Первая встреча глав государств антигитлеровской коалиции. Последняя встреча титанов

1. Целью конференции была координация действий на 1944 год и обсуждение вопросов послевоенного устройства мира.

2. Среди главных решений конференции – определение даты и места открытия второго фронта.

3. Споры разгорелись относительно места высадки англо- американских войск. Черчилль предлагал высадку на Балканах, Сталин – в Северной Франции, откуда открывался самый короткий путь к границе Германии. Рузвельт поддержал Сталина.

4 – 11 февраля состоялась новая встреча «Большой тройки» в Ялте – Крымская конференция. На конференции, прежде всего, был рассмотрен вопрос о будущем Германии .

Было решено добиваться безоговорочной капитуляции Германии с ее последующей оккупацией. При этом кроме СССР, США и Англии, зону оккупации должна была получить и Франция. Дальнейшую судьбу Германии было решено обсудить позже. Признано было необходимым взыскать с Германии репарации. СССР добился окончательного признания союзниками своих новых границ на западе, но согласился включить в состав просоветского правительства Польши представителей лондонского правительства и сделать его коалиционным. Была подписана декларация об освобожденной Европе, в которой содержалось обязательство обеспечить ее народам создание «демократических убеждений по их свободному выбору». Был определен порядок работы будущей ООН – преемницы Лиги Наций. В годы войны Англия потеряла 1\4 национального богатства.

1. На первых после войны парламентских выборах 26 июля 1945 года Англичане поддержали лейбористскую партию, которая четко сформулировала свою главную задачу - создать в Великобритании «государство благоденствия», и отвергли консерваторов во главе с Уинстоном Черчиллем, делавших в предвыборной кампании упор на то, что они - организаторы победы над Германией и хранители величия Великобритании.

2. Впервые в истории лейбористская партия получила абсолютное большинство мест в палате общин парламента, ее лидер Клемент Эттли сформировал правительство. Лейбористы в новой программе «Заглянем в лицо будущему» обещали своим избирателям построение социализма в Англии. Они выступали за сохранение государственного контроля над экономикой и предлагали провести национализацию важнейших отраслей промышленности, а также транспорта и Английского банка. Консервативная партия взяла под защиту свободу частного предпринимательства и выступила против национализации.

3. Подвергнув резкой критике лейбористов, консерваторы избегали брать на себя конкретные обязательства по многим вопросам внутренней и внешней политики. \

4. Правительство провело национализацию Английского банка, угольной и газовой промышленности, электростанций, части сталелитейных предприятий, всего внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной связи и радиосвязи. Национализация преследовала цели укрепления государственно - монополистического капитализма и повышения конкурентоспособности английских товаров на мировых рынках.


5. Лейбористы провели реформу, предусматривающую оказание бесплатной медицинской помощи населению. Лейбористы добились ограничения полномочий палаты лордов британского парламента, большая часть мест, в которой принадлежала наследственным пэрам Британии. Отныне она не имела права отклонять законы, принятые палатой общин, она лишь могла отложить на 1 год вступление этих законов в силу.

6. В июле 1948 года было подписано двустороннее соглашение о реализации «плана Маршалла» в Англии. возросла зависимость английской экономики от США. «План Маршалла» ограничивал развитие тех отраслей промышленности, которые конкурировали с американской индустрией. Опасаясь дальнейшей утечки валюты и золота, лейбористское правительство провело в сентябре 1949 года девальвацию фунта стерлингов на 30,5%. Стоимость фунта понизилась с 4.03 до 2,8 доллара Благодаря увеличению сбыта военно-стратегического сырья в связи с войной с Кореей Англия накопила в 1950 году некоторый запас золота и долларов. Поэтому лейбористское правительство решило по истечении 1950 года отказаться от американской «помощи» по «плану Маршалла».

В 1948 году английская промышленность достигла и превзошла довоенный уровень выпуска продукции, а в 1951 году производство превысило почти на 1\3 показатели 1937 года. Однако промышленность развивалась неравномерно. Новые отрасли (электроэнергетика, машиностроение, химия) переживали подъем, в то время как старые отрасли (угольная, текстильная) так и не достигли к 1951 году довоенного уровня. Из-за нехватки угля в Англии дважды (в 1947 и в 1951 годах) возникали топливные кризисы, болезненно отразившиеся на работе большинства предприятий. В целях расширения производства продовольствия внутри страны правительство приняло в 1947 году четырехлетнюю программу развития сельского хозяйства. Программа предусматривала гарантирование минимальных цен и выдачу субсидий фермерам за мероприятия по повышению урожайности полей и продуктивности животноводства.

В 1951- 1952 годах сельскохозяйственное производство увеличилось на 50% по сравнению с довоенным уровнем, но больше половины потребностей в продовольствии. Англия по-прежнему покрывала за счет импорта. Реформы лейбористов не вызвали улучшения экономического положения. Скорее наоборот. Налоги выросли, в стране сохранялась карточная система распределения. В рядах самих лейбористов возникали разногласия относительно дальнейшей политики. В 1947 году Индия была разделена на два доминиона - Индийский союз и Пакистан. Прав доминиона добился также Цейлон. Англия признала национальную независимость Бирмы. Ирландия, являвшаяся с 1921 года доминионом, была провозглашена республикой. Английское правительство активно содействовало принятию «плана Маршалла» странами Западной Европы. Оно явилось инициатором создания Западного союза, который был оформлен подписанием Брюссельского пакта 17 марта 1948 года. В 1949 году Великобритания стала членом НАТО.

25 декабря 1951 года состоялись досрочные выборы, на которых лейбористская партия потерпела поражение. Консерваторы получили 321 место, лейбористы -295. Консервативное правительство возглавил лидер партии У. Черчилль. Министром иностранных дел стал А. Иден. За 13 лет пребывания у власти консерваторов (октябрь 1951 года - октябрь 1964 года) По объему промышленной продукции и по экспорту ФРГ вырвалась вперед к началу 60-х годов и заняла второе место в капиталистическом мире, оттеснив Великобританию на третье место. Доля Англии в мировом капиталистическом производстве уменьшилась с 10,2% в 1948 г. До 8,3% в 1960 г. с 1953 г. по1961 г. стоимость жизни выросла на 26%.

В октябре 1956 г. Великобритания вместе с Францией и Израилем совершила военное нападение на Египет, правительство которого национализировало компанию Суэцкого канала. Агрессия закончилась поражением интервентов, пытавшихся вернуть утраченные колониальные позиции и разгромить национально-освободительное движение на Арабском Востоке. Временное прекращение судоходства по Суэцкому каналу вызвало серьезные экономические трудности в стране. Резко обострилось внутриполитическое положение. В правящей партии развернулась борьба между сторонниками открытого колониализма и поборниками более гибкого курса. Консерваторы, обеспокоенные дискредитацией правительства, пожертвовали Иденом, возложив на него ответственность за провал суэцкой авантюры. В январе 1957 года Иден вышел в отставку. Пост премьер-министра занял Гарольд Макмиллан в феврале 1958 г. было подписано соглашение между США и Англией о размещении на английской территории американского ракетного оружия.

