"большекетская средняя школа". Проект "Декларации прав" Обучающийся имеет право на

Декларация прав и обязанностей обучающихся

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №49 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики

Преамбула:

1. Мы, обучающиеся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики, желая создать гражданское сообщество в нашей школе, провозглашаем настоящую Декларацию прав и обязанностей.

2. Данные права и обязанности основываются на принципах уважения прав и свобод человека и гражданина, соответствуют следующим законодательным актам:

· Конституции РФ;

· Закону Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
· Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ № 196 от 19 марта 2001 года; Трудовому кодексу Российской Федерации; Семейному кодексу Российской Федерации;

· Постановлению Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

· Закону Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52 «0 санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ·

Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 «0 введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02»;

· Федеральному закону от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" - и являются обязательными для соблюдения и выполнения всеми обучающимися школы.

3. Настоящие права и обязанности могут быть пересмотрены и дополнены в связи с изменениями законодательства и другими обстоятельствами.

Обучающийся имеет право на:

1.1. Свободу мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу получения информации, уважение человеческого достоинства и защиту от вмешательства в личную жизнь.

1.2. Защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.

1.3. Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.

1.4. Защиту от применения методов физического и психического насилия.

1.5. Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

1.6. Условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

1.7. Дополнительную бесплатную помощь учителя в получении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.

1.8. Выбор формы получения образования (очное, экстернат, семейное и другие – в соответствии с документами, регламентирующими образовательный процесс), обучение на дому (по медицинским показаниям).

1.9. Получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, оказываемых в соответствии с Учебным планом дополнительного образования школы, при этом платные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию обучающегося и только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами.

1.10. Добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой - обучающийся не может быть снят с уроков для выполнения какой-либо работы, не связанной с учебным процессом.

1.11. Получение оценки исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями, право на объективную оценку своих знаний, разъяснение оснований и критериев поставленной оценки.

1.12. Заблаговременное уведомление о сроках и объёме письменных контрольных работ, проводимых в соответствии с графиком, с учетом того, что в течение недели не может быть проведено более двух аттестационных работ.

1.13. Апелляцию по поводу объективности выставления оценки за письменную контрольную работу, если он не согласен с ней: апелляция подается заместителю директора по учебно--воспитательной работе в течение двух дней после объявления оценки.

1.14. Отсутствие домашнего задания на каникулы для учащихся всех классов (кроме чтения художественной литературы).

1.15. Объём времени на выполнение обязательной части домашнего задания, не превышающий 50% объема аудиторной нагрузки по соответствующему предмету.

1.16. На перевод в выпускных классах на индивидуальный учебный план или предоставление одного из дней недели для свободного посещения занятий по заявлению родителей (законных представителей) и решению педагогического совета в случае успешного освоения обучающимся учебного материала, на ходатайство о перенесении сроков контрольных работ в случае болезни, подтвержденной медицинскими документами.

1.17. Участие в управлении школы в соответствии с Уставом школы.

1.18. Открытое высказывание своего мнения, предложений об изменениях в образовательной деятельности, о качестве образовательного процесса на заседаниях Управляющего совета школы.

1.19. Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих его возрасту.

1.20. Представление школы на конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях в соответствии со своими возможностями и умениями.

1.21. Бесплатное пользование школьным имуществом.

1.22. Бесплатное пользование библиотечными и другими информационными ресурсами школы.

1.23. Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

1.24. Ходатайствовать перед администрацией школы о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников школы, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

1.25. Проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав.

Обучающийся обязан:

2.1. Добросовестно учиться.

2.2. Выполнять требования Устава школы.

2.3. Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, её авторитете.

2.4. Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

2.5. Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на ее территории.

2.6. Принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории школы, уборке классов и в дежурствах.

2.7. Уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь сдать охраннику, дежурному администратору или учителю.

