Работа 1 и 2 государственной думы. Деятельность II Государственной думы

Думы власти принимали меры по обузданию недовольство народа. Органы правопорядка прибегали к репрессивным действиям, ограничивалась свобода деятельности прессы, проводились разъяснительные мероприятия по дискредитации парламентаризма. Важная роль в системе противодействия революционным выступлениям отводилась и преследованием бывших членов Государственной Думы. Под разными предлогами власти пытались арестовать и изолировать от общественности экс-депутатов.

Попытки помешать экс-депутатам продолжить политическую деятельность встретили большое недовольство избирателей. Народ и после роспуска Думы относился к ним как к своим избранникам и оказывал сопротивление попыткам преследования парламентариев. На имя императора и премьер-министра массово поступали постановления крестьянских сходов и резолюции митингов, в которых люди настаивали на освобождении арестованных членов Государственной Думы, при этом напоминая, что депутаты должны пользоваться правом личной неприкосновенности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа II Государственная дума 450 руб.
  • Реферат II Государственная дума 260 руб.
  • Контрольная работа II Государственная дума 200 руб.

Замечание 1

В условиях высокой политической активности населения и готовности всячески поддерживать этот момент в обществе формировались надежду на успешное решение проблем следующим созывом Государственной Думы.

Выборы во II Государственную думу

Выборы во Вторую Думу состоялись в январе 1907 года. Путем различных административно-правовых манипуляций, пропагандистских акций и репрессий правительство пыталось получить желаемые для себя результаты народного волеизъявления. От выборов устранили крестьян, которые не рассчитались с долгами перед Крестьянским банком, рабочим часто запрещали участвовать в выборах по городской курии, назначали перевыборы, если не проходил желаемый кандидат в депутаты.

Замечание 2

Однако несмотря на все усилия властей состав новой Думы оказался еще менее приемлемым, чем в первом созыве.

Левые партии в условиях ослабления революционных выступлений на этот раз не отказались от участия в выборах и протестный электорат активно поддержал их. 17% членов Государственной Думы второго созыва составляли представители различных социалистических течений: социал-демократы, социалисты-революционеры, народные социалисты и другие.

Усилилось представительство трудовиков – беспартийных, которые выступали за радикальные реформы – с 18 до 20%. Ухудшились позиции либералов – партия конституционных демократов получила 24% поддержки вместо 38% в первой Думе. Ухудшили результат и октябристы – с 8% до 7%. Правда в Думу на этот раз попали крайне правые, получив 63 депутатских места. В общем оппозиционные к власти силы охватили 68% состава законодательного органа.

Аграрный вопрос

Как и в Думе предыдущего созыва, острую полемику вызвал аграрный вопрос. Представители крупных землевладельцев активно отстаивали принцип неприкосновенности частной собственности. При этом они подчеркивали высокий уровень экономической эффективности помещичьих хозяйств и агротехническая отсталость сельского хозяйства. У противников крупного землевладения также нашлись достойные аргументы. Они заключались в предоставлении данных о низком агротехническом уровне большинства помещичьих хозяйств и степень их финансовой задолженности, значительные расходы из государственной казны на поддержку помещиков и тому подобное. В качестве аргумента за отмену крупного землевладения выступало также и ужасное материальное положение крестьянства, обусловлено малоземельем и экономическим эксплуатацией со стороны государства и помещиков.

Органы правопорядка пытались не допустить санкционирования Думой революционных по характеру изменений и прибегали к давлению на народных избранников.

С лета 1906 года царское власти мечтали о послушной, наполненной своими сторонниками представительном учреждении. Однако забастовочное движение и массовые крестьянские выступления в период деятельности первой и второй Государственной Думы заставлял тянуть с политическим переворотом и закреплением победы над революцией. Только, когда вторая Дума вплотную подошла к законодательного решение аграрного вопроса, правительственные круги не стали медлить и быстро начали искать повода для роспуска народного представительства и готовить новый проект избирательного закона.

Роспуск Государственной думы

Замечание 4

Формальным поводом для прекращения деятельности парламента послужило обвинение социал-демократов в подготовке государственного переворота. 3 июня 1907 вышел манифест о роспуске второй Думы и изменения в избирательном законодательстве.