В 1960 г. английское правительство предоставило американским атомным подводным лодкам базу в заливе Холи-Лох, близ Глазго. Великобритания активно содействовала ремилитаризации Западной Германии и ее включению в НАТО. Серьезным конкурентом Англии на мировом капиталистическом рынке выступило Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в 1957 г. В противовес ему Англия образовала в 1960 г. под своей эгидой Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Членами этого международного государственного монополистического союза, кроме Великобритании, стали Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Португалия, Австрия. Однако ЕАСТ оказалась неспособной эффективно бороться против «общего рынка». после смерти Гейтскелла в январе 1963 г. был избран Гарольд Вильсон. На парламентских выборах 1964 года лейбористы одержали победу. лейбористы провели 31 марта 1966 года новые парламентские выборы, которые обеспечили им значительный перевес в количестве мандатов. В августе 1966 года через парламент был проведен закон о ценах и доходах. Цены, квартирная плата и транспортные расходы особенно увеличились вследствие девальвации фунта стерлингов, проведенной в ноябре 1967 года. Правительство ввело дополнительные налоги, в том числе и на потребительские товары. Сократились ассигнования на социальные нужды. В стране к 1970 году было 650000 безработных. Во второй половине 60-х годов усилился процесс слияния промышленных компаний и образования суперконцернов. Возросла и централизация капитала. Правительство Вильсона содействовало росту экономической мощи монополий. Значительных масштабов достигло проникновение американских корпораций в экономику Великобритании.

В области внешней политики правительство Вильсона проводило курс на укрепление военно-политических блоков и поддержку американской агрессии во Вьетнаме. В 1967 году лейбористское правительство официально обратилось с просьбой о приеме Великобритании в «Общий рынок» Никаких конкретных решений в 60-х годах так и не было принято Лейбористское правительство усилило сотрудничество с ФРГ. Вместе с США и ФРГ оно поддержало агрессивные действия Израиля против арабских стран летом 1967 года. Великобритания оказала поддержку расистскому режиму Южной Родезии. Рассчитывая укрепить свои пошатнувшиеся позиции, лейбористы решили досрочно провести очередные всеобщие выборы. Однако в результате выборов, состоявшихся 18 июня 1970 года, победу одержали консерваторы, К власти пришло консервативное правительство Эдварда Хита.

В начале 70-х годов обанкротились несколько индустриальных фирм, а многие мелкие предприятия были поглощены крупнейшими монополиями. Резко возросла безработица, достигшая в 1972 году 1 миллиона человек. Правительство направило свои усилия на ограничение роста заработной платы и потребительских расходов. Финансовое положение несколько улучшилось: возросли золотые и валютные резервы, сократилась внешняя задолженность. Консерваторы стали постепенно проводить денационализацию путем передачи частным владельцам наиболее доходных секторов национализированных отраслей. В интересах монополий были снижены налог на корпорации, наивысшая ставка подоходного налога, отменен дополнительный налог на сверхприбыль. Одновременно правительство урезало программу расходов на социальные нужды. Консерваторы, игнорируя широкую оппозицию вступлению Великобритании в «Общий рынок», пошли навстречу монополиям, стремящимся сделать Западную Европу рынком сбыта своей продукции, и возобновили переговоры о приеме страны в ЕЭС. 28 октября 1971 года парламент принял решение о присоединении Великобритании к «Общему рынку». В январе 1972 года Хит подписал договор об условиях присоединения к ЕЭС, а с 1 января 1973 года вместе с Данией и Ирландией Англия вошла в состав «Общего рынка». В 1975 году в Англии развернулась подготовка к референдуму о дальнейшем пребывании страны в рамках «Общего рынка». Референдум состоялся 5 июня 1975 года. Большинство его участников - 67,2% проголосовали за то, чтобы Англия осталась в «Общем рынке», 32,8% избирателей высказались за выход страны из ЕЭС В январе 1976 года в стране имелось свыше 1,4 миллиона безработных, 6,1% всего трудоспособного населения страны. В конце 60-х годов обострилась ирландская проблема. Вооруженное насилие, развернувшиеся в Северной Ирландии, унесло с 1969 года 1300 жизней. В марте 1972 года английский парламент принял закон о передаче исполнительно и законодательной власти в Северной Ирландии британскому правительству. В марте 1973 года состоялся референдум о будущем Ольстера. Результат голосования определялся позицией протестантского большинства, которое высказалось против воссоединения Ольстера с Ирландской республикой. в 70-е (начале 80-х гг. В начале 70-х годов в экономике Великобритании наблюдался значительный подъем. Однако в 1974-75 годах на нее обрушился тяжелый экономический кризис. В период кризиса валовой внутренний продукт уменьшился не 5,6%, объем промышленного производства - на 10,6%. В 1979-1981 годах экономика Великобритании оказалась в состоянии нового глубокого кризиса, масштабы которого могут сравниться лишь с «великой депрессией» 1929-1933 годов

Приход М. Тэтчер к власти и неоконсервативный поворот в Великобритании Дж. Мэйджор:

На парламентских выборах 1979 года платформы консерваторов и лейбористов оказались прямо противоположными по содержанию. Избиратели отдали предпочтение консерваторам. Премьер-министром стала Маргарет Тэтчер. Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхода страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально- экономической системе: 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными интересами и шантажировали крупных предпринимателей угрозами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы - стандартная ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83%; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осуществляемая медлительной и становящейся все более громоздкой бюрократией. Консервативное правительство М. Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элементов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициатива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" стали провозглашенный консерваторами возврат к "викторианским ценностям" - уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, примат права личности и т.д. М. Тэтчер намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем политики "монетаризма", сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и "приватизации" принадлежавших государству отраслей промышленности. Она выступила против корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица. Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок.

