Свято рождественская пустынь. Монастырь Свято-Лукианова мужская пустынь близ г

Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь (Россия, Владимирская область, Александровский район, д. Лукьянцево)

От Александрова до Лукьянцево по шоссе на север порядка 13 км. Приехали в обитель под вечер, в монастыре было пустынно (в храме шла служба), мы оказались единственными посетителями, так что появилась редкая возможность побродить внутри стен совершенно уединенно.
Ансамбль активно возрождается — ведутся интенсивные ремонтные работы, следовательно не за горами то время, когда он предстанет перед нами в былой красоте и величии.

Монастырь обладает древними постройками, почти не пострадавшими от переделок, не смотря на все перепетии истории. Вот краткая характеристика сооружений с датировками:
Храм Рождества Богородицы построен и освящен в 1712 г. при игумене Авраамии. Храм Богоявления Господня начат прп. Корнилием в 1680 г. Освящение храма было при строителе Евагрии в 1684 г. Под храмом были сделаны «полатки» для хранения хозяйственных припасов. В особом помещении находилась ризница обители.
Храм Великомученицы Екатерины освящен 10 ноября 1714 г. как больничная церковь. В 1834 г. храм отстроен заново на средства Александровских купцов. При церкви находились больничные келии. Часовня прп. Лукиана поставлена в XVIII в. над могилой прп. Лукиана усердием жителей г. Александрова. Полностью разрушена в 1926 г.
Настоятельский корпус . Нижний каменный этаж сооружен в 1694—1696 гг. настоятелем Иосифом и назывался хлебными кельями со службами. Деревянный второй этаж надстроен в 1820 г. при настоятеле Киприане для настоятельских помещений. Келейный корпус построен в 1690 г. для престарелых монахов. В начале XIX в. надстроен деревянный рубленный второй этаж. В настоятельство игумена Макария (1860—1874 гг.) деревянный этаж был заменен каменным. Современное здание — гостиница возведена в 2003 г. для размещения паломников и гостей монастыря.
С.В. Булгаков так описывал обитель в своем труде «Русские монастыри в 1913 г.»: «Лукианова Рождество – Богородицкая пустынь, заштатная, общежительная, в 10 верстах от города Александрова. Основана в 1594 г. священником Григорием; в XVII в. разорена поляками; в 1640 г. возобновлена иеромонахом Лукианом и стала называться обителью Лукиановой. В пустыни находится обретенная 1593 г. чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы...»

План-схема обители

  1. Рождественский собор
  2. Церковь Богоявления
  3. Церковь Екатерины
  4. Часовня прп. Лукиана
  5. Настоятельский корпус
  6. Братский корпус
  7. Руины казначейского корпуса
  8. Гостиница
  9. Странноприимный дом
  10. Хозяйственные здания
  11. Стены ограды

Обитель прп. Лукиана после Великой Октябрьской революции

«Лукианова пустынь была закрыта в 1920 году. Монахам и послушникам было предписано покинуть монастырь. Дальнейшая судьба их неизвестна. Богослужение во всех храмах было прекращено. Вскоре и сами храмы, как памятники старины, были отданы под охрану вновь созданного музея «Александрова слобода», который располагался на территории Успенского монастыря в Александрове.
После закрытия пустыни документы и многие иконы из собора и Богоявленского храма поступили в музей, а некоторые иконы и предметы монастырского имущества были просто разграблены. Нехрамовые строения монастыря были переданы племенному совхозу, который был обязан охранять эти здания от разрушения. В 1924 году тёплый храм Богоявления Господня был отдан под школу. В 1925 году в Екатерининском храме по просьбе комсомола был устроен клуб. Тогда же при снятии колоколов была повреждена колокольня при Богоявленском храме. Часовня преподобного Лукиана была осквернена и полностью разрушена в 1926 году. Впоследствии церковные здания были переданы музеем дому заключения, переведённому из города Александрова в Лукианову пустынь. Места погребений потомков Василия Собакина, отца Марфы, супруги царя Иоанна Грозного, а также игумена Лукиановой пустыни отца Авраамия в Рождественском соборе были осквернены и разрушены. В настоятельском корпусе в 1970-е годы располагалась больница.
В 1922 году, при изъятии из церквей и монастырей церковных ценностей, из Лукиановой пустыни было изъято 2 пуда 24 фунта (более сорока килограммов) серебра в виде окладов с икон (в частности, риза с Нерукотворного образа Спасителя из собора весом в девять с половиной килограммов), богослужебных сосудов, крестов, кадил, лампад и даже украшений со старинных Евангелий. Была снята и риза с чудотворной иконы. Верующие из города Александрова собрали серебряные монеты и лом из серебра и золота, равный весу окладу чудотворной иконы (около пяти килограммов), и, сдав его, выкупили ризу. Сама же икона была вывезена в музей «Александрова слобода».
В 1927 году прихожане Христорождественского собора города Александрова обратились с письмом в дирекцию музея с просьбой передать в действующий собор икону Рождества Пресвятой Богородицы, весьма дорогую «для всякого верующего человека, привыкшего чтить эту икону, как святыню своего сердца». Просьба не была удовлетворена. В настоящее время местопребывание явленной чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы остаётся неизвестным. (Явленная чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, написанная в XVI веке, относится к новгородской школе иконописи. Размеры её 75,5×62 см. Размер житийной иконы, в которую была вставлена явленная икона, 164,5×131,2 см.)
Явленная икона Рождества Пресвятой Богородицы Лукиановой пустыни издревле почиталась на Руси и прославилась своими чудотворениями. Наряду с двумя другими известными явленными иконами Рождества Пресвятой Богородицы, Сямской и Исааковской, она чтится в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы всею Русскою Православной Церковью.
В советское время храмы Лукиановой пустыни не ремонтировались и постепенно разрушались. Как в те далёкие времена польского нашествия, стояли они поруганные и разграбленные, без молитвы и пения, на земле, освященной трикратным явлением иконы Пресвятой Богородицы.»