Уже с мая органы правопорядка и войска готовились к подавлению массовых выступлений, которые могли возникнуть в связи с политическим переворотом. Сразу после роспуска Думы на улице были выведены усиленные наряды полиции и военные подразделения, армейские части взяли под охрану объекты железнодорожного транспорта.

Губернаторы губерний выдали постановление о запрете всех проявлений недовольства политикой властей, за которые угрожали тюремным заключением.

С объявлением манифеста о роспуске Думы начались массовые аресты, обыски и ликвидация общественных учреждений и издательств. Преследованиям подверглись бывшие депутаты второй Думы и их выборщики. За ними устанавливался постоянный надзор полиции, в случае участия в антиправительственных акциях им угрожали аресты и ссылки. Различных гонений претерпела периодическая печать.

Опубликование материалов политического содержания грозило наложением штрафов и даже закрытием периодического органа. Волна расправ продолжалась и в дальнейшем, создавая благоприятные условия для пропагандистской деятельности сторонников политического курса российского правительства.

Консервативные помещичьи круги требовали от императора в течение нескольких лет не созывать очередную Государственную Думу. Но напряженная внутриполитическая ситуация заставила царя и правительство назначить выборы, национального технического университета. Правда уже по новому законодательству. Последнее лишало избирательных прав значительную часть населения и было призвано обеспечить избрание в Думу только крупных землевладельцев, высокопоставленных чиновников и промышленников.

Новое законодательство о выборах еще больше углубило неравенство в правах различных сословных категорий населения. Более чем вдвое сокращалось количество выборщиков от промышленных рабочих и крестьянства. В то же время, увеличивалось число выборщиков от землевладельческой курии. В губерниях сохранялось высокое количество представителей помещичьего слоя – им выделялась абсолютное большинство мест в избирательных собраниях. При таких условиях избрания в Государственную Думу представителей широких слоев населения, оппозиционные к власти политики фактически исключались.

Общая характеристика законотворческой деятельности Первой и Второй Государственных Дум. Причины их недолговечности.

27 апреля 1906 г. в России начала работать Государственная дума. Современники называли ее «Думой народных надежд на мирный путь». К сожалению, этим надеждам не суждено было сбыться. Дума была учреждена как законодательный орган, без ее одобрения нельзя было принять ни одного закона, вводить новые налоги, новые расходные статьи в государственном бюджете. В ведении Думы были и другие вопросы, требующие законодательного закрепления: государственная роспись доходов и расходов, отчеты государственного контроля по использованию государственной росписи; дела об отчуждении имущества; дела о постройке железных дорог государством; дела об учреждениях компаний на акциях и ряд других не менее важных дел. Дума имела право направлять правительству запросы и не раз объявляла ему недоверие.

Организационное устройство Государственных дум всех четырех созывов определялось Законом «Учреждение Государственной думы», по которому устанавливали срок деятельности Думы (5 лет). Однако царь мог досрочно распустить ее специальным указом и назначить выборы и сроки созыва новой Думы.

I Государственная дума действовала всего 72 дня -- с 27 апреля по 8 июля 1906 г. Было избрано 448 депутатов, из них: 153 кадета, 107 трудовиков, 63 депутата от национальных окраин, 13 октябристов, 105 беспартийных и 7 прочих. Председателем Думы был избран С.А. Муромцев (профессор, бывший проректор Московского университета, член ЦК партии кадетов, юрист по образованию). Руководящие посты заняли видные деятели партии кадетов: П.Д. Долгоруков и Н.А. Гредескул (товарищи председателя), Д.И. Шаховский (секретарь Думы). I Государственная дума поставила вопрос об отчуждении помещичьих земель, превратилась в революционную трибуну. Она предложила программу широкой демократизации России (введение ответственности министров перед Думой, гарантия всех гражданских свобод, всеобщее бесплатное образование, отмена смертной казни и политическая амнистия). Правительство отвергло эти требования, и 9 июля Дума была распущена. В знак протеста 230 членов Думы подписали Выборгское воззвание к населению, призывая к гражданскому неповиновению (отказу от уплаты налогов и от службы в армии). Это было первое в истории России обращение парламентариев к нации. 167 членов Думы предстали перед судом, который вынес приговор -- тюремное заключение на 3 месяца. Было объявлено о созыве II Думы. Председателем Совета министров стал П.А. Столыпин (1862--1911 гг.), а занимавший ранее этот пост И.Л. Горемыкин (1839--1917 гг.) был уволен в отставку.

