талантливого исследователя детства. За ними следуют тексты из воспоминаний П. Флоренского, А. Кристи, М. Цветаевой и Л. Чуковской . Хотя название «Мир глазами ребенка» можно отнести ко всей книге, здесь отобраны те эпизоды, которые обнаруживают своеобразие и «непохожесть» мироощущения ребенка на наше, взрослое, восприятие. Будем надеяться, что эти талантливые описания помогут нам вспомнить свое детство и глубже понять наших детей.

Из книги Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания автора Кволс-Ридлер Кэт

Глава 1. МИР ГЛАЗАМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА «Я не могу поверить в это! - сказала мама Джастина. - Похоже, что он полностью изменил отношение к себе. Раньше, бывало, наигравшись в парке, он возвращался домой со слезами и жаловался, что другие ребята обижали его. Ни дня не обходилось

Из книги ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИЯ автора Наранхо Клаудио

КНИГА ПЕРВАЯ ОТНОШЕНИЕ И ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ Глава первая. Главенство Отношения Различные школы психоанализа и, более того, терапии поведения, основаны на определенных идеях и теориях, то есть на признании закономерности психологического

Из книги Наблюдая за евреями. Скрытые законы успеха автора Шацкая Евгения

Из книги Главная книга о воспитании детей, или О том, как помочь ребенку стать счастливым автора Виилма Лууле

Ситуация глазами ребенка Многие родители вздыхают: «Я хороший, порядочный человек, но никак не могу понять, откуда у меня такой ребенок! Я никогда не трачу времени попусту, постоянно что-то делаю. Требую от него порядка, и он у меня совсем не избалованный, но его испортили

Из книги Голая правда о мужчине автора Скляр Саша

Глава 2 Женщина глазами мужчины Мужчина занимается женщиной, как химик своей лабораторией: он наблюдает в ней непонятные ему процессы, которые сам же и производит. Василий Ключевский О женщинах мужчины могут говорить часами. Очень оживленно и заинтересованно. Это

Из книги 3 главных открытия психологии. Как управлять собой и своей жизнью автора Курпатов Андрей Владимирович

Глава первая ПРИВЫЧКА (или первая натура) Незабвенный Иван ПетровичИван Петрович Павлов – великий русский ученый, академик и лауреат Нобелевской премии – личность выдающаяся! Дотошный до безобразия, мучавший не только подопытных собак, но и всех своих коллег и

Из книги Мед и яд любви автора Рюриков Юрий Борисович

Глазами старика, ребенка, взрослого. Психоэнергетика вызвала к себе три подхода.Во-первых, отвергающий, как бы старческий (о нем уже говорилось): этого не может быть, потому что не может быть никогда.Во-вторых, взахлеб принимающий, детский: биополе - ключ ко всем дверям!

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Из книги Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка автора Сигел Дэниэл Дж.

Смотреть на ситуацию глазами других людей: научите ребенка учитывать иные точки зрения Вам не кажется это знакомым? Вы работаете за своим столом, и к вам подходит семилетняя дочь. Она заметно рассержена. Она заявляет, что ее младший брат Марк только что назвал ее дурой. Вы

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Тест «Родители глазами ребенка» Методика является визуально-вербальной, состоит из картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для

Из книги Как научиться управлять людьми, или Если хочешь быть лидером автора Соломонов Олег

Глава 1. Лидер глазами ребенка Представление о лидере и его роли в обществе, его влиянии на всех окружающих складывается у нас с самого раннего детства. И не стоит думать, что дети никогда не задумываются над подобными вопросами. Напротив, ребята очень чутко воспринимают

Из книги Мальчики и девочки - два разных мира автора Еремеева Валентина Дмитриевна

Глава 2. Лидер глазами взрослого Кто такой лидер? Напрашивается ответ, что это тот человек, который ведет за собой других людей. Но это то, что лежит на поверхности. Вот такой прямолинейный, одномерный лидер – это, скажем, староста в классе или группе, руководитель на

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

Мы видим ребенка своими глазами. А если посмотреть другими? О чем мы думаем, если в воспитании или обучении ребенка что-то не ладится? В первую очередь о том, какой трудный ребенок нам достался. Вот другие дети… Ж вспоминаем соседскую Танечку или отличника Колю. А этот

Из книги Десять родительских ошибок автора Лепешова Евгения

Глава сорок первая ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА - ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. ЗА ЧТО ЕЕ, ПО СОВЕРШЕНИИ «ПОДВИГА», БИЛИ РУССКИЕ, И ПОЧЕМУ ЕЕ «ПОДВИГ» ТАК ПОНРАВИЛСЯ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ? Справедливости ради надо отметить, что на первом этапе войны действовали не только партизаны-неугодники, но

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Почему иногда случается так, что между родителями и их детьми вырастает стена непонимания? Вы хотите пообщаться и поиграть с малышом, а он вас упорно игнорирует. И предпочитает вашей компании - уединение в своей комнате.

