Храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе: расписание служб, адрес. Церковь антипы, епископа пергамского, на колымажном дворе Храм антипы в колымажном переулке

Церковь Священномученика Антипы, епископа Пергамского, на Колымажном дворе

Пожалуй, ни с одной другой церковью Москвы не связано столько загадок. Кроме того, сложно назвать другой московский храм, под сводами которого собирались столь разные по социальному положению и статусу прихожане.

Одной из загадок, связанных с церковью Антипия или храмом Священномученика Антипы, епископа Пергамского, на Колымажном дворе, – это местоположение. Неизвестно, почему именно на этом месте церковь была воздвигнута и освящена во имя Антипы, епископа Пергамского, ученика святого апостола Иоанна Богослова. Церковь расположена поблизости от Кремля, в четырехстах метрах на юго-запад от Боровицкой башни, в одной из древнейших населенных частей Москвы – Занеглименье.

Часть Занеглименья, в которой находилась Антипиевская церковь, Чертолье (Черторье), упоминается в летописях с 1365 года. Одно из ранних известных названий церкви Антипия – «что в Чертолье». Чертольская улица, пролегавшая по руслу современной Волхонки, в нескольких десятках метров на юг от церкви, приобрела особое значение с 1524 года, после основания Новодевичьего монастыря в память освобождения Смоленска.

Церковь Антипия на Колымажном дворе (Храм Священномученика Антипы на Колымажном дворе)

Другая загадка – это время возведения церкви. Историки датируют её строительство 1530–ми годами. Но есть версия, что первую деревянную церковь на этом месте выстроил итальянский архитектор Алевиз Фрязин в 1514 или 1519 году. Иногда считают, что он построил здесь другой храм, во имя митрополита Петра, а на его месте позднее построили (или перестроили) новую Антипьевскую церковь. Сохранившийся до наших дней храм представляет собой сложное архитектурное напластование. Считается, что его основа за века обросла новыми пристройками. Архитектура и стилистические приемы архитектурного убранства (солнце, выложенное в куполе, маломерный кирпич) свидетельствуют о сильном влиянии итальянского зодчества или о подражании ему. Всё это подогревает версию о возможном авторстве Алевиза, который вполне мог построить слободскую церковь для царских слуг.

Третьей загадкой оказалось имя тех, кто финансировал строительство храма. Считается, что в устроении храма участвовала семья Скуратовых, чья усадьба вплотную примыкала к нему с восточной стороны. Известно, что первоначально эта церковь появилась в слободе царских конюхов, живших тут, подле Кремля, ещё с XIV века. После страшного пожара 1547 года сюда же был перенесён из Кремля и сам царский Конюшенный двор, отчего местная слободская церковь стала называться «что у Государевых больших конюшен». Прежде же царский Конюшенный двор находился в Кремле, около Комендантской башни, которая именовалась тогда Колымажной, – от колымаг, экипажей, которые делали для царского двора.

Редчайшей особенностью Антипьевской церкви стали две алтарные апсиды вместо традиционной одной: в большой апсиде находился алтарь с главным престолом, в другой, меньшей – придел во имя св. Григория Декаполита. У этого придела была собственная глухая главка. Его сооружение учёные и приписывают семье Скуратовых. По одной версии, его строил во имя небесного патрона сам Малюта Скуратов, бывший в крещении Григорием. Известно, что Антипьевская церковь служила фамильной усыпальницей Скуратовых.

Местонахождение усадьбы самого Малюты до сих пор вызывает множество споров. Но одно известно точно: в годы правления Ивана Васильевича Грозного территория от Пречистенской набережной до Большой Никитской улицы была отдана в опричнину.

С Антипьевской церковью, которая ко времени опричнины уже точно стояла, связывало Ивана Васильевича не только имя Малюты Скуратова. По легенде, в этом храме Иван Грозный венчался со своей очередной женой. Русский царь чтил этого святого, и среди его родовых моленных святынь был зуб св. «Онтипия Великого», окованный серебром. Правда, есть и другая версия, почему Грозный облюбовал эту местность, – неподалеку стоял его Опричный дворец. Ещё в конце XIV века на высоком холме в Старом Ваганькове (где теперь дом Пашкова) был возведён дворец великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия I, прапрадеда Ивана Грозного. В тех краях поселился и сам Грозный, объявив опричнину. Один из местных подземных ходов якобы направлялся в сторону Колымажного двора, где находилась усадьба Скуратовых.

Надо сказать, что исторические загадки мало волновали многочисленных прихожан. А их число и в самом деле было велико. А всё потому, что именно под сводами этого храма совершалось самое большое количество исцелений от самого неприятного недуга – зубной боли. Храм, посвященный святому, прославленному избавлениями от зубной боли, привлекал в свои стены всю Москву. Здесь молились и цари, и вельможи, и простые горожане. Порой, к иконе святого Антипы подносились подвески с изображением зуба и с молитвой о здравии.

Царь Алексей Михайлович не раз хаживал на богомолье «к Антипию» с первого же года своего правления. Известно, что он однажды положил к образу чудотворца «два зубка серебряных». Именно при Алексее Михайловиче старый государев Конюшенный двор стал Колымажным. Было выстроено новое каменное здание, где вместо конюшен под навесом было устроено хранилище царских экипажей и «всего потребного» для высочайших выездов. Храм получил новое топонимическое название – «что на Ленивом торжке». Тогда вся Волхонка именовалась Ленивкой. Ленивыми торжками были древнейшие городские рынки, где крестьяне торговали с возов. Этот способ торговли дал торжкам название ленивые, то есть неоживленные. Ленивые торжки возникали обычно на всполье, на окраинах, при дорогах, где можно было свободно расставлять телеги.

Именно от церкви Антипы, что на Ленивом торжке у Старых конюшен, занялся печально знаменитый пожар в мае 1737 года. В огне погиб кремлевский Царь-колокол, сгорел Лефортовский дворец. По другой версии, пожар вспыхнул в усадьбе Милославских, стоявшей рядом с церковью.

После пожара, в 1739 году, был пристроен в камне придел Николая Чудотворца. Придел в честь великомученицы Екатерины известен с 1773 года. В 1798 году с северной стороны был пристроен придел в честь Рождества Иоанна Предтечи с западным притвором и колокольней. Эта пристройка завершила последний большой строительный период в истории храма.

В начале ХХ века в приходе Антипьевской церкви жил художник Валентин Серов. В это время уже началась работа по созданию Музея изящных искусств, который открылся в 1912 году. После революции судьбы музея и храма оказались переплетены.

Антипьевскую церковь закрыли в 1929 году. Здание было передано Центральным художественным курсам ассоциации художников революции. Затем внутри сделали жилые помещения, а позднее – подсобные помещения ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Здание реставрировалось с конца 1960–х годов, при этом старой части храма были возвращены её древние формы.

Храм был вновь освящен 25 февраля 2005 года и в нём стали проходить регулярные богослужения. Как и много веков назад, под своды уникального архитектурного и духовного памятника приходят прихожане самых разных возрастов. Ведь считается, что святой Антипа не только лечит, но и охраняет от заблуждений.

Из книги Призрак Золотой орды автора Бушков Александр

Из книги Россия, которой не было [Загадки, версии, гипотезы] автора Бушков Александр

Проклятие епископа История конфликтов коронованных владык с владыками церкви «велика и обширна есть», и даже в кратком изложении заняла бы немало толстых томов. Темой нашего очередного исторического расследования будет лишь один-единственный, практически забытый, но

Из книги Славянская книга проклятий автора Бушков Александр

Проклятие епископа История конфликтов коронованных владык с владыками церкви «велика и обширна есть», и даже в кратком изложении заняла бы немало толстых томов. Темой нашего очередного исторического расследования будет лишь один-единственный, практически забытый, но

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Из книги Ограбления, которые потрясли мир [Захватывающие истории о выдающихся криминальных талантах] автора Соловьев Александр

Серебряные подсвечники епископа - Это правда, что меня отпускают? - произнес он почти невнятно, словно во сне. - Ну да, отпускают, не слышишь, что ли? - ответил один из жандармов. - Друг мой! - сказал епископ. - Не забудьте перед уходом захватить ваши подсвечники. Вот

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

«Наставление Тверского епископа Семена» К сентенциозным сочинениям в виде сборников народных пословиц, поговорок и афоризмов примыкает и другая группа литературных памятников – наставления, поучения и нравственные проповеди. В них ставились разные вопросы, издавна

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Храм священномученика Климента, папы Римского Замоскворецкое чудо – так называли и называют храм в честь священномученика Климента папы Римского.Считается, что первая церковь была построена здесь на рубеже XV–XVI веков у так называемого замосковского Ленивого торжка.

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Регентство Амалазунты. - Ее гений, ее заботы о науках в Риме. - Ее миролюбивое царствование. - Возрастающее значение римского епископа. - Феликс IV строит церковь Св. Косьмы и Дамиана. - Мозаики этой церкви. - Мотивы почитания этих святых Благополучие римлян

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Раздоры из-за Вальдрады. - Николай осуждает Мецский собор и лишает сана Гюнтера, епископа Кельнского, и Теутгауда, епископа Трирского. - Людовик II приезжает в Рим. - Его войска творят бесчинства в городе. - Противодействие немецких архиепископов; твердость и победа

Из книги Великая хроника о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. автора Янин Валентин Лаврентьевич

Глава 135 а. О смерти плоцкого епископа В этом же году плоцкий епископ по имени Голек после недели Пасхи переселился ко Господу. Ему наследовал Петр.

автора

Из книги По Берлину. В поисках следов исчезнувших цивилизаций автора Руссова Светлана Николаевна

Из книги Соборное Уложение 1649 года автора Автор неизвестен

ГЛАВА III О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было 1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе и в его государьских полатах, не опасаючи чести царского величества, кого обесчестит словом, а тот, кого он

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Двор русских императоров в его прошлом и настоящем автора Волков Николай Егорович

XII. Положение о выходах5 при Высочайшем дворе, о входе за кавалергардов, о представлении Их Императорским Величествам, о приглашениях на балы и другие при дворе собрания и о старшинстве придворных чинов и званий I. О выходахВыходом при Высочайшем дворе называется шествие

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Антипы Пергамского на Колымажном дворе . Находится он всего в 400 метрах от Боровицкой башни Кремля – в Чертолье. Одна из главных загадок этого храма – дата его возведения. Первое упоминание – 1530 г. Однако, существует предположение, что первая деревянная в Конюшенной слободе появилась еще в 1514-1519 гг., и строил ее сам Алевиз Фрязин в честь митрополита Петра. По одной из версий позднее на ее месте была выстроена новая церквушка, освященная уже во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского (ученика апостола Иоанна Богослова). Третья версия предлагает датировать Антипы 1560-м годом, когда он был возведен уже в камне.

Сегодня трудно сказать, почему его освятили именно в честь святого Антипы, но, если учесть, что ему молятся об избавлении от зубной боли и сам Иван Грозный имел серебряный «зуб» «Онтипия Великого», становится понятным, что такого святого был просто необходим москвичам.

Придел Рождества Иоанна Предтечи

Храм Антипы Пергамскогоинтересен тем, что он имеет сразу две апсиды вместо традиционной одной, а следовательно – 2 престола – во имя св. Антипы (главный) и св. Григория Декаполита (малый). Народное предание тесно связывает Антиповский храм с именами Ивана Грозного и руководителя его опричников Малюты Скуратова. Двор имения Малюты (настоящее имя Григорий Бельский-Скуратов) вплотную примыкал к Антиповскому храму, следовательно, он лично или же его родственники (уже после его смерти) участвовали в строительстве одного из алтарей, ведь Григорий Декаполит был небесным покровителем Малюты-Григория.

Начало 1990-х

Что же касается Ивана Грозного, то молва гласит, что именно в храме Антипы Пергамского царь венчался с одной из своих многочисленных жен.

Первый царь из Романовых – Алексей Михалыч – тоже бывал в этом храме и даже клал к образу святого пару серебряных «зубков» (подвески в форме зуба). Да кто только не бывал в этом храме, стоящем в центре Москвы? Куракины, Лопухины, Апраксины и Оболенские…

Начало ХХ в.

Дошедшее до нас здание храма – наложение разных архитектурных стилей, начиная с 1596 г. В течение многих лет к двухапсидному храму пристраивались различные части. В 1722 г. – южный придел Николая Чудотворца (в 1739-1741 гг. его перестроили на средства С.А. Голицына и выделили в отдельный храм), в 1773 г. – под приделом свт. Николая был устроен придел вмч. Екатерины (в середине XIX в. два престола соединили круговой галереей на колоннах, так что Никольский храм стал выглядеть располагающимся «на хорах»).

Апсиды древнего храма

В 1798 г. возвели северный придел в честь Рождества Иоанна Предтечи (вместо разобранной по соседству одноименной церкви), построили колокольню и западный притвор. Это создало довольно интересное сочетание форм различных архитектурных стилей – классицизма и барокко.

В 1929 г. храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе закрыли и передали Художественным Курсам, которые сначала использовали его в качестве жилого дома, а затем – склада. Уже после войны, в 1950-е сломали центральный купол и главу Никольского придела.

17.12.2006
освящение колоколов для звонницы

Попытка реставрации во второй половине 1960-х (как-никак центр столицы!) под руководством архитектора Л.А. Давида чуть не стала роковой для храма. Лев Артурович хотел уничтожить все части постройки XVII – XIX вв., оставив только старинную – XVI в., и лишь благодаря вмешательству основного арендатора, Музея Изобразительных Искусств, предполагавшего размещение здесь своей довольно обширной библиотеки, удалось сохранить все части храма.

В 1991 г. образовалась православная общинахрама Антипы Пергамского, но лишь в феврале 2005 г. храм был окончательно возвращен Русской Православной Церкви. 24 апреля 2005 г., в День памяти сщмч. Антипы, епископа Пергамского, совпавшего в тот год со Входом Господним в Иерусалим, была совершена первая с 1929 г. Божественная Литургия.

Сегодня в храме существует детский исторический клуб, издаются методические пособия по работе с детьми и молодежью, организуются экскурсии и поездки, а летом – православный палаточный лагерь, где дети и подростки могут отдохнуть и приобщиться к богатствам православной культуры своего народа.

"На Руси при зубной боли люди обращались к молитвенному предстательству священномученика Антипы."
Алексий II
Святейший Партиарх Московский и Всея Руси.


Сегодня я ходила на экскурсию в храм священномученика Антипы, он является небесным покровителем
стоматологов. 24 апреля по новому стилю христиане всего мира отмечают день прославления священномученика Антипы. Именем Христовым и молитвами святой Антипа исцелял болезни, особенно зубные.
Священник Рощин Дмитрий Михайлович провёл нам экскурсию. Первое в впечатления о храме чистое, открытое, светлое место. Находиться там приятно и спокойно. С 2005 года и посей момент там ведутся восстановительные работы, но даже в это время нам были рады. Священник Дмитрий радушно принял нас и рассказал о храме.
(http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_9135)
История храма.


После прогулки по храму и узнав о его истории, уже на выходе заметили подаренную храму икону «Святой Матроне».


Поблагодарив Священника Дмитрия за интереснейший рассказ. Приехав домой, в вдохновлённая рассказами о храме, захотелось узнать по больше, на шла в интернете сайт храма и узнала что существует «Общество православных стоматологов Москвы»
Общество православных стоматологов Москвы создано в 2007 году по благословению протоиерея Владимира Волгина, по инициативе ассоциации частных стоматологических клиник г. Москвы и на основании Соглашения о сотрудничестве между Стоматологической ассоциацией России (СТАР) и православным Приходом Храма сщмч. Антипы на Колымажном дворе от 24 апреля 2006 года.
(http://www.hramantipa.ru/?id=58)
Так же при храме существует работа с детьми и молодежью.



А ещё я узнала, что Рощин Дмитрий Михайлович являться сыном прекрасной актрисы Екатерины Васильевой (http://ekaterina-vasilyeva.narod.ru/)

сыгравшею в фильме «Чародеи» великолепную директора чародейку. Я не впервые у убеждаюсь что прекрасные, талантливые люди прекрасны и талантливы во всём, занимая с таким важным делам имея чистые намерения большая редкость в нашей жизни. Рекомендую всем посетить этот храм в центре Москвы.

Наталья Владимировна Ефимова.
Стоматологический гигиенист, член общества Гигиенистов Стоматологических России.

Фото: Церковь Антипы, епископа Пергамского, на Колымажном дворе

Фото и описание

В этом храме, если верить московским легендам, венчался с одной из своих жен царь Иван Грозный. А в его сооружении, возможно, принял участие Малюта Скуратов, главный государев опричник – скуратовская усадьба почти вплотную примыкала к храму.

В настоящее время здание церкви священномученика Антипия на Колымажном дворе занимает один из отделов Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Здание было изъято у Церкви в конце 20-х годов прошлого века, в 50-е годы было частично разобрано, в конце столетия была проведена его реставрация, в том числе реставрация фасадов в 90-е годы. В 2005 году здание храма было возвращено РПЦ. Здание также было признано памятником архитектуры.

Церковь находится в Колымажном переулке, на месте бывшего Государева конюшенного двора, прозванного Колымажным, в старейшем районе Москвы – Занеглименье. Первое упоминание о церкви было найдено в исторических документах 1530 года. По всей вероятности, первое здание церкви было деревянным, и его ближе к концу XVI столетия заменила каменная постройка.

Главный придел церкви был освящен именем священномученика Антипы, который жил в I столетии, во времена правления римского императора Нерона и был епископом в городе Пергам. Благодаря стараниям Антипы жители города перестали участвовать в языческих ритуалах, и поэтому сам Антипий был принесен в жертву языческими жрецами – сожжен в ритуальной печи в виде медного быка. Тело епископа не было тронуто огнем и было тайно похоронено пергамскими христианами. Место его погребения стало источником чудес и местом паломничества.

В 1737 году здание церкви частично сгорело во время пожара, но уже спустя два годы было начато его восстановление, в котором принимали участие именитые прихожане – к примеру, князь Голицын. Примерно через сто лет Колымажный двор был разрушен, и еще через сто некоторое время его территория была передана музею.

Заканчивается реставрация и восстановление Храма Священномученника Антипия на Колымажном дворе.
И вот на днях мы имели возможность из уст очень хорошего реставратора, даже не так, Реставратора (с большой буквы. Я как всегда не запоминаю имена с первого раза, по-этому как его зовут не запомнила. Хотя им хочется в ножки поклониться за такую работу) узнать о том как они это делали и посмотреть что получилось в результате.
Историю Храма я тут рассказывать не буду. Приход очень бережно хранит историю своего Храма, что в последнее время очень редко стало встречаться.

Снимков снаружи у меня почти нет. Сблизи его снять целиком не возможно.



Храм состоит как бы из трех:

Фото не мое. Фото с сайта Архнадзора.
На фотографии это хорошо видно. Самый старый посередине самого конца 16 века 1596 года. Белый с двумя разновеликими апсидами и, что редко встречается, малая апсида дьяконник вообще-то, это придел святого Григория Декаполита имеет свою маленькую главку.
Главный престол в честь Священномученника Антипия Пергамского.



В церкви везде делают очень красивые полы в византийском стиле.




Лопатки имеют такое завершение.



штукатурка натуральная, с кирпичной крошкой. Имеет очень приятный теплый терракотовый оттенок. Можно уже и не расписывать.



Восстановлены старые порталы 16 века.


Дьяконник-придел святого Григория Декаполита. Очень аутентично сделали престол и жертвенник.


Первоначально вокруг Храма было сделано закрытое гульбище. В XVII веке вместо галереи с юга был устроен Никольский придел, в 1739-1741 годах замененный ныне существующим объемом.


высокий четверик восстанавливали. Его срубили при прошлой реставрации.

9 февраля 1739 года было «дозволено, по просьбе князя Сергея Алексеевича Голицына, вместо ветхого придела Николая чудотворца при его при­ходской церкви священномученика Антипы на Ле­нивом торжку у Старых конюшен построить вновь на том же месте на его средства, предварительно разобрав ветхий придел». К 1741 году строитель­ство придела было завершено, и его освятили 4 мая того же года. Находящийся под ним придел в честь св. великомученицы Екатерины известен с 1773 года. В здании южных приделов в середине XIX в. был разобран потолок Екатерининского придела и сделана круговая галерея на колоннах при Никольском алтаре, так, что он кажется находящимся на хорах.


в советское время тут было два этажа без всяких этих чудесных арок, балюстрад и т.д.


Верхний иконостас предела Никольского


Нижний Св. Екатерины



Сорри за качество!!!

Иконостасы тут все новые, старые не уцелели. Стараются их стилево сделать верными по фотографиям. Хорошо что не золотили дерево, как сейчас модно.


На балюстраду ведет чугунная лестница.



Я сначала подумала, надо же сохранилось каслинское литье.


Оказывается нет, это новая лестница. Отлита в Подмосковье. Ведь можем же!!


Пол тоже мозаичный



Это арочное окно связало цетральный храм с Никольским приделом

В 1798 году с северной стороны был пристроен придел в честь Рождества Иоанна Предтечи с западным притвором и колокольней. Пристройки 1798 года отмечают последний большой строительный период в истории храма.


Что интересно, вся пристройки выделены соответствующим им цветом снаружи.


В северном приделе уже почти закончена роспись. Тут она была в большей сохранности чем в остальной части. По-этому знали что писать.



купольную роспись восстанавливали. Архангелов подновили тока.



Остальное писали заново.


Иоанн Креститель. Писали сюжет по сохранившейся надписи под фреской.