II Государственная дума работала 103 дня -- с 20 февраля по 2 июня 1907 г. Из 518 членов Думы фракцию правых составили лишь 54 члена. Кадеты потеряли почти половину мест (со 179 до 98). Численно возросли левые фракции: трудовики имели 104 места, социал-демократы -- 66. Кадеты благодаря поддержке автономистов (76 членов) и других партий сохранили руководство и во II Думе. Председателем ее был избран член ЦК партии кадетов Ф.А. Головин (он же председатель бюро земских и городских съездов, участник крупных железнодорожных концессий).

Основным вопросом оставался аграрный. Каждая фракция предложила свой проект его решения. Кроме того, во II Думе рассматривались: продовольственный вопрос, роспись бюджета на 1907 г., исполнение государственной росписи, набор новобранцев, отмена чрезвычайного указа о военно-полевых судах, реформа местного суда. П.А. Столыпин резко осудил левые фракции Думы за «поддержку бомбометателей», революционного террора, сформулировав их позицию словами «руки вверх» и решительной фразой «не запугаете». Депутаты же при этом заметили, что Дума превращается в «департамент Министерства внутренних дел». Они указали на существующий государственный террор и потребовали отмены военно-полевых судов. Дума отказала в требовании П.А. Столыпина лишить неприкосновенности и выдать социал-демократическую фракцию как готовящую ниспровержение государственного строя. В ответ на это 3 июня 1907 г. был обнародован Манифест и Указ о роспуске II Государственной думы и назначении выборов в III Думу. Одновременно был издан текст нового избирательного закона, утверждением этого закона фактически производился государственный переворот, так как по «Основным государственным законам» (ст. 86) этот закон должен был рассматриваться Думой. Новый избирательный закон был реакционным. Он фактически возвращал страну к неограниченному самодержавию, сводил избирательные права широких масс населения к минимуму. Почти на 33% возросло число выборщиков от помещиков, а от крестьян уменьшилось на 56%. Значительно сократилось представительство национальных окраин (по Польше и Кавказу -- в 25 раз, по Сибири -- в 1,5 раза); население Средней Азии вообще лишалось права выбирать депутатов в Государственную думу.

Закон 3 июня 1907 года знаменовал собой поражение русской революции. Число депутатов сокращалось с 524 до 448. В последующих Думах преобладали правые. Думается, что причина недолговечности первых Дум состоит в том, что абсолютизм не хотел просто без боя сдавать позиции, он хотел по возможности повернуть развитие истории вспять и ему на какой- то момент это отчасти удалось. Начался период «третьеиюньской монархии».

государственная дума российский

Во II Думе интенсивно работало свыше 20 комиссий, рассматривавших вносимые правительством и депутатами законопроекты. Почти в десять раз по сравнению с I Думой сократилось количество депутатских запросов правительству, вызывавших, как правило, негативную реакцию представителей власти. В то же время депутаты-социалисты, видевшие в Думе прежде всего всероссийскую агитационную трибуну, место критики правительства и либералов, по-прежнему старались обострить обстановку в Таврическом дворце, вступить в конфронтацию с правительством.
Кабинет Столыпина за время более чем полугодовой паузы в работе Думы (июль 1906 - февраль 1907 года) подготовил для депутатов большое количество самых разных законопроектов и ходатайств об отпуске средств на нужды тех или иных ведомств и учреждений. Среди этих законопроектов было много так называемой законодательной "вермишели". Направляя такие законопроекты в Думу, правительство пыталось создать в обществе видимость полного контакта власти с парламентариями и в то же время всячески оттягивало решение ряда острых политических вопросов.
6 марта 1907 года в Думе был "большой день": с правительственной декларацией выступил П.А.Столыпин, развернувший перед депутатами обширную программу будущих реформ (правда, большинство из них никогда не было проведено в жизнь). Речь премьера положила начало обсуждению в Думе важнейших внутриполитических вопросов. Характерно, однако, что, если не считать социал-демократов, сразу же бросившихся в атаку на правительство, остальные фракции воздержались от конфронтации с кабинетом и ограничились тем, что приняли декларацию Столыпина к сведению.