Поощряете или хвалите ребёнка за его достижения, а он вашим похвалам совсем не рад. Более того, реагирует на них неожиданно агрессивно или, наоборот, демонстрирует полное безразличие.

Делаете карапузу замечание, а он пропускает его мимо ушей. Да уж, редко встретишь родителей, которые бы не сталкивались с такими сложностями в процессе воспитания своих детей. Но, оказывается, проблемы взаимопонимания между старшим и младшим поколением в семье решить не так уж и сложно.

Достаточно просто научиться смотреть на окружающий мир глазами своего малыша.

Мир глазами ребёнка, какой он?

Как вы думаете, почему на, казалось бы, простые и понятные вещи у вашего карапуза, зачастую, имеется свой особый и, иногда, не совсем правильный и логичный взгляд?

А всё потому, что, предлагая маленькому человечку свои великовозрастные и меряя всё своими взрослыми мерками, мы не задумываемся о том, что кроха только осваивает окружающую его действительность, делает свои первые исследовательские шаги в ней.

Способность к самоанализу и самооценке развивается у ребёнка лишь по достижении им . А до этого времени не стоит ожидать от малыша самокритических талантов.

Запомните : первые четыре-пять лет своей жизни ребёнок смотрит на себя глазами окружающих его взрослых. Он ещё не способен осознавать себя личностью.

Почему дети говорят о себе в третьем лице?

Да вы и сами, наверняка, уже сталкивались с тем, что кроха прекрасно отзывается на своё имя, но уяснить для себя местоимение «я» никак не может. Хотя довольно виртуозно находит выход из этой ситуации, предпочитая говорить о себе в третьем лице: «Саша хочет ам-ам!», «Ира будет гулять!».

Спросите у малышки: «Где наша Оленька?» - и она без колебаний покажет на себя пальчиком. А, требуя у вас игрушку или что-то вкусненькое, всё та же Оленька скажет: «На!» - вместо: «Дай!».

Дети строят деловые отношения в подобном ключе потому, что элементарно повторяют услышанный от вас текст. Если хотите ускорить процесс самоопределения крохи, чаще используйте в своём лексиконе местоимение «я».

Можно, также, попробовать определиться, кто есть кто, расположившись вместе с малышом перед зеркалом. Показывайте на себя и говорите: «Это я. Я – твоя мама. Я Света». Затем пусть карапуз, показывая на себя, расскажет так же о себе: «Это я. Я – твой сыночек. Я – Дима».

Или, играя в прятки, сначала вы говорите: «Я иду тебя искать!» - потом ребёнок. Можно и с понятиями «Дай!» или «На!» так поиграть. Отработать другие : «Я хочу кушать – ты хочешь кушать», «Я иду гулять – ты идёшь гулять», «Я хочу спать – ты хочешь спать» - и т.п.

Авторитетному влиянию мамы-папы и годовалый, и двух-трёх-четырёхлетний карапуз поддаётся безоговорочно. Только при условии, что взрослые правильно убеждают его поступать так или иначе - с учётом особенностей психо-эмоционального развития ребёнка.

Маленькая личность: как понять ребёнка?

Чтобы понять, что значит правильно убеждать, правильно реагировать и , давайте одну конкретную ситуацию рассмотрим с точки зрения, к примеру, папы, и с точки зрения его годовалого сыночка.

Малыш уже в 1 год всеми своими поступками, всем своим видом показывает, как важно для него одобрение и поощрение близких ему людей: «Посмотрите, как я могу! И сделал я это сам!».

Что же кроха сделал? А взял, да и перелез через изголовье своей кроватки, оказавшись на столе для пеленания, пока папа отлучился, совсем ненадолго, по какому-то делу на кухню. Да ещё и встал на ноги, с удовольствием обозревая с такой, ранее недосягаемой, высоты комнатные окрестности.

Как вы думаете, какова была реакция отца на подобную демонстрацию «альпинистских способностей» карапуза? Конечно же, испуганный родитель схватил горе-верхолаза в охапку и водворил туда, откуда тот так успешно сбежал – т.е. в кроватку. При этом, не забывая выговаривать сыну, насколько его поступок опасен, и что так больше делать нельзя.

Малыш от такого поведения его любимого папочки расплачется, будет расстроен, обижен, и ещё долгое время не сможет забыть обиду. Но о какой обиде может идти речь, если на кону – ? Да, это одна сторона медали.

Многие, в данной ситуации, согласятся с отцом ребёнка и примут в конфликте его сторону. Но представьте, что по этому поводу думает малыш, что чувствует он. Карапуз впервые в своей жизни преодолел такое серьёзное препятствие. Приложив поистине героические усилия. Он сам сделал это, без чьей-либо помощи.

Здесь можно долго рассуждать о том, что при подобном подходе ребёнок может вырасти неуверенным в себе, не способным принимать самостоятельные решения, с низкой самооценкой и т.п. Но ведь и то, что именно родители обязаны заботиться о здоровье и безопасности своих детей никак нельзя забывать. Из этого следует вопрос: какое в данной ситуации будет правильным?

