Воспитание штольца в романе обломов. Проблема воспитания в романе И.А


Роман Г ончарова « Обломов » вышел в с вет в 1859 г оду, когда Р оссия с тояла н а п ороге перемен в э кономической и политической ж изни, вызванных н еобходимостью отмены к репостного п рава. В р омане Г ончаров з атронул проблемы, к оторые в ыдвинуло время, и п оказал р еальное состояние р усского дворянского о бщества в предреформенный п ериод в России. Роман « Обломов » э то роман о г ерое и о я влении, породившем э того г ероя, - « обломовщине ». Гончаров Иван Александрович


Сюжет романа это жизненный путь Ильи Ильича Обломова, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема это «обломовщина» образ жизни, жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя; но главное это отсутствие труда, практическая бездеятельность.






…Родился Илья Ильич Обломов в Обломовке этом "благословенном уголке земли", где "нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого", нет "ни страшных бурь, ни разрушений", где господствуют глубокая тишина, мир и невозмутимое спокойствие. Жизнь в Обломовке была однообразной, здесь страшно боялись каких бы то ни было перемен. В имении Обломовых традиционным был полуденный "всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти".


В оспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения. …Он был окружен заботой и вниманием со всех сторон: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка Илюши сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться...

В текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто встречаются проблемы, касающиеся воспитания. Их мы объединили в данной работе, подобрав литературные аргументы к каждому проблемному вопросу. Все эти примеры из книг можно скачать в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. Проблема детства и его роли в становлении личности человека ярко отображена в романе И.А. Гончарова «Обломов» . Читая о детстве Ильи Ильича Обломова, мы начинаем понимать, почему этот герой во взрослой жизни ведёт себя именно так. В родной Обломовке все только и делали, что ели и лежали, всё в родном имении дышало безмятежной ленью. Матушка оберегала маленького Илюшу, он рос, как нежный цветок. Так и вырос Илья Обломов праздным, совершенно не приспособленным к жизни человеком, который даже одеться самостоятельно не мог.
  2. Значимость детского периода в становлении личности человека показана в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя . Читатель на протяжении всего произведения постепенно узнаёт Павла Ивановича Чичикова. И своеобразным завершением раскрытия образа становится описание детских и юношеских лет героя. Отец учит мальчика копейку беречь, угождать начальникам. Юный Павел слушает отца и претворяет его наказы в жизнь. Чичиков, лишённый в детстве многих благ, стремится всеми средствами наверстать упущенное и получить от жизни всё. Именно в детстве персонажа мы находим корни его авантюрной натуры.

Проблема отцов и детей

  1. Хрестоматийным примером раскрытия проблемы взаимоотношений поколений может являться роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» . Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров представляют собой лагерь «детей», в противовес им выступают братья Кирсановы (Николай и Павел), представляющие собой лагерь «отцов». Базаров несёт в себе новые настроения молодёжи, нигилизм. А старики, в особенности Павел Петрович Кирсанов, не понимают идей отрицания. Главная проблема в том, что герои не хотят понять друг друга. И в этом основной конфликт поколений: неумение и нежелание принять и услышать друг друга.
  2. Трагически раскрывается тема взаимоотношений поколений в драме А.Н. Островского «Гроза». Кабаниха давно всех в своём доме подчинила своей воле, она даже не догадывается, что ее дети страдают. Дочь Варвара давно научилась лгать и лицемерить, она приспособилась к жизни в доме Кабанихи. Тихон желает сбежать из дома, где всем заправляет его мать. Между матерью и детьми нет ни понимания, ни уважения. Они находятся в разных противоборствующих лагерях, только борьба «детей» не выходит на поверхность. Бунт Варвары в её двойной жизни: матери она говорит одно, думает и делает другое. Тихон решается после самоубийства Катерины сказать своё слово, а до этого момента он будет стремиться вон из удушающего его дома. Конфликт «отцов» и «детей» приводит к страданьям обоих сторон.