А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы, которые позволили правительству выстоять в борьбе с забастовочным движением, в частности во время забастовок шахтеров в 1984-1985 гг. и печатников в 1986 г. одним из важнейших элементов программы М.Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора.(16) С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию - продажу акций нефтяной компании "Бритиш петролеум". Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение. Широкая продажа этих отраслей промышленности значительно увеличила число держателей акций, которые были непосредственно заинтересованы в доходности своих предприятий. В 1979 г. число владельцев акций составляли 7 % избирателей, т.е. мужчин и женщин старше 18 лет, в 1988 г. - 20 %. По числу акционеров Великобритания занимала второе место в мире после США. Государственные предприятия были выведены из системы искусственного благоприятного климата, в котором они раньше находились. В частности, цены на произведенные ими товары и услуги более не поддерживались специальными мерами, а полностью определялись условиями рынка. Правительство М.Тэтчер всячески стремилось создать "здоровую конкуренцию" универсальным принципом экономического прогресса, причем эта конкуренция все больше переносилась в сферу ценообразования, где соперничавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены. Еще одно важное направление в экономической программе консерваторов - это упор на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживался с крупными монополиями, дополнял их даже в самых современных отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы оказались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промышленного производства. Правительство активно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Быстро росло производство в базисных и наукоемких отраслях обрабатывающей промышленности, а также в жилищном строительстве. Тем не менее, удовлетворить спрос в полном объеме удавалось только с помощью небывалого по своим масштабам притока зарубежных товаров. Среди компонентов спроса особенно устойчиво за годы подъема расширялось личное потребление. Это было вызвано повышением доходов населения на 5,0 % и резким снижением нормы сбережений до 1,3 %.Важную роль в стимулировании потребительских расходов населения играло также активное использование кредитов. В условиях в целом благоприятной конъюнктуры занятость в экономике возросла на 1,2%. Подавляющее большинство получивших работу трудились в сфере услуг, в обрабатывающей промышленности численность занятых сократилась. Параллельно с расширением занятости снижалась безработица. в 80-е гг. Британия была единственной из ведущих стран мира, где совокупный показатель эффективности производства увеличивался, в других государствах он либо не менялся, либо снижался. правительство М.Тэтчер проводило в жизнь программу сокращения расходов на социальные нужды, жестко контролировало заработную плату. Одним из важнейших положений программы консерваторов было: заставить трудящихся "жить по средствам", а предприятия - "ужиматься", сокращать рабочую силу за счет интенсификации производства, благодаря чему можно было придавать желаемый динамизм британской промышленности. Сокращалась численность рабочего класса, занятого непосредственно на производстве, расширялась занятость в сфере обслуживания, росла прослойка владельцев мелких, в том числе семейных, фирм, появилась ^ социальная группа высокооплачиваемых менеджеров сред- 1 него уровня. Все это привело к тому, что в 80-е гг. к "среднему слою" стали относить себя большинство английских избирателей. К концу 80-х гг. 64 % англичан имели собственные дома, более 70% - автомобили, 46 % - видеомагнитофоны, больше половины могли позволить себе обеспечить платное образование для детей. серьезным просчетом консервативного кабинета М.Тэтчер стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения, предусматривавшей введение нового избирательного закона. Экономические выгоды оказались незначительными, а социально- психологические последствия крайне отрицательно сказались на престиже правительства, социально- экономическая политика которого вызывала "раздражение" у многих англичан. В 1990 г. новым лидером консерваторов и премьер-министром Великобритании стал Дж. Мейджор. М.Тэтчер подала в отставку. Новый премьер Соединенного Королевства практически не изменил экономической программы М.Тэтчер, и первая половина 90-х гг. была логическим продолжением в развитии частного предпринимательства и активной государственной политики в области финансирования наукоемкого производства, мелкого и среднего бизнеса. Благодаря усилиям нового премьера Англия 2 августа 1993 г. подписала Маастрихтские соглашения. В первой половине 90-х гг. в экономике Великобритании происходили позитивные процессы. Так, достаточно стабильно рос валовой внутренний продукт и сокращалась безработица. Если в первом квартале 1993 г. ВВП составлял 2,5 %, то в первом квартале 1994 г. - 4 %; уровень безработицы в первом квартале 1993 г. равнялся 10,5 %, в первом квартале 1994 г. - 9,9, а в четвертом квартале 1994 г. - 8,9 %.Особенно важным достижением нового правительства явилось улучшение торгового баланса. За период с 1991 по 1995 г. удалось обеспечить благоприятное сочетание устойчиво высоких темпов роста и самых низких за период с начала 60-х гг. темпов инфляции. Кроме того, заметно улучшилось состояние платежного баланса, который в 1995 г. впервые начиная с 1987 г. был сведен с активным сальдо. Вторая половина 90-х гг. оказалась достаточно сложной для партии консерваторов. Во внешней политике М. Тэтчер предусматривала возрождение статуса Великобритании как великой державы.. 2 апреля 1982 года Британию потрясла удивительная новость. Аргентина высадила свои войска на Фолклендские (Мальвинские) острова. Организация Объединенных Наций своим решением признавала колониальный статус этих островов и призывала путем переговоров изменить его. Переговоры об этом шли, и консервативное правительство сроило планы передачи суверенитета над островами Аргентине при условии их последующей сдачи в аренду Британии. Однако сама Тэтчер была категорически против передачи островов Аргентине, Военные действия были закончены 15 июня. Когда на Порт-Стэнли был выброшен белый флаг капитуляции, 14 июня 1982 г. Аргентина признала право Англии на владение Фолклендскими островами, потеряв в ходе войны большую часть своих самолетов и другой техники. Англия была связующим звеном между США и Западной Европой. Наконец, экономические теории развития двух стран - тэтчеризм и рейганизм - имели много общего. Рейган в условиях ослабления мировых позиций США нуждался в поддержке западноевропейских союзников и с помощью Англии хотел укрепить позиции Америки в Европе. Отношение к Советскому Союзу продолжало оставаться противоречивым: с одной стороны, она понимала важность для Англии добрососедства с СССР, с другой - ненавидя социализм, продолжала не доверять советской стране, считая, что с СССР можно разговаривать с позиции силы. Премьер-министр руководствовалась при этом и тем ложным тезисом, будто СССР больше заинтересован в развитии отношений с Англией, чем последняя с Советским Союзом. Этот тезис подталкивал её к «нажимной дипломатии» в надежде, что советское руководство будет более «покладистым» Среди наиболее ярких достижений на посту премьера, который Мэйджор занимал шесть с половиной лет, сам он считал переговоры вокруг подписания Маастрихтского договора в декабре 1991 г. «Черный сентябрь» (16 сентября 1992 г.), когда в ходе стремительно развивавшегося финансового кризиса, ради спасения фунта стерлингов от неминуемой девальвации Лондон вынужден был в спешном порядке покинуть Европейский валютный механизм. дальнейшее развитие тэтчеризма, выразившееся в приватизации угольной (1994 г.) и железнодорожной (1996-1997 гг.) отраслей, производства ядерной энергии (1996 г.), реформу в армии и образовании, возрождение культуры и спорта (с помощью создания в 1994 г. Национальной лотереи), а также сдвиг в лучшую сторону в состоянии дел в Северной Ирландии и на переговорах об урегулировании этой проблемы. Бесспорным достижением Мэйджора является победоносное для Великобритании завершение войны в Персидском заливе, достижений правления Мэйджора – заметное улучшение состояния британской экономики и устойчивый экономический рост – никак не помогло консерваторам на выборах 1997 г.

АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ , военно-политический союз государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939–45 против агрессивного блока нацистской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов.

В конце 1941 в состоянии войны с блоком агрессоров находились (оккупированные страны представлены правительствами в изгнании): Албания, Великобритания и её доминионы (Австралия, Индия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз), Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Доминиканская Республика, Китай, Коста-Рика, Куба, Люксембург, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Панама, Польша, Сальвадор, СССР, США, Филиппины, Чехословакия, Эфиопия, Югославия. Во 2-й пол. 1942 в войну против держав «оси» и их союзников вступили Бразилия и Мексика, в 1943 – Боливия, Ирак, Иран, Колумбия, Чили, в 1944 – Либерия. После февр. 1945 к антигитлеровской коалиции присоединились Аргентина, Венесуэла, Египет, Ливан, Парагвай, Перу, Саудовская Аравия, Турция, Уругвай. Войну державам «оси» объявили также входившие ранее в состав агрессивного блока Италия (в 1943), Болгария, Венгрия и Румыния (в 1944), Финляндия (в 1945). К моменту окончания военных действий с Японией (сент. 1945) в состоянии войны со странами фаш. блока находилось 56 государств.

Основные участники антигитлеровской коалиции – СССР, США и Великобритания. Сов. Союзу принадлежит решающая роль в разгроме Германии и её союзников. Существенный вклад в достижение победы над общим врагом внесли США и Великобритания. Вооружённые силы двух других великих держав – Франции и Китая также участвовали в разгроме фаш. блока. В военных действиях принимали участие войска: Австралии, Албании, Бельгии, Бразилии, Индии, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, Польши, Филиппин, Чехословакии, Эфиопии, Югославии и др. Отдельные государства антигитлеровской коалиции помогали основным её участникам главным образом поставками стратегического сырья. Боевым союзником антигитлеровской коалиции являлось движение Сопротивления.

Первым шагом на пути формирования антигитлеровской коалиции стало подписание президентом США Ф. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем 14.8.1941 Атлантической хартии. В документе провозглашалась необходимость уничтожения нацистской тирании и разоружения агрессора. Обе стороны заявили о своём отказе от территориальных и прочих приобретений; о недопустимости территориальных изменений без согласия на то заинтересованных народов; обязались уважать право народов избирать себе форму правления и добиваться восстановления суверенитета и самоуправления тех народов, лишенных этого насильственным путём. Шагами к формированию антигитлеровской коалиции послужили заявления Черчилля (22.6.1941) и Рузвельта (24.6.1941) о поддержке СССР в войне против Германии и выступление по радио председателя Государственного Комитета Обороны СССР И.В. Сталина (3.7.1941).

12.7.1941 в Москве подписано соглашение между СССР и Великобританией. Стороны обязывались оказывать друг другу всякого рода помощь и поддержку в войне против Германии и не вести с ней переговоров, не заключать перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдного согласия. Соглашение вступало в силу с момента подписания и не подлежало ратификации. Оно явилось первым межправительственным документом, зафиксировавшим начало формирования антигитлеровской коалиции.

Считая чрезвычайно важным расширить коалицию, сов. правительство 18 – 30 июля 1941 предложило правительствам Чехословакии и Польши, находившимся в Лондоне, заключить соглашение о совместной борьбе с общим врагом. В сент. 1941 в Лондоне состоялась конференция представителей СССР, Бельгии, Чехословакии, Греции, Польши, Нидерландов, Норвегии, Югославии, Люксембурга и Национального комитета «Свободная Франция». Согласившись с основными принципами Атлантической хартии, сов. правительство подчеркнуло в своем заявлении настоятельную необходимость концентрации всех экономических и военных ресурсов свободолюбивых народов и правильного их распределения в целях быстрого и окончательного освобождения Европы от фаш. гнета. На конференции была оглашена декларация сов. правительства, в которой впервые формулировались цели и задачи антигитлеровской коалиции.

26.9.1941 сов. правительство признало Ш. де Голля «как руководителя всех свободных французов, где бы они ни находились», заявило о своей готовности «оказать свободным французам всестороннюю помощь и содействие в общей борьбе с гитлеровской Германией и её союзниками». Как председатель Национального комитета «Свободная Франция» де Голль обязался «бороться на стороне СССР и его союзников до достижения окончательной победы» и оказать Сов. Союзу помощь и содействие всеми имеющимися в его распоряжении средствами.

С 29.9 по 1.10.1941 в Москве прошла конференция представителей трёх держав, на которой был подписан протокол о взаимных военных поставках на период 1.10.1941 – 30.6.1942. США и Великобритания обязались поставлять в СССР ежемесячно 400 самолётов, 500 танков, зенитные и противотанковые орудия, алюминий, др. материалы и продовольствие. Советская сторона в свою очередь обязалась поставлять крупные партии сырья для военного производства. США осуществляли поставки на основе закона о ленд-лизе, а Великобритания – на основе соглашения о взаимных поставках, кредите и порядке платежей от 16.8.1941.

1.01.1942 в Вашингтоне (после официального вступления США в войну) подписана Декларация 26 государств, известная как «Декларация Объединённых Наций». Её участники обязались использовать все свои экономические и военные ресурсы для борьбы против фаш. блока, сотрудничать друг с другом и не заключать со странами этого блока сепаратного перемирия или мира. В Лондоне 26 мая подписан сов.-англ. договор о союзе в войне против фаш. Германии и её сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после завершения войны сроком на 20 лет. Стороны обязались: принять все меры к тому, чтобы сделать невозможным повторение агрессии; оказать военную и др. взаимную помощь, если одна из сторон снова будет вовлечена в военные действия с Германией или её союзниками; не стремиться к территориальным приобретениям и не вмешиваться во внутренние дела др. государств; не заключать никаких союзов и не принимать участия в коалициях, направленных против др. стороны.

11.6.1942 в Вашингтоне заключено сов.-амер. соглашение о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии нацистской Германии. Этот документ завершал юридическое оформление союзных отношений между главными участниками антигитлеровской коалиции США и СССР обязались продолжать взаимное снабжение и обмен военными материалами, услугами и информацией, уточнив общие условия и порядок взаимопомощи и взаиморасчётов.

На Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в окт. 1943 по инициативе Сов. Союза была принята декларация об Италии, предусматривавшая восстановление национальной независимости этой страны и предоставление её народу демократических свобод. Там же союзники приняли декларацию об Австрии, определив её будущее в качестве свободной и независимой страны. Международно-правовые основы для судебного преследования и наказания военных преступников закладывала декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства, позже подписанная Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем.

Внутри антигитлеровской коалиции существовали противоречия между политической линией СССР и позицией западных держав по ряду вопросов ведения войны и решения послевоенных проблем (см. Тегеранская конференция 1943 ). Особенно это проявилось в процессе реализации договоренностей об открытии второго фронта. Вырабатывавшаяся в ходе переговоров и конференций руководителей стран антигитлеровской коалиции коалиционная стратегия способствовала разгрому армий блока агрессоров.

Продолжая углублять союзнические связи в рамках антигитлеровской коалиции , СССР 12.12.1943 заключил Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Чехословакией, 11.4.1945 – с Югославией, 21.4.1945 – с Польской Республикой.

На укрепление антифашистского фронта, принятие решений, способствующих достижению быстрейшей победы в войне, и разработку принципов послевоенного устройства мира, была направлена деятельность созданной в дек. 1943 Европейской консультативной комиссии (ЕКК) – постоянно действующего органа из представителей трёх ведущих держав антигитлеровской коалиции (находилась в Лондоне, с нояб. 1944 в качестве четвёртого члена ЕКК приглашён представитель Франции). ЕКК подготовила и представила согласованные рекомендации по вопросам послевоенной судьбы Германии и её сателлитов. Постоянно действующим органом ведущих держав антигитлеровской коалиции был также созданный в окт. 1943 Консультативный совет по вопросам Италии (находился в Алжире).

В антигитлеровской коалиции проявлялись разногласия и относительно целей войны, по мере завершения которой этот вопрос приобретал все большую остроту. Для СССР цели войны заключались в полном разгроме нацизма, освобождении сов. территории и территории оккупированных стран Европы, установлении прочного мира и в полном исключении возможности новой нем. агрессии. Вместе с тем руководство Сов. Союза считало для этого необходимым не только провести демилитаризацию и демократизацию послевоенной Германии, но и обеспечить определяющее сов. влияние в восточноевропейских странах, добиваться установления в них общественного устройства, подобного существовавшему в СССР. США и Великобритания также стремились к устранению фаш. режимов, однако при этом они намеревались ослабить Германию, а в странах Восточной Европы восстановить довоенное политическое устройство.

На Крымской (Ялтинской) конференции 1945 руководители трёх ведущих держав антигитлеровской коалиции огласились с тем, что «через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Сов. Союз вступит в войну против Японии на стороне союзников».

В отношении Франции Сов. Союз занимал твердую позицию поддержки Национального комитета «Свободная Франция». 23.10.1944 западные союзники совместно с СССР заявили о признании его в качестве французского Временного правительства.

На Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 германский вопрос был решен в целом в демократическом духе, с учётом интересов всех народов, в т.ч. и немецкого.

Правительства стран антигитлеровской коалиции , стремясь к упрочению сотрудничества, прилагали немалые усилия к урегулированию возникавших разногласий, шли в необходимых случаях на компромиссы. Несмотря на трудности и препятствия, антигитлеровская коалиция в основном успешно справлялась со своими задачами на протяжении всей войны, вплоть до победы над нацистской Германией и милитаристской Японией.

Крупным успехом ведущих держав антигитлеровской коалиции явилось создание ООН. Подготовка мирных договоров с Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией, начатая на совещании министров иностранных дел Великобритании, СССР и США в Москве 16–26.12.1945 завершилось их подписанием в 1947. Совещание также учредило Дальневосточную комиссию, которой надлежало сформулировать политическую линию выполнения Японией обязательств капитуляции, а также Союзный совет для Японии. Стороны пришли к согласию о выводе из Китая советских и американских войск в кратчайшие сроки.

Ведущие государства антигитлеровской коалиции рассматривали сложившееся во время войны сотрудничество как перспективное и долговременное. Однако в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств, которые обусловлены политикой как правительств США и Великобритании, так и руководства СССР, это сотрудничество в послевоенные годы сменилось жесткой конфронтацией между Востоком и Западом. Начавшаяся крупномасштабная гонка вооружений, провозглашённая Черчиллем в 1946 политика «холодной войны» означали фактически конец антигитлеровской коалиции .

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

Военно-политический союз государств и народов во главе с СССР, США и Великобританией, направленный против стран «оси» (Германия, Италия, Япония) и их сателлитов, существовавший в годы Второй мировой войны.

У истоков коалиции

Нападение нацистской Германии на СССР 22 июня 1941 г. привело к кардинальному изменению международной обстановки. Вечером того же дня премьер-министр Великобритании , выступая по радио, подчеркнул, что, несмотря на неприятие им коммунистических идей, Великобритания готова оказать поддержку СССР в его борьбе с германской агрессией. Правительство Соединенных Штатов на момент начала войны СССР с Германией сохраняло нейтралитет и в первые июньские дни 1941 г. не высказывало своего однозначного отношения к германской агрессии против Советского Союза. Однако после посещения советской военной делегацией Великобритании и США и ответного визита помощника Рузвельта Г. Гопкинса в Москву в Вашингтоне убедились в решимости СССР вести войну до победного конца. Между Москвой, Лондоном и Вашингтоном была достигнута договоренность о проведении совещания по вопросу военных поставок.

14 августа 1941 г. на о. Ньюфаундленд состоялась первая встреча У. Черчилля и за годы войны, укрепившая союзническую взаимосвязь двух держав. По итогам встречи был принят документ, получивший название Атлантической хартии. В документе провозглашалось отсутствие намерений Великобритании и США осуществлять какие-либо территориальные захваты, противоречащие воле проживающих на этих территориях народов, признавалось право этих народов определять свою судьбу, на их доступ к мировым природным ресурсам и международной торговле, о необходимости всеобщего разоружения после войны. Москва выразила свою поддержку принципам, заложенным в хартии.

Первые совместные действия союзников. Укрепление межсоюзнических отношений

12 июля 1941 г. в Москве было подписано соглашение между СССР и Великобританией, в котором были закреплены обязательства обеих сторон о взаимной помощи в борьбе с Германией и об отказе от идеи сепаратного мира с Берлином. Как и , это соглашение послужило правовой основой для дальнейшего формирование союзной коалиции против Германии. Кроме того, Великобритания в августе того же года стала оказывать советской стороне и финансовую поддержку, предоставив СССР 3%-ный заем на 10 млн. фунтов стерлингов сроком на 5 лет. В свою очередь США предоставили СССР кредит в размере 10 млн. долларов.

Одним из первых совместных действий союзников в военном отношении стал ввод советских и британских войск в Иран. Через эту страну пролегал один из важных стратегических маршрутов, по которому военные грузы могли доставляться в СССР через Персидский залив и Ближний Восток. Но в этот период в Иране активизировалась германская пропаганда, использовавшая симпатии иранского шаха Резы Пехлеви к Гитлеру. После того, как дипломатические меры воздействия на шаха потерпели неудачу, СССР и Великобритания приняли решение о временном вводе войск в Иран. 25 августа 1941 г. советские и британские войска вступили на территорию Ирана. В сентябре с иранским правительством было подписано соглашение, которое определяло численность союзных войск союзников в Иране и обязательства иранской стороны по обеспечению транзита военных грузов.

Советский Союз укреплял взаимодействие не только с Великобританией и США, но и другими силами в Европе, боровшимися с нацизмом. Лидер движения «Сражающаяся Франция» генерал сразу же после нападения Германии на Советский Союз заявил, что французы в этой войне «безоговорочно вместе с русскими». В сентябре 1941 г. де Голль получил со стороны Москвы официальное признание как «руководитель всех свободных французов». СССР заключил соглашение о взаимной поддержке в войне с правительствами Чехословакии и Польши в изгнании. Эти правительства предоставили свое разрешение на формирование чехословацких и польских воинских частей на советской территории для их последующего участия в боях на советско-германском фронте.

Вопрос о военных поставках (ленд-лиз)

29 сентября - 1 октября 1941 г. в Москве состоялась конференция представителей СССР, США и Великобритании по вопросам оказания взаимной военно-экономической помощи. Это была первая трехсторонняя встреча союзников за годы войны. В роли основного поставщика выступали США. Грузы, предназначенные для СССР, предполагалось доставлять несколькими маршрутами: через Иран, по Черному морю, по Тихому океану и с помощью арктических конвоев в Архангельск и Мурманск. 7 ноября 1941 г. конгресс США положительно решил вопрос о распространении на СССР действия программы .

Однако долгое время помощь западных союзников СССР была незначительной, поставки осуществлялись в недостаточных объемах. Первый протокол о поставках (всего их было четыре) был выполнен всего на 40%. Осенью и зимой 1941 г., когда решалась судьба Москвы и советского государства в целом, по ленд-лизу из США пришли поставки всего на 541 тыс. долларов. Проблемы с выполнением союзнических обязательств возникали у США и Великобритании и в дальнейшем. В 1942 г., когда германские армии продвигались к Волге и Кавказу, британское и американское правительства полностью прекратили поставки по ленд-лизу в Советский Союз с помощью арктических конвоев. Западные поставки грузов в СССР стали нарастать и выполняться в полном объеме только в 1944-1945 гг., когда коренной перелом в войне уже произошел.

Всего в 1941--1945 гг. СССР получил от западных союзников 18 млн. тонн грузов различного назначения, в том числе свыше 4,5 млн. тонн продуктов питания, металлы для авиастроения и рельсы (3,6 млн. тонн). Из Великобритании и США в СССР было поставлено 22 206 самолетов различных типов, 12 980 танков, 14 тыс. орудий, 427 386 грузовых автомобилей и 51 тыс. джипов, 6 135 638 винтовок и пулеметов, 8 тыс. тракторов и тягачей, 345 тыс. тонн боеприпасов, а также значительное количество промышленного оборудования, горюче-смазочных материалов, взрывчатых веществ и химического сырья. В рамках программы ленд-лиза США получили от СССР за весь период войны 300 тонн хромовой руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, значительное количество платины, золота и других драгоценных металлов на общую сумму 2,2 млн. долларов.

Дальнейшее взаимодействие союзных держав. Проблема открытия второго фронта в 1941-1943 гг.

Одним из наиболее болезненных вопросов во взаимоотношениях западных союзников и СССР стало открытие второго фронта в Европе. Он мог быть создан с помощью высадки англо-американских войск на побережье Франции, что значительно осложнило бы положение нацистской Германии и облегчило бы положение СССР, несшего на своих плечах основную тяжесть войны. Еще летом 1941 г. советское правительство поставило перед Лондоном вопрос об открытии второго фронта, но не нашло понимания у англичан. На первом этапе данный вопрос обсуждался только между СССР и Великобританией, президент Ф. Рузвельт стал принимать активное участие в обсуждении этой темы только после вступления США в войну в декабре 1941 г. Длительные переговоры, проходившие в течение 1941 г. и обмен посланиями между И. Сталиным и У. Черчиллем ни к чему не привели.

В начале 1942 г. активизировалась дипломатическая активность всех государств, боровшихся со странами «оси». 1 января 1942 г. в Вашингтоне дипломаты 26 стран подписали Декларацию объединенных наций, в которой развивались положения Атлантической хартии. В ходе визита наркома иностранных дел СССР В. Молотова в Лондон в мае 1942 г. был подписан советско-английский союзный договор, а в июне в Вашингтоне - советско-американское соглашение. В коммюнике обеих встреч США и Великобритания дали публичное обещание как можно скорее открыть второй фронт в Европе. Но в 1942 г. второй фронт не был открыт. Вместо этого англо-американские войска высадились в Северной Африке, которая входила в традиционную зону интересов Великобритании.

Московская и Тегеранская конференции. Открытие второго фронта и освобождение восточной Европы

Коренной перелом на Восточном фронте, победа советских войск под Сталинградом и на Курской дуге, капитуляция фашистской Италии летом 1943 г. поставили перед странами антигитлеровской коалиции вопрос о необходимости обсуждения послевоенного переустройства мира. 19-30 октября 1943 г. состоялась министров иностранных дел СССР, США и Великобритании. На ней, в частности, обсуждался вопрос послевоенного переустройства Германии и выдвинутая У. Черчиллем идея расчленения немецкого государства, а также послевоенные судьбы Италии, Франции и Австрии. Важным итогом конференции стало подписание США и Великобританией протокола, согласно которому американцы и британцы подтвердили (хотя и с оговорками) свои намерения осуществить наступление в Северной Франции весной 1944 г.

Московская конференция стала основой для проведения встречи лидеров трех союзных держав в Тегеране 28 ноября - 1 декабря 1943 г. Вопрос об открытии второго фронта стал основным на . У. Черчилль выдвинул предложение высадить союзные войска не во Франции, а на Балканах. Таким образом, англо-американские войска раньше бы заняли страны Восточной Европы, к границам которых продвигались советские войска. Однако позицию советской делегации поддержал Ф. Рузвельт. В итоге решение об открытии второго фронта в Северной Франции в 1944 г. было принято окончательно.

Второй фронт во Франции был открыт 6 июня 1944 г. Англо-американские войска под командованием Д. Эйзенхауэра высадились в Нормандии и уже в 25 августа вместе с французскими партизанами вошли в Париж. Одновременно проходило освобождение южной части Франции, где также высадились войска союзников. Германское контрнаступление в Арденнах в декабре 1944 г. закончилось провалом. К началу 1945 г. войска союзников уже стояли у границ Германии. Параллельно шло освобождение советскими войсками Восточной Европы. Советское командование привлекало к боевым операциям иностранные воинские части, созданные на территории СССР (французскую эскадрилью «Нормандия-Неман», польскую дивизию имени Тадеуша Костюшко и другие). Итогом наступления Красной Армии стал полный развал фашистского блока в Восточной Европе.

Ялтинская конференция. Разгром Германии.

На встрече И. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля 4-11 февраля 1945 г. в Ялте речь шла уже не столько о военном взаимодействии, сколько о дальнейшем переустройстве Европы. На было принято решение о создании Организации Объединенных Наций и проведении в апреле в Сан-Франциско ее учредительной конференции. Противоречия между союзниками вызвал вопрос о политическом устройстве освобожденных стран: если США и Великобритания выступали за восстановление довоенных режимов, то СССР делал ставку на антифашистские движения в этих странах и их лидеров. В Декларации об освобожденной Европе было зафиксировано право народов Европы самим решать свою судьбу и избавляться от наследия фашизма и нацизма. Было принято решение о послевоенной оккупации Германии войсками союзников. СССР взял на себя обязательство вступить в войну с милитаристской Японией.

В начале марта 1945 г. англо-американские войска стали вести боевые действия на территории Германии. В апреле состоялась историческая встреча на Эльбе войск СССР и США. Тогда же началась масштабная Берлинская операция, завершившаяся взятием столицы нацистской Германии. 2 мая берлинский гарнизон капитулировал. 7 мая 1945 г. в штабе Д. Эйзенхауэра в Реймсе был подписан предварительный протокол о капитуляции вооруженных сил Германии. Акт подписания капитуляции был повторен в Карлсхорсте в торжественной обстановке в ночь с 8 на 9 мая 1945 г.

Потсдамская конференция. Разгром Японии.

Последняя встреча «большой тройки» состоялась в США представлял новый президент Г. Трумэн (Ф. Рузвельт скончался в апреле 1945 г.), а Великобританию сменивший Черчилля на посту премьер-министра К. Эттли. Была провозглашена цель единства Германии, которая подвергалась оккупацией союзниками, а части ее территории передавались Польше и СССР. Был решен вопрос о репарациях Германии пострадавшим в войне народам, о подготовке мирных договоров с бывшими союзниками Германии в Восточной Европе.

СССР, выполняя взятые на себя союзнические обязательства, 9 августа 1945 г. начал военные действия против милитаристской Японии. В ходе военной операции были освобождены южная часть Сахалина, занята территория Курильских островов и Маньчжурии. В то же время США осуществили первую в истории атомную бомбардировку, уничтожив 6 и 9 августа 1945 г. японские города Хиросиму и Нагасаки. 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала. Вторая мировая война завершилась.

Ялтинская конференция

70 лет назад, с 4 по 11 февраля 1945 года, в Крыму, бывшем тогда частью РСФСР, проходила вторая за годы Второй мировой войны конференция глав «большой тройки» – СССР, США и Великобритании.

Принятые на этой встрече решения заложили основы послевоенного миропорядка, оформили разделение сфер влияния между западными государствами и СССР. Именно в Крыму при условии, что Москва получает Курильские острова и Южный Сахалин, СССР объявил о своем участии в войне против Японии. США и Великобритания согласились с тем, что СССР получит 50% всех убытков. В Ялте была сформирована идеология Организации Объединенных Наций как организации, способной предотвратить любые попытки изменить установленные границы сфер влияния. А принятая на конференции Декларация об освобождённой Европе определила принципы политики победителей на отвоёванных у противника территориях и создала предпосылки для формирования биполярного мира.

Советскую делегацию на конференции возглавлял председатель Совета Народных Комиссаров СССР, маршал Советского Союза Иосиф Сталин (Джугашвили), американскую - президент Франклин Рузвельт, британскую - премьер-министр Уинстон Черчилль. «АиФ-Крым» вспоминает, как полуостров встречал важных гостей.

О необходимости проведения повторной встречи (после Тегеранской ) западные лидеры начали говорить ещё летом 1944 года. По мнению Уинстона Черчилля, лучшим местом для проведения конференции был бы шотландский городок Инвергордон. Сталин в переписке с мировыми лидерами сдержано реагировал на их предложения о встрече. Так, в ответном послании Черчиллю 26 июля советский руководитель писал: «Что касается встречи между Вами, г-ном Рузвельтом и мною… то и я считал бы такую встречу желательной. Но в данное время, когда советские армии ведут бои по широкому фронту, все более развивая свое наступление, я лишен возможности выехать из Советского Союза и оставить руководство армиями даже на самое короткое время».

Предложение провести конференцию «в одном из приморских городов юга европейской части СССР» прозвучало от американской стороны. Сталин его горячо поддержал. Позднее Рузвельт заявил, что предпочел бы приехать в египетскую Александрию или Иерусалим, на которые якобы обратил его внимание Черчилль. Но глава СССР сообщил, что медики не рекомендуют ему длительные перелёты. В итоге местом встречи «большой тройки» стала Ялта.

Ялтинская конференция во время подготовки имела кодовое название «Аргонавт», такое «имя» ей придумал Черчилль. Так премьер-министр Великобритании писал Рузвельту: «Мы - прямые потомки аргонавтов, которые, по греческой мифологии, приплыли на Чёрное море за золотым руном». Выразительная метафора понравилась и Сталину.

Лидеры трёх держав решили сделать встречу неофициальной и не приглашать туда представителей СМИ. 21 января Черчилль телеграфировал одновременно Сталину и Рузвельту: «Я предлагаю не допускать представителей прессы на «Аргонавт», но каждый из нас будет иметь право привезти не более трех или четырех одетых в форму военных фотографов для производства фотосъемки и киносъемки. Фотографии и кинофильмы должны быть выпущены, когда мы сочтем это подходящим… Конечно, будут публикованы обычные одно или несколько согласованных коммюнике». С мнением британского премьера согласились Сталин и Рузвельт.

Одесса – запасной вариант

Три дворца

У. Черчилль, Ф. Рузвельт, И.В. Сталин

Ф. Рузвельт и У. Черчилль

Официальные встречи членов делегаций и неофициальные – обеды глав государств проводились во всех трёх дворцах Южнобережья. В Юсуповском, к примеру, Сталин и Черчилль обсуждали вопрос о передаче людей, освобождённых из фашистских лагерей. В Воронцовском дворце встречались министры иностранных дел: Молотов, Стеттиниус (США) и Иден (Великобритания). Но основные встречи всё-таки проходили в Ливадийском дворце. По дипломатическому протоколу это не полагалось, но Рузвельт не мог передвигаться без посторонней помощи. Восемь раз здесь происходили официальные встречи «Большой тройки». Именно в Ливадии подписано «Коммюнике о Крымской конференции».

Одесса – запасной вариант. На случай нелетной погоды в Крыму разместить конференцию в полном составе собирались в Одессе. Поэтому в городе также шли серьёзные приготовления: активно проводился ремонт фасадов домов, гостиниц, представительских помещений и дорог. В итоге все эти приготовления пошли на благое дело дезинформации немецкого противника, агентура которого могла остаться на освобождённых территориях.

Участники конференции располагались в трёх дворцах: делегация СССР – в Юсуповском, США – в Ливадийском, Великобритании – в Воронцовском.

Двор Воронцовского дворца, в котором во время конференции жил Черчилль.

Мечты о Ливадии. В разговоре со Сталиным Франклин Рузвельт сказал, что, когда покинет президентский пост, хотел бы попросить продать ему Ливадию, чтобы посадить много деревьев вблизи неё. Сталин пригласил своего американского гостя провести отпуск летом 1945 года в Крыму. Президент США принял это приглашение с благодарностью, но осуществить задуманное помешала смерть 63-летнего Рузвельта, последовавшая совсем скоро, 12 апреля 1945 года.

Последним из лидеров держав Крым покинул Уинстон Черчилль. После подписания «Коммюнике о Крымской конференции» Сталин вечером уехал с Симферопольского вокзала в Москву. Американский президент, переночевав на борту корабля США, стоявшего в Севастопольской бухте, улетел на следующий день. Черчилль задержался в Крыму ещё на два дня: побывал на Сапун-горе, в Балаклаве, где англичане воевали в 1854 - 55 годах, посетил крейсер «Ворошилов» и лишь 14 февраля с Сакского аэродрома вылетел в Грецию.

В феврале 1945 г., 60 лет назад, состоялась знаменитая Крымская (Ялтинская) конференция глав стран - участников антигитлеровской коалиции. Это была последняя встреча лидеров стран, которые сыграли решающую роль в разгроме гитлеровской Германии. Президент США Франклин Делано Рузвельт умрет через два месяца (к слову, об обстоятельствах его смерти до сих пор у историков нет единого мнения). Через полгода благодарный английский народ прокатит на выборах своего недавнего кумира Уинстона Черчилля. И на Потсдамской конференции, которая откроется 17 июля того же года, у Сталина будут уже другие собеседники...

Работу в Ялте лидеры трех супердержав начали 4 февраля. До окончания войны оставалось три месяца. В том, кто в ней победит, сомнений не оставалось. И "большая тройка" вплотную задумалась о послевоенном устройстве мира и особенно Европы.

Самая могучая армия мира того периода, советская, довершала разгром вермахта. Наступательные операции следовали на всем гигантском советско-германском фронте. На отдельных участках темпы наступления достигали 25-30 км в сутки - о таких темпах гитлеровские генералы не мечтали и в катастрофическое для Красной армии лето 41-го.

Вряд ли можно считать случайным совпадением, что несколько стратегических операций проходили именно в период работы Ялтинской конференции. Опытный политик, Сталин не мог не отдавать себе отчета, что следующие одна за другой победы советского оружия оказывают психологическое воздействие на партнеров по переговорам, заставляют их быть более уступчивыми.

