Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал. «Кинжал» (Брюсов Валерий Стихи) Как эпиграф помогает понять тему кинжал брюсов


В стихотворении «Кинжал» В. Брюсов обращается к теме предназначения поэта и поэзии. Эта тема часто поднималась великими русскими классиками в их творениях. Об этом писал и Пушкин, и Лермонтов… Но несмотря на это, рассуждения Брюсова нельзя назвать посредственными и ординарными. Пусть он не первый рассуждает на эту тему, но рассуждения его оригинальны и не являются «очередными» в общем потоке.

Взгляды Брюсова на роль поэта в жизни общества отличаются от взглядов его предшественников. Главная идея стихотворения такова: творец должен вынимать из ножен “кинжал поэзии» и призывать народ к борьбе только тогда, когда сам народ окажется в полной готовности к переменам. Иначе борьба будет лишена всякого смысла. Ранее авторы высказывали в своих стихотворениях мысль о необходимом бунте поэта, его восстании против большинства. В их понимании поэт противопоставлен обществу, и именно из этого противопоставлении вытекает прогресс, движущая сила. У Брюсова абсолютно другое видение. Он наоборот придерживается мнения о том, что поэт и общество – это одна сила, части которой не могут существовать отдельно.

Линейная композиция стихотворения выстроено предельно четко. Автор развивает свою мысль последовательно на протяжении всех 5 строф. В первой строфе Брюсов призывает поэта к борьбе, формулируя тезис о том, что «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,

И песня с бурей вечно сестры».

Однако во второй строфе автор делает резкое замечание, реставрируя смысл первой строфы. По его словам, когда у народа нет “ни дерзости, ни сил”, лучше не поднимать народ на борьбу, а уйти с головой в свой собственный поэтический мир, ибо реальный мир к переменам не готов.

В третьей строфе он продолжает развивать мысль о том, что поэт не может противостоять общественным настроениям, ибо именно они строят дальнейший путь развития, а не единичные личности. Брюсов «ненавидит всей этой жизни строй», который он считает позорно-мелочным, неправым, некрасивым». Но ничего предпринять он не может, ибо поэт и общество-это одно целое и противостояние между ними обречено на неудачу, которая повлечет за собой неотвратимые последствия, а именно – крах идей борьбы и падение прежних идеалов.

В четвертой строфе автор описывает уже иную ситуацию. Ту, в которой поэт и общество уже полны радикальных настроений и настроены на активную борьбу. Брюсов пишет: «Я вторю грому с небосклона», подчеркивая его готовность разделить боевой дух общества, направлять его в нужное русло.

Пятая строфа подводит итог всему стихотворению. В ней Брюсов обобщает мысль о том, что смысл имеет только совместная борьба поэта и общества. Невозможно двигаться к переменам, если люди опустили головы и не хотят смотреть на предстоящий путь.

Стихотворение доверху наполнено художественными средствами. Давайте обратимся к ним.

Сразу бросается в глаза обилие пафосной лексики. Я полагаю, автор вводит ее для того, чтобы придать стихотворению должную торжественность. Ведь оно, по сути, является своеобразным манифестом, выражающим отношение Брюсова к роли поэта и поэзии в обществе. Хоть Брюсов и является поэтом-символистом, все строки стихотворения выстроены четко, здесь нет места двусмысленным образам, что произведение с понятием классицизма.

Ритмика стихотворения также работает на основное идейное содержание. В первых трех строчках каждой строфы поэт использовал шестистопный ямб, а в заключительной – четырехстопный. Такая ритмическая конструкция придает четверостишиям «Кинжала» афористичность, объемность, нужную эмоциональную напряженность.