Проблема семьи

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин в своём романе «Господа Головлёвы» ярко показал, как специфика воспитания внутри семьи отражается на будущей жизни уже повзрослевших детей. Арина Петровна Головлёва — мать, она делит детей на постылых и любимчиков, даёт им прозвища, которые в итоге вытесняют их имена. Дети живут впроголодь, хотя имение достаточно богатое. Никто из детей Арины Петровны не вырос в таких условиях в порядочного человека: Степан, старший сын, прокутил своё состояние и вернулся в Головлёво в возрасте сорока лет, дочь Анна сбежала с гусаром, который вскоре исчез, оставив девушку с двумя детьми, Павел выпивает, Порфирий (Иудушка) вырастает жестоким, мелочным человеком. Никто не стал счастливым, так как не было счастья и любви с самого детства.
  2. Французский писатель Франсуа Мориак в повести «Мартышка» показывает, как жестоко взаимоотношения внутри семьи могут отразиться на жизни и мировоззрении ребёнка. Героиня ненавидит своего мужа, это чувство она перекладывает на дитя из-за своих несбывшихся надежд. Маленький Гийу, которого мать называет «Мартышка» растёт в атмосфере постоянных скандалов, истерик, жестокостей. Он понимает, что мешает матери, он не нужен здесь. И ребёнок заканчивает жизнь самоубийством. В семье аристократического рода де Серне не заботились о мальчике, он был «яблоком раздора», причиной конфликтов, и поэтому финал повести столь трагичен.
  3. Правильное и неправильное воспитание

    1. Л.Н. Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» рисует несколько семей. Одной из образцовых может считаться семья Ростовых. Мать Ростова воспитывает в детях чувства добра, справедливости. Они вырастают порядочными людьми, готовыми на подвиг, самопожертвование. В семье Курагиных в воспитание потомства вкладывались абсолютно другие ценности, поэтому и Элен, и Анатоль – безнравственные обитатели высшего света. Так, Элен выходит замуж за Пьера лишь ради его денег. Таким образом, от того, какие ценности вкладываются в воспитание детей, зависит то, какими людьми они вырастут.
    2. В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина отец завещает сыну Петру Гринёву беречь честь смолоду. Эти слова становятся ориентиром для Петра. Каждый свой шаг он проверяет по этому главному завету отца. Именно поэтому он дарит заячий тулуп незнакомцу, не преклоняет колен перед Пугачёвым, оставаясь верным себе до конца, за что бунтовщик и уважает Гринёва, оставляя его в живых. Так, благодаря правильному воспитанию герой смог остаться высоконравственным и порядочным человеком во времена страшного крестьянского бунта.
    3. Проблема ответственности родителей за судьбу детей

      1. Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» показал, как сами же родители взращивают в своих имениях глупых, невежественных, избалованных детей. Митрофанушка привык, что всё в этой жизни крутится вокруг него: и кафтанчик самый лучший, и учителей подобрали так, чтобы не утомлять ребёнка, и невеста, какая пожелаешь. Ошибку своего воспитания госпожа Простакова понимает только в конце произведения, когда её родной Митрофанушка говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
      2. А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» на примере Молчалина показывает, как заветы родителей отражаются на характере человека. Отец учил Молчалина везде искать выгоду, и сын, усвоив советы родителя, вступает в жизнь прагматичным, хитрым человеком. Он, молча, терпит пренебрежение Фамусова, играет в любовь с его дочерью Софьей, и всё это ради одной цели — продвижения в карьере. Автор демонстрирует, что такие люди появляются не просто так, их натура формируется в детстве под чутким руководством родителей.
      3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Две системы воспитания в романе И. А. Гончарова «Обломов»

ГБОУ гимназия № 406

Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Выполнила - Абрамова Ирина Васильевна,


  • « …лет тридцати двух- трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности».
  • Штольц ровесник Обломову,
  • «Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь.
  • Он худощав; щек у него почти вовсе нет…
  • цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца;
  • глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные».

  • «Лежанье у Ильи Илича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием»
  • «Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть» .

Обломов и Штольц

Почему они такие разные?

В чем причины различия из характеров?

От чего зависит характер человека и его образ жизни?


