Макроэкономика: Национальное счетоводство. Народнохозяйственный кругооборот

В результате взаимоотношений, складывающихся между макроэкономическими субъектами в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг, в экономике формируются устойчивые денежные потоки, составляющие в совокупности народнохозяйственный оборот доходов и расходов.

Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве

РЫНОК РЕСУРСОВ

(факторов производства)

Услуги Оплата услуг

факторов факторов

производства производства

Налоги Налоги

ДОМАШИЕ ГОСУДАРСТВО ФИРМЫ

ХОЗЯЙСТВА

Трансферты Субсидии

Продажа Оплата

товаров государственных

закупок товаров

РЫНОК БЛАГ

По часовой стрелке (сплошная линия) от домашних хозяйств через рынок факторов фирмам поступают услуги факторов производства (услуги труда, капитала, земли, предпринимательства). В свою очередь, через рынок благ от фирм к домашним хозяйствам поступают различные материальные и нематериальные блага: продовольствие, автомобили, различные виды сервисного обслуживания и т.п. Движение всех этих реальных потоков ресурсов и конечно продукции оплачивается денежными потоками, движение которых против часовой стрелки показано пунктирной линией. От фирм домашним хозяйствам поступает оплата услуг факторов производства. Для домашних хозяйств – это их доходы, а для фирм эти платежи представляют собой расходы. От домашних хозяйств фирмам поступают платежи за конечные товары и услуги. Для домашних хозяйств эти платежи – расходы, для фирм – доходы.

На данной схеме показана циркуляция реальных благ и денежных потоков в закрытой экономике. Если помимо домашних хозяйств и фирм ввести в схему государство, то увидим, что государство взимает с фирм и домашних хозяйств налоги, предоставляя вместе с этим трансферты и субсидии. Кроме того, государство закупает на рынке ресурсов услуги труда и других факторов, а на рынке благ – различную продукцию, производимую фирмами.

2.4. Методы расчета ВВП как важнейшего показателя для измерения объема национального производства.

При расчете ВВП используются три основных метода:

· Метод добавленной стоимости.

ВВП – это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных на территории страны. Для правильно расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, двойного счета. Вот почему в определении ВВП речь идет о конечных товарах и услугах. Эти блага потребляются в рамках домашних хозяйств и фирм, и не участвуют в дальнейшем производстве, в отличие от промежуточных товаров. Если в ВВП включить промежуточные продукты, используемые для производства других товаров (мука, купленная хлебозаводом для выпечки хлеба), то получается завышенная оценка ВВП (цена муки будет учтена несколько раз).

Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции покупкой материалов, инструментов, топлива и услуг у других фирм. Добавленная стоимость – это рыночная цена продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков.

Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можно определить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров и услуг.

· Метод расчета ВВП по расходам.

Поскольку ВВП определяется как денежная оценка конечных товаров и услуг, произведенных за год, постольку необходимо суммировать все расходы экономических субъектов на приобретение конечных продуктов. При расчете ВВП на основе расходов или потока благ (этот метод также называют производственным методом) суммируются следующие величины:

1. Потребительские расходы населения (С).

2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику (Ig).

3. Государственные закупки товаров и услуг (G).

4. Чистый экспорт (NX), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.

ВВП = С + Ig + G + NX

· Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод).

ВВП можно представить как сумму факторных доходов (заработная плата, процент, прибыль, рента), т.е. определить как сумму вознаграждений владельцев факторов производства. В ВВП включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов (граждан, проживающих на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые находятся в стране менее года), так и нерезидентов. В показатель ВВП также включаются косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная часть прибыли. То, что для одних субъектов является издержками, для других – доходами.

Совмещение двух подходов к расчету ВВП по расходам и доходам.

3.1.2. Основные макроэкономические показатели

Объективной основой сосуществования человеческого общества является непрерывное производство экономических благ. Производство, рассматриваемое как постоянно возобновляемый процесс, является процессом воспроизводства. Различают индивидуальное и общественное воспроизводство. Индивидуальное воспроизводство лежит в основе общественного и представляет собой воспроизводство на отдельных фирмах. Общественное воспроизводство – это органическое единство производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Оно включает в себя три момента:

Воспроизводство совокупного общественного продукта;

Воспроизводство рабочей силы;

Воспроизводство экономических отношений.

Различают простое, расширенное и воспроизводство на «суженой основе»

При простом воспроизводстве характерно возобновление производства в неизменных величинах, при расширенном – в увеличивающихся размерах, а при воспроизводстве на «суженной основе» - в сокращающихся масштабах. Основной проблемой воспроизводства в любой стране является обеспечение соответствия производства потребностям, т.е. соответствие объема и структуры производства затратам и доходам общества или проблема сбалансированности. Теоретической основой анализа воспроизводства большинство современных школ экономической теории называют концепцию народнохозяйственного кругооборота.

Народнохозяйственный кругооборот – это процесс движения экономических благ и денежных средств между субъектами экономики, обеспечивающий поддержание существования каждого из них и всей системы в целом. Основными субъектами в национальной экономике являются фирмы и домохозяйства, государственный сектор. Каждый из макросубъектов - совокупность реальных хозяйствующих субъектов, проявляющих определенные виды экономической активности.

Домашние хозяйства – это относительно обособленные хозяйственные единицы, в собственности которых находятся факторы производства, Они предлагают факторы производства, потребляют одну и оберегают другую часть полученного дохода.

Фирмы – это относительно обособленные хозяйственные единицы, в которых происходит соединение факторов производства, и производятся готовые продукты с целью получения прибыли.

Государственный сектор – совокупность всех государственных институтов и учреждений, производит общественные блага, выплачивает социальные трансферты домохозяйствам и субсидии, дотации фирмам.

Движение продуктов и доходов в национальной экономике осуществляется в форме кругового потока товаров, услуг, денег. Различают круговой поток базовый и кругооборот с включением финансового рынка.

1. Поток денег и экономических благ в ходе кругооборота всегда равны по величине (сбалансированы) и противоположны по направлению.

2. Поскольку расход одного субъекта является доходом другого и наоборот, то все бюджеты оказываются взаимосвязанными между собой. В связи с этим народнохозяйственный оборот часто определяется как совокупность бюджетов экономических субъектов в их взаимосвязи.

Предыдущая

Макроэкономика: предмет и методы изучения, принципы макроэкономического анализа. Основные макроэкономические агенты: домохозяйства, фирмы, государство, иностранный сектор.

Макроэкономика - раздел экономической науки, посвященной изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом.

Цель макроэкономического анализа: выявление результатов функционирования национальной экономики в целом. В макроэкономике исследуются факторы, определяющие национальный доход, уровень безработицы, уровень цен, темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.

Объект изучения макроэкономики: сводные, обобщающие показатели по всему народному хозяйству, такие как национальное богатство, ВНП, ВВП, НД, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Одновременно макроэкономика изучает и исследует средние по стране экономические показатели, такие как средние доходы, средняя заработная плата, уровень инфляции, безработица, занятость, производительность труда, размер национального богатства.

Предмет макроэкономики: обобщающие показатели роста, темпы увеличения или уменьшения величин, характеризующих экономику страны, и происходящие в ней экономические процессы.

Важно различать макроэкономический анализ ex post, или народнохозяйственное (национальное) счетоводство, и анализ ex ante - макроэкономику в собственном смысле этого слова.

В рамках национального счетоводства определяются значения макроэкономических параметров прошедшего периода с целью получения информации о том, как экономика функционировала и каковы достигнутые результаты. Эта информация служит для определения степени реализации намеченных целей, выработки экономической политики, сравнительного анализа экономических потенциалов различных стран.