Что касается звукописи, то в четвертой строфе можно заметить аллитерацию («заветный зов трубы», «я вторю грому» и т.д.). Более того, в том или ином виде она прослеживается по ходу всего произведения. В свою очередь, строчка «Как прежде, пробежал по этой верной стали» дает выверенное сочетание ассонансов (на «е» и «а») с пунктиром «рокочущих» согласных. Она не выражена так ярко, как у Бальмонта, например, однако Брюсов ее все равно использует, и она так же, как и ритмика, подчеркивает идейное содержание творения. Борьба, напряженность, мощность… Все это чувствуется сквозь строки.

Говоря о синтаксисе, нельзя не обратить внимание на обильное использование однородных членов в предложениях («Позорно-мелочный, неправый, некрасивый» ; «отточенный и острый.» ; «ни дерзости, ни сил и т.д). Мне кажется, они делают стихотворение более выразительным, образным.

Валерий Брюсов, классик русской поэзии, очень рано связал свою жизнь с литературой и прошел большой творческий путь. Ему покорились все поэтические жанры: историко-мифологическая поэзия, любовная лирика, тема природная и гражданская лирика.

Наиболее известным из гражданской лирики Брюсова является стихотворение «Кинжал», написанное им в 1903 г. и привлекшее к себе большое внимание критики.

Основной идеей произведения становится роль поэта, его служение обществу, его гражданская позиция.

Стихотворение Брюсова начинается не с рассказа о кинжале, а с короткого упоминания о нем:

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,
Как и в былые дни, отточенный и острый...

И лишь потом появляется фигура поэта, решившего отречься от внешнего мира:

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,
Я уходил в страну молчанья и могил,
В века загадочно былые...

Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,
Не веря в робкие призывы...

Я отзыв вам кричу, я - песенник борьбы,
Я вторю грому с небосклона...

К людям обращено основное литературное оружие автора - его поэтический дар.

Основная проблема, которую поднимает Брюсов в стихотворении, - историческая своевременность борьбы, предчувствие надвигающихся перемен.
Лирический герой появляется уже в первой строфе стихотворения. Но если сначала это фигура отвлеченная, то далее автор говорит, что поэт - он сам:

Поэт всегда с люди, когда шумит гроза...
И снова я с людьми, - затем, что я поэт...

Стихотворение пронизано настроениями грядущих исторических перемен, нарастающей революции, патриотических идей. Образы поэта, кинжала, народа, надвигающейся бури гармонично сочетаются и раскрывают гражданскую тему стихотворения.

Брюсовский «Кинжал» создан с применением многочисленных эпитетов («позорно-мелочный строй», «огнистые знамена», «робкие призывы»); ярких метафор («кинжал поэзии», «пробежал кровавый молний свет»).

Поэт, изображенный Брюсовым в стихотворении, верит, что его песнь будет услышана и созвучна грядущим переменам. Он поэт, и он должен быть с людьми, он «песенник борьбы» и вдохновитель революционных перемен.

Несмотря на то что Валерий Брюсов имел прямое отношение к символизму, все же одно из его гениальных творений относится к Стихотворение «Кинжал» было написано в 1903 году, оно посвящено Михаилу Юрьевичу Лермонтову и Александру Сергеевичу Пушкину - двум великим писателям, отдавшим свою жизнь борьбе с самодержавием, поднимавшим в своих произведениях вопросы свободы, а также роли поэта в обществе.

Брюсова «Кинжал» позволяет провести некую параллель с одноименной работой Лермонтова. Валерий Яковлевич употребил в своем произведении всего лишь одну метафору, сравнив клинок с поэтическим даром. По его мнению, все должны в совершенстве владеть острым орудием возмездия. Брюсов считает, что слово имеет очень большое влияние, вопрос лишь в том, желает ли сам поэт оттачивать свое мастерство и доносить до общества скрытый смысл стихов, чтобы они были понятны и ясны.

Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал» позволяет увидеть различия между мировоззрением автора и его предшественников - Пушкина и Лермонтова. Александр Сергеевич и Михаил Юрьевич считали, что поэт должен писать стихи для людей, не обращая внимания на преграды и недопонимание. А вот Валерий Яковлевич думает, что бессмысленно разговаривать о высоких материях, если народ находится в неволе. Поэт не может что-либо изменить, пока люди сами не попытаются избавиться от груза. Писатель должен подчиниться мнению общественности, а не наоборот.

Валерий Яковлевич понимает, что в одиночку он ничего не может сделать. Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал» показывает, что автор отводит поэту роль стороннего наблюдателя и сводит к нулю какое-либо значение литературы. Писатель должен включаться в борьбу, когда начинаются народные волнения. Валерий Брюсов «Кинжал» написал с верой в изменение политической ситуации в стране. Многие считают, что он обладал даром предвиденья, поскольку через два года после сочинения стихотворения произошла революция.

Валерий Яковлевич предсказывал смену общественной информации, он для себя четко решил, на какой стороне будет выступать. Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал» позволяет понять, что автор восхищается творчеством Лермонтова и Пушкина, понимая, что их произведения были более значимыми для общества, чем его работы. Валерий Яковлевич выбирает сторону народа, но сам не может объяснить, почему он это делает. Михаил Юрьевич и Александр Сергеевич в свое время были связующим звеном между разными слоями общества, а вот сам Брюсов таким не является.

Поэт не гордится своим творчеством, потому что он не в силах что-либо изменить. В произведениях не слышится призыва к действию, царский режим не обращает на них никакого внимания. Стих Брюсова «Кинжал» еще раз подчеркивает, что он «песенник борьбы», при этом поэт осознает, что ему не хватает вольнодумства Лермонтова и дерзости Пушкина. Валерий Яковлевич не в состоянии руководить толпой, стать ее идейным лидером, его участь - принять волю общественности и раствориться в серой массе.

Произведение относится к гражданской лирике поэта и является одной из частей поэтического цикла «Венок», написанного в переломный для автора период времени.

Основной тематикой стихотворения является авторское размышление о месте поэта в современной общественной жизни, а также предназначении поэтического творчества в обществе.

Композиционная структура произведения представляет собой линейную последовательную формы, при которой с начала стихотворения и до финала автор развивает авторскую идею о взаимоотношениях народа и творческого человека в современной жизни.

Стихотворным размером произведения поэт выбирает сочетание четырехстопного и шестистопного ямба, наполняющего стихотворение торжественно звучащими четкими мотивами. В качестве средств художественной выразительности применяются разнообразные метафоры и эпитеты, лишенных замысловатых форм и яркости, а также перифраз, акцентирующий внимание читателя на главной мысли стихотворения.

Отличительной особенностью стихотворения является обилие пафосных лексических оборотов, неприсущих жанровой системе символизма, используемых поэтом сознательно в качестве классического стихосложения для более четкого выражения собственной гражданской позиции.

Образ кинжала представляется в произведении в виде острого орудия возмездия, которым, по мнению автора, должны владеть все поэтические личности в совершенстве. Тем самым лирический герой проводит сравнительную параллель между поэтическим даром и острым кинжалом.

Стихотворная ритмическая конструкция является выразительной и точной, демонстрируя содержательную часть стихотворения краткой, емкой и при этом торжественной.

В отличие от позиции русских поэтов-просветителей стихотворение олицетворяет собственное авторское отношение к революционным идеям, которое сводится к роли стороннего наблюдателя народного положения в обществе и подчинению мнения большинства. Герой признает собственное бессилие в невозможности своими творческими произведениями повлиять на изменение общественного самосознания. При этом лирический герой все же считает себя песенником борьбы, но внутренне осознает, что ему не присущи идеи вольнодумства и гражданской дерзости.

Вариант 2

Это образное, философское и романтическое стихотворение. Основная его идея в том, что поэзия – своего рода кинжал, который может быть страшной силой.

Состоит стихотворение из пяти строф, в каждой из которых три строки, а четвертая (последняя) – короткая.

