Поэт Асадов Эдуард: биография. Эдуард асадов биография

Эдуард Аркадьевич (Арташесович) Асадов (1923 - 2004 гг.) - русский советский поэт и прозаик.

Семья и детство

Эдуард Асадов родился 7 сентября 1923 года в городе Мерв (ныне Мары) Туркменской АССР в армянской семье. Родители работали учителями. Отец Арташес Григорьевич Асадьянц (1898-1929) родился в Нагорном Карабахе, учился в Томском технологическом институте, член ПСР. 9 ноября 1918 был арестован на Алтае, освобождён 10 декабря 1919 группой П. Канцелярского. Из тюрьмы вышел большевиком, работал следователем Алтайской губЧК. С будущей женой Лидией Ивановной Курдовой (1902-1984) познакомился в Барнауле. В 1921 году уехал на Кавказ, воевал с дашнаками - комиссар стрелкового полка, командир стрелковой роты. С 1923 года - учитель в г. Мары (Туркмения).

После смерти отца в 1929 году Эдуард Асадов переехал с матерью в Свердловск, где жил его дед - врач Иван Калустович Курдов (1867-1938), выпускник Казанского университета, организатор санитарно-эпидемиологического дела и лечебно-профилактической помощи на Урале. Дядя - художник Валентин Иванович Курдов.

В восьмилетнем возрасте написал своё первое стихотворение. Вступил в пионеры, затем был принят в комсомол. С 1939 года жил в Москве на Пречистенке, в бывшем доходном доме Исакова. Учился в 38-й московской школе, которую закончил в 1941 году.

Великая Отечественная война

Через неделю после выпускного вечера началась Великая Отечественная война. Асадов ушёл добровольцем на фронт, был наводчиком миномёта, потом помощником командира батареи «Катюш» на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. Воевал на Ленинградском фронте.

В ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь под Бельбеком получил тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо. Теряя сознание, он довёл грузовой автомобиль с боеприпасами до артиллерийской батареи. После продолжительного лечения в госпиталях врачи не смогли сохранить ему глаза, и с того времени Асадов был вынужден до конца жизни носить чёрную полумаску на лице.

Об этих трагических днях поэт потом вспоминал:

«…Что было потом? А потом был госпиталь и двадцать шесть суток борьбы между жизнью и смертью. «Быть или не быть?» - в самом буквальном смысле этого слова. Когда сознание приходило - диктовал по два-три слова открытку маме, стараясь избежать тревожных слов. Когда уходило сознание, бредил.

Было плохо, но молодость и жизнь все-таки победили. Впрочем, госпиталь был у меня не один, а целая обойма. Из Мамашаев меня перевезли в Саки, затем в Симферополь, потом в Кисловодск в госпиталь имени Десятилетия Октября (теперь там санаторий), ну а оттуда - в Москву. Переезды, скальпели хирургов, перевязки. И вот самое трудное - приговор врачей: «Впереди будет всё. Всё, кроме света». Это-то мне предстояло принять, выдержать и осмыслить, уже самому решать вопрос: «Быть или не быть?» А после многих бессонных ночей, взвесив все и ответив: «Да!» - поставить перед собой самую большую и самую важную для себя цель и идти к ней, уже не сдаваясь. Я вновь стал писать стихи. Писал и ночью и днем, и до и после операции, писал настойчиво и упорно. Понимал, что еще не то и не так, но снова искал и снова работал. Однако какой бы ни была твердой воля у человека, с каким бы упорством ни шел он к поставленной цели и сколько бы труда ни вложил в своё дело, подлинный успех ему еще не гарантирован. В поэзии, как и во всяком творчестве, нужны способности, талант, призвание. Самому же оценить достоинство своих стихов трудно, ведь пристрастнее всего относишься именно к себе.

Литературная деятельность

В 1946 году поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, который с отличием окончил в 1951 году. В том же году опубликовал первый сборник стихов «Светлая дорога» и был принят в члены КПСС и в Союз писателей.

Асадов писал лирические стихи, поэмы (в том числе автобиографическая «Снова в строй», 1948), рассказы, эссе, повесть «Гоголевский бульвар» (сборник «Не смейте бить человека!», Москва: Славянский диалог, 1998). В разное время работал литконсультантом в «Литературной газете», журналах «Огонёк» и «Молодая гвардия», в издательстве «Молодая гвардия». После распада СССР публиковался в издательствах «Славянский диалог», «Эксмо» и «Русская книга».

… Никогда не забуду этого 1 мая 1948 года. И того, каким счастливым я был, когда держал купленный возле Дома ученых номер «Огонька», в котором были напечатаны мои стихи. Вот именно, мои стихи, а не чьи-то другие! Мимо меня с песнями шли праздничные демонстранты, а я был, наверное, праздничнее всех в Москве!»