В ста километрах от города Пензы, в селе Трескино Колышлейского района находится Христо-Рождественская пустынь или Свято–Рождественский мужской монастырь. Образовался он здесь в конце 90-х годов прошлого века на месте разрушенной в начале XX века церкви, остатки которой были приспособлены под различные бытовые помещения. Вот в таком виде достался игумену Крониду храм. Прошло совсем немного времени (по историческим меркам) и храм засиял золотыми куполами, невиданными для сельской местности размерами в своем первозданном виде! Территория храма обнесена каменной оградой, озеленена, благоустроена.

Храм входит в состав Колышлейского благочиния Сердобской епархии Пензенской митрополии Русской Православной Церкви.

21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, престольный праздник, так как храм освящен в честь этого двунадесятого праздника.

Рядом с храмом находится дворянский некрополь, который относится к историческим кладбищам Пензенской области. Здесь находятся захоронения представителей многих дворянских фамилий, находившихся в селах Трескинской волости Сердобского уезда Саратовской губернии. Среди них: выходцы из старинного дворянского рода, ведущего свое начало с первой половины XVII века Захарьины; Орловы- родоначальник которых Владимир Лукьянович в начале XVII века был губным старостой (губные старосты появляются в первой половине XVI века для суда по разбойным делам, отвлекая таким образом от суда кормленщиков значительную часть уголовных дел. Кормле́ние - вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы) Бежецкого верха; Васильевы – далекий предок которых (Василий Васильевич) служил при Петре I обер-секретарем Адмиралтейст-коллегии и был возведен в потомственное дворянство; Добронравовы; Кротковы; Гагены; Симзены; князья Чегодаевы (татарский княжеский род). Также здесь погребены министры правительства Сергея Юльевича Витте: Михаил Григорьевич Акимов – министр юстиции и Петр Николаевич Дурнов – Министр внутренних дел.

У подножия холма к востоку от села источник Николая Чудотворца. Здесь, по приданию, явилась икона Святителя. В 2004 году по инициативе отца Кронида родник был обустроен, заключен в железобетонное кольцо, а рядом поставлен деревянный крест, и все огорожено деревянной оградой. В 2005 году над источником была построена восьмигранная бревенчатая часовня, к которой позже была пристроена дощатая купальня.

Почти двадцать лет (с 1995г.) служит и всем управляет в монастыре игумен Кронид. Батюшка очень приветливый, добрый, заботливый, каждый, обратившийся к нему за помощью, получит добрый совет, отцовскую заботу, избавление от страстей, исцеление души и тела, наставление, утешение.

Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь была основана преподобным Лукианом на месте чудесного явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Обитель получила известность благодаря строгости монашеской жизни и внешнему благолепию.

Богородице-Рождественская Лукианова пустынь связана с тесными узами. И основатель Успенского монастыря , и продолжатель его дела, устроитель обители преподобный Корнилий, были настоятелями пустыни.

Предание основания Лукиановой пустыни

История Лукиановой пустыни берет свое начало в 1594 году. В селе Игнатьево, что недалеко от Александровской слободы, по велению царя Феодора Иоанновича и по благословению Святейшего Патриарха Иова возвели деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В один из дней священник этой церкви отец Григорий, войдя в нее перед началом богослужения, не нашел храмовую икону Рождества Пресвятой Богородицы на привычном месте. Только спустя несколько дней один из местных жителей обнаружил ее неподалеку, в лесном урочище «Псковитино Раменье». «И аби явися ему то дражайшее сокровище - святая Богоматере икона. Оле чудесе, стояща о себе, на воздусе...»

О находке сообщили и священнику, и прихожанам. Все поспешили к указанному месту. «Они же падше пред образом Пресвятые Богородицы со слезами молящееся на мног час». Икона с благоговением была доставлена обратно в храм. Через некоторое время все повторилось: икона необъяснимо исчезла, затем появилась в том же пустынном месте в лесу стоящей «на воздусе». Вновь икона была возвращена в храм, но вскоре опять исчезла и явилась на том же месте. Святитель Иов, Патриарх Московский, узнав об этом, благословил перенесение деревянного храма из села Игнатьево на место необычного явления иконы Пресвятой Богородицы. Священник, по благословению , с помощью прихожан перенес церковь на место чудесного явления иконы и поселился при ней.

История монастыря



Саша Митрахович 23.12.2017 14:06


Возведение нового пятиглавого каменного собора на том самом месте, где стоял первый деревянный храм Рождества Богородицы, началось в последние годы XVII века. Строительство собора было поручено каменщику Шабунину «со товарищи».

Собор является наглядным примером . В данном случае - поздний вариант воплощения этого стиля в сочетании с традиционной для русской храмовой архитектуры бесстолпной композицией.