Воспитательное вмешательство папы в описанных обстоятельствах принесло бы лучший результат, если бы он, увидев кроху на столе, с улыбкой подошёл к нему, подхватил на руки и попытался доброжелательно объяснить карапузу опасность таких экспериментов: «Ты конечно, молодец. Так высоко взобрался. И совершенно самостоятельно. Но, представляешь, как больно было бы тебе, если бы ты упал вниз?».

Важно чётко прочерчивать параллель между действиями ребёнка и их последствиями. Чтобы крохе было понятно. Но и достижения маленького естествоиспытателя ни в коем случае нельзя оставлять без внимания.

Когда хвалить? Когда бранить?

В 2,5-3 года в свои законные права вступает детское . В процессе игры малыши познают мир, экспериментируют, фантазируют, выстраивают схемы взаимоотношений в обществе, семье, коллективе.

Нередко бывает, что превращают они свою комнату в прибежище хаоса и царство беспорядка. И снова родители могут неправильно понять мотивы такого поведения. Это не ложка с кусочком картошки валяется посреди ковра в гостиной. Это плывёт кораблик с отважным мореплавателем навстречу приключениям.

И не папин тапок лежит на диване, прикрытый пледом, а отважный солдат прячется в засаде. И не на табурете сидит маленький фантазёр, держа в руках крышку от сковороды, а летит в межзвёздном космолёте покорять вселенную отважный астронавт.

Будет большой ошибкой со стороны мамы-папы заявить, чтобы кроха тотчас убрал тот мусор, который разбросал по всему дому. Прежде всего, выясните, что же, всё-таки, представляет собой тот или иной странный предмет, и какую функцию он выполняет в игре карапуза. А дальше – проще простого.

Машинки пусть едут в гараж (коробку), мишки-зайчики отправляются в лес (шкаф для игрушек), папин тапок перемещается в засаду (на полку для обуви), ложка с картошкой – в открытый океан (в кухонную мойку), а неумытые трубочисты становятся смелыми водолазами (моются).

И не скупитесь на похвалы карапузу. Он молодец, что придумал такую интересную игру. И молодец, что так быстро справился с уборкой.

Воспитательные моменты: больше конкретики

Зачем нужна вся эта игровая возня? Ведь намного проще строго потребовать повиновения. А в случае отказа ребёнка подчиняться, применить проверенный многими поколениями метод – «по попе».

Но такая стратегия срабатывает совсем ненадолго. А побочных эффектов от неё – хоть отбавляй. Это ох как больно ударяет по самооценке хоть и маленькой, но уже вполне оформившейся личности.

Даже в трёхлетнем возрасте дети их действий воспринимают, как должное, а на отрицательные не реагируют вовсе. Они просто ещё не способны осознать оценочные высказывания на уровне взрослых.

Поэтому вам следует научиться свои замечания крохе формулировать более конкретно. Абстрактные понятия карапузу ещё неведомы.

Например:

  • Кроха сломал вещь, порвал книгу, испачкал одежду? Не говорите ему, что он плохой. Оценивать ту или иную ситуацию карапузу ещё довольно сложно. Поэтому он безоговорочно принимает на веру слова взрослых. Плохой – значит, плохой. А вам хотелось бы, чтобы ваш малыш так позиционировал себя в жизни? Нет? Ну, тогда подумайте, как ему объяснить, что именно вас расстроило в поступке карапуза. Поверьте, от такого подхода пользы будет намного больше.
  • Малыш неаккуратен за столом? От того, что вы назовёте его поросёнком, он, явно, не изменит своего поведения. Ведь в воображении ребёнка поросёнок – миленький розовощёкий Пятачок из мультфильма про Винни-Пуха. И что плохого – быть на него похожим? Намного лучше на своём примере показать крохе, как следует вести себя во время принятия пищи.

Замечания-указания

И ни в коем случае не бросайте в сердцах фразы типа: «Из такого бестолкового ничего путного не вырастет!». Не унижайте ребёнка. Ведь этим вы наносите ему глубокую травму. Чего ожидать ему от окружающих, если самые близкие люди позволяют себе уничижительные замечания на его счёт?

А тем более не говорите: «Ты такой вредный. Я тебя не люблю!». Мама, раздосадованная очередной проказой своего отпрыска, этим словам, может, и не придаст особого значения. Просто выплеснет своё раздражение, получит разрядку. А для крохи подобное заявление может стать настоящей трагедией. Крушением его маленького мира.

Для того чтобы ваши отношения с любимым малышом складывались гармонично, прежде, чем делать ему замечания, прежде, чем бранить и ругать маленького проказника, поставьте себя на его место. Попытайтесь разобраться в мотивах его поступков. Посмотрите на мир его глазами. И, поверьте, вы увидите его совсем в других красках…

Видео «Как научиться правильно разговаривать с детьми?»