Кто написал 10 заповедей божьих. Десять заповедей закона божьего и их толкование

"Десятисловие" или "Десять заповедей", которые были написаны на горе Синай на двух каменных скрижалях, дошли до нас в неизменном виде. По своему содержанию они состоят из двух частей, из которых первая часть (заповеди 1-4) касается отношений людей к Богу, вторая же часть (5 - 10) - отношений людей друг с другом.
Обе части отражают нравственную сущность и любовь к Богу.

И так, Отношение человека к Богу 1- 4 заповедь.

(1-я заповедь) - Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской,
из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

1-я Заповедь утверждает веру в Бога. Бог вывел Израиль с величайшими чудесами: Он разделил Чермное море (Красное море) и вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской.
Царь Соломон у берегов Чермного моря поставил столбы в честь перехода евреев через море, один столб находится в музее а второй все еще стоит у Берегов Красного моря.

Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

Израильтяне были избранным народом Божьим, но Бог уточняет, люди принявшие Иисуса Христа становятся детьми Божьими.

Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
(Гал.3:11-29)

Да не говорит сын иноплеменника,(*иноплеменник -Человек, принадлежащий к другому племени, к чужой народности*) присоединившийся к Господу: "Господь совсем отделил меня от Своего народа ", Исаия, глава 56;1-8

2-я Заповедь запрещает веру в других богов.

(2-я заповедь) - Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева, камня или быть нарисованным на бумаге. Попытка сделать это унижает Его.

Когда Бог говорил " Не делай себе и никакого изображения " он под этим подрузамевал одну опастность, к сожалению сатана может спокойно использовать любые изображения и неважно, что на ней нарисовано.

Я лично изучал такие случаи и могу с предосторожностью сказать, не имейте никаких святых изображении в них действительно могут селиться нечистые силы. Примером я могу назвать историю из Соединенных штатов, которая меня потрясла. Так-же знаком с многочисленными историями из России и Европы.

3-я Заповедь запрещает произносить имя Бога напрасно.

(3-я заповедь) - Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9).

Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье.

4-я Заповедь утверждает послушание Богу.

(4-я заповедь) - Помни день субботний,чтобы святить его;
шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему:

Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.

Появилась и проблема – очень старательно не упоминать то, что Первая Церковь естественно соблюдала субботу. Обычно церковь объясняет, что это Иисус отменил Четвертую Заповедь (только в Первой Церкви об этом еще не знали), и сразу становятся виновны в нарушении еще одной Заповеди. Это и является причиной отмены Заповеди – самое обычное нежелание иметь ничего общего ни с евреями, ни с еврейскими обычаями. А ведь Иисус, Его мать, все Апостолы были Евреями.

(5 - 10) - отношений людей друг с другом

5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).

Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

6-я заповедь : «Не убивай» (Исход 20:13).

Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего - значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого - значит попытаться встать на место Бога.

В се действия, сокращающие жизнь, - дух ненависти, мести, злобные чувства - являются также убийством. Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни, конечно, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно, постепенно.

Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.

7-я заповедь : «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).

Брачный союз - изначальное установление Творца Вселенной. Учреждая его, Он имел определённую цель - сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено наличности, которой отдаёшь всего себя, своё доверие и преданность на протяжении всей жизни.

Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.

8-я заповедь : «Не кради» (Исход 20:15).

Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.

9-я заповедь : «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение - является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.

10-я заповедь : «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Желание присвоить собственность соседа - значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.

10 заповедей христианства – это тот путь, о котором сказал Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Сын Божий является воплощением добродетелей, так как добродетель – вещь не сотворенная, но свойство Бога. Их соблюдение нужно каждому человеку, чтобы достичь своей меры, которая приближает к Богу.

Заповеди Божии даны на горе Синай евреям после того, как у человека стал ослабевать внутренний закон по причине греховности, и они перестал слышать голос своей совести.

Основные заповеди христианства

Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) человечество получило через Моисея – ему явился Господь в Огненной Купине – кусте, который горел и не сгорал. Этот образ стал пророчеством о деве Марии – которая приняла в себя Божество и не сгорела. Закон был дан на двух каменных скрижалях (плитах), перстом начертал на них заповеди Сам Бог.

Десять Заповедей христианства (Ветхий Завет, Исх.20:2-17, Второзаконие 5:6-21):

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
  2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не укради.
  9. Не лжесвидетельствуй.
  10. Не пожелай ничего чужого.

Многие думают, что главные заповеди христианства – это свод запретов. Господь сделал человека свободным и никогда не покушался на эту свободу. Но для желающих быть с Богом, есть правила, как провести свою жизнь в согласии с Законом. Следует помнить, что Господь – это источник благ для нас, и его закон – это как светильник на пути и способ не навредить себе, так как грех разрушает человека и его окружение.

Основные идеи христианства по заповедям

Рассмотрим подробнее, в чем заключаются основные идеи христианства по заповедям.

Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Бог – это Творец видимого и невидимого миров и источник всякой силы, могущества. Стихии движутся благодаря Богу, семя прорастает потому, что в нем живет сила Божия, любая жизнь возможна только в Боге и нет жизни вне ее Источника. Всякая сила – это собственность Божия, которую он отдает и забирает тогда, когда Ему это угодно. Следует просить только у Бога и ждать только от Него способностей, даров, различных благ, как у Источника животворящей силы.

Бог – это источник мудрости и знания. Он поделился Своим разумом не только с человеком – каждая тварь Божия наделена своей мудростью – от паучка до камня. Иная мудрость у пчелы, иная – у дерева. Животное чувствует опасность, благодаря мудрости Божией, птица прилетает на то самое гнездо, которое оставила осенью – по той же причине.

Всякая доброта возможна только в Боге. Во всем созданном Им есть эта доброта. Бог милосерден, терпелив, благ. Поэтому все, что сделано Им – бездонным Источником добродетели, — переполнено добротой. Желая добра себе и ближним, нужно молиться Богу об этом. Нельзя служить Богу, Создателю всего, и другому одновременно – в этом случае человек будет разорен. Нужно твердо решиться быть верным своему Господу, Ему одному молиться, служить, бояться. Его одного любить, боясь ослушаться, как своего Отца.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли

Не обожествляй творение вместо Творца. Что бы, кто бы это ни был – никто не должен занимать это священное место в твоем сердце – поклонение Творцу. Грех ли, страх ли отвращает человека от его Бога – всегда нужно найти в себе силы и не искать себе бога другого.

Человек после грехопадения стал слаб и непостоянен, он часто забывает близость Божию и Его заботу о каждом своем чаде. В минуты душевной слабости, когда грех берет верх, человек отвращается от Бога и обращается к Его слугам – творению. Но Бог милосерднее Своих слуг и необходимо найти в себе силы вернуться к Нему и получить исцеление.

Человек может считать божеством свое богатство, на которое возложил все надежды и упование; даже семья может быть таким божеством – когда ради других людей, пусть и самых близких, попирается Божий закон. А Христос, как мы знаем из Евангелия, сказал:

«кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).

То есть, необходимо смиряться перед обстоятельствами, которые кажутся нам жестокими, и не отрекаться от Создателя. Человек может из власти, славы сделать себе идола, если также отдает этому все свое сердце и мысли. Из всего можно создать кумира, даже из икон. Некоторые христиане поклоняются не самой иконе, не материалу, из которого сделан крест, а образу, который стал возможен благодаря воплощению Сына Божия.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Нельзя произносить имя Божие небрежно, между делом, когда подвластен своим эмоциям, а не тоской по Богу. В повседневной жизни мы «замыливаем» имя Божие, произнося его неблагоговейно. Оно должно быть произносимо только в молитвенном напряжении, осознанно, ради высшего блага для себя и ближних.

Такое замыливание привело к тому, что сегодня люди смеются над верующими, когда те произносят фразу «хотите ли поговорить о Боге». Эта фраза была много раз произнесена всуе, и истинное величие имени Божьего обесценилось людьми как нечто банальное. А ведь эта фраза несет в себе огромное достоинство. Неминуемый вред ждет человека, для которого имя Божие стало банальным, а порой, и ругательным.

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему

Седьмой день создан для молитвы и Богообщения. Для древних иудеев эта была суббота, но с наступлением Нового Завета мы приобрели Воскресение.

Не верно, что, в подражание ветхим правилам, мы должны избегать всякого труда в этот день, но труд этот должен быть во славу Божию. Сходить в храм и помолиться в этот день для христианина – святая обязанность. В этот день следует отдохнуть, в подражание Создателю: шесть дней Он творил этот мир, а в седьмой почил — написано в Бытие. Значит, седьмой день освящен особо – он создан для размышления о вечности.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле

Это первая заповедь с обещанием – исполни ее, и продлятся дни твои на земле. Необходимо уважать родителей. Какие бы ни были с ними отношения – они те, через кого Творец дал тебе жизнь.

Познавшие Бога еще до твоего появления на свет, они достойны почитания, как и всякие, что прежде тебя познал Вечную Истину. Заповедь о почитании родителей распространяется на всех старших по возрасту и далеких предков.

Не убивай

Жизнь – это бесценный дар, на который нельзя посягать. Родители не дают жизнь ребенку, но лишь материал для его тела. Вечная же жизнь заключена в духе, который неуничтожим и который вдыхает сам Бог.

Поэтому Господь всегда взыщет разбитый сосуд, если кто-то посягнет на чужую жизнь. Нельзя убивать детей в утробе, так как это новая жизнь, принадлежащая Богу. С другой стороны, никто не может убить жизнь полностью, так как тело – это лишь оболочка. Но истинная жизнь, как дар Божий, совершается в этой оболочке и ни родители, ни другие люди – никто не имеет права отнимать ее.

Не прелюбодействуй

Незаконные связи разрушают человека. Нельзя недооценивать вред, который причиняется телу и душе от нарушения этой заповеди. Необходимо со всей тщательностью хранить детей от разрушительного влияния, которое может оказать этот грех на их жизнь.

Потеря целомудрия – это потеря цельного разума, порядка в мыслях и жизни. Мысли людей, для которых блуд является нормой, становятся поверхностными, неспособными постичь глубину. Со временем появляются ненависть и отвращение ко всему святому, праведному, в человеке укореняются злые привычки и дурной навык. Это страшное зло сегодня нивелируется, но от этого прелюбодеяние, блуд не перестал быть смертным грехом.

Не укради

Поэтому украденное повлечет за собой только большие убытки для вора. Таков Закон этого мира, который всегда соблюдается.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Что может быть страшнее и обиднее клеветы? Сколько судеб разрушено по ложному доносу? Достаточно одного навета, чтобы поставить крест на любой репутации, на любой карьере.

Переломанные таким образом судьбы не ускользают от карающего взгляда Божьего, и обличение последует на злой язык, так как у этого греха всегда есть минимум 3 свидетеля – кого оклеветали, кто оклеветал и Господь Бог.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего

Эта заповедь является переходом в новозаветные заповеди блаженства – более высокий моральный уровень. Здесь Господь смотрит в корень греха, его причину. Грех всегда рождается сперва в помысле. От зависти бывают кражи и другие грехи. Таким образом, научившись десятой заповеди, человек сможет соблюсти и остальные.

Краткое изложение 10 основных заповедей христианства позволит усвоить знание для здоровых отношений с Богом. Это тот минимум, который необходимо соблюдать любому человеку, чтобы жить в гармонии с собой, окружающими людьми и Богом. Если есть рецепт счастья, загадочная чаша Грааля, которая дает полноту бытия, то это 10 заповедей — как лекарство от всех болезней.

Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).

Книга Исход, глава 20, 10 заповедей Моисея.

(см. также: Книга Второзаконие, 5 глава)

1 И изрек Бог все слова сии, говоря:

1. 2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. 7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. 8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай всякие дела твои, 10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. 12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. 13 Не убивай.

7. 14 Не прелюбодействуй.

8. 15 Не кради.

9. 16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. 17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Евангелие от Марка, глава 12

28 Один из книжников… подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? 29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! 31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. 32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; 33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. 34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия.

ПОДРОБНЫЙ РАЗБОР ЗАПОВЕДЕЙ

Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему, вследствие греховной жизни, внутреннему ориентиру человека – его совести.

Первая заповедь, данная на Синае, гласит: “Аз есмъ Господь Бог твой: да не будет тебе бози инии, разве Мене” (Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим).

Эта первая заповедь является основой всех десяти заповедей Синая. Она говорит о том, что есть только один Бог - живой и истинный, Которому должно поклоняться и Которого должно любить всем сердцем и всею душею.

Неужели у нас, православных христиан, могут оказаться “другие боги?” Да, это может быть. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: “Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 21) . Это значит, что любое сокровище может сделаться нашим идолом, которому мы начнем поклоняться и которое будем любить. Ибо всякое сокровище, к которому привязалось сердце наше, становится между Богом и нами и делается идолом для нас.

Если первая заповедь говорит о едином живом Боге и поклонении только Ему, то вторая заповедь говорит о том, как надо поклоняться Богу.

“Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им” (Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им - Исх. 20, 4 - 5).

Чтобы нам правильно понять слова заповеди напомним слова св. ап. Павла, сказанные им в Афинах: “Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого” (Деян. 17, 29) .

Второй заповедью запрещается идолопоклонство и все верующие призываются поклоняться Богу в духе и истине (см. Иоан. 4, 21 - 24) .

Идолопоклонство заключается в том, что люди вместо поклонения Богу, поклоняются природе или вещам, изготовленным самим человеком.

Кроме грубого идолопоклонства есть еще тонкое идолопоклонство, как любостяжание, чревоугодие, или лакомство, объядение и пьянство, гордость, тщеславие, лицемерие.

Возникает невольно вопрос: а не запрещается ли второй заповедью иметь вообще священные изображения?

Вот какой ответ мы находим в Православном Катехизисе митрополита Филарета:

“Отнюдь нет. Сие ясно видно из того, что тот же Моисей, чрез которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить в Скинии... золотые священныя изображения Херувимов, и притом в той внутренней части храма, в которой народ обращался для поклонения Богу” (см. Исход 25, 17-22) .

Почитание святых икон, креста, и вообще священных изображений не является идолопоклонством потому что уважение, проявляемое им, относится к тому, кого они нам напоминают...

“Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе”. - Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20, 7).

Об этой заповеди можно сказать смело, что она нарушается больше всех других заповедей Божиих в жизни нашей.

Что же означает произносить имя Господне напрасно? Это значит: произносить его при всяком пустяке, при мелких, ничтожных обстоятельствах, произносить его на каждом шагу... Кто не повинен из нас в этом грехе?...

Напрасным произнесением имени Божьего является также и так называемая божба. Мы знаем, как распространена среди людей божба, то есть призвание Бога в свидетели при нужном и ненужном случае. А как часто призывается Бог в свидетели при явной лжи, при явной неправде... Мы знаем, что этот грех совершил даже ап. Петр (см. Мф. 26, 74) ...

Божбе не должно быть места среди христиан, ибо это является явным нарушением заповеди Божией!

Будем всегда помнить, что если мы виновны в нарушении одной заповеди, то мы виновны в нарушении закона Божия, воли Божией вообще (см. Иак. 2 , 10) , ибо воля Божия неделима.

Четвертая заповедь гласит:

“Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя; в день же седмый, суббота Господу Богу твоему. - Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему” (см. Исх. 20, 8-11).

Чтобы понять четвертую заповедь, данную Богом на Синае, мы должны знать, что слово “суббота” -слово не русское, а происходит от еврейского слова “шаббат”, что означает; покой. Значит, на еврейском языке заповедь четвертая точно гласит так: “Помни день покоя... шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой - день покоя - Господу Богу твоему”.

Почему же Церковь Христова в Новом Завете стала святить перый день недели, то есть воскресный день как день покоя? Потому что воскресение Господне совершилось в первый день недели (см. Лук. 24, 1 - 3) . И этот день - день воскресный стал днем покоя для всех верных детей Божиих Нового Завета с времен рождения Церкви Христовой на земле (см. Иоан. 20, 19-24; Деян. 20, 7-12; 1-е Кор. 16, 1 -2; Откр. 1, 10) .

По примеру святых апостолов и древних христиан, и мы чтим и святим первый день недели, то есть воскресный день - в память воскресения Иисуса Христа, которое дало нам оправдание и освобождение от греховного рабства.

Что же значит помнить и святить день покоя? - В день покоя мы не должны делать дела, которые можно сделать в другое время. Но это не значит, что мы не должны делать дела, без которых нельзя или трудно обойтись в день покоя. Какие это дела, без которых нельзя обойтись в день покоя, - это должен решить лично каждый.

В Новом Завете не перечисляются дела, которые можно делать и которые нельзя делать в день покоя, как это, например, мы видим в Ветхом Завете в отношении субботы. Однако, церковная традиция нам ясно говорит, что можно и должно делать в день покоя.

Прежде всего, мы должны быть “в духе” в день покоя, как был в духе ап. Иоанн в день воскресный на острове Патмосе.

Быть в духе в день покоя-это значит сосредоточить внимание на своем внутреннем духовном человеке. Это значит дать нашей душе хорошую духовную пищу. Эта пища дается в наших св. храмах, поэтому посещение Богослужений в день покоя является лучшим средством для проявления заботы о нашем внутреннем человеке.

Если мы не смогли быть в воскресный и, праздничный день в храме, то дадим нашей душе духовную пищу в домашней обстановке - путем чтения Слова Божия и духовной литературы.

Но День покоя не означает день бездеятельности. Святить день покоя - это значит: наполнить его святыми делами (см. Лук. 13, 10-16; Иоан. 5, 5-16) - делами любви и милосердия. Много больных, прикованных к постели, ожидают посещения и утешения. Пойдем к ним с чувством любви и сострадания и со словами утешения и ободрения. И это будет лучшим соблюдением наших дней покоя.

При рассмотрении первых четырех заповедей мы видим, что они говорят о нашем отношении к Богу. Начиная с пятой заповеди, Бог говорит нам о нашем отношении к людям.

“Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли”. - Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх. 20, 12).

Кто не почитает отца своего или мать свою в самом широком смысле этого слова, тот не может быть добрым христианином или доброй христианкой.

Нас может удивлять обетование Божие, связанное с пятой заповедью...Долголетие, которое Бог связывает с исполнением пятой заповеди/станет нам понятным, если мы будем помнить, что за нарушение этой заповеди в израильском народе полагалась смерть. В Книге Исход 21, 17 мы читаем: “Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти”. Очень ярко говорит Соломон в своих притчах о результате нарушения пятой заповеди: “Кто злословит отца своего и свою мать, того святильник погаснет среди глубокой тьмы” (Пр. 20, 20) .

Чтобы нам лучше понять значение пятой заповеди о почитании родителей, необходимо отметить, что понятие отца и матери нельзя ограничить только отцом и матерью, от которых мы родились... Оно должно включать в себя всякого человека, кто старше нас физическим или духовным возрастом, кто выше нас познанием или опытом, кто занимает начальствующее положение в церкви или народе Тогда только мы поймем величайшее значение пятой заповеди как для верующего народа, так и для всего человечества.

Шестая заповедь гласит: “Не убий!” - Не убивай (Исх. 20, 13).

Слово “убивать” всем нам хорошо понятно. Но мы должны проникнуть в его смысл еще глубже. Убивать - это значит; лишать живое существо самого дорогого, чем оно обладает, то есть жизни. Между рождением и смертью жизнь проявляется в самых сложных явлениях - в процессах, происходящих в теле, а у человека и в душе. Сотворив человека, Бог вдунул в него “дыхание жизни” , после чего только человек стал “душою живою” (Быт. 2, 7) . При сотворении растений и животных Бог не наделил их Своим “дыханием”. Это говорит о том, что человек получил от Бога много Божественных свойств, которыми не обладают растения и животные. И шестая заповедь дана Богом для охраны жизни, как высшего блага, которым обладает человек.

Слово Божие говорит, что убийством является не только лишение себя или другого человека жизни, но и разрушение жизни, приводящее к преждевременной смерти.

Что же разрушает человеческую жизнь? Алкоголь медленно, но верно ведет алкоголика к преждевременной могиле. Курение, медленно, но верно, отравляет человека сильнейшим ядом никотина. И алкоголик, и курильщик определенно нарушают шестую заповедь, гласящую: “Не убивай!” Излишества в пище и питье определенно разрушают пищеварительные органы и нарушают сердечную деятельность, чем укорачивают жизнь человека. Да сохранит нас Господь от чревоугодничества, которое является медленным самоубийством.

Пренебрежение медициной также может привести человеческую жизнь к преждевременной гибели... Но и наоборот: злоупотребление лекарствами может тоже привести к сокращению жизни.

Но что особенно удивительно: Слово Божие приравнивает к убийству и ненависть. Так, в первом соборном послании св. ап. Иоанна Богослова мы читаем: “Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца” (3, 15) .

Ненависть - это чувство сильной вражды, которое неразрывно связано с желанием самого худшего тому, кого мы ненавидим. И если еще глубже проанализировать чувство ненависти, то и мы увидим, что ненависть носит в себе желание смерти того, кого мы ненавидим. Это желание смерти того, кого мы ненавидим, может быть глубоко сокрытым в нашем сердце, но оно сопровождает каждое чувство ненависти, хотим мы этого или нет. Вот почему каждый, ненавидящий ближнего своего, является потенциальным человекоубийцей, то есть убийцей скрытым, не проявившим себя на деле, но желающим уничтожения и исчезновения ненавидимого им человека.

Слово Божие говорит об одном оружии, которое тоже носит в себе смерть и которое тоже способно убивать. Это - язык человека. Св. ап. Иаков пишет:

“Язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда” (3, 8) . Какие серьезные слова о смертоносности нашего языка! Они говорят о том, что человека можно убить ^ языком, т. е. словом... Такие грехи нашего языка, как злословие и клевета, способны действительно глубоко и смертельно ранить сердце нашего ближнего.

И особенно смертоносна клевета. Она действительно уничтожает оклеветанного человека: уничтожает его достоинство, его авторитет. Клевета может самого чистого ангела сделать самым грязным существом в глазах окружающих... Пусть же и в отношении нашего языка предостерегают нас слова шестой заповеди: “Не убивай!”

Седьмая заповедь гласит: “Не прелюбы сотвори”.- Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14).

Эта великая заповедь достаточно понятна всему человечеству, и необходимо только одно - чтобы в сердце было горячее желание всегда исполнять ее.

Господь наш Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди расширил седьмую заповедь Ветхого Завета. Он говорит нам, что, кроме физического прелюбодеяния, есть еще духовное прелюбодеяние, прелюбодеяние в сердце, прелюбодеяние в мыслях... И в Его очах наши нечистые мысли также греховны, как и нечистые дела.

Седьмая заповедь - заповедь “не прелюбодействуй” - зовет нас к абсолютному целомудрию, к целомудрию не только плоти, но и духа, к целомудрию сердца и мыслей. И такое целомудрие будет нашим достоянием, если мы будем неизменно пребывать во Христе, а Он в нас.

Восьмая заповедь гласит коротко и ясно: “Не укради”. - Не кради. (Исх. 20, 15).

Много хищений, много краж, кажущимися безобидными, совершается на нашей земной планете, и как необходима человечеству заповедь Божия: “Не кради”. У большинства людей эта заповедь забыта или нарушается сознательно. Нас часто не волнует присвоение какой-либо мелочи. Одна мать сильно наказала своего мальчика-сына за то, что он взял чужую катушку ниток. Соседка говорит ей: “Ну разве можно так наказывать мальчика за катушку, словно он золото взял”. Мать ответила: “Сегодня он взял катушку, а завтра он возьмет золото”. Конечно, человеческий закон не накажет за катушку ниток так же строго, как за золото. Но Божий закон строг и в отношении так называемых мелочей. ибо мелкие кражи являются верным путем к большим хищениям, а главное - являются, как и большие кражи, нарушением восьмой заповеди.

Девятая заповедь гласит: “Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна”. - Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20, 16).

Некоторые истолкователи Слова Божия ограничивают девятую заповедь свидетельством на судах. Институт свидетелей на судах существует во всех странах мира, и уклонение от свидетельства наказывается законами каждой страны. К сожалению, есть свидетели, выступающие на судах с ложью.

Поскольку ложное свидетельство на судах карается законом, то не все свидетели дерзают выступать там с лжесвидетельством. Лжесвидетели несут свое ложное свидетельство туда, где им не угрожает наказание. Таким образом, девятая заповедь гораздо шире в своем объёме: она обнимает всю жизнь человека...

Мы все знаем, что в каждом человеке есть две стороны: хорошая и плохая. У каждого человека есть плюсы и минусы, хорошие, положительные качества, и плохие, отрицательные свойства. Если мы рисуем человека только с худой стороны, если мы подчеркиваем только его плохие качества, то мы определенно произносим на него ложное свидетельство, т. е. изображаем его неправдиво. Мы знаем свойство мух - выискивать на теле человека раны и язвы и сидеть именно на них. Именно так поступают те, которые говорят о людях только плохое. Говорят, что царь Петр Первый будто бы прерывал каждого человека, который говорил ему о ком-либо только плохое, такими словами: “Не говори мне только о плохих сторонах этого человека - у него ведь есть и хорошие качества, так скажи мне и о них”.

Но лжесвидетель никогда не говорит о хороших качествах человека, он носит при себе только черные краски. Ложным свидетельством на человека является распространение непроверенных и недобрых слухов о нем. Действие такого рода лжесвидетельства чрезвычайно сильное. Оно подобно загоревшемуся пожару, который распространяется молниеносно, схватывая все новые и новые предметы.

Ложным свидетельством является и преувеличение недостатков наших ближних... А ведь преувеличение недостатков и ошибок наших ближних может выливаться в поношение. Как много верующих, повинных в этом грехе!

Но самым ужасным ложным свидетельством на ближнего является клевета.

Клевета - это произнесение заведомой неправды с целью опорочить человека. Клевета - это приписывание чистому и невинному человеку какой-то нечистоты, какого-то вымышленного греха. Клевета-это бросание грязью в человека, не заслужившего этого.

Самое ужасное в грехе ложного свидетельства на нашего ближнего - это то, что сказанное слово никогда нельзя вернуть назад. Никогда! Можно сожалеть о сказанном, можно плакать и рыдать... Можно каяться пред Богом и просить прощения у человека, которого мы очернили своим ложным свидетельством, но то, что нами сказано о нем, - сказано навсегда и безвозвратно.

Фальшивые деньги, находящиеся в обращении, можно постепенно выловить и уничтожить. Но как выловить пущенную клевету и как уврачевать отравленные ею души? Насколько этот грех велик в очах Божиих, видно из Книги Откровения, где сказано, что участь “всех лжецов... в озере, горящем огнем и серою” (21, 8) .

Десятая заповедь гласит: “Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего”. - Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 17).

Десятая заповедь, данная Богом на Синае, направлена против весьма распространенного порока - любостяжания. Любостяжание - это алчность, желание иметь больше, чем это нужно: иметь сверх необходимого... Сам любостяжатель никогда не назовет любостяжание грехом. Он думает, скорее, что это добродетель, что это особая мудрости, заботливость и предусмотрительность в отношении своей будущности.

Грех любостяжания сделал Иуду Искариота сперва вором, а впоследствии и предателем своего Учителя Христа, потому что тридцать сребренников оказались для него дороже Спасителя мира. А что дали Иуде эти сребренники? Ничего, кроме ужасающих угрызений совести, для избавления от которых он бросил их к ногам врагов Христа, а сам пошел и удавился.

Послушаем, что пишет ап. Павел Тимофею о любостяжании и сребролюбии: “Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости” (1-е Тим. 6, 10- 11) . Ап. Павел в этих словах противопоставляет земным сокровищам сокровища небесные.

Любостяжание и сребролюбие - действительно корень всех зол. Самые дружные семьи разбивались при дележе наследства, оставшегося после смерти родителей, и споры о наследстве приводили и приводят к вражде между родными братьями и сестрами. Любостяжание порождало и порождает тысячи браков по расчету, которые, кроме слез, ничего не дают, вступающим в такой брак.

Именно любостяжание и сребролюбие были причиной всех краж и хищений, т. е. нарушения восьмой заповеди “не кради”.

Любостяжание порождало в истории человечества большинство кровопролитнейших войн. И этот же грех был причиной порабощения чернокожих негров, об ужасах рабства которых так хорошо повествует книга “Хижина дяди Тома”.

Св. ап. Павел называет любостяжание “идолослужением” (Кол. 3, 5) . И действительно: маммона легко превращается в идола, в “другого бога” и приковывает к себе сердце любостяжателя.

Скромность во всем - в одежде, в пище, в нашей повседневной жизни - вот путь к преодолению любостяжания, жажды наживы, алчности, словом, к преодолению искания большего, чем нам необходимо. Хорошо пишет об этом ап. Павел в 1-м Тим. 6, 6-9 : “Великое приобретение-быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу” .

Вспомним притчу Христа об одном любостяжателе: “У одного богатого человека был хороший урожай на поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: “Вот, что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое”. И скажу душе моей: “Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, еш1Ь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: “Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет” (Лук. 12, 16-21) .

Мы должны всегда помнить слова Христа: “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?” (Мф. 16, 26) .

Да поможет нам Господь всегда исполнять десятую заповедь и не прилепляться нашим сердцем к идолам земных сокровищ, чтобы нам не сделаться одновременно нарушителями и первой заповеди, которая гласит: “Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов!”

Мы приводили десять заповедей Божиих согласно тексту Библии и принятому их делению в Православном Катихизисе.

Прочитывая второе деление заповедей Божиих согласно традиции некоторых христианских церквей, мы как будто примечаем разницу, но эта разница только кажущаяся, так как содержание всех десяти заповедей бывает полностью разъяснено, как при первом разделении, так и при втором.

То, что для спасения безусловно необходимо исполнение десяти ветхозаветных заповедей, вытекает из ответа Господа нашего Иисуса Христа, человеку, который Его спросил, что ему нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Ответ гласил: “Хочешь ли войти в жизнь вечную, соблюди заповеди” . Несомненно, Господь имел в виду десять заповедей, так как Он прямо привел некоторые из них. (Мф. 19, 16-19) .

Сегодня многие христианские конфессии считают, что Декалог (десять 10 заповедей) устарел, поэтому с позволения Бога был немного «подкорректирован» церковью. Я надеюсь, вы убедились, что Новый Завет не учит отмене всех заповедей Ветхого Завета. Тем более неприкосновенным являются десять 10 заповедей. Чтобы утвердиться в этом, давайте еще немного уделим им внимание.

Вспомним, что десять 10 заповедей были даны людям на двух каменных скрижалях. Внимание: ни на одной, ни на трех и т. д., а именно на двух. Поэтому принято считать, что заповеди на них были разделены следующим образом:

на первой скрижали в первых четырех заповедях были отражены отношения человека и Бога (Исх. 20:1-11):

1. Да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

на второй скрижали заповеди с пятой по десятую были призваны регулировать отношения между людьми (Исх. 20:12-17):

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Несложно заметить, что первая из двух особо отмеченных Иисусом заповедей Ветхого Завета «Возлюби Господа Бога твоего…» созвучна учению первой скрижали. Подумайте, ведь нельзя по-настоящему любить Бога и при этом иметь других богов (1-я зап-дь), создавать идолов, изображения, поклоняться и служить им (2-я зап-дь), упоминать имя Бога напрасно (3-я зап-дь) и не уделять Творцу время (4-я зап-дь). Действительно, Бог посредством конкретных заповедей объяснил верующим, как и в чем должна выражаться любовь к Нему людей.

Задумайтесь, если бы не было закона, то каждый человек мог проявлять свои чувства к Творцу так, как ему кажется правильным, но не так, как это угодно Создателю. Вспомним, что Господь сравнивал Себя и Свой народ с супружеской четой, где Он – муж, а израильтяне в Ветхом Завете, церковь в Новом – жена (см. Ис. 54:5 , Иер. 3:1 , Ос. 1:2 , Еф. 5:25 , Откр. 12:1,6 , Откр. 19:7). Теперь представьте, что жена будет относиться к мужу так, как нравится ей самой, не интересуясь чувствами и желаниями своей второй половины. Будет ли крепким и счастливым такой брак? Конечно, нет. Что мы и видим на примере израильтян, зная, как они неоднократно отходили от Божьих заповедей. Именно поэтому, Творец включил соответствующие наставления в Конституцию Своего закона – в Декалог (десять 10 заповедей), показав верующим, как важно правильно проявлять свою любовь и уважение к Нему – супругу Своего избранного народа.

А заповедь Писания, названная Христом второй по важности «Люби ближнего твоего…» , близка по духу ко второй скрижали, так как учит взаимоотношениям между людьми. Посмотрите, что ответил Иисус молодому человеку на вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» :

Мы здесь видим неполный перечень условий наследования вечной жизни, так как среди названных нет многих важных заповедей, в том числе самой главной: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Марк. 12:30 , см. также Втор. 6:5 , Мф. 22:37). Очевидно, что Христос не ставил цели этим наставлением дать исчерпывающий список спасительных заповедей, а хотел указать на необходимость соблюдения всего Божьего закона. Посмотрите, говоря об условиях наследия вечной жизни, Иисус здесь процитировал пять из десяти 10 заповедей Декалога (Исх. 20:12-16) и другие заповеди закона Моисея: в Евангелие от Марка - «Не обижай» (Марк. 10:19 - в ВЗ Лев. 25:17), в Евангелие от Матфея - «Люби ближнего» (Мф. 19:19 – в ВЗ Лев. 19:18). При этом, перечисление Иисус начал именно с десяти 10 заповедей Декалога. Данный урок Христа наглядно подтверждает отсутствие у Него желания заменить все заповеди Ветхого Завета, включая Декалог (десять 10 заповедей), одной или двумя «обобщающими» заповедями. Если бы Христос имел такую цель, Он так бы и сказал. Однако, как мы уже отмечали, Иисус постоянно цитировал заповеди ветхозаветного Писания, в том числе десять 10 заповедей, и призывал людей их соблюдать.

После Христа апостолы продолжали возвещать Декалог - десять 10 заповедей. Павел с почтением рассуждал о 5-й заповеди: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6:2,3).

Отмечал Павел и связь между второй скрижалью Декалога и заповедью, которую Иисус назвал второй по важности в законе Моисея:

«Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя » (Рим. 13:9).

В предыдущих главах мы увидели, что многие заповеди Ветхого Завета были исполнены Христом. Однако, заповеди Декалога (десять 10 заповедей) остались в числе действующих. Более того, десять 10 заповедей являются неизменным законом Божьим. В главе «Божий закон» мы уже отметили, что по отношению к Декалогу Господь в Своем Слове употребляет только содержательные эпитеты откровение, завет, свидетельство . Также мы сравнивали Декалог (десять 10 заповедей) с установленной Творцом Конституцией. Все это позволяет сделать вывод, что десять 10 заповедей Декалога не потеряют своей актуальности и в будущем – в обещанной Богом вечной жизни. Данному утверждению есть множество доказательств в Библии, некоторые из которых мы рассмотрим сейчас, а некоторые - в последующих главах этой книги.

Сам Бог особо выделил Декалог (десять 10 заповедей) из закона Моисея, показав тем самым его непреложность. Иначе, зачем Он это сделал? Только десять 10 заповедей были написаны Лично Богом (см. Исх. 32:16 , Втор. 5:22), только десять 10 заповедей были не на свитках, а на камне - вечном носителе информации, причем изготовлены были дважды (см. Исх. 34:1 , Втор. 10:1,2,4), только десять 10 заповедей постоянно были в ковчеге (см. 3 Цар. 8:9 , 2 Пар. 5:10 , Евр. 9:4), над которым являлся Господь (см. Исх. 25:22 , Исх. 30:6 , Лев. 16:2 , Числ. 7:89). Напомним, что закон Моисея, записанный на свитках, лежал рядом с ковчегом (см. Втор. 31:26).

К вопросу о важности десяти 10 заповедей можно подойти и с другой стороны. Подробно о понятии «святость», мы будем рассуждать позже, а пока давайте проанализируем текст Библии на предмет святости Декалога (десяти 10 заповедей). Согласно Священному Писанию, на Земле был только один святой город Иерусалим (см. Неем. 11:1), в нем была одна святая гора Сион (см. Пс. 2:6 , Ис. 10:32), на этой горе стоял один-единственный на Земле святой храм Бога Израилева (см. Пс. 5:8), в этом храме было святое отделение (см. Евр. 9:2), в нем другое отделение - святая-святых (см. Евр. 9:3), а в этом святая-святых стоял святой ковчег завета (см. 3 Цар. 8:6 , 2 Пар. 35:3). Рядом с ковчегом лежал свиток закона Моисея (см. Втор. 31:26). А чем ценен был ковчег завета? Конечно, для Бога был важен не сам ларец, и не камни, лежащие в нем, а записанные на них десять 10 заповедей. Таким образом, согласно Священному Писанию, центром всего святого на Земле являлся Божий закон, а его «эпицентром» – Декалог - десять 10 заповедей .

Земной храм и связанные со служением в нем заповеди закона Моисея прекратили свое существование, исполнившись в Иисусе. А действующие заповеди закона Божьего остались святыми и по сей день. И конечно, в первую очередь Декалог - десять 10 заповедей. Вспомним, как апостол Павел отзывался о заповедях Божьих:

«Закон свят , и заповедь свята » (Рим. 7:12).

Христиане, умаляющие важность Декалога (десяти 10 заповедей), часто ссылаются на слова апостола Павла из 3 главы Второго послания к Коринфянам (см. ниже 2 Кор. 3:7), где он говорит о каменных скрижалях, как о смертоносных буквах . В главах «Грех и закон» , «Закон, вложенный в сердце. Благодать» мы с вами уже рассуждали о взаимосвязи заповедей и греха. Действительно, закон Моисея «осуждал» человека «на смерть» по заповеди «Душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4 , см. также Быт. 3:17,19 , Евр. 9:22 , Рим. 6:23 , Иак. 1:15). А благодать прощения теперь оправдывает грешника посредством вменения ему праведности Христа (см. 1 Пет. 3:18 , 2 Кор. 5:21 , Филип. 3:9 , Рим. 3:21,22 , Рим. 5:17 , Рим. 10:4 , а также главу «Оправдание верой. Вера и дела» ). Конечно, и в послании к Коринфянам о смертоносности букв Декалога говорится в том же их значении.

Если внимательно прочитать это послание Павла целиком, то будет ясно, что апостол здесь не говорит об упразднении Декалога (десяти 10 заповедей). Он поясняет, что в отличие от прежних времен, отныне не столь письмена, но сами христиане должны являться живым письмом Господа, примером для других людей: «Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных , но на плотяных скрижалях сердца » (2 Кор. 3:2,3).

Выше мы уже с вами говорили о законе Божьем, который должен быть записан в сердце, и о новом духе христианина. То есть здесь Павел повторяет те же мысли, придавая им иную форму и сопровождая новыми примерами. Апостол сравнивает иудейское духовенство - служителей «буквы», с христианами - служителями «духа» (см. 2 Кор. 3:6), противопоставляя систему многочисленных правил, сердцу всегда открытому водительству Духа Божьего. Поэтому Павел говорит:

«Если же служение смертоносным буквам , начертанное на камнях, было так славно , что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, то не гораздо ли более должно быть славно служение духа (2 Кор. 3:7,8)

«Служение смертоносным буквам» здесь относится не только к Декалогу (десяти 10 заповедям), так как чуть выше Павел упоминает чернила (см. выше 2 Кор. 3:3), которыми писались свитки закона. Речь идет в целом о законе Моисея, который указывал на «убивающий» грех, в сравнении его с открывшейся через Христа Божьей благодатью, которая может оправдать грешника и очистить его от всякой неправды (см. 1 Ин. 1:9). Завет, заключенный на горе Синай, апостол называет славным (см. выше 2 Кор. 3:7), при том, что Новый Завет, основанный на Иисусе, более славен , чем прежний. Далее Павел еще раз акцентирует на этом внимание:

«Преходящее славно , тем более славно пребывающее» (2 Кор. 3:11).

Однако далеко не все принимали дух Нового Завета. Многие иудеи закрывали свои сердца, что рассуждая далее, Павел, сравнил с покрывалом Моисея (см. 2 Кор. 3:13-16). Тогда у горы Синай, после того как Моисей пересказывал сынам Израилевым слова Господа и лицо его светилось, он накрывал покрывалом голову, чтобы люди не видели угасание Славы Бога (см. Исх. 34:30-35). Так и теперь, с приходом Христа, иудеи не хотели избавиться от подобного покрывала со своего сердца, которое не давало им увидеть угасание славы Ветхого Завета. Только с сердец тех, кто видел исполнение закона в Иисусе, снималось это покрывало.

Посмотрите, в послании к Евреям подробно описано, что Иисус в виде жертвы и одновременно Первосвященника вошел в истинный небесный храм, по образу которого была сделана земная скиния:

«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо … Он … явился для уничтожения греха жертвою Своею» (

Божьи заповеди и смертные грехи - это основные законы христианства, этих законов необходимо придерживаться каждому верующему. Их дал Моисею Господь еще в самом начале развития христианства. Чтобы спасти народ от грехопадения, предостеречь его от опасности.

Десять Божьих заповедей

Я - Господь Бог твой, и других богов, помимо меня пусть не будет.

Не создай себе кумира, ни какого-либо изображения; не поклоняйся и не служи им.

Ну приемли имени Господа Бога твоего всуе.

Помни день субботний: шесть дней делай земные дела свои либо работай, а в седьмой день, день отдохновения, посвяти Господу Богу твоему.

Почитай мать свою и отца своего, дабы тебе было хорошо и чтобы ты жил долго на земле.

Не произноси на ближнего своего ложного свидетельства. Не лжесвидетельствуй.

Не возжелай ничего, что принадлежит другому: ни жены ближнего твоего, не желай дома его, ничего иного, что принадлежит твоему ближнему.

Трактовка десяти Божьих законов:

Десять заповедей Иисуса Христа, в переводе на обыденный язык гласят, что необходимо:

  • Верить только в одного Господа, единого Бога.
  • Не создавать для себя кумиров.
  • Не упоминать, не произносить имя Господа Бога просто так.
  • Всегда помнить о субботе - главном дне отдыха.
  • Уважать своих родителей и почитать их.
  • Не убивать кого-либо.
  • Не прелюбодействовать, не изменять.
  • Не воровать что-либо.
  • Не врать никому, не лгать людям.
  • Не завидовать своим товарищам, друзьям либо просто знакомым.

Первые четыре Божьих заповеди непосредственно относятся к взаимоотношению человека с Богом, остальные - отношения людей между собой.

Заповедь первая и вторая:

Означает единство Господа. Его почитают, уважают, считают Всемогущим и мудрым. Также Он самый добрый из всего, поэтому, если человек желает взрасти в добродетеля, искать ее необходимо именно в Боге. Не можете иметь других богов, кроме Меня. (Исх 20:3)

Цитата: — на что тебе иные боги, раз твой Бог Господь Вседержитель? Разве есть кто-то мудрее, чем Господь? Он направляет через людские обыденные мысли праведные. Сатана же - управляет, путем ловушек искушения. Если ты поклоняешься двум богам, имей ввиду, что одним из них является - Дьявол.

В религии говорится что вся сила заключена в Боге и в нем лишь одном, из этой первой заповеди вытекает следующая.

Люди слепо молятся на картинки с иными идолами, изображенными на них, склоняют головы, целуют священнику руки и т.д. Второй Божий закон говорит о запрете обожествления творений и почитания их вровень с Творцом.

Не создавай для себя резное или какое-либо другое изображение того, что находится сверху на небесах, внизу в земле либо в водах под низом земли. Не поклоняйся да не служи им, ибо помни, что я твой Бог Иегова, который требует исключительной преданности!

Христианская религия считает, что после встречи с Господом почитать кого-то более Него невозможно, что все что находится на земле создано Им. Ничего не сопоставляется с ним и не сравнивается, ибо Господь не желает, чтобы человеческое сердце и душа были заняты кем-то либо чем-то еще.

Заповедь третья:

Третий Божий закон сформулирован во Второзаконии (5:11) и в Исходе (20:7).

Из Исхода 20:7 Не произноси имени Господа напрасно, верь, Господь не оставит без наказания человека, кто произносит имя Его всуе.

В этой заповеди используется слово из Ветхого завета, оно переводится как:

  • ложно клясться Божьим именем;
  • произносить Его напрасно, просто так.

Согласно учениям древности, в названии заключается большая сила. Если произносить по поводу и без имя Бога, в которой заключена особая сила, то пользы от него уже не будет. Считается, что Господь слышит все возносимые к нему молитвы и откликается на каждую из них, но это становится маловероятным, если человек призывает к нему каждую минуту в качестве присказки либо за обедом. Господь перестает слышать такого человека, и в случае когда этому человеку потребуется настоящая помощь, Бог будет к нему глух, также как к его просьбам.

Во второй части заповеди находятся следующие слова: …ибо Бог не оставит безнаказанным тех, кто произносит Его имя просто так. Это значит, что Бог непременно покарает тех, кто нарушил этот закон. На первый взгляд употребление Его имени может казаться безобидным, ведь что тут страшного, если упомянуть Его в светском разговоре или при ссоре?

Но важно понимать, что такая оплошность может оскорбить Господа. В Новом Завете Иисус объяснял своим ученикам, что все десять заповедей сведены только к двум: Возлюби Господа Бога всем своим сердцем, всей душой и разумом своим и Возлюби ближнего своего как самого себя. Третий же закон - это отражение любви человека к Богу. Тот, кто любит всем сердцем Господа, не станет упоминать имя его всуе. Это равносильно тому, как влюбленный юноша не позволяет кому-либо отзываться некорректно о своей возлюбленной. Упоминание Господ всуе - низость и оскорбление Господа.

Также нарушение третьей заповеди может испортить в глазах людей репутацию Господа: Римлянам 2:24 Ведь для вас, как писано, имя Божье хулится у язычников. Господь распорядился святит имя Его: Левит 22:32 Да не бесчестите (не оскверняйте) Моего святого имени, дабы Я был свят среди сынов Израилевых.

Примером того, как Бог карает людей за нарушение третьей заповеди Божьего Закона может служить эпизод из 2-го Царств 21:1-2 Был на земле голод на дни Давида в три года, один год за другим. И просил Бога Давид. Господь вещал: это ради Саула и его кровожадного дома, что он умертвил Гаваонитян. Тогда царь воззвал к Гаваонитян и общался с ними. Те были не из Израилевых сынов, однако из остатков Аморреев; Израильтяне поклялись, но Саул захотел их истребить из-за ревности своей об Израилевых потомках и Иуды. В общем, Бог покарал Израильский народ за то, что те нарушили данную клятву о перемирии, которую дали Гаваонитянам.

Заповедь четвертая:

По преданию, творец создал наш мир и саму Вселенную за шесть дней, седьмой день он посвятил отдыху. Это правило в целом определяет человеческую жизнь, где он обязан отдавать большую часть жизни труду, а остальное время оставлять Господу.

По версии Ветхого Завета празднованию отдавалась суббота. Субботний покой был установлен для пользы человека: как физической, так и духовной, а не ради порабощения и лишений. Чтобы собрать в одно целое свои мысли, освежить свои душевные и физические силы требуется раз в неделю отстранятся от обыденных занятий. Это позволяет осмыслить цель всего земного в целом и своих трудов в частности. В религии труд является необходимой частью человеческойжизни, но основной всегда будет оставаться спасение его души.

Четвертую заповедь нарушают люди, которые, помимо труда в воскресный день также ленятся заниматься трудом в будние дни, уклоняются от обязанностей, ведь в заповеди говорится трудиться шесть дней. Нарушают и те, кто, не работая в воскресенье, не посвящают этот день Господу, а проводят его в сплошных забавах, предаются различным излишествам и разгулу.

Заповедь пятая:

Иисус Христос, будучи Божьим Сыном, почитал Своих родителей, был послушен им, помогал Иосифу с работой. Господь, за отказ родителям в требуемом содержании под предлогом посвящения всего что у них было Богу, упрекал фарисеев, ведь этим они нарушили требование пятого закона.

Пятой заповедью Бог призывает нас к почтению своих родителей, а за это обещает человеку благополучную, хорошую жизнь. Почтение родителей - это уважение их, любовь к ним, ни при каких обстоятельствах не оскорблять их ни словами, ни поступками, быть послушными, помогать им и заботиться, когда это необходимо, тем более в старости либо болезнях. Необходимо молить Бога об их душах и при жизни, и по смерти. Великий грех - неуважение родителей.

По отношению к другим людям Христианская религия говорит о необходимости почитать каждого, в соответствии с должностью, возрастом.

Церковь всегда считала и считает на нынешний момент своей основой и общества именно семью.

Заповедь шестая:

С помощью этого закона Господь накладывает запрет на убийство, как у самого себя, так и у других. Ведь жизнь - великий Божий дар и только сам Господь может лишать кого-то жизни на земле. Самоубийство также является тяжелым грехом: в нем кроется еще и грех отчаяния, маловерие, восстание против Божьего смысла. Насильственно оборвавший свою жизнь человек, не сможет покаяться, ибо после смерти оно не действительно. В моменты отчаяния необходимо помнить, что земные страдания посылаются ради спасения души.

Человек становится виновным в убийстве если каким-то образом способствует убийству, допускает чье-то убийство, помогает совершать его советом либо согласием, покрывает грешника, толкает людей на новые преступления.

Следует помнить, что довести человека до греха можно не только делом, но и словом, поэтому необходимо следить за языком и думать, что говоришь.

Заповедь седьмая:

Господь велит супругам сохранять верность, неженатым быть целомудренными, как в делах, так и словах, мыслях, желаниях. Чтобы не согрешить человеку требуется избегать всего, что вызывает нечистые чувства. Подобные мысли требуется пресекать их на корню, не позволяя овладевать вашими волей и чувствами. Господь понимает, как тяжело человеку держать себя в руках, поэтому Он учит людей быть к себе беспощадными и решительными.

Заповедь восьмая:

В этом законе Бог запрещает присваивать себе то, что принадлежит другому. Кражи могут быть разными: от простого воровства, до святотатства (кража священных вещей) и лихоимства (взятие денег с нуждающихся, пользуясь ситуацией). И всякое присвоение чужого имущества через обман. Уклонение от платежей, долгов, умалчивание о найденном, обман при продажах, удерживание плат работникам - все это также входит в список грехов седьмой заповеди. На подобный грех толкает пристрастие человека к материальным ценностям и удовольствиям. Религия учит людей быть бескорыстными, трудолюбивыми. Высшей христианской добродетелью является отречение от любой собственности. Это предназначено для тех, кто стремится к совершенству.

Заповедь девятая:

Этим законом Господь запрещает любую ложь, к примеру: заведомо неверные показания на суде, донос, сплетни, злословия и клевету. Дьявол означает клеветник. Ложь недостойна христианина, не согласуется ни с любовью, ни с уважением. Товарищ понимает что-то не с помощью насмешки и осуждения, а с помощью любви и доброго дела, совета. Да и вообще стоит следить за речью, так как религия придерживается мнения, что слово - величайший дар.

Заповедь десятая:

Этот закон призывает людей воздержаться от недостойных желаний и зависти. Тогда как девять заповедей говорят о поведении человека, десятая обращает внимание на то, что происходит внутри него: желания, чувства и мысли. Призывает людей думать о духовной чистоте и ментальном благородстве. Любой грех начинается с мысли, появляется греховное желание, которое толкает человека на поступок. Потому для борьбы с соблазнами, следует пресекать мысль о нем в сознании.

Зависть - это душевный яд. Независимо от того, насколько человек богат, когда он завистлив, он будет ненасытен. Задачей жизни человека, по мнению религии, является чистое сердце, ибо только в чистом сердце поселится Господь.

Семь смертных грехов

Началом гордости служит презрение. Наиболее близок к этому греху тот, кто презирает других людей - бедными, низкими. В результате человек считает мудрым и благородным лишь себя. Узнать гордого грешника не сложно: такой человек всегда ищет предпочтения. В самодовольном упоении человек нередко может забыться и присвоить себе мнимые достоинства. Грешник отдаляется поначалу от малознакомых, а в последствии - от товарищей, друзей, семьи и, наконец, самого Господа. Такому человеку не нужен кто-либо, он видит счастье в самом себе. Но по сути, гордость не приносит истинной радости. Под грубым панцирем самодовольства и гордости душа мертвеет, теряет способность любить, дружить.

Этот грех один из самых распространенных в современном мире. Он парализует душу. Мелочные желания и материальные страсти могут загубить благородные побуждения в душе. Этим грехом может страдать и богач, и человек среднего достатка, и бедняк. Эта страсть заключается не просто в обладании материальными вещами или богатством, дело в страстном желании обладать ими.

Зачастую человек во грехе не может думать ни о чем ином. Он находится во власти страсти. Смотрит на каждую женщину словно та является самкой. Грязные мысли заползают в сознание и затуманивает его и сердце, последнее желает только одного - удовлетворения своей похоти. Это состояние сродни животному и даже хуже, ведь человек доходит до таких пороков, до каких не всегда додумается животное.

Этот грех - поругание природы, он портит жизнь, человек в этом грехе враждует со всеми. Более пагубной страсти душа человека еще не познала. Зависть - это один из способов вражды, к тому же практически непреодолимый. Начало этого греха берет свое начало от гордости. Такому человеку сложно видеть рядом равных себе, тем более тех, кто выше его, лучше и т.д.

Чревоугодие

Чревоугодие заставляет людей потреблять пищу и питье ради наслаждения. Из-за этой страсти человек перестает быть разумным человеком, уподобляется животному, который живет без разума. Через этот грех рождаются разные страсти.

Гнев разделяет Бога и человеческую душу, так как такой человек живет в смятении, беспокойстве. Гнев очень опасный советник, все что сделано под его влиняем нельзя назвать благоразумным. В гневе человек совершает зло, хуже которого сделать сложно.

Уныние и лень

Унынием считается расслабление сил тела и души, которое при этом соединяется с отчаянным пессимизмом. Постоянное беспокойство и уныние сокрушают душевные силы, доводят его до изнеможения. От этого греха рождается праздность и беспокойство.

Самыми страшными из грехов считается гордыня, этого Господь не прощает. Божьи заповеди позволяют жить в гармонии. Их сложно соблюсти, но в течение всей жизни человеку необходимо стремиться к лучшему.