Высокий трехсветный четверик, поставленный на подклет, завершен пятью небольшими цилиндрическими барабанчиками с главами и дополнен трехчастной алтарной апсидой, трехлепестковой в плане. Четверик перекрыт крутым сомкнутым сводом, а апсида - трехчастной конхой.

Все фасады храма разделены лопатками на три высоких прясла, каждое из которых завершено кокошником. Западный фасад, а также большие части северного и южного фасадов опоясаны просторной галереей. Пережив многочисленных «хозяев» обители, она в полуразрушенном состоянии сохранилась до наших дней и ждет восстановления. В третьем уровне света находятся высокие окна, обрамленные наличниками в стиле нарышкинского барокко с тонкими колонками и разорванными треугольными фронтонами. В окнах всех ярусов сохранились железные кованые решетки, выполненные из полос прямоугольного сечения. На окнах второго и третьего света решетки волнообразные и изготовлены из круглых в сечении прутьев.

Обращают на себя внимание крупные, оригинальные S-образные анкерные затяжки, которые использовались при реставрации храма в 1851 году по всему периметру для укрепления здания.

В подклетном этаже храма до закрытия монастыря находился некрополь упокоенных здесь представителей семейства дворян Собакиных, игумена Авраамия и других благотворителей обители. Склеп восстановлен в 2016 году.

Богородицкий собор Лукиановой пустыни внутри


В 1893 году в Лукиановом монастыре готовились торжественно отпраздновать предстоящее через год 300-летие явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. К этой знаменательной дате в соборе выполнили роспись на внутренних стенах.

Академические по манере росписи в стиле позднего классицизма иллюстрировали жизнь Иисуса Христа. Евангельские сцены находились над окнами, по три на каждой стене. А изображения святых были помещены внизу, между окнами. Письмо считается светотеневым, пропорции у него несколько утонченные, рисунок правильный, красочные сочетания сдержанны.

Расписаны только северная, западная и южная стены четверика. На каждой из них - по три композиции, объединенные рнаментальными арками. На северной стене находятся композиции «Исцеление слепого», «Проповедь Иоанна Крестителя» и «Благословение детей».

В простенках нижнего ряда окон помещены изображения преподобных Кирилла, Андрея и Иоанна.

На западной стене - сцены «Крещение Руси св. князем Владимиром», «Богоматерь на престоле» и «Крещение княгини Ольги». Между окон нижнего ряда были написаны преподобные Савватий, Сергий и Иероним, Антоний и Феодосий, Даниил.

На южной стене расположены композиции «Воскрешение дочери Иаира», «Нагорная проповедь» и «Исцеление расслабленного». Между окон - преподобные Ефрем и Евфимий.

В изображениях святых преобладают голубые, светло-зеленые и розоватые насыщенные цвета.

После закрытия обители, когда территорию монастыря занимал дом инвалидов, центральная часть собора использовалась для сушки белья, поэтому росписи в большей своей части сохранились до наших дней. Сегодня они радуют взор монахов и паломников монастыря. Но братия не теряет надежды на то, что в недалеком будущем росписи будут отреставрированы и вновь засияют своей первозданной красотой в восстановленном соборе.


Саша Митрахович 29.12.2018 08:13


Храм Богоявления Господня - наиболее древний в Лукиановой пустыни. Его возведение началось в 1680 году по инициативе преподобного Корнилия.

Двуглавый объем храма, как и вытянутая по продольной оси двухстолпная трапезная, считаются уникальными образцами русской храмовой архитектуры конца XVII столетия. Если говорить о стиле, то и трапезная, и храм напоминают постройки Успенского монастыря в Александрове, сооруженного по царскому заказу. Храм Богоявления Господня можно смело назвать примером столичной архитектуры, характерной для времен .

Четверик и трапезная образуют единый, вытянутый в продольном направлении двухэтажный объем, заканчивающийся с востока двумя гранеными апсидами: более крупной с южной стороны и меньшей, придельной, - с северной. Над восточной частью всего объема возвышается общий для основного и придельного храмов четверик, вытянутый в поперечном направлении - он завершается двумя главками на круглых глухих барабанчиках.

С запада видна шатровая колокольня с восьмигранным ярусом звона на квадратном в плане основании и двумя ярусами слухов в шатре. На колокольне установлены пять колоколов XIX - начала XX века.

Перед колокольней возведено белокаменное крыльцо с четырехгранным шатром на четырех столбах, вызывающее ассоциации с иллюстрациями из русских народных сказок. Оно пристроено позднее, и его скромный эклектический декор с арками и висячими «гирьками» подражает моде той поры.

Помещения Богоявленского храма на двух этажах просторные, тогда как придел имеет совсем небольшой размер и маленькую апсиду. Приделы храма и апсиды перекрыты коробовыми сводами, а апсида придела - граненой конхой. Помещения по сторонам колокольни имеют лотковые своды.

Храм Богоявления Господня в Лукиановой пустыни внутри


Храм Богоявления Господня с приделом Феодора Стратилата - единственная действующая церковь в обители.

От большой каменной паперти с колоннами и сводом, увенчанным крестом, крутая лестница ведет к входу в храм. Стены лестничного пролета расписаны в 2012 году.

Внутри храма все просто, отсутствует вычурность, стены не расписаны. Небольшие оконца и высокие сводчатые потолки создают приглушенное мягкое освещение даже в самые солнечные дни.

В центральном приделе Богоявления Господня службы совершаются по праздникам и воскресным дням.