Анализ ex ante представляет собой прогнозное моделирование экономических явлений и процессов на основе определенных экономических явлений и процессов на основе определенных теоретических концепций. Цель анализа ex ante - определить закономерности формирования макроэкономических параметров.

Общие методы и принципы макроэкономического анализа:

  • абстрагирование, (использование моделей для исследования и объяснения экономических процессов и явлений);
  • сочетание методов дедукции и индукции;
  • сочетание нормативного и позитивного анализа;
  • использование принципа «при прочих равных условиях», предположение о рациональности поведения экономических агентов и др.

Особенность макроэкономического анализа состоит в том, что его важнейшим принципом выступает

агрегирование. Это означает, что в макроэкономике используются только агрегированные показатели. Агрегирование - укрупнение экономических показателей посредством их объединения в единую группу. Агрегированные показатели представляют обобщенные, синтетические измерители, объединяющие в одном общем показателе многие частные. Так, например, макроэкономический взгляд на народное хозяйство различает в нем лишь четыре экономических субъекта: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный сектор и заграницу. Каждый из этих секторов представляет собой совокупность реальных хозяйственных субъектов.

Основные макроэкономические агенты:

1) Домохозяйства – это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности. Они являются в экономике:

  • собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей). Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расходы)
  • основным покупателем товаров и услуг. Оставшуюся часть дохода домохозяйства сберегают
  • основным сберегателем или кредитором, т.е. обеспечивают предложение кредитных средств в экономике.

2) Фирмы (business firms) - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Фирмы выступают:

  • покупателем экономических ресурсов, с помощью которых обеспечивается процесс производства
  • основным производителем товаров и услуг в экономике. Полученную выручку от продажи произведенных товаров и услуг, фирмы выплачивают домохозяйствам в виде факторных доходов.
  • инвесторами, т.е. покупателями инвестиционных товаров и услуг.
  • основным заемщиком в экономике, т.е. предъявляют спрос на кредитные средства для финансирования своих инвестиционных расходов.

(Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики).

3) Государство (government) –это совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Основная задача государства – ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния, оно выступает

  • производителем общественных благ;
  • покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций;
  • перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов);
  • в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитором или заемщиком на финансовом рынке. регулятором и организатором функционирование рыночной экономики. (Частный и государственный сектора образуют закрытую экономику).

4) Иностранный сектор– объединяет все остальные страны мира и является самостоятельным рационально действующим макроэкономическим агентом, осуществляющим взаимодействие с данной страной посредством: а) международной торговли (экспорт и импорт товаров и услуг), б) перемещения капиталов (экспорт и импорт капитала, т.е. финансовых активов).

Добавление в анализ иностранного сектора позволяет получить открытую экономику.

Народнохозяйственный оборот и система национальных счетов.

Народнохозяйственный круговорот – процесс движения экономических благ и денежных средств между субъектами экономики, обеспечивающий поддержание существования каждого из них и всей системы в целом.

Домашние хозяйства поставляют на рынок ресурсов факторы производства, где их приобретают фирмы. Фирмы в ходе производства используют факторы производства в качесвте ресурсов и с их помощью выпускают готовые изделия, которые затем поставляются на развитие производства. Домашние хозяйства на доходы от реализации факторов производства приобретают на рынке продуктов готовые изделия и тем самым получают предметы потребления, необходимые для жизни.

Потоки денег и экономических благ в ходе круговорота всегда равны по величине и направлены противоположно друг другу. Народно-хозяйственный круговорот часто определяют как совокупность бюджетов экономических субъектов и их взаимосвязи.

Аксиома круговорота: величина обращающихся в народном хозяйстве потоков экономических благ неизменна на всех этапах своего движения.

Система национальных счетов - это система взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики.

Принципы СНС:

§ балансирование доходов и расходов по методу двойной записи

§ стоимостная оценка всех товаров и услуг

§ раздельный учет финансовых и перераспределительных потоков

Основные показатели системы национальных счетов:

§ Национальный продукт (НП) – совокупность обращающихся в народнохозяйственном круговороте экономических благ

§ Валовой национальный продукт (ВНП) - в отличие от ВВП, отражающего совокупную стоимость всех благ, созданных на территории страны, валовой национальный продукт отражает совокупную стоимость благ, созданных только её резидентами, вне зависимости от их географического положения.

§ Валовой внутренний продукт (ВВП) - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

§ Национальный доход (НД) – общий доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в создание ВНП.

§ Валовой национальный доход (ВНД) - представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. Таким образом, ВНД больше ВВП на сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны из-за границы (за вычетом первичных доходов, выплаченных нерезидентам). К первичным доходам относятся оплата труда, прибыль, налоги на производство, доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента и т. д.).

§ Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) - отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных из-за границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственников, получаемые из-за границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. Он может быть определен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех секторов экономики. ВНРД делится на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Показатели экономической деятельности и методика их расчета:

ВВ - Валовый выпуск = ВВ продукции + ВВ услуги

ПП - Промежуточное потребление

ВДС - Валовая добавленная стоимость = ВВ - ПП + НДС + ЧНИ

ВВП - Валовый внутренний продукт = ∑ВДС = ∑ВВ - ∑ПП + ∑НДС + ∑ЧНИ = ∑ВДС отраслей = ∑ВДС секторов

НДС - Налог на добавленную стоимость

ЧНИ - Чистый налог на импорт

ЧНП - Чистый налог на продукт

ЧВП - Чистый внутренний продукт = ВВП - ПОК

НД - Национальный доход = ВВП - ПОК

ПОК - Потребление основного капитала

ВПЭ - Валовая прибыль экономики = ВПЭ отраслей + ВПЭ секторов

ЧПЭ - Чистая прибыль экономики = ВПЭ - ПОК = (ВВ - ПП) - (ОТ + ЧН + ПОК)

РНД - Располагаемый национальный доход = ЧНД + ЧТТ

ВРНД - Валовый располагаемый национальный доход =∑ВРНД секторов = ВНС + КП

ЧНРД - Чистый национальный располагаемый доход = ВРНД - ПОК

КП - Конечное потребление

ВНС - Валовое национальное сбережение = ВРНД - КП

Сб - Сбережение = Дт - Рт

Дт - Доходы текущие

Рт - Расходы текущие

ЧТТ - Чистые текущие трансферты из-за границы

ЧНС - Чистое национальное сбережение = ВНС - ПОК

П - Продукты

У - Услуги

1.5 Макроэкономический оборот продуктов, ресурсов и доходов

Кругооборот - это модель, отображающая поток ресурсов и доходов, а также поток доходов и расходов, которыми обмениваются хозяйствующие субъекты при взаимодействии на основных рынках. Основным понятием любой модели кругооборота является бюджет экономического (хозяйствующего) субъекта, прямо или косвенно отражающий все взаимосвязи между его доходами и расходами.

Модель круговых потоков - наиболее известная теоретическая модель, отражающая функционирование экономики на макроуровне. Ее можно представить в трех вариантах. Прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо определиться, какие существуют экономические субъекты и на каких рынках они функционируют, а также каковы применяемые в ней абстракции.

Макроэкономика различает четыре агрегированных хозяйствующих субъекта, к которым относятся:

1) домашние хозяйства (семьи);

2) предприятия (фирмы);

3) государство;

4) внешний (остальной) мир.

Домашние хозяйства - это все частные хозяйства, удовлетворяющие потребности в жизнеобеспечении семей или отдельных лиц (индивидов). Домашние хозяйства имеют в частной собственности факторы производства, такие, как земля, капитал, рабочая сила (труд) и предпринимательские способности, продажа или сдача в аренду которых приносит им доход. Доход домашних хозяйств направляется на расходы, связанные с текущим потреблением, и на сбережения.

Предприятия - это все организации и фирмы страны, производящие и реализующие товары и услуги (экономические блага) в целях получения прибыли. Предприятия закупают у домашних хозяйств факторы производства, продают производимые ими товары и услуги, вкладывают инвестиции в развитие производства.

Государство подразумевает собой все организации и учреждения государственного сектора экономики, производящие общественные блага (государственное здравоохранение, бесплатное образование, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, строительство дорог, национальная оборона и др.). Государство приобретает для производства общественных благ товары и услуги, производимые предприятиями. Производство общественных благ покрывается налогами, уплачиваемыми в бюджет домашними хозяйствами и предприятиями.

Внешний мир - это все иностранные хозяйствующие субъекты и государственные институты, взаимодействующие с экономическими субъектами данной страны через экспортно-импортные операции, обмен товарами, услугами, курсы национальных валют и т.п.

В этой модели рассматриваются три взаимодействующих в национальной экономике агрегированных рынка:

1) рынок факторов производства, на котором реализуются экономические ресурсы: труд, земля, капитал;

3) рынок финансовых активов, на котором осуществляется перемещение сбережений домашних хозяйств в инвестиции, необходимые для дальнейшего развития экономики.

Ограничивающие условия данной модели (т.е. применяемые абстракции) состоят в том, что она показывает общие принципы кругооборота, но не экономические процессы, протекающие внутри секторов; предполагает, что величины потоков доходов и расходов постоянны; не рассматривает ценовые изменения; не учитывает проблему истощения ресурсов (материальных и трудовых).

После ознакомления с основными компонентами, участвующими в модели круговых потоков, перейдем к ее анализу.

Первым вариантом модели кругооборота является простая модель, изображенная на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Простая модель экономического кругооборота

Основные недостатки простой модели заключаются в том, что в ней:

Не отражена роль государства;

Не показана роль внешнего мира;

Предполагается, что домашние хозяйства тратят весь свой доход на приобретение товаров и услуг, а предприятия продают товары сразу же по окончании процесса производства.

Второй вариант модели кругооборота - модель с участием государства, изображенная на рис. 1.2.


Рис. 1.2. Модель кругооборота с участием государства

В данной модели государство влияет на кругооборот товаров и услуг в обществе путем осуществления государственного заказа у предприятий, выступает в качестве производителя общественных благ и оказывает поддержку домашним хозяйствам и предпринимательскому сектору в виде льгот и субсидий, в то же время получая от них налоговые поступления.

Третий вариант модели кругооборота соответствует открытой экономике. Он показан на рис. 1.3.


Рис. 1.3. Модель экономического кругооборота с элементом внешнего мира

Примечание. Утечки - это налоги, сбережения и расходы на закупку импортных товаров, называемые так потому, что они не участвуют в кругообороте доходов и расходов в стране. Инъекции - инвестиции, государственные расходы и так называемые расходы заграницы на закупку отечественных товаров. В равновесном состоянии экономики утечки равны инъекциям.

Основной вывод из модели круговых потоков заключается в следующем: товарные и денежные потоки беспрепятственно протекают при условии равенства совокупных расходов всех экономических субъектов совокупному объему производства.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Модель народнохозяйственного оборота лежит в основе СНС, поскольку позволяет анализировать потоки доходов и расходов, осуществляемых между агентами. Она описывает поток товаров и услуг, которыми обмениваются фирмы и домашние хозяйства, сбалансированный контрпотоком денежных платежей. Анализ следует начать с наиболее простой версии кругооборота в экономической системе, в которой отсутствуют правительство и финансовые рынки, а также иностранный сектор экономики. Для того чтобы упростить исследование, предположим, что домашние хозяйства тратят все получаемые ими доходы на покупку потребительских товаров, а фирмы продают свои продукты домашним хозяйствам сразу после осуществления процесса производства.

Упрощенная схема кругооборота может быть представлена следующим образом (рис. 2.1).

Потоки реальных товаров и услуг направлены по часовой стрелке. Домашние хозяйства и фирмы связаны друг с другом двумя группами рынков: рынками продуктов, на которых домашние хозяйства приобретают производимые фирмами товары и услуги; рынками ресурсов, на которых фирмы приобретают у домашних хозяйств ресурсы, необходимые для осуществления процесса производства. Потоки товаров и услуг движутся через эти рынки по часовой стрелке, причем они сбалансированы потоками денежных платежей, направленных против часовой стрелки. Домашние хозяйства осуществляют денежные платежи за товары и услуги, приобретаемые ими на рынках продуктов. Фирмы приобретают рабочую силу и другие ресурсы за денежные платежи, которые принимают форму заработной платы, процента, рентных платежей. Факторы производства, которые находятся в собственности фирм, принято учитывать как покупки у домашних хозяйств, являющихся конечными собственниками этил фирм. Таким образом, все производственные издержки можно рассматривать как денежные платежи за производственные ресурсы, приобретаемые фирмами у домашних хозяйств. Если у фирмы остается некоторый остаток после того, как она покроет все издержки, она получает прибыль.

Из всех потоков, представленных на схеме, заслуживают пристального внимания два: национальный доход и суммарные расходы на национальный продукт. Под национальным доходом понимают суммарную величину заработной платы, ренты, процента и прибыли, составляющих суммарный доходдомашних хозяйств. Под национальным продуктом - оценку суммарной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе. Суммарные расходы на национальный продукт - это поток денежных платежей, которые перемещаются через рынки продуктов к фирмам и уравновешивают поток реальных товаров и услуг. В рассматриваемой упрощенной схеме величины национального дохода и национального продукта равны по определению. Существует два способа, при помощи которых можно доказать это тождество.

Предположим, что домашние хозяйства тратят весь свой доход на приобретение потребительских товаров сразу, как только его получают, а фирмы продают все произведенные ими продукты непосредственно домашним хозяйствам. Величина денежных платежей, которые осуществляются покупателями, должна быть равна величине денежных поступлений, полученных продавцами. Таким образом, в потоке, рассматриваемом с точки зрения суммарных расходов домашних хозяйств, национальный продукт должен быть равен национальному доходу. 1 Национальный доход и национальный продукт взаимоувязываются посредством платежей за производственные ресурсы. Когда фирмы получают платежи за проданные и ми товары и услуї и, они используют часть зч их платежей, выплачивая доходы владельцам факторов производства; то же, что остается, - это прибыль. Следовательно, и платежи за ресурсы, и прибыль учитываются как суммы, которые целиком переходят к домашним хозяйствам, а суммарные платежи за ресурсы равны национальному доходу. Логика нашего анализа требует введения в модель следующих факторов: сбережений, инвестиций и финансовых рынков. Дело в том, что величина ежегодных расходов домашних хозяйств, как правило, меньше размера доходов. Та их часть, которая не идет на приобретение товаров и услуг, а также на уплату налогов, носит название сбережений. Наиболее распространенной их формой является использование части дохода либо на создание накоплений в виде вкладов в банковских учреждениях, либо для приобретения ценных бумаг.

Если домашние хозяйства в среднем тратят меньше, чем зарабатывают, то фирмы, наоборот, в среднем тратят больше, чем получают от продажи своих продуктов. Такая ситуация складывается в связи с тем, что помимо платежей за ресурсы, которые необходимы для поддержания объема производства на текущем уровне, фирмы должны осуществлять инвестиции, т.е. расходы, которые непосредственно способствуют росту общей величины капитала в экономической системе. Инвестиции состоят из двух компонентов: инвестиций в основной капитал, т.е. приобретение вновь произведенных капитальных благ; инвестиций в товарно-материальные запасы, которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров.

Как было отмечено выше, величина ежегодных расходов домашних хозяйств несколько меньше величины ихдоходов, в то время как фирмы тратят больше, чем получают от продажи своих товаров. Существует система специальных экономических институтов, функция которых состоит в том, чтобы осуществлять перемещение потоков денежных средств от домашних хозяйств, собственников сбережений, к фирмам, которые являются заемщиками. Эти институты называются финансовыми рынками. К числу наиболее распространенных относят банки, страховые компании, пенсионные фонды и некоторые другие организации (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Модель кругооборота с включением финансовых рынков

С включением в модель кругооборота финансовых рынков возникает новая проблема. Уже существует два пути, по которым потоки денежных средств поступают от домашних хозяйств на рынки продуктов: прямой - через осуществление потребительских расходов и косвенный, при котором сбережения превращаются в инвестиции при посредничестве финансовых рынков. В соответствии с этим действуют две группы лиц, принимающих самостоятельные решения: домашние хозяйства и предприниматели. Можно ли п этих условиях говорить о равенстве национального дохода и национаїьного продукта? Для доказательства данного тождества необходимо использовать понятия совокупного спроса и предложения. Совокупное предложение - это суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе. Совокупный спрос - стоимостная оценка суммарного объема покупок всех произведенных товаров и услуг. Национальный продукт (совокупное предложение) равен величине запланированных расходов (совокупный спрос) только в том случае, когда экономическая система находится в состоянии равновесия. Однако независимо от того, находится экономика в равновесном состоянии или нет, национальный продукт всегда равен величине осуществленных расходов. Это происходит потому, что инвестиции в товарно-материальные запасы выполняют балансирующую роль. Если величина запланированных расходов

недостаточна по сравнению с совокупным предложением, происходит накопление товарно-материальных запасов. В этом случае, прибавляя величину незапланированных инвестиций в товарно-материальные запасы к запланированным расходам, получим равенство суммарных осуществленных расходов совокупному предложению. Если же величина запланированных расходов превышает совокупное предложение, уровень товарно-материальных запасов снижается. Тогда, поскольку незапланированные инвестиции в товарно-материальные запасы становятся отрицательной величиной, они вычитаются из величины запланированных расходов, т.е. суммарные расходы становятся равны совокупному предложению.

Следующим шагом является включение в модель государственного сектора (рис. 2.3). Участие этого элемента осуществляется тремя способами: через налоги, государственные закупки и займы. Налоги являются изъятиями денежных средств у населения. Однако этот поток частично возмещается потоком трансфертных платежей, к числу которых относят выплаты лицам с низкими доходами и пособия по безработице. Чтобы получить достоверную оценку чистой величины потока денежных средств, поступающих от домашних хозяйств правительству, необходимо вычесть трансфертные платежи из налоговых поступлений. Полученная величина есть чистые налоги.

Государствен н ые закупки

Рынки продуктов

Государство

Финансовые рынки

Рынки ресурсов

Рис. 2.3. Модель кругооборота с включением государственного сектора

Рассмотрим следующий пид связи между правительством и рынками товаров. Одну категорию государственных расходов - трансферты - мы уже учли при характеристике чистых налогов. Другая категория представлена государственными закупками, т.е. платежами правительства за товары и услуги, приобретенные у частных фирм, а также заработную плату государственных служащих. В целях упрощения будем считать, что зарплата и жалованье государственных служащих на пути к домашним хозяйствам проходят через рынки продуктов.

Правительство должно стремиться поддерживать баланс своих доходов и расходов. Это не всегда выполнимо, и может возникнуть ситуация бюджетного дефицита. В этом случае правительство прибегает к займам на финансовых рынках. Обычно займы осуществляются путем продажи правительственных облигаций и других ценных бумаг иным хозяйствующим агентам.

Рынки ресурсов

Чистый приток капитала

Рис. 2.4. Модель открытой экономической системы