Система воспитания

Родители Штольца

Родители Обломова

  • Родители его были дворянами. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам.
  • Самое главное в их жизни была еда. Ей посвящали много времени.
  • После обеда следовал продолжительный сон. Весь дом засыпал. Так проходили все дни: сон и еда.
  • Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши.
  • Они мечтали получить справку, доказывающую то, что"Илья прошёл все науки и искусства".
  • Что касается физического воспитания, то его даже не выпускали на улицу. Боялись, как бы он не убился, не заболел. Итак, Обломов вырос забитым мальчиком, без образования, но добрым в душе.
  • Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению был немец.
  • Мать - русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе.
  • Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время и обучал его наукам, учил немецкому языку. Дальше Штольц стал отправлять сына в город с поручениями,"и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах".
  • Мать учила его литературе и сумела дать прекрасное духовное воспитание сыну.

В чем сходство и в чем различие в воспитании героев?

Сходство

  • Отношение матерей к детям.
  • Отношение детей к матерям: любовь, ласка, духовная общность, попытка уберечь от трудностей и испытаний, напутствие.
  • Отцовское воспитание
  • Барство Отца-Обломова.
  • Трудовое, жесткое воспитание отца-Штольца.

Составим сравнительную таблицу

Обломовская система воспитания

Система воспитания Штольца

  • Единодушие в воспитании.
  • Родители любили, баловали.
  • Подавляли активность и самостоятельность.
  • «Лелеяли поэтическую мечту.
  • Ребенок наблюдает «сонное царство»
  • «Труд – наказание»
  • Нет единодушия.
  • Мать баловала. А отец строго воспитывал.
  • Поощрял активность и самостоятельность.
  • Мать «лелеяла поэтическую мечту»
  • Ребенок наблюдает духовную жизнь матери и упорный труд отца.
  • Смысл жизни в труде

Меню статьи:

Период детства и события, произошедшие с нами в этот период развития, существенно влияют на формирование личности человека Исключением не становится и жизнь литературных персонажей, в частности, Ильи Ильича Обломова.

Родное селение Обломова

Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.

Предлагаем ознакомиться с в романе Ивана Гончарова “Обломов”

В былые времена Обломовка могла вполне называться перспективным селением – в Обломовке изготавливали холсты, варили вкусное пиво. Однако, после того, как хозяином всего стал Илья Ильич – все это пришло в запустение, и со временем Обломовка стала отсталой деревней, из которой периодически сбегали люди, так как условия жизни там были ужасны. Причиной такого упадка стала лень его владельцев и нежелание проводить даже минимальные изменения в жизни селения: «Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну».

Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.

В воспоминаниях Обломова селение осталось как бы застывшим вне времени. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».

Родители Обломова

Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей.
Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.

Все необходимые дела им откладывались до самого последнего момента, в результате в скором времени все постройки имения начали рушиться и были похожи больше на развалины. Такой участи не минул и господский дом, который существенно перекосило, но исправить это никто не спешил. Илья Иванович не модернизировал свое хозяйство, он понятия не имел о фабриках и их устройствах. Отец Ильи Ильича любил долго поспать, а потом долго смотреть в окно, даже если за окном ничего ровным счетом не происходило.

Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.

Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.

Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.

Воспитание Обломова

Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.

За ним было закреплено много слуг – настолько много, что маленький Обломов не нуждался ни в каких действиях – все, что было необходимо, ему приносилось, подавалось и даже одевалось: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».

В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.


В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.


Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.

Образование Обломова

Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.

Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.

Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.

Качество знаний их сына их также не волновало – главное было получить аттестат. Для разнеженного Ильи Ильича обучение в пансионе, а потом университете было каторгой, это было «наказание, ниспосланное небом за наши грехи», которое, впрочем, периодически облегчали сами родители, оставляя сына дома в то время, когда процесс обучения был в полном разгаре.