3 февраля закончилась Висло-Одерская операция, про которую впоследствии гитлеровский генерал-майор Фридрих фон Меллентин писал, что "Европа не знала ничего подобного со времени гибели Римской империи". 10 февраля началась Восточно-померанская операция, в которой нашим наступающим фронтам противостояла группа армий "Висла" под командованием рейхсфюрера СС Гиммлера. Одновременно проводилась Нижне-Силезская, Западно-Карпатская, Восточно-Прусская операции. В том, что Советский Союз теперь в силах и сам справиться с гитлеровской Германией, сомнения не вызывало ни у кого. Тем более что после разгрома в Арденнах союзники застряли в 500 км от Берлина, в то время как Красная армия уже ступила на немецкую землю. Как вынужден был признать английский журнал "Экономист", "наиболее существенные вопросы конференции решаются не в посольствах, а на полях сражений в Померании и Бранденбурге".

Кроме того, в рядах Советской армии сражались соединения и части ряда государств Восточной Европы. Это чехословацкий стрелковый корпус (первый бой - 8 марта 1943 г.), польская дивизия им. Т.Костюшко (начало формирования - 6 мая 1943 г.), румынская пехотная дивизия им. Т.Владимиреску (начало формирования - 4 октября 1943 г.) и другие. Было очевидно, что страны Восточной Европы неизбежно войдут в сферу влияния Советского Союза.

Пересказывать ход конференции нет необходимости - об этом написано немало. Обозначим лишь ключевые вопросы, которые решались в Ливадийском дворце (где, к слову, в 20-х годах работал первый в мире санаторий для крестьян). На конференции ключевое положение занимал вопрос о послевоенном устройстве Германии. Западные союзники вновь, как и в Тегеране, выступали за расчленение этого государства. Советский Союз такому решению воспротивился. Обсуждался вопрос о репарациях - после споров остановились на том, что сумма их должна составить 20 млрд. долларов, половину из которых получал Советский Союз как страна, понесшая наибольший ущерб в войне. Обсуждались вопросы послевоенного устройства ряда государств Европы - Польши, Югославии, Греции и других. Именно здесь были заложены принципы деятельности будущей ООН. И здесь же Сталин обещал союзникам вступить в войну против Японии через 2-3 месяца после победы над Германией.

Все это факты известные. Между тем за кулисами истории остались некоторые не столь широко освещенные.

Скажем, вопросы информационного, разведывательного и контрразведывательного обеспечения конференции. Да, переговоры вели лидеры трех держав - но за спиной каждого из них был штаб, мощный аналитический центр - именно они должны были обеспечить руководителей делегаций всей необходимой информацией и максимально оградить от неожиданностей.

Участник советской делегации, главком ВМФ адмирал Николай Кузнецов вспоминал, что Сталин за несколько часов до каждого заседания собирал свою команду, каждому ставил задачу что-то выяснить, что-то уточнить, что-то проверить и перепроверить. Сам же в это время много работал с подготовленными для него документами.

Один из выдающихся руководителей советской разведки времен войны Павел Судоплатов в своих воспоминаниях раскрывает некоторые секреты подготовки материалов для членов нашей делегации в Ялте. В частности, еще 8 января 1945 г. был издан приказ по НКВД, в котором предписывалось организовать работу по всестороннему обеспечению предстоящей конференции. Во исполнение этого приказа был организован ряд встреч с английскими и американскими дипломатами, на которых шел обмен мнениями о вопросах, которые были вынесены в повестку дня конференции.

В тот же период состоялось самое длительное за все время совместное совещание руководителей всех видов советской разведки - наркомата обороны, ВМФ, НКВД-НКГБ. Длилось совещание три дня - и в результате советская делегация была снабжена документами, содержащими прогноз намерений, с которыми приедут на конференцию западные союзники, а также анализ военно-промышленного потенциала Германии и ее способности противостоять наступлению союзных войск. Как показала история, прогнозы сбылись почти на сто процентов. Согласимся, что подобная информация накануне встречи таких могучих политических деятелей дорогого стоила.

Необходимо остановиться еще на одном обсуждавшемся в Ялте вопросе. Там была достигнута договоренность об обмене пленными и репатриированными гражданами. Советскую сторону в первую очередь интересовал ряд руководителей белоэмигрантского движения, а также власовцев.

Тут обращает на себя внимание такой факт. Гитлер и его руководство не слишком доверяли частям и подразделениям, сформированным из русских эмигрантов и советских военнопленных. И имел для того основания.

В начале 1942 г. в составе вермахта появилась так называемая Русская национальная народная армия (в разное время она именовалась как "русский батальон специального назначения", "подразделение Абвера 203", соединение "Граукопф", "бригада Боярского", 700-й восточный полк особого назначения). В ее формировании приняли участие такие известные эмигранты, как графы Ламсдорф, Пален, Воронцов-Дашков и другие. Это было единственное крупное воинское формирование (численность его в августе 1943 г. достигала 1500 человек), укомплектованное выходцами из России и полностью вооруженное как стрелковым, так и тяжелым вооружением. Дислоцировавшаяся в Белоруссии, эта "русская армия" была предназначена для борьбы с партизанами. Однако вместо этого бойцы сотнями сами уходили к тем же партизанам. Попытались использовать РННА на фронте - переход на сторону Красной армии принял массовый характер. В конце концов соединение расформировали, отдельными подразделениями включили в состав других частей и убрали в тыл, частично во Францию.

Кроме того, можно упомянуть Особый полк СС "Варяг" и Русский охранный корпус, действовавшие против югославских партизан, а также разгромленный в ходе Корсунь-Шевченковской операции Русский добровольческий отряд, да небольшой Русский отряд, воевавший в районе Вязьмы. По данным известного историографа российской эмиграции, доктора исторических наук Александра Окорокова, этим куцым списком исчерпывается перечень русских воинских формирований, которым Гитлер доверил оружие. В дальнейшем другим воинским формированиям, созданным из русских эмигрантов и советских военнопленных, гитлеровское руководство не доверяло.

Ситуация изменилась летом-осенью 1944 г. Возникающие на фронте дыры Гитлер старался заткнуть любыми силами. И начался бурный процесс формирования новых и новых частей. Русская национальная армия (имевшая право на территории Германии иметь национальный флаг - нынешний российский триколор), Вооруженные силы Комитета освобождения народов России, 600-я и 650-я пехотные дивизии, 1-й авиационный полк. Большую часть из них не успели даже развернуть, остальные массово сдавались в плен.

Вот по их-то поводу и шла речь в Ялте. Причем советская сторона настаивала в первую очередь на выдаче активистов антисоветского движения. Западные союзники подписали документы, гарантировавшие содействие в выдаче этой категории военных преступников.

Дальнейшие события показали, что далеко не все договоренности в дальнейшем соблюдались. Достигнутые компромиссы оказались недолговечными. Прошел всего лишь год, и пресловутая речь Черчилля в Фултоне констатировала окончание периода сотрудничества великих держав в обустройстве Европы. Начиналась "холодная война". И все же значение Крымской конференции невозможно переоценить. Ибо всему миру она продемонстрировала самое главное: если есть обоюдное стремление сторон к достижению компромисса, его можно достичь, невзирая на имеющиеся разногласия. Правда, при одном важнейшем условии: если за спиной у каждой стороны есть сила! У Сталина за спиной была победоносная Красная армия, мощная разведка. Потому с его мнением вынуждены были считаться как Рузвельт, так и Черчилль.