Эдуард Асадов - автор 47 книг: «Снежный вечер» (1956), «Солдаты вернулись с войны» (1957), «Во имя большой любви» (1962), «Лирические страницы» (1962), «Я люблю навсегда» (1965), «Будьте счастливы, мечтатели» (1966), «Остров романтики» (1969), «Доброта» (1972), «Песня о бессловесных друзьях» (1974), «Ветра беспокойных лет» (1975), «Созвездие Гончих Псов» (1976), «Годы мужества и любви» (1978), «Компас счастья» (1979), «Именем совести» (1980), «Дым Отечества» (1983), «Сражаюсь, верую, люблю!» (1983), «Высокий долг» (1986), «Судьбы и сердца» (1990), «Зарницы войны» (1995), «Не надо сдаваться, люди» (1997), «Не надо отдавать любимых» (2000), «Не проходите мимо любви. Поэзия и проза» (2000), «Смеяться лучше, чем терзаться. Поэзия и проза» (2001) и другие. Кроме того, Эдуард Асадов писал и прозу (рассказы «Зарницы войны», «Разведчица Саша», повесть «Фронтовая весна»), переводил стихи поэтов Башкирии, Грузии, Калмыкии, Казахстана, Узбекистана.

Асадов стал популярен с начала 1960-х годов. Его книги, выходившие 100-тысячными тиражами, моментально исчезали с прилавков книжных магазинов. Литературные вечера поэта, организованные по линии Бюро пропаганды Союза писателей СССР, Москонцерта и различных филармоний, на протяжении почти 40 лет проходили с неизменным аншлагом в крупнейших концертных залах страны, вмещавших до 3000 человек. Их постоянной участницей была супруга поэта - актриса, мастер художественного слова Галина Разумовская.

Эдуард Асадов в своих стихотворениях обращался к лучшим человеческим качествам - к доброте, верности, благородству, великодушию, патриотизму, справедливости. Стихи он зачастую посвящал молодежи, стремясь передать новому поколению накопленный опыт.

Асадов был женат на Галине Валентиновне Разумовской (1925-1997), артистке «Москонцерта».

И, хотя дети Эдуарда Асадова в этом браке не появились, они прожили счастливую жизнь. Несмотря на то, что поэт не имел своих детей, он написал настолько проникновенные стихи о детях, что остается только удивляться, откуда ему знакомы такие отеческие чувства.

Последние годы жизни

В последние годы жил и работал в писательском посёлке ДНТ Красновидово.

Умер 21 апреля 2004 года в Одинцово Московской области. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Своё сердце Эдуард Асадов завещал захоронить на Сапун-горе в Севастополе, однако, по свидетельствам работников музея на Сапун-горе, родственники были против, поэтому завещание поэта выполнено не было.

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (7 февраля 2004) - за большие заслуги в развитии отечественной литературы
Орден Почёта (7 сентября 1998) - за большой вклад в отечественную литературу
Орден Дружбы Народов (20 октября 1993) - за заслуги в развитии отечественной литературы и укрепление межнациональных культурных связей
Орден Отечественной войны I степени (11 марта 1985)
Орден Красной Звезды (1 февраля 1945)
Два ордена «Знак Почёта» (28 октября 1967; 18 сентября 1973)
Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За оборону Севастополя»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Почётный гражданин Севастополя (1989)
18 ноября 1998 года Указом так называемого постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР Эдуарду Асадову присвоено звание «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина.

На Сапун-горе в музее «Защита и освобождение Севастополя» есть стенд, посвящённый Эдуарду Асадову и его творчеству.

Будущий великий поэт Эдуард Асадов родился в 1923 году в интеллигентной учительской семье, оба его родителя были педагогами, правда, отец – Аркадий Григорьевич – в годы Гражданской войны от пуль не прятался, человек самой мирной профессии в тяжелую годину был комиссаром, командовал стрелковой ротой. В те времена семья жила в Туркмении, там и родился Эдуард Аркадьевич. Так что ночная стрельба и птицы, взмывающие в ослепительно яркое небо, снились поэту много лет.

О чем мечтает юноша из интеллигентной семьи?

Отец Асадова умер, когда ему было чуть за тридцать – человек, переживший годы сражений, погиб от банальной кишечной непроходимости. После этого мать не смогла оставаться на прежнем месте, забрав 6-летнего сына, Лидия Ивановна переехала в Свердловск, к родственникам, а через несколько лет перебралась в Москву – она была по-настоящему хорошей учительницей, поэтому ей предложили работу в столице.

В советские годы никто не думал о том, насколько оправдано «смешение кровей» - в такой многонациональной стране, как СССР, это было в порядке вещей. Асадов с гордостью говорил, что он – армянин по национальности, хотя среди его родственников попадались люди совсем других народностей. Но все они, как на подбор, были высокоинтеллектуальными, интеллигентными. А еще – умели любить, как никто другой.

Тому прекрасный пример – история прабабушки Эдуарда Асадова, дамы из Петербургского светского общества, в которую до безумия влюбился настоящий английский лорд. Молодые люди не могли быть вместе, но переступили через людские и божеские законы – лишь бы только быть вместе.

Так что свое преклонение перед истинными чувствами Эдуард Аркадьевич унаследовал на генетическом уровне. А что касается веры в Бога – он всегда был атеистом. И вовсе не потому, что был идейным противником религии. Просто поэт недоумевал, как может создатель, если он действительно где-то существует, допускать такое количество боли, горя, страданий на нашей земле? Поэтому его либо нет, либо он вовсе не всемогущ – следовательно, не заслуживает никакого поклонения.

Позже Асадов говорил, что готов был стать истинно верующим человеком, если бы нашелся кто-то, сумевший объяснить ему этот парадокс. Зато молодой человек свято верил в доброту, которой на белом свете должно быть в разы больше зла, иначе мир просто обречен на гибель. Он надеялся встретить настоящую любовь, такую, как была у родителей, он мечтал о своей «прекрасной незнакомке», зачитываясь стихами классиков и пытаясь создавать собственные произведения на эту же тему – свои первые стихи Эдуард Асадов< написал, когда ему исполнилось всего лишь 8 лет.

Война, пронзившая юность насквозь

И вот наступил 1941 год. Окрыленный планами и надеждами юноша планирует после школы поступать в ВУЗ, но никак не может решить, что предпочесть: литературный или театральный? Жизнь избавила Асадова от этого

выбора, внеся свои коррективы – через неделю после школьного выпускного началась Великая Отечественная война.

Понятно, что такой пламенный, искренний молодой человек не мог даже думать о том, чтобы отсидеться в сторонке. В первый же день он помчался в военкомат, и уже через сутки направлялся к месту боев в составе стрелкового подразделения – Асадов был зачислен в расчет специального орудия, позже получившего известность как легендарная «катюша».

После непродолжительной учебы Эдуард Аркадьевич попал на поля сражений – свое боевое крещение он получил под Москвой, воюя в самом пекле на Волховском фронте. Больше года он был наводчиком, но в 1942-ом, после ранения своего непосредственного начальника, был назначен командиром оружейного расчета. Вернее, никто его поначалу назначить не успел – Асадов сам взял на себя командование. Происходило это в условиях непрекращающейся канонады, поэтому боец сам руководил своими товарищами – и сам же наводил орудие.

Он поражал окружающих своей отвагой и целеустремленностью – никогда не теряя головы, Асадов мог принять единственно правильное решение в самой сложной ситуации. А в перерывах между сражениями он писал стихи и читал их на недолгих привалах своим сослуживцам. И солдаты просили – давай еще!

Позже Асадова, кот орый почти дословно ввел такую сцену в одно из своих произведений о войне, упрекали в идеалистичности картинки. Критики, которые никогда особо не благоволили к поэту, упрекали его в том, что он искажает действительность – какие стихи, какие шутки и разговоры о любви могли быть на войне?! Но Асадов никогда не пытался переубедить неверующих, он просто знал, что война – это тоже жизнь, на которой не обойтись без крови и грязи, но в ней находится время для счастья и надежд. Люди гибли – и мечтали о семейном счастье, плакали от боли – и грезили о любви. Поэтому свои <стихи Эдуард Асадов действительно сочинял в коротких перерывах между кровавыми боями.

Трагедия, которая перевернула всю жизнь

В 1943 году Эдуард Асадов получил лейтенантские погоны и получил назначение сначала на Северо-Кавказский, а затем на Четвертый Украинский фронт, став со временем комбатом. Вспоминая об этом времени, многие сослуживцы и товарищи Асадова по тем страшным годам только поражались его невероятной решимости и мужеству – этот юный и отважный мальчик никогда не думал о собственной жизни, стараясь сделать все, чтобы выполнить свой воинский долг.

Роковым для Асадова стали бои под Севастополем – его собственная батарея была полностью уничтожена прицельным огнем противника. Орудий больше не было, зато оставались запасы снарядов, в которых так

нуждались на соседнем рубеже. И с наступлением рассвета боеприпасы были загружены в машину, которую Эдуард Аркадьевич взялся доставить к батарее, обеспечивающей наступление.

Это решение было глупым, смертоубийственным, невыполнимым – по открытой равнине, отлично простреливающийся артиллерией и авиацией врага, везти реактивные снаряды по пересеченной местности в обычном тряском грузовичке. Но именно этот подвиг внес решающую нотку в симфонию Севастопольской победы – вовремя доставленные снаряды дали возможность подавить огневые точки противника. Неизвестно, каков был бы результат сражения, если бы Асадов ни принял такого решения.

К сожалению, для него самого эта битва стала последней. Осколком снаряда, взорвавшегося в двух шагах от машины, комбату снесло часть черепа, залив лицо кровью и полностью ослепив его. По мнению медиков, после таких ранений человек должен умереть в течение нескольких минут. И уж точно он не способен совершать каких-то телодвижений. Асадов довел машину до соседней батареи, находясь практически без сознания, и только потом погрузился в пучину небытия. В ней он провел почти месяц.

Приговорен – но не согласен!

Когда юноша очнулся, ему пришлось выслушать две новости. Первая заключалась в том, что он является феноменом – никто из медиков даже не предполагал, что молодой офицер сможет выжить, сохранив при этом способность говорить, двигаться, мыслить. Это была хорошая новость. А о плохом Асадов узнал в тот же день, как открыл глаза – и не увидел ничего вокруг. Оставшуюся жизнь ему предстояло провести в полной темноте – в результате полученной черепно-мозговой травмы юноша навсегда лишился зрения.

Сам Асадов, вспоминая эти времена, часто говорил, что спасло его не искусство врачей – спасла любовь, в которую он всегда верил, и которая отплатила ему за это, подарив желание жить. В самые первые дни, погруженный во тьму, потерянный и беспомощный, он не хотел больше существовать. Но медсестра, которая ухаживала за юным офицером, возмутилась – ему ли, такому отважному и сильному, думать о гибели? И заявила, что лично она с удовольствием связала бы свою жизнь с героем. Эдуард никогда не узнал, всерьез ли говорила эта женщина или хотела подбодрить страдающего мальчишку. Но это ей удалось – Асадов понял, что жизнь не закончилась, он может быть еще кому-то нужен.

И он писал стихи. Много стихов – о мире и войне, о животных и о природе, о человеческой подлости и благородстве, вере и безверии. Но в первую очередь это были стихи о любви – Асадов, диктуя другим людям свои строки, был уверен, что только любовь способна удержать человека на самом краю, спасти и дать новую цель в жизни.

Вверх, к звездам и высотам народного признания

В 1946 году он был зачислен в Литературный институт, через два года первая подборка стихов Асадова была опубликована в «Огоньке», а в 1951 году увидела свет его первая книжка – после этого Эдуард Аркадьевич стал одновременно членом Союза писателей и членом КПСС. Он становился очень популярен – постоянные поездки по стране с чтением своих стихов, письма тысяч читателей, которые не могли оставаться равнодушными после знакомства с творчеством Асадова.

Он сам позднее вспоминал, что очень часто приходили весточки от женщин, которые узнавали себя в каждом его произведении. Они благодарили Эдуарда Аркадьевича з то, что он смог так точно понять всю их боль, их мечты и надежды. А он, переживая каждую историю, словно она случилась с ним самим, создавал все новые и новые шедевры. Его стихи о любви не были глянцево-приторными – за каждой строчкой сочилось кровью чье-то израненное сердце.

В 1998 году, в канун своего 75-летия, Асадов был удостоен звания Героя Советского Союза – этой награды много лет добивался его бывший военный командир. Но особое мужество Эдуард Аркадьевич доказал не только в далеком 43-ем, но и в течение всей своей жизни – когда шел по миру со слепым взглядом, но видел гораздо лучше всех здоровых, как много вокруг подлости, предательства и несправедливости. И пытался бороться – никогда не смиряясь и не идя на компромисс. Возможно, поэтому его не любили сотни людей. Возможно, поэтому его обожали миллионы.

Эдуард Асадов великий советский поэт, написавший много великолепных стихов и проживший героическую жизнь. Он родился в Туркменистане, но вырос в Свердловске, куда они вместе с матерью переехали после смерти отца. Писать стихи Эдуард Аркадьевич начал очень рано - в восемь лет. Как и все его сверстники он был пионером, потом комсомольцем, а сразу после окончания школы поэт добровольцем ушел на фронт. За год до окончания войны в боях под Севастополем Эдуард Асадов был ранен осколком снаряда в лицо, когда вез на грузовике снаряды для артиллерийской батареи. Он был на грани смерти, но врачи смогли спасти ему жизнь, а вот зрение он потерял навсегда и был вынужден до конца дней ходить в черной маске на глазах.

На фото — поэт в молодости

Эдуарду Аркадьевичу пришлось перенести множество операций в нескольких госпиталях, но ничего не помогло, и приговор врачей был суровым - видеть он больше никогда не будет. Тогда, чтобы справиться с этой трагедией он поставил перед собой большую цель и пошел к ней, не сдаваясь. Он полностью посвятил себя поэзии, и писал стихи днем и ночью. Настоящим праздником для него стало время, когда впервые в журнале «Огонек» были напечатаны его стихи. Поэту посчастливилось встретиться с женщиной, которая разделила с ним его жизненный путь. Женой Асадова стала артистка «Москонцерта» Галина Валентиновна Асадова. И, хотя дети Эдуарда Асадова в этом браке не появились, они прожили счастливую жизнь. Несмотря на то, что поэт не имел своих детей, он написал настолько проникновенные стихи о детях, что остается только удивляться, откуда ему знакомы такие отеческие чувства.

На фото — Эдуард Асадов

При жизни поэт был скромным человеком, но его имя всегда было известно молодежи, а стихи пользовались огромной популярностью. В стихотворении «Берегите своих детей…» отношение к детям Эдуарда Асадова выражено настолько трогательными словами, что читать эти строки равнодушно просто невозможно. Всего из под пера поэта вышло сорок семь книг не только со стихами, но и с прозой. Кроме того, он переводил стихи поэтов других народностей СССР.


Имя: Эдуард Асадов (Eduard Asadov)

Возраст: 80 лет

Место рождения: Мерв, Туркестанская АССР

Место смерти: Одинцово, Московская область, Россия

Деятельность: Советский поэт

Семейное положение: был женат

Эдуард Асадов - биография

Стихов Эдуарда Асадова никогда не было в школьной программе, а критики безжалостно ругали поэта. Однако его книги мгновенно исчезали с полок магазинов, а в залах, где он выступал, яблоку негде было упасть. Ведь писал он о понятных каждому человеку вещах: любви, дружбе, предательстве, доброте...

Узкие пыльные улочки, пестрые шумные базары, раскаленные добела крыши домов... Такие воспоминания остались у маленького Эдуарда о Туркмении, где он родился.

Эдуард Асадов - детские годы

Эдуард рос в любящей армянской семье, однако солнечное детство продолжалось недолго. В 1929 году отец скоропостижно скончался, и мама решила перебраться с 6-летним сыном в Свердловск поближе к родственникам. Уже в 8 лет Эдуард написал свое первое произведение и уговорил мать отдать его в драмкружок местного Дворца пионеров. Он так мечтал стать великим театральным режиссером! Окружающие не сомневались: растет артист. Такой пылкий, восторженный мальчик непременно должен быть на сцене...


Когда они с мамой переехали в Москву, Эдуард был на седьмом небе от счастья: это его город -большой, шумный, суматошный. Он писал новые стихи буквально обо всем, что видел вокруг, будто фиксируя это на будущее.

Выпускной вечер в школе №38 прошел 14 июня 1941 года. Эдуард все еще колебался, в какой вуз пойти: литературный или актерский. Чтобы определиться, в запасе оставалось всего несколько дней. Но все планы перечеркнула война. В первый же день 17-летний поэт помчался в военкомат записываться в добровольцы и через несколько дней уже ехал в вагоне поезда, следовавшего на фронт.

Эдуард Асадов - фронтовая биография

Асадов воевал на самых тяжелых рубежах, а в перерывах между сражениями продолжал писать стихи и читать их однополчанам. Много позже он скажет своим критикам, упрекавшим его в излишне идеализированной картинке быта солдата, что война -это тоже жизнь. И люди на ней так же любят, страдают, мечтают, шутят.

Поэт прошел путь от наводчика минометного орудия, знаменитой «катюши», до лейтенанта и комбата гвардейских минометов. В начале мая 1944 года во время кровопролитных боев на подступах к Севастополю его батарея была разбита, но остались еще боеприпасы, в которых очень нуждались на соседнем рубеже. Эдуард получил приказ: доставить туда уцелевшие снаряды. «Рейс сквозь смерть на старенькой грузовой машине по залитой солнцем дороге, на виду у врага, под непрерывным артиллерийским и минометным огнем, под бомбежкой - это подвиг», -напишет годы спустя его командир, генерал Иван Семенович Стрельбицкий в своей книге «Ради вас, люди».

Это была почти невыполнимая задача. На середине пути осколок снаряда попал лейтенанту Асадову в голову. Но, теряя сознание и истекая кровью, он продолжил путь и довез снаряды до пункта назначения. За этот подвиг в 1998 году поэт был удостоен звания Героя Советского Союза.

Вспоминать войну, а особенно свое ранение, Асадов не любил. Сказывались природная скромность и не утихшая с годами боль. Только в стихах он возвращался в то непростое время.

Месяц между жизнью и смертью. Два года госпиталей, 12 операций. Когда он пришел в сознание и открыл глаза, то... ничего не увидел. В результате тяжелейшей черепно-мозговой травмы Асадов навсегда лишился зрения. Впервые в жизни он впал в депрессию - не хотел жить, погруженный во тьму.

Как это умереть?! Странные мысли у такого сильного и отважного человека, как вы, - искренне возмутилась медсестра, ухаживавшая за лейтенантом.

Да кому я такой нужен! - воскликнул с горечью раненый боец.

Мне! Да я прямо сейчас готова за вас замуж выйти!

Мысль, что он кому-то еще нужен, вдохнула в Асадова жизнь. Как он потом признавался, именно любовь женщин его тогда спасла. Приходили старые знакомые, одноклассницы. Жизнерадостность и оптимизм Асадова покоряли девушек. Пока он лежал в госпитале, ему шесть раз предложили руку и сердце!

Эдуард Асадов - биография личной жизни

Одной девушке Эдуард отказать не смог

Артистка детского театра Ирина Викторова стала его первой любовью и женой. Но семейная жизнь не заладилась. Очень скоро выяснилось, что для Ирины любовь к Асадову была скорее увлечением, нежели настоящим чувством. А потому она оказалась не готова посвятить свою жизнь незрячему поэту, нуждающемуся в постоянной поддержке. Через несколько лет супруги разошлись.

Асадову нужно было услышать мнение профессионала, которого он нашел в лице . Поэт отправил ему несколько своих стихотворений и стал ждать. В ответном письме нетронутыми комментариями Чуковского остались лишь фамилия и имя Эдуарда Асадова. Писатель раскритиковал каждую строчку, но в конце сделал неожиданный вывод: «...однако, несмотря на все сказанное выше, с полной ответственностью могу сказать, что вы - истинный поэт. Ибо у вас есть то подлинное поэтическое дыхание, которое присуще только поэту! Желаю успехов. К. Чуковский».

Окрыленный Асадов поступил в Литературный институт имени Горького и закончил его с красным дипломом. После издания первого же сборника стихов «Светлые дороги» к нему пришел невероятный успех. Асадова приняли в Союз писателей, издательства наперебой печатали его сборники, литературные вечера проходили в полном зале. «Стихи о рыжей дворняге» знал каждый второй житель Страны Советов. Тысячами приходили письма от благодарных читателей.

В тот день во Дворце культуры МГУ на Стромынке был аншлаг. Эдуард Асадов в числе других приглашенных поэтов готовился к выходу на сцену, когда к ним подошла молодая женщина, представившаяся артисткой Москонцерта. Она попросила пропустить ее вперед, чтобы успеть на самолет. Эта незначительная, на первый взгляд, встреча отложилась в сердце у Асадова. Он прислал артистке свои стихи, затем они встретились, начали выступать вместе - и вскоре поженились.


Так Галина Разумовская, которую поэт никогда не видел, стала его подругой жизни на долгие 36 лет. Они практически не расставались: Галина сопровождала Асадова повсюду. У него даже не было палочки, поскольку они шли всегда под руку. Жена правила начисто стихи, которые Асадов печатал самостоятельно на печатной машинке. По вечерам часами читала ему вслух книги, а в 60 лет научилась водить автомобиль, чтобы мужу было легче передвигаться по городу.

1990-е годы стали для Эдуарда Аркадьевича тяжелым испытанием. Как поэт он оказался невостребованным, жена умерла, друзья пропали кто куда. Опустить руки и просто доживать свой век? Нет, сдаваться - не в характере бывшего фронтовика. Он продолжал писать в стол и верил, что когда-ни-будь о нем еще вспомнят и его стихи вновь будут читать миллионы. Так и произошло: Асадова нет с нами уже более 10 лет, но его стихи о простых человеческих чувствах все так же согревают сердца.

, Московская область , Россия) - советский поэт и прозаик .

Биография

В последние годы жил и работал в писательском посёлке ДНТ Красновидово . Умер 21 апреля 2004 года в Одинцово . Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище . Своё сердце Эдуард Асадов завещал захоронить на Сапун-горе в Севастополе , однако, по свидетельствам работников музея на Сапун-горе, родственники были против, поэтому завещание поэта выполнено не было.

Творческая деятельность

Эдуард Асадов - автор 47 книг: «Снежный вечер» (1956), «Солдаты вернулись с войны» (1957), «Во имя большой любви» (1962), «Лирические страницы» (1962), «Я люблю навсегда» (1965), «Будьте счастливы, мечтатели» (1966), «Остров романтики» (1969), «Доброта» (1972), «Песня о бессловесных друзьях» (1974), «Ветра беспокойных лет» (1975), «Созвездие Гончих Псов» (1976), «Годы мужества и любви» (1978), «Компас счастья» (1979), «Именем совести» (1980), «Дым Отечества» (1983), «Сражаюсь, верую, люблю!» (1983), «Высокий долг» (1986), «Судьбы и сердца» (1990), «Зарницы войны» (1995), «Не надо сдаваться, люди» (1997), «Не надо отдавать любимых» (2000), «Не проходите мимо любви. Поэзия и проза» (2000), «Смеяться лучше, чем терзаться. Поэзия и проза» (2001) и другие. Кроме того, Эдуард Асадов писал и прозу (рассказы «Зарницы войны», «Разведчица Саша», повесть «Фронтовая весна»), переводил стихи поэтов Башкирии , Грузии , Калмыкии , Казахстана , Узбекистана .

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

Асадов писал лирические стихи, поэмы (в том числе автобиографическая «Снова в строй», 1948), рассказы, эссе, повесть «Гоголевский бульвар» (сборник «Не смейте бить человека!», Москва: Славянский диалог, 1998). В разное время работал литконсультантом в «Литературной газете» , журналах «Огонёк» и «Молодая гвардия» , в издательстве «Молодая гвардия» . После распада СССР публиковался в издательствах «Славянский диалог» , «Эксмо» и «Русская книга» .

Асадов стал популярен с начала 1960-х годов. Его книги, выходившие 100-тысячными тиражами, моментально исчезали с прилавков книжных магазинов. Литературные вечера поэта, организованные по линии Бюро пропаганды Союза писателей СССР , Москонцерта и различных филармоний, на протяжении почти 40 лет проходили с неизменным аншлагом в крупнейших концертных залах страны, вмещавших до 3000 человек. Их постоянной участницей была супруга поэта - актриса, мастер художественного слова Галина Разумовская .

Эдуард Асадов в своих стихотворениях обращался к лучшим человеческим качествам - к доброте, верности, благородству, великодушию, патриотизму, справедливости. Стихи он зачастую посвящал молодежи, стремясь передать новому поколению накопленный опыт.

Семья

  • Курдов Иван (Ованес) Галустович - дед поэта. Земский врач. В молодые годы секретарь Н. Г. Чернышевского
  • Асадова Лидия Ивановна (1902-1984) - мать поэта
  • Разумовская (Асадова) Галина Валентиновна (1925-1997) - жена (артистка «Москонцерта»)

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (7 февраля ) - за большие заслуги в развитии отечественной литературы
  • Орден Почёта (7 сентября ) - за большой вклад в отечественную литературу
  • Орден Дружбы Народов (20 октября ) - за заслуги в развитии отечественной литературы и укрепление межнациональных культурных связей
  • Орден Отечественной войны I степени (11 марта 1985)
  • Орден Красной Звезды (1 февраля 1945)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

18 ноября 1998 года указом так называемого постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР Эдуарду Асадову присвоено звание «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина.

Память

На Сапун-горе в музее «Защита и освобождение Севастополя» есть стенд, посвящённый Эдуарду Асадову и его творчеству.

Библиография

  • Эдуард Асадов. Не надо отдавать любимых: стихи. - Москва, Эксмо. 384 c., ил., 2009. - ISBN 978-5-699-16799-9 .
  • Эдуард Асадов. Что такое счастье: Стихотворения. "Золотая серия поэзии". - Москва, Эксмо. 416 c., ил., 2008. - ISBN 978-5-699-16801-9 .
  • Эдуард Асадов. Лирика. - Эксмо, 2006. - ISBN 5-699-07653-0 .
  • Ты снова придешь ко мне. Поэзия и проза. - Эксмо-Пресс, 2006. - ISBN 5-04-010208-8 .
  • У любви не бывает разлук. - Эксмо, 2006. - ISBN 5-699-02419-0 .
  • Первое свидание. - Эксмо, 2006. - ISBN 5-699-12006-8 .
  • Праздники наших дней. - Эксмо, 2006. - ISBN 5-699-05781-1 .
  • Что такое счастье. - Эксмо, 2005. - ISBN 5-04-009969-X .
  • Когда стихи улыбаются. - Эксмо, 2004. - ISBN 5-699-06268-8 .
  • Дорога в крылатое завтра. - Эксмо, 2004. - ISBN 5-699-04893-6 .
  • Эдуард Асадов. Собрание сочинений в шести томах. - Граница, 2003. - ISBN 5-86436-331-6 .
  • Эдуард Асадов. Собрание сочинений в трёх томах. - Москва: Художественная литература, 1987.
  • Эдуард Асадов. Избранное. В двух томах. - Художественная литература, 1981.
  • Во имя большой любви. - Молодая гвардия, 1963.

Напишите отзыв о статье "Асадов, Эдуард Аркадьевич"

Примечания

Литература

  • Розанов И. И. Русская советская поэзия 50-70х годов. Хрестоматия. - Минск: Вышэйшая школа, 1982.
  • Ради вас, люди/И. С. Стрельбицкий .-М.:Советская Россия, 1979
  • Л. И. Дзюбинский. Герои города Серова. Серов. 2010 год.

Ссылки

Биография

  • // РИА «Новости»

Отрывок, характеризующий Асадов, Эдуард Аркадьевич

– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.
– Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех.
– А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь.
– Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!»
«Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.

Граф Илья Андреич вышел из предводителей, потому что эта должность была сопряжена с слишком большими расходами. Но дела его всё не поправлялись. Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные переговоры родителей и слышали толки о продаже богатого, родового Ростовского дома и подмосковной. Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер – музыкант с женой, Иогель – танцовальный учитель с семейством, старушка барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни. Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне, те же дорогие подарки в именины, и торжественные на весь уезд обеды; те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.
Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу. С ее женской точки зрения представлялось только одно средство – женитьба Николая на богатой невесте. Она чувствовала, что это была последняя надежда, и что если Николай откажется от партии, которую она нашла ему, надо будет навсегда проститься с возможностью поправить дела. Партия эта была Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым, и теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев.
Графиня писала прямо к Карагиной в Москву, предлагая ей брак ее дочери с своим сыном и получила от нее благоприятный ответ. Карагина отвечала, что она с своей стороны согласна, что всё будет зависеть от склонности ее дочери. Карагина приглашала Николая приехать в Москву.
Несколько раз, со слезами на глазах, графиня говорила сыну, что теперь, когда обе дочери ее пристроены – ее единственное желание состоит в том, чтобы видеть его женатым. Она говорила, что легла бы в гроб спокойной, ежели бы это было. Потом говорила, что у нее есть прекрасная девушка на примете и выпытывала его мнение о женитьбе.
В других разговорах она хвалила Жюли и советовала Николаю съездить в Москву на праздники повеселиться. Николай догадывался к чему клонились разговоры его матери, и в один из таких разговоров вызвал ее на полную откровенность. Она высказала ему, что вся надежда поправления дел основана теперь на его женитьбе на Карагиной.
– Что ж, если бы я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтобы я пожертвовал чувством и честью для состояния? – спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство.
– Нет, ты меня не понял, – сказала мать, не зная, как оправдаться. – Ты меня не понял, Николинька. Я желаю твоего счастья, – прибавила она и почувствовала, что она говорит неправду, что она запуталась. – Она заплакала.
– Маменька, не плачьте, а только скажите мне, что вы этого хотите, и вы знаете, что я всю жизнь свою, всё отдам для того, чтобы вы были спокойны, – сказал Николай. Я всем пожертвую для вас, даже своим чувством.
Но графиня не так хотела поставить вопрос: она не хотела жертвы от своего сына, она сама бы хотела жертвовать ему.
– Нет, ты меня не понял, не будем говорить, – сказала она, утирая слезы.
«Да, может быть, я и люблю бедную девушку, говорил сам себе Николай, что ж, мне пожертвовать чувством и честью для состояния? Удивляюсь, как маменька могла мне сказать это. Оттого что Соня бедна, то я и не могу любить ее, думал он, – не могу отвечать на ее верную, преданную любовь. А уж наверное с ней я буду счастливее, чем с какой нибудь куклой Жюли. Пожертвовать своим чувством я всегда могу для блага своих родных, говорил он сам себе, но приказывать своему чувству я не могу. Ежели я люблю Соню, то чувство мое сильнее и выше всего для меня».
Николай не поехал в Москву, графиня не возобновляла с ним разговора о женитьбе и с грустью, а иногда и озлоблением видела признаки всё большего и большего сближения между своим сыном и бесприданной Соней. Она упрекала себя за то, но не могла не ворчать, не придираться к Соне, часто без причины останавливая ее, называя ее «вы», и «моя милая». Более всего добрая графиня за то и сердилась на Соню, что эта бедная, черноглазая племянница была так кротка, так добра, так преданно благодарна своим благодетелям, и так верно, неизменно, с самоотвержением влюблена в Николая, что нельзя было ни в чем упрекнуть ее.
Николай доживал у родных свой срок отпуска. От жениха князя Андрея получено было 4 е письмо, из Рима, в котором он писал, что он уже давно бы был на пути в Россию, ежели бы неожиданно в теплом климате не открылась его рана, что заставляет его отложить свой отъезд до начала будущего года. Наташа была так же влюблена в своего жениха, так же успокоена этой любовью и так же восприимчива ко всем радостям жизни; но в конце четвертого месяца разлуки с ним, на нее начинали находить минуты грусти, против которой она не могла бороться. Ей жалко было самое себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала всё это время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой.
В доме Ростовых было невесело.

Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20 ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого нибудь ознаменования этого времени.
На третий день праздника после обеда все домашние разошлись по своим комнатам. Было самое скучное время дня. Николай, ездивший утром к соседям, заснул в диванной. Старый граф отдыхал в своем кабинете. В гостиной за круглым столом сидела Соня, срисовывая узор. Графиня раскладывала карты. Настасья Ивановна шут с печальным лицом сидел у окна с двумя старушками. Наташа вошла в комнату, подошла к Соне, посмотрела, что она делает, потом подошла к матери и молча остановилась.
– Что ты ходишь, как бесприютная? – сказала ей мать. – Что тебе надо?
– Его мне надо… сейчас, сию минуту мне его надо, – сказала Наташа, блестя глазами и не улыбаясь. – Графиня подняла голову и пристально посмотрела на дочь.
– Не смотрите на меня. Мама, не смотрите, я сейчас заплачу.
– Садись, посиди со мной, – сказала графиня.
– Мама, мне его надо. За что я так пропадаю, мама?… – Голос ее оборвался, слезы брызнули из глаз, и она, чтобы скрыть их, быстро повернулась и вышла из комнаты. Она вышла в диванную, постояла, подумала и пошла в девичью. Там старая горничная ворчала на молодую девушку, запыхавшуюся, с холода прибежавшую с дворни.
– Будет играть то, – говорила старуха. – На всё время есть.
– Пусти ее, Кондратьевна, – сказала Наташа. – Иди, Мавруша, иди.
И отпустив Маврушу, Наташа через залу пошла в переднюю. Старик и два молодые лакея играли в карты. Они прервали игру и встали при входе барышни. «Что бы мне с ними сделать?» подумала Наташа. – Да, Никита, сходи пожалуста… куда бы мне его послать? – Да, сходи на дворню и принеси пожалуста петуха; да, а ты, Миша, принеси овса.
– Немного овса прикажете? – весело и охотно сказал Миша.
– Иди, иди скорее, – подтвердил старик.
– Федор, а ты мелу мне достань.
Проходя мимо буфета, она велела подавать самовар, хотя это было вовсе не время.
Буфетчик Фока был самый сердитый человек из всего дома. Наташа над ним любила пробовать свою власть. Он не поверил ей и пошел спросить, правда ли?
– Уж эта барышня! – сказал Фока, притворно хмурясь на Наташу.
Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных. «Что бы мне сделать? Куда бы мне пойти?» думала Наташа, медленно идя по коридору.
– Настасья Ивановна, что от меня родится? – спросила она шута, который в своей куцавейке шел навстречу ей.
– От тебя блохи, стрекозы, кузнецы, – отвечал шут.
– Боже мой, Боже мой, всё одно и то же. Ах, куда бы мне деваться? Что бы мне с собой сделать? – И она быстро, застучав ногами, побежала по лестнице к Фогелю, который с женой жил в верхнем этаже. У Фогеля сидели две гувернантки, на столе стояли тарелки с изюмом, грецкими и миндальными орехами. Гувернантки разговаривали о том, где дешевле жить, в Москве или в Одессе. Наташа присела, послушала их разговор с серьезным задумчивым лицом и встала. – Остров Мадагаскар, – проговорила она. – Ма да гас кар, – повторила она отчетливо каждый слог и не отвечая на вопросы m me Schoss о том, что она говорит, вышла из комнаты. Петя, брат ее, был тоже наверху: он с своим дядькой устраивал фейерверк, который намеревался пустить ночью. – Петя! Петька! – закричала она ему, – вези меня вниз. с – Петя подбежал к ней и подставил спину. Она вскочила на него, обхватив его шею руками и он подпрыгивая побежал с ней. – Нет не надо – остров Мадагаскар, – проговорила она и, соскочив с него, пошла вниз.
Как будто обойдя свое царство, испытав свою власть и убедившись, что все покорны, но что всё таки скучно, Наташа пошла в залу, взяла гитару, села в темный угол за шкапчик и стала в басу перебирать струны, выделывая фразу, которую она запомнила из одной оперы, слышанной в Петербурге вместе с князем Андреем. Для посторонних слушателей у ней на гитаре выходило что то, не имевшее никакого смысла, но в ее воображении из за этих звуков воскресал целый ряд воспоминаний. Она сидела за шкапчиком, устремив глаза на полосу света, падавшую из буфетной двери, слушала себя и вспоминала. Она находилась в состоянии воспоминания.