Дата добавления: 24 Сентября 2013 в 11:57
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: сочинение

Скачать в ZIP архиве (25.44 Кб)

Вложенные файлы: 1 файл

Скачать файл

эссе,обломов.docx

- 28.69 Кб

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ЭССЕ
ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

НА ТЕМУ « Проблема воспитания в романе И.А. Гончарова «Обломов»: опека как тактика воспитания в семье Обломовых»

Выполнила

Студентка группы ГУС-21(2 курс)

Студенческий билет №1032100990

У.П. Чугианова

Москва, 2013

Введение...................... .............................. .............................. .........................стр.3

Тактики воспитания в семье....................... .............................. .................стр. 4-5

Влияние опеки как тактики воспитания на формирование личности И.И.Обломова.................. .............................. .............................. ................стр. 6-7

Заключение.................... .............................. .............................. ......................стр.8

Список использованной литературы.................... .............................. .............................. .....................стр.9

Введение.

Тема воспитания всегда была, есть и будет актуальной как для каждого человека в отдельности (когда-нибудь мы все обзаведемся семьей и детьми), так и для всего общества и института семьи в целом. Известно, что воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни. Естественно, исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка играет семья. Для любого ребенка, именно родители самые нужные и дорогие люди, без которых он просто пропадет в этом сложном мире.

Родительское отношение - один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье. 1 С самого рождения ребенок развивается как социальное существо и во взаимоотношениях с родителями овладевает правилами поведения, навыками общения, а также приобщается к человеческой культуре. Семья – это первый микромир для ребенка. Именно в ней складываются первые представления о мире, справедливости и несправедливости, добре и зле, ответственности и долге. Постоянное и естественное воздействие семьи на ребенка формирует его черты характера, взгляды, убеждения и, конечно, мировоззрение. У семейного воспитания есть определенная специфика, отличающая его от общественного воспитания. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Как правило, изначально семья основывается на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов. Именно чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка всю его жизнь.

Тактики воспитания в семье.

В каждой семье складывается определенная система воспитания, в которую входит и постановка целей воспитания, формулировка его задач, а также использования методов и приемов воспитания, учет того, что дозволено допустить в отношении ребенка, а что – нет.

В педагогике выделяют 4 тактики воспитания в семье: диктат, «невмешательство», сотрудничество и опека. Поговорим о каждом типе отдельно.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. 2 Конечно, родители могут предъявлять требования к своему ребенку в соответствии с целями воспитания, нормами морали и конкретными ситуациями, в которых родителям приходится принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако есть те, которые всем видам воздействия на ребенка предпочитают приказ и насилие, что естественно вызывает у ребенка сопротивление: он отвечает на принуждение и угрозы лицемерием, вспышками грубости, обманом, а иногда даже откровенной ненавистью. И даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним ломаются и многие ценные качества личности, такие как чувство собственного достоинства, самостоятельность, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Чрезмерная строгость родителей, игнорирование мнений и интересов ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении к нему относящихся вопросов - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.

Тактика «невмешательства» порождает в семье такие взаимоотношения, которые основываются на признании возможности и целесообразности независимого существования детей от взрослых. Суть в том, что могут сосуществовать два мира: мир взрослых и детей, и ни тем, ни другим не следует переходить границу, намеченную между ними. В основе этого типа взаимоотношений, как правило, лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество предполагает опосредованность в семье межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно таким образом пресекается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом. 3

Опека в семье предполагает систему отношений, при которых родители, удовлетворяя все потребности ребенка, ограждают его от всех забот, трудностей, проблем, принимая все это на себя. По сути, родители блокируют процесс активного формирования личности. Также они обычно отстранены от решения вопросов, касающихся лично их, и уж тем более, общих проблем семьи. Такие дети, как правило, оказываются неприспособленны к жизни в обществе и не готовы к столкновению с реальностью, что за порогом дома. И если диктат предполагает приказ, жесткий контроль, авторитаризм и насилие, то опека – заботу и ограждение от трудностей, однако, как ни странно, результат во многом совпадает: дети вырастают несамостоятельными, безынициативными и безвольными.

Влияние опеки как тактики воспитания на формирование личности И.И.Обломова

Читая роман И.А. Гончарова и подробно анализируя описание детства маленького Илюши Обломова, можно с уверенностью сказать, что его родители, воспитывая сына, применяли тактику опеки, что, как мы знаем, очень плохо сказалось на дальнейшей судьбе героя.

Детство Обломова было счастливым и беззаботным, его очень любили, он всегда был окружен вниманием, лаской и забой. Но в то еж время ребенка лишали возможности проявить себя. Он не мог сделать ни шагу самостоятельно, любая попытка Илюши к самостоятельному действию пресекалась, потому что для этого был “Захар и еще триста Захаров”.

Мальчику не давали возможности узнать что-то новое, высказать свои желания и проявить способности. Родители оградили его от труда, приучили к праздности и развили в нем чувство превосходства над другими. Он даже не ездил на уроки в Верхлево, потому что «Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь».

В результате он стал бездельником, не способный даже осмыслить свою жизнь, и потому скучал от всего, что ему приходилось делать. Он не понимал, зачем ему служить, и в итоге ничего лучше не нашел, как выйти в отставку. Также он не понимал, в чем смысл его учебы и впоследствии прекратил ее. Выезжая в общество, он не видел смысла в этом, и поэтому решил бросить все свои знакомство и стал целыми днями просто лежать у себя на диване.

Маленький Илюша очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала няня, и кроме которых он ничего в жизни не видел и не знал. В итоге Обломов научился только мечтать, а действовать, к сожалению, так и не научился. В то время как реальная жизнь проходила мимо, он проводил целые дни в бесполезных мечтаниях.

В том, что, став взрослым, Обломов остался таким же вялым, несамостоятельным и безынициативным, как было в детстве, нужно винить, я считаю, только его родителей, которые не давали мальчику почувствовать себя самостоятельным, что и привело его к абсолютной неготовности к жизни за пределами отчего дома.

Заключение

Семья играет в воспитании и становлении личности ребенка основную роль. Одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития его личности. Именно в семье происходит важнейший процесс социализации ребенка, что включает в себя познание им окружающей действительности, овладение навыками общения и приобщение его к человеческой культуре.

Говоря о семейных взаимоотношениях, нужно сказать, что в педагогике выделяют 4 типа тактик воспитания: диктат, «невмешательство», сотрудничество и опека.

В романе А.И. Гончарова можно увидеть, как пагубно повлияло на становление личности Обломова его воспитание, основанное на тактике опеки. Его огородили от труда и забот, не давали возможности проявлять себя и быть самостоятельным хоть в чем-нибудь, что и стало причиной того, что Обломов стал несамостоятельным, безынициативным и апатичным ко всему, что происходит вокруг.

Трудно поспорить с тем, что воспитание детей – очень тяжелый труд. Задача родителей не просто любить и уважать ребенка, но еще и предоставлять ему нужную свободу для реализации своих стремлений. Отсутствие такой свободы приведет к тому, что ребенок вырастет слабым и безвольным. Именно это произошло с главным героем романа Гончарова «Обломов»: Илья Ильич оказался не готов к взрослой жизни, далекой от мира детства.

Список использованной литературы.

  1. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика - М., 1996
  1. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаи моотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». - 1986. -№4. Карабанова О.А.,
  1. Варга А.Я. Типы родительского отношения. - Самара, 1997.
  1. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  1. И.А. Гончаров «Обломов» http://ilibrary.ru/ text/475/index.html

1 Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». - 1986. -№4. Карабанова О.А., стр. 9

2 Вайзман Н. Реабилитационная педагогика - М., 1996., стр. 72

3 Вайзман Н. Реабилитационная педагогика - М., 1996,стр. 79


Краткое описание

Родительское отношение - один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.1 С самого рождения ребенок развивается как социальное существо и во взаимоотношениях с родителями овладевает правилами поведения, навыками общения, а также приобщается к человеческой культуре. Семья – это первый микромир для ребенка. Именно в ней складываются первые представления о мире, справедливости и несправедливости, добре и зле, ответственности и долге. Постоянное и естественное воздействие семьи на ребенка формирует его черты характера, взгляды, убеждения и, конечно, мировоззрение. У семейного воспитания есть определенная специфика, отличающая его от общественного воспитания.

Тактики воспитания в семье......................................................................стр. 4-5

Влияние опеки как тактики воспитания на формирование личности И.И.Обломова..............................................................................................стр. 6-7

Заключение......................................................................................................стр.8

Список использованной литературы.....................................................................................................стр.9