В первой строфе сразу две строки для описания самого кинжала. Вынут из ножен кинжал и блестящий, и отточенный, и острый… Это орудие так и бросается в глаза любому! После две строки о поэте, который с народом всегда, но особенно во время бури. С бурей метафорически сравниваются тяжелые времена, войны и революции.

Вторая строфа о чувствах поэта. Тут речь от первого лица. Брюсов поясняет, что когда у него, но и у всех, не было энергии, он «сбегал» в прошлое – к молчаливым предкам. То есть черпал у них мудрость и терпение своим творчеством.

Далее идёт пояснение этой депрессии. Автор именно ненавидел строй, описанием к которому следует ряд негативных эпитетов, среди них и «позорный». Других тоже возмужало это положение вещей, но поэт показывает, что призывы бороться были слабыми. Автору оставалось только смеяться в ответ на них.

В предпоследней строфе противопоставление всему предыдущему произведению, происходит перелом. Тут раздаётся тот самый зов трубы, то есть к борьбе готовы уже большие силы. И поэт рисует, что веют знамена огненные, имея ввиду, наверняка, красный цвет революции в России. И тут поэт готов броситься в бой. За две строчки трижды повторяется «я». Определяет себя поэт тут певцом свободы, повторяющим песню самого неба.

И в последней строке повторяется название с восклицательным знаком. Это и есть ведь оружие поэта. Сталь клинка Брюсов называет верной, то есть она уже служила, но если и не ему, то другим поэтам-борцам. И опять Поэт с народом, ведь в этом его предназначение. И никак нельзя иначе, так как уже молнии блещут, то есть пришло время борьбы. И молнии эти кровавые…

Всё стихотворение пронизано ощущением предстоящей борьбы. Как раз оно написано перед русскими революциями, гражданской войной, то получается, что поэт обозначил свою гражданскую позицию, своё стремление.

Поэт не может и просто так собой жертвовать, но с народом он готов на всё!

Анализ стихотворения Кинжал по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Памяти Добролюбова Некрасова

    Это стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки, а ещё одна строфа – заключительная – из семи. В стихотворении Некрасов воспевает образ Добролюбова. Поэт пишет, какой была эта личность.

  • Анализ стихотворения Камыши Бальмонта

    В данном произведении поэт, с помощью образов, смог передать тягостные и пессимистические настроения.

  • Анализ стихотворения Некрасова Вчерашний день в часу в шестом

    Николай Некрасов в своих стихотворениях пытался изобразить суровую реальность, без каких-либо преувеличений, в его творчестве нет ярких эпитетов и метафор, в стихотворениях можно найти только прямой смысл

  • Анализ стихотворения В хате Есенина

    Больше всего на свете Есенину нравилось описывать обычную природу или природу, которая находится в деревне. А также все бытовые проблемы и дела. Данное произведение было написано в 1914 году.

  • Анализ стихотворения Фета На заре ты ее не буди

    Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «На заре ты ее не буди…» было написано в 1842 году. В том же году оно было положено на музыку и стало народным романсом

Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Кинжал» – одно из самых обсуждаемых в литературной среде. Оно датировано 1903 годом и вошло в сборник «Венок». Первое десятилетие двадцатого века – сложный и даже переломный период в творчестве русского писателя. В это время наметился и произошел постепенный отход Брюсова от принципов символизма, Валерий Яковлевич все четче стал обозначать свою гражданскую позицию.

В начале ХХ века, кроме сборника стихотворений «Венок», выходят одни из лучших книг Брюсова: «Третья Стража» –1900, «Городу и Миру» – 1903, «Все напевы» – 1909. В этих изданиях Брюсов часто обращается к историческим фактам, ищет в героических личностях прошлого примеры для подражания, его интересуют яркие и неординарные поступки. Толчком к новому мировосприятию послужили события, предшествовавшие первой русской революции 1905–1907 годов, а затем и сами битвы за свободу.

В это время Брюсов находился в Москве, поэтому был очевидцем многих революционных баталий. Однако они представлялись поэту неким природным катаклизмом, взрывом стихии, которая сметает все на своем пути. Такая народная буря очень захватывала Брюсова, но его мало интересовали последствия. Без всяких сантиментов Валерий Яковлевич заявил об этом в стихотворениях «Грядущие гунны» и «Близким» . Он готов ломать, но строить – нет.

Несколько иначе эта позиция обозначена в стихотворении «Кинжал», которое является ярким образчиком гражданской лирики Брюсова. В пяти очень емких и экспрессивных четверостишиях Валерий Яковлевич четко обозначил особенности своей гражданской позиции, постарался дать ответ на вечный вопрос о роли поэта в обществе.

Нельзя не заметить, что «Кинжал» Брюсова ассоциируется с «Кинжалом» Пушкина и программным стихотворением Лермонтова «Поэт» . Это очень важный факт, поскольку на знаковых произведениях двух светил русской поэзии было воспитано не одно поколение российского общества.

Но «Кинжал» Брюсова интересен нам позицией поэта, которая отличается от гражданских принципов Пушкина и Лермонтова. Если поэты первой половины ХIХ века были глубоко убеждены, что их долг – вести народ за собой, быть знаменосцами во все периоды жизни и творчества, то Брюсов в своих гражданских порывах гораздо рациональнее. Он не видит смысла в постоянном героизме. Валерий Яковлевич в отдельные моменты своей жизни предпочитал уходить «в страну молчанья и могил». Вероятнее всего, так он будет поступать и впредь.

Можно, конечно, упрекнуть поэта в том, что он идет за толпой и готов встать в строй лишь тогда, когда призывно зазвучат трубы и развернутся знамена. Но Брюсов честно говорит с читателем, не рвет на груди рубаху и не пытается изображать из себя героя, которым на самом деле не является. В этом стихотворении Брюсов откровенно высказывает свою позицию, как делает это и в других произведениях. Он не стремится казаться лучше, чем есть на самом деле.

Поскольку Валерий Брюсов готов к борьбе лишь в особые моменты, то и образ кинжала в этом стихотворении является второстепенным. В трех строфах из пяти речь о клинке вообще не идет. В них Брюсов рассказывает о своем понимании роли поэта в социуме.

Обращает на себя внимание пафосная лексика стихотворения. Практически все предложения здесь звучат торжественно, чеканно, как на строевом смотре. Такая речь намного ближе классическим традициям русского стихосложения, чем звуковым и словесным изыскам символистов. Логично предположить, что в «Кинжале» Брюсов сознательно избегает полутонов и намеков, которые были присущи его раннему творчеству в декадентском стиле. В стихотворении «Кинжал» читателю должно быть все предельно ясно. Однако литературные шаблоны и клише также чужды мэтру, поэтому Валерий Брюсов успешно использует перифраз: «когда не видел я ни дерзости, ни сил» или «я уходил в страну молчанья и могил».

Ритмика стихотворения «Кинжал» полностью соответствует поэтическим предпочтениям зрелого Брюсова, который высоко ценил силу и емкость строк. Отсюда его явное тяготение к силлабо-тоническим размерам. В первых трех строчках каждой строфы поэт использовал шестистопный ямб, а в заключительной – четырехстопный. Такая ритмическая конструкция придает четверостишиям «Кинжала» упругость и афористичность, которые характерны для всего поэтического наследия Валерия Яковлевича. Не зря ведь многие исследователи творчества Брюсова, в частности Д. Максимов, восхищались выразительной ритмикой его произведений.

Литературный путь Брюсова был извилист, сложен и тернист, а отношения с современниками предельно противоречивы. Однако заключительные строки стихотворения «Кинжал» пронизаны оптимизмом: «И снова я с людьми,- затем, что я поэт».

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова