Балтийский флот во время северной войны. Выборгское морское сражение - "трафальгар балтики" Морские сражения на балтике

Балтийское море

Расширяющееся на севере Ботническим заливом и на востоке Финским заливом, Балтийское море имеет только средние глубины: примерно 100 метров в южном районе и максимальную глубину 159 метров между Швецией и островом Готланд. Оба залива с октября по июнь замерзают. Основная битва должна была разыграться в Финском заливе, который имеет длину примерно 400 километров и ширину 75 километров и на котором расположены большой город Ленинград, а также верфи Кронштадта.

Уже 4 апреля 1941 года вступлением германских войск в Югославию была объявлена тревога. В этот день был заменен секретный код советского морского флота.

В воскресенье 22 июня 1941 года, на рассвете, Гитлер приказал начать проведение операции «Барбаросса».

Генерал Попов, командующий Ленинградским фронтом, находился в Мурманске; политический комиссар Жданов проводил отпуск в Сочи; генерал Новиков, командующий ВВС, находился в Киеве!

За несколько дней до этого немецкие минные заградители скрытно от советских патрулей установили несколько минных заграждений перед русскими портами на входе в Финский залив, от Мемеля вплоть до острова Готланд. Они оставили открытым лишь несколько проходов между многочисленными островками в шведских территориальных водах так, чтобы немецкие и шведские корабли могли перевозить из Лулеа в Германию, внутри Ботнического залива, ценную железную руду. Многие из этих кораблей должны были идти в пределах шведских территориальных вод. К югу от минных полей новые немецкие подводные лодки, сходящие с верфей, должны были продолжать свои испытания.

В то воскресенье 22 июня 8 советских подводных лодок стояли в Риге, 15 – в Лиепае (Либаве) – это была 1-я бригада; 5 – в Ханко и 14 – в Таллине образовывали 2-ю бригаду; 25 – в Кронштадте составляли 3-ю бригаду.

Накануне подводные лодки 1-й и 2-й бригад были приведены в полную боевую готовность. 20 кораблей было незамедлительно выделено для оперативного применения вдоль побережья Восточной Пруссии и Померании. Подводные лодки 3-го дивизона 1-й бригады получили приказ на минирование подступов к Данцигу, Мемелю и Кольбергу. Немцы за 14 дней привели все свои торговые суда в порты и перебазировали свои военно-морские школы в Норвегию. Советские подводные лодки нашли лишь пустое море. Уже 22-го советский надводный флот понес свою первую потерю: эсминец «Гневный» подорвался на немецкой мине.

Тем не менее 25 июня в 7 часов утра С-4 (капитан 3-го ранга Абросимов) обнаружила немецкое торговое судно с сопровождением охраны и атаковала его. Недостаточно обученные рулевые С-4, вероятно возбужденные первым боем, недостаточно быстро заполнили торпедо-балластную цистерну, и подводная лодка на одно мгновение показала ограждение рубки, которое было замечено кораблем эскорта.

«Срочное погружение!» – приказал Абросимов.

Семь сброшенных эсминцами глубинных бомб сильно сотрясли подводную лодку.

С-4 перенесла эту бомбардировку, однако была вынуждена 9 часов оставаться под водой, чтобы уйти от атак судов сопровождения. Когда С-4 всплыла ночью, она получила радиограмму из Кронштадта: «Приказ всем подводным лодкам 1-й бригады: курс на Таллин».

22 июня в порту Лиепаи подводные лодки были внезапно атакованы двенадцатью Ju-88! Они сразу ответили огнем своих пулеметов и орудий. Под грохот орудий, ведших огонь по пикирующим и поливавшим пулеметным огнем палубы подлодок «Юнкерсам», подводные лодки уходили в море, в то время как город и база были в огне. Пять кораблей, а также эсминец «Ленин», не сумевшие выйти в открытое море, были взорваны и затоплены собственными экипажами. С-1 затонула на небольшой глубине и позже была поднята немцами и разобрана на металл.

С-5 с командиром 1-й бригады на борту, капитаном 1-го ранга Николаем Египко, первым подводником на Балтике, которому было присвоено звание Героя Советского Союза, покинула Лиепаю последней.

Шесть подводных лодок, чьи броневые листы ходовых мостиков были изрешечены пулями, взяли курс на север. Они следовали вдоль побережья, где небольшие глубины не позволяли эффективно маневрировать в подводном положении. Немецкие самолеты и быстроходные катера, охотившиеся на них, потопили С-3 (Костромичев), а остальные подводные лодки ушли сначала в Ригу, затем в Таллин.

28 августа, когда Таллин был сдан, они покинули порт и пришли в Кронштадт, где уже находились лодки С-4, С-5, Щ-307, Щ-308, Щ-322, М-98, М-79, М-95 и М-102…

Из 29 находившихся в эстонских портах торговых судов только одному удалось уйти в Ленинград. Лодка С-11 (Середа) с командиром дивизиона Тузовым на борту при возвращении из патрульного рейда ночью 2 августа подорвалась на мине. Щ-307 (Петров) 9 августа на севере от Даго торпедировала и потопила германскую лодку U-144 (капитан-лейтенант Герт фон Миттельштедт).

М-83 вернулась 24 июня в уже оккупированный порт Лиепаю, и командиру хватило времени только на то, чтобы затопить лодку. Затем он со своим экипажем по суше пробивался к советским войскам.

События развивались стремительно. Подступы к Ленинграду были заняты германскими войсками 31 августа; кольцо сужалось, в то время как германское судоходство свободно развивалось вдоль побережья Балтийского моря.

Военно-морская база в Кронштадте находилась в зоне досягаемости сухопутной артиллерии немцев. Ни надводный флот, ни подводные лодки СССР, казалось, не могли выйти из него. Финский залив, впрочем, был полностью в руках врага. Южное побережье было под контролем немцев, а северное побережье контролировали финны.

В эти катастрофические дни С-6 (Кульбакин) лишь по счастливой случайности 14 июля ушел от бомбардировки глубинными бомбами, в то время как С-9 была тяжело повреждена бомбой. С-5 подорвалась на мине 27 августа в 20 часов, при этом командир бригады Египко был выброшен взрывом за борт, но затем спасен. Такая же беда постигла на следующий день Щ-301 (Грачев). 30 августа «Калев» был затоплен собственным экипажем, а С-6 затонула после бомбардировки авиацией противника. Наконец, П-1 была уничтожена миной, когда в сентябре пыталась выполнить задачу по снабжению защитников полуострова Ханко.

Ввиду таких потерь командующий Балтийским флотом адмирал Трибуц наперекор всем опасностям бросил в бой все имеющиеся в его распоряжении подводные лодки.

Казалось, уже ничто не могло спасти советский флот (21 и 23 сентября) от массированных атак германской авиации, которая решила отправить его на дно любой ценой. В то время как матросы высаживались на сушу, чтобы вести там боевые действия, подводные лодки ночью принимали участие в противовоздушной обороне. Днем лодки, которые были еще в состоянии, ложились на грунт. Подводная лодка П-2 была потоплена бомбами. Адмирал Трибуц надеялся, что сможет спасти несколько подводных лодок: С-7 (Лисин), С-8 (Браун), Л-3 (Грищенко). С этой целью он приказал им под командованием Трипольского уходить через Бельт в Северное море. Однако прибытие наводящего ужас Tirpitz вместе с 3 крейсерами и 8 эсминцами к Аландским островам заставляло опасаться нападения на Ленинград. Вывод подводных лодок был отменен, и 16 лодок (С-4, Щ-303, Щ-311, С-7, М-95, М-98 и другие) было выставлено в качестве заграждения перед Финским заливом…

Из книги Путь зла [Запад: матрица глобальной гегемонии] автора Ваджра Андрей

ЗЕМЛЯ И МОРЕ В своей работе «Земля и море. Созерцание всемирной истории» классик немецкой политологии Карл Шмитт писал: «Наряду с «автохтонными», т.е. родившимися на суше, существуют также «автоталассические», т.е. исключительно морем определяемые народы, никогда не

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Из книги Такой была подводная война автора Буш Харальд

Радиолокация на море Между тем перелом в подводной войне наступил уже давно. С конца весны 1942 года, и особенно начиная с июня, от командиров немецких подводных лодок стали все чаще поступать донесения о явлениях, показавшихся сначала странными. Командиры лодок сообщали,

Из книги Авианосцы, том 1 автора Полмар Норман

Северное море С окончанием Дарданелльской операции центр тяжести боевой деятельности КМВС переместился со Средиземного моря в Северное. Теперь морская авиация вела бои с цеппелинами над самой Англией и наносила удары по немецким позициям на континенте. Проводились

Из книги Операции английского флота в первую мировую войну автора Корбетт Юлиан

Глава XVII. Отправка подводных лодок в Балтийское море и гибель линейного корабля Audacious Не считая попытки германских миноносцев, пресеченной Undaunted, с 17 октября немцы ничего не предпринимали, чтобы помешать прибрежной операции в Бельгии.Подобное упущение особенно

Из книги Война на море. 1939-1945 автора Руге Фридрих

Балтийское море до немецкого отступления Обстановка на Балтийском море была совершенно иной, чем на полярных. Здесь велась позиционная война, подобно тому как это было в 1915–1917 гг. в Ирбенском проливе. Германские минные заградители накрепко заперли выход из внутренней

Из книги В глубинах полярных морей автора Колышкин Иван Александрович

Для тех, кто в море Наша жизнь резко делится на две крайне различные формы бытия: в море и в базе.В море - значит на фронте. Только фронт наш своеобразный. Он начинается с выходом из Кольского залива и простирается на сотни миль вокруг - к западу, северу, востоку. Как охотник

Из книги Въездное + (Не)Выездное [Книга 1: По России] автора Губин Дмитрий Маркович

#Россия #Петербург Балтийское заливное Теги: Приморское шоссе и Балтийский залив как эквивалент Рублевки. – Приморское шоссе и Балтийский залив как антипод Рублевки. – Почему Комарово не Ново-Огарево, Репино не Жуковка, а Солнечное не Чигасово. Трюизмы вроде «всюду

Из книги Вторая мировая война автора Черчилль Уинстон Спенсер

Глава 14 Американские победы на море. Коралловое море и остров Мидуэй Теперь на Тихом океане происходили волнующие события, отражавшиеся на всем ходе войны. К концу марта первый этап японского военного плана увенчался настолько полным успехом, что это удивило даже его

Из книги The Beatles - полный путеводитель по песням и альбомам автора Робертсон Джон

Pepperland Sea Of Time & Sea Of Holes Sea Of Monsters March Of The Meanies Pepperland Laid Waste ~ ~ ~ Пепперляндия Море времени и море дыр Море монстров Марш злодеев Отбросы Пепперляндии (George

Из книги Две тысячи лет до нашей эры [Эпоха Троянской войны и Исхода, Хаммурапи и Авраама, Тутанхамона и Рамзеса] автора Бибб Джеффри

Глава 4 Море В начале второго тысячелетия до н. э. вдоль морских берегов плавало больше судов, чем может себе представить читатель, не являющийся специалистом в древней истории. В основном это галеры, широкие, с заостренным носом и прочной кормой. Большинство из них ночью

Из книги Мы из подводного космоса автора Касатонов Валерий Федорович

11. Его поглотило море Тот, кто рождён был у моря, тот полюбил навсегда белые мачты на рейде…" Это о нас, юношах, родившихся на берегах Невы. Мы бредили подводными лодками! В 1950-ые годы начался бум строительства подводных лодок в СССР. Родине требовалось много подводников.

Из книги Простаки за границей или Путь новых паломников автора Твен Марк

Глава XXI. Удивительные образцы искусства и архитектуры. - Как народ встречает паломников. - Дом Марии Магдалины. - Тивериада и ее обитатели. - Священное море Галилейское. - Море Галилейское ночью. Магдала не блещет красотой, - это истинно сирий­ское селение, иными

Из книги Въездное & (Не)Выездное автора Губин Дмитрий

#Россия #Петербург Балтийское заливное Теги: Приморское шоссе и Балтийский залив как эквивалент Рублевки. – Приморское шоссе и Балтийский залив как антипод Рублевки. – Почему Комарово не Ново-Огарево, Репино не Жуковка, а Солнечное не Чигасово. Трюизмы вроде «всюду

Из книги Долгота автора Собел Дава

2. В море без времени Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах видят дела Господа и чудеса Его в пучине. Псалом 107 - Мерзкая погода! - пробормотал адмирал сэр Клоудисли Шовелл. Его эскадра шла в густом тумане уже двенадцатый день. Он

Из книги Архипелаг приключений автора Медведев Иван Анатольевич

В море Жизнь и взаимоотношения моряков на корабле во время плавания сочетали в себе жесткую дисциплину и демократические начала.Задача капитана состояла в том, чтобы разработать план разбойничьей операции и успешно осуществить его. Проект выносился на собрание

«Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет, - обе руки имеет».

Пётр I

27 июля (7 августа) произошли две блистательные победы русского флота - морские сражения со шведским флотом у мыса Гангут (Ханко) (1714) и у острова Гренгам (1720).

Одним из главных направлений внешней политики российского государства издревле была борьба за выход к морским побережьям, прежде всего к Балтийскому морю. Важнейшим этапом этой борьбы стала Северная война 1700–1721гг. и, в частности, морские сражения русского и шведского флотов у мыса Гангут и острова Гренгам.