2.8. Приходить в школу не менее чем за 15 минут до начала занятий, снимать верхнюю одежду, надевать сменную обувь, сдавать одежду и обувь в гардероб, занимать рабочее место после первого предупредительного звонка и готовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

2.9. Не отвлекаться самому и не отвлекать других обучающихся от занятий, так как этим нарушается право других обучающихся на получение необходимых знаний.

2.10. Выполнять домашние задания в установленные сроки.

2.11. Вести школьный дневник, ежедневно записывать домашние задания в дневнике, выставлять в дневник оценки, подавать дневник по первому требованию учителя. Дневник обучающегося является основным документом, в котором фиксируются все связанные с процессом обучения факты.

2.12. Приходить на урок физкультуры в спортивной форме; ученик, не имеющий формы, а также освобожденный от занятий, должен находиться во время урока в спортивном зале или библиотеке.

2.13. В случае пропуска занятий представить справку из медицинского учреждения, в случае пропуска одного дня занятий представить записку от родителей.

2.14. В столовой школы во время приема пищи придерживаться хороших манер, принимать пищу сидя, убирать за собой после принятия пищи, ставить на место скамейки, не приходить в столовую в верхней одежде, не выносить пищу из столовой.

2.15. Будучи дежурным по школе, проверять наличие сменной обуви у обучающихся при входе в школу; оказывать помощь в поддержании дисциплины на переменах; поддерживать чистоту на закрепленных за ними участках. Дежурным запрещается применять физическую силу, а также унижать личность учащихся, даже если они нарушают правила поведения. При необходимости дежурные обращаются к дежурному учителю, администратору или классному руководителю.

2.16. Приходить в школу в опрятной одежде, предназначенной для учебных занятий; одежда должна соответствовать возрасту, выражать уважение учащегося к себе и к обществу. Не рекомендуется ношение вызывающей одежды очень ярких цветов, излишне открытой, подчеркивающей принадлежность к какому-либо молодежному или общественному движению; яркий макияж, экстремальный цвет волос.

2.17. Не допускается пребывание на уроках обучающихся в спортивной одежде. Не разрешается находиться в школе в верхней одежде, без особых на то причин.

Учащимся запрещается:

3.1. Приносить в школу оружие (том числе ножи); взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие средства.

3.2. Курить на территории школы.

3.3. Опаздывать на занятия.

3.4. Выходить из школы во время уроков без разрешения классного руководителя или дежурного администратора.

3.5. Пользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плеерами.

3.6. Употреблять во время занятий жевательную резинку.

3.7. Использовать непристойные выражения и жесты.

3.8. Запугивать, унижать личность, дискриминировать по национальному или расовому признаку любого участника образовательного процесса.

Все человечество живет по законам. У российских школьников и их родителей есть свои, может быть, менее глобальные, но не менее важные (а в начале сентября просто наиважнейшие!) законы и правила. Для них писан, кроме Закона «Об образовании», и один международный документ – Конвенция о правах ребенка. Но это еще не всё: Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав школьника!
Понятно, это не закон, который всем и каждому надлежит неукоснительно выполнять. Декларация – это программа действий, она указывает, в каком направлении странам – членам ООН надо бы действовать. И они действуют, принимая на ее основании свои, внутренние законы, чтобы всем вместе идти дружно, в ногу. И Россия же не хочет оказаться на обочине!
Вот поэтому Декларацию прав школьника надлежит знать ученикам, их мамам и папам – чтобы можно было ссылаться при споре с учителями и директором. Нет, мы не призываем обязательно спорить и конфликтовать! Напротив, знание своих (и чужих!) прав и обязанностей часто помогает избежать обид, ссор, драк и даже целых кровавых войн!
Мы предлагаем вам сегодня познакомиться с Декларацией. В ней 18 статей. Мы, конечно, не приведем их все дословно – только главные, на наш взгляд, конечно. Но надеемся, что он совпадет с точкой зрения нынешних школьников, ведь все мы когда-то сидели за партами…

Знать не мешает

Каждый школьник имеет право на свободу мысли, мнения и слова.