Впервые в истории России весной 1907 года в Думе прошло парламентское обсуждение бюджета страны - так называемой росписи государственных доходов и расходов. Социал-демократы и эсеры предлагали отклонить проект министерства финансов, представленный депутатам министром финансов В.Н.Коковцовым, но Дума провела предварительное обсуждение, документ был сдан в бюджетную комиссию, что фактически было равносильно его принятию. Бюджетная комиссия провела 16 заседаний, но полностью бюджет так и не был рассмотрен, хотя и не по вине Государственной Думы. Резкой критике была подвергнута действовавшая в России система косвенных налогов, падавших в первую очередь на малоимущие слои населения. Много говорилось и о явном несоответствии между колоссальными тратами на содержание раздутого государственного аппарата и мизерными расходами на народное образование. Левые депутаты пытались привлечь внимание общественности к росту ассигнований на полицейское ведомство и чрезмерным, по их мнению, расходам на армию и флот. Говоря о бюджете, следует помнить, что бюджетные права Думы были сильно ограничены: она не могла изменить ни одной статьи росписи, предусмотренной действующим законодательством или личными распоряжениями императора.

Но главным камнем преткновения для сотрудничества Думы с правительством, как и год назад в I Думе, стал аграрный вопрос, обсуждение которого заняло два с половиной месяца. Основной материал для прений дали законопроект трудовой группы (фактически в него была заложена идея национализации всей земли и ее радикального перераспределения в пользу крестьян) и внесенные Н.Н.Кутлером предложения кадетской фракции о принудительном отчуждении части помещичьих земель за выкуп и передаче их сельским труженикам, в основном повторявшие, хотя и с некоторыми отступлениями, кадетский проект 1906 года Для П.А.Столыпина идеи трудовиков и кадетов были совершенно неприемлемы, т.к. они ущемляли права помещиков. Но поставить на обсуждение II Думы свой проект закона (разрушающий крестьянскую общину), введенный в действие в ноябре 1906 года в период "междодумья", премьер не рискнул, понимая, что при том составе депутатов, который был во II Думе, добиться его утверждения будет невозможно. В итоге обсуждение аграрного вопроса практически зашло в тупик.
В соответствующие комиссии после предварительного обсуждения были переданы вопросы о помощи голодающим и безработным, отмене военно-полевых судов, а также о политической амнистии, внесенные левыми депутатами. Предложение трудовиков об отмене смертной казни Дума решила вообще не обсуждать, чтобы не обострять отношений с правительством. Вместе с тем Дума уклонилась и от прямого осуждения "красного террора", к чему ее усиленно подталкивали правые, играя на приверженности кадетов к мирным, ненасильственным методам политической борьбы.
Еще одной важной стороной деятельности II Государственной Думы стала работа над Наказом. К трем уже принятым I Думой главам Наказа комиссия под председательством В.А.Маклакова подготовила к началу мая 1907 года еще две. Новые главы меняли порядок рассмотрения законопроектов.
Последним большим законопроектом, который начала рассматривать Государственная Дума второго созыва, стал законопроект Министерства юстиции о преобразовании местного суда. Комиссия под председательством И.В.Гессена внесла серьезные изменения в представленный министерством законопроект, но никакого решения по этому законопроекту Дума принять не успела.
Вопреки отрицательному мнению левых фракций II Думой были приняты, а затем, после утверждения Государственным Советом и царем, обрели силу закона контрольные цифры по контингенту солдат-новобранцев, подлежавших призыву на военную службу в 1907 году. Сравнительно гладкое и, главное, быстрое решение этого вопроса должно было продемонстрировать государственный подход депутатов к проблеме обороны страны.
Итак, 102 дня II Государственной Думы закончились 2 июня 1907 года. Из более чем 200 законопроектов, внесенных различными ведомствами, Дума сумела рассмотреть лишь 31, отклонив 6. Через Государственный совет прошло 3 законопроекта из Государственной Думы. Законопроект об отмене военно-полевых судов Государственный совет отклонил. Два законопроекта поступили к Николаю II и были им подписаны: об ассигновании 6 млн.руб. на помощь пострадавшим от неурожая и голода и о контингенте новобранцев в армию на 1907 год. Безусловно, депутаты Государственной Думы второго созыва продвинулись вперед по пути ее превращения в настоящую законодательную палату, хотя окончательные результаты выглядели более чем скромно.

— высший законодательный представительный орган России в 1906-1917 годах. Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской революции (1905-1907).

Первоначально предполагалось создать представительский орган с чисто законосовещательными функциями (Булыгинская дума). Однако в условиях кризиса государственной власти осенью 1905 года император Николай II был вынужден издать Манифест 30 октября (17 октября по старому стилю) 1905 года, в котором декларировал создание Государственной думы, как нижней палаты парламента с ограниченными законодательными правами.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему, учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Сами выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей — на 90 тысяч), не прямыми — двухстепенными, а для рабочих и крестьян — трех- и четырехстепенными.

Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек .

Все депутаты имели равные права. По закону они не были ответственны перед избирателями. Члены Думы избирались на пять лет, однако император мог досрочно прекратить полномочия всех депутатов. Продолжительность сессий Думы и сроки перерывов между ними определял император. Работой Государственной думы руководил председатель, который избирался депутатами. Члены Думы пользовались (с рядом оговорок) иммунитетом от судебного преследования, получали крупное жалованье и путевое довольствие.

Государственная дума Российской империи рассматривала проекты новых законов и штатные расписания всех государственных учреждений, государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами ведомств, а также проекты сверхсметных ассигнований из казны (за исключением смет и расходов по Министерству императорского двора и уделов, если они не превышали смету этого министерства на 1906 год), отчеты Государственного контроля по исполнению государственной росписи, часть дел об отчуждении государственных доходов или имуществ, а также дела о постройке железных дорог по инициативе и на средства казны.

Вопрос о возможности досрочного роспуска Второй Думы обсуждался еще до ее созыва (за это выступал бывший премьер Горемыкин еще в июле 1906 года). Пришедший на смену Горемыкину П.А.Столыпин все-таки надеялся наладить сотрудничество и конструктивную работу с народным представительством. Николай II был менее оптимистичен, заявляя, что "не видит практических результатов от думской работы".

В марте активизировались правые, которые слали в адрес правительства и царя послания с "настойчивыми" просьбами и даже требованиями о немедленном роспуске Думы и изменении избирательного закона. Чтобы не допустить роспуска Думы видные депутаты от кадетской партии вели переговоры с правительством, но власть, тем не менее, все увереннее склонялась к роспуску Думы, т.к. "большинство Думы желает разрушения, а не укрепления государства". С точки зрения правящих кругов ни для стабилизации положения, ни для новых осторожных преобразований не годилась Дума, в которой заседало, по словам одного помещика, "500 Пугачевых".
Располагая через полицейскую агентуру данными о революционной агитации социал-демократов в армии и о причастности к этой работе некоторых депутатов Думы - членов РСДРП, П.А.Столыпин решил представить это дело как заговор с целью насильственного изменения существующего государственного строя. 1 июня 1907 года он потребовал отстранить от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократических депутатов и немедленного лишения 16 из них депутатской неприкосновенности в виду привлечения к суду. Это была откровенная провокация, поскольку никакого заговора в действительности не было.
Кадеты настояли на передаче этого вопроса в специальную комиссию, дав ей на расследование дела 24 часа. Позже и председатель II Думы Ф.А.Головин, и видный кадет Н.В.Тесленко признали, что комиссия пришла к твердому убеждению, что в действительности речь шла не о заговоре социал-демократов против государства, а о заговоре петербургского охранного отделения против Думы. Однако комиссия попросила продлить срок ее работы до понедельника 4 июня. Социал-демократы от имени всех левых фракций предложили прекратить прения о местном суде, которые шли в то время на пленарном заседании Думы, отвергнуть бюджет, столыпинские аграрные законы и немедленно перейти к вопросу о готовящемся государственном перевороте, чтобы предотвратить молчаливый роспуск Думы. Однако это предложение было отклонено, причем решающую роль здесь сыграла "законопослушная" позиция кадетов, настоявших на продолжении прений о местном суде.
В итоге Дума отдала инициативу в руки П.А.Столыпина, на которого в свою очередь давил царь, требовавший ускорить роспуск непокорных депутатов. В воскресенье, 3 июня, II Государственная Дума указом царя была распущена. Одновременно, вопреки ст.86 Основных законов, было опубликовано новое положение о выборах в Государственную Думу, заметно менявшее социально-политическую структуру российского парламента в пользу правых сил. Таким образом, правительство и император совершили государственный переворот, названный "третьеиюньским", который знаменовал собой конец революции 1905-1907 годов и наступление реакции.

Россия снова оказалась на время без парламента.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы;
Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс";
ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс";
ООО "НПП "Гарант-Сервис".