В алтаре придела находится большая часть мощей в латунном мощевике. На стене алтаря располагается икона Рождества Пресвятой Богородицы (список XIX века), хранившаяся до 1994 года у верующих деревни Исаевки.

Место для братии монастыря отделено от трапезной части храма небольшим возвышением, на котором находится клирос, место игумена и устанавливается праздничная икона. Обращает внимание расположенное здесь трехъярусное латунное свечное паникадило на 32 свечи.


В трапезной части придела на западной стороне второго столпа - большая икона Рождества Пресвятой Богородицы, написанная в 1998 году на основе информации об утраченном чудотворном образе. Вокруг иконы, представляющей собой средник, написаны Господские и Богородичные праздники. У южной стены трапезной части храма, справа от входа, в деревянном резном киоте хранится главный почитаемый в обители образ Рождества Пресвятой Богородицы XIX века, обнаруженный в Успенском монастыре в 1990-х годах. Рядом находится позолоченный мощевик на латунной тумбе с мощами 50-ти святых.

Слева от входа, у восточной стены трапезной части храма, - икона Божией Матери «Игумения Святой Горы Афон» в деревянном резном киоте, рядом - мощи в деревянной резной раке.

Северный придел, освященный во имя великомученика Феодора Стратилата, используется для проведения повседневных служб в течение недели. Иконостас придела трехъярусный, написанный в темно-зеленых тонах. Местные иконы - Господа Вседержителя и Божией Матери «Смоленская» (последняя сохранилась неповрежденной после почти полувекового запустения первого деревянного храма в начале XVII века вместе с явленной иконой Рождества Пресвятой Богородицы).

На северной стороне второго от входа столпа находится икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» XVIII века. На северной стене придела, ближе к алтарю располагается большая икона Царственных Страстотерпцев, написанная в начале 2000-х годов Эта часть храма используется также для проведения таинства крещения и великого освящения воды в праздник Богоявления.


Саша Митрахович 29.12.2018 08:26

Лукианова пустынь

Пос. Лукьянцево.

История Лукиановского монастыря начинается с явления чудотворной иконы Рождества Божией Матери. В 1594 г. в с. Игнатьево, неподалеку от Александровской Слободы, была построена деревянная церковь Рождества Божией Матери. Однажды её священник Григорий, войдя, обнаружил, что пропала храмовая икона. Поиски не дали результата. Через несколько дней один из жителей села нашёл икону в ближнем лесу «стоящую о себе, на воздусе». Икона была возвращена, но всё повторилось снова. Тогда священник обратился к патриарху Московскому Иову с прошением благословить перенесение храма из с. Игнатьево на место чудесного явления иконы. Благословение было дано, и храм перенесён. В Смутное время он запустел.

Будущий преподобный Лукиан, в миру Иларион, родился в пределах г. Галича. Его родители Димитрий и Варвара, ведя строгую и благочестивую жизнь, сокрушались о своём бесплодии. Они дали особый обет Богу - пойти в монастырь и там закончить свою жизнь в покаянии, если услышит Он их молитву о чаде, которого, возрастив, оставили бы в мире на помин их душ. Бог не отверг их молитв и даровал им сына, которого во святом крещении назвали Иларионом. Грамоте и особенно Священному Писанию он обучился от своего отца, ставшего монахом с именем Дионисий в построенной им пустыньке. От него же блаженный отрок перенял жизнь как подвиг, как спасение, учился молитве, посту, ночным бдениям, видя в отце светлый пример высокой жизни. Очень многих влёк образ веры монаха Дионисия, и по кончине старца в память о нём была поставлена его учениками церковь во имя Живоначальной Троицы.

Желая обрести себе опытного наставника для иноческих подвигов, |Иларион пришёл в обитель святых Афанасия и Кирилла на р. Мологе и [три года нёс послушания, приобретя уважение и любовь всего монастыря, начиная с игумена. Но затем послушник, к недоумению всех, тайно покинул общежитие иноков, не снося похвал в его адрес, как грозной опасности для себя, и переместился в Покровский монастырь близ города Углича, основанный преподобным Паисием, но здесь по той же причине провёл тоже небольшое время. Стремясь к совершенству, Иларион искал для себя отшельничества, дабы полнее и прилежнее в нём отдаться Богу. Незримо пришёл к нему ответ - идти в пределы града Переславля-Залесского, в Слободу Александровскую.

Это было в 1640 г. От поселян Слободы Иларион, к радости своей, узнал о пустыни, отдалённой от мирских мест. Окружённая большим лесом и болотами, стояла церковь в честь Рождества Богородицы с образом Рождества Божией Матери, чудесно оставшимся, несмотря на полную разорённость и заброшенность этого места. «Часто ходил я к этой церкви, - говорил Илариону благочестивый поселянин Марк из с. Авксентьево, что в четырёх верстах от Александровской Слободы, - и молился со слезами пред чудотворною иконою Богоматери, чтобы даровала на месте том жителя доброго, и нам бы спастись под его руководством». Тронула душу Илариона весть об иконе Божией Матери, к которой особо прилежал с юных лет. От Марка он услышал дивный рассказ, как святая икона Богоматери трижды по воздуху чудесно перемещалась из села Игнатьева в место, Ею выбранное, близ болота, нарываемого Богородицким, известного ещё под именем Псковитиново Раменье. Сюда же вскоре, ведомый Промыслом Божиим, пришёл из Dологодских земель иеромонах Феодосии из обители Спаса.

Он образовал Илариона желанием разделить его труды и особенно живым рассказом о том, как он во время молитвы услышал Её голос: «Феодосие, иди в Переславские пределы Залесские и покрой там церковь Мою, Раскрытую и запустевшую». Феодосии пошёл искать эту церковь в Череславских землях, тщательно расспрашивая о ней. Он с трудом дошёл до пустыни, и радости его не было конца, когда увидел он церковь Богородицы с Её иконой. В иеромонахе Феодосии Иларион нашёл для себя посланного свыше пресвитера, который совершит над ним монашеский постриг, что и произошло на 30-м году его жизни. Иларион был наречён в пострижении Лукианом, получив, как новоначальный, от иеромонаха отеческие наставления. Они восстановили храм, к ним присоединилось ещё несколько человек.

Они хотели построить на месте ветхой церкви Рождества Божией Матери новую, испросили благословения у патриарха, заготовили лес, но архимандрит Рождественского монастыря во Владимире Иосиф, имевший в своём ведении Симеоновский монастырь близ Александровской слободы, пришёл с недобрыми людьми, расхитил брёвна, братию разогнал, а Лукиана скованным отправил в Москву, оклеветав в нечистой жизни. Лукиан был определён в черную работу в Чудов монастырь. Преподобный смирился, нёс самые тяжёлые работы. Полный кротости и незлобия, он духовно засиял в стенах кремлёвского монастыря и удивлял всех его насельников, особенно игумена Кирилла. Спустя некоторое время из архангельских земель в Москву прибыл инок Тихон, насельник обители Всемилостивого Спаса, именуемой ещё Козьеручьёвским монастырём, с просьбой к московскому патриарху благословить способного начальника в эту северную обитель. Патриарх Иосиф не мог отказать посланцу обители Всемилостивого Спаса. Он стал спрашивать своих ближайших служителей, где найти доброго старца и строителя для сиротствующего монастыря? Чудовский архимандрит Кирилл сказал: «Есть у меня в обители доблестный инок, разумен и опытен во всём, который вполне может стать настоятелем». Удивился святейший патриарх такому доброму слову об иноке, посланном на исправление, и тотчас послал за ним. Он подробно расспросил инока о его происхождении и монашеском подвиге, увидел глубину и силу ума, а также светлое смиренномудрие его души. Патриарх рукоположил монаха Лукиана в иеродиакона, а затем в иеромонаха и назначил в архангельскую обитель. Это произошло в 1646 г. Основным делом у нового настоятеля было строительство обители, к чему он приступил прилежно и тщательно, не оставляя вместе с тем и своё добродетельное жительство как монах. В обители возводились храмы. Но через инока Тихона произошло изгнание преподобного Лукиана.

Он не стал противиться и, возблагодарив за всё Милостивого Спаса, благословил братию и отправился из обители в свои прежние намоленные места, в любимую им пустынь, что за Александровской Слободой, к церкви Рождества Божией Матери. Был снова изгнан и в третий раз с новой патриаршей благословенной грамотой вернулся. С ним пришли благочестивые, гостиной сотни купцы Герасим Шевелев, Тимофей Рабенской, Иоанн Гаврилов, сын Шильцова, от Чудова монастыря Феодор-иноземец, из садовников - Онисим Борисов, сын Горлова, - они и составили духовное воинство, от которого отступили прежние ненавистники пустыни. Началось третье вселение в неё: срубили две кельи на всех, затем приступили к церковным зданиям. Иждивением купцов был привезён лес, ими оплачивалось всё храмовое строение, и сами они, оставив Москву, облеклись в монашеский чин. Преподобный Лукиан, общаясь с людьми очень деловитыми в жизни, не мог умолчать о себе, полюбившем уединение, о своей пустыни, избранной Самой Царицей Небесной, благословлявшей это место своей иконой. Благочестивые люди Москвы прониклись любовью и ревностью к святому месту от услышанного в Чудовом монастыре.

Царский истопник Александр Феодоров, сын Борков, а также переславец Тимофей Иоаннов, сын Микулаев, тоже видный человек в Москве. Посовещавшись с преподобным Лукианом, просили государя Алексея Михайловича, а также Святейшего Патриарха Московского выдать грамоту и благословение на строительство пустыни, а иеромонаха Лукиана утвердить постоянно служащим в ней. На руки преподобного было выдано всё для полного устроения пустыни. Купцы Александровской Слободы просили преподобного Лукиана о создании у них при обветшавшей церкви Успения монастыря из инокинь Слободы, в котором, более того, хотели видеть его пастырем и попечителем. Вначале он отказывался, считая себя грешным и недостойным таких деяний, но потом по многим просьбам купеческих людей, победивших его своей любовью к нему, смиренно согласился. Вместе с ними он отбыл в Москву, где предстали они пред самим государем России Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном с просьбой о построении монастыря в известной некогда царской Слободе, на что и получено было повеление - строить девичий монастырь, а также благословение патриарха на восстановление Успенской Церкви и освящение её. Вернувшись, преподобный поставил монастырь, оградив его со всех сторон, а также срубив кельи. Храм Успения устроил в благолепии для молитвы и освятил. Это произошло в 1654 г. Монастырь стал общежительным и насчитывал 20 сестёр, к ним поставлена была игуменья. Преподобный был для них пастырем и отцом, неустанно заботясь обо всём потребном для жизни и спасения. На попечении У игумена Лукиана оказалось два монастыря. На него все взирали как На живой образ иноческого жития, стремясь всячески подражать ему в Подвигах веры. Окормляя две обители, преподобный часто бывал в Александровской Слободе, пастырски наставляя не только сестёр монастыря, но и народ, приходивший в него.

Преподобный Лукиан преставился в 1654 г., в престольный праздник своей обители. Был он был ростом мал, с проседью в русой окладистой бороде. Преподобный предсказал близкое бедствие – моровую язву, случившуюся спустя три года по его кончине. Всё сказанное им сбылось в точности. Тогда сомневающиеся вспомнили пророчества святого и прониклись к нему большим почтением.

Первым преемником преподобного стал иеродиакон Онуфрий, но он недолго пробыл в этом звании - с 1654 по 1657 г.. Самым же значительным преемником преподобного Лукиана был преподобный Корнилий, избранный братством и посвященный в иеромонахи святейшим патриархом. Обе обители стали известными далеко за их пределами своим высоким духовным строем и внешним благолепием.

С 1658 г. Корнилий был «учинен строителем и духовником обеими обительми своею и девическою (в Александровой Слободе)». По ходатайству игуменьи Успенского монастыря Анисий было получено благословение святителя и грамота, в которой преподобному предписывалось жить в Успенском монастыре, а в Лукианову пустынь ездить «из недели в неделю». Наставничество иеромонахов Лукиановой пустыни в Успенском монастыре продолжалось вплоть до его закрытия, последним его духовником был игумен Игнатий.

При преподобном Корнилий в Лукиановой пустыни был воздвигнут второй, тёплый храм - Богоявления. Построена шатровая колокольня.

В 1675 г. «в монастыре 15 келий, в них живет старец Корнилий с братией. Святые ворота шатровые. Монастырь огорожен забором. За монастырем двор конюшенный и скотский».

Богоявленский деревянный храм разобрали в 1680 г., и на его месте началось строительство каменного храма Богоявления с приделом Великомученика Феодора Стратилата, ангела-хранителя царя Феодора Алексеевича, неоднократно посещавшего обитель. Храм был освящён уже при преемнике преподобного Корнилия, Евагрии. В 1892 г. перед колокольней было выстроено шатровое крыльцо.

В XVIII в. над могилой преподобного Лукиана построена каменная часовня (её руины, покрытые железной крышей с главкой и крестом, находятся с южной стороны Богоявленского храма). Лукианова пустынь опекалась государями Феодором Алексеевичем, Иоанном и Петром Алексеевичами, которые жаловали её землями. Особо выделялись попечением о пустыни окольничие царского двора Алексий и Тимофей Лихачёвы, заслужившие вечный помин у братии. Преподобный Корнилий скончался 24 августа 1681 г. После преподобного Корнилия монастырём с 1681 по 1689 г. управлял строитель Евагрий.

В 1689 г., находясь в Успенском монастыре Александровой слободы, Святейший Патриарх Иоаким «сентября в 20 день... пожаловал в Александрове Слободе Переславского уезда Залесского Лукьяновы пустыни строителю старцу Андреяну с братьею милостыни 10 рублев». Строитель Адриан управлял обителью с 9 марта 1689 по 1690, а после него - Сергий, - управлял с 1690 по 1693 г. В монастыре в 1694-1696 гг. построен настоятельский корпус (надстроен в 1950-х гг.), вначале XIX в. - братский корпус, казначейский в 1690 г.

В последние годы XVII в. усердием постриженника Лукиановой пустыни, настоятеля пустыни (с 1694 по 1696 г.), а в период строительства, келаря Чудова монастыря, иеромонаха Иоасафа (Колычевского) началось возведение каменного пятиглавого собора на месте явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы (и где стоял первый деревянный храм Рождества Божией Матери).

Собор продолжали возводить и при строителе иеромонахе Моисее (управлял монастырём с 1696 по 1705 г., с 1709 г. на покое). Храм строился на Средства московского купца Онисима Феодоровича Щербакова и других ревнителей наименованных в летописи обители. Собор Рождества Пресвятой Богородицы освящён в 1712 г. при настоятеле иеромонахе Авраамии (определён в настоятели с 1705 г., возведен в сан игумена в 1717, управлял обителью по 1719 г.).

На освящении присутствовали сестры царя Петра Алексеевича царевны Марфа и Феодосия Алексеевны.

В соборе, после долгих лет разорения и запустения, сохранились большие фрагменты росписи середины XIX в. В 1714 г. на средства подполковника Кирилла Карповича Сытина, владельца соседнего с пустынью с. Дуброва, отца погребенной у холодного собора Елизаветы Кирилловны Шубиной (урождённой Сытиной) построена каменная больничная церковь великомученицы Екатерины. Настоятель монастыря Авраамии в 1713 г. подал царю Петру Алексеевичу челобитную, «что де у них в пустыне у больницы церкви Божией не построено, а монахи больничные за древностию многие в соборную церковь с прочиею братиею ходить не могут, а ныне обещался вкладчик их подполковник Кирило Карпов сын Сытин к той больнице построить вновь каменную церковь во имя святой великомученицы Екатерины». Церковь была заново отстроена в 1834 г. на средства александровских 2-й гильдии купцов, братьев Ивана, Григория, Александра Дмитриевичей Уголковых-Зубовых. При церкви были больничные кельи. Была построена также южная часть каменной ограды со святыми воротами (ворота в советское время разрушены) и две башни. При строителе Авраамии в монастыре были заведены синодик и вкладная книга. Местоблюститеем Патриаршего Престола митроолитом Стефаном (Яворским) о. Авраамии в 1717 г. возведён в сан игумена. Он скончался в 1719 г. и похоронен под алтарём храма Рождества Пресвятой Богородицы. С 1719 г. обителью управлял игумен Иоасаф (ум. 1724). На его место 12 августа 1724 г. определён строитель Иоасаф, 22 января 1727 г. переведенный в Переславский Данилов монастырь.

В 1728 г. ризничий иеромонах Онуфрий и вся братия Лукьяновой пустыни обратились к императору Петру II с прошением о восстановлении игуменства в Лукиановой пустыни. «Бьют челом богомольцы Ваши, Переяславского уезда Залесского, Лукояновы пустыни иеромонахи и иеродиаконы и вся братия. По указу... Государя Петра Великого... и по благословению тогда правительствующего престолом патриархии Всероссийской, преосвященного Стефана Яворского, митрополита Рязанского и Муромского, в 1717 г. во обители нашей Лукояновой пустыни из строителей учинено игуменство, и посвящен Авраамии первым игуменом, и по кончине его... были поставлены к нам же в обитель игумены: из Переславля из Никитского монастыря иеромонах Варлаам, а после него... был игуменом тоя ж нашей Лукояновой пустыни иеромонах Иоасаф, а после его, Иоасафа, был из Переславля, Борисоглебского монастыря строитель Иоасаф же, и от нас взят в Переславль в Данилов монастырь в архимандриты, а когда в правление было бывшего Новогородского архиепископа Феодосия и объявлен указ был из Святейшего Правительствующего Синода, чтобы умалить власть по монастырям и малые монастыри приписывать к большим, тогда и в нашей обители игуменство пресеклося, и ныне у нас, богомольцев Ваших, строитель учинен - тому другой год - того ж нашего монастыря иеромонах Иосиф, и человек древен, и немощен, и с нуждою и к церкви приходит, и службы своей снести не может. А ныне мы... видя Ваше всемилостивейшее милосердие, что во многих обителях прежние чины властелинские обновлены и удостоены быть по-прежнему, того ради и мы, богомольцы, и в нашем монастыре Лукояновы пустыни, как мы монахи, так и вкладчики, со общего согласия желаем иметь по-прежнему игумена, которого согласно ж мы... ныне выбрали Чудова монастыря, что в Кремле, иеромонаха Макария, видя и усмотря его ко оному правлению достойного быть игуменства... по указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказали: вышеозначенного Чудова монастыря иеромонаха Макария в помянутую Лукоянову пустыню... во игумена произвесть...». 5 октября 1728 г. иеромонах Макарий возведен во игумена Лукьяновой пустыни, 27 октября 1729 г. уволен за болезнью.

29 октября 1729 г. настоятелем Лукьяновой пустыни определен бывший строитель Сольбинского монастыря Варлаам. Он управлял Лукьяновой пустынью до 1732 г. В 1732 г. игумен Варлаам отпущен по болезни, засвидетельствованной братией Лукиановой пустыни, до 20 человеками. Местом жительства ему указана Никольская пустынь на р. Сольбе.

Строительство стен (каменная ограда с семью башнями строилась в 17 12-1733 гг.) закончено при настоятеле игумене Макарий (управлял монастырем с 1730 по 1733).

В 1733 г. настоятелем Лукиановой пустыни, с возведением в сан игумена, назначен иеромонах из Спасо-Кукоцкого монастыря Иессей, он упоминается в документах обители до 1740 г

С 1754 по 1755 г. обителью управлял игумен Боголеп. В 1764 г., с учреждением штатов, настоятели Лукиановой пустыни были уже не в сане игуменском, но строительском. Переведенный из Пешношского монастыря иеромонах Иоанникий управлял Лукиановой пустыней с 1767 по 1772 гг.

В 1771 г. по прошению жителей г. Александрова был учреждён ежегодный крестный ход с чудотворной иконой в шестую неделю по Пасхе из Лукиановой пустыни в Александров в память избавления города и окрестностей от чумы. На пути в с. Бакшееве было чудотворной иконе молебное пение с водоосвящением, затем ещё три, последнее в Александрове, в Слободе Садовной, где икону встречал крестный ход духовенства Александровского монастыря и городской Преображенской церкви. После Иоанникия управляли строители: Филарет (с 1773 по 1777), и Макарий (с 1792 по 1798).

С 1792 г. настоятелем Лукиановой пустыни был игумен Макарий, в миру священник Яков Озерецковский. (до 1792 г. - настоятель Архангельского монастыря в г. Юрьеве-Польском, похоронен в Лукиановой пустыни). Он был отцом двух известных в русской истории лиц: естествоиспытателя и путешественника, академина Николая Яковлевича Озерецкого (1750-1827) и первого по времени обер-священника армии и флота Павла Яковлевича Озерецковского (1758-1807).

17 сентября 1799 г. лукиановский строитель Иоасаф был переведен в Вязниковский Благовещенский монастырь, а оттуда в Лукианову пустынь переведен иеромонах Феофил.

В начале XIX в. монастырём управляли иерамонахи Андрей и Никандр

В 1804 г. монастырём управлял строитель иеромонах Никон, префект Владимирской Духовной семинарии, с 1810 по 1811 - строитель Игнатий.