Каждый школьник имеет право на свободу самовыражения. В том числе: право самостоятельно определять свой внешний вид.

Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия.

Образование должно быть бесплатным, по крайней мере, начальное и общее. Начальное образование должно быть обязательным.

Каждый школьник имеет право:
— учиться у квалифицированных учителей;
— иметь бесплатный доступ к информационным ресурсам, в том числе — получение учебников от государства.

В школе должны обеспечиваться: качественная и своевременная медицинская помощь (бесплатная, квалифицированная и доступная для каждого школьника в течение всего учебного дня)
— чистота учебного заведения и его территории;
— достаточное освещение;
— нормальный уровень шума, не мешающий учебному процессу;
— поддержание температуры, необходимой для полноценной умственной и физической деятельности.

Школьники должны получать здоровую и качественную пищу, на прием которой отводится достаточное количество времени. Еда должна быть бесплатной или иметь стоимость, приемлемую для школьников из малообеспеченных семей.

Школьникам должна быть обеспечена техническая безопасность здания:
— отсутствие в конструкции здания опасных для здоровья материалов;
— организация системы уборки мусора;
— наличие безопасных и предназначенных для индивидуального использования туалетных принадлежностей;
— наличие системы вентиляции.

В случае, если школа не может обеспечить соблюдение оказание медицинской помощи, организацию питания и техническую безопасность здания, администрация школы обязана вынести на обсуждение вопрос о необходимости временного приостановления занятий в школе до разрешения проблемы.

Школьная администрация обязана принимать все необходимые меры для предотвращения в школе в отношении школьников:
— физических домогательств и насилия;
— оскорблений и других форм психологического насилия.

Школой должен быть установлен точный перечень вещей, подлежащих изъятию (оружие, алкоголь, наркотики и другие опасные для окружающих предметы), который должен быть доведен до сведения школьников и их родителей.
Каждый школьник имеет право лично присутствовать при осмотре, обыске и изъятии своих вещей. Осмотр, обыск и изъятие вещей школьника должны производиться только уполномоченными лицами в соответствии с установленной школой процедурой.
Осмотр, обыск или изъятие вещей школьника при других обстоятельствах на территории школы запрещены.

Никто не должен унижать личное достоинство школьника, оскорбляя его лично или в присутствии посторонних, а также придумывая ему прозвища и совершая другие действия, оказывающие психическое, физическое или иное воздействие на школьника.

Никто не должен обсуждать личность или поступки школьника, а оценка любой его работы может быть предана огласке только с разрешения самого школьника.

Каждый школьник имеет право на сохранение тайны личной жизни, в том числе право на тайну корреспонденции.

Каждый школьник имеет право не давать каких-либо объяснений учителю или администрации школы без присутствия родителей или лиц, их заменяющих.

Каждый школьник имеет право на отдых и досуг, включая право на:
— разумное ограничение количества уроков в день и контрольных работ;
— периодические каникулы;
— не сокращение времени перемен учителем.

Каждый школьник имеет право на участие в управлении школой и в создании школьных правил, в том числе школьного документа о правах школьника.

Каждый школьник и его родители имеет право на информацию обо всех правилах, регулирующих школьную жизнь, в том числе о:
— критериях выставления оценок;
— правилах контроля за посещаемостью и отчетности в случае пропуска занятий;
— требованиях, предъявляемых к содержанию и оформлению письменных работ и качеству устных выступлений.

Каждый школьник имеет право на справедливый дисциплинарный процесс, основанный на равноправии сторон.

Каждый школьник имеет право оспаривать любое принятое в отношении него решение.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ШКОЛЬНИКА

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ШКОЛЬНИКА

Принимая во внимание важность получения образования для гармоничного развития личности ребенка,

Признавая, что институт образования необходим для подготовки школьников к тому, чтобы они стали позитивными, уверенными в себе, продуктивными членами общества,

Принимая во внимание тот факт, что школьники должны обучаться в духе идеалов, провозглашенных ООН, а именно: в духе мира, уважения, терпимости, свободы, равенства и солидарности,

Учитывая то, что возможность получения лучшего образования помогает странам лучше исполнять их обязательства в соответствии с Уставом ООН и, таким образом, развивать всемирное уважение к человеческим правам и свободам,

Признавая прошлое равнодушие и неуважение к правам школьников, приведшее к негуманному обращению, нарушению их прав и агрессии,

Учитывая то, что многими людьми школа признается особой территорией, на которую не распространяются права ребенка, в результате чего постоянно нарушаются права, уже закрепленные в других документах ООН,

Убежденные в том, что появление настоящей Декларации поможет разрешить и предотвратить многие конфликты и проблемы школьной жизни,

Генеральная Ассамблея ООН провозглашает настоящую Декларацию прав школьника в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы обеспечить школьникам защиту их прав и свобод на территории школы, а также призывает местные власти и всех участников образовательного процесса в школах соблюдать права, закрепленные данной Декларацией.

Статья 1.

Для целей настоящей Декларации школьником признается каждый человек без дискриминации по любому признаку, как то раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство, касающееся школьника или его семьи, который посещает учреждение начального и среднего образования, далее называемое Школа.

Статья 2.

1. Каждый школьник имеет право обладать всеми правами и свободами, перечисленными в настоящей Декларации, а также закрепленными в других международных и внутригосударственных документах.

Каждый школьник имеет право свободно осуществлять свои права, если он при этом не оскорбляет нравственные, религиозные и иные чувства окружающих, не нарушает прав других людей, не наносит вреда их здоровью и не препятствует учебному процессу.

Статья 3.

1. Каждый школьник имеет право на свободу мысли, мнения и слова.

Каждый школьник имеет право на свободу убеждений и вероисповедания. Ни один школьник не может быть принужден к участию в религиозных и иных обрядах. Каждый школьник имеет право отправлять свои религиозные обряды, если это не мешает учебному процессу.

Каждый школьник имеет право на свободу самовыражения. В том числе:

а) право самостоятельно определять свой внешний вид;

б) право на свободу творчества

Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия.

Статья 4.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по крайней мере начальное и общее. Начальное образование должно быть обязательным.

Каждый школьник имеет право получать качественное и полное образование, что включает в себя:

а) право учиться у квалифицированных учителей. Стандарты для квалификации должны быть установлены государством.

б) бесплатный доступ к информационным ресурсам, в том числе и получение учебников от государства. Учебники должны содержать точную и достаточно современную информацию.

в) равные для всех возможности доступа к технологическим ресурсам, которые предназначены для использования школьниками.

г) право изучать родной язык

д) содействие иностранным школьникам в изучении нового языка и помощь в выполнении работ на этом языке

е) знания, как минимум, соответствующие общим требованиям, установленным государством.

Каждый школьник имеет право посещать школу во все учебные дни и присутствовать на всех занятиях, кроме случаев принятия школьной администрацией дисциплинарных мер, требующих исключения школьника из учебного процесса на некоторое время.

Статья 5.

Каждый школьник имеет право получать образование в условиях, являющихся необходимыми для здорового, полноценного и качественного обучения. Для этого должны обеспечиваться:

1. Здоровая атмосфера в школе, включающая в себя:

а) качественную и своевременную медицинскую помощь, которая должна

а1. быть бесплатной и доступной для каждого школьника

а2. быть доступной в течении всего учебного дня

а3. оказываться профессиональными медицинскими работниками;

б) чистоту учебного заведения и его территории;

в) достаточное дневное и искусственное освещение;

г) нормальный уровень шума, не мешающий учебному процессу;

д) поддержание температуры, необходимой для полноценной умственной и физической деятельности;

е) здоровую и качественную пищу, на прием которой отводится достаточное количество времени. Еда должна быть бесплатной или иметь стоимость, приемлемую для школьников из малообеспеченных семей.

Техническая безопасность здания, включающая в себя:

а) отсутствие в конструкции здания опасных для здоровья материалов;

б) организацию системы уборки мусора;

в) наличие безопасных и предназначенных для индивидуального использования туалетных принадлежностей;

г) наличие системы вентиляции;

3. В случае, если школа не может обеспечить соблюдение какого-либо из перечисленных в пунктах 1 и 2 этой статьи условий, администрация школы обязана вынести на обсуждение вопрос о необходимости временного приостановления занятий в школе до разрешения проблемы.

1. Безопасная обстановка:

а) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от незаконного использования наркотических средств и психотропных веществ в школе и на ее территории;

б) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от незаконного применения оружия в школе и на ее территории;

в) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуальных домогательств, включая:

а1) принуждение школьников к участию в любых незаконных сексуальных действиях,

а2) вовлечение школьников в занятия проституцией,

а3) вовлечение школьников в изготовление порнографической продукции;

г) школьная администрация обязана обеспечивать отсутствие принуждения к любым незаконным действиям на территории школы;

д) Школьная администрация обязана принимать все необходимые меры для предотвращения физических домогательств и насилия в отношении школьников в школе

е) Школьная администрация обязана принимать все необходимые меры для предотвращения оскорблений и других форм психологического насилия в отношении школьников в школе.

Статья 6.

1. Каждый школьник имеет право на неприкосновенность своей собственности и ее охрану на территории школы.

Каждый школьник имеет право лично присутствовать при осмотре, обыске и изъятии своих вещей.

а) Осмотр, обыск и изъятие вещей школьника должны производиться только уполномоченными лицами в соответствии с установленной школой процедурой.

б) Школой должен быть установлен точный перечень вещей, подлежащих изъятию. В него должны входить оружие, алкоголь, наркотики и другие опасные для окружающих предметы. Данный перечень должен быть доведен до сведения школьников, их родителей или лиц, их заменяющих.

Осмотр, обыск или изъятие вещей школьника при других обстоятельствах на территории школы запрещены.

Статья 7.

1. Каждый школьник имеет право на уважение своей личности окружающими, а именно:

а)никто не должен унижать личное достоинство школьника, оскорбляя его лично или в присутствии посторонних, а также придумывая ему прозвища и совершая другие действия, оказывающие психическое, физическое или иное воздействие на школьника.

б)никто не должен обсуждать личность или поступки школьника, а оценка любой его работы может быть предана огласке только с разрешения самого школьника.

2. Каждый школьник имеет право на то, чтобы школьная дисциплина основывалась на методах, отражающих уважение человеческого достоинства школьника.

3. Каждый школьник имеет право на сохранение тайны личной жизни, в том числе:

а)право на тайну корреспонденции;

б)право не давать публичных объяснений;

в)право строить любые отношения с любыми учащимися.

Каждый школьник имеет право не давать каких-либо объяснений учителю или администрации школы без присутствия родителей или лиц, их заменяющих.

Статья 8.

Каждый школьник имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение количества уроков в день и контрольных работ, периодические каникулы, не сокращение времени перемен учителем.

Статья 9.

1. Школьники имеют право на создание и распространение любых Средств Массовой Информации.

СМИ независимы и имеют право на свободу слова и печати.

Школьные СМИ обязаны подчиняться внутригосударственным и международным правилам и ограничениям, установленным для прессы.

Статья 10.

1. Каждый школьник имеет право на участие в управлении школой и в создании школьных правил, в том числе школьного документа о правах школьника.

Школьники имеют право на создание независимого органа самоуправления, в деятельности которого может принимать участие каждый школьник. Орган школьного самоуправления формируется путем выборов представителей от каждого класса.

Каждый школьник и его родители или лица их заменяющие, имеет право на информацию обо всех правилах, регулирующих школьную жизнь, в том числе о:

а) критериях выставления оценок;

б) правилах контроля за посещаемостью и отчетности в случае пропуска занятий;

в) требованиях, предъявляемых к содержанию и оформлению письменных работ и качеству устных выступлений.

Школьники имеют право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо организацию.

Статья 11.

1. Все школьники имеют право изучать объективный курс всемирной истории.

Школьная программа не должна включать пропаганду.

Статья 12.

Каждый школьник имеет право на личную и профессиональную консультацию с привлечением профессиональных психологов и лиц, специально назначенных школой.

Информация, полученная в течение консультации, остается конфиденциальной между школьником и консультантом, если это не угрожает безопасности школьника или другого человека.

Школьники имеют право на информацию о времени консультаций.

Статья 13.

1. Беременные школьницы, школьники, являющиеся родителями и школьники, несущие ответственность за малолетних детей, имеют право продолжать образование.

а) Государство и школа обязаны предоставлять таким школьникам помощь в уходе за детьми.

Статья 14.

1. Каждый школьник имеет право выбора курсов помимо основной программы в зависимости от своих интересов и способностей, если такие курсы предусмотрены школой.

Весь обязательный материал должен изучаться на обязательных занятиях.

Статья 15.

1. Каждый школьник имеет право на недискриминацию со стороны учителей, школьной администрации и других работников школы, а также школьников и их родителей независимо от пола, возраста, религии, политических и иных убеждений, национальной и социальной принадлежности, имущественного положения, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся школьника или его семьи.

Каждый школьник с физическими недостатками имеет право посещать обычную школу наравне с остальными школьниками или специальную школу в соответствии со своими желанием и возможностями. Школа обязана предоставлять все необходимые условия для обучения школьников с физическими недостатками.

Каждый школьник имеет право на равное, беспристрастное и справедливое отношение к себе при выставлении оценок, распределении благ и обязанностей.

Статья 16.

1. Каждый школьник имеет право на справедливый дисциплинарный процесс, основанный на равноправии сторон.

Каждый школьник имеет право оспаривать любое принятое в отношении него решение.

Статья 17.

Каждый школьник имеет право быть информированным на понятном ему языке и доступным ему способом о своих правах, перечисленных, но не ограниченных в Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции и законах его страны, а также Декларации прав школьника.

Статья 18.

Ничто в настоящей Декларации не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав школьника и могут содержаться:

а) во внутреннем законодательстве стран;

б) в нормах международного права.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКА

Учащиеся имеют право

Открыто высказывать свое мнение о качестве образовательного процесса;

Вносить предложения об изменениях в образовательную деятельность школы;

Использовать школьные средства массовой информации, издавать газеты и рукописные журналы;

Создавать различные общественные объединения, если они не противоречат соответствующему закону;

Принимать участие через соответствующие общественные организации в управлении школой, вносить предложения и замечать, критиковать руководство школы;

Выбирать индивидуальный план для углубленного изучения различных предметов;

Использовать право экстерната, семейного обучения, досрочной сдачи экзамена.

Учащиеся обязаны

Подчиняться правилам внутреннего распорядка Учреждения;

Уважать в учителе человека, ценить его стремление передать ему знания;

Дорожить честью Учреждения как своей собственной, преумножать ее традиции, овладеть знаниями;

Владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;

Строго спрашивать с себя, уметь признавать ошибки свои и товарищей;

Быть нетерпимым к равнодушию, жестокости, зависти, обману, заботиться о младших школьниках.

Учащимся запрещается

Приносить, передавать или использовать в Учреждении оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсичные и наркотические вещества;

Использовать любые предметы и вещества, могущие привести к взрывам и возгоранию;

Применять физическую силу для выяснения отношений;

Осуществлять любые действия, способные повлечь за собой травматизм и т.п.

За нарушение правил обучающийся может быть исключен из Учреждения в соответствии с действующим законодательством. Исключение допускается, если нарушение носит злостный характер, либо повлекло за собой тяжкие последствия;

За нарушение без уважительных причин обязанностей обучающихся, а также за нарушение правил, к нему могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия:

Отстранение от занятий

Объявление выговора

Возложение обязанности возместить вред или принести публичные извинения

Вызов на собеседование родителей

Направление родителям письма Учреждения с сообщением о проступке

Исключение из Учреждения, а также условное исключение и освобождение от занятий применяется по рекомендации Педагогического совета и оформляется приказом директора Учреждения.

а вы, родители, знали все это??

Наша школа на пороге перемен – уже в который раз! Председатель правительства и президент обещают сохранить лучшее из достигнутого. Да вот беда: кое-что из того, о чем мечтали учителя, переживавшие первую школьную реформу 1917–1918 гг., остается недосягаемой мечтой и теперь, 80 с лишним лет спустя. Прочитайте, что волновало тогдашних словесников, – и вы увидите, как мало изменился труд учителя русского языка...

О «Декларации прав учителя-словесника в средней школе»

Велико и неоспоримо значение съездов, когда тысячи педагогов, преодолевая различные препятствия и затруднения, съезжаются со всех концов России для разрешения своих недоуменных вопросов. И что за беда, если не все вопросы будут рассмотрены и решены: ценны те бодрость, подъем настроения и новые перспективы, которые остаются от съезда, ценно то моральное освежение, какое получаешь и с которым возвращаешься в провинцию.

Предо мною до сих пор еще стоит в воображении картина торжественного открытия съезда словесников, этого поистине праздника русского языка, когда впервые за все время существования родной словесности получили они наконец, и слишком долго безмолвствовавшие, и поистине изголодавшиеся по живому слову, возможности собраться для обмена мыслями. До сих пор еще вспоминается искренняя и глубоко правдивая речь П.Н. Сакулина «Факты и мечты», где говорилось о невозможном моральном положении русского педагога, с одной стороны спутанного всевозможными указаниями и «государственными соображениями», с другой – абсолютно не обеспеченного материально. И жутко становилось за словесника, которому вверялись русский язык и русская художественная литература, дающие нам неоспоримое право на уважение всего мира, и в то же время отказывалось в самом насущном: свободе, необходимой для педагогического творчества, и материальной обеспеченности.

В настоящее время, когда совершается обновление всей русской жизни и проводится реформа школы от верха до низа, должны измениться, конечно, и «факты» нашей школьной действительности, должны улучшиться, без сомнения, и условия работы того, кто «стоит у первоисточника, где рождается слово и облекается в живую плоть». И вовсе не «мечтой» мыслится нам та светлая картина будущей школы, которую так талантливо красочно рисовал нам П.Н. Сакулин в виде школы со свободным педагогом, любящим свое дело, осуществляющим тесное сближение с учащимися, не обремененным свыше нормы уроками и тетрадями, без конца совершенствующимся, имеющим у себя прекрасную библиотеку, свой собственный «кабинет родного языка», летом отправляющимся в заграничные командировки и т.д., и т.д.

«Мы, преподаватели русского языка и литературы в средних учебных заведениях г. Смоленска, принимая во внимание сложность работы словесника, сопряженной с большой затратой энергии и времени, громадную ответственность, которая вызывается предъявляемыми к учителю словесности требованиями, и имея в виду, что в будущей свободной школе словеснику предстоит наиболее активное участие в жизни школы, выражаем следующие пожелания, направленные к улучшению культурного и экономического положения учителя-словесника:

1) число уроков учителя-словесника ограничить 15 в неделю как в мужских, так и в женских учебных заведениях;

2) означенную норму уроков приравнять к максимальному количеству уроков по другим предметам;

3) за исправление письменных работ установить особое вознаграждение в размере 15% от получаемого основного содержания;

4) все внеурочные занятия, как то: литературные беседы, рефераты, устройство вечеров, концертов, руководительство внеклассным чтением, заведование библиотекой и проч., должны быть оплачиваемы особо;

5) должна быть обеспечена словеснику возможность обновлять и освежать свои знания, методы и приемы работы путем командировок из средств школы на съезды, курсы, выставки, устраиваемые учительскими и общественными организациями не реже одного раза в 3 года ;

6) учителю-словеснику должна быть предоставлена возможность пользоваться годичным отпуском не реже одного раза в 7 лет с сохранением содержания и для ознакомления с постановкой школьного дела за границей» .

Будем надеяться, что приведенная выше декларация найдет отклик и поддержку в различных углах нашей великой России, и к лучшему изменится тогда «путь жизни» словесника: преподаватель словесности действительно будет тогда тем, чем он должен быть в школе: разгруженный от непомерной работы, станет воспитывать в детях, по крылатому выражению С.А. Венгерова, «рыцарей духа» – отзывчивых к современности граждан.

Неужели же в самом деле не достоин лучшей участи тот, кого наш славный современник писатель-гражданин В.Г. Короленко назвал «другом и союзником писателя»?

И.-ов.
(Журнал «Родной язык в школе». 1917–1918.
№ 2–3. С. 92–93)

Материал предложила Т.М. ГРИГОРЬЕВА,
г. Красноярск

В период обучения в школе

1. Каждый обучающийся имеет право на:

1.1. защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия;
1.2. любовь и понимание;
1.3. сохранение своей индивидуальности;
1.4. удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;
1.5. свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в соответствии с нравственными нормами; взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью;
1.6. свободу информации;
1.7. свободу мысли, совести и религии;
1.8. свободу ассоциаций и свободу мирных собраний;
1.9. гуманное обращение и уважение своего человеческого достоинства;
1.10. получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме;
1.11. обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам в порядке, определяемом уставом школы;
1.12. выбор формы образования;
1.13. ускоренный курс обучения;
1.14. бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школьной библиотеки и мультимедийного кабинета;
1.15. получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг через кружки, секции, студии, факультативные курсы;
1.16. помощь учителей в приобретении знаний, умений и навыков;
1.17. открытую и немедленную оценку его знаний и умений;
1.18. заблаговременное уведомление о сроках и объеме письменный контрольных работ; в течение дня может быть проведена только одна контрольная, в течение недели – не более трех;
1.19. свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
1.20. отдых и досуг, участие в культурной и творческой жизни, в развлекательных мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося;
1.21. отдых в перерывах между уроками, воскресные и каникулярные дни;
1.22. участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом школы;
1.23. социальную поддержку и льготы в соответствии с действующим законодательством;
1.24. перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

2.Каждому учащемуся гарантируется:

2.1. охрана жизни и здоровья в период обучения;
2.2. защита от всех форм психического и физического насилия; грубого или небрежного обращения;
2.3. защита от произвольного или незаконного вмешательства в его личную жизнь, от посягательства на его честь и репутацию;
2.4. соблюдение режима и санитарно-гигиенических требований;
2.5. полноценное питание в школьной столовой и достаточный по продолжительности перерыв для приема пищи;
2.6. сохранность личного имущества в период пребывания в школе.

3. В школе запрещается:

3.1. применение к учащимся методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием;
3.2. жестокое, небрежное или унижающее достоинство обращение или наказание;
3.3. удаление с уроков;
3.4. постановка в угол;
3.5. выставление неудовлетворительной оценки за недисциплинированное поведение на уроке;
3.6. привлечение учащихся без их согласия и согласия их родителей (лиц, их заменяющих) к труду, не предусмотренному образовательной программой;
3.7. принуждение учащихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения, партии, а также принудительное привлечение учащихся к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях.