Мой личный фотоблог. Московская церковь св

XV век

Каменный храм святителя Григория Неокесарийского, был воздвигнут на месте древней деревянной церкви, которую, в свою очередь, построил князь Василий II Тёмный, внук Димитрия Донского и прадед Иоанна Грозного. Предание гласит, что, находясь в татарском плену, князь дал обет: если вернется домой, построит в том месте, откуда увидит Москву, храм во имя святого, память которого совершается в этот день.

Освобождение из неволи произошло 17 (30) ноября 1445 года - день празднования памяти святителя Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского. Тогда измученный пленом и долгой дорогой домой князь увидел белокаменный Кремль. Место, откуда открывался этот вид, находилось немного юго-восточней нынешнего расположения храма. Вероятно, князь ехал по дороге, совпадающей с современным Старомонетным переулком. Первоначальный храм во время пожара сгорел.

XVII век

Новый деревянный храм был выстроен не позднее 1632 года на том же самом месте. Каменный храм заложили в 1667 году по соседству с деревянным, чтобы во время строительства можно было служить в старой церкви.

Возведение каменного храма было начато по благословению Патриарха Никона священником Андреем Савиновым (Постниковым), который был назначен в 1660 году настоятелем старой деревянной церкви. В 1665 г. он стал царским духовником и протопопом Благовещенского собора Московского Кремля. С Алексеем Михайловичем его связывала тесная дружба, в какой-то степени он заменил царю Патриарха Никона, впавшего к тому времени в немилость.

Именно поэтому царь стал храмоздателем новой каменной церкви во имя святителя Григория Неокесарийского. Государь не только выделил огромные средства для сооружения церкви, но и сам лично интересовался ходом работ.

С 1668 г. появляются подробные записи расходов из царской казны, произведенных на поставку теса, кирпича, белого мячковского камня (из которого строились и Кремлевские соборы).

Храм удивителен по своей архитектуре. Его завершают три ряда килевидных кокошников «огненных языков». Над ними высится традиционное луковичное пятиглавие с глухим, то есть без окон, барабанами. В церковной символике пять глав обозначают Спасителя и четырех евангелистов. Кресты увенчаны коронами в знак того, что храм царский.

Предположительно возводили храм лучшие зодчие своего времени - Иван Кузнечик и Карп Губа, обычно выполнявшие царские заказы. Руководили строительством Иван Волжинский и Иван Рыкачев.

Для росписи церкви были приглашены художники из Костромы - Гурий Никитин, Сила Савельев (Савин) и другие, а также из Переславля - Семён Дмитриев, Дмитрий Плеханов.

Изразцовый фриз - наиболее известная особенность великолепного убранства храма. Керамические поливные изразцы с многоцветным узором «павлинье око» выполнены мастером Степаном Ивановым Полубесом «сотоварищи» (И.Максимовым и др. белорусскими мастерами). На украшение храма пошло 9 тысяч изразцов. Краски их до сегодняшнего дня сохранили свою первоначальную яркость.

Церковь получила народное название «Красной», то есть красивой. Это название употреблялось в официальных документах вплоть до конца XVIII века.

Максим Л. , CC BY-SA 4.0

Иконы для иконостаса писали царские изографы, мастера Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым.

В 1671 году царь Алексей Михайлович венчался здесь с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

В некоторых источниках можно встретить упоминание о крещении в этой церкви в 1672 год будущего императора Петра Первого, что является, вероятно, исторической неточностью. По всей видимости, Петр I, так же как и другие дети царского рода, по традиции был крещен в Духовом монастыре в Кремле.

Великое освящение храма произошло 1 марта 1679 года. В этот день Патриарх Московский Иоаким освятил в ней главный престол во имя святителя Григория Неокесарийского. На освящении храма присутствовал царь Феодор Алексеевич.

XVIII-XIX века

В 1767 году у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. Фасады нового придела повторяли формы XVII века.


неизвестен , Public Domain

Во время Отечественной войны 1812 года церковь не пострадала. Московские славянофилы были зачарованы её своеобразной красотой:

Право, она не лишена оригинальной физиономии, ведь при ее созидании что-то явным образом бродило в голове архитектора, только это что-то в Италии выполнил бы он в больших размерах и мрамором, а здесь он, бедный, выполнял в маленьком виде да кирпичиком; и все-таки вышло что-то , тогда как ничего, ровно ничего не выходит из большей части послепетровских церковных построек.

Аполлон Григорьев

В 1834 году по проекту архитекторов Н. И. Козловского, Ф. М. Шестакова и В. А. Балашова в храме был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, выстроенный в стиле ампирной псевдоготики. Боголюбской иконе Божией Матери молились во время эпидемии холеры 1830 года.

В 1859 году церковь впервые подверглась тщательной реставрации. Были обновлены росписи главного алтаря, четверика, заново вызолочены серебряные ризы на шести иконах первого яруса иконостаса. А также промыты все иконы остальных ярусов иконостаса. Отреставрированный храм был освящен Святителем Филаретом, Митрополитом Московским.

В 1896 году роспись храма опять обновлялась. Освящение обновленного храма совершил митрополит Московский и Коломенский Сергий.

Церковь имела статус придворной и регулярно посещалась членами царствующей фамилии. Здесь любила молиться великая княгиня Елизавета Феодоровна. В церкви неоднократно служили видные церковные иерархи.

В храме совершали богослужения Патриархи Московские и Всея Руси: Иоасаф II - в 1670 году; Иоаким - в 1672 году служил, а в 1679 г. совершил великое освящение храма; Адриан - в 1696 году; Тихон - в начале XX века.

XX век

В 1922 г. ценности храма были изъяты.

В 1930 г. Моссовет постановил сломать шатровую колокольнню для расширения тротуара. Историкам удалось предотвратить снос. В колокольне был прорублен сквозной проход.

Поэт Андрей Вознесенский посвятил этому событию стихи, в которых сравнивал церковь с прекрасной девушкой – Натальей Нарышкиной.

Как колокольня алая,
Пылая шубой ярко,
Нарышкина Наталья
Стоит на тротуаре

В той шубке не приталенной
Ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждешь кого-то?

10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне был расстрелян клирик храма, протоиерей Борис Ивановский (в августе 2000 года канонизирован Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви).

В 1938 г. Моссовет вынес решение: «Церковь закрыть, а здание использовать под культурные нужды». В акте обследования 1939 г. отмечено: «Сломан ценнейший иконостас XVII в. и нет паникадила XVIII в.».

Иконы из храма были переданы в музеи. Ценнейшая Богоматерь Елеуса-Киккская Симона Ушакова, цикл Страстей Христовых Георгия Зиновьева и ещё множество икон получила Третьяковская галерея. Из всех этих икон место в экспозиции нашлось только для образа Богородицы, остальные, никогда не выставляясь, хранятся в запасниках. Часть икон была передана в Исторический музей, где они так же находятся в запасниках. Резные царские врата главного иконостаса передали в Музей архитектуры им. Щусева.

В 1965 г. в обветшавшем храме была произведена комплексная реставрация. Храм поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры. В храме разместился «Всесоюзный производственно-художественный комбинат им. Вучетича».

Вряд ли найдется хотя бы один житель столицы, который не знал бы, где находится храм святителя Григория Неокесарийского. «На Полянке» - так отвечают туристам прохожие, хотя многие знают его под другим названием - как Красную церковь. Это одна из наиболее красивых обителей Москвы. Храм Григория Неокесарийского (на Полянке) - единственная церковь, названная в честь этого святого. Она расположена в Замоскворечье. У храма необычная история и совершенно уникальный внешний вид. Памятник русской архитектуры с «восточным, пряным привкусом» - именно так отзываются о храме Григория Неокесарийского специалисты.

О святом, в честь которого названа церковь

Св. Григорий родился на севере Малой Азии в городе Неокесарии примерно в третьем веке от Рождества Христова. Получив прекрасное образование в Александрии у самого Оригена, он вернулся на родину. Но вскоре, удалившись в пустыню, начал вести там свою святую жизнь в молитвах и посте, чтобы обрести от Бога дар пророчества. О подвижнике узнал епископ Амасии. Он решил поставить его в родной Неокесарии духовным руководителем. Св. Григорий согласился и стал перед хиротонией горячо молить Бога открыть ему истинное поклонение Святой Троице. И было ему чудесное видение: перед Григорием явились сама Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов. Именно от последнего святой получил знание об истинном и достойном исповедании Святой Троицы. На этом Откровении позже и было основано православное учение. Сам Григорий Неокесарийский до этого не дожил. Он скончался примерно в 266 году.

Где находится храм?

Место, где сегодня стоит Красная церковь, в древности именовали «Дербицами». Такое название было обусловлено замшелой, очень топкой землей района. Сначала церковь была деревянной. Доподлинно известно, что она строилась по приказу великого князя Московского внука Дмитрия Донского Василия Темного. Согласно некоторым сведениям, он, находясь в татарском плену, дал обет о том, что если обретет свободу, то обязательно возведет храм. Причем, построит его именно на том месте, с которого по возвращении увидит Московский Кремль. А посвятить его князь обещал тому святому, в день памяти о котором это событие произойдет. Так и появилась деревянная церковь на Полянке.

Когда-то здесь была глушь, по которой проходил тракт, ведущий из Новгорода в город Рязань. Название «Полянка» официально появилось только в восемнадцатом столетии. В то время, когда была основана Красная церковь в честь св. Григория Неокесарийского, на этом месте простирались большие поля. Именно они и дали название этой старинной улице в Замоскворечье.

Сначала в этой неказистой сырой местности проживали только крестьяне и ремесленники, но уже с шестнадцатого столетия здесь стали появляться поселения стрельцов. Там же находилась и дворцовая слобода бондарей - царских кадашей, делавших невероятно необходимые по тем временам в хозяйстве деревянные кадки и бочки. С XVIII века Замоскворечье и улицу Полянку начали потихоньку заселять и московские купцы.

История церкви

Туристам много интересного рассказывают о храме Григория Неокесарийского. И действительно, у него очень древняя история. Первоначально церковь была срублена из дерева. Согласно легенде, строительство было начато в знак благодарности богу за избавление от монголо-татарского пленения князя Василия Темного. Увидеть крепостные стены Москвы внуку Дмитрия Донского было суждено тридцатого ноября 1445 года. Именно в этот день согласно православному календарю празднуется память св. Григория из Новой Кесарии. Этим обстоятельством и была определена судьба будущей церкви.

Новая жизнь

Деревянная церковь просуществовала до семнадцатого века. Позже в тогдашнем храме Григория Неокесарийского случился пожар и он полностью сгорел. Здание было восстановлено, но оно опять было деревянным. Постепенно церковь приходила в запустение, особенно это стало заметно после эпидемии чумы. И только в 1667 году государем Алексеем Михайловичем был дан приказ на строительство нового, уже каменного, храма. Работами руководили лучшие по тем временам зодчие Иоанн Кузнечик и Карп Губа.

Алексей Михайлович давал немалые средства на строительство, он лично контролировал его ход. Материал доставлялся из знаменитых подмосковных каменоломен, откуда брался камень и для стен Кремля. Девять тысяч изразцов с так называемым «павлиньим оком» изготовил известный мастер Степан Полубес, а образы для иконостаса выполнил царский изограф Ушаков. Закончилось строительство через двенадцать лет. Первого марта 1679 года состоялось освящение и первая служба в храме Григория Неокесарийского. Обряд совершал Иоаким - Патриарх Московский и всея Руси в присутствии нового царя Федора Алексеевича.

Тяжелые годы

С тех пор Красная церковь, поражающая своей красотой, как бы получила статус придворной. И по сей день кресты всех глав в храме Григория Неокесарийского венчают короны. Тяготы 1812 года церковь перенесла без потерь. Она настолько понравилась Наполеону, что во время пожара в Москве он приказал, чтобы с храмом на Большой Полянке ничего не случилось. Французский император сокрушался, что не может, «поставив это строение на ладонь», забрать его в Париж. Нужно сказать, что в 1812-м ни убранство, ни утварь церкви, ни ее книги не пострадали. Чего не скажешь о последующих временах.

Если в начале двадцатого века на службы в храме Григория Неокесарийского приезжала сама великая княгиня Елизавета, то после революции свои же москвичи, в отличие от иноземных захватчиков, ничего в церкви не пощадили. Из нее изъяли практически все ценности. Не удалось спасти и шатровую колокольню, якобы мешающую пешеходам. В конце 30-х годов прошлого века храм и вовсе закрыли. И только в девяностых годах верующим вернули храм святого Григория Неокесарийского на Полянке.

Возвращение в лоно Церкви

Обновленный вид Красная церковь получила благодаря стараниям Патриарха Алексия II. Была проведена масштабная реконструкция, выделен церковный декор, позолочены кресты и воссозданы уникальные колокола. По сохранившимся фрагментам восстановили и древние росписи на стенах. Даже нынешний иконостас был «скопирован» с оригинала, которым некогда славился храм (на Полянке) Григория Неокесарийского. Расписание богослужений, которые и сегодня ежедневно совершаются в церкви, впервые можно было увидеть уже через четыре года после начала реставрационных работ. Тридцатого ноября 1996 года в стенах обновленного храма было проведено освящение главного престола.

Храм Григория Неокесарийского - расписание богослужений

По субботам в девять утра в Красной церкви на Большой полянке совершается Божественная литургия. Всенощное бдение начинается в семнадцать часов.

В праздничные дни и в воскресенье Божественная литургия совершается в половине десятого утра. Расписание богослужений следует уточнять как в самом храме, так и на его сайте.

Родился 30 апреля 1975 г. в городе Фрязино, Московской области, в семье священника. Был крещен, в честь преподобного Серафима Саровского, 26 июля 1975 года (День тезоименитства 1 августа) в домовом храме Благовещения Пресвятой Богородицы резиденции ОВЦС Серебряном Бору, ныне почившим митрополитом Никодимом (Ротовым).

  • В 1990 году окончил среднюю образовательную школу № 3 города Загорска, Московской области. В том же году окончил детскую музыкальную школу города Загорска.
  • С 1990 г. по 1993 год проходил обучение в Богородском художественно-промышленном училище. Окончил со степенью мастера-художника 6-го разряда.
  • В 1998 году окончил Московскую Духовную Семинарию.
  • В 2009 году поступил на заочное отделение в в Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
  • 1-го марта 1998 года надо мной была совершена хиротесия во чтеца, в Покровском Академическом храме МДА и С, Преосвященным епископом Верейским Евгением – ректором Московской Духовной Академии и Семинарии.
  • 27 сентября 1998 года был рукоположен в сан диакона, Высокопреосвященным архиепископом Солнечногорским Сергием (Фоминым) в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. После рукоположения был направлен на служение в штат храма свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке г. Москвы.
  • 1 сентября 1999 года был рукоположен в сан священника почившим Патриархом Алексием II, в Большом соборе Донской иконы Божией Матери в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы и оставлен штатным клириком храма свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке г. Москвы.
  • 22 ноября 2000 года, Указом Святейшего Патриарха Алексием II был переведен в штат храма св. вмч. Георгия Победоносца – Патриаршего подворья на Поклонной Горе и приписного к нему храма-часовни арх. Михаила при Кутузовской избе.
  • 5 декабря 2005 года был назначен временно исполняющим обязанности настоятеля храма св. вмч. Георгия Победоносца – Патриаршего подворья на Поклонной Горе и приписного к нему храма-часовни арх. Михаила при Кутузовской избе.
  • С 30 декабря 2006 года утвержден в должности настоятеля храма св. вмч. Георгия Победоносца – Патриаршего подворья на Поклонной Горе и приписного к нему храма-часовни арх. Михаила при Кутузовской избе.

Награды:

  • 2003 г. - набедренник;
  • 2006 г. - камилавка;
  • 2007 г. - наперсный крест;
  • 2009 г. - протоиерей;
  • 2012 г. - юбилейная медаль РПЦ "В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года".
  • 2014 г. - патриарший знак "700-летие Преподобного Сергия Радонежского"
  • 2014 г. - палица;
  • 2016 г. - юбилейная медаль Русской Православной Церкви "В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира".
  • 2017 г. - юбилейная медаль Русской Православной Церкви "В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви".
  • 2019 г. - право ношения наперсного Креста с украшениями.

У храма святителя Григория Неокесарийского в Москве — редкое посвящение и редкая судьба. Он был и обетной церковью, и дворцовой, видел крещение первого российского императора и в некоторой степени «породнился» с Московским Кремлем...

На строительство и украшение этого денег не жалел.

Храм за его необычайную красоту часто называют Красной церковью или храмом на Большой Полянке .


Саша Митрахович 14.04.2017 12:18


Место, где стоит храм Григория Неокесарийского, в древности именовалось Дербицами, то есть замшелой, топкой землей. Сначала здешняя церковь была деревянной. Известно, что ее строили по распоряжению великого князя Московского Василия Темного, внука . По некоторым сведениям, находясь в татарском плену, он дал обет: если окажется на свободе, то возведет храм — на том месте, с которого увидит по возвращении стены , а посвятит его тому святому, в день памяти которого это произойдет.

Свое обещание Василий Темный сдержал: он вернулся в Москву 30 ноября 1445 года — в день . Потом этот храм сгорел, а вместо него к 1632 году построили новый — тоже деревянный. Через 20 лет, после эпидемии чумы, церковь пришла в запустение, и лишь в 1667 году дал добро на строительство нового, каменного, храма.

Красная церковь

Алексей Михайлович отпускал на строительство и благоукрашение церкви немалые средства и лично контролировал ход работ. На строительстве работали «каменных дел подмастерья» Иван Кузнечик и Карп Губа, а материал доставляли из знаменитых подмосковных каменоломен в селе Мячкове — тех самых, откуда при Дмитрии Донском брали камень для стен .

Почти девять тысяч изразцов с растительным орнаментом — так называемым «павлиньим оком» — поручили изготовить известному , а образа для иконостаса выполнял знаменитый царский .

Над росписью храма Григория Неокесарийского трудились не менее известные костромские мастера — и Сила Савин, а также их коллеги из Переславля-Залесского — Семен Дмитриев и Дмитрий Плеханов. Учитывая все это, не приходится удивляться, что церковь получилась невероятно красивой — «красной», как ее сразу стали называть, причем не только в народе, но и в официальных документах. У тех, кто входил в нее, буквально захватывало дух.

Закончили строительство через 12 лет после закладки первого камня — 1 марта 1679 года состоялось освящение храма Григория Неокесарийского. Обряд освящения совершил , в присутствии уже нового государя .

С тех пор храм как бы получил статус придворного. И по сей день, между прочим, кресты всех глав церкви венчают царские короны.


Саша Митрахович 14.04.2017 12:47


Храм на Большой Полянке поражал красотой каждого, кто его видел. Наполеоновские солдаты, славившиеся своим умением устраивать где ни попадя конюшни, — и те оберегали его от огня московского пожара. Главному разорению храм подвергся от своих. Впрочем — не снесли, хотя и порывались.

Тяготы 1812 года церковь Григория Неокесарийского перенесла без потерь. Известно, что, когда Москва была охвачена пожаром, Наполеон лично распорядился, чтобы с храмом на Полянке ничего не случилось. Красота церкви произвела на французского императора неизгладимое впечатление, и он долго сокрушался, что не может поставить храм на ладонь и забрать с собой в Париж. Наполеоновским солдатам, получившим от своего вождя соответствующее «вразумление», приходилось ведрами таскать воду и поливать церковь, дабы защитить ее от огня. Ни ее убранство, ни утварь, ни церковные книги тогда не пострадали.

А потом начался XX век. И если еще в начале столетия храм продолжал иметь статус придворного — молиться сюда приезжала великая княгиня Елизавета Федоровна, позже канонизированная Церковью, — то после революции для него, как, пожалуй, и для всей страны, наступили тяжелые времена. Свои же, московские, люди не пощадили того, что пожалел даже захватчик-иноземец.

В 1922 году из Красной церкви в Москве изъяли многие ценности. В попытке спасти настенные росписи, — совет общины принял решение:

«произвести окраску крыши на здании храма и тем самым предотвратить его от порчи и разрушения».

А вот спасти от порчи шатровую колокольню не удалось. В 1930 году Моссовет вообще постановил ее снести, потому что она якобы мешала пешеходам — перекрывала тротуар Полянки до самой проезжей части. Но после долгих баталий решили ограничиться... сквозным проходом. Как ни крути, все же лучше, чем снос. В конце 1930-х годов храм Григория Неокесарийского закрыли совсем.

В 1960-е годы храм на Большой Полянке сильно обветшал. Приличествующий ей вид вернули реставраторы, после чего она наконец получила статус памятника истории и культуры.

Возвращение Храма на Большой Полянке в лоно Церкви

Храм вернули верующим в 1990 году стараниями Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Богослужения в нем возобновились через четыре года, и одновременно началась новая масштабная реставрация, главной целью которой было возвращение зданию первоначального облика. Суриком, бирюзой и белилами выделили церковный декор, покрыли позолотой кресты и воссоздали набор утраченных колоколов. По сохранившимся фрагментам удалось восстановить древние настенные росписи. Даже новый иконостас «скопировали» с оригинала. Остальные иконы тоже выполнили в стиле .

30 ноября 1996 года, в день памяти о, главный престол отреставрированного храма освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.


Саша Митрахович 14.04.2017 13:19


Яркая расцветка храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке сразу бросается в глаза. Такое ощущение, что сначала видишь цвет — радостный, праздничный всплеск краски, и только потом начинаешь разбираться-понимать, на что же эта краска нанесена, какой под ней архитектурный памятник. Разбираешься уже под властью этого первого искрящегося впечатления, мажорной ноты в панораме «обминоренной» улицы...

В отличие от других зодчих московского узорочья, смело экспериментировавшими и с формами, и с композицией, создатели церкви Григория Неокесарийского придерживались, может быть, даже несколько архаизирующей линии.

Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке — традиционные для России формы храма-«корабля» с шатровой колокольней на западе, под ней — вход в церковь, приземистая трапезная, которая примыкает к небольшому четверику, зрительно как бы приподнятому вверх «костром» из трех ярусов килевидных кокошников, так называемых «огненных языков». Выше — традиционное же пятиглавие (главы — чисто декоративные, их барабаны — глухие, они не имеют окон и не открываются своим внутренним пространством в интерьер храма).

Красно-зелено-белый колер, наличники, карнизы, затейливые колонки и полуколонки, украшающие как тело церкви, так и барабаны ее глав — все это тоже непременная атрибутика московского узорочья. Законченный в 1679 году, храм Григория Неокесарийского, наверное, был в числе последних значимых узорочных памятников. Пройдут буквально считанные годы — и архитекторы начнут «пробовать на вкус» московское барокко в его нарышкинском изводе. А оно, хоть и считается прямым наследником узорочья, все же — совсем иной стиль...

Декоративное убранство — вот что выделяет церковь на Большой Полянке среди многих других храмов той же эпохи. Деликатно «архаизировав» композицию, создатели храма вовсю «отыгрались» на оформлении. Одни изразцы, не потерявшие до сих пор своего блеска, чего стоят! Двумя поясами-фризами (нижний разорван арками порталов) пересекают они первый ярус колокольни. Широким, как праздничный рушник, полотном пролегают под карнизом самого храма — эта пятиглавая пирамида кокошников словно вырастает из изразцового разнотравья.

Общее впечатление поддерживают небольшие, незаметные на первый взгляд, изразцовые вставки, белокаменная резьба порталов и общее декоративное исполнение фасадов, в котором специалисты усматривают элементы костромских традиций: и даже абсолютно «новодельные» (никогда их там не было) часы на колокольне как-то по-своему «вписались» в общий орнамент.


Саша Митрахович 14.04.2017 13:32


Можно только представлять себе, каким был интерьер храм Григория Неокесарийского в те времена, когда он являлся «царским храмом». Безбожная, в прямом и переносном смысле, реквизиция оставила потомкам мало шансов увидеть первозданную красоту церкви. Только росписи сводов невозможно было реквизировать.

Открывает храм богато украшенный входной портал в нижнем ярусе колокольни. Его оформление — своего рода перекличка с растительным орнаментом изразцов на фасаде; здесь та же яркая, насыщенная цветовая гамма — красный, желтый, зеленый, синий своих исконных, природных оттенков. Этот портал — напоминание о том, что входим мы не в простой храм, а — в монарший.

Внешнее ощущение «малости» церкви Григория Неокесарийского несколько стушевывается, поглощенное симфонией красок. И лишь внутри по-настоящему понимаешь всю камерность сооружения. Низкий, тяжеловесный крестовый свод трапезной напоминает нам о древних архитектурных приемах, когда строить широкие помещения без внутренних опор еще не умели.

По правую и по левую руку — входы в приделы Григория Богослова и Боголюбской иконы Божией Матери. Зрительно они несколько «корректируют» замкнутость внутреннего объема в сторону его увеличения, однако не стоит забывать, что изначально этих приделов не существовало и трапезная казалась еще тесней. Впрочем, это вполне в старых традициях русского храмового зодчества — камерность, внутренняя замкнутость церкви более располагает к молитве, к размышлениям о вечном и о бренности земного существования...

Что есть что в церкви

Будучи в татарском плену, князь дал обет по возвращении домой построить храм на том месте, откуда он увидит Москву. Освободили Василия II 17 ноября 1445 года - в день празднования памяти Святого Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского.

После долгой дороги домой, в районе современного Старомонетного переулка, князь наконец увидел . Там и заложили храм - немного юго-восточней нынешнего.

Первый деревянный храм святого Григория Неокесарийского сгорел. На его месте построили новый, тоже деревянный. А вот каменный храм заложили в 1667 году рядом с деревянным, чтобы во время строительства проводить службы в старой церкви.

Храм удивляет: его завершают 3 ряда кокошников «огненных языков», над ними возвышается традиционное луковичное пятиглавие, а кресты увенчаны коронами, так как храм царский.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Строили церковь Григория Неокесарийского лучшие зодчие того времени - Иван Кузнечик и Карп Губа, работавшие над царскими заказами. Руководили строительством Иван Волжинский и Иван Рыкачев. Для росписи церкви пригласили костромских художников Гурия Никитина, Силу Савельева (Савина) и переяславцев Семена Дмитриева и Дмитрия Плеханова.

Изразцовый фриз - самая известная декоративная особенность храма. Керамические поливные изразцы с узором «павлинье око» изготовил Степан Полубес. Для украшения церкви Святого Григория на Полянке потребовалось 9 000 изразцов, и их краски до сих пор сохранили изначальную яркость. А иконы для иконостаса писали мастера во главе с Симоном Ушаковым. Поэтому не удивительно, что церковь Григория Неокесарийского называли «Красной», то есть красивой.

В 1671 году здесь царь Алексей Михайлович венчался с Натальей Кирилловной Нарышкиной, а в 1672 - здесь же крестили младенца Петра I. В храме хранилась купель, в которую погружали царя, - для этого в южной стене устроили специальную нишу. Также здесь любила молиться великая княгиня Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители.

В 1922 году из храма Григория Неокесарийского изъяли все ценности.

Путеводитель по архитектурным стилям

А в 1930 Моссовет приказал сломать колокольню для расширения тротуара. Снос удалось остановить, и в колокольне прорубили сквозной проход.

10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне расстреляли клирика храма, протоиерея Бориса Ивановского. А уже через год Моссовет вынес решение закрыть храм и использовать его здание под культурные нужды.

Иконы из храма Григория Неокесарийского передали в музеи. Так, Богоматерь Елеуса-Киккскую Симона Ушакова и цикл Страстей Христовых Георгия Зиновьева получила Третьяковская галерея. Но место в экспозиции нашлось лишь для образа Богородицы, а остальные иконы хранятся в запасниках.

Сейчас храм Святого Григория Неокесарийского вновь действует.

Говорят, что... ...Наполеон мечтал поставить эту необыкновенную постройку на ладонь и перенести в Париж. Поэтому во время войны 1812 года церковь Святого Григория не пострадала.

Церковь Григория Неокесарийского на фотографиях разных лет:

А вы могли бы дополнить статью о храме Григория Неокесарийского?