Летом 1714 г. русский галерный флот под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина (99 галер и скампавей) направлялся из Кронштадта к Аландским шхерам для усиления русского гарнизона в г. Або. Путь ему преградил шведский линейный флот вице-адмирала Ватранга (15 линкоров, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля, отряд гребных судов), расположившийся у южной оконечности полуострова Гангут. Чтобы обойти корабли противника, русская сторона решила перетащить часть своих судов через переволоку в узкой части перешейка. Шведы отправили к конечному пункту переволоки эскадру контр-адмирала Н. Эреншельда (10 кораблей). Воспользовавшись разделением шведских сил и штилем, часть русского флота прорвалась на вёслах вдоль берега и блокировала Эреншельда в Рилакс-фьорде. На предложение сдаться шведы ответили отказом, после чего командовавший авангардом Пётр I приказал атаковать противника.

В ходе сражения шведы потеряли 10 кораблей, 361 человека убитыми, 350 ранеными и 237 пленными. Потери России составили 127 убитых и 342 раненых. За участие в Гангутской битве 130 русских офицеров было награждено золотыми медалями, 3 тыс. 284 нижних чина - серебряными.

Гангут - первая крупная победа русского флота. Она подняла дух войск, показав, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Усилились позиции России в Финляндии. Боевые действия были перенесены на шведскую территорию.

Через шесть лет, 27 июля (7 августа) 1720 г., у острова Гренгам галерный флот под командованием генерала М. М. Голицына (61 галера и 29 лодок, 52 орудия) разбил шведскую эскадру вице-адмирала Шенблата.

27 июля (7 августа) русский флот двинулся к острову Гренгам, чтобы занять удобную позицию в шхерах, но был атакован шведами и повернул обратно в пролив. Когда шведские корабли втянулись в мелководный район, русские перешли в контратаку и взяли 4 фрегата на абордаж, остальные шведские корабли отступили. Шведы потеряли 103 человека убитыми и 407 пленными, русские - 82 убитыми и 203 ранеными.

Победа при Гренгаме ускорила заключение Ништадского мира и окончание Северной войны.

Лит.: Кротов П. А. Гангутская баталия 1714 года. СПб., 1996; Северная война 1700–1721 гг. // Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. М., 1948. Разд. 2. С. 43-68; То же [Электронный ресурс]. URL : http :// militera . lib . ru / h / boevaya _ letopis _ flota /08. html ; Новиков Н. В. Гангут. М., 1944; Материалы для истории Гангутской операции. Вып. 1-4. Пг., 1914-1918; Ростунов И. И., Авдеев В. А., Осипова М. Н., Соколов Ю. Ф. История Северной войны 1700–1721 гг. М., 1987. Гл. 4. Освобождение Прибалтики и Финляндии; Гл. 5. Последние сражения и завершение войны; То же [Электронный ресурс]. URL :

(1700, 1715-1721)
Турция
Франция

Командующие Пётр I
Фредерик IV
Август Сильный Карл XII Силы сторон В начале войны: Дания - 29 линейных кораблей (1922 орудия), Россия - 0.
К концу войны: более 60 линейных кораблей. В начале войны: более 220 линейных кораблей.
К 1714 году - около 40 линейных кораблей.

Балтийский флот во время Северной войны являлся одной из главных военных сил на Балтийском море. Флотом были одержаны морские победы при Гангуте (1714), Эзеле (1719) и Гренгаме (1720), в завершающий период войны проводились активные каперские действия (1715-1721).

Понятие морской операции

Морские силы России и Швеции к 1700 году

Россия

Состав Шведского флота в июне 1700 г.

Название корабля Ранг Тип корабля Водоизмещение , шведских тонн Число пушек: количество пушек * калибр орудий в фунтах (n-фунтовых) Дата постройки корабля (спуска на воду)
Король Карл (Kung Karl) 1 линейный корабль 2730 104/110: 10 36-фунт., 22 24-фунт.,

30 18-фунт., 28 8-фунт., 14 4-фунтовых

1694
Энигхетен (Enigheten) 1 линейный корабль 2170 94: 56 24-фунт., 28 8-фунт.,

6 4-фунт., 4 3-фунтовых

1696
Королева Хедвига Элеанора (Drottning Hedvig Eleanora) 1 линейный корабль 2020 88/90: 30 24-фунт., 28 12-фунт.,

22 6-фунт., 4 4-фунт., 4 3-фунт.

1683
Королева Ульрика (Drottning Ulrika) 1 линейный корабль 1970 80: 26 24-фунт., 24 18-фунт., 22 12-фунт.,

4 6-фунт., 4 3-фунт.

1684
Принц Карл (Prins Karl) 1 линейный корабль ? 76/80: ? 1685
Принцесса Хедвига София (Prinsessa Hedvig Sofia) 2 линейный корабль 1920 80: 26 24-фунт., 24 18-фунт., 22 12-фунт., 4 6-фунт., 4 3-фунт. 1692
Принцесса Ульрика (Prinsessan Ulrika) 2 линейный корабль 70/80: 24 24-фунт., 24 12-фунт., 18 6-фунт., 4 3-фунт. 1694
Сверйе (Sverige) 2 линейный корабль ? 82 1678
Ёта (Göta) 2 линейный корабль ? 70/76: 24 24-фунт., 26 12-фунт., 16 6-фунт., 4 3-фунт. 1686
Венден (Wenden) 2 линейный корабль 1470 76/82: 24 24-фунт., 2 18-фунт., 18 12-фунт., 24 6-фунт., 4 3-фунт. 1689
Смоланд (Småland) 2 линейный корабль ? 68/70: ? 1679
Стокгольм (Stockholm) 2 линейный корабль 1470 70/76: 28 24-фунт., 24 18-фунт., 14 8-фунт.,

6 6-фунт., 4 3-фунт.

1682
Карлскруна (Karlskrona) 2 линейный корабль 1470 70: 24 24-фунт., 26 12-фунт., 16 6-фунт., 4 3-фунт. 1686
Виктория (Viktoria) 2 линейный корабль 1470 70: 24 24-фунт., 24 12-фунт., 18 6-фунт., 4 3-фунт. 1680
Блекинге (Blekinge) 2 линейный корабль 1470 70: 24 24-фунт., 2 18 фунт., 26 12-фунт., 12 6-фунт., 6 4-фунт. 1682
Врангель (Wrangel) 3 линейный корабль ? 60/70: 12 24-фунт., 10 18-фунт., 16 12-фунт., 10 8-фунт., 2 6-фунт., 10 4-фунт. 1664
Финлянд (Finland) 3 линейный корабль ? 64: 24 18-фунт., 24 8-фунт., 14 4-фунт., 2 3-фунт. 1667
Бохус (Bohus) 3 линейный корабль ? 74: 1663, перестроен в 1687
Упланд (Upland) 3 линейный корабль ? 70: 24 18-фунт., 24 8-фунт., 18 4-фунт., 4 3-фунт. 1666
Скания (Skånia) 3 линейный корабль 1215 64/68: 24 18-фунт., 24 8-фунт., 14 4-фунт., 2 3-фунт. 1697
Геркулес (Hercules) 3 линейный корабль ? 54/62: 6 24-фунт., 10 18-фунт., 18 12-фунт.,18 6-фунт., 2 3-фунт. 1650
Вестманланд (Westmanland) 3 линейный корабль ? 62 1696
Фредерика Амалия (Frederika Amalia) 3 линейный корабль 1215 62: 24 18-фунт., 24 8-фунт., 8 6-фунт., 4 4-фунт. 1698
Сёдерманланд (Södermanland) 4 линейный корабль 1080 52/56: 22 18-фунт., 22 8-фунт., 8 6-фунт. 1693
Поммерн (Pommern) 4 линейный корабль 1070 56: 22 18-фунт. , 22 8-фунт., 10 4-фунт., 2 3-фунт. 1697
Эланд (Őland) 4 линейный корабль 1025 1681
Халланд (Halland) 4 линейный корабль 980 1682
Эстлянд (Estland) 4 линейный корабль 960 56: 4 18-фунт., 16 12-фунт., 20 6-фунт., 16 3-фунт. 1682
Готланд (Götland) 4 линейный корабль 990 56: 4 18-фунт., 16 12-фунт., 20 6-фунт., 16 3-фунт. 1682
Ливлянд (Lifland) 4 линейный корабль 965 56: 16 18-фунт., 4 12-фунт., 20 8-фунт., 16 3-фунт. 1682
Эзель (Ősel) 4 линейный корабль 965 56: 16 18-фунт., 4 12-фунт., 20 8-фунт., 16 3-фунт. 1683
Ватхмейстер (Wachtmeister) 4 линейный корабль 775 56: 16 18-фунт., 4 12-фунт., 20 8-фунт., 16 3-фунт. 1681
Гётеборг (Göteborg) 4 линейный корабль 870 44/50: 18 12-фунт., 20 6-фунт., 6 3-фунт. 1696
Принц Фредерик Вильгельм (Prince Frederik Vilhelm) 4 линейный корабль 630 40/50: 18 18-фунт., 18 6-фунт., 4 4-фунт. 1698
Кальмар (Kalmar) 4 линейный корабль 815 1695
Висмар (Wismar) 4 линейный корабль 695 46: 4 12-фунт., 14 8-фунт., 4 6-фунт., 20 4-фунт., 4 3-фунт. 1694
Штетин (Stettin) 4 линейный корабль 740 46: 4 12-фунт., 14 8-фунт., 20 4-фунт., 8 3-фунт. 1695
Вреден (Wreden) 4 линейный корабль 815 44/52: 20 12-фунт., 20 6-фунт., 12 3-фунт. 1697
Норрчёпинг (Norrköping) 4 линейный корабль 815 44/46: 18 12-фунт., 20 6-фунт., 8 3-фунт. 1698
Хальмстад (Halmstad) 4 фрегат 815 44: 18 12-фунт., 20 6-фунт., 6 4-фунт. 1699
Рига (Riga) 5 фрегат 780 32: 16 18-фунт.,16 6-фунт. 1684
Штральзунд (Stralsund) 5 фрегат 515 32: 16 18-фунт., 16 4-фунт. 1688
Стенбоккен (Stenbocken) 5 прам ? 24: 10 18-фунт., 4 12-фунт., 10 3-фунт. 1679
Варберг (Varberg) 5 фрегат 630 36: ? 1699
Марстранд (Marstrand) 5 фрегат 375 26: 18 8-фунт., 8 6-фунт. 1699
Дельфин (Delfin) 5 фрегат 283 22 1677
Юнас (Jonas) 5 транспорт ? 20: 18 8-фунт., 2 4-фунт. 1698
Фалкен (Falken) 6 фрегат 375 26: 20 8-фунт., 6 3-фунт. 1688 (1689)
Фама(Fama) 6 фрегат 152 16: 6 6-фунт., 10 4-фунт. 1678
Нептун (Neptunus) 6 фрегат 166 16 3-фунт. 1687
Йегарен (Jägaren) 6 фрегат 166 16 3-фунтовых 1686
Сван (Svan) 6 фрегат 186 10/16 3-фунт. 1686
Фригге (Frigga) 6 фрегат 77 10: 6-6-фунт., 4 4-фунт. 1698
Хуммерн (Hummern) 6 шнява 108 14: 8 6-фунт., 6 3-фунт. 1700
Яков Младший (Iac Minor) 6 бомбардирский корабль ? ? 1695
Оскедундер (Åskedunder) 6 бомбардирский корабль 190 1 мортира, 4 4-фунт. 1698
Астрильд (Astrild) 6 бригантина (шнява) ? 8 1699
Терезия (Theresia) 6 бригантина 103 6 6-фунт., 6 4-фунт. 1676

Становление Русского флота на Балтике

Русско-шведские столкновения на морях и озёрах 1700-1702 годах

Единственной военной операцией на море в 1701 году была попытка отряда шведского флота нанести возможно больший ущерб Архангельскому порту и северной русской торговле в целом. Для достижения этой цели в Белое море была послана шведская эскадра под командованием коммандора Леве, вышедшая из порта Гётеборга 7 июня 1701 года .

У Берёзового устья шведский отряд перебил русский сторожевой гарнизон , состоявший из 15 солдат и 1 офицера. Далее шведская эскадра двинулась к Новодвинской крепости.

На одном из этих кораблей находились двое русских пленных: Иван Рябов - «служебник» Николаевского Карельского монастыря и переводчик Дмитрий Борисов, которых шведы заставили вести их суда к Архангельску . Возможно из-за заведомо неверных сведений русских пленников шведы повели свои суда к Ново-Двинской крепости прямо под огонь 4 береговых батарей и два из них: фрегат и яхту , посадили на мель . Оба они были взяты солдатами русского отряда, размещённого на 2 ботах (всего гарнизон Новодвинской крепости насчитывал 700 человек). Русские трофеи, снятые с этих кораблей составили: 13 пушек, 200 ядер, 850 досок железа, 15 пудов (около 270 кг) свинца. Потери гарнизона Новодвинской крепости составили 2 человека убитыми и несколько ранеными.

После тринадцатичасового боя, занявшего и большую часть ночи с 25 на 26 июня шведы принуждены были уйти на одном фрегате (Tofva-lite), оставив в руках русских два судна: Mjohund и Falk. Переводчика Дмитрия Борисова шведы убили; Иван Рябов притворился мертвым, а затем вплавь добрался до берега. Другая часть шведской эскадры оставалась в Белом море до 21 июля, захватывая рыболовецкие суда и сжигая прибрежные деревни. К 25 августа шведы вернулись в Гётеборг .

Посылка шведской экспедиции к Архангельску , надо полагать, было заранее известна русской стороне, потому как известно, что для отражения шведской эскадры ещё до появления последней, с четырёх английских купеческих кораблей было взято 13 железных пушек .

1702 год

1708 год

1711 год

Состояние Шведского флота в 1710-1721 годах

Неудачные для Швеции боевые действия на суше в 1707-1709 гг. (Под Лесным, Полтавой и Переволочной), а затем бегство Карла XII из России крайне плачевно сказались на финансировании строительства и ремонта кораблей Шведского флота, а последовавшее затем фактическое поражение Шведского флота от Датского в Кёге-бухте (1710) ещё более сильно ударило по состоянию и престижу Шведского Королевского флота. С 1710 по 1721 гг. на Шведских верфях был заложен только один линейный корабль и 10 фрегатов. Вместо полноценных боевых кораблей на шведских верфях развернулось масштабное строительство галерных флотов, и хотя Шведский линейный флот и стремился по-прежнему действовать против прибрежных городов и коммуникаций своих противников (подробнее см. ниже), но из года в год после морского сражения в Кёге-бухте (1710 г.) количество шведских линейных кораблей неуклонно сокращалось, а количество галер, полугалер, бригантин, прамов и бомбардирских кораблей увеличивалось.

Состав Шведского флота на 1 августа 1710 года

Состав русского Балтийского флота на 1 августа 1710 года

Название корабля Тип корабля Число орудий Калибр орудий
Выборг Линейный корабль 50 18, 8, 4-фунтовые
Рига Линейный корабль 50 18, 8, 4-фунтовые
Пернов Линейный корабль 50 18, 8, 4-фунтовые
Олифант фрегат / прам 36 6-фунтовые
Думкрат фрегат / прам 26/36 24-фунтовые
Святой Пётр фрегат 30 8-фунтовые
Святой Павел фрегат 30 8-фунтовые
Штандарт фрегат 24/28 6-фунтовые
Петербург фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Шлиссельбург фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Кроншлот фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Нарва фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Архангел Михаил фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Иван-город фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Бык прам 24 ?
Буйвол прам 24 ?
Arcke des Verbonees прам 16/18 ?
Arcanne прам 16/18 ?
Лизет шнява 16/18 3-фунтовые
Мункер шнява 14 3-фунтовые
Святой Яким шнява 14 3-фунтовые
Ямбург шнява 14 3-фунтовые
Дегас

18 мая 1703 года в устье реки Невы состоялся морской бой между тремя десятками лодок с солдатами Преображенского и Семёновского лейб-гвардейских полков и двумя боевыми кораблями шведского флота, пришедшими в составе эскадры на помощь крепости Ниеншанц. В ходе непродолжительного боя оба шведских корабля были взяты на абордаж. Бой сей явился первым морским сражением русского флота на Балтике. 18 мая считается датой рождения Балтийского флота.

11 мая 1703 года Пётр I жестокой бомбардировкой заставил сдаться шведскую крепость Ниеншанц в устье Невы, на месте нынешнего Санкт-Петербурга. А уже вечером 13 мая невдалеке от устья Невы появляется эскадра из девяти шведских судов под командованием адмирала Нумерса, направленная на помощь осажденной крепости.

Шведы, не зная, сдалась крепость или нет, подали условный сигнал - два пушечных выстрела. Борис Петрович Шереметев распорядился ответить двумя выстрелами крепостной артиллерии, что и повторял потом ежедневно утром и вечером. Пароль угадали верно, шведы его приняли и, задержанные встречным ветром, встали на якоря, спустив шлюпку, которая должна была привезти на борт лоцмана. Засада с Гутуевского острова атаковала высадившихся со шлюпки, но преждевременно - удалось захватить лишь одного матроса. Сама шлюпка поспешно вернулась к эскадре.

Шведов, впрочем, не смутило присутствие на Гутуевском острове небольшого отряда русских. Ниеншанц исправно утром и вечером подавал опробованные условные пушечные сигналы, что убеждало шведских моряков в полном благополучии дела.

17 мая от эскадры отделились высланные на разведку десятипушечный бот «Гедан» («Щука») и восьмипушечная шнява «Астрильд» («Звезда»). Однако они не успели до наступления темноты войти в Неву и встали на якорь в ожидании рассвета. Об этом тотчас дают знать Петру в Ниеншанц.

Петр с Меншиковым с тридцатью лодками спустились ночью навстречу неприятелю. Часть лодок под командованием Меншикова осталась у истоков реки Фонтанки скрывшись за островом Овечий, а вторая половина во главе с самим Петром I спустилась к деревне Калинкиной к морю. На рассвете эта группа тихою греблею вдоль Васильевского острова на фоне леса обошла шведов и зашла на них со стороны моря. Под утро потемнел горизонт и пошел проливной дождь, что сыграло на руку атакующим. Группа Меншикова вышла с верховьев Фонтанки, после чего обе группы одновременно атаковали шведов.

Шведы, еще ночью заметив обходящие их лодки, сыграли тревогу и подняли паруса, намереваясь присоединиться к эскадре. Однако сильный встречный ветер и узость протоки им в этом препятствовали. Шведская эскадра также подняла паруса, пытаясь прийти на помощь попавшим в ловушку товарищам, однако войти в Неву не решилась.

Шведские корабли открыли сильный заградительный артиллерийский огонь. Несмотря на это, а также полное отсутствие своей артиллерии, русские лодки бросились в атаку на шведские суда. Миновав зону обстрела корабельных пушек, лодки достигли бортов кораблей и начался жестокий абордажный бой. При помощи только мушкетной стрельбы и гранат русские солдаты взяли оба шведских судна на абордаж. Свершилось небывалое - с лодок, не имевших артиллерийского вооружения, были захвачены в абордажном бою два военных корабля, оснащенных восемнадцатью пушками. Царь одним из первых влетел на палубу «Астрели» с топором и гранатою в руках.

Взяв вражеские корабли в качестве трофея, русские воины привели их в полдень следующего дня 19 мая к стенам крепости, получившей название Шлотбург. Обескураженный потерей двух кораблей, адмирал Нумерс увел эскадру в море, но продолжал оставаться все лето у устья Невы.

Все офицеры, участвовавшие в бою, были награждены золотыми медалями с цепями, а солдаты - серебряными медалями без цепей. На одной стороне медали находился барельефный портрет Петра I, а на другой - фрагмент боя и надпись: «Небываемое бывает. 1703». По правительственному заказу были изготовлены гравюры с изображением взятых судов и видом боя.

Приказом Главнокомандующего ВМФ России от 19 декабря 1995 года день 18 мая объявлен днем создания Балтийского флота и с 1996 года ежегодно отмечается как День Балтийского флота.

В правление Петра Великого развитию торговых отношений с другими странами сильно препятствовало отсутствие у России выходов к Балтийскому морю. В с то время на Балтике господствовали шведы. Россия полностью отрезана от моря. Петр Великий отлично понимал, что для того, чтобы отвоевать выход к морю, необходимо иметь сильный флот. В начале 17 века у России были военные корабли, однако большинство из них были не приспособлены к военным действиям на море. 20 октября 1696 года на адмиралтейской верфи началось строительство первого российского военного корабля, эта дата считается датой рождения регулярного Военно-Морского Флота России. Некоторые корабли были куплены за границей, другие были построены в России. Боевые корабли продолжали строить и после начала великой северной войны. В период правления Петра Балтийский флот достиг пика своего расцвета.

Подготовка к борьбе за выход к Балтийскому морю

В начале 17 века Швеция представляла собой страну, армия которой имела прекрасное тактическую боеспособность. Шведский морской флот по своей военной мощи считался одним из самых сильных в мире. Усилиями русской дипломатии был заключен военный союз между Россией, Польшей и Данией. Первые боевые действия союзников России в начале северной войны не были успешны. На море Россию смог поддержать только датский флот. Польша на то время не имела боеспособных морских кораблей. Однако Дания поспешила заключить с Швецией мирный договор у же в августе 1700 года, в начале Северной войны.

Русский царь продолжал осуществлять целенаправленную военную подготовку. На Олонецких верфях были построены несколько парусных и гребных судов, в том числе знаменитый «Штандарт » и «Золотой орел ». Однако боеспособность российского флота зависела не только от количества и качества боевых кораблей, но также и от уровня подготовки моряков. В связи с этим в 1707 году открываются первые школы, осуществляющие военную подготовку специалистов различного уровня: артиллеристов, инженеров, врачей и т.д.


Фрегат «Штандарт» точная копия боевого корабля, построенного Петром Великим в 1703 году

Историки придают большое значение морским сражениям на Балтике , благодаря которым в итоге Россия смогла преодолеть экономическую изоляцию, заполучив наконец выход к Балтийскому морю.

После знаменитой битвы на мысе Гангут в сознании общественности европейских стран изменилось представление о непобедимости Шведского флота. Россия продемонстрировала свою огневую мощь, доказав на примере, что способна отвоевать выходы к Балтике.


Морское сражение на балтике

Если еще оставались какие либо сомнения насчет того, что Россия превратилась в сильную военно-морскую державу, то они были развеяны после сражения при Гренгаме. Когда русская эскадра обнаружила шведские корабли рядом с островами Лемланд и Фритсберг, погодные условия не позволили русским морякам сразу же вступить в бой, что было воспринято шведскими моряками как проявление слабости. После того, как шведские корабли начали открыто атаковать российскую флотилию, русские корабли продемонстрировали свою огневую мощь. Прекрасная боевая подготовка морских артиллеристов сделала свое дело. В результате битвы при Гренгаме шведский флот потерпел сокрушительное поражения. Россия окончательно укрепила свое господство в Финском заливе.