В 1815 г. настоятелем был иеромонах Израиль. С 1818 по 1825 г. управлял строитель Киприан.

При игумене Платоне в 1850 г. капитально отремонтирован собор, окружающая его с трёх сторон паперть украшена изразцами.

Находящаяся за оградой монастыря гостиница построена при игумене Макарий (Михаил Мыльников, уроженец г. Мурома, из купцов, 1ум. 1874), настоятельствовавшем с 1860 по 1874 г. Он в молодости был 9 лет послушником в Саровской пустыни, потом перешёл в Спасо-Вифанский монастырь, где в 1838 г. постригся и наречён Макарием, в 1843 г. поступил в Махрищский монастырь, был в Нямецком монастыре и чтил память преподобного Паисия Величковского, в 1860 г. определён строителем в Лукианову пустынь, в 1861 г. возведён в сан игумена. Был награждён золотым наперсным крестом и орденом Святой Анны 3-й степени. В это время братии в монастыре было 30 человек, 3-4 иеромонаха и 2-3 иеродиакона.

В 1893 г. в монастыре, при игумене Иерониме и при участии настоятельницы Успенского женского монастыря игуменьи Евфрасии, торжественно праздновалось 300-летие явления чудотворной иконы.

В конце XIX в. две первоначальные квадратные угловые башни на южной стене заменены новыми круглыми.

В 1916 г. настоятелем был игумен Корнилий. В 1920 г. в Лукианову пустынь поступил, и был здесь пострижен в монашество преподобномученик Илия (Вятлин). Он родился 24 февраля 1867 г. в с. Карийское Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Ивана Вятлина, воспитавшего сына в вере и благочестии. Придя в возраст, Илья Иванович женился и в 1892 г. у них с женой родился сын Павел. Илья Иванович работал на ткацкой фабрике в г. Александрове ткачом и прислуживал в церкви. Овдовев, он принял твердое решение уйти в монастырь. Вопросы собственного спасения, молитвы и веры всегда стояли у него на первом месте, и для него казалось неважным, что произошла революция и начались гонения. В 1922 г. монашеское общежитие было безбожной властью разорено; монах Илия был рукоположен во иеромонаха и стал служить в одном из храмов в г. Александрове. Летом 1937 г. храмы в Александрове были закрыты, а священство арестовано. Отец Илия не был тогда арестован, вероятней всего потому, что НКВД счел его слишком старым, ему тогда исполнилось семьдесят лет. 27 июня 1937 г. он поселился в с. Еремеево Истринского района Московской области и стал здесь служить в храме Вознесения Господня.

Однако волна арестов не миновала и это село. 20 февраля 1938 г. местный оперуполномоченный НКВД отправил начальству рапорт о необходимости ареста священника «как отъявленного врага народа». 25 февраля был выдан ордер на арест священника в обосновании ареста писалось, что о. Илия говорил: «Советская власть всех крестьян загнала в колхоз и мучает их, а нас, священников, советская власть совсем задушила. Большевики здесь нас не забирают, вот где я раньше служил священником, там всех забрали и посадили в тюрьму». 28 февраля 1938 г. о. Илия был арестован. В протоколе допроса написано, что о. Илия говорил: Поскольку я человек, убежденный в вере, то мне не нравится политика советской власти, которая агитирует против религии, поэтому я действительно говорил прихожанам, что советская власть окончательно задушила религию и нас, священников, и крестьян в колхозах мучают и не дают веровать в Бога...». 5 апреля 1938 г. иеромонах Илия (Вятлин) был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой, и брошен в один из рвов, в которых лежат десятки тысяч людей, расстреляных на этом полигоне.

В 1920-х гг. монастырь был закрыт, монахам предписано покинуть его, а храмы, как памятники старины, отданы под охрану созданного на территории Успенского монастыря в г. Александрове музея. В 1922 г. иноки, предупреждённые доброжелателями о предстоящем аресте, покинули пустынь, взяв с собой то, что смогли увезти. Оставшиеся иконы и святыни поступили в музей, часть их уничтожена, поругана. Пустынь была разорена до неузнаваемости.

В 1924 г. в храме Богоявления разместилась школа, в 1925 г. в Екатерининской церкви устроен клуб, часовня преподобного Лукиана разрушена в 1926 г. Позднее в монастыре была устроена тюрьма. В 1970-е гг. в настоятельском корпусе располагалась больница. Местонахождение вывезенной в музей г. Александрова чудотворной иконы Рождества Божией Матери в настоящее время неизвестно. В зданиях разместили дом инвалидов.

12 мая 1991 г. Богородице-Рождественская Лукианова пустынь возрождена. В этот день состоялся первый крестный ход с иконой Рождества Пресвятой Богородицы, завещанный преподобным Лукианом. Возглавил его преосвященнейший Евлогий, епископ Владимирский и Суздальский.

Торжественное шествие следовало от Троицкого собора Свято-Успенского женского монастыря в пустынь при многочисленном стечении народа. Этим было положено начало возобновлению Лукиановой обители - первого монастыря, открывшегося во Владимиро-Суздальской епархии после 70-летнего периода гонений на Церковь. Настоятелем стал игумен Досифей (Даниленко). Александровские прихожане с большим усердием и любовью помогают инокам в восстановлении их монастыря, столь знаменитого в прошлом.