Как поэт подчеркивает исключительность красоты тамары. Царица тамара и порожденные ею образы в искусстве

Лермонтов М. Ю великий русский поэт. Поэма "Демон" имела для Лермонтова огромное значение. Он писал ее всю свою жизнь. В самом стихотворении написана история любви и земной женщины.

Тамара является главной героиней поэмы Лермонтова. Автор поэмы описывает Тамару как молодую, девушку которую преподносит как эталон. В своём произведение Лермонтов создал образ красавицы, внешность которой не опишешь словами. Автор восхищается Тамарой так как будто она принцесса, эталон но в то же время, отмечает, что она дочь грузинского князя, то есть обычная девушка. Удивительной красотой обладает девушка и автор отмечает это красивыми эпитетами про красивую походку « не плывет, а скользит»,сразу навевает английской девушкой. Вид у Тамары удивленный, нетипичный. Автор отмечает, что такие красавицы редки на земле, но это красота природы, в том, что она индивидуальна и неповторима.

Говоря о характере героини, поначалу характер автор поэмы не раскрывает, хотя стоит отметить, что каждый персонаж Лермонтова сделан весьма неопределенно, что затрудняет анализ их личности. Но, так или иначе, мы все же прочитав поэму мы знакомимся с персонажем Тамарой чуть ближе. Можно отметить как человека, который очень, много мечтает. Как любая молодая девушка, она хочет обрести любимого человека с которым она будет жить всю свою жизнь. Душа девушки чиста и прекрасна. Тамара представлена автором в романтическом образе,она обаятельна,добродушна,одним словом идеал. Так же Тамаре характерны другие, более возвышенные черты, например та же смелость. Она изо всех сил борется против демона, не позволяя ему быть в ее жизни, чтобы не подвергнуться его уловкам,она не верит ему,несмотря на все его сладкие речи,которые показывают нам ее как человека с очень сильной волей.

Завершая свою повесть, автор не смотря на смерть героине, все так же восхищается ее улыбкой,взглядом.Она даже в гробу по эго описанию лежит невинна, чиста, все так же загадочно красива. Лермонтов в своей пьесе показывает притягательность добра и зла.Идея автора донести до читателя, что вся жизнь это борьба между добром и злом.

`

Популярные сочинения

  • Анализ произведения Солнечный удар Бунина (11 класс)

    История создания. Увлеченный темой любви в 20-годы, И. А. Бунин приступает к созданию очередного рассказа на эту тему под названием «Солнечный удар». Об изданной истории любви читатель узнает из этого произведения

  • Сочинение по картине Первое цветение Ромадина (описание 7 класс)

    На картине все очень красиво… Главное – такие приятные цвета: светло-зеленый, желтоватый… Всё кажется просто прозрачным, особенно воздух. Чувствуется прохлада весеннего дня и тепло солнечных лучей. Красота!

  • Сочинение Письмо Васютке из произведения Васюткино озеро Астафьева

    В письме к Васютке я хотел бы подчеркнуть многие черты его характера, ведь когда человек занимается каким-либо делом, и даже во времена своего бездействия, человек показывает свой характер.

Образ Демона в поэме «Демон» - это одинокий герой, преступивший законы добра. Он испытывает презрение к ограниченности человеческого существования. М.Ю.Лермонтов долгое время работал над своим творением. А данная тема волновала его на протяжении всей жизни.

Образ Демона в искусстве

Образы потустороннего мира издавна волновали сердца деятелей искусств. Множество имен у Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда нужно быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных дел, чтобы их души попадали в ад. А вот силы добра, которые защищают и оберегают человека от лукавого, - это Бог и Ангелы.

Образ Демона в литературе начала 19 века - это не только злодеи, но и «тираноборцы», выступающие против Бога. Такие персонажи встречались в творчестве многих писателей и поэтов той эпохи.

Если говорить о данном образе в музыке, то в 1871-1872 гг. А.Г.Рубинштейн написал оперу «Демон».

М.А.Врубель создал превосходные полотна, изображающие исчадье ада. Это картины «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Лермонтовский герой

Образ Демона в поэме «Демон» почерпнут из про изгнанника из рая. Лермонтов по-своему переработал содержание. Кара главного героя заключается в том, что он вынужден вечно скитаться в полном одиночестве. Образ Демона в поэме «Демон» - это источник зла, разрушающий все на своем пути. Однако он находится в тесном взаимодействии с противоположным началом. Так как Демон - это превращенный ангел, он хорошо помнит былые времена. Он словно мстит всему миру за свое наказание. Важно обратить внимание на тот факт, что образ Демона в поэме Лермонтова отличается от Сатаны или Люцифера. Это субъективное видение русского поэта.

Характеристика Демона

В основе поэмы заложена идея о стремлении Демона к перевоплощению. Он недоволен тем, что ему отведена участь сеять зло. Неожиданно он влюбляется в грузинку Тамару - земную женщину. Он стремится таким образом преодолеть Божью кару.

Образ Демона в поэме Лермонтова характеризуется двумя основными чертами. Это небесное обаяние и манящая загадочность. Перед ними не в силах устоять земной женщине. Демон - это не просто плод воображения. В восприятии Тамары он материализуется в видимых и осязаемых формах. Он приходит к ней во снах.

Он подобен стихии воздуха и воодушевляется через голос и дыхание. Отсутствует Демона. В восприятии Тамары он «похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа». Девушку волнует его чарующий голос, он манит ее. После того как Демон убил жениха Тамары, он является к ней и навевает «сны золотые», освобождая ее от земных переживаний. Образ Демона в поэме «Демон» воплощается через колыбельную песню. В ней прослеживается поэтизация ночного мира, столь характерная для романтической традиции.

Его песни заражают ее душу и постепенно отравляют сердце Тамары тоской по тому миру, который не существует. Все земное ей становится постылым. Поверив своему обольстителю, она умирает. Но эта смерть только усугубляет положение Демона. Он понимает свою несостоятельность, что приводит его к наивысшей точке отчаяния.

Авторское отношение к герою

Позиция Лермонтова к образу Демона неоднозначна. С одной стороны, в поэме присутствует автор-рассказчик, который излагает «восточную легенду» былых времен. Его точка зрения расходится с мнениями героев и характеризуется объективностью. В тексте есть авторский комментарий к судьбе Демона.

С другой стороны, Демон - это сугубо личностный образ поэта. Большинство медитаций главного персонажа поэмы тесно связаны с лирикой автора и проникнуты его интонациями. Образ Демона в творчестве Лермонтова оказался созвучным не только самому автору, но и молодому поколению 30-х годов. В главном герое отразились чувства и стремления, присущие людям искусства: философские сомнения в правильности бытия, огромная тоска за потерянными идеалами, вечный поиск абсолютной свободы. Лермонтов тонко ощутил и даже пережил многие стороны зла как некого типа поведения личности и мировосприятия. Он распознал демоническую природу мятежного отношения к вселенной при нравственной невозможности принять ее неполноценность. Лермонтов смог понять опасности, скрывающиеся в творчестве, из-за которого человек может погрузиться в выдуманный мир, заплатив за это равнодушием ко всему земному. Многие исследователи отмечают, что Демон в поэме Лермонтова навсегда останется загадкой.

Образ Кавказа в поэме «Демон»

Тема Кавказа занимает особое место в творчестве Михаила Лермонтова. Изначально действие поэмы «Демон» должно было происходить в Испании. Однако поэт переносит его на Кавказ после того, как он вернулся из кавказской ссылки. Благодаря пейзажным зарисовкам писателю удалось воссоздать определенную философскую мысль в разнообразных поэтических образах.

Мир, над которым пролетает Демон, описан весьма удивительным образом. Казбек сравнивается с гранью алмаза, который сиял вечными снегами. «Глубоко внизу» чернеющий Дарьял характеризуется как жилище змея. Зеленые берега Арагвы, Кайшаурская долина, угрюмая Гуд-гора являются прекрасной обстановкой для поэмы Лермонтова. Тщательно подобранные эпитеты подчеркивают необузданность и силу природы.

Затем изображены земные красоты великолепной Грузии. Поэт концентрирует внимание читателя на увиденном Демоном с высоты его полета «земном крае». Именно в этом фрагменте текста строки наполняются жизнью. Здесь появляются различные звуки и голоса. Далее из мира поднебесных сфер читатель переносится в мир людей. Смена ракурсов происходит постепенно. Общий план сменяется крупным.

Во второй части картины природы передаются глазами Тамары. Контраст двух частей подчеркивает многоликость Она может быть как буйной, так и безмятежной и спокойной.

Характеристика Тамары

Трудно сказать, что образ Тамары в поэме «Демон» намного реалистичнее самого Демона. Ее внешний облик описывается обобщенными понятиями: глубокий взор, божественная ножка и прочие. В поэме акцент сделан на бесплотности проявлений ее образа: улыбка «неуловима», ножка «плывет». Тамара характеризуется как наивная девушка, в чем прослеживаются мотивы детской незащищенности. Описывается и ее душа - чистая и прекрасная. Все качества Тамары (женское очарование, душевная гармония, неискушенность) рисуют образ романтической натуры.

Итак, образ Демона занимает особое место в творчестве Лермонтова. Данная тема интересовала не только его, но и других деятелей искусства: А.Г.Рубинштейна (композитора), М.А.Врубеля (художника) и многих других.

Калиничева Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Холбонской СОШ

Муниципального района

«Шилкинский район»

Забайкальского края.

Литературно-романтический смысл образов Демона и Тамары в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Творчество великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, проникнутое призывом к свободе и счастью, сыграло огромную роль в развитии русской и мировой литературы. Проблематика произведений М.Ю. Лермонтова весьма разнообразна. Одна из наиболее волнующих поэта проблем – демонизм. Философы 19 века писали о диалектике зла, опасаясь его воцарения в душах людей. Тема бесов, демонизма, мёртвых душ была отнюдь не случайной в то время. Идея сверхчеловека витала в воздухе. Один из идеалов мятежного, беспокойного века – сильная личность, способная подчинить разум и волю людей. М.Ю. Лермонтов серьёзно разрабатывал проблему демонизма, осознавая в себе самом его признаки. В шестнадцать лет поэт напишет:

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня ...

Демонизм превращает человека в «сверхчеловека», наделяя его богоборческими чертами вселенской гордости, самолюбия, презрения к миру. Юный Лермонтов ощущал притягательную для людей силу зла, ведь в этом проявилась греховная сущность человека.

Бестианский романтизм в полной мере отразился в поэме «Демон», произведении загадочном и противоречивом. Лермонтов работал над "Демоном" довольно долго, с 1829 г. по 1841г.
В его основе лежит библейская легенда о духе зла, низвергнутом с неба за восстание против Бога. Наряду с этим в фольклоре народов Кавказа были широко распространены предания о горном духе, погубившем девушку-грузинку. Глубокий философский и психологический смысл произведения скрыт под великолепным мистическим сюжетом. Действие разворачивается на фоне поразительного по своей красоте романтического пейзажа.
Демон, дух изгнанья, полюбил земную женщину, княжну Тамару. Пленённый её красотой, Демон хочет изменить свою жизнь, впустив в своё одинокое и холодное сердце любовь. Но героям не суждено быть вместе. Тамара умирает, а её душу забирает ангел. Демон же опять превращается в бездушное чудовище.
Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон" является падшим ангелом. Демон, безусловно, романтический герой. Он страшно одинок, разочарован, противопоставлен всему божьему миру. Он страдает от того, что является игрушкой в руках сил, неподвластных ему. Демон низвергнут с небес. Ему уготован удел вечного скитальца, ненавидимого всеми и всех ненавидящего. Эпитет «печальный» сразу задаёт тон повествования. Нет ничего радостного в жизни вечного изгнанника. Лермонтову удаётся создать впечатление неземного величия и исключительности своего героя, так как пейзаж вокруг него поистине космический: кометы, светила, вечные туманы. Особую торжественность придают тексту старославянизмы. Демон - исключительная и таинственная личность, которая пребывает в необычайных обстоятельствах. Он вынужден творить зло на земле. Таков его удел. Но приносит ли это удовлетворение герою? Ничуть. «Он сеял зло без наслажденья». Почему? Потому что люди охотно поддавались ему, давая волю тёмным сторонам души. И «зло наскучило ему». Демон теряет смысл существования, он глубоко несчастен. Пролетая над горами Кавказа, демон замечает дикую красоту природы. Возвышенная поэтическая лексика помогает нам увидеть романтический пейзаж глазами художника Лермонтова. Однако герой остаётся равнодушным. Ещё бы! Ведь это творение его врага. Пейзажи Грузии не менее прекрасны и величественны, нежели всё, что до этого наблюдал Демон. В них есть согревающее присутствие человека. Но что могут люди сделать или сказать такого, что удивило бы Демона? «И всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел». И вот Демон замечает красавицу Тамару. Автор рисует поистине божественную красоту:

С тех пор как мир лишился рая,

Клянусь, красавица такая

Под солнцем юга не цвела .

Демон взволнован. В его пустой и холодной душе, оказывается, есть место для красоты, добра и правды? Он испытывает бурю эмоций, как слепой, внезапно увидевший великолепие мира:

В нем чувство вдруг заговорило

Родным когда-то языком.

То был ли признак возрожденья ?

Кажется, герой нашёл путь к возрождению, к возвращению в царство света. Однако далее мы наблюдаем события, которые происходят с женихом Тамары. Спеша к невесте, он забывает помолиться у часовни и, как следствие, становится добычей злых сил. Жених погибает – Тамара свободна. Закрадывается сомнение: а так ли уж чиста и бескорыстна любовь Демона? Не он ли, злой дух, преградил путь избраннику княжны? Демон спешит утешить Тамару. Он нашёптывает ей слова утешения:

«Не плачь, дитя! не плачь напрасно!

Твоя слеза на труп безгласный

Живой росой не упадет …»

Демон старается обольстить Тамару, вытеснить собой образ возлюбленного из её души, и это ему удаётся. Тамара во власти Демона. Читатель воспринимает её чувства через ключевые слова: «умер», «смятенье», «печаль», «испуг», «рвала», «огонь», «возмутил», «грустно». Отныне Тамара обречена на страдание. Поняла ли она, кто был её ночной утешитель? Конечно. Тамара умоляет отца поместить её в монастырь, так как боится Демона:

Меня терзает дух лукавый…

Отдай в священную обитель

Дочь безрассудную свою;

Там защитит меня Спаситель

Тамара находит в себе силы противостоять влиянию Демона. Она тоже сильная натура. Может быть, именно это почувствовал в ней мятежный дух и посчитал её равной себе, способной стать достойной спутницей ангела ада.

В обители Тамара старается молиться, но зерно соблазна уже дало ростки в её душе. Для неё нет божественной благодати. Героиня испытывает мучения, страх, тоску. Разум и самообладание оставляют девушку:

Перед божественной иконой

Она в безумье упадёт

И плачет…

Святым захочет ли молиться –

А сердце молится ему

Демон симпатичен нам, потому что он симпатичен автору. Мы проникаемся сочувствием к герою, начинаем оправдывать некоторые его поступки. Нечеловеческие слёзы Демона прожигают не только камень, но и сердце читателя. Однако автор предостерегает: зло, даже если оно обольстительно, всё равно губительно для человека. Настораживает фраза:

была минута,

Когда казался он готов

Оставить умысел жестокой .

Значит, всё-таки Демон задумал недоброе, значит, зло неисправимо? Какие слова он находит, чтобы соблазнить Тамару! Он бросает к её ногам целый мир, всю вселенную. Демон старается пробудить в душе героини жалость, обвиняя небеса во всех своих бедах. Он убеждает возлюбленную в том, что зло, которое он творил, было задумано не им, а высшими силами, Богом. Никакие мольбы Тамары не принимаются им во внимание. Он убеждён в своей исключительности и правоте. Демон считает, что вечность, власть над миром и его любовь – достойная плата за благосклонность героини. Но Тамаре не важны власть и неземные блага. Она, как всякая женщина, мечтает о любви. Героиня любит Демона, но любовь эта греховна, в ней нет ничего от света и добра. Её необыкновенный возлюбленный испытывает в решающую минуту лишь торжество обладания!

В финале поэмы Демон – «бездны адский дух», который борется за обладание юной душой с силами добра. Он встаёт на пути ангела, уносящего душу Тамары в царство небесное. Погубив Тамару, он больше не испытывает любви к ней. Теперь он стал самим собой:

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца,-

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица .

И героиня, однажды обманутая им, также прозревает и сопротивляется. Поэма завершается победой Добра над Злом. Демон бессилен перед Творцом:

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви !..

Лермонтов создал, безусловно, прекрасный романтический образ, притягательный и завораживающий. Демон глубок, трагичен, в нём сильны богоборческие устремления. Он бунтарь и романтик, противопоставивший себя Богу. Личность его обладает притягательностью настолько, что читатель оказывается перед необходимостью оправдания поступков этого сильного героя. Нельзя не согласиться с высказыванием критика Белинского, который утверждал, что «Демон… тем и страшен, тем и могущ, что едва родит в вас сомнение в том, что доселе считали вы непреложною истиною, как уже кажет вам издалека идеал новой истины». В произведении можно наблюдать эволюцию образа Демона, связанную с изменением взглядов поэта на проблему демонизма. За 12 лет Лермонтов многое переосмыслил и стал склоняться к общепринятой точке зрения: Бог – это добро, красота, правда, а Демон – лживый, лукавый и злобный дух ада. Поэтому финал поэмы предопределён.

Романтический образ Демона создан гением М.Ю. Лермонтова и останется в литературе сверкающей недосягаемой вершиной, покорить которую пока никто не в силах.

Библиография.

    Горелов, А.Н. Мятежный гений /А.Н. Горелов //Очерки о русских писателях. Л.: Советский писатель. – 1984.

    Зонов, Д.С. Лермонтов и русская критика /Д.С. Зонов //М.Ю. Лермонтов в русской критике. М.: Государственное издательство русской литературы. – 1955.

    Лермонтов, М.Ю. Демон / М.Ю. Лермонтов // Стихотворения, поэмы, Маскарад, Герой нашего времени. М.: Художественная литература. – 1981.

    Шер, Н.С. Михаил Юрьевич Лермонтов / Н.С. Шер //Рассказы о русских писателях. М.: Детская литература. – 1982.

Сочинение

ТАМАРА - героиня «восточной повести» М.Ю. Лермонтова «Демон» (1829-1841). Самое сокровенное творение Лермонтова, «Демон» в сущности является опытом самопознания поэта, а условные герои и ситуации произведения - способом непосредственного переживания кардинальных проблем человеческого существования. Сюжет повести строится на взаимодействии двух персонажей, представляющих взаимоисключающие миры, - «неба» и «земли». Небожитель Демон, наделенный бессмертием, обольщает земную женщину Т.; история их любви завершается смертью героини. В отличие от фантастического героя Т. предстает в произведении как будто реальным лицом. Но такое впечатление обманчиво. В портрете героини нет ничего индивидуального. Он составлен из обобщенных представлений о женской красоте: божественная ножка, влажный (т.е. глубокий, таинственный) взор. Подчеркнуты бесплотность, нематериальность всех проявлений ее существа: ножка в танце «скользит, плывет», ее улыбка более неуловима, чем «играющий во влаге зыбкой» лунный луч. В характеристике Т. важен мотив «детской» незащищенности, ясности, цельности, противопоставленных мучительной сложности сумрачного Демона. Песня Т., перевернувшая судьбу героя, построена на скоплении гласных, многократном использовании ласкающего звука «л». Прекрасная, чистая душа без всяких усилий изливается в потоке летящих нежных звуков. Качества Т.: женская прелесть, неискушенность и чистота, душевная гармония - складываются в архетип романтического представления об идеальной красоте и совершенстве. В некотором отношении Т. Лермонтова не более реальна, чем Демон; и в то же время гораздо более реальна для поэта, чем реальная жизнь. Если Демон снится Т., то и Т. тоже снится герою. Услышав песню Т., Демон вдруг постигает, что ее образ был запечатлен в его душе по крайней мере «с начала мира», именно с тех пор ему «имя сладкое звучало». Семантика «сладкого» имени Т.- финиковая пальма. С этим деревом связано представление о юге как стороне света. Юг вообще ассоциируется с солнечным светом, теплом, роскошью красок, избыточностью проявлений сверх возможностей жизни. В «Демоне» «юг» выявляется в любовной страсти Т. Ее чувство изображается как нарушение нормы, как болезнь и наваждение. Метафора «пожар любви» раскрыта буквально: подушка жжет, пылает грудь, туман в очах, нет сил дышать. Лермонтов подчеркивает невозможность четкой обрисовки происходящего с героиней, т.к. оно выходит за пределы материального и видимого. Т. испытывает «невыразимое смятенье», мучается «неотразимой мечтой», ее душа «рвет свои оковы». Имя героини позволяет сопоставить отношения Демона и Т. с сюжетом лирического стихотворения «На севере диком», в котором сосне «снится» прекрасная пальма. Стихотворение представляет классическую для поэзии романтизма модель, в которой противоположности разведены во времени и пространстве, но стремятся друг к другу для воплощения целого (абсолюта). На одном полюсе в этой модели - холод, север, угрюмость, глубина знания, одиночество, страдание; на другом - юг, тепло, солнечный свет, яркость красок, доверчивость и ясность. «Восточная повесть» завершается картиной смерти Т. Она в гробу «как пери спящая мила», цвет ее лица хранит теплоту живых красок, взор как будто дремлет под ресницами. Странная улыбка замерла на устах Т.- она сродни. закатному лучу, золотящему перед наступлением ночи снега Кавказа. В изображении мертвой Т. Лермонтов передает загадочную красоту, таинственную непостижимость смерти, в эстетике романтизма неразрывно связанной с любовью. Что же касается психологического аспекта образа Т., то он исключительно серьезен. Лермонтов обратился к исследованию глубин человеческой психологии и показал, что даже такая ангельски чистая, неиспорченная душа, как Т., ничем не может защитить себя от Демона, беззащитна перед ним и - более того - неудержимо стремится к нему. Лермонтов показывает притягательность зла для человека. Душа Т., терзаемая страстью к Демону, описана как поле столкновения, трагического противоборства Добра и Зла. Эта тема в дальнейшем станет центральной в творчестве Ф.М.Достоевского.

Другие сочинения по этому произведению

Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» Анализ реалистической поэмы Лермонтова «Демон» Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова "Демон" Демон и Тамара в одноименной поэме Лермонтова Мятежный характер Демона (по поэме М. Ю Лермонтова «Демон») Поэма «Демон» Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю.Лермонтова ("Демон"). Сравнение поэмы Лермонтова «Мцыри» и «Демон» Работа Лермонтова над поэмой «Демон»

демон тамара лермонтов поэма

Тамара - героиня «восточной повести» М.Ю. Лермонтова «Демон» В отличие от фантастического героя Демона Тамара предстает в произведении как будто реальным лицом. Но такое впечатление обманчиво. В портрете героини нет ничего индивидуального. Он составлен из обобщенных представлений о женской красоте: божественная ножка, влажный (то есть глубокий, таинственный) взор. Подчеркнуты бесплотность, нематериальность всех проявлений ее существа: ножка в танце «скользит, плывет», ее улыбка более неуловима, чем «играющий во влаге зыбкой» лунный луч. В характеристике Тамары важен мотив «детской» незащищенности, ясности, цельности, противопоставленных мучительной сложности сумрачного Демона. Песня Тамары, перевернувшая судьбу героя, построена на скоплении гласных, многократном использовании ласкающего звука «л». Прекрасная, чистая душа без всяких усилий изливается в потоке летящих нежных звуков. Качества Тамары: женская прелесть, неискушенность и чистота, душевная гармония - складываются в архетип романтического представления об идеальной красоте и совершенстве. В некотором отношении Тамара Лермонтова не более реальна, чем Демон; и в то же время гораздо более реальна для поэта, чем реальная жизнь. Если Демон снится Тамаре, то и Тамара тоже снится герою. Услышав песню Тамары, Демон вдруг постигает, что ее образ был запечатлен в его душе по крайней мере «с начала мира», именно с тех пор ему «имя сладкое звучало». Семантика «сладкого» имени Тамара - финиковая пальма. С этим деревом связано представление о юге как стороне света. Юг вообще ассоциируется с солнечным светом, теплом, роскошью красок, избыточностью проявлений сверх возможностей жизни. В «Демоне» «юг» выявляется в любовной страсти Тамары. Ее чувство изображается как нарушение нормы, как болезнь и наваждение. Метафора «пожар любви» раскрыта буквально: подушка жжет, пылает грудь, туман в очах, нет сил дышать. Лермонтов подчеркивает невозможность четкой обрисовки происходящего с героиней, так как оно выходит за пределы материального и видимого. Тамара испытывает «невыразимое смятенье», мучается «неотразимой мечтой», ее душа «рвет свои оковы».

Что же так привлекло Демона в Тамаре? Она не просто красавица, этого было бы мало для любви. Он почувствовал в ней душу, способную понять его. Волновавшая Тамару мысль о судьбе рабыни была протестом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно на такую душу, полную гордыни, и мог наложить свою печать Демон.

«Восточная повесть» завершается картиной смерти Тамары. Она в гробу «как пери спящая мила», цвет ее лица хранит теплоту живых красок, взор как будто дремлет под ресницами. Странная улыбка замерла на устах Тамары - она сродни закатному лучу, золотящему перед наступлением ночи снега Кавказа. В изображении мертвой Тамары Лермонтов передает загадочную красоту, таинственную непостижимость смерти, в эстетике романтизма неразрывно связанной с любовью. Что же касается психологического аспекта образа Тамары, то он исключительно серьезен. Лермонтов обратился к исследованию глубин человеческой психологии и показал, что даже такая ангельски чистая, неиспорченная душа, как Тамара, ничем не может защитить себя от Демона, беззащитна перед ним и - более того - неудержимо стремится к нему. Лермонтов показывает притягательность зла для человека. Душа Тамары, терзаемая страстью к Демону, описана как поле столкновения, трагического противоборства Добра и Зла.